Виды и составы проверок в рамках государственного экологического мониторинга. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Виды и составы проверок в рамках государственного экологического мониторинга. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды ЕРВК

02.07.2021 вступило в силу новое Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096.

Данная новость будет интересна предприятиям, относящимся к федеральному уровню надзора.

01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — 248-ФЗ).

Второй документ регулирует именно Государственный экологический надзор — это Положение.

Все проверки после 1 июля будут проводиться в соответствии с этими двумя документами.

Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426, разрабатывалось для исполнения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — 294-ФЗ) и не учитывало нововведения, которые внес 248-ФЗ.

Вступившее в силу Положение учитывает требования 248-ФЗ и других документов, которыми регулируется надзорная деятельность в сфере экологии.

В соответствии с Положением признаны утратившими силу:

— Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426;

— Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

Почему это важно?

Положение конкретизирует и уточняет требования 248-ФЗ при проведении проверок в рамках Государственного экологического надзора. Незнание требований Положения повышает риск прохождения проверок с нарушениями, в том числе со стороны надзорных органов.

Ответственность, предусмотренная законодательством за экологические нарушения, грозит штрафами до 250 тыс. руб. или приостановкой деятельности на срок до 90 суток.

Например, Положение устанавливает:

  • предмет государственного экологического надзора (обязательные требования);
  • перечень разрешительных документов для соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды;
  • госорган, осуществляющий государственный экологический контроль, — Росприроднадзор (его территориальные органы) и перечень должностных лиц;
  • перечень объектов государственного экологического контроля;
  • виды и периодичность проведения проверок;
  • виды взаимодействия с должностными лицами;
  • сроки проведения проверок.

Кроме того, в Приложении к Положению приведены критерии отнесения объектов федерального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?

Положение уже доступно в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с ним, вы сможете своевременно подготовиться к планируемым проверкам с учетом вступивших в силу изменений.

Также подробная информация, которая поможет быстро подготовиться и гладко пройти проверку, содержится в справочных материалах:

Сервис «К вам пришла проверка» расскажет, как предприятию взаимодействовать с различными надзорными органами.

Виды и составы проверок в рамках государственного экологического мониторинга. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?Попробуйте бесплатный пробный доступ!

НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора

Изменения в федеральном законе об охране окружающей среды

Перечень оснований для КНМ: плановых, внеплановых и проводимых на основании программы проверок

Виды и описание КНМ: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование

Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА

• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;

• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,

особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).

Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.

Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.

Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):

• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следовательно, если проверка:

• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;

• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,

она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);

• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

Рассмотрим данное положение на примере Московской области.

На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.

Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.

Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.

Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]

С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.

Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2022 года № 1743 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ «Об особых условиях контроля» (от 10 марта 2022 года), продлевающие мораторий плановых контрольно-надзорных мероприятий на 2023 год. Обсудим предусмотренные постановлением особенности контрольной деятельности в 2023 году, а также новый правовой облик профилактического визита подробнее в колонке.

В силу п. 11(3), на 2023 год были оставлены только плановые контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ), регулируемые Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле) и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проводятся (и, соответственно, вносятся в планы проведения плановых КНМ и планы проведения плановых проверок) плановые КНМ и плановые проверки в отношении объектов контроля:

1) отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска,

2) опасных производственных объектов II класса опасности,

3) гидротехнических сооружений II класса.

Однако для этих ограничений предусмотрели исключения – положения абз. 1 п. 11(3) не распространяются на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.

К таким видам контроля/надзора относятся, например, лицензионный контроль за деятельностью по обращению с отходами I-IV класса опасности, федеральный государственный ветеринарный надзор и пр.

В постановлении предусмотрели не только возможность контролирующего органа провести профилактический визит, но и право контролируемого лица, в отношении которого сохраняются плановые проверки, обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении такого визита (абз. 3 п. 11(3)).

Если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.

Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

С учетом установленных сроков проведения визита (не позднее, чем за один месяц до планового мероприятия), фактически введение этих положений дает «второй шанс» субъектам, в отношении которых плановые КНМ проводятся, – достаточный временной промежуток до планового мероприятия позволяет устранить некоторые нарушения.

Профилактический визит отнесен к одному из видов профилактических мероприятий, осуществляемых при проведении государственного экологического контроля (надзора) (п. 16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)».

Профилактический визит – это профилактическая беседа инспектора очно (по месту осуществления деятельности контролируемого лица) либо с использованием видео-конференц-связи. От проведения профилактического визита контролируемое лицо вправе отказаться (ч. 6 ст. 52 Закона о государственном контроле).

Так как это мера предупреждения рисков, то в рамках такого визита лицо может только быть проинформировано либо проконсультировано по вопросам ведения деятельности.

Это включает в себя информирование:

1) об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля,

2) их соответствии критериям риска,

3) основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска,

4) о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Именно поэтому по итогам такого визита, по общему правилу, предписание выдано быть не может (ч. 8 ст. 52 Закона о государственном контроле). Если инспектор в ходе визита выявил явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контролирующего органа для принятия решения о проведении КНМ (ч. 9 ст. 52 Закона о государственном контроле).

Однако для государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска обсуждаемым постановлением была предусмотрена возможность выявления нарушений обязательных требований и выдача предписания в процедуре профилактического визита (абз. 5 п. 11(4)). К счастью, для объектов экологического контроля (надзора) такое исключение предусмотрено не было.

Введение такого условия фактически нивелирует «профилактический характер» визита и сближает его с инспекционным визитом или внеплановой проверкой.

Резюмируя, отметим важное: мораторий на плановые проверки в 2023 году действительно дает существенные послабления в части административной нагрузки, однако необходимо помнить, что у контролирующих органов остается возможность провести внеплановые мероприятия и прокурорские проверки. Соответственно, посредством этих форм контролирующие органы могут выявлять нарушения в деятельности природопользователей как и ранее.

Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Петербурге, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

Сколько стресса испытывает природопользователь, когда видит свое предприятие в ежегодном плане проверок? А сколько теряет нервных окончаний, когда внезапно получает извещение о том, что через три дня, а то и завтра состоится внеплановая проверка? Знание своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей надзорного органа поможет сохранить спокойствие, а в некоторых случаях даже упростит прохождение проверки.

Целых восемь лет мы жили по административному регламенту Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее — ФГЭН), утвержденному Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, однако настало время перемен и обсуждения усовершенствованного издания данного регламента.

Так, 06.04.2021 вступил в силу Приказ Минприроды России от 06.07.2020 № 783 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора» (далее — Регламент).

В статье будем использовать следующие сокращенные понятия:

• проверяемое лицо — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, в отношении которого осуществляется проверка, включая руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица;

• обязательные требования — требования в области охраны окружающей среды, установленные международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, проверка соблюдения проверяемыми лицами которых является предметом ФГЭН;

• Росприроднадзор — центральный аппарат Росприроднадзора и его территориальные органы, а также исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в случае передачи им части полномочий по ФГЭН на основании соглашения.

Регламент представляет собой актуализированную версию сразу четырех регламентов Росприроднадзора, утративших силу с 06.04.2021:

Снижение нормативной нагрузки на природопользователей и надзорные органы за счет сокращения числа нормативных правовых актов (далее — НПА) очень ценно, т.к. вся информация, последовательность действий и требования собраны в едином документе.

• общие положения;

• требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора);

• состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

• порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора);

• досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц.

В большей части Регламент дублирует информацию из Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 08.12.2020; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), а также из подзаконных НПА, например:

• Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (правила подготовки ежегодных планов проверок) — из выдержек данного документа состоит целый блок «Разработка ежегодного плана проведения плановых проверок» (пп. 43–61 Регламента);

• Приказа Минприроды России от 28.06.2019 № 347 (методические рекомендации по выдаче Росприроднадзором заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства) — содержание документа полностью уложилось в блоках «Проведение внеплановых проверок» (пп. 94–106) и «Оформление результатов проверок» (пп. 132–139).

Применение Регламента распространяется на осуществление Росприроднадзором следующих видов ФГЭН (см. рисунок).

Виды и составы проверок в рамках государственного экологического мониторинга. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

В статье рассмотрим права и обязанности инспектора и проверяемого лица при осуществлении ФГЭН, а также приведем примеры из практики промышленного эколога при участии в проверках Росприроднадзора.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2021.

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Плановые проверки

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

При этом ежегодные планы «экологических» проверок после утверждения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования должны быть согласованы с органами прокуратуры до окончания года, предшествующего году проведения проверок, (т.е. не позднее 31 декабря) размещены на:

  • официальных сайтах соответствующих органов государственного надзора;
  • официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (сводный план проверок по всем видам надзора).

Отсутствие объектов юридического лица, индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок по состоянию на 31 декабря текущего года исключает возможность проведения в отношении его объектов плановых проверок в течение будущего года.

Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

Таким образом, законные основания проведения плановой проверки одновременно составляют:

  • наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
  • издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
  • своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой на основании следующих пунктов:

  • нарушение прав потребителей;
  • истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
  • по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

Как и в случае с правильной организацией плановых проверок, проведение внеплановых проверок должно сопровождаться доведением до сведения хозяйствующего субъекта намерения органа государственного экологического надзора о проведении проверки.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Исключение составляют случаи, когда в результате деятельности проверяемого лица причинен или причиняется вред:

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • безопасности государства.

Предварительное уведомление не требуется, если в результате деятельности проверяемого лица:

  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).

Таким образом, законность внеплановой проверки зависит от соблюдения следующих условий:

  • наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  • предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
  • своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).

Подводя итог, отметим, что рассмотренные особенности организации плановых и внеплановых проверок являются необходимыми формальными условиями их законности.

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Нормативно-правовая база к статье

  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  • Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора».

СПб, Бухарестская ул, дом № 24

  • 5 поводов
  • Экологическая проверка организации: что следует знать руководителю?

Экологическая проверка организации

Виды и составы проверок в рамках государственного экологического мониторинга. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Ошибки госоргана – повод обжаловать результаты проверки

Знание закона «О проверках» — уверенность руководителя предприятия

Цель любой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя – определить соблюдение (или несоблюдение) ими требований законодательства на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.

Проверка должна носить предметный характер (к примеру, экология, пожарная безопасность, налогообложение) и ограничиваться строго кругом вопросов, заявленных в распорядительном документе о проведении проверки (Приказе или распоряжении руководителя/заместителя руководителя надзорного органа).

Руководителей предприятий, (особенно тех, кто сталкивается с экологическими проверками организаций впервые), часто волнуют следующие вопросы:

  • В каком порядке и за какой период времени компанию уведомляют о проверке?
  • Какую документацию будет проверять инспектор?
  • Каков состав проверки; кто из сторонних лиц может привлекаться к проведению проверки?
  • Как долго продлится проверка или каков законный срок ее проведения?
  • Какие меры реагирования обязан применить инспектор при выявлении нарушения требований?
  • Как должны оформляться результаты проверки?
  • В каком порядке и в какой срок оспариваются результаты проверки?
  • Завершается ли взаимодействие с инспектором после проверки?

В этой статье мы рассмотрим некоторые из этих вопросов и надеемся, что ответы помогут руководителям предприятий с большей готовностью проходить проверки соблюдения экологических требований.

Форма уведомления о проведении проверки

Форма уведомления о намечаемой проверке одинакова во всех случаях: в компанию направляется копия приказа или распоряжения о начале проведения проверки от руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа. Для придания ей законного статуса самого факта направления копии приказа о назначении проверки недостаточно. Документ доставляется проверяемому лицу способом, позволяющим подтвердить его получение. Как правило, копия приказа отправляется письмом с уведомлением о вручении.

Уведомлять о визите по закону N 294-ФЗ проверяющий орган обязан за три рабочих дня (при плановой проверке) или за 24 часа (при внеплановой проверке). Исключение составляют случаи, если в результате деятельности компании:

  • причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

    (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В указанных случаях внеплановая выездная проверка может быть проведена без предварительного уведомления проверяемого лица.

Именно содержание приказа о назначении проверки, копия которого направляется в организацию, определяет: кто будет проводить проверку; что будет проверять инспектор; когда начнется и закончится проверка; какие сторонние лица будут привлечены к проведению проверки (например, эксперты или экспертные организации).

Единственным источником сведений для определения перечня документации, которую вправе потребовать и проверить инспектор во время проверки, является приказ о назначении проверки.

Следует обратить внимание, что проведение проверки с выходом за пределы соответствующего приказа является грубым нарушением со стороны органа надзора (контроля) и может быть использовано проверяемым лицом в качестве повода для признания результатов проверки недействительными как во внесудебном (административном – через вышестоящий орган надзора), так и в судебном порядке.

Однако имейте в виду, что ограниченный предмет проверки не исключает риска случайного обнаружения инспектором фактов нарушения требований законодательства, которые не охватываются приказом о назначении проверки.

Например, в отношении лица проводится проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в рамках которой, перемещаясь по территории предприятия, инспектор обнаруживает разлив нефтепродуктов на почву.

К обязанностям инспектора в рассматриваемом случае относится принятие мер административного реагирования: вынесение протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания или же возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования.

При этом право на совершение указанных действий, не взирая на предмет проверки, предоставлено инспектору с учетом сферы его полномочий пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лица, привлекаемые к проверке

Инспектор, который уполномочен на проведение проверки, а значит, указан в приказе о назначении проверки, может не обладать специальными знаниями для определения соответствия (несоответствия) деятельности лица некоторым обязательным требованиям законодательства.

Например, должностное лицо, осуществляющее проверку деятельности лица на предмет соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, не станет самостоятельно производить отбор проб атмосферного воздуха и проводить анализ отобранных проб для цели выявления нарушений разрешения на выброс.

Для проведения указанных мероприятий к проверке, как правило, привлекаются эксперты территориальных подразделений ФБУ «ЦЛАТИ».

При выборе привлекаемых к проверке экспертов и экспертных учреждений органу государственного надзора стоит проконтролировать, чтобы указанные лица на момент проверки:

  • Были аккредитованы на предмет проведения исследований (измерений) в соответствующей области аккредитации.
  • Не должны состоять на момент проведения проверки в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией.

Нарушение указанных условий влечет признание результатов проверки недействительными.

Обратите внимание, что привлекаемые к проверке лица должны быть указаны в приказе о назначении проверки; привлечение органом надзора (контроля) экспертов и экспертных организаций, не упомянутых в документе, не допускается.

Срок проведения проверки

Ограничения по сроку проведения проверки установлены вне зависимости от того, является ли проверка документарной или выездной. Срок проведения проверки согласно ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» не может превышать 20 рабочих дней.

Особый срок установлен для проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства – не более 50 часов в год; и для микропредприятий – не более 15 часов в год.

Однако срок проведения плановой выездной проверки может быть увеличен при наличии исключительных обстоятельств (например, необходимость проведения длительных экспертиз, исследований).

Возможность увеличения срока проверки ограничена 20 рабочими днями (по общему правилу), 15 часами – при проведении проверки субъектов малого предпринимательства и микропредприятий.

В настоящем материале рассмотрены общие вопросы, связанные с организацией и началом проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Несоблюдение перечисленных требований к организации и проведению проверок в большинстве случаев является поводом для признания результатов проверки недействительными, что исключает возможность их использования для привлечения лица к ответственности за выявленные нарушения.

Для большей уверенности руководителю предприятия следует внимательно изучить ФЗ №294, чтобы знать свои права и обязанности до, во время и после проверки соблюдения экологических требований.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями)

Остались вопросы по статье?

Виды и составы проверок в рамках государственного экологического мониторинга. Государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Получайте ежемесячно свежие новости в области экологического законодательства!

Каждому хозяйствующему субъекту необходимо знать, к какому уровню государственного экологического надзора — федеральному или региональному — относятся эксплуатируемые им объекты. При этом отнесение объектов к одному из уровней надзора требуется не только для определения органа, который уполномочен на проведение проверок в отношении лица, осуществляющего деятельность на данных объектах, но и для решения целого ряда иных вопросов природоохранного характера.

Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:

1) в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (в ред. от 25.06.2014), определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и не распространяется на вопросы выдачи разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

2) в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

3) в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет:

Извлечение
из Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572)

9. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

10. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Анализ данного Постановления см.: Нельзикова Е.А. Массовая категоризация // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 10–25 (profiz.ru/eco/11_2015/kategorizaciya) (прим. редакции).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2016.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля