В России впервые в истории МЧС утверждена максимальная штатная численность. Об этом сообщают «Ведомости»

Содержание
  1. Взаимодействие органов ГПН с добровольной пожарной охраной по вопросам обеспечения пожарной безопасности
  2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
  3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ
  4. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ
  5. Федеральный закон от 21. 1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Статья 7
  6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА МЧС РОССИИ
  7. Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС России» регламентирует порядок приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступлений и иным сообщениям, которые регистрируются органами ГПН и направляются по подведомственности для рассмотрения в другие правоохранительные органы
  8. ПЛАН ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ
  9. Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства
  10. Организация взаимодействия органов ГПН ФПС и ОВД в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений (совместный приказ МЧС России и МВД России от 18. 2009 г. № 77/148)
  11. Классификация пожаров в зависимости от вида горящих материалов и веществ
  12. Государственный пожарный надзор
  13. Вода, как простейшее средство тушения пожара
  14. Правоохранительные органы осуществляют взаимодействие при ведении единого порядка учета преступлений на территории РФ (совместный приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»)
  15. По виду возгорания лесные пожары бывают
  16. Классификация лесных пожаров
  17. «Положением о РЦ МЧС России» установлено, что РЦ МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
  18. Нормативная база пожнадзора в России
  19. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  20. Сотрудник, впервые поступивший на службу в федеральную противопожарную службу, приводится к Присяге сотрудника федеральной противопожарной службы
  21. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА ВКЛЮЧАЕТ
  22. ЗАДАНИЕ на самоподготовку
  23. Первый слайд презентации
  24. «Положением о Федеральном ГПН» установлено, что органы ГПН в рамках своей компетенции по вопросам обеспечения ПБ взаимодействуют с
  25. Тема № 3 Пожарная безопасность
  26. Взаимодействие органов ГПН с органами власти и организациями в области ПБ
  27. — федеральными органами законодательной и исполнительной властей; — органами законодательной и исполнительной властей субъектов РФ; 2. Органами местного самоуправления – ОМСУ; 3. Организациями; 4. Общественными объединениями; 5. Индивидуальными предпринимателями; 6. Должностными лицами; 7. Гражданами
  28. ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ
  29. Численность сотрудников пожнадзора
  30. Оптимизация штатного состава
  31. Ситуация с пожарной безопасностью
  32. Планы по увеличению численности сотрудников пожарного надзора
  33. Реальные возможности

Взаимодействие органов ГПН с добровольной пожарной охраной по вопросам обеспечения пожарной безопасности

Одними из основных функций системы обеспечения ПБ являются:
создание ПО и организация ее деятельности (в том числе добровольной ПО);
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений ПО, привлечение населения к обеспечению ПБ.
Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г.
№ 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»

Общественные объединения пожарной
охраны
ОБЩЕСТВЕНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины
Добровольные пожарные общества
Организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности
Участвуют в профилактике и (или) тушении пожаров
и проведении аварийно-спасательных работ

Подразделения
добровольной пожарной
охраны
Территориальные
подразделения
Объектовые подразделения
добровольные пожарные команды
(подразделения, имеющие на вооружении мобильные средства пожаротушения)
работники добровольной пожарной охраны, состоящие на штатных должностях, предусмотренных штатным расписанием
добровольные пожарные дружины
(подразделения, не имеющие на вооружении мобильные средства пожаротушения)
добровольные пожарные
личный состав добровольной пожарной охраны
водитель (моторист) (только для добровольной пожарной команды)
бухгалтер (в случае регистрации общественного учреждения в качестве юридического лица)
руководитель подразделения

Общественные учреждения
добровольной пожарной
охраны
Территориальные
добровольные пожарные
команды или дружины
Объектовые добровольные
пожарные команды
или дружины
Учредителями территориальной добровольной пожарной команды (дружины) могут быть физические лица и (или) юридические лица – общественные объединения.
Участниками территориальной добровольной пожарной команды (дружины) могут быть добровольные пожарные, проживающие на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды (дружины).
Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной команды (дружины) осуществляется ее руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности решением учредителя (учредителей).
Учредителями объектовой добровольной пожарной команды (дружины) могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации.
Участниками объектовой добровольной пожарной команды (дружины) могут быть добровольные пожарные из числа работников данной организации.
Управление объектовой добровольной пожарной командой (дружиной) и ее имуществом осуществляется руководителем добровольной пожарной команды (дружины), назначаемым на должность и освобождаемым от должности учредителем (учредителями).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Служба в федеральной противопожарной службе — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности (далее — федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности), территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности — региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (далее — подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации

ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ

Правоотношения на службе в федеральной противопожарной службе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ

1. Правовые основы деятельности органов ГПН по взаимодействию с организациями в области ПБ.
2. Взаимодействие органов ГПН с органами государственной власти и органами местного самоуправления в области ПБ.
3. Основные направления взаимодействия органов ГПН и правоохранительных органов в области ПБ.
4. Взаимодействие органов ГПН с другими органами государственного контроля (надзора) по вопросам обеспечения ПБ.

Федеральный закон от 21. 1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Статья 7

Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.

В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА МЧС РОССИИ

Автор работы:
Студент 3 курса, группы 18114
очной формы обучения
Ф. И. О. Лабудина Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ
РАНХиГС

Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС России» регламентирует порядок приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступлений и иным сообщениям, которые регистрируются органами ГПН и направляются по подведомственности для рассмотрения в другие правоохранительные органы

Одной из массовых общественных организации является «Всероссийское добровольное пожарное общество» — ВДПО.
Совместная деятельность МЧС России и ВДПО осуществляется на основании
Соглашения о сотрудничестве
от 17.06 2008 г. № 10/1/13/350

ПЛАН ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ

(п. 3.14 ГОСТ Р 12.2.143-2002)
На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие Планов эвакуации людей при пожаре.
На плане указываются: пути эвакуации, эвакуационные выходы, места хранения первичных средств пожаротушения, размещение кнопок пожарной сигнализации, места отключения электричества, места размещения средств связи.
Планом устанавливаются: правила поведения людей, порядок и последовательность действий при возникновении пожара

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Статья 5

Организация взаимодействия органов ГПН ФПС и ОВД в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений (совместный приказ МЧС России и МВД России от 18. 2009 г. № 77/148)

Обеспечение производства судебных экспертиз и исследований по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях по пожарам и находящимся в производстве:
органов предварительного следствия системы МВД России — в государственных судебно-экспертных учреждениях ФПС;
органов ГПН — в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России.

2.Органы ГПН организуют направление в ЭКП ОВД по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, находящимся в производстве органов ГПН о преступлениях, совершенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, следов рук неустановленных лиц, следов подошв обуви, следов протекторов колес транспортных средств и микрообъектов (микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла), изъятых с мест преступлений (происшествий), для их проверки и постановки на учет.
3. Специализированная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений ФПС на базе экспертно-криминалистических центров системы МВД России и в образовательных учреждениях МВД России.
4. ЭКЦ МВД России и ВНИИПО МЧС России осуществляют на согласованной основе регулярный взаимный обмен материалами научно-методического и справочного характера, информацией о проводимых семинарах, сборах, конференциях по проблемам использования экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью.

Классификация пожаров в зависимости от вида горящих материалов и веществ

класс « D »
— пожары металлов и их сплавов
класс «А»
— пожары особо твердых веществ в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, текстиль, бумага и т.д.);
класс «В»
— пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ, переход вещества из кристаллического (твердого) состояния в жидкое
класс «С»
— пожары газов;
класс «Е»
— пожары, связанные с горением электроустановок

ПЕСОК
ВОДА
АСБЕСТОВОЕ или ВОЙЛОЧНОЕ ПОЛОТНО
Воздушные пенные (ОВП)
Химические пенные (ОХП)
Закачные
Газогенераторные
Углекислотные (ОУ)
Хладоновые (ОХ)
Воздействие
охлаждение, нет доступа кислорода
нет доступа кислорода
нет доступа кислорода
нет доступа кислорода
охлаждение
охлаждение
Газовые
Порошковые (ОП)
Пенные
Водные (ОВ)
Простейшие средства
Огнетушители
нет доступа кислорода
Первичные средства пожаротушения — переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития

Огнетушитель порошковый считается универсальным, он тушит все типы горючих материалов, в т.ч электроустановки под напряжением до 1000В.
Огнетушитель порошковый маркируется как ОП-4(з), где ОП – огнетушитель порошковый, 4 – вес заряда в кг, (з) или (г) тип механизма срабатывания «закачной» или «газогенераторный».
Огнетушители
Порядок приведения закачного ОП к применению
Внимание!
порошок очень едкий, и, попадая в труднодоступные места, он начинает разъедать металл, начинается коррозия. Не менее вреден и для органов дыхания.

Огнетушители
Огнетушители газовые предназначены для ликвидации пожаров классов В (горение жидких веществ), С (горение газообразных веществ), Е (электроустановки под напряжением до 110 кВ).
Огнетушители газовые маркируются как ОУ – огнетушитель углекислотный и ОХ – огнетушитель хладоновый. Дале указывается вес заряда в килограммах. ОУ-2 иди ОХ-5. Принцип работы газовых огнетушителей это охлаждение горящей поверхности за счет низкой температуры (до -70 гр.) огнетушащего вещества.
Внимание!
Не допускать попадания вещества на кожу, чтобы избежать обморожения. Для этого у углекислотных огнетушителей сделан специальный пластиковый раструб
Порядок приведения закачного ОУ к применению

1. Обозначение огнетушителя и его полное название.
2. Номерные знаки сертификатов, полученных огнетушителем.
3. Классы пожаров, которые могут быть ликвидированы при помощи этого огнетушителя.
4. Тип и название нормативного документа, которому соответствует данный огнетушитель.
5. Масса заряда и пределы его изменения.
6. Ранг огнетушителя
7. Вид и марка огнетушащего вещества в огнетушителе.
8. Метод приведения огнетушителя в действие, который должен быть изображен в виде пиктограмм.
9. Основные предостерегающие надписи, которые предупреждают о способе использования огнетушителя, его токсических свойствах, возможности обморожения или формирования электрического разряда.
10. Температурные пределы эксплуатации, а также информация о возможности применения в холодное время года.
11. Понятные пиктограммы с информацией о классе пожара, а также информация о максимально допустимом напряжении.
12. Нормативное рабочее давление вытесняющего газа и предельно допустимые его значения, а так же значение давления при испытании огнетушителя на прочность.
13. Действия, которое нужно совершить после применения огнетушителя по назначению (перезарядить, заменить, проверить с определенной периодичностью);
14. Наименование изготовителя и его товарный знак.
15. Год и месяц изготовления огнетушителя.
14
15
1
4
3
7
8
9
10
11
12
5
2
13
6

Требования по размещению огнетушителей
(Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479
«О противопожарном режиме»)
Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 метров для общественных зданий и сооружений
Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра.
Проверка огнетушителей проводится 1 раз в год. Перезарядка огнетушителей проводится в плановом порядке 1 раз в 5 лет, внепланово – после применения огнетушителя или в случае отклонения установленных параметров

Государственный пожарный надзор

В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГПН
С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Вода, как простейшее средство тушения пожара

Наиболее распространенное огнетушащее средство.
Обладает большим охлаждающим эффектом при воздействии на горячие твердые и жидкие вещества.
Нельзя применять воду при тушении :
щелочных
металлов (натрий, калий)
кислот
горючих жидкостей
электроустановок под напряжением
карбидов

Основные правила при пользовании огнетушителями
Для тушения пожара необходимо поднести огнетушитель на минимально возможное и безопасное (но не менее 1 метра) для тушения пожара расстояние, учитывая, что длина струи огнетушащего вещества составляет 3 м.
Не применяйте газовые огнетушители при пожаре класса А Наиболее эффективны в данном случае порошковые.
Для тушения электроустановок и электроприборов (класс Е) на начальном этапе возгорания наиболее эффективны газовые огнетушители.
При работе с газовыми огнетушителями старайтесь максимально приблизится к очагу возгорания (но не ближе 1 метра). С увеличением расстояния их эффективность снижается.
Для тушения возгораний ЛВЖ (класс В) наиболее эффективны пенные огнетушители. Так же рекомендуется использовать порошковые.
Расположение огнетушителей указано на Плане эвакуации при пожаре.

Рекомендации при пользовании огнетушителями
1. На улице начинайте тушение пожара с наветренной стороны, чтобы пламя и продукты горения не сдувало на вас.
2. Сначала направите раструб огнетушителя в сторону пожара, а потом нажимайте рычаг.
3. При тушении ровной поверхности начинайте тушить с края возгорания двигаясь к центру.
4. При тушении горящих жидкостей начинайте тушить от края к центру по окружности или сверху – вниз, чтобы избежать дополнительного разбрызгивания горящей жидкости.
5. При тушении стен огнетушителем работайте снизу вверх, если тушите водой, то поливайте сверху вниз.
6. Укутайте лицо мокрой тканью, это защитит вас от дыма и порошка. Помните! Порошок из порошковых огнетушителей быстро заполнит помещение снизит видимость и затруднит дыхание.

Рекомендации при пользовании огнетушителями
7. При тушении электрооборудования, находящегося под напряжением, не приближайте огнетушитель к оборудованию ближе чем на метр. Помните! При тушении электрооборудования его рекомендуется сначала обесточить.
8. Если есть несколько людей с огнетушителями — тушите пожар вместе, применяйте все огнетушители сразу.
9. Берите с собой столько огнетушителей, сколько сможете унести.
10. Тушите пожар кратковременными нажатиями на рычаг, контролируйте процесс тушения. Помните! время беспрерывной работы огнетушителя ОП — 2(з) — составляет 8 секунд, ОП — 6(з) — 13 секунд, ОП — 9(з) — 14 секунд, ОУ-1 – 4 сек, ОУ-2 – 6 сек., ОУ-4 – 8 сек.
Важно! Первичные средства применяются только на начальном этапе пожара.
Если пожар набрал силу не переоценивайте свои возможности, срочно эвакуируйтесь в безопасную зону

Алгоритм действий при пожаре в организации (на рабочем месте)
Любой сотрудник, ставший свидетелем пожара должен Нажать кнопку пожарной сигнализации (при этом вызов поступит на пульт пожарной охраны и включится оповещение о пожаре) или позвонить на «112».
По телефону сообщить: что и где горит, называть точный адрес, заявить о наличии пострадавших, назвать себя, уточнить номер телефона.
При необходимости отключить электропитание.
Принять посильные меры по тушению пожара простейшими средствами (вода, земля, ткань) или огнетушителями класса АВСЕ (ВСЕ)
При невозможности остановить пожар немедленно эвакуироваться закрывая за собой двери и оповещая по пути людей, оказывайте помощь нуждающимся в ней.
Помните! Ваша обязанность сообщить о пожаре, а тушение пожара в ваши обязанности не входит

Алгоритм действий при пожаре в квартире
Отключите электроснабжение (это позволит расширить возможности тушения пожара)
Сообщите о пожаре по телефону «112»
По телефону сообщить: что и где горит, называть точный адрес, заявить о наличии пострадавших, назвать себя, уточнить номер телефона.
Примите посильные меры по тушению пожара простейшими средствами (вода, земля, ткань) или огнетушителями класса АВСЕ (ВСЕ)
При невозможности остановить пожар немедленно эвакуируйтесь выключив газ, взяв документы и вещи, закрывая за собой двери и оповещая по пути людей, оказывайте помощь нуждающимся в ней, не пользуйтесь лифтами.
Помните! Ваша обязанность сообщить о пожаре, а тушение пожара в ваши обязанности не входит

Пятый вопрос
Факторы, влияющие на пожарную безопасность на территории
г.о. Серпухова

Для города Серпухова характерен выраженный пожароопасный период. Это период резкого обострения пожарной опасности, связанный с увеличением угроз возгорания на открытых участках города.
Наиболее пожароопасными являются периоды МАРТ-МАЙ и АВГУС-СЕНТЯБРЬ (количество пожаров и возгораний может составлять до 40 в сутки)
В целях профилактики и снижения опасности возникновения природных, техногенных и бытовых пожаров на территории г.о. Серпухов, решением КЧС и ОПБ, ежегодно, в период с мая по сентябрь вводится ОСОБЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ
Особый противопожарный режим

не своевременный вывоз мусора (ТБО и КГО) с контейнерных площадок и с территорий (несанкционированные свалки);
пал сухой травы;
заброшенные, пустующие здания;
состояние внутренней домовой электропроводки;
состояние подвалов, чердаков и мест общего пользования в жилых домах.
Основные потенциально-опасные источники возникновения пожаров в г.о. Серпухове

Возникает при несвоевременном вывозе мусора при поджогах (70%) или занесении источника огня.
Создается угроза распространения огня на жилые и хозяйственные постройки, автомобили и объекты обеспечения жизнедеятельности. Наносится значительный материальный и экологический ущерб.
Возгорание контейнерных площадок
Пожароопасный источник сезонного характера. Период март-май.
Вызван как правило хулиганскими действиями или неосторожным обращением с огнем и как результат неконтролируемым распространением огня на большой площади.
Опасен для хозяйственных построек, объектов обеспечения жизнедеятельности, лесных массивов и дачных строений.
Пал сухой травы

Правоохранительные органы осуществляют взаимодействие при ведении единого порядка учета преступлений на территории РФ (совместный приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»)

Приказом МЧС России и МВД России от 31 марта 2003г. №163/208 устанавливается порядок взаимодействия органов управления и подразделений ГПС России с органами внутренних дел РФ при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами.

По виду возгорания лесные пожары бывают

Низовой пожар – распространяется по нижним ярусам лесной растительности, подлеску, опаду. Средняя скорость продвижения низового пожара 0,5 м/мин. Наиболее вероятный для Серпуховского региона
Верховой пожар – охватывает полог леса и распространяется по кронам деревьев. Он рождается из низового пожара. Распространению верхового пожара способствует сильный (порывистый) ветер. При скорости ветра 12-15 м/с верховой пожар может продвигаться со скоростью 15-20 км./ч (беглый верховой пожар)
Почвенный (подземный) пожар – скрытое горение внутрипочвенных масс. Как правило эти пожары происходят на торфяниках. Такие пожары распространяются по 5–6 метров в сутки, отличаются устойчивым горением и выделением едкого дыма

Причины возникновения лесного пожара
Брошенная горящая спичка, окурок
Не затушенный
костер
Осколки
стекла
Искры
от автомобилей
Удар
молнии (2%)

Классификация лесных пожаров

А —малый — площади горения не более 0,2 га, который возможно затушить одному человеку;
Б — незначительный площадь не более 2 га, останавливается группой из 2–4 людей;
В —небольшой пожар площадью от 2,1 до 20 га. В тушении задействуют 10 человек ;
Г — средний пожар, охватывает площадь от 21 до 200 га. Его могут остановить специализированные группы, сформированные из 30–40 человек;
Д — крупный лесной пожар, площадь 2000 га, тушение производят группой до 100 человек;
Е —катастрофический более 2000 га. Останавливаются ударной группой людей, численностью 400 человек.
Ландшафтный пожар
это пожар, охвативший различные элементы ландшафта, который возникает в результате деятельности человека и (или) природных факторов (молния).
Ландшафтные пожары классифицируются по виду ландшафта, по которому распространяется горение: пожар степной, луговой, кустарниково-болотный.

При определенных климатических условиях может наступить пожароопасные период ( наступает через 15-18 дней после последнего выпадения осадков более 3 мм в жаркую погоду ).
В случае повышения пожарной опасности решением КЧС и ОПБ органа местного самоуправления может устанавливаться особый противопожарный режим.
Пожароопасный период и особый противопожарный режим
Особый противопожарный режим — дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях
Выполнение требований особого противопожарного режима обязательно для организаций (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) и граждан, проживающих на территории действия особого противопожарного режима

Особый противопожарный режим
На период действия особого противопожарного режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности:
запрещено разводить открытый огонь;
запрещен въезд автотранспорта на территорию лесов и лесопарковых зон;
запрещено складировать возгораемые материалы возле жилых, общественных и производственных строений;
запрещено создавать стихийные свалки мусора;
организуется дежурство дополнительной водоподающей техники;
оборудуются подъезды ко всем противопожарным и естественным водоемам;
увеличиваются противопожарные разрывы и минерализированные полосы в лесах;
организуется патрулирование пожароопасных участков;
проводится агитационная и разъяснительная работа.

Второй вопрос
Система обеспечения пожарной безопасности, полномочия руководителей организаций по предупреждению возникновения пожаров

Законодательство в области пожарной безопасности в РФ
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020г. № 1479 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»
УСТАНАВЛИВАЮТ :
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации.
Порядок поведения людей.
Порядок организации производства.
Порядок содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно

Постановление Правительства Российской Федерации
От 16 сентября 2020г. № 1479
«Правила противопожарного режима в Российской Федерации»
Статья 2
Устанавливает порядок действий при обнаружении пожара
При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства необходимо:
Немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану с указанием :
наименование объекта защиты ;
адрес места его расположения;
место возникновения пожара;
фамилию сообщающего информацию.
Принять меры по эвакуации людей, а при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры по тушению пожара в начальной стадии.
Отсутствие угрозы – это условия при которых: виден очаг пожара, дым распространяется выше роста человека, температура в месте пожара не выше 40 º С, можно безопасно приблизится к очагу пожара на расстояние от 1 до 3 метров.
В зависимости от характера и условий возгорания время для безопасного его тушения может составлять до 4 минут.

По пожарной и взрывопожарной опасности помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются на следующие категории:
Категория А Повышенная взрывопожароопасность. Помещения, в которых находятся (обращаются) горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости ( t вспышки менее 28 º С)
Категория Б Взрывопожароопасность. Помещения, в которых находятся (обращаются) горючие пыли или волокна, легковоспламеняющиеся жидкости ( t вспышки более 28 º С)
Категория В1-В4 Пожароопасность. Помещения, в которых находятся (обращаются) горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы.
Категория Г Умеренная пожароопасность. Помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени, и (или) горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива.
Категория Д Пониженная пожароопасность. Относятся помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в холодном состоянии

Противопожарный режим
Руководитель издает Инструкцию о мерах пожарной безопасности (в соответствии с требованиями раздела XVIII ППРФ №1479).
В целях установления требований пожарной безопасности в организации руководитель издает
Приказ О пожарной безопасности в организации (на объекте) в котором определяет следующее:
Руководитель определяет порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума работниками организации.
Руководитель назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность в организации (на объекте).
В соответствии со статьей 37 ФЗ №69 «О пожарной безопасности» :
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Основные требования правил противопожарного режима
Руководитель организации обеспечивает наличие Планов эвакуации людей при пожаре в здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек (на объекте с массовым пребыванием людей), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек. (ППРФ №1479 ст.5)
В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей ( за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает его :
телефонной связью ;
исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного);
средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
(ППРФ №1479 ст.9 и ст.6)

Основные требования правил противопожарного режима
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает
проведение не реже 1 раза в полугодие
практических тренировок
по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении
(ППРФ №1479 ст.9)

1. Места для курения и организация их оборудования.
2. Места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
3. Порядок уборки горючих отходов и пыли, хранение промасленной одежды и ветоши.
4 Порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и после окончания работы.
В организации должно быть ОПРЕДЕЛЕНО:
При установлении противопожарного режима
1. Порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ.
2. Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы.
3. Правильное содержание путей эвакуации.
4. Действия работников при обнаружении пожара.
5. Порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также ответственные за их проведение.
В организации должно быть РЕГЛАМЕНТИРОВАНО:

31
Противопожарный режим
В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
ПРАВИЛА применения открытого огня на территории организации
ПРАВИЛА проезда транспорта на территории организации
ПРАВИЛА курения
на территории организации
ПРАВИЛА проведения временных пожаро- опасных работ на территории организации

В соответствии со статьей 37 Федерального закона №69 «О пожарной безопасности» :
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах
и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности

Порядок обучения населения в области пожарной безопасности
Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется следующими методами:
прохождение пожарно-технического минимума
проведение противопожарных инструктажей
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Приказом МЧС РФ № 645 от 12.12. 2007 г. «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Обучение работников мерам пожарной безопасности является законодательно закрепленной обязанностью работодателя (ст.37 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Обучение руководителей, специалистов и работников организаций:
не связанных с взрывопожароопасным производством проводится в течение месяца после приема на работу и далее не реже одного раза в три года ;
связанных с взрывопожароопасным производством проводится в течение месяца после приема на работу и далее не реже чем один раз в год.
Пожарно-технический минимум
основной вид обучения работников мерам пожарной безопасности, целью которого является повышение уровня знаний, соответствующих особенностям производства и усвоения специальных правил пожарной безопасности
ОБУЧЕНИЕ С ОТРЫВОМ ОТ ПРОИЗВОДСТВА
проводится в специализированных учебных центрах
руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;
работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;
другие работники (Приказ МЧС №645 ст. 36)
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА
проводится по месту работы руководителем или лицом, назначенным руководителем
руководители подразделений, взрывопожароопасных производств;
работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
педагогические работники дошкольных образовательных учреждений другие работники по решению руководителя

Виды противопожарных инструктажей
ВВОДНЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПРОВОДИТСЯ:
со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу;
с сезонными работниками и с командированными в организацию работниками;
с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;
с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя.
Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты
Приказ МЧС России №645 раздел II
ПЕРВИЧНЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПРОВОДИТСЯ:
со всеми вновь принятыми на работу;
с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;
с работниками, выполняющими новую для них работу;
с сезонными работниками и с командированными в организацию работниками;
со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации.
В ходе первичного инструктажа все работники организации, имеющей пожароопасное производство, а также работающие в зданиях (сооружениях) с массовым пребыванием людей (свыше 50 человек) должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации в Приказе руководителя о пожарной безопасности.
Повторный противопожарный инструктаж
проводится со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие. (Статья 22 Приказа МЧС №645)
Виды противопожарных инструктажей
Внеплановый противопожарный инструктаж
проводится при изменении действующего законодательства; изменении технологических процессов производства; наличии нарушений правил пожарной безопасности; перерывов в работе более 30 календарных дней и т.д. (Статья 26 Приказа МЧС №645)
Целевой противопожарный инструктаж проводится
при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью; ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск; при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах и т.д. (Статья 28 Приказа МЧС №645)

Организационно-распорядительные
документы по пожарной безопасности в организации
План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности организации
Планы эвакуации людей при пожаре на объектах с массовым пребыванием людей, на объекте с рабочими местами на этаже более 10 человек
План практических противопожарных тренировок лиц (акт тренировок или журнал) на объекте.
Годовой план-график по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, систем оповещения при пожаре и управления эвакуацией.

Инструкции по ПБ в организации
Инструкция о мерах пожарной безопасности
Инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (при плане эвакуации).
Инструкция о порядке использования лифтов в организации, имеющих режим работы «транспортирование пожарных подразделений». Вывешиваются непосредственно у лифтов.
Инструкция о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок противопожарной защиты объекта.
Инструкции о мерах пожарной безопасности в каждом структурном подразделении
Инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (На объекте с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах домах для престарелых)

«Положением о РЦ МЧС России» установлено, что РЦ МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с

5. «Положением о ГУ МЧС России субъекта РФ» установлено, что ГУ МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с:
территориальными органами ФОИВ;
ОГВ субъекта РФ;
ОМСУ;
общественными объединениями;
организациями.

Нормативная база пожнадзора в России

Деятельность подразделений, осуществляющих государственный пожнадзор в Российской Федерации, регулируется положениями целого ряда нормативных документов. Основными из них являются:

  • 69-ФЗ, посвященный вопросам пожарной безопасности;
  • 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент в области пожбезопасности;
  • постановление Правительства РФ N 290, регулирующее порядок осуществления пожарного надзора;
  • другие правовые документы.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

40
ПЛАН ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ (СХЕМА ЭВАКУАЦИИ) составляется для сотрудников и предназначается для изучения сотрудниками своих обязанностей и действий по эвакуации
Текстовая
часть
Графическая
часть
Чертеж поэтажного
плана здания
приложение к плану эвакуации —
«журнал отработки плана эвакуации»

По плану эвакуации
и разработанной к нему Инструкции
не реже одного раза в полугодие проводиться практические тренировки
всех задействованных
для эвакуации работников

.
Третий вопрос
Организация пожаротушения, пожарная охрана

совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно спасательных работ.
Пожарная охрана
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
государственная противопожарная служба;
муниципальная пожарная охрана;
ведомственная пожарная охрана;
частная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана.
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров
Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях устанавливается единый номер «112», а так же номер 01 (101) для вызова диспетчер ЦППС

Пожарная охрана
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров
спасение людей и имущества при пожарах
организация и осуществление тушения пожаров
проведения аварийно-спасательных работ
На территории г. Серпухова действует – 29 отряд Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по МО
Противопожарная служба Московской области – Территориальное управление силами и средствами «Мособлпожспас» на территории г.о. Серпухов (ТУСиС «Мособлпожспас»)
Пожарно-спасательная часть №6 ФПС
Пожарно-спасательная часть №330 (ул. Базовая)
Пожарно-спасательная часть №304 (пос. Пролетарский)

Государственная противопожарная служба (Федеральный закон №69ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» Статья 5)
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входят:
Федеральная противопожарная служба
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации

Тушение пожаров (Федеральный закон №69ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» Статья 22)
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – «112» (или 101 с мобильного и 01 со стационарного).
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Четвертый вопрос
Первичные средства пожаротушения, классификация и порядок их применения

Сотрудник, впервые поступивший на службу в федеральную противопожарную службу, приводится к Присяге сотрудника федеральной противопожарной службы

«Я, (фамилия, имя, отчество), поступая на службу в федеральную противопожарную службу, торжественно присягаю на верность Российской Федерации и ее народу!
Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника федеральной противопожарной службы:
свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы;
быть бдительным, мужественным и честным при исполнении гражданского и служебного долга;
достойно исполнять служебные обязанности по обеспечению защищенности граждан и объектов защиты от пожаров и чрезвычайных ситуаций;
постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, беречь и приумножать традиции беззаветного служения Отечеству;
хранить государственную и служебную тайну.
Служу России, служу народу!»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА ВКЛЮЧАЕТ

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти,;
органы государственного пожарного надзора;
пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения)

ЗАДАНИЕ на самоподготовку

Подготовиться к семинарскому занятию в соответствии с ЗАДАНИЕМ.
2. Изучить:
— Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной
пожарной охране»;
приказ МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. №163/208
«О порядке взаимодействия органов управления и подразделений
Государственной противопожарной службы МЧС России с органами
внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании
преступлений, связанных с пожарами»;
— положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401).

Первый слайд презентации

Тема № 3
Пожарная безопасность

Первый вопрос
Требования нормативно-правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности

Указ Президента Российской Федерации
от 1 января 2018 года N 2
«Об утверждении основ государственной политики РФ в области пожарной безопасности на период до 2030 года»
Федеральный закон Российской Федерации
от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
«О пожарной безопасности»
Постановление Правительства РФ
от 16 сентября 2020г. № 1479
«Правила противопожарного режима в Российской Федерации»
Приказ МЧС России
от 12.12. 2007 г. № 645
«Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»
Федеральный закон Российской Федерации
от 22.07.2008 N 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Приказ МЧС России
от 28.06.2018 N 261
«Об утверждении форм проверочных листов при проверке соблюдения пожарной безопасности»
Закон Московской области
от 27.12.2005 N 2692005-ОЗ
«О пожарной безопасности в Московской области»

На территории РФ функционирует система обеспечения пожарной безопасности, являющаяся совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ
Приоритетными направлениями государственной политики в области пожарной безопасности являются
актуализация нормативно-правовой базы в области ПБ
обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров
обеспечение эффективного функционирования и развития пожарной охраны
выработка и реализация государственной научно-технической политики в области ПБ
Указ Президента Российской Федерации
от 1 января 2018 года N 2
«Об утверждении основ государственной политики РФ в области пожарной безопасности на период до 2030 года»

«Положением о Федеральном ГПН» установлено, что органы ГПН в рамках своей компетенции по вопросам обеспечения ПБ взаимодействуют с

7. Административный регламент ГНПБ
установлены компетенция и основные направления взаимодействия органов ГПН с субъектами отношений по вопросам обеспечения ПБ.

Тема № 3
Пожарная безопасность

Причиной пожаров становиться аварийное состояние электропроводки, перегрузка электросетей, незаконные подключения.
Все это может привести к серьезным пожарам с тяжелыми последствиями, в т.ч. с гибелью людей и значительным материальным ущербом.
Возгорание электропроводки в жилых домах
Ежегодно регистрируется несколько десятков пожаров и возгораний, в т.ч. и с пострадавшими.
Основная причина — неосторожное обращение с огнем
Заброшенные строения, как правило используемые лицами без определенного места жительства, а так же как несанкционированные свалки мусора
Бесхозные и брошенные строения

Взаимодействие органов ГПН с органами власти и организациями в области ПБ

Основные направления взаимодействия :
совместная разработка нормативных документов по ПБ;
разработка и реализация целевых программ по обеспечению ПБ;
участие в работе комиссий по ЧС и ПБ;
рассмотрение нормативных документов по ПБ, разработанные ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ и организациями;
информирование в установленном порядке органов ГВ и ОМСУ о состоянии ПБ населенных пунктов и организаций;
организация и проведение мероприятий по контролю (надзору);
учет и отчетность о пожарах и их последствиях;
лицензирование деятельности и сертификация в области ПБ;
установление особого противопожарного режима на соответствующей территории;
работа с письмами и обращениями ЮЛ, ИП и граждан;
и др.

— федеральными органами законодательной и исполнительной властей; — органами законодательной и исполнительной властей субъектов РФ; 2. Органами местного самоуправления – ОМСУ; 3. Организациями; 4. Общественными объединениями; 5. Индивидуальными предпринимателями; 6. Должностными лицами; 7. Гражданами

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
регламентирует вопросы взаимодействия органов ГК(Н).
Вопросы взаимодействия при проверках:
1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;

ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ

Взаимодействие по вопросам обеспечения ПБ оформляются совместными:
Приказами,
Соглашениями,
Инструкциями,
Планами по взаимодействию.
Ими устанавливаются:
полномочия, права,
обязанности и ответственность Сторон.

Согласно положениям действующей нормативной базы в состав органов пожарного надзора входят следующие ведомства:

  • соответствующее структурное подразделение в центральном аппарате профильного министерства, функции которого в данном случае выполняет МЧС;
  • структуры территориальных организаций МЧС, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;
  • подразделения особых воинских структур федеральной службы, осуществляющей противопожарную работу.

Численность государственного пожнадзора в Российской Федерации оценивается по совокупной численности сотрудников всех перечисленных органов и ведомств.

Численность сотрудников пожнадзора

Число сотрудников, которые вовлечены в обеспечение пожарной безопасности на территории нашей страны, также регулируется на законодательном уровне. Предельная численность работников пожнадзора зафиксирована в пункте 2 постановления № 290. В этом нормативном документе указывается, что максимальное число специалистов этого ведомства не должно превышать 21 110 человек.

Однако на практике в течение всех последних лет число работников госпожнадзора было далеко от этой цифры. В 2015 году МЧС опубликовало решение Коллегии № 4/II от 18 февраля, в котором отразило реальную ситуацию в ведомстве на тот момент. Согласно представленным данным общая штатная численность всех подразделений, которые занимались вопросами обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты граждан от возникновения чрезвычайных ситуаций и иных происшествий, в 2014 году составляла 16016 человек. При этом фактическая численность работников, которые непосредственно заняты в выполнении функций, обусловленных характером их деятельности, составляло всего 14 739 человек.

Оптимизация штатного состава

Таким образом, уже на тот момент численность работников ведомства была более чем на 30% ниже предельной величины, установленной законодательством. Однако в последующие годы в ведомстве была проведена серьезная «оптимизация», в результате которой организацию затронули масштабные сокращения. По некоторым данным, в сфере пожарного надзора под сокращение попали до 17% сотрудников. Кроме того, были отправлены на пенсию работники, которые в соответствии с действующим законодательством достигли пенсионного возраста.

В результате такой работы фактическая численность сотрудников, непосредственно занимающихся вопросами обеспечения пожарной безопасности в РФ, серьезно уменьшилась. К 2018 году, по информации директора департамента надзорной деятельности МЧС Ринат Еникеев, она достигла 9,5 тысяч человек. Теперь она составляет уже менее половины от максимальной штатной численности, предусмотренной постановлением № 290.

Ситуация с пожарной безопасностью

Снижение числа работников пожарного надзора, полагают эксперты, не могла не повлечь за собой сокращение возможностей ведомства в части необходимого контроля и предотвращения нарушений в этой области. Итогом сложившейся ситуации стало ухудшение положения граждан в сфере пожарной безопасности, а также несколько крупных происшествий, имевших большой общественный резонанс. Одним из наиболее заметных событий стал пожар в кемеровском ТЦ «Зимняя Вишня», который произошел в марте 2018 года.

Уже в ноябре 2018 года МЧС констатировало, что в текущем году в России было зафиксировано более 110 тысяч пожаров. Почти на 30% по сравнению с прошлым годом увеличилось число пожаров в местах, предполагающих массовое пребывание людей, а число погибших в таких происшествиях возросло еще более заметно: число смертей в пожарах превысила прошлогодний уровень в 20(!) раз, а численность получивших серьезные травмы – в 3 раза.

Наиболее сложной специалисты МЧС называют ситуацию с торговыми центрами, где недостаточный контроль за уровнем пожарной безопасности привел к росту числа возгораний на 64,5% по сравнению с 2017 годом. В учреждениях образования число пожаров возросло на 30%, в организациях социального и медицинского обслуживания – на 19%.

Планы по увеличению численности сотрудников пожарного надзора

В связи со сложившейся ситуацией МЧС активно лоббирует инициативу об увеличении штатной численности сотрудников ведомства, занимающихся обеспечением пожарной безопасности. Эта мера выглядит действительно необходимой в свете последних событий: эксперты уверены, что если не принять срочных изменений в этой области, проблема будет только усугубляться.

В настоящий момент основным вопросом фактически остается реальная возможность увеличения числа работников пожнадзора. Летом 2018 года руководитель департамента надзорной работы МЧС Ринат Еникеев озвучивал амбициозные планы по доведению численности сотрудников направления до максимума, разрешенного действующим законодательством, то есть до 21 110. В случае выполнения этого намерения количество специалистов в этой сфере было бы увеличено более чем в 2,2 раза.

Реальные возможности

Однако очевидно, что такой шаг потребовал бы не только значительных финансовых вливаний, но и огромной организационной работы. Так, образовательные учреждения МЧС выпускают специалистов только раз в год, и численности одного выпуска было бы недостаточно, чтобы полностью покрыть кадровый голод ведомства. Это означает, что для этой цели потребуется привлекать гражданских специалистов, что, в свою очередь, потребует проведения длительных и сложных процедур проверки их знаний, аккредитации и т.д.

В этой связи последовавшая оптимизация планов ведомства выглядит вполне ожидаемой. Так, в конце декабря 2018 года Ринат Еникеев, который ранее анонсировал более масштабные планы, сообщил о том, что в 2019 году предполагается увеличение числа работников пожарного надзора на 2 тысячи человек. Это почти в шесть раз меньше, чем максимальная возможность увеличения числа работников пожнадзора, однако, безусловно, и это – весьма важный шаг в направлении улучшения сложившейся ситуации с пожарной безопасностью. Остается надеяться, что этот шаг будет не последним, и ранее обозначенная цель по достижению штатной численности в конце концов будет достигнута.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля