В рамках государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тульской области осуществляет надзор за соблюдением земельного законодательства: недопущение самовольного занятия земельных участков, использование земель по целевому назначению, обязательное использование земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, а также обязанность по переоформлению юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. В 2015 году произошли весомые изменения в земельном законодательстве. С 2015 года Росреестру предоставлены полномочия по осуществлению надзора за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности. Также с 2015 года государственным инспекторам Росреестра предоставили право проведения административного обследования. Данные мероприятия проводятся без взаимодействия с правообладателями земельных участков и прямого доступа на обследуемые земельные участки. Однако в распоряжении государственных инспекторов находятся различные информационные системы и ресурсы, архивные фонды, данные аэрокосмической съемки и др., позволяющие выявлять нарушения земельного законодательства.
За 2015 год государственными инспекторами Управления Росреестра по Тульской области было проведено 281 административное обследование на 311 земельных участках, по итогам которых выявлено 79 нарушений. В 2016 году планируется значительно увеличить применение административного обследования, так как данный способ позволяет не беспокоить добросовестных собственников земельных участков. Также необходимо обратить внимание на значительное, более чем в 10 раз, увеличение штрафных санкций за нарушения земельного законодательства. Например, за самовольное занятие земельного участка минимальный штраф для граждан увеличился с 500 рублей до 5000 рублей, для юридических лиц минимальный порог штрафных санкций увеличился до 100 000 рублей с прежних 10 000 рублей. В целом, по итогам деятельности государственных инспекторов в 2015 году Управлением Росреестра по Тульской области было наложено штрафов за нарушение земельного законодательства на сумму около 6,5 млн. руб. Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Ещё новости о событии:Государственный земельный надзорВ рамках государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тульской области осуществляет надзор за соблюдением земельного законодательства: недопущение самовольного занятия земельных участков,16:12 31.03.2016 Администрация г. Новомосковск
Государственный земельный надзорВ рамках государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тульской области осуществляет надзор за соблюдением земельного законодательства: недопущение самовольного занятия земельных участков,18:52 30.03.2016 Белёвская правда
Государственный земельный надзорВ рамках государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тульской области осуществляет надзор за соблюдением земельного законодательства: недопущение самовольного занятия земельных участков,18:17 30.03.2016 МО г. Донской
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области разъясняет Государственный земельный надзор
В рамках государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тульской области осуществляет надзор за соблюдением земельного законодательства:18:10 30.03.2016 МО Одоевский район
Государственный земельный надзорВ рамках государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тульской области осуществляет надзор за соблюдением земельного законодательства: недопущение самовольного занятия земельных участков,17:52 30.03.2016 Заря
Государственный земельный надзорВ рамках государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тульской области осуществляет надзор за соблюдением земельного законодательства: недопущение самовольного занятия земельных участков,17:28 30.03.2016 Красное знамя
Государственный земельный надзор
В рамках государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тульской области осуществляет надзор за соблюдением земельного законодательства: недопущение самовольного занятия земельных участков,17:26 30.03.2016 Арсеньевские Вести
Государственный земельный надзорВ рамках государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тульской области осуществляет надзор за соблюдением земельного законодательства: недопущение самовольного занятия земельных участков,17:24 30.03.2016 Ясногорье
В суде мужчина полностью признал свою вину и раскаялся
В Туле вынесли приговор мобилизованному за самовольный уход с места службы.
ТК Первый Тульский
ИА Тульская служба новостей
В квартире у мужчины нашли коллекцию запрещенных веществ
В Тульской области у закладчика изъяли почти 500 граммов наркотиков.
ТК Первый Тульский
Эту тему обсуждали на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы медицины катастроф».
Кроме того, в обновленное здание переехало диспансерное отделение психиатрической больницы, ранее находившееся на ул.
16 марта на еженедельном совещании руководителей медицинских учреждений региона под председательством заместителя председателя Правительства — министра здравоохранения Тульской области Дмитрия Маркова обсудили сотрудниче
16 марта в рамках мероприятий Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина,
В 2023 году исполняется 110 лет со дня рождения известного поэта, писателя, драматурга С. В. Михалкова.
В Заречье сотрудники главного управления и городского отдела ЗАГС поздравили семью Жуковых с 50-летним юбилеем совместной жизни.
Администрация г. Тула
Государственный
земельный надзор. Это
деятельность уполномоченных
федеральных органов исполнительной
власти, направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений
органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а
также юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями,
гражданами требований законодательства
РФ, за нарушение которых предусмотрена
административная и иная ответственность.
Для достижения этой цели организуются
и проводятся проверки, принимаются
предусмотренные законодательством
меры по пресечению и устранению
последствий выявленных нарушений,
осуществляется систематическое
наблюдение за исполнением требований
земельного законодательства,
проводятся анализ и прогнозирование
состояния исполнения требований
земельного законодательства (ст. 71 ЗК
РФ). Государственный земельный надзор
реализуется уполномоченными Правительством
РФ федеральными органами исполнительной
власти.
Должностные
лица органов государственного земельного
надзора имеют права:
выполнять
плановые и внеплановые проверки
соблюдения требований законодательства
РФ;
запрашивать и
безвозмездно получать на основании
запросов в письменной форме от органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей,
граждан информацию и документы,
необходимые для проведения проверок;
беспрепятственно
с предъявлением служебного удостоверения
и копии приказа (распоряжения) органа
государственного земельного надзора
о назначении проверки получать доступ
на земельные участки;
осуществлять
административное обследование объектов
земельных отношений, оформлять его
результаты соответствующим актом;
выдавать
обязательные для исполнения предписания
об устранении выявленных в результате
проверок нарушений земельного
законодательства, а также производить
контроль за исполнением указанных
предписаний;
направлять
в органы государственной власти, органы
местного самоуправления предложения
о приведении правовых актов, принятых
данными органами по вопросам использования
и охраны земель, в соответствие с
положениями земельного законодательства
и др.
Положение
о государственном земельном надзоре
утверждено постановлением Правительства
РФ от 2 января 2015 г. № 1
Плановые
проверки соблюдения требований земельного
законодательства проводятся в
соответствии с ежегодными планами
проведения плановых проверок,
утвержденными органами государственного
земельного надзора, не чаще чем один
раз в три года. Ежегодный план подлежит
согласованию с органами прокуратуры.
Ежегодный план разрабатывается в
отношении каждого субъекта РФ.
В
установленном порядке могут проводиться
внеплановые проверки соблюдения
требований земельного законодательства
органом государственного земельного
надзора после согласования с органом
прокуратуры по месту нахождения
земельного участка. Согласование с
органами прокуратуры проведения
внеплановых проверок в отношении
граждан, органов государственной власти,
органов местного самоуправления не
требуется (ст. 711
ЗК РФ).
Статья
712
ЗК РФ предусматривает проведение
административного
обследования объектов земельных
отношений.
Это исследование его состояния и
способов его использования на основании
информации, содержащейся в
государственных и муниципальных
информационных системах, открытых и
общедоступных информационных ресурсах,
архивных фондах, информации, полученной
в ходе осуществления государственного
мониторинга земель, документов,
подготовленных в результате проведения
землеустройства, информации, полученной
дистанционными методами (дистанционное
зондирование (в том числе аэрокосмическая
съемка, аэрофотосъемка), результаты
почвенного, агрохимического,
фитосанитарного, эколого-токсикологического
обследований) и другими методами.
Правила проведения административного
обследования объектов земельных
отношений утверждены постановлением
Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 251′.
Муниципальный
и общественный земельный контроль. Под
муниципальным
земельным контролем
понимается деятельность органов
местного самоуправления по контролю
за соблюдением органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, гражданами в
отношении объектов земельных отношений
требований законодательства РФ,
законодательства субъекта РФ, за
нарушение которых предусмотрена
административная и иная ответственность
(ст. 72 ЗК РФ).
Муниципальный
земельный контроль осуществляют: органы
местного самоуправления городского
округа — в отношении земель, расположенных
в границах городского округа; органы
местного самоуправления городских
и сельских поселений — в отношении
земель, расположенных в границах
городских и сельских поселений; органы
местного самоуправления муниципального
района — в отношении земель межселенной
территории муниципального района.
Под общественным
земельным контролем
понимается деятельность граждан,
общественных объединений, иных
негосударственных некоммерческих
организаций, осуществляемая в целях
наблюдения за деятельностью органов
государственной власти, органов местного
самоуправления по принятию решений,
предусмотренных ЗК РФ и затрагивающих
права и законные интересы граждан,
юридических лиц, а также в целях
общественной проверки, анализа и
общественной оценки издаваемых данными
органами актов и принимаемых ими решений
(ст. 712
ЗК РФ).
1. Государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также — органы государственного земельного надзора).
2. Предметом государственного земельного надзора являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
2) соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
3. Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
4. Организация и осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Организация и осуществление государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
5. Должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора (далее — должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного земельного надзора), в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
6. В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:
1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, — в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, — в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
7. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, уполномоченным на осуществление федерального государственного земельного надзора, выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием, целевым назначением земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, должностное лицо, уполномоченное на осуществление федерального государственного земельного надзора, не позднее пяти рабочих дней со дня окончания такого контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты такого контрольного (надзорного) мероприятия могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
8. Органы государственного земельного надзора уведомляют в порядке и случаях, установленных положением о государственном земельном надзоре, единый институт развития в жилищной сфере о фактах неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
9. Наряду со случаями, определенными пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», органы государственного земельного надзора проводят внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований, предусмотренных:
1) частью 23 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) пунктом 15 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
3) нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
10. Государственный земельный надзор за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
11. Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 апреля 2014 года № ПР-836 территориальным органам федеральных органов исполнительной власти поручено передать полномочия органам исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя.
Во исполнение указанного поручения, распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 1474-р утверждено Соглашение между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее — Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.2. Соглашения Совету министров Республики Крым переданы полномочия по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Указом Главы Республики Крым от 7 августа 2014 года № 181-У создана Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (далее – Крымсельхознадзор).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года № 351 утверждено Положение о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2.1. указанного Положения, Крымсельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Следует отметить, что осуществление государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов за Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору было закреплено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном надзоре».
Однако, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1 утверждено новое Положение о государственном земельном надзоре, в соответствии с пунктом 4 которого Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Вышеуказанные полномочия, осуществляются Крымсельхознадзором в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Последнее обновление: 17 марта 2015, 17:49
- Полномочия, задачи, функции, положение о службе
- Виды земельного контроля
- Мониторинг земель
- Порядок проведения
- Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ
- Управление Росреестра- как орган государственного надзора
- Особенности общественного надзора
- Суть и функции общественного контроля
- Субъекты общественного надзора
- Особенности процедуры
- Результаты надзора
- Нарушения требований земельного законодательства
- Штрафы за нарушения земельного надзора
- Государственный земельный надзор в РФ
- Уполномоченные органы и поднадзорные
- Объекты проверок
Полномочия, задачи, функции, положение о службе
Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (Крымсельхознадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным и подконтрольным Совету министров Республики Крым.
Крымсельхознадзор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Соглашением между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче части полномочий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 1474-р, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в пределах компетенции Крымсельхознадзора, а также настоящим Положением.
Положение о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, утвержденное постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 № 351 с изменениями, в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 26.04.2016 № 188
В соответствии с Положением о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 № 351, Крымсельхознадзор осуществляет следующие контрольно-надзорные полномочия:
В области земельного надзора Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов осуществляется надзор за соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, выполнение требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности и надзор за обеспечением защиты земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами.
В области защиты и карантина растений Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым осуществляется карантинный фитосанитарный надзор, надзор за посевами и насаждениями в питомниках, научно — исследовательских учреждениях, семеноводческих и цветочно — декоративных хозяйствах в целях обеспечения выпуска семенного и посадочного материала, свободного от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков, проведение мониторинга, обследований на установление карантинного фитосанитарного состояния района и хозяйств Республики Крым.
В области семеноводства Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым осуществляются государственные мероприятия по сортовому и семенному контролю с целью содействия юридическим и физическим лицам в создании фондов семян с высокими сортовыми и посевными качествами, контроль за деятельностью физических и юридических лиц по соблюдению ими действующего законодательства Российской Федерации в области семеноводства при производстве, заготовке, обработке, хранении, реализации, транспортировке и использовании семян сельскохозяйственных растений, а также с целью обеспечения ими правильного применения государственных стандартов при оценке сортовых и посевных качеств семян, обеспечение сортового контроля оригинальных, элитных и репродукционных семян, поступающих в торговый оборот в соответствии с установленным перечнем сельскохозяйственных растений;
В области обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов их производства, побочных продуктов переработки зерна, Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым осуществляется контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) их в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке, контроль за правильностью ведения количественно-качественного учета в соответствии с установленным порядком учета зерна и продуктов его переработки, заложенных в государственный резерв, а также предназначенных для государственных нужд.
Последнее обновление: 28 апреля 2016, 12:41
Режим работы:
С 9:00 до 18:00 (с понедельника по пятницу)
Адреса и телефоны региональных служб
Виды земельного контроля
Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:
- внешний мониторинг (надведомственный тип);
- внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).
По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:
- государственного уровня;
- муниципального типа;
- производственная разновидность;
- система контроля общественности.
На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.
СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.
Особенности государственного типа надзора:
- мониторинг касается всех категорий земельных участков;
- анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
- органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора. Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления
Задачами этого типа контроля являются:
Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:
- профилактическая работа с пользователями земель;
- обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
- ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
- организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
- налаживание эффективной схемы мониторинга.
Особенности контроля муниципального уровня:
- контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
- мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.
Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями. Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц. Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.
В роли контролеров могут выступать:
- территориальные структуры общественного самоуправления;
- отдельные граждане РФ;
- объединения общественности.
Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.
Мониторинг земель
Принятие адекватных и эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель. Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвен-но- геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Это — одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля. Его данные используются для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования и тем самым служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Постоянные обследования почв позволяют контролировать процесс землепользования и тем самым выполнять задачи текущего контроля. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, тем самым выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель, а данные мониторинга служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.
Помимо задач по выявлению изменений состояния земель, оценки и прогноза мониторинг обеспечивает научно обоснованной информацией государственные органы и других заинтересованных лиц, которая затем используется для ведения государственного земельного кадастра, организации землепользования и проведения землеустройства. Сведения мониторинга также служат источником информации для граждан о состоянии окружающей среды в части состояния земель (ст. 67 ЗК).
Смысл мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов, происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.
Государственный мониторинг может быть федеральным, региональным и локальным в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории.
На федеральном уровне осуществление мониторинга земель возложено на Госземкадастр, Росгидромет и МНР России при участии заинтересованных министерств и ведомств.
Мониторинг земель — составная часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.
Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования. Это означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда, где и когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.
В содержание мониторинга входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям. В процессе мониторинга изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Наблюдение также ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.
Полученные результаты накапливаются в архивах и базах данных автоматизированной информационной системы, ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.
Порядок проведения
Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:
- регулярные осмотры земельных наделов;
- посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
- при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
- при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
- назначают штрафные санкции.
Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.
ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию
Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ
Функции надзорных структур носят характер:
- предупредительный;
- информационный;
- карательный.
Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.
Надзор проводится в нескольких формах:
- в виде проверок планового и внепланового характера;
- непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
- устранения обнаруженных нарушений.
Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.
Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:
- Рекультивации земельных объектов.
- Улучшению земель.
- Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
- Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
- Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
- Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
- Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.
Управление Росреестра- как орган государственного надзора
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:
- контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
- надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
- контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
- контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
- установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
- исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
- устранение правонарушений в данной сфере.
По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.
В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.
Особенности общественного надзора
В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.
На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.
Суть и функции общественного контроля
Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.
Такой надзор выполняет следующие функции:
- информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
- предупредительную. Предотвращает правонарушения;
- карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Субъекты общественного надзора
Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.
Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.
Особенности процедуры
Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.
В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.
Результаты надзора
В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.
Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.
Нарушения требований земельного законодательства
В данном разделе статьи мы рассмотрим некоторые виды нарушений требований земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по размещению на нем строений, огораживании, принятии иных мер для воспрепятствования доступу на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п. При использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю виновное лицо имеет либо имело некие правоудостоверяющие или правоустанавливающие документы, которые не соответствуют требованиям законодательства РФ. В силу ст. 7.1 КоАП РФ указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб., а на юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Правонарушение выражается в совершении действий по использованию земельных участков не в соответствии с их целевым назначением или разрешенным использованием либо бездействии – неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и пр. отходов производства и потребления или иных опасных веществ. Напомним, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”). К указанным нарушениям, в частности, можно отнести:
- сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Порча земель. Требования к проведению работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, установлены Приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 “Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы”. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., а на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ).
“Ревизии и проверки
Штрафы за нарушения земельного надзора
Как правило, за выявленные расхождения с требованием действующего законодательства нарушители привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 8.12 КоАП РФ. По ней назначается штраф, размер которого следующий:
- На физических лиц – не более 5 т.р.;
- На ответственных лиц – не более 50 т.р.;
- На организации – не более 300 т.р.
Кроме того, юридические лица могут принудительно приостанавливать работу за выявленные нарушения в сфере землепользования на срок до 3 месяцев. Если в ходе проверки установлено, что из-за несоблюдения земельного законодательства был причинен вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, виновные привлекаются к уголовной ответственности.
Государственный земельный надзор в РФ
В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор.
Понятие надзора.
Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.
Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:
- организацию и проведение проверок;
- принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
- анализ текущей ситуации;
- прогнозирование их исполнения в дальнейшем.
Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения.
Уполномоченные органы и поднадзорные
Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц.
-Росреестр;
-Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
– Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.
Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится.
Государственный земельный контроль осуществляется в форме:
- Проведения плановых и внеплановых проверок.
- Систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Оно осуществляется путем административного обследования объектов, анализа правовых актов и решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления.
- Принятия мер по пресечению правонарушений или устранению их последствий.
Объекты проверок
Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:
- земельных участков,
- частей земельных наделов;
- земли как природного объекта и ресурса.
Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные
К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.
Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.
Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земельили их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению
Сюда можно отнести, например, земли:
- сельскохозяйственного назначения;
- населенных пунктов;
- водного, лесного фонда;
- другие категории, установленные российским законодательством.