Вопрос 26. Ответы на вопросы по экологическому мониторингу. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Экологический надзор – это не результат, а процесс, который
осуществляется государственным органом – Росприроднадзором. Он реализует свои
функции как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Федеральный государственный экологический надзор проводится центральным органом природоохранного ведомства. Его проверке подвергаются объекты, которые представляют государственную важность (государственные энергетические системы, объекты, отвечающие за обороны и безопасность страны), входят в утвержденный правительством перечень.

  • Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности
  • Что такое инспекция экологического надзора?
  • Федеральный и региональный экологический надзор
  • Виды
    экологического надзора
  • Экологический надзор в регионах РФ
  • Проведение
    расследований

Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности

Надзор или мониторинг соответствия является одним из ключевых
компонентов, используемых Росприроднадзором для обеспечения соблюдения
регулируемым сообществом законов и норм по охране окружающей среды. Он
охватывает все действия регулирующего органа, выполняемые для определения того,
соответствует ли объект (или группа объектов, например, заводы, географически,
по секторам или корпоративной структуре) применимому законодательству.
Мониторинг соответствия включает в себя:

  • Разработка
    и реализация стратегий мониторинга соблюдения установленных правил охраны
    окружающей среды;
  • Мониторинг
    соответствия на месте: проверки соответствия, оценки и расследования (включая
    проверку разрешений, данных и другой документации);
  • Мониторинг
    соответствия за пределами площадки: сбор данных, анализ, отчетность,
    координация программ, надзор и поддержка;
  • Обучение,
    проверка и поддержка инспекторов.

Природоохранное ведомство предоставляет стимулы и аудит соответствия, чтобы поощрять учреждения к выявлению и раскрытию нарушений. Нарушения также могут быть установлены по результатам проверки заявлений и жалоб, полученных от организаций и частных лиц. Нарушения, обнаруженные в результате любой из этих действий, могут привести к гражданскому или уголовному преследованию.

Отделы
Управления природоохранного ведомства

Структурно Управление Росприроднадзора разделено на отделы по
направлениям наиболее важных областей надзора и охраны, а именно:

Кроме того, в него входят два специальных отдела, а именно:

  • Методического
    обеспечения и регулирования надзорной деятельности
  • Разрешительной
    деятельности в области обращения с отходами.

Что такое инспекция экологического надзора?

Вопрос 26. Ответы на вопросы по экологическому мониторингу. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например,
предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее
соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные
проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте.
Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в
себя:

  • Интервьюирование
    представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  • Просмотр
    записей и отчетов;
  • Фотографирование,
    аудио и видео фиксация;
  • Сбор
    образцов, проведение их экспертизы;
  • Использование
    дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  • Экологической,
    например, качества воды в реке;
  • Объекта
    или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  • Географической,
    например, региона или местности;
  • Экосистемной,
    например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Федеральный и региональный экологический надзор

Согласно Статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяют два вида экологического надзора:

  • Федеральный государственный экологический надзор;
  • Региональный государственный экологический надзор.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России утверждает приказы по каждому региону, в которых указывается перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в орган исполнительной власти Субъекта РФ.

Виды
экологического надзора

Вопрос 26. Ответы на вопросы по экологическому мониторингу. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Органы государственного экологического надзора проводят следующие
виды надзора:

Кроме того, предусмотрены виды надзора в области охраны и
использования:

Проведение
расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса
соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для
завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е. несколько недель, по
сравнению с одним или несколькими днями). Они назначаются теми органами
(федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если
есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных
и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  • Регулярные
    жалобы граждан;
  • Официальной
    информацией из другого государственного органа или частной организации;
  • Результаты
    исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную
    проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный
вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект
хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной,
административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения
вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из
результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают
ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Экологический контроль (надзор) – это формы работы по наблюдению за законностью деятельности государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Содержание Э.к.(н.) объединяет такие категории, как качество окружающей среды и его нормирование, экологический мониторинг, экологическую экспертизу и др. Э.к.(н.) осуществляется в целях организации рационального использования природных ресурсов, объектов и эффективного проведения мероприятий по охране окружающей среды.

Главные задачи государственного Э.к.(н.) — обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований природоохранительного законодательства, НПА, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды, выявление любых изменений ее качества и поддержания установленного уровня. Качество природной среды измеряется научно обоснованными государственными стандартами на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов. Стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормы в форме нормативных правовых актов. В системе показателей загрязнения природной среды выделяют нормативы, определяют предельно допустимые: концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах; выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы; уровни вредных воздействий — вибрации, электромагнитных излучений и т.д. Э.к.(н.) сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, обеспечения благоприятной для здоровья и жизни обстановки, экологической безопасности рационального использования природных ресурсов. Выделяют информационный, предупредительный и карательный Э.к.(н.) Информационный контроль предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных и ограничительных действий. Предупредительный контроль проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства. Карательный контроль выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.

В РФ осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль (надзор) в области охраны окружающей среды. Государственный Э.к.(н.) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Запрещается совмещение функций государственного Э.к.(н.) и функций хозяйственного использования природных ресурсов. Государственный Э.к.(н.) осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002) Правительство РФ утверждает перечень объектов, подлежащих федеральному государственному Э.к.(н.). Объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящимися в ведении РФ являются:

а) относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральному транспорту, путям сообщения, информации и связи;

б) связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству опасных химических веществ и наркотических средств;

в) расположенные на землях федеральной собственности, в том числе лесного фонда РФ;

г) расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

д) оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

  • природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
  • редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв РФ, и леса;
  • зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу РФ, подпадающих под действие международных договоров РФ;
  • природные объекты Байкальской природной территории.

Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными государственными
органами, которые контролируют соблюдение
экологических требований юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями.
Надзор осуществляется на 2 уровнях:
федеральном и региональном.

Федеральный
государственный экологический надзор
осуществляет Федеральная служба в сфере
природопользования — Росприроднадзор.
Служба проверяет исполнение экологического
законодательства в отношении объектов,
перечень которых утвержден Правительством
РФ. Это объекты, которые обеспечивают
обороноспособность и безопасность
государства, государственные энергетические
системы, охраняемые природные территории.

Ст.65
ФЗ «об охране Ос»

Государственный
экологический надзор включает в себя:

  • государственный надзор за
    геологическим изучением, рациональным
    использованием и охраной недр;
  • государственный надзор в
    области обращения с отходами;
  • государственный надзор в
    области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный надзор в
    области использования и охраны водных
    объектов;
  • государственный
    экологический надзор на
    континентальном шельфе Российской
    Федерации;
  • государственный
    экологический надзор во
    внутренних морских водах и в территориальном
    море Российской Федерации;
  • государственный
    экологический надзор в
    исключительной экономической зоне
    Российской Федерации;
  • государственный
    экологический надзор в
    области охраны озера Байкал;
  • федеральный
    государственный надзор в
    области охраны, воспроизводства и
    использования объектов животного мира
    и среды их обитания;
  • федеральный
    государственный контроль (надзор)
    в области рыболовства и сохранения
    водных биоресурсов;
  • государственный надзор в
    области охраны и использования особо
    охраняемых природных территорий;
  • государственный
    надзор за соблюдением требований к
    обращению озоноразрушающих веществ.

Федеральный
государственный экологический надзор
организуется и осуществляется при
осуществлении хозяйственной и (или)
иной деятельности на объектах, оказывающих
негативное воздействие на окружающую
среду и включенных в утверждаемый
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти перечень.

Перечень
объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому
надзору, определяется на основании
установленных Правительством Российской
Федерации критериев.

Виды государственного экологического надзора

  • надзор
    за геологическим изучением, рациональным
    использованием и охраной недр;
  • надзор
    за обращением с отходами;
  • надзор
    в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор
    в области охраны водных объектов;
  • экологический
    надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический
    надзор во внутренних морских водах и
    в территориальном море РФ;
  • надзор
    в области охраны и использования особо
    охраняемых природных территорий
  • надзор
    в области охраны озера Байкал;
  • экологический
    надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор
    в области охраны, воспроизводства и
    использования объектов животного мира
    и среды их обитания;
  • надзор
    в области рыболовства и сохранения
    водных биоресурсов;

Соседние файлы в предмете Экологическое право

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Государственный экологический надзор в РФ – это одна из функций современного российского государства, являющийся составной частью механизма реализации природоохранных требований, предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности, эколого-правовых норм, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.

Сущность экологического надзора в Российской Федерации

Одним из направлений государственной контрольной деятельности являются экологический надзор. Осуществление данного вида надзора возложено на уполномоченные государственные органы, контролирующие соблюдения экологических требований хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями.

Студент ➡️ No-code разработчик

Антонина — специалист в области No-code разработки. За ее плечами такие крупные
проекты резидентов Сколково, как Баранка и Кампус.

Но еще два года назад она была студенткой второго курса факультета графического дизайна
Художественно-технического института (ВХУТЕИН) без опыта работы и совершенно далекой от разработки.

Читать историю 👉

В системе экологического надзора можно выделить два уровня: федеральный и региональный.

Осуществление федерального государственного экологического контроля возложено на федеральную службу в сфере природопользования — Росприроднадзор. Данная служба обязана осуществлять проверку исполнения законодательства в сфере экологии в отношении объектов, перечень которых установлен российским Правительством. Как правило, в состав таких объектов включаются объекты, предназначенные для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Осуществление регионального государственного экологического надзора производится территориальными подразделениями Росприроднадзора и исполнительными органами государственного управления регионального уровня. На региональном уровне осуществляется самостоятельное формирование органов, ответственных за осуществление государственного экологического контроля в регионе.

Координация действий федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора осуществляется Управлением государственного экологического надзора, представляющим собой структурное подразделение, входящее в состав Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

«Развитие экологического надзора в РФ» 👇

Управление государственного экологического надзора:

  • во-первых, отслеживает исполнение законодательства и соблюдение требований в отношении охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;
  • во-вторых, принимает участие в осуществлении и формировании политики государства по охране окружающей среды;
  • в-третьих, принимает участие в разработке методических документов и нормативных актов, обеспечивающих государственное регулирование экологического надзора;
  • в-четвертых, разрабатывает предложения, призванные обеспечить совершенствование государственного надзора в сфере природопользования.

Направления развития государственного надзора в сфере экологии

Вопросы экологического государственного надзора является объектом пристального внимания государства в последнее десятилетие его развития. Глобальные изменения климата актуализируют внимание к вопросам экологического контроля. Сохранение климата является общемировой проблемой, которую стремятся совместно разрешать лидеры ведущих государств.

Основным направлением развития государственного надзора в сфере экологии является ужесточение контроля за действиями хозяйствующих субъектов, способных нанести своей деятельностью вред окружающей среде, в том числе непоправимый. Ужесточение контроля в данном направлении требуют преследования действий коррупционного характера, отказ от формального подхода к осуществлению мероприятий экологического надзора, введение действенных мер наказания за нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Развитие государственного экологического надзора требует комплексного подхода, ориентированного на сохранение окружающей среды для будущих поколений в приемлемом состоянии. Государственные власти должны стремиться к выработке у населения сознательного отношения к природе, отказа от концепции неконтролируемого потребления. Государственные власти должны поощрять развитие экологической грамотности граждан, подвигать их к сохранению экологии. Государство должно стимулировать граждан на совершение активных действий в отношении охраны окружающей среды. Население должно осознавать, что решение экологических проблем требует совместного участия органов государственного и муниципального управления, каждого заинтересованного гражданина.

Также необходимо совершенствование экологического законодательства, сформированного в единой нормативно-правовой акт, регулирующий все отношения в этой сфере. Формирование такой нормативной основы экологической политики обеспечит ее эффективность.

Это должно переориентировать российское законодательство на уход от отраслевого регулирования экологических отношений в пользу комплексного общегосударственного экологического регулирования.

В качестве такого нормативного акта может выступить экологический кодекс, включающий в себя две части: общую и особенную. Общая часть экологического кодекса должна отрегулировать государственный подход к охране окружающей среды, обеспечение экологической безопасности человека. Особенная часть будет устанавливать нормы ответственности за нарушение этического законодательства.

Эффективная государственная экологическая политика должна быть основана на последовательном применении мер наказания нарушителей экологического законодательства. Хозяйствующие субъекты и граждане, нарушающие требования экологического законодательства, должны осознавать неотвратимость ответственности за эти нарушения. Только в этом случае государственная экологическая политика и государственный экологический надзор способны принести ощутимые результаты по охране окружающей среды.

Деятельность государственных органов при осуществлении экологического контроля способна обеспечить формирование экологического сознания, ответственного за осуществление действий в отношении окружающей среды.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ОКРУЮЩЕЙ СРЕДЫ В РФ

После очередной
реорганизации природоохранных органов
управления в 2010 году, в России охраной
окружающей среды фактически руководят
три специальных государственных органа,
на которые возложены следующие основные
функции:

  • Управление
    Федеральной службы по надзору в сфере
    природопользования
    РФ (функции нормирования загрязнений,
    лицензирования, государственного
    экологического надзора и государственной
    экологической экспертизы федерального
    уровня).
  • Росгидромет
    – организация мониторинга состояния
    окружающей среды, ее загрязнения,
    радиационной обстановки на поверхности
    Земли и в околоземном космическом
    пространстве, комплексного фонового
    мониторинга и космического мониторинга
    состояния природных объектов, формирование
    и обеспечение деятельности и охраны
    государственной наблюдательной сети,
    ведение Единого государственного фонда
    данных о состоянии окружающей среды,
    ее загрязнение, а также централизованного
    учета экологической информации.
  • Министерство
    природных ресурсов РФ
    – общая координация деятельности
    предприятий и организаций в области
    природопользования и охраны объектов
    природной среды, организация мониторинга
    источников антропогенного воздействия
    на окружающую среду, мониторинга
    животного и растительного мира,
    наблюдение за состоянием недр и
    мониторинг водных объектов, а также
    мониторинг лесов, ведение кадастров.

Кроме того, в
управлении охраной окружающей среды
принимают участие:

  • Санитарно–эпидемиологическая
    служба Минздрава России
    (осуществление мониторинга воздействия
    вредных факторов среды обитания на
    состояние здоровья населения),
  • ФС Роспотребнадзора
    по РТ
    (контролирует соответствие производственной
    деятельности действующим
    санитарно-гигиеническим нормам),
  • Минобороны
    России
    (осуществление мониторинга окружающей
    природной среды и источников воздействии
    на нее на военных объектах),
  • Минсельхоз
    России
    (отраслевой мониторинг окружающей
    среды, животных и растений на земля
    сельхозназначения),
  • ФС по ветеринарному
    и фитосанитарному надзору России
    (мониторинг рыб и гидробионтов),
  • Роскартография
    (осуществление топографо–геодезического
    и картографического обеспечения ЕГСЭМ.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Федеральным
законом от
18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
наименование главы XI Федерального
закона «Об
охране окружающей среды»
изложено в новой редакции, вступившей
в силу с
1 августа 2011 г. «Глава ХI. Государственный
экологический надзор. Производственный
и общественный контроль в области охраны
окружающей среды», при этом статья 64
утратила силу, а в статьи
65-69 были либо внесены изменения, либо
они были изложены полностью в новой
редакции.

1. Под государственным
экологическим надзором понимаются
деятельность уполномоченных 1)федеральных
органов исполнительной власти
и 2)органов
исполнительной власти
субъектов
Российской
Федерации, направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений
органами государственной власти,
3)органами
местного самоуправления,
а также
4)юридическими
лицами,
их руководителями и иными должностными
лицами,
индивидуальными предпринимателями, их
уполномоченными представителями (далее
— юридические лица, индивидуальные
предприниматели) и гражданами требований,
установленных в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации, настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами
и принимаемыми в соответствии с ними
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации в области охраны
окружающей среды (далее — обязательные
требования), посредством организации
и проведения проверок указанных лиц,
принятия предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению
и (или) устранению последствий выявленных
нарушений, и деятельность уполномоченных
органов государственной власти по
систематическому наблюдению за
исполнением обязательных требований,
анализу и прогнозированию состояния
соблюдения обязательных требований
при осуществлении органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей
деятельности.

2.
Государственный экологический надзор
включает в себя:
(разработаны основные ФЗ по след.
направлениям)

  • государственный
    надзор за геологическим изучением,
    рациональным использованием и охраной
    недр;
  • государственный
    надзор в области обращения с отходами;
  • государственный
    надзор в области охраны атмосферного
    воздуха;
  • государственный
    надзор в области охраны водных
    объектов;
  • государственный
    экологический надзор на континентальном
    шельфе Российской
    Федерации;
  • государственный
    экологический надзор во внутренних
    морских водах и в территориальном море
    Российской Федерации;
  • государственный
    экологический надзор в исключительной
    экономической зоне Российской Федерации;
  • государственный
    экологический надзор в
    области охраны озера Байкал;
  • федеральный
    государственный надзор в области
    охраны, воспроизводства и использования
    объектов
    животного мира и среды их обитания;
  • федеральный
    государственный контроль (надзор) в
    области рыболовства
    и сохранения водных биоресурсов;
  • государственный
    надзор в области охраны и использования
    особо
    охраняемых природных территорий.

3. Государственный
экологический надзор в отношении
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих
хозяйственную и иную деятельность с
использованием объектов, хотя бы один
из которых подлежит федеральному
государственному экологическому
надзору, осуществляется
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.

4. Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти (федеральный
государственный экологический надзор)
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
(региональный государственный
экологический надзор) (далее — органы
государственного надзора) согласно их
компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации
в порядке, установленном соответственно
Правительством Российской Федерации
и высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации.

5. К отношениям,
связанным с осуществлением государственного
экологического надзора, организацией
и проведением проверок юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей,
применяются положения Федерального
закона от
26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля».

6. Государственный
экологический надзор организуется и
осуществляется с учетом категорий
объектов хозяйственной и иной деятельности,
осуществляемой юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и
гражданами, и с учетом перечня нарушений
законодательства Российской Федерации
в области охраны окружающей среды,
представляющих угрозу причинения вреда
окружающей среде.

7. Критерии
и (или) показатели негативного воздействия
объектов хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду, в том числе показатели
высокого и экстремально высокого
химического и радиационного загрязнения
окружающей среды, на основании которых
устанавливаются для целей государственного
экологического надзора категории
хозяйственной и иной деятельности,
осуществляемой юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и
гражданами, и
перечень нарушений
законодательства Российской Федерации
в области охраны окружающей среды,
представляющих угрозу причинения вреда
окружающей среде, устанавливаются
Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если
при
строительстве, реконструкции, капитальном
ремонте
объектов капитального строительства
предусмотрено осуществление
государственного строительного надзора,
государственный экологический
надзор осуществляется
в рамках государственного строительного
надзора органами исполнительной власти,
уполномоченными на осуществление
государственного строительного
надзора, в соответствии с законодательством
о градостроительной деятельности.

Статья 66. Права
должностных лиц органов государственного
надзора.

1. Должностные лица
органов государственного надзора,
являющиеся государственными инспекторами
в области охраны окружающей среды, в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, имеют право:

  • запрашивать и
    получать на
    основании мотивированных письменных
    запросов
    от органов государственной власти,
    органов местного самоуправления,
    юридических лиц, индивидуальных
    предпринимателей и граждан информацию
    и документы, необходимые в ходе проведения
    проверки;
  • беспрепятственно
    по предъявлении служебного удостоверения
    и копии приказа (распоряжения) руководителя
    (заместителя руководителя) органа
    государственного надзора о назначении
    проверки посещать и обследовать
    используемые юридическими лицами,
    индивидуальными предпринимателями и
    гражданами при осуществлении хозяйственной
    и иной деятельности территории, здания,
    помещения, сооружения, в том числе
    очистные сооружения, обследовать другие
    обезвреживающие устройства, средства
    контроля, технические и транспортные
    средства, оборудование и материалы, а
    также проводить необходимые исследования,
    испытания, измерения, расследования,
    экспертизы и другие мероприятия по
    контролю;
  • выдавать
    юридическим лицам,
    индивидуальным предпринимателям и
    гражданам предписания об устранении
    выявленных нарушений обязательных
    требований,
    о проведении мероприятий по обеспечению
    предотвращения вреда растениям,
    животным, окружающей среде, безопасности
    государства, имуществу физических и
    юридических лиц, государственному или
    муниципальному имуществу, предотвращения
    возникновения чрезвычайных ситуаций
    природного и техногенного характера;
  • составлять
    протоколы об административных
    правонарушениях,
    связанных с нарушениями обязательных
    требований, рассматривать дела об
    указанных административных правонарушениях
    и принимать меры по предотвращению
    таких нарушений;
  • направлять
    в уполномоченные органы материалы,
    связанные с нарушениями
    законодательства в области охраны
    окружающей среды, для решения вопросов
    о возбуждении уголовных дел по признакам
    преступлений;
  • предъявлять
    в установленном законодательством
    Российской Федерации порядке иски
    о возмещении вреда, причиненного
    окружающей среде
    и ее компонентам вследствие нарушений
    обязательных требований.

2. Органы
государственного надзора могут быть
привлечены судом к участию в деле либо
вправе вступать в дело по своей инициативе
для дачи заключения по иску о возмещении
вреда, причиненного окружающей среде
и ее компонентам, безопасности государства,
имуществу физических и юридических
лиц, государственному или муниципальному
имуществу вследствие нарушений
обязательных требований.

3. Государственные
инспектора в области охраны окружающей
среды подлежат государственной защите
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Статья
67. Производственный контроль
в области охраны окружающей среды
(производственный экологический
контроль).

1. Производственный
контроль
в области охраны окружающей среды
(производственный экологический
контроль) осуществляется в
целях обеспечения выполнения в процессе
хозяйственной и иной деятельности
мероприятий по охране окружающей среды,
рациональному использованию и
восстановлению природных
ресурсов,
а также в целях соблюдения требований
в области охраны окружающей среды,
установленных законодательством в
области охраны окружающей среды.

2. Субъекты
хозяйственной и иной деятельности
обязаны представлять сведения о лицах,
ответственных за проведение
производственного экологического
контроля, об организации экологических
служб
на объектах
хозяйственной и иной деятельности, а
также результаты производственного
экологического контроля в соответствующий
орган государственного надзора.

Статья
68. Общественный контроль в области охраны
окружающей среды
(общественный экологический контроль).

1. Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды (общественный экологический
контроль) осуществляется
в
целях реализации права каждого
на благоприятную
окружающую среду и
предотвращения нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды.

2. Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды (общественный экологический
контроль) осуществляется общественными
объединениями и иными некоммерческими
организациями в соответствии с их
уставами, а также гражданами в соответствии
с законодательством.

3. Результаты
общественного контроля
в области охраны окружающей среды
(общественного экологического контроля),
представленные
в органы государственной
власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению
в порядке, установленном законодательством.

Статья
69. Государственный учет объектов,
оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду.

1. Государственный
учет объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду,
осуществляется в целях государственного
регулирования природоохранной
деятельности, а также текущего и
перспективного планирования мероприятий
по снижению негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду.

2. Государственный
учет объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду, а также
оценка этого воздействия на окружающую
среду осуществляется в порядке,
установленном законодательством.

3. Объекты,
оказывающие негативное воздействие
на окружающую среду, и данные об их
воздействии на окружающую среду подлежат
государственному статистическому
учету.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России был утвержден приказ, в котором указан перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Список таких организаций можно посмотреть здесь — 77.rpn.gov.ru/node/830. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в соответствующий орган исполнительной власти Москвы.

Государственный экологический надзор включает в себя:

  • Федеральный экологический надзор
  • Региональный экологический надзор
  • Нормативно-правовые акты

Федеральный экологический надзор

Организации, подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Москвы, должны подавать экологическую отчетность в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по городу Москве и Калужской области.

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня на территории г. Москвы и Калужской области.

Управление по Москве

  • Телефон: +7 (495) 025-23-82 (приемная).
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.15, Пт 9.00-17.00, обед 13.00-14.00, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Управление по Калужской области

  • Телефон: +7 (4842) 56-35-05 (приемная).
  • Факс: +7 (4842) 56-35-05.
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.15, Пт 9.00-17.00, обед 13.00-14.00, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Организации, не подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Москвы, должны подавать экологическую отчетность в зависимости от вида надзора в соответствующий орган исполнительной власти.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Вопрос 26. Ответы на вопросы по экологическому мониторингу. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Департамент является органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим государственный экологический надзор на территории города, а именно:

  • Надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • Надзор в области обращения с отходами;
  • Надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • Надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • Надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • Надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • Охотничий надзор.

Контакты Департамента

  • Телефон: +7 (495) 777-77-77, +7 (495) 609-93-95.
  • Факс: +7 (495) 690-58-48.
  • Время работы: понедельник-четверг с 8-00 до 17-00, пятница с 8-00 до 15-45, перерыв с 12-00 до 12-45.
  • Телефонный справочник.

Нормативно-правовые акты

Back to top button

Государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность за соблюдением экологического законодательства, нормативов и правил, выполнением мероприятий по охране окружающей среды.

Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.

Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства. При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции). При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.

Общественный экологический контроль в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» проводится с целью независимой проверки исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами. При этом граждане имеют право:

  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов. Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.

Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.

Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.

Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.

В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).

Под государственным
экологическим надзором понимаются
деятельность уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение
нарушений органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также юридическими лицами, их
руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями и
гражданами требований закона, посредством
организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных
законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений, и
деятельность уполномоченных органов
государственной власти по систематическому
наблюдению за исполнением обязательных
требований.

-государственный
надзор за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр;

-государственный
надзор в области обращения с отходами;

-государственный
надзор в области охраны атмосферного
воздуха;

-государственный
надзор в области охраны водных объектов;

-федеральный
государственный контроль (надзор) в
области рыболовства и сохранения водных
биоресурсов;

-федеральный
государственный охотничий надзор;

-государственный
надзор в области охраны и использования
особо охраняемых природных территорий.
И тд.

Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти (федеральный
государственный экологический надзор)
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

Производственный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях обеспечения
выполнения в процессе хозяйственной и
иной деятельности мероприятий по охране
окружающей среды, рациональному
использованию и восстановлению природных
ресурсов, а также в целях соблюдения
требований в области охраны окружающей
среды, установленных законодательством
в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной
и иной деятельности обязаны представлять
сведения о лицах, ответственных за
проведение производственного
экологического контроля, об организации
экологических служб на объектах
хозяйственной и иной деятельности, а
также результаты производственного
экологического контроля в соответствующий
орган государственного надзора.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях реализации
права каждого на благоприятную окружающую
среду и предотвращения нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется общественными
объединениями и иными некоммерческими
организациями в соответствии с их
уставами, а также гражданами в соответствии
с законодательством.

Результаты
общественного контроля в области охраны
окружающей среды, представленные в
органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке,
установленном законодательством.

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Экологический надзор за состоянием окружающей среды

Важнейшей правовой мерой по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий является экологический надзор. Это одновременно и функция государственного управления, и правовой институт.

Основываясь на роли экологического надзора в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как способ принуждения субъектов права к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за правонарушения в данной сфере применяются в процессе экологического надзора с привлечением уполномоченных органов государственной власти.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля