ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
Одним из основоположников организации государственного пожарного надзора по праву считается Александр Георгиевич Кривошеев — заведующий Центральным пожарным отделом (ЦПО) с июля 1920 года по февраль 1924 года. Именно в этот период впервые был поставлен вопрос об организации этой структуры. Свою деятельность как руководителя Александр Георгиевич начинал в качестве петербургского брандмейстера. Но не только умением вести боевые действия и самоотверженностью отличался брандмейстер. При А.Г. Кривошееве Василеостровская часть г. Санкт-Петербурга превратилась в центр пропаганды и передового опыта пожарного дела. По его инициативе был создан музей, который работает и в наше время. Как истинный профессионал, он, не обращая внимания на политические изменения, продолжает свою деятельность, работая после Октября 1917 года в качестве председателя Собрания депутатских комитетов пожарных частей Петрограда и городской пожарной комиссии при Исполкоме Петросовета, что по существу значило руководство пожарной охраной города.
После 1921 года, взяв курс на индустриализацию, страна превратилась в большую стройку. Возводились сотни новых объектов с современной материально-технической базой. Они имели новые современные архитектурно-планировочные решения, при их возведении использовались новые материалы, внедрялись новые технологические установки и процессы и т.д. Появились новые производства, в том числе и пожароопасные.
В 1923 году состоялась первая Всероссийская пожарная конференция (с участием в её работе Председателя ВЦИК М.И. Калинина, представителе ВСНХ, ряда наркоматов).
В результате ее работы были сформулирован основные направления развития пожарной охран на последующий период, в том числе и организации государственного пожарного надзора, проект Постановления который был принят на 2-ой пожарно-технической конференции 18 мая 1926 года. И в этом немалая заслуга Александра Георгиевича Кривошеева.
В феврале 1924 начальником ЦПО НКВД бы назначен Константин Моисеевич Яичков. Его трудовая деятельность в области пожарной безопасности, которой он посвятил 51 год своей жизни, началась в 1906 году в пожарно-страховых организациях. Профессионализм и организаторские способности К.М. Яичкова наиболее ярко проявились в службе в Центральном пожарном отделе. Одной из важных задач ЦПО в то время было восстановление и развитие добровольческого движения. Только оно могло обеспечить пожарную безопасность сельской местности. При непосредственном участии К.М. Яичков было разработано Положение «Об органах государственного пожарного надзора РСФСР», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 18 июля 1927 года, этом документе законодательно утверждаются централизация руководства пожарной охраны функции государственного пожарного надзора. Работа К.М. Яичкова была также связана с совершенствованием и пропагандой пожарно-технических знаний. Свои научные взгляды на проблему пожарной безопасности он изложил в книге «Борьба с пожарами», которая выдержала шесть изданий.
Теоретической основой становления государственного пожарного надзора как инженерной науки послужили труды Валентина Александровича Эллисона, по праву считающегося основоположником этой дисциплины. Работая на пожарно-испытательной станции, он еще больше убедился в необходимости научного подхода к проблеме пожарной профилактики. А также обращал внимание на необходимость помимо огнестойкости конструкций, рассматривать и дымопроницаемость.
Уже в 1926 году, работая преподавателем в Пожарном техникуме, В.А. Эллисон сформулировал задачи пожарной инспекции, которые практически не устарели и в настоящее время. Они заключались в следующем: установить компетентный и авторитетный пожарный общий надзор; учредить такую же консультацию для разрешения возникающих вопросов; создать экспертизу по пожарным вопросам; разрабатывать пожарно-технические нормы и правила; производить надлежащие исследования и изучения для создания пожарной классификации материалов конструкций и веществ и др. В.А. Эллисон подготовил учебник «Пожарная профилактика», где всесторонне были рассмотрены все аспекты превентивных противопожарных мер. Эта книга стала основным учебным материалом при подготовке будущих инженеров пожарной безопасности.
Положение «О Государственном пожарном надзоре» 1927 года стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе — проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, эта структура взяла под надзор всю работу по предупреждению пожаров и соблюдению правил пожарной безопасности. Однако в начале своей деятельности государственный пожарный надзор испытывал ряд трудностей, не позволяющих осуществлять свою деятельность с требуемой эффективностью. В частности, на тот период остро недоставало нормативно-правовой основы для осуществления надзорной деятельности, ощущалась острая нехватка квалифицированных специалистов, практически отсутствовало научно-техническое обеспечение, лабораторная база. Решить эти задачи предстояло в кратчайшее время.
Уже в первые годы после утверждения Положения Центральным пожарным отделом (ЦПО) издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах, выходит закон «О службе в пожарных организациях», «Единый нормативный устав для добровольных пожарных организаций», а также другие документы, направленные на повышение пожарной безопасности сельских и городских объектов.
Циркуляром № 35 от 23 января 1928 г НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР, органам Государственного пожарного надзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил. Это поднимало авторитет работников пожарной охраны и, следовательно, способствовало более глубокому изучению причин нарушений противопожарного режима, а также принятию наиболее эффективных мер по предупреждению пожаров.
В 1930 году приказом ВСНХ от 18.01.1930 № 504 «Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций» всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию.
Острая нехватка квалифицированных специалистов в области надзорной деятельности решалась созданием различных видов образовательных учреждений. К 1931 году наряду с Ленинградским пожарным техникумом, возобновившим работу в 1924 году, функционировали уже пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Открылся Центральный заочный пожарный техникум, вечерний противопожарный техникум «Спринклер», в различных городах работали 16 пожарно-технических курсов. В итоге в 1931 году получили пожарно-техническое образование более 700 выпускников. Кроме этого создавались учебные команды, курсы переподготовки начсостава, курсы подготовки комсостава для сельской местности и другие. О значимости подготовки пожарных техников свидетельствует тот факт, что для руководства работой техникума в ЦПО была создана специальная комиссия.
Позднее, в 1933 году было принято решение (Постановление президиума Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР от 20.03.1933 года) о создании с 1933/1934 учебного года в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКС) отделения по подготовке специалистов в области пожарной безопасности.
Позднее, в 1936 году, отделение было реорганизовано в факультет инженеров противопожарной обороны (ФИПО). Пополнение государственного пожарного надзора квалифицированными кадрами способствовало повышению уровня проведения пожарно-профилактических работ.
Наряду с надзорно-профилактической деятельностью инспекторы стали уделять особое внимание пропаганде пожарно-технических знаний среди населения. На предприятиях, в жилом секторе организуются занятия. Через массовые издания, в том числе и через журнал «Пожарное дело», возобновившего издание с 1925 года, освещаются вопросы пожарной безопасности.
31 марта 1930 года по инициативе ЦПО был учрежден Научный пожарно-технический комитет (НПТК), на базе которого позднее, в 1937 году, был организован первый научно-исследовательский институт пожарно-технического профиля (ЦНИИПО). НТПК взял на себя функции координации развития научной основы пожарной охраны и решения всех пожарно-технических вопросов.
Осенью того же года создается Всесоюзное научное пожарно-техническое общество (ВНПТО), деятельность которого была направлена на ускорение темпов внедрения научно-технических достижений в пожарное дело. Таким образом, деятельность ЦПО по созданию нормативно-правовой базы, подготовке квалифицированных специалистов пожарно-технического профиля, научно-техническая политика, пропаганда вопросов пожарной безопасности, значительно усилили работу государственного пожарного надзора, подняв эффективность работы много выше периода создания. И в этот этап интенсивного развития СССР задачи, поставленные перед государственным пожарным надзором, были выполнены.
Несмотря на то, что в стране появилось 1500 крупных промышленных предприятий, было построено около 100 новых городов, возникли новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, химическая — количество пожаров в стране — самый объективный показатель эффективности деятельности государственного пожарного надзора — к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза — со 150580 до 100403.
Последующее десятилетие государственный пожарный надзор (с 1934 года в составе Главного управления пожарной охраны НКВД СССР) продолжал вести работу по совершенствованию деятельности, повышению пожарной безопасности объектов и территорий. В этот период выходит ряд основополагающих нормативно-правовых документов. Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654 , которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре» определившее основные функции и права органов ГПН. Этим Постановлением на Главное управление пожарной охран НКВД СССР и его органы возлагались функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности осуществлению мероприятий по контроль подготовке заключений по проектам и типа противопожарного оборудования и ряд других. Данное Постановление действовало без изменений более 40 лет. Были пересмотрен устаревшие строительные нормы и правил. Новый стандарт 90015-39, регламентирующий требования пожарной безопасности в строительстве, существенно укрепил пожарно-профилактическую работу.
С целью повышения противопожарной культуры населения в гражданских высших учебных заведениях ввели дисциплину «Пожарная безопасность». На предприятиях, в организациях рабочие, служащие, инженерно-технические работник проходили обязательное обучение пожарно-техническому минимуму. Впервые за всю историю Российского государства проблема пожарной безопасности стала действительно национальной, что принесло впечатляющие результаты. Пожарная охран стала государственной службой с финансированием из бюджета. От огня стала защищаться народная собственность, что существенно повысило и без того высокий, накопленный целыми поколениями, морально-волевой дух работников этой героической профессии. Возложение ответственности за пожарную безопасность предприятий на их руководителей существенно повысило ответственность и дисциплину среди рабочих и служащих. У всех без исключения слоев населения возросла ответственность за сохранность народного имущества.
Социальные корни причин возникновения пожаров — небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство — были сведены до минимума. И в этом не малая, если не подавляющая, заслуга государственного пожарного надзора. Об этом свидетельствует статистика: к 1941 году количество пожаров снизилось до 71,8 тысяч.
С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Весь личный состав переходит на казарменное положение, ведется активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения. Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. Большое внимание уделяется пропаганде пожарной безопасности в городах и сельской местности.
Проводится гигантская пожарно-профилактическая работа. Во всех крупных городах очищаются от сгораемых материалов чердаки жилых, общественных, производственных зданий; ненужные деревянные постройки, ветхие строения, заборы разбираются и сносятся. К примеру, в Ленинграде не осталось ни одного дома, двора, где не была бы проведена пожарно-профилактическая работа. Там же работники государственного пожарного надзора, понимая сложность ситуации, привлекли к проблеме огнезащиты строительных конструкций ведущих ученых Ленинграда. Были рассмотрены различные средства: силикаты, железный сурик, фосфаты. Но последнее слово было за работниками пожарной охраны.
Исходя из реальной ситуации — в то время в городе на Невском химкомбинате хранилось около 40 тысяч тонн суперфосфата — было предложено использовать это вещество в качестве огнезащитного средства. Предстояло проделать колоссальную работу — в короткий срок обработать миллионы квадратных метров чердачных конструкций. Суперфосфат развозился баржами по районам города, далее погружался на автомобили, грузовые трамваи, а затем ведрами, носилками доставлялся на чердаки. За кисти взялись тысячи ленинградцев, уже в этот период проявившие высокую организованность и несгибаемое желание сберечь город от фашистских захватчиков любой ценой. За короткий срок были обработаны 90% чердачных помещений и сгораемых строений. 19 миллионов квадратных метров горючих конструкций были покрыты огнезащитным составом.
Трудно представить, сколько дополнительного труда и мужества пришлось бы проявить жителям города для его сохранения, если бы н
е умная и продуманная предупредительная работа по профилактике пожаров. Аналогично происходило и в других крупных городах Советского Союза. Самоотверженную работу в военное время продемонстрировали работники государственного пожарного надзора в тылу, где в это время сконцентрировалась промышленность и значительно увеличилась численность населения.
В короткий срок на восток страны были переведены 1523 промышленных предприятия, в том числе 1300 крупных, выпускающих главным образом оборонную продукцию, которые вводились в строй в рекордно короткие сроки. Вместе с предприятиями эвакуировалось более десяти миллионов человек, как правило, это были женщины и дети, на плечи которых легла вся тяжесть тыловой работы. В труднейших условиях шла круглосуточная работа по налаживанию выпуска танков, самолетов, другой военной техники, продовольствия, обмундирования — всего, в чем нуждался фронт. Можно только догадываться, каких невероятных усилий пришлось приложить сотрудникам государственного пожарного надзора, чтобы в этот период в тылу не было допущено роста количества пожаров.
13 сентября 1942 года вышло Постановление СНК СССР «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности», которое, несомненно, усилило эффективность работы по предупреждению пожаров. Работники Госпожнадзора, а также начальствующий состав ведомственных пожарных команд промышленных предприятий и транспорта именно в дни Отечественной войны широко применяли методы активной профилактической работы. Обнаруженные нарушения противопожарных правил устраняли тут же, в ходе обследований и проверок.
К началу 1942 г. пожарная охрана располагала уже проверенным на практике опытом боевой и профилактической работы в условиях войны. Для ознакомления пожарных работников с формами профилактической работы и методами борьбы с пожарами выпускали специальный бюллетень «Противопожарная оборона». Вышли в свет пособия и техническая документация по профилактической работе и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в зимних условиях, а также правила пользования временными приборами отопления.
Правительство высоко оценило работу пожарных в годы Великой Отечественной войны. Пожарная охрана Москвы и Ленинграда награждена орденами Ленина, орденами и медалями были награждены 31832 человека из личного состава и из аппаратов пожарной охраны. Знак «Лучшему работнику пожарной охраны» был вручен 3024 сотрудникам командного состава. 2716 рядовых бойцов получили нагрудный знак «Отличный пожарник». В первые послевоенные годы остро ощущалась нехватка квалифицированных пожарно-технических кадров, которая усилиями государственного пожарного надзора компенсировалась организационными мероприятиями.
В 1947 году на крупных предприятие создаются пожарно-технические комиссии, на которые возлагается общественная работа по контролю за обеспечением и совершенствованием пожарной безопасности предприятий. Комиссией проводились смотры противопожарного состояния производственных зданий, контролировался противопожарный режим предприятий, активизировалась и стимулировалась ответственность рабочих и служащих за пожарную безопасность на рабочем месте В жилом секторе городов и поселков контроль за соблюдением правил пожарной безопасности объектов возлагался на ответственных лиц (управляющих и комендантов). Позднее организуется работа внештатных пожарных инспекторов на предприятиях.
В целях усиления пожарной охраны в сельской местности Совет Министров СССР в 1955 году издал Постановление, положившее новь принципы в организацию сельской пожарной охраны. Согласно постановлению пожарная техника передавалась на баланс колхозов, предусматривалось ускоренное внедрение противопожарных мероприятий и оборудована для защиты от огня животноводческих ферм угодий, жилых и общественных построек. Ответственность за пожарную безопасность возлагалась на председателей колхозов, основным организующим центром пожарной охраны на селе становились добровольные пожарные дружины, главной целью которых являлось предупреждение пожаров. Но уже к этому времени ряды пожарной охраны пополнили сотни молодых квалифицированных пожарных техников и выпускников высших пожарно-технических курсов, нехватка которых в первые послевоенные годы особенно ощущалась в сфере предупреждения пожаров.
Для оказания помощи работникам государственного пожарного надзора приказом НКВД СССР от 10.03.1945 г. № 046 созданы первые подвижные пожарные лаборатории (далее — ППЛ) в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска, основными направлениями которой являлись: — оказание повседневной оперативно-исследовательской помощи местному гарнизону пожарной охраны и следственным органам; — изучение явлений, происходящих на пожарах и анализ боевого использования пожарной техники; — выполнение специальных тематических работ, главным образом, по материалам, накопленным лабораторией при исследовании пожаров. С первого выезда в январе 1946 года сотрудники ППЛ собирали и систематизировали фактический материал по исследованию пожаров, изучению причин их возникновения, поведению конструкций при тепловом воздействии. Полученные данные использовались для практических рекомендаций по снижению пожарной опасности объектов, различных изделий, приборов, установок, а также при разработке нормативно-технической литературы.
В этой связи нельзя забыть и о становлении головного подразделения в области исследования и расследования пожаров — специальной научно-исследовательской лаборатории (далее — СНИЛ) ЦНИИПО МООП СССР, созданной на основании распоряжения Совмина СССР № 2332-р от 30.09.1956 на базе пожарно-испытательной станции (ПИС) Управления пожарной охраны г. Ленинграда.
С самого начала становления государственного пожарного надзора нормативно-техническая работа стала неотъемлемой его частью. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества. Нормативно-технический отдел ГуПО МВД СССР был организован в конце 40-х годов прошлого столетия. Под руководством начальника отдела Рассадкина И.Д. было осуществлено широкое внедрение систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений.
В связи с интенсивным развитием нефтегазодобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса страны сотрудники отдела приняли активное участие в разработке противопожарных требований в нормативные документы на проектирование взрывопожароопасных и пожароопасных производств. Один из опытнейших сотрудников отдела Мишин В.Ф. течение 20 лет работал плодотворно на это сложном и важном участке работы.
В последующем существенный вклад в развить пожарной безопасности внесли Рафа П.И., Ларцев Г.А., Молчанов В.П., Крючков В.Я, Колганов В.А. Значительный вклад в период 70-80 годов прошлого столетия в развитие нормативно-технической работы наряду с ученым ВНИИПО МВД России внесли руководители и сотрудники Главного управления пожарной охраны МВД СССР Кошкин Ю.Н., Кирюханцев Е.Е., Мишин В.Ф., Гаврилов A.M., Шевырев В.Т., Сафронов И.Л., Становенко А.С, Гудков А.С. и др. В это время была создана научи обоснованная система нормативных требований пожарной безопасности, реализованная строительных нормах и правилах, ведомственных нормативных документах, ГОСТах и правилах пожарной безопасности.
Плодотворная работа руководителей и инспекторского состава государственного пожарного надзора по предупреждению пожаров дала положительные результаты: с 1948 по 191 год количество пожаров, несмотря на грандиозные темпы роста промышленных предприятий, и других объектов в стране, практически не возросло и даже несколько снизилось 62934 до 62279. При этом с 1951 по 1956 год в 1261 городе страны из 1566 не было зарегистрировано ни одного крупного пожара. Важным событием, отразившим отношение государства к профессии пожарного, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1957 года об учреждении медали «За отвагу на пожаре». Этим решением профессия пожарного фактически признавалась одной из самых почетных и героических. Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало их вступлению в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров CTIF (1958 год). И в этом немалая заслуга работы органов государственного пожарного надзора. Приводя сведения о работе и развитии пожарной охраны в послевоенный период, нельзя не отметить принятое в 1956 году решение ГУПО об объединении функций предупреждения и тушения пожаров в одном подразделении. Ответственность за противопожарное состояние возлагалось на руководство частей и отрядов. Такая реорганизация объяснялась особенностями того времени, когда инспекторский состав крупных городов, в силу малочисленности подготовленных инженерных работников осуществлял надзор в основном на крупных предприятиях и в общественных зданиях.На других объектах пожарно-профилактическая работа осуществлялась недостаточно. Кроме того, при экспертизе проектов строящихся объектов инспектор не всегда предусматривал мероприятия, гарантирующие успешную борьбу с огнем. Последнее объяснялось недостаточной подготовкой техников-профилактиков в области пожаротушения (в 50-е годы в училищах обучение курсантов проводилось по специализациям). Наоборот, опыт работы объектовых пожарных частей и команд небольших городов показал возможность успешного совмещения в подразделении профилактики и пожаротушения.
Безусловно, объекты в малых городах не выделялись сложностью технологических производств и разнообразием конструктивно-планировочных решений. После либерализации общественно-политической жизни в стране и перестройки управления экономикой с отраслевого на территориальный принцип, в 1960 году произошло упразднение МВД СССР. Ряд министерств и управлений были переданы в союзно-республиканское подчинение. Функции пожарного надзора стали выполнять УПО МООП РСФСР, УПО МВД союзных республик, УПО, ОПО УВД автономных республик, краев и областей. Все это не могло не сказаться на последующем этапе работы противопожарной службы страны.
Снижение в стране темпов роста промышленного производства в 60-х годах на 65% (по сравнению с 1955 годом) сказалось и на пожарной охране. В целях «экономии» бюджетных средств было сокращено свыше 250 объектовых команд. Очевидно, не случайно, что именно на этот период вследствие снижения объема профилактических функций и быстрого реагирования на пожар на объектах приходится значительное возрастание количества крупных пожаров в стране. В этой сложной ситуации, как и ранее в истории пожарного дела России, активизируется деятельность добровольных пожарных обществ и добровольных пожарных дружин. Еще до 1960 года во всех республиках за исключением РСФСР создаются эти организации.
22 августа 1964 года СМ РСФСР одобрил проект устава Всероссийского добровольного пожарного общества, которое частично компенсировало нехватку профессиональных пожарных и инспекторских кадров, особенно в сельской местности. 23 августа 1966 года на базе упраздненного МООП РСФСР было образовано Министерство охраны общественного порядка СССР, руководившее пожарной охраной и другими службами органов внутренних дел. В 70-х годах в соответствии с директивой МВД СССР, подготовленной ГУПО, совершенствование работы пожарной охраны должно было осуществляться за счет внедрения в практику научно-технических достижений, привлечения инженерно-технических работников к творческой деятельности в области обеспечения пожарной безопасности производств. В этот период широкое внедрение получила пожарная автоматика. За короткий срок около 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров. Активно внедрялись системы пожаротушения. В результате проведенных профилактических мероприятий только за период 1966-1970 годов было предупреждено свыше 1 млн. пожаров, причем почти 100 тыс. пожаров были ликвидированы с минимальным материальным ущербом. Только за счет внедрения пожарной автоматики от огня было спасено материальных ценностей на сумму более 3 млн. руб.
В 1974-1979 годах были приняты государственные постановления по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах промышленности по совершенствованию работы государственного пожарного надзора. Руководство Главка особое значение придавало более глубокому анализу возникших пожаров за длительный период 5-10 лет. Это позволяло выявлять тенденции развития пожарной безопасности, как на ближайшую перспективу, так и на длительный срок. На основании аналитических материалов корректировались и разрабатывались научно-технические планы в области развития пожарной безопасности.
«Дело умных — предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых — управляться с бедой, когда она пришла»-сказал древнегреческий мыслитель Питтак. Этот афоризм можно безошибочно отнести на счет пожарной охраны. Идет время, кружится земной шарик, появляются новые требования пожарной безопасности, ужесточаются строительные нормы, совершенствуется пожарный инвентарь, прошла путь от объезчиков, пожарно-сторожевой охраны до мощной Государственной противопожарной службы МЧС РФ российская пожарная охрана. И всегда в основных задачах пожарной охраны на первое место ставилось – организация и осуществление профилактики пожаров!
ДО 1927 ГОДА
18 июля 1927 года органами власти РСФСР утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Это событие стало одним из поворотных в истории развития пожарной охраны. В этом документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются: разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением; руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.
Безусловно, современная система государственного пожарного надзора, постоянно совершенствуясь и развиваясь, претерпела существенные изменения. Но «Положение» 1927 года — первый документ, положивший начало развитию уникальной в мировой практике эффективной структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья россиян, а также на сохранение материальных и духовных ценностей нашего государства. Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных мер.
К первым на Руси на современном языке пожарно-профилактическим мероприятиям следует отнести возведение в XIV веке оборонительных каменных стен вокруг городов. Так, по повелению Великого Московского князя Дмитрия Ивановича в короткий срок (1365-1367) Кремль был защищен двухкилометровой стеной, выполненной из белого камня. Возведя стены, Дмитрий Донской существенно снизил опасность огненного уничтожения города от военных пожаров. И, несмотря на то, что сберечь город от огня не всегда удавалось, каменные стены часто спасали город от уничтожения. В 1451 году монголо-татарская орда после безрезультатной осады города подожгла посады вокруг стен Кремля, которые, не дав огню распространиться, защитили внутренние постройки от уничтожения.
В XV веке начинают издаваться не только строгие законы, карающие за поджог, но принимаются и некоторые предупредительные меры. Так, в 1434 году в царствование Василия II Темного издаются указы о правилах пользования открытым огнем. На том этапе развития общества эти меры — несомненный прогресс. И, несмотря на некоторую их ограниченность, важно отметить, что проблема пожарной безопасности как социальное явление — одна из первых, на которую обратили внимание власть имущие. Попытки предупредительной борьбы с пожарами в Москве, а затем и в других русских городах относятся к концу XV — началу XVI веков. К тому времени Москва представляла собой крупный по тем временам город с населением около 20000 жителей, проживающих в 8-10 тыс. дворах. Деревянные строения располагались в непосредственной близости друг от друга.
После опустошительного июльского пожара 1493 года Иван III издает первые на Руси правила, направленные на предупреждение возникновения пожаров: летом печей не топить, пищу варить на огородах, вдали от домов; не держать огня в домах; не заниматься стекольным производством в городе и др. В Судебнике (сборнике законов Русского государства), изданном в 1497 году и названным Судебником Ивана III, кроме указанных мер пожарной безопасности, предписываются суровые меры наказания поджигателям. Одним из знаменательных указаний князя явилось требование строительства каменных зданий. В Москве стали строиться заводы по производству кирпича. Этот огнестойкий материал использовался при реконструкции стен Кремля, которые были возведены из красного кирпича и имели высоту 17 метров и ширину 5 метров. Для повышения мер пожарной безопасности Иван III приказал снести все постройки вокруг стен Кремля на расстоянии 235 метров. Этот указ явился прообразом современных требований противопожарных разрывов. В городе стали возводиться каменные терема на безопасном расстоянии друг от друга. Кремль стал олицетворением силы и могущества Русского государства.
В XVI веке каменное строительство стало вестись и в других российских городах. Были сооружены крепости-кремли в Смоленске, Туле, Троице-Сергиев монастырь в Загорске, Новодевичий монастырь в Москве.
В1504 году издается указ, устанавливающий ограничительные меры пользования в быту печами, свечами, лучинами; предписывающие заниматься вдали от строений гончарам оружейникам, кузнецам. Указом учреждаете создание пожарно-сторожевой команды, в обязанности которой входило вести наблюдение за соблюдением порядка в городе, в том числе за мерами пожарной безопасности. В связи с этим город разделялся на участки, на улицах устанавливались ворота, которые на ночь запирались. Горожане выставляли группу сторожей которую возглавлял решеточный приказчик, основную обязанность которого вменялось не допускать в город пришлых людей. В дальнейшем, вплоть до середины XVI век издавались указы и распоряжения, запрещающие пользоваться летом банями, разводит костры и др., по существу повторяя уже действующие правила.
Несмотря на то, что попытки регламентировать меры пожарной безопасности наблюдались и в более древние времена, все же следует выделить указы Ивана III как первые нормативные документы в этой области.
Следующий период развития пожарно-профилактических мероприятий в Российском государстве начинается с середины XVI века или со времени царствования Ивана Васильевича Грозного (1533-1584). В 1533 году он издал указ, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки с водой и запрещающий топить летом печи, а пищу разрешалось готовить только вдали от жилищ. Позднее, в 1583 году, требования его распространились на все поселения Московского государства. эффективности противопожарных мероприятий, предпринятых Иваном Грозным, свидетельствует тот факт, что за почти полувековое правление, Москва была подвержена опустошительному огненному шквалу лишь один раз — в 1571 году. И это, несмотря на то, что столица к тому времени имела размеры в окружности около 30 верст и насчитывала более 40 тыс. дворов — вдвое больше, чем при Иване III, что, безусловно, повышало возможную частоту возникновения загораний.
В 1598 году по решению Земского собора царем был избран Борис Годунов. Наряду с важными политическими решениями, направленными главным образом на ликвидацию культурного и научного отставания России от Запада, им были предприняты попытки оградить столицу от огненной стихии: в 1603 году он делит Москву на 11 округов, назначает в каждом из них ответственным за «бережение от огня» одного из членов боярской думы.
Важной вехой в становлении Российского государства стало правление Алексея Михайловича (1645-1676). Одним из самых главных событий этого времени следует считать принятое на Земском Соборе в 1649 году Соборного Уложения — сборника российских законов, окончательно оформившего крепостное право и укрепившего власть. Помимо этого в Уложении были помещены четыре статьи, касающиеся пожарного дела. В них говорилось, что хозяин дома может требовать с нанимателя осторожного обращения с огнем, а в случае возникновения пожара по его вине — взыскивать причиненный ущерб. Устанавливались меры наказания за несоблюдение правил пожарной безопасности и за поджог.
В целях сбережения от уничтожающих пожаров 30 апреля 1649 года издается, а в 1667 и 1675 годах дополняется «Наказ о градском благочинии», который распространился по всей Руси. Он содержал правила предупреждения пожаров, обязательных для всех. В наказе в очередной раз регламентировались меры безопасного обращения с огнем. За нарушение этих правил налагался штраф в размере пяти рублей, а виновник пожара, возникшего из-за нарушений указа, подвергался ссылке. Жителям городов указывалось на необходимость держать в домах пожарный инструмент: кадки с водой, топоры, крючья, веники. На каждые десять домов надлежало сооружать колодец для пожарных нужд.
Исполнение Наказа возлагалось на объезжего голову. Причем в Наказе указывались конкретные фамилии ответственных за пожарную безопасность — кого-либо из высокопоставленных чиновников государства.
История сохранила имя первого «пожарного» Кремля — князя Анастаса Алибеевича Македонского. В помощь объезжим головам выделялся целый штат решеточных приказчиков и стрельцов. Кроме этого, по указанию царя в охране безопасности города обязаны были принимать участие по одному жителю из каждых десяти дворов. Они должны были обходить свои кварталы с бердышами, швабрами, топорами, рогатинами и заливными трубами. Объезжей голове вменялось в обязанность наблюдать за регулярной чисткой дымоходов от сажи.
«Наказ о градском благочинии» явился первым документом, утверждающим пожарную безопасность на Руси. Именно поэтому 30 апреля является днем профессионального праздника работников противопожарной службы.
Дальнейшее активное и поступательное развитие пожарной профилактики относится к периоду правления Петра I. В 1701 году выходит указ о строительстве в городах каменных зданий. В 1704 году этот указ повторяется для Москвы. Самое свое любимое творение — Санкт-Петербург — Петр I всячески оберегал от огненного уничтожения. Вот лишь далеко не полные сведения об организации мер пожарной безопасности в городе. С самого начала строительства планировка города устраивалась по правилам пожарной безопасности: дома строились с противопожарными разрывами, улицы располагались прямолинейно и «просторно», что позволяло беспрепятственно вести пожаротушение, на Васильевском острове планировалось соорудить каналы, оборудованные противопожарным инвентарем.
Был издан целый ряд указов, инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах, в жилых зданиях.
Петр хорошо сознавал необходимость постоянного контроля за мерами обеспечения пожарной безопасности со стороны государственных чиновников. Эту работу он возлагал сначала на генерал-губернатора А.Д. Меньшикова, а затем на канцелярию городовых дел. После учреждения главной полицейской канцелярии за строгим исполнением петровских указов, и в том числе в области пожарной безопасности, следил генерал-полицмейстер, подчинявшийся только царю. Непосредственный надзор за выполнением противопожарных мероприятий возлагался на конкретных государственных лиц.
Благодаря противопожарным мерам, а так же жесткому контролю за их соблюдением, за 20 лет существования Санкт-Петербурга при Петре I произошло лишь 9 крупных пожаров.
Пожары, захлестнувшие Россию в конце XVIII века, не могли быть не замечены. Практически после каждого существенного пожар появлялись очередные указы, распоряжения, инструкции. В этот период внимания заслуживает следующее: при правлении Анны Иоановны (1730-1741) был издан сенатский указ о строительстве брандмауэров. В 1740 году обращается внимание на одну из причин возникновения пожаров — пьянство. Для борьбы с этим злостным явлением было ограничено время торговли спиртными напитками.
Важным, ознаменовавшим новый шаг в развитии пожарной охраны, явился Указ императрицы Екатерины II (1762-1796) от 15 декабря 1763 года об учреждении штата главной Санкт-Петербургской полиции, при которой определено иметь число чинов при пожарных инструментах с брандмайором во главе. Штату пожарных предписывалось вести наблюдение за соблюдением правил пожарной безопасности и обслуживать пожарное имущество. Несмотря на то, что в 1832 году появляются «Строительный устав» и «Пожарный устав»; в 1834 году — противопожарные правила на судах и плотах; в 1838 — положение о Петербургской полиции с прилагаемой инструкцией по содержанию в пожарной безопасности жилых домов, приведенные в документах правила, предусматривающие вопросы пожарной безопасности, никем не контролировались и поэтому не имели должного эффекта. Количество пожаров в конце XIX начале XX веков в Российской империи резко возросло. Тревожное положение в государстве с пожарами, особенно в сельской местности, неадекватное отношение к этой проблеме чиновников побудили и дали рождение такому массовому движению как создание добровольных пожарных обществ.
Важным шагом в объединении добровольных пожарных структур, взявших на себя обязательство по обеспечению пожарной безопасности, стал созыв первого съезда пожарных деятелей России, который прошел в июне 1892 года в Санкт-Петербурге. Съездом было принято решение об образовании добровольного пожарного общества, которое начало работу на следующий год.
Первым председателем Главного комитета был избран А.Д. Шереметев, большой энтузиаст пожарного дела и один из главных инициатор здания общества. В 1892 году он впервые начал издавать журнал «Пожарный», которые предназначен для популяризации пожарного дела в России, для привлечения властей к проблеме пожарной безопасности, объединения пожарных.
В 1894 году главный совет общества возглавил активный пропагандист пожарного князь Александр Дмитриевич Львов. В том же году в России вместо журнала «Пожарный» начинает издаваться журнал «Пожарное дело». По инициативе князя еще в 1892 году 23 мая в Петербурге в здании Технического общества организуется первая стационарная выставка пожарного дела. Вторая выставка открылась 21 июля 1897 года. Она размещалась на барже «Первенец». Удачное решение создания передвижной выставки, которая перемещалась от Невы до Волги и останавливалась в течение двух лет в 116 городах, привлекло око
ло 120 тысяч посетителей. Следующая выставка, тоже передвижная, была организована в 1899 на пожарном поезде, которая за четыре месяца работы демонстрировалась в 74 городах европейской части России, включая Москву и Санкт-Петербург. Так, во многом благодаря активистам общества, 1906 год стал знаменательным, положившим начало образовательной деятельности в пожарной охране страны: в Санкт-Петербурге были организованы Курсы пожарных техников.
Еще раньше, в 1895 году, в районе Мытищ создается опытная пожарная станция, по существу являющаяся прототипом современных испытательных пожарных лабораторий. В её функции входило проведение огневых испытаний материалов и конструкций, используемых в строительстве, огнезащитных материалов. Кроме этого, проводилось обучение постройке жилищ, устраивались выставки новых достижений в области пожарного дела.
Императорское Российское пожарное общество выполнило свою основную функцию — взяло на себя большую организаторскую работу в области развития и популяризации пожарного дела, активизации пожарно-профилактической работы. Однако их стремление возвести проблему предупреждения и тушения пожаров на уровень государственной политики реализовалось только в 1918 году, уже в Советской республике в виде Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало единой национальной политики в области пожарной безопасности, в том числе пожарной профилактики. Декрет был принят 17 апреля 1918 года по представлению Высшего совета народного хозяйства и Всероссийского пожарного обществ Советом Народных Комиссаров (СНК). Б Декрете отмечалось, что пожарное дело должно базироваться на современной технической базе, важное место должна занимать пожарно-профилактическая работа. Противопожарные мероприятия должны подразделяться на две главные группы: общегосударственные мероприятия, осуществляемые на уровне государства, города, села и учреждения; местные мероприятия, находящиеся в заведывании местных органов и проводимые с привлечением населения. Эти направления стали основными в последующем развитии Советской пожарной охраны и нашли свое отражение в Положении о государственном пожарном надзоре.
Годы разрухи, вызванной последствиями гражданской войны, не могли не отразиться на обстановке по борьбе с пожарами. Зачастую пожары принимали огромные размеры, уничтожая целые жилые кварталы, фабрики, общественные здания, леса. В целях улучшения создавшегося положения органами власти РСФСР, а также Советом труда и обороны, возглавлявшимся Председателем СНК, был принят ряд постановлений по укреплению пожарной безопасности в стране. Постановлением СНК от 23.04.1921 г. «О мерах по борьбе с пожарами» в центре, губерниях и уездах РСФСР были созданы специальные комиссии по борьбе с пожарами, которым представлялось право через отделы труда привлекать население к тушению пожаров в порядке трудовой повинности.