Вышло постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (ред. 28, 03) «О федеральном государственном экологическом надзоре» (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре)

Вышло постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (ред. 28, 03) "О федеральном государственном экологическом надзоре" (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре) ЕРВК

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Субъекты экологического контроля

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Об
экологическом контроле и надзоре можно
говорить в 2х аспектах:

1)
как проявление и реализация экологической
функции российского государства.

2)
как элемент управления качеством
окружающей среды.

Экологический
контроль и надзор — это система мер,
направленных на предупреждение, выявление
и пресечение нарушений требований в
области охраны окружающей среды.

Цель
— реализация права граждан на благоприятную
окружающую среду.

Экологическому
контролю можно дать следующую
классификацию:

По
субъекту осуществления экологического
контроля и надзора:

1)
внешний, надведомственный. Специально
созданными государственными органами
надведомственного характера. На всех
распространяются.

2)
внутренний, внутриведомственный. Внутри.
Общественный сюда относится.

По
объекту экологического контроля:

1)
контроль за состоянием отдельных
дифференцированных объектов (недра,
почва, воды).

2)
контроль за состоянием отдельных
природных комплексов и территорий.

3)
контроль за соблюдением экологических
требований в ходе осуществления
хозяйственной и иной деятельности.

Из
системы экологического контроля в 2004
г. был исключен такой вид контроля как
муниципальный контроль. Но тем ни менее
органы государственной власти могут
делегировать свои полномочия ОМСУ.

Государственный экологический надзор — одна из функций современного государства. Кроме того, он является составной частью механизма реализации эколого-правовых норм (природоохранных требований), предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Основная цель регионального государственного экологического надзора — обеспечение экологической безопасности на территории Кировской области, соблюдение рационального, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения.

Главными задачами регионального государственного контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды являются выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов хозяйственной и иной деятельности на объектах, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и надзору.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Согласно пп 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды»  объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах,в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 августа 2022 г. N 532 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Подать заявку необходимо через личный кабинет природопользователя lk.rpn.gov.ru (с использованием учетной записи на Госуслугах).

Под государственным
экологическим надзором понимаются
деятельность уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение
нарушений органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также юридическими лицами, их
руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями и
гражданами требований закона, посредством
организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных
законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений, и
деятельность уполномоченных органов
государственной власти по систематическому
наблюдению за исполнением обязательных
требований.

Государственный
экологический надзор включает в себя:

-государственный
надзор за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр;

-государственный
надзор в области обращения с отходами;

-государственный
надзор в области охраны атмосферного
воздуха;

-государственный
надзор в области охраны водных объектов;

-федеральный
государственный контроль (надзор) в
области рыболовства и сохранения водных
биоресурсов;

-федеральный
государственный охотничий надзор;

-государственный
надзор в области охраны и использования
особо охраняемых природных территорий.
И тд.

Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти (федеральный
государственный экологический надзор)
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

Производственный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях обеспечения
выполнения в процессе хозяйственной и
иной деятельности мероприятий по охране
окружающей среды, рациональному
использованию и восстановлению природных
ресурсов, а также в целях соблюдения
требований в области охраны окружающей
среды, установленных законодательством
в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной
и иной деятельности обязаны представлять
сведения о лицах, ответственных за
проведение производственного
экологического контроля, об организации
экологических служб на объектах
хозяйственной и иной деятельности, а
также результаты производственного
экологического контроля в соответствующий
орган государственного надзора.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях реализации
права каждого на благоприятную окружающую
среду и предотвращения нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется общественными
объединениями и иными некоммерческими
организациями в соответствии с их
уставами, а также гражданами в соответствии
с законодательством.

Результаты
общественного контроля в области охраны
окружающей среды, представленные в
органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке,
установленном законодательством.

Федеральный закон
от 10.01.2002 N 7-ФЗ

(ред. от 21.11.2011, с
изм. от 07.12.2011)

«Об охране
окружающей среды»

Статья 65.
Государственный экологический надзор

(в ред. Федерального
закона
от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Под государственным
экологическим надзором понимаются
деятельность уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение
нарушений органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также юридическими лицами, их
руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями
(далее — юридические лица, индивидуальные
предприниматели) и гражданами требований,
установленных в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации, настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами
и принимаемыми в соответствии с ними
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации в области охраны
окружающей среды (далее — обязательные
требования), посредством организации
и проведения проверок указанных лиц,
принятия предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению
и (или) устранению последствий выявленных
нарушений, и деятельность уполномоченных
органов государственной власти по
систематическому наблюдению за
исполнением обязательных требований,
анализу и прогнозированию состояния
соблюдения обязательных требований
при осуществлении органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей
деятельности.

2. Государственный
экологический надзор включает в себя:

государственный
экологический надзор на континентальном
шельфе Российской Федерации;

государственный
экологический надзор во внутренних
морских водах и в территориальном море
Российской Федерации;

государственный
экологический надзор в исключительной
экономической зоне Российской Федерации;

государственный
экологический надзор в области охраны
озера Байкал;

федеральный
государственный лесной надзор;

федеральный
государственный надзор в области охраны,
воспроизводства и использования объектов
животного мира и среды их обитания;

3. Государственный
экологический надзор в отношении
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих
хозяйственную и иную деятельность с
использованием объектов,
хотя бы один из которых подлежит
федеральному государственному
экологическому надзору, осуществляется
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.

4. Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти (федеральный
государственный экологический надзор)
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
(региональный государственный
экологический надзор) (далее — органы
государственного надзора) согласно их
компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации
в порядке, установленном соответственно
Правительством Российской Федерации
и высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации.

5. К отношениям,
связанным с осуществлением государственного
экологического надзора, организацией
и проведением проверок юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей,
применяются положения Федерального
закона
от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля».

6. Государственный
экологический надзор организуется и
осуществляется с учетом категорий
объектов хозяйственной и иной деятельности,
осуществляемой юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и
гражданами, и с учетом перечня нарушений
законодательства Российской Федерации
в области охраны окружающей среды,
представляющих угрозу причинения вреда
окружающей среде.

7. Критерии и (или)
показатели негативного воздействия
объектов хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду, в том числе показатели
высокого и экстремально высокого
химического и радиационного загрязнения
окружающей среды, на основании которых
устанавливаются для целей государственного
экологического надзора категории
хозяйственной и иной деятельности,
осуществляемой юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и
гражданами, и перечень нарушений
законодательства Российской Федерации
в области охраны окружающей среды,
представляющих угрозу причинения вреда
окружающей среде, устанавливаются
Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если
при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объектов капитального
строительства предусмотрено осуществление
государственного строительного надзора,
государственный экологический надзор
осуществляется в рамках государственного
строительного надзора органами
исполнительной власти, уполномоченными
на осуществление государственного
строительного надзора, в соответствии
с законодательством
о градостроительной деятельности.

Государственный
экологический надзор проводится в форме
предупредительного
и текущего.

Задачей
предупредительного надзора
является недопущение хозяйственной,
управленческой и иной деятельности,
которая в будущем может оказывать
вредное воздействие на природу.
Осуществляется такой надзор на стадиях
ее планирования или проектирования
этой деятельности, реализации проекта,
ввода объектов в эксплуатацию. Текущий
государственный экологический надзор
осуществляется специально уполномоченными
органами на стадии эксплуатации
предприятий и иных экологически значимых
объектов, в процессе природопользования.

1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;

регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:

1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении:

следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;

внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;

производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;

в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

производственных объектов, являющихся:

пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;

морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;

объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);

объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;

объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

производственных объектов, на которых эксплуатируются:

ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:

к объектам I категории;

к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;

производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:

вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);

классификации промышленных объектов и производств;

соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).

В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).

4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

5. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).

8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:

1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;

2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.

10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.

11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Права субъектов экологического контроля

К правам органов, которые осуществляют контроль в области охраны окружающей среды, относится:

  • получение ответов на письменные мотивированные запросы, которые направляются физическим и юридическим лицами различных уровней с целью проведения проверок. Должностные лица имеют право истребовать необходимую документацию;
  • беспрепятственное посещение и обследование территорий, зданий, сооружений, обезвреживающих устройств, технических и транспортных средств, средств контроля, при проведении проверок, а также проведение исследований и испытаний, расследований и экспертиз. При проведении подобных мероприятий должностное лицо должно подтвердить наличие  полномочий на осуществлении данной деятельности: предъявить служебное удостоверение и копию приказа руководителя;
  • выдача предписаний, обязывающих устранить нарушения экологических требований, а также о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел о правонарушениях и принятие мер по предотвращению подобных нарушений;
  • направление материалов о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды компетентным органам для возбуждения уголовных дел по признакам преступления;
  • предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вследствие нарушения экологических требований.

Органы государственного контроля могут по собственной инициативе либо привлекаться судом к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований. Должностные лица, осуществляющие экологический контроль, находятся под защитой государства.

Автор статьи

Вышло постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (ред. 28, 03) "О федеральном государственном экологическом надзоре" (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре)

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • надзор за обращением с отходами;
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный лесной надзор;
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный охотничий надзор.

Субъекты экологического контроля

Полномочиями по контролю и надзору в области охраны окружающей среды наделены государственные органы. В настоящее статье раскрывается правовой статус субъектов экологического контроля.

Контроль в экологической сфере представляет собой систему мероприятий, проведение которых должно способствовать предотвращению, выявлению, пресечению неправомерных действий, которые влекут или могут стать причиной экологических проблем. Контролирующие органы обязаны обеспечить соблюдение со стороны хозяйствующих субъектов тех требований, которые установлены на уровне законодательных нормативов, относящихся к сфере экологии.

Цели, которые ставит перед собой государственный надзор, позволяют наиболее точно определить смысл самого определения. Органы государственного надзора, осуществляющие функции, направленные на защиту окружающей среды, имеют следующие цели:

  • Обеспечение исполнения норм экологического права;
  • Соблюдение требований локальных и государственных документов, разработанных для урегулирования экологических отношений;
  • Обеспечение безопасного экологического фона.

Среди основополагающих принципов, которыми руководствуются органы государственного надзора, в процессе осуществления деятельности можно выделить:

  • установление независимого контроля;
  • наличие презумпции опасности для экологии во время осуществления хозяйственной деятельности;
  • снижение негативных воздействий, которые характерны для удовлетворения производственных потребностей, путем установления нормативов, определения технологий, способствующих уменьшению негативных последствий;
  • обязательное участие органов федерального государственного надзора, физических и юридических лиц, в осуществлении защиты экологии;
  • запрещение видов деятельности, которые могут привести к негативным последствиям в экологии;
  • установление ответственности за нарушения норм экологического права; обеспечение участия граждан и некоммерческих организаций в деятельности, связанной с охраной экологии.

Обширной компетенцией с сфере экологии наделен Росприроднадзор, который имеет в своей структуре ряд территориальных органов.

Помимо Росприроднадзора, проведением проверок, связанных с природопользованием, занимаются:

Ростехнадзор, область контроля которого распространяется на сферу обращения радиоактивных отходов и веществ; Роспотребнадзор, контролирующий обеспечение благополучия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия; Рослесхоз, специализирующийся в сфере использования леса; Росгидромет, контролирующий процессы в сфере метеорологии и геофизики; Росрыболовство, осуществляющий надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ; Росреестр, осуществляющий земельный надзор; Природоохранная прокуратура, деятельность которой направлена на сохранение экологической безопасности.

Государственные органы осуществляют свою деятельность через представителей – государственных инспекторов, которые наделены действующими законодательными актами рядом полномочий.

Статья 23.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ к органам, осуществляющим государственный экологический надзор, относит следующих субъектов:

  • главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, его заместителей;
  • старших государственных инспекторов РФ;
  • государственных инспекторов РФ;
  • главных государственных инспекторов РФ;
  • главных государственных инспекторов субъектов РФ в области охраны окружающей среды, их заместителей;
  • старших государственных инспекторов субъектов РФ;
  • государственных инспекторов субъектов РФ.

К числу субъектов относятся граждане и юридические лица. Но необходимо понимать, что на них не могут быть возложены конкретные полномочия в данной сфере.

Вопросы и ответы юристов

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Вышло постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (ред. 28, 03) "О федеральном государственном экологическом надзоре" (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре)

Куренкова Елена Владимировна

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Имеет ли право гос. экол. надзор посещать частные дачные участки и выписывать постановления за битый кирпич на участке, грунт

Гос.экол.надзор приехал на мой дачный участок без моего ведома, сфотографировали мешки с битым кирпичом, завезенный крунт (док.на него имеются) и выписали протокол , потом постановление по ст. 8.2 (несоблюдение экологических норм) . Имеют ли право они посещать дачный частный участок?

Понятие государственного экологического надзора

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор. Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ. Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Запишитесь на консультацию к руководителю практики!

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года. Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план. Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  • Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  • Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  • Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  • Составление протоколов при выявлении нарушений.
  • Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  • Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда. Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Государственный экологический контроль.

Под
государственным экологическим надзором
понимается деятельность уполномоченных
государственных органов РФ, направленная
на предупреждение, выявление и пресечение
нарушения требований экологического
законодательства.

Осуществляется
в 2х формах:

Задачей
является недопущение реализации
хозяйственной деятельности, которая в
будущем будет оказывать негативное
воздействие на окр. среду.

*проведения
согласований на стадии планирования,
проектирования объекта хозяйственной
деятельности;

*путем
проведения экологической экспертизы.

Осуществляется
специально уполномоченными органами
(Фед. служба по надзору в сфере
природопользования). Осуществляет
надзор, включающий в себя:

1)
надзор за: геологическим изучением,
рациональным использование и охраной
недр

2)
гос. земельный надзор

3)
гос. надзор в области обращения с отходами

4)
гн в области охраны атм. воздуха

5)
гн в области использования, охраны
водных объектов

6)
на континентальном шельфе

7)
во внутренних морских водах и на
территориальных водах

8)
в искл. экономической зоне РФ

9)
в области охраны озера Байкал

10)
фед. гос. лесной надзор

11)
гн в области охраны животного мира на
особоохраняемых территориях

12)
за особоохраняемыми территориями

13)
охотничий надзор на особоохранямых
территориях

Постановление
Правительства от 1.03.2009г. Номер 285 о
перечне объектов, подлежащих федеральному
гос. экологическому контролю:

1.
Объекты хоз. и иной деятельности
независимо от форм собственности,
находящиеся в ведении РФ:

а)
объекты относящиеся к фед. энергетическим
системам, путям сообщения и т.д.

б)
объекты связанные с использованием
атомной энергии, обеспечением обороны
и безопасности гос-ва, относящихся к
оборонному производству.

в)
объекты относящиеся к производству
ядовитых и наркотических веществ и
средств

г)
объекты, расположенные на континентальном
шельфе и в искл. экономической зоне РФ

д)
объекты, оказывающие негативное
воздействие на объекты подлежащие
особой охране:

объекты,
включенные в Список всемирного культурного
наследия и Список всемирного природного
наследия, особо охраняемые природные
территории федерального значения, а
также природные комплексы, подпадающие
под действие международных договоров
Российской Федерации;

природные
объекты Байкальской природной территории.

2.
Объекты хозяйственной и иной деятельности,
способствующие трансграничному
загрязнению окружающей среды и оказывающие
негативное воздействие на окружающую
среду.

3.
Объекты, подлежащие федеральному
государственному контролю и надзору
за использованием и охраной водных
объектов в соответствии с критериями,
установленными постановлением
Правительства Российской Федерации от
4 ноября 2006 г. N 640.

4.
Объекты, подлежащие государственному
лесному контролю и надзору, осуществляемому
федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с Положением об
осуществлении государственного лесного
контроля и надзора, утвержденным
постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.

5.
Объекты, подлежащие государственному
земельному контролю, осуществляемому
федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с Положением о
государственном земельном контроле,
утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 ноября 2006 г.
N 689.

6.
Объекты, подлежащие государственному
контролю за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр, осуществляемому федеральными
органами исполнительной власти в
соответствии с Положением о государственном
контроле за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
12 мая 2005 г. N 293.

7.
Объекты хозяйственной и иной деятельности,
оказывающие негативное воздействие на
окружающую среду, не указанные в пунктах
1 и 2 настоящего перечня, отнесенные
Федеральным законом «О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов» к категории опасных
производственных объектов.

Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля