Слайды и текст этой презентации
СРС
На тему: « Государственный пожарный надзор»
Выполнила: Маликова Наргиза
ТФП13-003-01, 3 курс
Проверила: Калдыбай А. У.
План:
Введение
Основные задачи
Компетенция уполномоченного органа
Полномочия центральных государственных органов
Полномочия местных исполнительных органов
Компетенция органов государственной противопожарной службы
Государственный контроль в области пожарной безопасности
Список литературы
Государственный пожарный надзор специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной безопасности Г.п.н. призван поддерживать высокий уровень пожарной безопасности в стране путём проведения обследований и проверок противопожарного состояния населённых пунктов, предприятий и организаций.
Государственная противопожарная служба (ГПС) входит в состав МЧС РК. В каждом регионе есть свои управления, им подчиняются отделы пожарного надзора в городах.
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан в области пожарной безопасности:
разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;
утверждает отраслевые программы в области пожарной безопасности;
руководит деятельностью государственных органов, контролирует выполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области пожарной безопасности;
определяет порядок государственного учета пожаров и их последствий;
устанавливает лимит штатной численности органов государственной противопожарной службы;
устанавливает перечень селитебных территорий и особо важных объектов государственной собственности, защищаемых противопожарной службой от пожаров;
осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации пожаров на территории Республики Казахстан;
утверждает Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов государственной противопожарной службы;
утверждает перечень организаций и объектов, на которых в обязательном порядке создается противопожарная служба;
утверждает технические регламенты в области пожарной безопасности;
устанавливает порядок тушения степных пожаров, а также пожаров в населенных пунктах, в которых не созданы органы государственной противопожарной службы;
устанавливает порядок согласования требований, не установленных нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности;
определяет порядок возмещения затрат, производимых в случае привлечения органов государственной противопожарной службы к тушению пожаров в организациях и на объектах, на которых в обязательном порядке должна быть создана противопожарная служба;
утверждает порядок осуществления деятельности негосударственных противопожарных служб ;
устанавливает образцы и нормы положенности форменного и специального обмундирования для сотрудников органов государственной противопожарной службы.
Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган :
1) проводит единую государственную политику, осуществляет межотраслевую координацию в области пожарной безопасности ;
2) утверждает и согласовывает нормативы, стандарты и правила в области пожарной безопасности;
3) осуществляет государственный контроль в области пожарной безопасности;
4) организует исследовательскую деятельность, пропаганду знаний, обучение граждан и специалистов в области пожарной безопасности;
Полномочия центральных государственных органов в области пожарной безопасности
Центральные государственные органы в пределах своей компетенции:
1) разрабатывают и согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области пожарной безопасности и представляют его данные в уполномоченный орган ;
2) образуют отраслевые пожарно-технические комиссии;
3) обеспечивают контроль за состоянием пожарной безопасности в государственных органах, проводят мероприятия по предупреждению пожаров.
Полномочия местных исполнительных органов города республиканского значения, столицы, районов (города областного значения) в области пожарной безопасности
К полномочиям местных исполнительных органов города республиканского значения, столицы, районов (города областного значения) в области пожарной безопасности относятся:
1) информирование населения и организаций о мерах в области пожарной безопасности;
2) обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты граждан и работников, пострадавших вследствие пожаров, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования.
3) тушение степных пожаров, а также пожаров в населенных пунктах, в которых не созданы органы государственной противопожарной службы
Статус органов государственной противопожарной службы
Органы государственной противопожарной службы являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан предупреждение пожаров, контроль в области пожарной безопасности и тушение пожаров.
Органы государственной противопожарной службы состоят из уполномоченного органа, ведомства уполномоченного органа, его территориальных подразделений и государственных учреждений, в том числе пожарно-технических учебных заведений.
Органы государственной противопожарной службы имеют знамена, описание которых утверждается Президентом Республики Казахстан.
Компетенция органов государственной противопожарной службы
Органы государственной противопожарной службы:
осуществляют контроль в области пожарной безопасности;
осуществляют дознание по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности;
осуществляют производство об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;
разрабатывают меры по мобилизационной подготовке и мобилизации подразделений противопожарной службы, повышению устойчивости их работы при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечивают постоянную готовность к мобилизации органов государственной противопожарной службы;
Приостановление частично или полностью работы организаций, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, запрещение эксплуатации зданий, сооружений, электрических сетей, приборов отопления и ведения пожароопасных работ, осуществляемых субъектами с нарушением норм и правил пожарной безопасности, а также при невыполнении предусмотренных проектами требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, расширении или техническом перевооружении организаций, объекта, сооружения, здания, производятся судом по заявлению уполномоченного органа и территориальных органов государственной противопожарной службы в областях (городе республиканского значения, столице), городах областного значения, районах.
Исковое заявление о приостановлении или запрещении частично или полностью работы субъекта направляется уполномоченным органом и территориальными органами государственной противопожарной службы в областях (городе республиканского значения, столице), городах областного значения, районах в суд в порядке и на основаниях, установленных законами Республики Казахстан.
Государственный контроль в области пожарной безопасности
Государственный контроль в области пожарной безопасности, осуществляемый органами государственной противопожарной службы, выполняется в виде проверок, проводимых в целях определения соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области пожарной безопасности.
К должностным лицам, осуществляющим государственный контроль, относятся:
Главный государственный инспектор Республики Казахстан по государственному контролю — руководитель органов государственной противопожарной службы;
заместители Главного государственного инспектора Республики Казахстан по государственному контролю — заместители руководителя органов государственной противопожарной службы;
государственные инспекторы Республики Казахстан по государственному контролю — специалисты по государственному контролю органов государственной противопожарной службы;
главные государственные инспекторы областей (города республиканского значения, столицы) по государственному контролю — руководители территориальных органов государственной противопожарной службы;
заместители главных государственных инспекторов областей (города республиканского значения, столицы) по государственному контролю — заместители руководителей территориальных органов государственной противопожарной службы;
государственные инспекторы областей (города республиканского значения, столицы), городов областного значения, районов по государственному контролю — специалисты по государственному контролю территориальных органов государственной противопожарной службы.
Документом органа государственной противопожарной службы, являющимся основанием для проведения проверки деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, является акт о назначении проверки.
Проверки подразделяются на следующие виды:
плановая — проверка, запланированная органом государственной противопожарной службы, проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;
внеплановая — проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, общественному порядку, национальной безопасности, по фактам, изложенным в обращениях и иной информации о нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц, непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля исполнения требований об устранений выявленных нарушений в результате плановой проверки;
встречная — проверка, проводимая органом государственной противопожарной службы во внеплановом порядке в целях перепроверки достоверности предоставленной либо получения дополнительной информации в отношении физического или юридического лица, с которым проверяемый субъект предпринимательства имел договорные обязательства либо иные правовые отношения;
рейдовая — проверка, охватывающая одновременно деятельность нескольких субъектов предпринимательства по вопросам соблюдения ими отдельных требований нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.
По результатам проведенного государственного контроля в зависимости от установленных нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области пожарной безопасности государственными инспекторами выносятся следующие акты:
1) акт по результатам проведения проверки;
2) протокол об административном правонарушении;
3) предписание об устранении нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области пожарной безопасности;
4) постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности в случае нарушения законодательства Республики Казахстан в области пожарной безопасности.
Спасибо за внимание
Как мы уже сообщали ранее в наших новостях, 1 июля 2021 года на интернет-портале
правовой информации официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».
Настоящий нормативный акт разработан с целью приведения Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), в соответствие с нормами нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248).
Новое Положение вступило в силу с 1 июля 2021 года и направлено на урегулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора, в основу которого положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Далее рассмотрим основные новеллы нового Положения, которые вносят изменения в порядок организации и осуществления ГПН.
1. Введено понятие «предмета федерального государственного пожарного надзора»
Данное изменение полностью соотносится со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ).
Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:
- соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
2. Вводится новый термин
В целях реализации настоящего Положения вводится новый термин — «контролируемое лицо», под которым понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых, либо объекты надзора, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат федеральному государственному пожарному надзору.
3. Конкретизируется перечень органов государственного пожарного надзора
Конкретизировали перечень органов государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН), имеющихся в федеральных органах исполнительной власти, в сфере обороны, обеспечения безопасности, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации и в войсках национальной гвардии РФ.
4. В Положении обновлены компетенции органов ГПН
Органам ГПН добавлены компетенции, которые ранее не были отражены в Положении, в том числе:
- по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;
- по рассмотрению в установленном порядке жалоб на решения, действия (бездействия) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;
- по даче мотивированных предложений о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры;
- по осуществлению профилактических мероприятий в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.
Все права должностных лиц органов ГПН в зависимости от вида противопожарной службы удобно разделены по соответствующим пунктам Положения.
5. Уточнены и расширены обязанности должностных лиц органов ГПН
В отношении должностных лиц органов ГПН и их подразделений уточнены и добавлены новые обязанности при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Добавились некоторые специфические обязанности, такие как:
- не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
- не препятствовать с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Некоторые обязанности убрали из старой редакции Положения, а именно:
- перед началом проведения проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, гражданина, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
6. В органах ГПН будут по-новому вести учет объектов надзора
Обязательный учет объектов надзора будет осуществляться посредством сбора сведений об объектах и их включения в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России (knd.igps.ru).
Органы ГПН ежегодно к 15 августа обеспечивают актуализацию сведений об объектах надзора и их закрепление за соответствующими должностными лицами по территориальному либо функциональному признаку.
7. В Положении появились новые виды контрольных (надзорных) мероприятий
Все виды контрольных (надзорных) мероприятий, которые нашли свое отражение в главе 12 ФЗ № 248, упорядочены в Положении в зависимости от формы их проведения на следующие:
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия:
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
В ходе проведения указанных контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом ГПН также могут проводиться иные контрольно-надзорные действия, например, такие как: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, отбор проб (образцов), испытание, экспертиза.
8. Закреплена возможность отсрочки проведения контрольных (надзорных) мероприятий
Возможность отсрочить проведение контрольного (надзорного) мероприятия появляется в случаях предоставления контролируемым лицом информации о невозможности его присутствия в связи с временной нетрудоспособностью и (или) наступления обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующими доказательствами (п. 38 Положения).
9. Доказательства нарушений требований пожарной безопасности могут быть зафиксированы средствами фотосъемки, аудио- и видеозаписи
Для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности должностными лицами органов ГПН могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований пожарной безопасности осуществляется в следующих случаях:
- при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, где ранее собственником объекта создавались или создаются препятствия в их проведении;
- в случае если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности или проводится осмотр;
- при отборе проб (образцов) продукции (товаров), в ходе проведения выборочного контроля исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется непрерывно с обязательным уведомлением контролируемого лица.
10. Появилась зависимость видов контрольных (надзорных) мероприятий от категорий риска объектов защиты
Теперь в Положении отражены виды и периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска. Например:
- для категории чрезвычайно высокого риска — выездная проверка один раз в год;
- для категории высокого риска — выездная проверка один раз в два года;
- для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в пять лет.
Например, о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала (ст. 73 ФЗ № 248).
Напомним, что некоторые виды контроля могут проводиться без предварительного уведомления контролируемого лица. Речь идет об инспекционном визите, выборочном контроле, мониторинговой закупке, контрольной закупке.
Уведомления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляются контролируемому лицу в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Допускаются иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование вручения уведомления контролируемому лицу.
11. Закреплен приоритет профилактической работы перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями
В Положении отражена концепция нового ФЗ № 248, показывающая приоритет профилактической работы органов ГПН перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями.
К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит и обобщение правоприменительной практики.
12. Положение частично дополнено функционалом приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644
В связи с утратой силы с 12.07.2021 Приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644 некоторая часть пунктов указанного приказа с учетом изменений действующего законодательства перекочевала в настоящее Положение.
Например, это касается порядка проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае предоставления в органы ГПН расчета по оценке пожарного риска (п. 43, 44 Положения).
13. Отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН
В Положении отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН, который полностью соотносится с нормами главы 9 ФЗ № 248.
Напомним, что досудебное обжалование будет обеспечиваться с помощью ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (knd.gov.ru).
При этом общая норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступит в силу с 1 января 2023 года (ч. 2 ст. 39 ФЗ № 248).
Таким образом, мы рассмотрели основные изменения в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».
В целом, указанные изменения видятся нам важным и своевременным шагом в области регулирования обеспечения на объектах защиты.
В дальнейшем мы планируем более подробно осветить все
аспекты организации и осуществления ГПН в обновленных условиях. Следите за
нашими публикациями.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!