В рамках этого приказа создается единая система государственного контроля в сфере пожарной безопасности, гражданской защиты и защиты населения от чрезвычайных ситуаций

В рамках этого приказа создается единая система государственного контроля в сфере пожарной безопасности, гражданской защиты и защиты населения от чрезвычайных ситуаций ЕРВК

Органы пожарного надзора и их права

Структура органов обеспечивающих пожарную безопасность и отношения между ними и юридическими лицами определяются Федеральным законом РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г и Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290

«О федеральном государственном пожарном надзоре»

Должностные лица органов государственного пожарного надзора, имеют право:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование. Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), которое указано в распоряжении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора.
  • выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;
  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

* Большинство офисов относятся к категории среднего риска

Для отдельных объектов может быть установлена иная периодичность проверок или установлены надзорные каникулы, то есть период времени, в течение которого проверки проводиться не будут. Надзорные каникулы установлены для субъектов малого предпринимательства, если они соответствуют условиям “надзорных каникул”, установленным статьей 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Основанием для проведения внеплановой проверки может являться:

  • истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
  • наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из средств массовой информации о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка.

Перечень необходимой документации по пожарной безопасности

Пожарная безопасность — ответственные лица

Категории помещений с точки зрения пожарной безопасности

План эвакуации и знаки безопасности

Пути эвакуации людей при пожаре

Система обеспечения пожарной безопасности

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»

Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Государственный пожарный надзор (ГПН) – осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о пожарной безопасности, должностными лицами органов ГПН, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (ПБ). Основной задачей ГПН является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.

Органами ГПН являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ПБ, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН; структурные подразделения региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления ГПН на территориях федеральных округов; структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности; подразделения ФПС, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Руководители соответствующих органов ГПН по должности одновременно являются: главными государственными инспекторами субъектов РФ по пожарному надзору; главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению ГПН определяется Правительством РФ. Должностные лица органов ГПН при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством РФ. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов ГПН.

Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по ПБ, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции; осуществлять ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и др. объектов, в т.ч. в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований ПБ, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований ПБ; вызывать в органы управления и в подразделения ГПН должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области ПБ, в т.ч. за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГПН.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов ГПН определяются Положением о государственном пожарном надзоре (с апреля 2012 «О федеральном государственном пожарном надзоре»), утверждаемым в установленном порядке. Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О пожарной безопасности», если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, ГПН осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ с градостроительной деятельности.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется:

органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;

на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, — подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

Заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор, координирует деятельность органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В положении о федеральном государственном пожарном надзоре указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного пожарного надзора.

Оценка соблюдения требований пожарной безопасности, а также требований, предусмотренных абзацем третьим части третьей настоящей статьи, в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.

В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках федерального государственного строительного надзора Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы федерального государственного пожарного надзора осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, — нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Должностные лица уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора органов и учреждений наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.

Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В рамках этого приказа создается единая система государственного контроля в сфере пожарной безопасности, гражданской защиты и защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Рис. Работа инспектора государственного пожарного надзора

·структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

·территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

·структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

· главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;

·главным государственным инспектором территориального, объектового, специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы (см. ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ)  по пожарному надзору;

· главным государственным инспектором федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.

Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации. Должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством Российской Федерации. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

·беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

·вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

·вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

·осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений;

·производить дознание по делам о пожарах  и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

·                    для категории высокого риска — один раз в 3 года;

·                    для категории значительного риска — один раз в 4 года;

·                    для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;

·                    для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:

·        ввода объекта защиты в эксплуатацию;

·        окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.

Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется:

а) решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;

б) решением главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) по месту нахождения объекта защиты — при отнесении к иным категориям риска;

в) решениями главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации и профилактики тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в пределах установленной компетенции по месту нахождения объекта защиты — при отнесении к категории риска: высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого.

В случае пересмотра решения об отнесении объекта защиты к одной из категорий риска, то решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска.

Как узнать о пожарной проверке? — см. статью.

1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

3. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007. – 416 с.: ил.

4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 23 сентября 2020 года)

Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.

Как мы уже сообщали ранее в наших новостях, 1 июля 2021 года на интернет-портале
правовой информации официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».

Настоящий нормативный акт разработан с целью приведения Положения ‎о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), в соответствие с нормами нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248).

Новое Положение вступило в силу с 1 июля 2021 года и направлено на урегулирование отношений, связанных ‎с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора, в основу которого положены принципы соразмерности вмешательства ‎в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Далее рассмотрим основные новеллы нового Положения, которые вносят изменения в порядок организации и осуществления ГПН.

1. Введено понятие «предмета федерального государственного пожарного надзора»

Данное изменение полностью соотносится со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ).

  • соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
  • соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

2. Вводится новый термин

В целях реализации настоящего Положения вводится новый термин — «контролируемое лицо», под которым понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых, либо объекты надзора, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат федеральному государственному пожарному надзору.

3. Конкретизируется перечень органов государственного пожарного надзора

Конкретизировали перечень органов государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН), имеющихся в федеральных органах исполнительной власти, в сфере обороны, обеспечения безопасности, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации и в войсках национальной гвардии РФ.

4. В Положении обновлены компетенции органов ГПН

Органам ГПН добавлены компетенции, которые ранее не были отражены в Положении, в том числе:

  • по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;
  • по рассмотрению в установленном порядке жалоб на решения, действия (бездействия) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;
  • по даче мотивированных предложений о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры;
  • по осуществлению профилактических мероприятий в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

Все права должностных лиц органов ГПН в зависимости от вида противопожарной службы удобно разделены по соответствующим пунктам Положения.

5. Уточнены и расширены обязанности должностных лиц органов ГПН

В отношении должностных лиц органов ГПН и их подразделений уточнены и добавлены новые обязанности при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Добавились некоторые специфические обязанности, такие как:

  • не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
  • не препятствовать с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Некоторые обязанности убрали из старой редакции Положения, а именно:

  • перед началом проведения проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, гражданина, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

6. В органах ГПН будут по-новому вести учет объектов надзора

Обязательный учет объектов надзора будет осуществляться посредством сбора сведений об объектах и их включения в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России (knd.igps.ru).

Органы ГПН ежегодно к 15 августа обеспечивают актуализацию сведений об объектах надзора и их закрепление за соответствующими должностными лицами по территориальному либо функциональному признаку.

В рамках этого приказа создается единая система государственного контроля в сфере пожарной безопасности, гражданской защиты и защиты населения от чрезвычайных ситуаций

7. В Положении появились новые виды контрольных (надзорных) мероприятий

Все виды контрольных (надзорных) мероприятий, которые нашли свое отражение в главе 12 ФЗ № 248, упорядочены в Положении в зависимости от формы их проведения на следующие:

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия:

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

В ходе проведения указанных контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом ГПН также могут проводиться иные контрольно-надзорные действия, например, такие как: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, отбор проб (образцов), испытание, экспертиза.

8. Закреплена возможность отсрочки проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Возможность отсрочить проведение контрольного (надзорного) мероприятия появляется в случаях предоставления контролируемым лицом информации о невозможности его присутствия в связи с временной нетрудоспособностью и (или) наступления обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующими доказательствами (п. 38 Положения).

9. Доказательства нарушений требований пожарной безопасности могут быть зафиксированы средствами фотосъемки, аудио- и видеозаписи

Для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности должностными лицами органов ГПН могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований пожарной безопасности осуществляется в следующих случаях:

  • при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, где ранее собственником объекта создавались или создаются препятствия в их проведении;
  • в случае если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности или проводится осмотр;
  • при отборе проб (образцов) продукции (товаров), в ходе проведения выборочного контроля исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется непрерывно с обязательным уведомлением контролируемого лица.

10. Появилась зависимость видов контрольных (надзорных) мероприятий от категорий риска объектов защиты

Теперь в Положении отражены виды и периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска. Например:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — выездная проверка один раз в год;
  • для категории высокого риска — выездная проверка один раз в два года;
  • для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в пять лет.

Например, о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала (ст. 73 ФЗ № 248).

Напомним, что некоторые виды контроля могут проводиться без предварительного уведомления контролируемого лица. Речь идет об инспекционном визите, выборочном контроле, мониторинговой закупке, контрольной закупке.

Уведомления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляются контролируемому лицу в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Допускаются иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование вручения уведомления контролируемому лицу.

11. Закреплен приоритет профилактической работы перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями

В Положении отражена концепция нового ФЗ № 248, показывающая приоритет профилактической работы органов ГПН перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями.

К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит и обобщение правоприменительной практики.

12. Положение частично дополнено функционалом приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644

В связи с утратой силы с 12.07.2021 Приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644 некоторая часть пунктов указанного приказа с учетом изменений действующего законодательства перекочевала в настоящее Положение.

Например, это касается порядка проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае предоставления в органы ГПН расчета по оценке пожарного риска (п. 43, 44 Положения).

13. Отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН

В Положении отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН, который полностью соотносится с нормами главы 9 ФЗ № 248.

Напомним, что досудебное обжалование будет обеспечиваться с помощью ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (knd.gov.ru).

При этом общая норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступит в силу с 1 января 2023 года (ч. 2 ст. 39 ФЗ № 248).

Таким образом, мы рассмотрели основные изменения в Положении ‎о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».

В целом, указанные изменения видятся нам важным и своевременным шагом в области регулирования обеспечения на объектах защиты.

В дальнейшем мы планируем более подробно осветить все
аспекты организации и осуществления ГПН в обновленных условиях. Следите за
нашими публикациями.

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.

В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.

С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля