Входящий в состав МЧС государственный пожарный надзор является специальной службой. Она отвечает за такие функции, как предотвращение ситуаций, связанных с пожарами в любых населенных пунктах, предприятиях разного назначения и организациях. Центральный орган, который отвечает за контролем, управлением территориальными органами, выступает государственный департамент пожарной безопасности.Основные задачи Госпожнадзора – обеспечение пожарного надзора, организовать все территориальные органы ПБ по обеспечению защиты городов, поселков, других населенных пунктов, а также субъектов хозяйственной деятельности от пожаров, проводить работу по усовершенствованию мероприятий, связанных с тушением очагов возгорания. В задачи можно добавить – проведение мероприятий по повышению эффективности работы местных органов ПБ, проводить полный контроль над выполнением профилактики требований ПБ.В функции контроля пожарного надзора входят:Контролировать проектные и строительные организации и компании, чтобы они проводили все работы строго с учетом требований правил пожарной безопасности. Это касается любых зданий и сооружения, различного назначения.Представители должны участвовать в приемке строительных объектов.Проводить экспертизы строящихся и эксплуатируемых объектов.Проводить проверки пожарных служб городов, поселков и субъектов хозяйственной деятельности, в независимости от их назначения.Участвовать в разработке проектно-сметной документации в разделах пожарной безопасности. Следить за эксплуатируемыми зданиями в плане требований ПБ.Участвовать в обследованиях предприятий, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных.Разрабатывать правила ПБ.Участвовать в разработках государственных стандартов, а также отраслевых, связанных со строительством.Разрабатывать нормативно-техническую документацию, связанную с правилами ПБ.Участвовать в испытаниях новых образцов различного оборудования.Проводить проверку профилактических мероприятий на объектах любого назначения.Обязанности инспекторов ГоспожнадзораИнспекторы Государственного пожарного надзора обязаны:разрабатывать мероприятия (в установленном порядке), связанные с оснащением подразделений разного уровня техническими средствами пожаротушения;проводить мероприятия по улучшению эффективности исследований, связанных с разработкой новых технологий пожаротушения и техники;внедрять новые технологии и технику, связанную не только с тушением очагов возгорания, но и с обнаружением огня;участвовать в мероприятиях, касающихся организации противопожарных мер в населенных пунктах и объектах хозяйственной деятельности;разрабатывать рекомендации по усилению требований ПБ;помогать отдельным производственным объектам в обучении по ПБ сотрудников и работников;проведение учета количества пожаров по стране, проводят их анализ, и на основе все этого разрабатываются меры, которые помогают не допускать их снова;инспекторы пожарного надзора проводят расследования возникновения пожаров, а также грубых нарушения правил и требований ПБ.Основная же обязанность инспекторов пожарного надзора – инспектировать объекты разного назначения на предмет выявления недостатков. Если таковые были обнаружены, то они составляют предписания на их устранение с указанием недостатков и сроками исправления. Если в предписанные сроки недостатки не были устранены, то руководители или собственники объектов подвергаются административным или уголовным наказаниям.Чаще всего инспекторы накладывают штрафы. Причинами могут быть не только невыполнение предписаний, но и грубые нарушения требований противопожарной безопасности: неисправность средств пожаротушения, использование их и техники не по назначению (например, пожарные шланги используют для полива призаводской территории), несоответствие реального количества средств и техники с паспортной.К уголовной ответственности руководители объектов привлекаются не часто. Обычно такое происходит на основе заключения комиссии после пожара. Если возгорание повлекло за собой человеческие жертвы, то это усугубляет положение.Внимание! Если требования и правила пожарной безопасности на объектах нарушаются постоянно, то инспекторы могут приостановить деятельность компании до ликвидации всех нарушений. Это касается эксплуатации не только зданий и оборудования, могут выявиться причины недостаточного количества первичных средств тушения огня или пожарной техники.Государственный пожарный надзор – независимый орган. Он не подчиняется никому кроме руководства МЧС. Ни политические партии, ни общественные организации или объединения, ни депутатский корпус не вправе влиять на его работу, а тем более, на проводимые им мероприятия по правилам ПБ.Полномочия инспекторов ГоспожнадзораПолномочия и обязанности инспекторов органов пожарного надзора взаимосвязаны. Многие пункты дублируют друг друга. Итак, в обязанности инспекторов входят:осуществлять надзор над местными органами пожарной безопасности, а также представителями исполнительной власти и органами местного самоуправления в плане контроля над соблюдениями правил ПБ;разрабатывать самостоятельно или с представителями исполнительной власти нормативной документации, касающейся противопожарной безопасности;разрабатывать нормативы производства оборудования, техники и средств, которые касаются пожарно-технической продукции;обследовать объекты разного назначения (и их территорию) в любое время (даже в нерабочее) в плане проверки соблюдения норм пожарной безопасности;инспекторам позволяется входить беспрепятственно в частные строения, в квартиры и дома, если у них на руках есть достоверные сведения, что в этих помещениях нарушаются правила ПБ;давать предписания не только руководителям объектов хозяйственной деятельности, но и представителям исполнительной власти, в которых указываются нарушения и недостатки;останавливать деятельность компаний, если неоднократно обнаруживаются одни и те же нарушения;останавливать производства, если выпуск товаров и изделий происходит с нарушениями ПБ;вызывать в свои кабинеты руководителей объектов и граждан для дознания, при этом инспектора вправе требовать от них любую документацию, проясняющую ситуацию, связанную с нарушениями;налагать административные взыскания в виде штрафов, это касается лиц, работающих на любых объектах (производство, торговля и прочее), которые не только не выполняют требования ПБ, но и не реагируют на предписания.Обеспечение пожарной безопасностиОрганы Государственного пожарного надзора в основном следят, чтобы выполнялось нормативное регулирование в области пожарной безопасности. В состав нормативной документации входят: стандарты, правила и нормы, инструкции и прочие документы, в которых содержаться требования ПБ.При этом Госпожнадзор контролирует документы, которые утверждаются и принимаются органами (федеральными) исполнительной власти, касающиеся ПБ. Основная их обязанность в этом случае, передать эти документы на утверждение в МЧС после полного их исследования на соблюдения правил и соответствие законодательству. Представители Госпожнадзора должны обязательно участвовать в разработках этих документов. Необходимо обозначить, что субъекты федерации сами могут разрабатывать нормативные документы, но они не должны противоречить федеральным нормативам. И федеральные, и местные нормативные документы должны быть зарегистрированы и преданы всеобщему опубликованию.Госпожнадзор обязан следить за выпуском продукции, которая попадает под категорию пожароопасной. Инспектора обязаны на таких производствах просто «прописаться». Но в независимости от типа промышленных объектов в них необходимо помочь организовать разработку нормативной документации, касающейся предотвращения возгорания, проведения профилактических мероприятий, разработке планов тушения пожаров, путей эвакуации людей и материальных ценностей.Государственный пожарный надзор – это основной орган, контролирующий пожарную ситуацию в стране. Он отвечает перед министром МЧС о проделанной работе, о пожарной ситуации, о нововведениях, плюс полная финансовая зависимость от финансовых органов МЧС.https://www.youtube.com/embed/PZGonOazXbs?feature=oembed
Рис. Работа инспектора государственного пожарного надзора
·структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
·территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
·структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
· главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;
·главным государственным инспектором территориального, объектового, специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы (см. ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ) по пожарному надзору;
· главным государственным инспектором федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации. Должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством Российской Федерации. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
·беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
·вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
·вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
·осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений;
·производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
· для категории высокого риска — один раз в 3 года;
· для категории значительного риска — один раз в 4 года;
· для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;
· для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет.
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:
· ввода объекта защиты в эксплуатацию;
· окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется:
а) решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
б) решением главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) по месту нахождения объекта защиты — при отнесении к иным категориям риска;
в) решениями главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации и профилактики тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в пределах установленной компетенции по месту нахождения объекта защиты — при отнесении к категории риска: высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого.
В случае пересмотра решения об отнесении объекта защиты к одной из категорий риска, то решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска.
Как узнать о пожарной проверке? — см. статью.
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
3. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007. – 416 с.: ил.
4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 23 сентября 2020 года)
Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.
Как мы уже сообщали ранее в наших новостях, 1 июля 2021 года на интернет-портале
правовой информации официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».
Настоящий нормативный акт разработан с целью приведения Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), в соответствие с нормами нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248).
Новое Положение вступило в силу с 1 июля 2021 года и направлено на урегулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора, в основу которого положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Далее рассмотрим основные новеллы нового Положения, которые вносят изменения в порядок организации и осуществления ГПН.
1. Введено понятие «предмета федерального государственного пожарного надзора»
Данное изменение полностью соотносится со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ).
Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:
- соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
2. Вводится новый термин
В целях реализации настоящего Положения вводится новый термин — «контролируемое лицо», под которым понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых, либо объекты надзора, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат федеральному государственному пожарному надзору.
3. Конкретизируется перечень органов государственного пожарного надзора
Конкретизировали перечень органов государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН), имеющихся в федеральных органах исполнительной власти, в сфере обороны, обеспечения безопасности, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации и в войсках национальной гвардии РФ.
4. В Положении обновлены компетенции органов ГПН
Органам ГПН добавлены компетенции, которые ранее не были отражены в Положении, в том числе:
- по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;
- по рассмотрению в установленном порядке жалоб на решения, действия (бездействия) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;
- по даче мотивированных предложений о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры;
- по осуществлению профилактических мероприятий в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.
Все права должностных лиц органов ГПН в зависимости от вида противопожарной службы удобно разделены по соответствующим пунктам Положения.
5. Уточнены и расширены обязанности должностных лиц органов ГПН
В отношении должностных лиц органов ГПН и их подразделений уточнены и добавлены новые обязанности при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Добавились некоторые специфические обязанности, такие как:
- не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
- не препятствовать с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Некоторые обязанности убрали из старой редакции Положения, а именно:
- перед началом проведения проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, гражданина, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
6. В органах ГПН будут по-новому вести учет объектов надзора
Обязательный учет объектов надзора будет осуществляться посредством сбора сведений об объектах и их включения в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России (knd.igps.ru).
Органы ГПН ежегодно к 15 августа обеспечивают актуализацию сведений об объектах надзора и их закрепление за соответствующими должностными лицами по территориальному либо функциональному признаку.
7. В Положении появились новые виды контрольных (надзорных) мероприятий
Все виды контрольных (надзорных) мероприятий, которые нашли свое отражение в главе 12 ФЗ № 248, упорядочены в Положении в зависимости от формы их проведения на следующие:
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия:
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
В ходе проведения указанных контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом ГПН также могут проводиться иные контрольно-надзорные действия, например, такие как: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, отбор проб (образцов), испытание, экспертиза.
8. Закреплена возможность отсрочки проведения контрольных (надзорных) мероприятий
Возможность отсрочить проведение контрольного (надзорного) мероприятия появляется в случаях предоставления контролируемым лицом информации о невозможности его присутствия в связи с временной нетрудоспособностью и (или) наступления обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующими доказательствами (п. 38 Положения).
9. Доказательства нарушений требований пожарной безопасности могут быть зафиксированы средствами фотосъемки, аудио- и видеозаписи
Для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности должностными лицами органов ГПН могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований пожарной безопасности осуществляется в следующих случаях:
- при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, где ранее собственником объекта создавались или создаются препятствия в их проведении;
- в случае если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности или проводится осмотр;
- при отборе проб (образцов) продукции (товаров), в ходе проведения выборочного контроля исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется непрерывно с обязательным уведомлением контролируемого лица.
10. Появилась зависимость видов контрольных (надзорных) мероприятий от категорий риска объектов защиты
Теперь в Положении отражены виды и периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска. Например:
- для категории чрезвычайно высокого риска — выездная проверка один раз в год;
- для категории высокого риска — выездная проверка один раз в два года;
- для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в пять лет.
Например, о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала (ст. 73 ФЗ № 248).
Напомним, что некоторые виды контроля могут проводиться без предварительного уведомления контролируемого лица. Речь идет об инспекционном визите, выборочном контроле, мониторинговой закупке, контрольной закупке.
Уведомления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляются контролируемому лицу в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Допускаются иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование вручения уведомления контролируемому лицу.
11. Закреплен приоритет профилактической работы перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями
В Положении отражена концепция нового ФЗ № 248, показывающая приоритет профилактической работы органов ГПН перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями.
К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит и обобщение правоприменительной практики.
12. Положение частично дополнено функционалом приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644
В связи с утратой силы с 12.07.2021 Приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644 некоторая часть пунктов указанного приказа с учетом изменений действующего законодательства перекочевала в настоящее Положение.
Например, это касается порядка проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае предоставления в органы ГПН расчета по оценке пожарного риска (п. 43, 44 Положения).
13. Отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН
В Положении отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН, который полностью соотносится с нормами главы 9 ФЗ № 248.
Напомним, что досудебное обжалование будет обеспечиваться с помощью ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (knd.gov.ru).
При этом общая норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступит в силу с 1 января 2023 года (ч. 2 ст. 39 ФЗ № 248).
Таким образом, мы рассмотрели основные изменения в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».
В целом, указанные изменения видятся нам важным и своевременным шагом в области регулирования обеспечения на объектах защиты.
В дальнейшем мы планируем более подробно осветить все
аспекты организации и осуществления ГПН в обновленных условиях. Следите за
нашими публикациями.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
85 лет назад, 18 июля 1927 года, органами власти РСФСР было утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре». Этот день считается днем образования госпожнадзора России.
«Положение» 1927 года — первый документ, давший начало развитию принципиально новой в мировой практике структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья граждан, сохранение материальных ценностей.
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций установлены постановлениями правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года «О федеральном государственном пожарном надзоре», от 21 мая 2007 года «Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», от 1 декабря 2005 года «Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Согласно законодательству, федеральный пожарный надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России, за исключением госпожнадзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, а также при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения.
Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.
Структура федерального государственного пожарного надзора состоит из четырех уровней:
Федеральный уровень — Департамент надзорной деятельности МЧС России.
Региональный уровень — управления надзорной деятельности региональных центров МЧС России.
Уровень субъекта Российской Федерации — управления надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Уровень муниципального образования — территориальные подразделения государственного пожарного надзора управлений надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
По данным МЧС РФ, в органах федерального государственного пожарного надзора России проходят службу более 14 тысяч сотрудников, из них около двух с половиной тысяч — дознаватели. Ежегодно инспекторским составом проводится более 750 тысяч мероприятий по контролю, предлагается к устранению около пяти миллионов нарушений требований пожарной безопасности.
С 2004 года государственный пожарный надзор возглавляет генерал‑полковник Геннадий Кириллов.