Обеспечение пожарной безопасности остается в списке самых серьезных проблем. При этом, несмотря на все меры, направленные на достижение этой цели, результаты пока оставляют желать лучшего.
Методика учета
Важный вопрос, который существенным образом влияет на основные показатели пожарной безопасности, заключается в методике учета пострадавших и погибших на пожарах граждан. Эксперты отмечают, что она является достаточно щадящей с точки зрения представления результатов работы компетентных органов в этом направлении.
Например, до 2009 года в этой области действовал приказ МВД РФ от 30.06.1994 N 332, согласно которому к категории лиц, погибших в результате пожара, относились все граждане, смерть которых наступила от травм и иных последствий возгорания в течение 90 суток после этого события. Однако затем вступил в действие приказ МЧС от 21 ноября 2008 года N 714, который установил другие правила: по этому нормативному документу теперь погибшими в результате пожара считаются только те граждане, смерть которых наступила в течение 30 суток после этого события. Поэтому начиная с 31 дня после пожара люди, умершие в больнице или дома от его последствий, погибшими на пожаре уже не считаются.
И это – не единственный способ учета, подчеркивают специалисты. Поэтому официальная статистика в этой области – вещь, достаточно легко поддающаяся изменениям. Если результаты работы в этом направлении окажутся заметно неудовлетворительными, можно будет просто изменить методику подсчета основных показателей, чтобы они стали более или менее приемлемыми.
Основные проблемы в области пожбезопасности
Однако официальная методика учета результатов работы в этой сфере не менялась уже около десяти лет, поэтому на протяжении этого периода основные показатели можно рассматривать как сопоставимые. Анализ этих данных и обстоятельств, которые стали их причиной, указывает, что наиболее серьезными проблемами в этой сфере сейчас становятся:
- избыточность нормативной базы;
- пренебрежение нормами в области пожбезопасности со стороны владельцев бизнеса при строительстве и эксплуатации зданий и конструкций;
- неудовлетворительное качество выполнения проверок со стороны государственных органов;
- пробелы в регулировании отдельных областей;
- моральное и физическое устаревание оборудования, применяемого для обеспечения пожарной безопасности.
Состояние нормативной базы
Обеспечение пожбезопасности сейчас справедливо считают одной из самых зарегулированных областей деятельности. По оценкам специалистов, в этой области действуют порядка 1700 нормативных документов, в которых содержится около 100 тысяч различных требований в области безопасности. Очевидно, что большинство владельцев бизнеса не только не в состоянии выполнить все эти требования, которые подчас являются противоречивыми, но даже не всегда знакомы с ними.
Положительным сдвигом в этом направлении стало анонсирование программы «регуляторной гильотины», которую какое-то время назад представил Дмитрий Медведев. Суть этого подхода состоит в пересмотре всего объема действующей нормативной базы на предмет ликвидации устаревших и избыточных норм. К сожалению, работа в этом направлении движется не так активно, как того требует ситуация: недавно стало известно, что сроки завершения промежуточного этапа, в ходе которого планировалось отменить все неактуальные нормативные документы, будут перенесены.
Первоначально обозначенная дата завершения этого этапа, намеченная на 15 ноября, похоже, будет смещена на 20 декабря текущего года. Однако окончание работы в этом направлении, намеченное на 1 февраля 2020 года, пока не сдвигалось: предполагается, что к этой дате специалисты Минюста и других вовлеченных ведомств полностью пересмотрят все действующие нормативные документы, в результате чего действующими останутся только те, которые содержат действительно нужные экономике нормы – в том числе в области пожарной безопасности.
Ситуация в области соблюдения действующих норм
Одна из наиболее заметных проблем сейчас заключается в том, что будущие собственники объектов в той или иной степени пренебрегают требованиями пожарной безопасности уже на этапе проектирования и строительства сооружений и конструкций. Это ведет к тому, что в ходе их эксплуатации проблемы, обусловленные некорректными проектными решениями, становятся неустранимыми.
В числе самых распространенных нарушений действующих нормативов специалисты называют:
- проектирование помещений разных классов пожарной опасности в пределах одного здания;
- превышение допустимых нормативов по высоте сооружений;
- нарушение правил размещения пожарных извещателей и иных элементов систем оповещения и тушения пожаров;
- применение конструкций, обладающих недостаточной степенью огнестойкости или не относящихся к классу огнестойких – при условии, что применение огнестойких конструкций для этого типа здания является обязательным;
- нарушения правил установки лифтов, в том числе применение лифтового оборудования, не позволяющего выполнять посадку и высадку пассажиров на каждом этаже;
- нарушение правил организации эвакуационных путей;
- размещение пожаро- и взрывоопасных помещений в зданиях, предполагающих вероятность одновременного массового пребывания людей.
Ситуация в области соблюдения действующих норм
Невыполнение требований пожарной безопасности стало массовым: это подтверждают как сами владельцы бизнеса, так и сотрудники контролирующих органов. В какой-то степени это связано с описанной проблемой, которая касается избыточности действующей нормативной базы. Когда количество правил подготовки помещений и организации работы внутри них так велико, что их одновременное соблюдение становится почти невозможным, владельцы бизнеса нередко принимают решение не пытаться выполнить все требования надзорных органов, а решают проблемы «альтернативными способами».
После пожара в «Зимней вишне» по всей стране были организованы масштабные проверки пожарной безопасности в крупных ТЦ и других объектах с массовым пребыванием людей. По итогам 2018 года МЧС отчиталось о выполнении 214 360 проверочных мероприятий, из которых две трети носили внеплановый характер, то есть были обусловлены получением информации о наличии оснований для такой проверки – например, об обнаружении на объекте нарушений требований пожарной безопасности. В общей сложности по результатам проведенного контроля инспекторы обнаружили 443 140 нарушений – то есть в среднем по два нарушения на каждый проверенный объект. По итогам этой работы нарушителям выписано 118 596 штрафов на общую сумму в 975 591 000 рублей.
Список типичных нарушений, обнаруженных инспекторами МЧС, достаточно велик. Он включает в себя следующие проблемы:
- невыполнение правил выполнения пожароопасных работ;
- применение несертифицированного или неисправного электрооборудования;
- нарушение правил организации курения;
- невыполнение требований противопожарного режима, например, захламление путей эвакуации в здании или неисправность оборудования, предназначенного для тушения пожаров;
- применение неогнестойких материалов при строительстве и отделке помещений;
- отсутствие условий для подъезда пожарной техники в случае необходимости;
- применение устаревшего оборудования, в том числе систем оповещения и тушения пожаров;
- другие нарушения.
Пробелы в нормативной базе
Несмотря на большое число действующих нормативных документов, некоторые области в сфере обеспечения пожарной безопасности до сих пор остаются неурегулированными. В этом отношении уполномоченными органами ведется достаточно активная работа. Так, например, сейчас на рассмотрении в Государственной Думе уже находится законопроект № 518816-7, который нацеен на решение одной из самых острых из описанных проблем – нарушений требований пожарной безопасности на стадии проектирования и строительства зданий.
Этот 3нормативный документ предполагает усиление роли государственного пожарного надзора на этом этапе. Она будет заключаться в обязательном характере участия органов ГПН в выполнении экспертизы проекта на предмет его соответствия действующим правилам пожарной безопасности. Это условие будет распространяться не только на строительство зданий, но и на процессы их реконструкции, капитального ремонта, консервации, ликвидации и другие. Кроме того, сейчас также ведется работа над формированием стандартов ГОСТ для пожарной автоматики и ряда других нормативных документов.
Перспективы решения проблем
Одним из наиболее важных направлений работы, которое потенциально может решить многие проблемы в этой области, в МЧС считают внедрение риск-ориентированного подхода. Он позволит оптимизировать процедуру проведения проверочных мероприятий и сделать их более эффективными за счет перераспределения ресурсов ведомства в пользу организаций, представляющих наибольшую опасность с точки зрения риска возникновения пожара. Так, все подконтрольные ведомству предприятия делят на несколько классов пожарной опасности, причем в наиболее опасных предприятиях проверки проводятся с максимальной частотой, тогда как наименее опасные организации вовсе освобождаются от плановых проверок. Важно, что для максимальной результативности процедура применения этого подхода со временем корректируется: так, недавно вступило в силу постановление Правительства РФ от 09.10.2019 № 1303, которое ввело в модель категорию чрезвычайно высокого риска: теперь ей будет уделено особое внимание при организации контроля.
Текущая ситуация в области пожарной безопасности
Одним из самых громких происшествий последнего времени, которое наглядно показало всю сложность ситуации в области пожбезопасности, остается пожар в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», который произошел весной 2018 года. Тогда в результате возгорания погибли несколько десятков человек. Однако это не единственное такое происшествие за последние годы. В этот печальный список стоит включить пожар в пермском клубе «Хромая лошадь», пожар в ТЦ «Адмирал» в Казани и другие события. Все они указывают на то, что считать проблему пожбезопасности решенной пока слишком рано.
Если обратиться к официальной статистике, которая должна прояснить картину лучше, чем отдельные, пусть и громкие происшествия, мы получим следующую картину. По официальным данным МЧС в 2018 году в России произошло более 130 тысяч пожаров. В них погибли почти 8 тысяч человек. И если абсолютное число пожаров в 2018 году несколько снизилось по сравнению с предыдущим годом, то число погибших, напротив, возросло. Травмы и другие нарушения здоровья в результате возгораний в 2018 году получили 9650 человек; тогда как годом ранее, в 2017 году, количество таких граждан составило 9361. Так что говорить об устойчивой тенденции к улучшению показателей пожарной безопасности в России пока рано.