Ветеринарный и фитосанитарный контроль Роспотребнадзора, государственный надзор за карантинными мероприятиями. 24 июня 2020 года в Москве состоится заседание Правительства Российской Федерации по вопросам федерального государственного карантинного контроля (надзора)

Ветеринарный и фитосанитарный контроль Роспотребнадзора, государственный надзор за карантинными мероприятиями. 24 июня 2020 года в Москве состоится заседание Правительства Российской Федерации по вопросам федерального государственного карантинного контроля (надзора) ЕРВК

Ветеринарный и фитосанитарный контроль Роспотребнадзора, государственный надзор за карантинными мероприятиями. 24 июня 2020 года в Москве состоится заседание Правительства Российской Федерации по вопросам федерального государственного карантинного контроля (надзора)

При таможенном оформлении продукции животного или растительного происхождения для нее применяется дополнительный (ветеринарный или фитосанитарный) контроль. Он нужен, чтобы исключить распространение заболеваний, потенциально опасных насекомых, микроорганизмов. Специальный контроль также выполняется, чтобы пропускать на территорию Таможенного союза только качественные и безопасные товары.

Наличие размещенных на территории СВХ «КРОКУС ИНТЕРСЕРВИС» пунктов фитосанитарного и ветеринарного контроля даёт возможность для оформления таких категорий товаров как продукты питания, животноводства и других подконтрольных соответствующим службам грузов. Прохождение указанных видов контроля лучше всего доверить профессионалам. Наши специалисты знают все тонкости, подберут безошибочно коды, а в некоторых случаях могут избавить от необходимости прохождения такого контроля, что гарантирует максимальную эффективность процесса оформления.

Фитосанитарный контроль — это целый комплекс мероприятий, которые направлены на повышение качества продукции, ввозимой на территорию российской Федерации. Он позволяет предотвратить проникновение в страну всевозможных вредителей сельхозкультур и возбудителей заболеваний. Под фитосанитарный контроль подпадает вся продукция растительного происхождения. При вывозе требуется фитосанитарный сертификат, выдаваемый Федеральной службой по фитосанитарному надзору.

Ввоз на территорию Таможенного союза подкарантинной продукции разрешается только в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза, в которых имеются специально оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты фитосанитарного контроля. Ввозимая продукция подлежит первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю в пунктах пропуска и вторичному в местах назначения.

Помимо фитосанитарного контроля существует строгий ветеринарный контроль. Он является частью санитарно-эпидемиологического контроля и проводится в пограничных пропускных пунктах. Под ветеринарным контролем понимается часть санитарно-эпидемиологического контроля, производимого в приграничных контрольных ветеринарных пунктах (ПКВП), а также в других определенных нормативными актами местах.

Обязательному ветеринарному контролю подлежит продукция животноводства, птицеводства, рыбопродуктов, продукции птицеводства, различных продуктов, изготовленных из рыбных и животных продуктов. Сюда же относятся живые представители животного мира, препараты на основе животных компонентов, а также шкуры, шерсть, пушнина, рога, кости, корма, предметы коллекционирования.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (Карантинный фитосанитарный контроль на государственной границе)

Постановления Правительства РФ:

  • Перечень видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.08.2016г. № 768 «Об установлении видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2017 № 201 «Об утверждении перечня лабораторных исследований в области карантина растений»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2017 № 180 «О ввозе в Российскую Федерацию почвы в научных целях»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору»
  • Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24.06.2019 №293» (с изменениями и дополнениями)
  • Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 557 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)»
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 1 июля 2011 г. № 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан»
  • Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 774 «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию»
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Приказы Минсельхоза РФ:

  • Приказ Минсельхоза России от 26.12.2016г. № 587 «Об утверждении формы акта карантинного фитосанитарного обеззараживания» (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2017г. № 45547)
  • Приказ Минсельхоза России от 23.01.2018 N 23 «Об утверждении порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2018 N 50837)
  • Федеральные законы РФ:
  • Федеральный закон от 2 января 2000 г. « 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями и дополнениями
  • Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ «О карантине растений» (с изменениями и дополнениями)

Указы Президента РФ:

  • Решение совета Евразийской экономической комиссии № 158 от 30 ноября 2016г. «Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 16 августа 2016 г. № 243 «О создании администраций пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 23 января 2018 г. № 23 «Об утверждении порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации»
  • Приказ Минтранса РФ от 9 февраля 2010 г. № 31 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»
  • Приказ ФСБ России от 7 августа 2017 г. №454 «Об утверждении Правил пограничного режима»
  • Решение Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе»
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2017 г. № 2665-р «О перечне пунктов пропуска через государственную границу РФ»
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. №157 «Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза»
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г.  № 159 «Об утверждении единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза»
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2019 г. № 31 «О внесении изменений в  Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза»

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 447-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор) осуществляется:

1) федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах компетенции и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации;

3) на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, исполнения наказаний, государственной охраны и в области обеспечения безопасности, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, — ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами указанных федеральных органов исполнительной власти, подразделениями территориальных органов указанных федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов управления, а также их подведомственными организациями.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1.1. Предметом федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) являются:

1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области ветеринарии, установленных международными договорами Российской Федерации в сфере ветеринарии, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, настоящим Законом, Федеральным законом от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных;

при оформлении ветеринарных сопроводительных документов;

при назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы;

при осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции;

при идентификации и учете животных;

при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса;

при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных;

при производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте подконтрольных товаров;

при перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным);

2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

3) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с Федеральным законом «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при хранении, обработке, переработке, транспортировке и реализации побочных продуктов животноводства.

(пп. 3 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 248-ФЗ)

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1.2. В положении о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре) указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1.3. Организация и осуществление федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), за исключением федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, — нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. Полномочие по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора не может быть передано для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

В порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора может передавать для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации часть своего полномочия по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих исключительно на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельность, предметом которой являются разведение, выращивание, содержание животных, перемещение (в том числе перевозка и перегон) животных по территории субъекта Российской Федерации, оборот и убой животных на территории субъекта Российской Федерации, производство, переработка, хранение, реализация на территории субъекта Российской Федерации подконтрольных товаров и их транспортировка по территории субъекта Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 447-ФЗ)

2.1 — 2.2. Утратили силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении граждан при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) не проводятся.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

О санитарно-карантинном, ветеринарном, фитосанитарном контроле товаров и транспортных средств в пунктах пропуска на территории свободного порта Владивосток

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона «О свободном порте Владивосток» Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила осуществления таможенными органами санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Министерству транспорта Российской Федерации обеспечить предоставление Федеральной таможенной службе закрепленных за подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации учреждениями и готовых к эксплуатации специально оборудованных и оснащенных мест (помещений, площадей) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, для проведения уполномоченными должностными лицами таможенных органов санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств.

3. Федеральной таможенной службе, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить межведомственное информационное взаимодействие с использованием электронных средств обработки и передачи данных в целях применения системы управления рисками при осуществлении санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 12 ноября 2016 г. N 1154

ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО,

ВЕТЕРИНАРНОГО, КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ

(НАДЗОРА) ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА

ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток (далее — пункты пропуска), при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации.

2. Таможенные органы в пунктах пропуска в полном объеме осуществляют в отношении товаров и транспортных средств:

а) санитарно-карантинный контроль в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»;

б) ветеринарный надзор в соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»;

в) карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».

3. Таможенные органы обеспечивают направление предварительной информации о товарах и транспортных средствах, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному контролю (надзору), в течение 30 минут после ее получения в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление указанных видов контроля (надзора), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия для анализа и принятия решения в рамках системы управления рисками.

4. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора), в течение одного часа после получения предварительной информации, указанной в пункте 3 настоящих Правил, направляют в таможенные органы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия результаты анализа такой информации в рамках применения системы управления рисками.

5. По результатам рассмотрения документов и сведений о поступивших товарах, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному контролю (надзору), с учетом полученных результатов применения системы управления рисками таможенным органом принимается решение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации в соответствующей сфере.

6. Досмотр товаров, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному контролю (надзору), проводится в пунктах пропуска однократно.

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Пункт 2 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 500 «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3936), изложить в следующей редакции:

«2. Санитарно-карантинный контроль осуществляется:

а) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска (далее — специализированные пункты пропуска), за исключением пунктов пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, — в отношении товаров, включенных в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный Решением (далее соответственно — Единый перечень, подконтрольные товары);

в пунктах пропуска — в отношении подконтрольных товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, транспортных средств, уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции, за исключением пунктов пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, а также в отношении лиц;

б) таможенными органами:

в специализированных пунктах пропуска — в отношении подконтрольных товаров (за исключением товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции) в части проведения проверки документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил;

в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, — в отношении подконтрольных товаров и транспортных средств в полном объеме действий по осуществлению санитарно-карантинного контроля, определенных настоящими Правилами.».

2. Пункт 2 Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 501 «Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3937), изложить в следующей редакции:

«2. Государственный ветеринарный надзор осуществляется:

а) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

в специализированных пунктах пропуска, за исключением пунктов пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, — в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением (далее — подконтрольные товары);

в пунктах пропуска, за исключением пунктов пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, — в отношении подконтрольных товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, или являющихся уловами водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции;

в специализированных пунктах пропуска — в отношении подконтрольных товаров (за исключением товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции) в части проведения проверки документов, предусмотренных пунктами 3 — 5 настоящих Правил;

в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, — в отношении подконтрольных товаров в полном объеме действий по осуществлению государственного ветеринарного надзора, определенных настоящими Правилами.».

3. Дополнить пункт 2 Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 35, ст. 5321), абзацем следующего содержания:

«В пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, государственный контроль в отношении подкарантинной продукции осуществляется таможенными органами в полном объеме действий, определенных настоящими Правилами.».

Фитосанитарный контроль при таможенном оформлении

Перечень товаров, подлежащих фитосанитарному контролю при ввозе на территорию Таможенного союза, установлен Решением КТС №318 от 18.06.2010. В этот список включены семена, клубни, срезанные растения, плодоовощная продукция, мука, крупы, древесная стружка, щепа, необработанная древесина и другая продукция растительного происхождения. Россельхознадзор также может устанавливать дополнительные временные ограничения на ввоз товаров отдельных категорий, производителей, из отдельных стран. Пройти контроль можно только на пунктах пропуска, где работают специалисты Россельхознадзора. Проверка организована в два основных этапа: первичный и вторичный надзор.

Первичный надзор — основная проверка, которая определяет, соответствует ли груз общим фитосанитарным требованиям, приведенным в решении Совета ЕЭК №157 от 30.11.2016 года. Вторичный надзор выполняют при завершении таможенного оформления перед выпуском товарной партии.

Первичный надзор осуществляет инспектор Россельхознадзора. Он контролирует:

  • наличие, правильность оформления сопроводительных документов (включая фитосанитарный сертификат);
  • состояние груза, транспортного средства (их осматривают, проверяют, что нет следов заражения насекомыми-вредителями, вирусами, бактериями, грибком).

Для продукции может быть назначено проведение дополнительной экспертизы в аккредитованной лаборатории. Для некоторых товаров такие экспертизы обязательны. В других случаях их могут назначать после осмотра груза.

Если инспектор Россельхознадзора выявляет признаки заражения груза, его задерживают и помещают в карантинную зону. Для такого груза может проводиться обеззараживание, возвращение экспортеру или уничтожение. Все эти операции выполняются за счет импортера.

При вторичном надзоре груз еще раз досматривают, проверяют сопутствующие документы, результаты экспертиз.

Сопровождающий импортируемую продукцию фитосанитарный сертификат выдается в стране-экспортере (его оформляет поставщик или производитель). При экспорте грузов из России нужно оформить фитосанитарный сертификат по требованиям, утвержденным приказом Минсельхоза №478 от 27.10.2016.

После проверки и фитосанитарного контроля импортируемого груза для него оформляется карантинный сертификат. Этот документ разрешает ввоз подкарантинной продукции на территорию Таможенного союза, а также ее перемещение. Его оформляют отдельно для каждой ввозимой партии на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции и заявления импортера. Заключение выдается инспектором Россельхознадзора после проверки партии.

Места проведения КФК

Карантинный фитосанитарный контроль может быть осуществлен:

Вывоз продукции растительного происхождения может быть осуществлен в любом пункте пропуска при наличии всех необходимых разрешительных документов.

Порядок проведения фитосанитарного контроля

При вывозе продукции растительного происхождения, обязательным условием является наличие фитосанитарного сертификата, выдаваемого Россельхознадзором.

Какие категории товаров попадают под фитосанитарный контроль

Под карантинный фитосанитарный контроль попадает вся продукция растительного происхождения, в том числе такие категории продукции, как:

  • овощи;
  • фрукты;
  • кофе;
  • крупы;
  • мука;
  • злаки;
  • лес и лесоматериалы (лиственные, хвойные и иные виды) и другие категории продукции.

Полный перечень категорий товаров, подлежащих фитосанитарному контролю утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318.

Исключениями, при условии целостности потребительской упаковки*, являются:

  • чай, расфасованный в потребительскую/фабричную упаковку, весом не более 3 килограмм;
  • кофе растворимый, обжаренный в зернах и молотый, расфасованный в вакуумную упаковку для розничной продажи;
  • жареные орехи расфасованные в потребительскую/фабричную упаковку;
  • внешняя упаковка из гофрированного картона;

*Под потребительской упаковкой подразумеваются: металлические, стеклянные и полимерные банки, пакеты из ламинированных термосвариваемых материалов на основе алюминиевой фольги и металлизированной пленки, пакеты вакуумные, герметичные, сделанные из плотной бумаги.

Уровни фитосанитарного риска

Для осуществления наиболее эффективного контроля, вся продукция растительного происхождения была разделена на два уровня фитосанитарного риска:

Для автоматизации и ускорения процессов оформления и учета документов фитосанитарного контроля, а также минимизации влияния человеческого фактора, была разработана ФГИС «Аргус-Фито», в которой ведется единая база фитосанитарных документов, в том числе:

  • фитосанитарных сертификатов;
  • карантинных сертификатов;
  • актов карантинного фитосанитарного контроля.

Ветеринарный контроль

Ветеринарный и фитосанитарный контроль Роспотребнадзора, государственный надзор за карантинными мероприятиями. 24 июня 2020 года в Москве состоится заседание Правительства Российской Федерации по вопросам федерального государственного карантинного контроля (надзора)

Ветконтроль применяется при растаможке товаров животного происхождения. Это могут быть молочные, рыбные, мясные и другие продукты. Также ветконтроль проводится для живых животных, кормов, удобрений, лекарств, применяемых в животноводстве. Полный список товаров, для которых ветеринарный контроль выполняется обязательно, закреплен Решением КТС №317 от 18.06.2010 и Приказом Минсельхоза №648 от 18.12.2015.

Оформлять подлежащие ветконтролю грузы можно только на тех пунктах контроля, где работают инспекторы Россельхознадзора. Некоторые из них могут работать только с отдельными товарными группами. Ветеринарные инспекторы проверяют товар вместе с инспекторами таможни, контролируя правильность оформления документов, состояние груза, транспортного средства, их соответствие санитарным нормам. Продукцию должен сопровождать оформленный экспортером ветеринарный сертификат.

Дополнительно до начала таможенного оформления нужно получить разрешение Минсельхоза на ввоз или вывоз определенного количества товара в течение одного календарного года. Порядок получения разрешений регламентирован Приказом Минсельхоза №404 от 7.11.2011.

Производитель или поставщик продукции, проходящей контроль, должен числиться в реестре «Аргус» (используется для автоматизации ветконтроля и позволяет вести учет подлежащей ему продукции с сохранением данных о результатах экспертиз, исследований, о выданных разрешениях, о перемещениях).

При импорте для таможенного оформления, ветконтроля на продукцию в стране-экспортере оформляют ветеринарный сертификат. Форма сертификата должна соответствовать положениям решения КТС №726 от 15.07.2011. Если для ввозимого груза установлен высокий уровень ветеринарного риска, дополнительно может требоваться выполнение экспертизы в одной из аккредитованных лабораторий. Полученное по результатам исследования заключение предоставляют инспектору Россельхознадзора вместе с ветеринарным сертификатом и другими сопровождающими товар документами.

При экспорте подлежащей ветконтролю продукции обязательно оформляется ветеринарный сертификат. Требования к продукции закреплены решением Коллегии ЕЭК №27 от 13.02.2018. Чтобы контролировать их соблюдение, инспекторы Россельхознадзора могут проверять и сам товар, и места его производства или хранения.

Таможенное оформление продукции с осуществлением фитосанитарного или ветеринарного контроля в некоторых случаях выполняется быстрее, если получить акт предварительного досмотра. Для отдельных категорий товаров могут действовать дополнительные требования (например, оформление декларации безопасности, сертификата соответствия показателей безопасности и качества, получение выписок из Госреестра). Ряд видов подкарантинной продукции допускается к ввозу только в случае, если соблюдаются специальные требования к упаковке (нанесение маркировки с информацией о стране происхождения товара, его наименовании, использование новой газопроницаемой упаковки, наличие невскрытой потребительской упаковки).

Компания «СТТ Логистика» выполняет таможенное оформление подкарантинной продукции и обеспечивает корректное прохождение таможенного контроля.

Особенности осуществления фитосанитарного контроля

  • Большая часть товаров, попадающих под процедуру КФК относятся к категории скоропортящихся (фрукты, овощи, срезанные цветы и т.д.), из-за чего максимальное время проведения их таможенного контроля не может превышать 24 часов с момента задержания.
  • Оригинал фитосанитарного сертификата должен быть предъявлен контролирующему органу:
  • по прибытию товара в пункт доставки – для авто- или авиатранспорта;
  • в течении 3-х дней с момента прихода груза в порт – для морского транспорта.В месте назначения фитосанитарный сертификат изымается при осуществлении фитосанитарного контроля.
  • В случае пересечения границы ЕАЭС в стране-участнице, не являющейся страной назначения, и необходимости помещения груза под процедуру таможенного транзита или при прохождении таможенных формальностей во внутреннем таможеном посту,  ввозимая продукция подлежит двухэтапному КФК:
  • первичный карантинный фитосанитарный контроль производится в приграничных пунктах пропуска страны прибытия; заключается в проведении документального контроля;
  • вторичный карантинный фитосанитарный контроль производится в пункте назначения по факту прибытия груза.

Новые правила фитосанитарного контроля

По состоянию на 2019 год государственный КФК уполномочены осуществлять два ведомства:

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
  • ФТС (Федеральная таможенная служба).

Фитосанитарный контроль на таможне

Фитосанитарный контроль – комплекс мер, осуществление которых направлено на повышение качества продукции растительного происхождения, ввозимой на территорию России, а также обеспечения сохранности биоразнообразия страны от воздействия карантинных объектов, произрастающих в других странах и способных нанести вред российской флоре.

Ветеринарный и фитосанитарный контроль Роспотребнадзора, государственный надзор за карантинными мероприятиями. 24 июня 2020 года в Москве состоится заседание Правительства Российской Федерации по вопросам федерального государственного карантинного контроля (надзора)

Прохождение фитосанитарного контроля, который также называют КФК или карантинным фитосанитарным контролем, осуществляется как при импорте, так и при экспорте.

Федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор). Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

  • контрольно-надзорные мероприятия за исполнением юридическими и физическим лицами законодательства Российской Федерации в области карантина растений,  при производстве, хранении, реализации, переработке и транспортировке подкарантинной продукции;
  • мероприятия по охране территории Российской Федерации от заноса, распространения карантинных вредителей растений, болезней растений и растений-сорняков из-за  пределов РФ;
  • контроль за проведением мероприятий по локализации и ликвидации выявленных на территории  области  карантинных объектов;
  • проведение  досмотра подкарантинной продукции на ППКР и СВХ, согласно Номенклатуры, поступившей  из-за пределов РФ;
  • проведение карантинного досмотра подкарантинной продукции, отгружаемой на экспорт, поступающей в область из других регионов РФ и отправляемой за пределы области в другие регионы России;
  • осуществление карантинной фитосанитарной сертификации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);
  • контрольно-надзорные мероприятия за проведением фитосанитарного обеззараживания подкарантинных объектов;
  • проведение контрольных карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов;
  • готовит, в пределах своей компетенции, документы в органы исполнительной власти Свердловской области об установлении и упразднении на территории  области карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима.
Оцените статью
Единый реестр видов контроля