Жалоба в службу государственного строительного надзора

Жалоба в службу государственного строительного надзора ЕРВК

Подача жалобы на застройщика в вышестоящие инстанции должна иметь веские и законные на то основания. К ним можно отнести:

  • Отсутствие у застройщика лицензии на осуществление строительства.
  • Отсутствие разрешения на строительство объекта.
  • Отсутствие проекта строящегося здания и проектной декларации.
  • Земля, на которой происходит возведение объекта, не принадлежит застройщику.
  • Возведение незапланированных и незаконных построек, план которых отсутствует в проекте.
  • Несоблюдение сроков сдачи постройки (по договору долевого участия).
  • Оплата дополнительных услуг, например, оплата коммунальных платежей до сдачи дома, непрописанных в договоре.
  • Сданный объект не соответствует параметрам и характеристикам, прописанным в договоре.
  • Наличие технических проблем, например, обсыпание штукатурки или фасада здания.
  • Некачественная отделка, если квартира была куплена с отделкой.
  • Нарушение санитарных и жилищных норм, например, наличие едкого невыветриваемого запаха, который означает, что при строительстве использовались материалы, не отвечающие нормам безопасности.
  • Отсутствие сетей коммуникации в сданном доме.
  • Трата денег дольщиков застройщиком в личных целях (необходимо наличие доказательств факта нарушения).
  • Отказ застройщика в уплате неустойки за задержку сдачи строительного объекта.
  • Отказ застройщика в рассмотрении жалобы по вышеизложенным причинам и нежелание идти на контакт.
  • Инстанции для обращения с жалобой
  • Алгоритм составления и подачи претензии

Данный список может дополняться в зависимости от ситуации, но, как правило, вышеуказанные основания являются наиболее популярными для обращения в вышестоящие инстанции.

В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве. 

В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.

Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.

В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.

Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве. 

В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.

Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней. 

Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.

После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.

Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:

  • наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
  • президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.

Из положительного для застройщиков хотелось бы отметить, что еще недавно служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и тому подобное. После вступления в силу ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой.

Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.

В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. 

Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как  государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).

Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.

Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).

По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.

Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами. 

В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены. 

Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными. 

Инстанции для обращения с жалобой

При обращении в вышестоящие инстанции потребитель должен быть уверен в правоте своих действий. Так, например, если он обратится с жалобой о незаконной трате денег дольщиков, при этом не сможет этого доказать ввиду отсутствия доказательств, то заявление будет отклонено, а дольщик может понести наказание за клевету.

Если потребитель уверен в том, что нарушаются его права, и может доказать это, то для начала он может попробовать решить вопрос напрямую с застройщиком. В некоторых случаях, например, при некачественной отделке квартиры, застройщик может исправить ситуацию мирным путем, попросту переделав отделку.

Но если установить контакт не получилось, то гражданин в обязательном порядке должен обратиться в вышестоящую инстанцию для защиты своих прав.

Обращение в инспекцию государственного строительного надзора

Инспекция госстройнадзора осуществляет надзор при строительстве, капитальном ремонте или реконструкции строительных объектов.

В эту инспекцию можно обратиться при следующих нарушениях:

  • Отсутствие у застройщика разрешения на строительство объекта.
  • Девелопер (лицо, непосредственно осуществляющее строительные работы) осуществляет свою деятельность без наличия на то лицензии.
  • Отсутствие проектной декларации объекта строительства.
  • Несоответствие проекта и возводимого здания.
  • Нарушение технических норм при строительстве.
  • Трата денег участников долевого строительства не в целевом направлении.

Очень важно на раннем этапе выявления нарушений обратится в инспекцию строительного надзора, чтобы предотвратить дальнейшие серьезные проблемы.

Обращение в прокуратуру

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением прав и свобод граждан и законодательства РФ. Соответственно, подать претензию в эту инстанцию можно на основании следующих причин:

  • Застройщик отказывается выплачивать неустойку за задержку сдачи объекта.
  • Отсутствие разрешения на строительство объекта.
  • Деньги, уплаченные участниками долевого строительства, тратятся застройщиком на личные цели.
  • Сторона застройщика отказывается налаживать контакт с гражданами и решать конфликтные ситуации мирным путем.
  • Офис застройщика неожиданно закрылся или переехал, не известив об этом участников строительства, контактный телефон не отвечает.

При грубом нарушении условий договора и, соответственно, прав участника, тот, в свою очередь, имеет право направить претензию на застройщика в прокуратуру.

Написание жалобы в Роспотребнадзор

Обращаться в Роспотребнадзор с претензией на застройщика нужно в случае нарушений по статьям ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей» и ФЗ №52 ««О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Соответственно, основаниями для подачи жалобы могут служить:

  • Некачественная отделка сдаваемой квартиры.
  • Нарушение санитарных условий для благополучного проживания.
  • Несоблюдение технической безопасности.
  • Несоблюдение сроков сдачи дома и отказ застройщика в выплате неустойки дольщикам.
  • Отказ застройщика принимать жалобы от дольщиков.

Любые противозаконные действия, нарушающие потребительские права дольщиков, рассматриваются в данной инстанции.

Алгоритм составления и подачи претензии

Перед тем как составить претензию на застройщика, дольщику нужно выбрать инстанцию, которая занимается решением сложившегося вопроса.

Далее нужно грамотно написать заявление, собрать и прикрепить документы и направить на рассмотрение в выбранную инстанцию одним из доступных способов.

Правила оформления заявления

Претензию на застройщика в вышестоящие инстанции необходимо составить в письменном виде на бланке организации или в произвольной форме.

Текст жалобы должен содержать следующую обязательную информацию:

Жалоба в службу государственного строительного надзора

  • В «шапке» заявления указываются наименование и реквизиты инстанции, паспортные и контактные данные заявителя.
  • Основной текст заявления содержит: дату заключения договора, данные застройщика, номер договора, нарушения второй стороны, ссылки на законодательство, подтверждающие законность обращения и последствия ситуации, если они имеют место быть.
  • В строке требований заявителем указываются возможные варианты решения конфликта, например, проверка деятельности застройщика, возмещение ущерба и др.
  • В приложении указывается список прикрепленных документов.
  • В конце претензии ставятся дата ее составления и подпись заявителя.

В заявлении недопустимо применять нецензурную лексику, оскорбления и угрозы в адрес застройщика. Образец жалобы можно посмотреть здесь.

К заявлению нужно прикрепить копию паспорта дольщика, копию договора долевого участия, копию дополнительного соглашения и другие документы в зависимости от произошедшей ситуации.

Способы подачи претензии и результаты рассмотрения

Подать составленное заявление можно любым удобным способом в зависимости от выбранной инстанции:

Жалоба в службу государственного строительного надзора

  • В инспекцию госстройнадзора подать заявление можно при личном обращении в территориальное отделение, через на официальный сайт инспекции своего города или через портал «Госуслуг».
  • В прокуратуру обратиться с заявлением можно лично в территориальное отделение, заказным письмом на адрес ГСП-3, 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а или на официальном сайте через раздел «Интернет-приемная». При подаче документов через сайт нужно заверить их квалифицированной электронной подписью; при её отсутствии необходима личная явка в отделение инстанции.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней, у прокуратуры – 15 дней. По истечении этого времени инстанция должна проверить достоверность нарушений и при их наличии выписать застройщику акт на их устранение.

Если инстанция отказывается рассматривать жалобу, или результаты проверки не устраивают дольщика, то он вправе обратиться с заявлением в суд.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля