В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редко ред. от 21 марта 2019 г.) «О федеральном государственном экологическом надзоре», см. также Постановление Правительства России об утверждении федеральных государственных недосмотр

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Экологический надзор – это не результат, а процесс, который
осуществляется государственным органом – Росприроднадзором. Он реализует свои
функции как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Федеральный государственный экологический надзор проводится центральным органом природоохранного ведомства. Его проверке подвергаются объекты, которые представляют государственную важность (государственные энергетические системы, объекты, отвечающие за обороны и безопасность страны), входят в утвержденный правительством перечень.

  • Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности
  • Что такое инспекция экологического надзора?
  • Федеральный и региональный экологический надзор
  • Виды
    экологического надзора
  • Экологический надзор в регионах РФ
  • Проведение
    расследований
Содержание
  1. Что такое инспекция экологического надзора?
  2. Федеральный экологический надзор
  3. Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области
  4. Управление по Москве
  5. Управление по Калужской области
  6. Региональный экологический надзор
  7. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
  8. Контакты Департамента
  9. Нормативно-правовые акты
  10. Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям
  11. Управление по Московской области
  12. Управление по Смоленской области
  13. Министерство экологии и природопользования Московской области
  14. Контакты Министерства
  15. Комитет лесного хозяйства Московской области
  16. Контакты Комитета
  17. Проведение расследований
  18. Порядок осуществления государственного экологического надзора
  19. Автор статьи
  20. Кузнецов Федор Николаевич
  21. Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности
  22. Отделы Управления природоохранного ведомства
  23. Федеральный и региональный экологический надзор
  24. Вопросы и ответы юристов
  25. Администрация отказываются вывозить свалку
  26. Экологические штрафы
  27. Муниципальная собственность
  28. Имеет ли право гос. экол. надзор посещать частные дачные участки и выписывать постановления за битый кирпич на участке, грунт
  29. Виды экологического надзора
  30. Понятие государственного экологического надзора
  31. Государственный экологический надзор
  32. Виды государственного экологического надзора

Что такое инспекция экологического надзора?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редко ред. от 21 марта 2019 г.) "О федеральном государственном экологическом надзоре", см. также Постановление Правительства России об утверждении федеральных государственных недосмотр

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например,
предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее
соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные
проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте.
Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в
себя:

  • Интервьюирование
    представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  • Просмотр
    записей и отчетов;
  • Фотографирование,
    аудио и видео фиксация;
  • Сбор
    образцов, проведение их экспертизы;
  • Использование
    дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  • Экологической,
    например, качества воды в реке;
  • Объекта
    или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  • Географической,
    например, региона или местности;
  • Экосистемной,
    например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Постановление от 28 августа 2015 года №903. Позволит повысить эффективность проведения федерального государственного экологического контроля.

Федеральный закон №7-ФЗ был дополнен статьёй 4.2, в соответствии с которой введено деление объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, на четыре категории. При этом учитываются уровни воздействия: значительное, умеренное, незначительное, минимальное.

Также были внесены изменения в статью 65 Федерального закона №7-ФЗ, в соответствии с которыми перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее – федеральный экологический надзор), определяется на основании критериев, установленных Правительством.

В связи с этим подписанным постановлением утверждены такие критерии.

В соответствии с критериями федеральному экологическому надзору подлежат объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, то есть объекты I категории. Также федеральному экологическому надзору подлежат объекты II категории, на которые выданы комплексные экологические разрешения.

Кроме того, федеральному экологическому надзору подлежат объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, в том числе в пределах российской части Каспийского моря, водно-болотных угодий международного значения.

Также федеральный надзор применяется к объектам, расположенным в границах объектов культурного наследия, отнесённых к особо цененным объектам культурного наследия народов России, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включённых в список Всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального и местного значения.

На основании критериев к объектам федерального экологического надзора относятся объекты, подлежащие государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, земельному надзору.

Федеральному экологическому надзору также подлежат объекты, обеспечивающие космическую деятельность, приём и отправку воздушных судов, внутренние водные порты, морские порты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, пункты хранения ядерных и радиоактивных веществ, объекты, обеспечивающие хранение и (или) уничтожение химического оружия.

Кроме того, к критериям отнесена деятельность объектов по утилизации пестицидов и агрохимикатов, выращиванию крупного рогатого скота, а также виды хозяйственной деятельности с использованием оборудования для газификации, производства твёрдых топлив, асбестовых волокон, силикатного кирпича, расплава минеральных веществ.

Согласно Статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяют два вида экологического надзора:

  • Федеральный государственный экологический надзор;
  • Региональный государственный экологический надзор.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России был утвержден приказ, в котором указан перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Список таких организаций можно посмотреть здесь — 77.rpn.gov.ru/node/830. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в соответствующий орган исполнительной власти Москвы.

Государственный экологический надзор включает в себя:

  • Федеральный экологический надзор
  • Региональный экологический надзор
  • Нормативно-правовые акты

Федеральный экологический надзор

Организации, подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Москвы, должны подавать экологическую отчетность в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по городу Москве и Калужской области.

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня на территории г. Москвы и Калужской области.

Управление по Москве

  • Телефон: +7 (495) 025-23-82 (приемная).
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.15, Пт 9.00-17.00, обед 13.00-14.00, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Управление по Калужской области

  • Телефон: +7 (4842) 56-35-05 (приемная).
  • Факс: +7 (4842) 56-35-05.
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.15, Пт 9.00-17.00, обед 13.00-14.00, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Региональный экологический надзор

Организации, не подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Москвы, должны подавать экологическую отчетность в зависимости от вида надзора в соответствующий орган исполнительной власти.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редко ред. от 21 марта 2019 г.) "О федеральном государственном экологическом надзоре", см. также Постановление Правительства России об утверждении федеральных государственных недосмотр

Департамент является органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим государственный экологический надзор на территории города, а именно:

  • Надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • Надзор в области обращения с отходами;
  • Надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • Надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • Надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • Надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • Охотничий надзор.

Контакты Департамента

  • Телефон: +7 (495) 777-77-77, +7 (495) 609-93-95.
  • Факс: +7 (495) 690-58-48.
  • Время работы: понедельник-четверг с 8-00 до 17-00, пятница с 8-00 до 15-45, перерыв с 12-00 до 12-45.
  • Телефонный справочник.

Нормативно-правовые акты

Back to top button

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России был утвержден приказ, в котором указан перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Список таких организаций можно посмотреть здесь — 67.rpn.gov.ru/node/830. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в соответствующий орган исполнительной власти Московской области.

  • Федеральный экологический надзорМежрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям
  • Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям
  • Региональный экологический надзорМинистерство экологии и природопользования Московской областиКомитет лесного хозяйства Московской области
  • Министерство экологии и природопользования Московской области
  • Комитет лесного хозяйства Московской области
  • Нормативно-правовые акты

Организации, подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Московской области, должны подавать экологическую отчетность в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня на территории Московской и Смоленской областей.

Управление по Московской области

  • Телефон: +7 (495) 025-01-43 (приемная).
  • Факс: +7 (495) 025-01-43.
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.00, Пт 9.00-16.45, обед 13.00-13.45, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Управление по Смоленской области

  • Телефон: +7 (4812) 38-92-52 (приемная).
  • Факс: +7 (4812) 38-92-52.
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.00, Пт 9.00-16.45, обед 13.00-13.45, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Организации, не подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Московской области, должны подавать экологическую отчетность в зависимости от вида надзора в соответствующий орган исполнительной власти.

Министерство экологии и природопользования Московской области

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редко ред. от 21 марта 2019 г.) "О федеральном государственном экологическом надзоре", см. также Постановление Правительства России об утверждении федеральных государственных недосмотр

Министерство является органом исполнительной власти Московской области, осуществляющим государственный экологический надзор на территории области, а именно:

Контакты Министерства

  • Телефон: +7 (498) 602-21-36.
  • Время работы: понедельник-четверг с 9-00 до 18-00, пятница с 9-00 до 16-45.
  • Телефонный справочник.

Комитет лесного хозяйства Московской области

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редко ред. от 21 марта 2019 г.) "О федеральном государственном экологическом надзоре", см. также Постановление Правительства России об утверждении федеральных государственных недосмотр

Комитет является органом исполнительной власти Московской области, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории области.

Контакты Комитета

  • Телефон: +7 (498) 602-18-42, доб. 41281.
  • Время работы: понедельник-четверг с 9-00 до 18-00, пятница с 9-00 до 16-45, перерыв с 13-00 до 13-45.
  • Телефонный справочник.

1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;

регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:

1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении:

следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;

внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;

производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;

в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

производственных объектов, являющихся:

пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;

морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;

объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);

объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;

объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

производственных объектов, на которых эксплуатируются:

ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:

к объектам I категории;

к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;

производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:

вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);

классификации промышленных объектов и производств;

соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).

В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).

4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

5. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).

8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:

1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;

2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.

10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.

11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проведение
расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса
соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для
завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е. несколько недель, по
сравнению с одним или несколькими днями). Они назначаются теми органами
(федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если
есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных
и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  • Регулярные
    жалобы граждан;
  • Официальной
    информацией из другого государственного органа или частной организации;
  • Результаты
    исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную
    проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный
вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект
хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной,
административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения
вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из
результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают
ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года. Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план. Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  • Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  • Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  • Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  • Составление протоколов при выявлении нарушений.
  • Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  • Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда. Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Автор статьи

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редко ред. от 21 марта 2019 г.) "О федеральном государственном экологическом надзоре", см. также Постановление Правительства России об утверждении федеральных государственных недосмотр

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности

Надзор или мониторинг соответствия является одним из ключевых
компонентов, используемых Росприроднадзором для обеспечения соблюдения
регулируемым сообществом законов и норм по охране окружающей среды. Он
охватывает все действия регулирующего органа, выполняемые для определения того,
соответствует ли объект (или группа объектов, например, заводы, географически,
по секторам или корпоративной структуре) применимому законодательству.
Мониторинг соответствия включает в себя:

  • Разработка
    и реализация стратегий мониторинга соблюдения установленных правил охраны
    окружающей среды;
  • Мониторинг
    соответствия на месте: проверки соответствия, оценки и расследования (включая
    проверку разрешений, данных и другой документации);
  • Мониторинг
    соответствия за пределами площадки: сбор данных, анализ, отчетность,
    координация программ, надзор и поддержка;
  • Обучение,
    проверка и поддержка инспекторов.

Природоохранное ведомство предоставляет стимулы и аудит соответствия, чтобы поощрять учреждения к выявлению и раскрытию нарушений. Нарушения также могут быть установлены по результатам проверки заявлений и жалоб, полученных от организаций и частных лиц. Нарушения, обнаруженные в результате любой из этих действий, могут привести к гражданскому или уголовному преследованию.

Отделы
Управления природоохранного ведомства

Структурно Управление Росприроднадзора разделено на отделы по
направлениям наиболее важных областей надзора и охраны, а именно:

Кроме того, в него входят два специальных отдела, а именно:

  • Методического
    обеспечения и регулирования надзорной деятельности
  • Разрешительной
    деятельности в области обращения с отходами.

Федеральный и региональный экологический надзор

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России утверждает приказы по каждому региону, в которых указывается перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в орган исполнительной власти Субъекта РФ.

Вопросы и ответы юристов

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редко ред. от 21 марта 2019 г.) "О федеральном государственном экологическом надзоре", см. также Постановление Правительства России об утверждении федеральных государственных недосмотр

Куренкова Елена Владимировна

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Имеет ли право гос. экол. надзор посещать частные дачные участки и выписывать постановления за битый кирпич на участке, грунт

Гос.экол.надзор приехал на мой дачный участок без моего ведома, сфотографировали мешки с битым кирпичом, завезенный крунт (док.на него имеются) и выписали протокол , потом постановление по ст. 8.2 (несоблюдение экологических норм) . Имеют ли право они посещать дачный частный участок?

Виды
экологического надзора

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редко ред. от 21 марта 2019 г.) "О федеральном государственном экологическом надзоре", см. также Постановление Правительства России об утверждении федеральных государственных недосмотр

Органы государственного экологического надзора проводят следующие
виды надзора:

Кроме того, предусмотрены виды надзора в области охраны и
использования:

Понятие государственного экологического надзора

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор. Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ. Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Запишитесь на консультацию к руководителю практики!

Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • надзор за обращением с отходами;
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный лесной надзор;
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный охотничий надзор.
Оцените статью
Единый реестр видов контроля