- Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЦЕНТРАЛЬНОМ АО города Москвы (индекс отдела 23)
- Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Троицком и Новомосковском административном округе
- Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЮГО-ЗАПАДНОМ АО города Москвы (индекс отдела 28)
- Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в СЕВЕРО- ЗАПАДНОМ АО города Москвы (индекс отдела 29)
- Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЗАПАДНОМ АО города Москвы (индекс отдела 27)
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЦЕНТРАЛЬНОМ АО города Москвы (индекс отдела 23)
119034 г. Москва, Пожарский пер., дом 7,
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Троицком и Новомосковском административном округе
117292, г. Москва, улица Профсоюзная, дом 20/9,
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЮГО-ЗАПАДНОМ АО города Москвы (индекс отдела 28)
117485 г. Москва, ул. Бутлерова, д. 7а.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в СЕВЕРО- ЗАПАДНОМ АО города Москвы (индекс отдела 29)
123182, г. Москва, ул. Академика Курчатова, д.17.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЗАПАДНОМ АО города Москвы (индекс отдела 27)
121309 г. Москва, Большая Филевская, д.33.
Основными
направлениями деятельности учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы и гигиенической науки являются:
— обеспечение
государственного регулирования деятельности, направленной на
стабилизацию санитарно-эпидемической обстановки в стране,
предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на
здоровье населения;
— реализация
мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными целевыми
программами обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия
населения;
— дальнейшее укрепление и
совершенствование законодательной базы, относящейся к вопросам
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— повышение
действенности надзора за состоянием источников питьевого
водоснабжения, водных рекреационных объектов, а также качеством
питьевой воды;
— обеспечение надзора
за безопасностью продуктов питания, разработка оптимальных рационов и
схем питания с биологически активными добавками, витаминно-минеральными
и белковыми комплексами для индивидуального питания, в первую очередь
детского населения;
— совершенствование нормативной базы, регламентирующей качество и безопасность пищевой продукции;
— осуществление
надзора за состоянием школьных зданий, школьного оборудования, мебели,
соответствием учебников и на- глядных пособий гигиеническим
нормативам.
Деятельность
по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а
также по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору
предусматривают Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» (принят в апреле 1991 г.), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (приняты в июле 1993 г.),
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.94 ? 625 «Об
утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической
службе Российской Федерации и Положения о государственном
санитарно-эпидемиологическом нормировании» и ряд других нормативных
актов.
Под
санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое
состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором
отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и
имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается
«системой государственного (выделено нами) и ведомственного
санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и
общественного контроля». Таким образом, законодательно утверждено
непосредственное приоритетное участие государственной
санитарно-эпидемиологической службы в разработке и реализации мер по
обеспечению охраны здоровья населения страны.
Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы страны составляют единую систему санитарно-эпидемиологического надзора с
подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим. В систему органов и
учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР
входят соответствующие управления Министерства здравоохранения
Российской Федерации, центры государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, автономных областях
и автономных округах, в краях, областях, городах, районах, а также на
водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющие
подготовку соответствующих специалистов и повышение их квалификации,
другие санитарно-профилактические учреждения.
Руководство органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется главным госу-
дарственным
санитарным врачом Российской Федерации, главными государственными
санитарными врачами республик, главными государственными санитарными
врачами краев, областей, автономных областей и автономных округов,
городов, регионов и бассейнов на водном и воздушном транспорте. Финансирование
и материальнотехническое обеспечение государственной
санитарно-эпидемиоло- гической службы страны осуществляется из
республиканского бюджета и внебюджетных средств. Весьма важным в
правовом отношении является то, что главные государственные санитарные
врачи, другие должностные лица и специалисты государственной
санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие госу- дарственный
санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов
государственного управления и находятся под защитой государства. Они
независимы в своей деятельности и руководствуются только действующим
санитарным законодательством Российской Федерации. Для обеспечения
независимости государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
соответствии с Положением о Государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (п. 9)
руководители организаций службы назначаются на должность и
освобождаются от должности в порядке подчиненности, т.е. руководителем
выше- стоящего учреждения госсанэпидслужбы.
Таким образом,
на основе Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» была создана центра- лизованная федеральная
санитарно-эпидемиологическая служба
Основными учреждениями госсанэпидслужбы являются центры санитарно-эпидемиологического надзора.
Всего
санитарно-эпидемиологическая служба располагает более чем 2500
учреждениями (центры, дезинфекционные станции, про- тивочумные
станции). В них работает более 130 000 врачей, среднего медицинского
персонала и др. Обеспеченность врачами составляла около 2,0 на 10 000
населения, обеспеченность средним медицинским персоналом — 3,5 на 10 000
населения.
Для выполнения своих
обязанностей специалисты службы должны обладать определенными
полномочиями. Ст. 38 Закона пре- доставляет должностным лицам
государственной санитарно-эпидемиологической службы страны право:
Структура Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
1) вносить
в органы государственной власти и управления предложения по вопросам
выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, а также
по проектам планов социального и экономического развития территорий,
комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной
среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) беспрепятственно
посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных
условий граждан, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного
законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и
противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных
правил;
3) предъявлять
предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении
гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении
санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением
этих требований;
4) поручать
проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам
представлять предприятиям, организациям и гражданам заключения,
основанные на действующих санитарных правилах;
5) выявлять
и устанавливать причины и условия возникновения и распространения
инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых
неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных
неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его
обитания;
6) приостанавливать впредь
до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений
санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:
— работы
по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию
законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых
комплексов;
— эксплуатацию
действующих предприятий, организаций, отдельных производственных
участков, цехов, помещений, зданий, сооружений, оборудования,
транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и
производственной деятельности;
— разработку, постановку на производство, производство и применение (использование) продукции народного хозяйства;
— производство,
хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и
пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых,
хозяйственных и культурно-оздоровительных целей;
7) вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы:
— о
запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и
режимов проживания населения и осуществления хо- зяйственной
деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение
распространения массовых заболеваний и отравлений населения;
— о
приостановлении финансирования (кредитования) работ по проектированию,
строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий,
организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных правил,
постановлений органов и учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы о приостановлении или прекращении
этой деятельности;
— о
временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями
возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их
распространения в связи с особенностями выполняемой работы или
производства, в котором они заняты;
— о
проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за
гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;
— об
обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с
подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для
окружающих;
— о проведении
дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных
заболеваний, а также в помещениях и на тер- ритории, где сохраняются
условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
— о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям;
9) вызывать
в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы
должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам
нарушений санитарного законодательства и санитарных правил;
10) рассматривать
дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания,
передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных
дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления
предложения о применении мер дисциплинарного воздействия;
— о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан;
— о
возмещении расходов лечебно-профилактических и
санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических,
противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении
массовых заболеваний и отравлений людей;
— об уплате штрафов;
12) получать
без каких-либо ограничений от предприятий, организаций и граждан
сведения и документы, необходимые для вы- полнения возложенных на
органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы
задач;
13) изымать образцы (пробы)
материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы
для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.
Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляют единую систему 3 уровней.
К учреждениям 1-го уровня относятся
центры Госсанэпиднадзора в сельских районах, межрайонные (зональные)
центры Госсанэпиднадзора; центры Госсанэпиднадзора в городских районах
(округах) и межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора в городах с
районным делением; центры Госсанэпиднадзора в городах без районного
деления; центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением, не
имеющих районных центров Госсанэпиднадзора; зональные центры
Госсанэпиднадзора на транспорте. Объединяющей функцией учреждений
первого уровня является непосредственное осуществление
госсанэпиднадзора на территории своей деятельности.
С
учетом содержания госсанэпиднадзора как деятельности органов и
санитарно-профилактических учреждений, направленной на профилактику
заболеваний населения путем предупреждения, обнаружения и пресечения
нарушений санитарного законодательства России, учреждения 1-го уровня
выполняют следующие основные функции:
— сбор,
обработка и анализ информации о состоянии здоровья населения и уровне
воздействия неблагоприятных факторов среды обитания;
— контроль
за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий,
соблюдением действующих санитарных пра- вил предприятиями,
организациями и гражданами;
— административно-хозяйственное обеспечение деятельности центров Госсанэпиднадзора.
К учреждениям 2-го уровня относятся
центры Госсанэпиднадзора, находящиеся в республиках, краях, областях,
городах федерального подчинения, автономной области, автономных
округах, регионах на транспорте (водном и воздушном). Ведущей функцией
учреждений 2-го уровня является организация госсанэпиднадзора на
территории республики, края, области, округа, региона на транспорте. В
их задачу входят организация санитарно-эпидемиологической службы на
территории своей деятельности, обеспечение единообразия в ведении
госсанэпиднадзора, обеспечение хозяйственно-финансовой деятельности,
контроль за эффективностью и качеством работы подчиненных учреждений.
Кроме того, учреждения данного уровня управления могут выполнять ряд
фун-
кций учреждений 1-го уровня —
лабораторные и инструментальные исследования, отдельные виды надзора
или его элементы — контроль за источниками ионизирующего излучения,
отдельные виды предупредительного санитарного надзора и т.п.
Центры
Госсанэпиднадзора 2-го уровня выполняют функции госсанэпиднадзора
более высокого порядка, анализируя информа- цию о состоянии здоровья,
среде обитания, выявляя влияние отдельных факторов и их комплексов на
здоровье, обеспечивая социально-гигиенический мониторинг, лабораторный
контроль, организацию и поддержание в рабочем состоянии информационных
систем и сетей, организацию и ведение систем аккредитации,
лицензирования и т.д. Для всех указанных видов деятельности ведущим
является организация и контроль за единым и эффективным
функционированием имеющихся систем и подсистем.
На 3-м уровне осуществляется
руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой
Российской Федерации, организация госсанэпиднадзора в стране. С августа
1996 г. эти задачи возложены на Минздравсоцразвития Российской Федерации и его подразделение — Департамент госсанэпиднадзора.
Основными
функциями Минздравсоцразвития Российской Федерации в области
управления государственной санитарно-эпиде- миологической службой
являются:
— организация и осуществление госсанэпиднадзора;
— управление деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
— координация
деятельности санитарно-эпидемиологических служб министерств и
ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
хозяйствующих субъектов по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— санитарно-эпидемиологическое нормирование;
— определение
приоритетных направлений деятельности, организация
научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и др.
Таким
образом, государственная санитарно-эпидемиологическая служба на
современном этапе имеет трехуровневую систему управления. Каждый
уровень представлен центрами Госсанэпиднадзора, выполняющими однородные
функции на территории своей деятельности, повторяющей административное
деление (федеральный
— региональный —
местный уровень), либо на экстерриториальном уровне — центры
Госсанэпиднадзора на транспорте. Управление по вертикали обеспечивается
единой системой финансирования, назначения и освобождения
руководителей, определения объема и характера выполняемой работы,
контроля за деятельностью.
В центрах
Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с численностью
населения до 60 000, имеющих в своем составе 1-2 врачей и 6-8
помощников, наиболее целесообразным является иметь отделение
Госсанэпиднадзора; отделение лабораторного контроля. Указанные
подразделения должны выполнять функции, предусмотренные Положением о
государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской
Федерации применительно к конкретному учреждению данного уровня
управления.
В центрах
Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с населением более
60 000, в районах городов, в городах без районного деления, в городах с
районным делением, не имеющих таких центров в районах и в структуре
межрайонных (зональных) центров Госсанэпиднадзора, целесообразно иметь
отдел (отделение) социально-гигиенического мониторинга; отдел
(отделение) Госсанэпиднадзора, который при наличии достаточного
количества специалистов может включать подразделения:
эпидемиологическое, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и
подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное, другие
подразделения; отдел лабораторного контроля с санитарно-химическим и
микробиологическим отделениями.
В структуре учреждений 2-го уровня необходимо предусмотреть следующие блоки (направления) деятельности:
включающий в себя:
— социально-гигиенический отдел с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения;
— отдел
организации госсанэпидслужбы с отделениями организации и планирования
деятельности службы, подготовки и ис- пользования кадров, метрологии и
стандартизации, гигиенического образования с пресс-центром;
блок организации госсанэпиднадзора,
— отдела организации госсанэпиднадзора с отделениями:
— эпидемиологическим,
гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков,
коммунальной гигиены, санитарно-карантинным, радиационной гигиены,
другими подразделениями;
— отдел организации лабораторного контроля с лабораториями санитарно-химической, микробиологической, физических фак- торов.
В
состав учреждений данного уровня управления должны быть также включены
подразделения, непосредственно обеспечивающие деятельность учреждений:
общий отдел, бухгалтерия, планово-экономический отдел, транспортный
отдел, отдел материально-технического обеспечения и строительства и др.
Если центр
Госсанэпиднадзора 2-го уровня управления выполняет непосредственно
функции госсанэпиднадзора по каким-либо из его разделов (т.е. функции
1-го уровня), в его структуре следует создавать соответствующие
подразделения — отдел радиационной гигиены, отдел предупредительного
санитарного надзора и пр.
Одними из важнейших направлений деятельности госсанэпидслужбы являются организация, проведение и контроль за осуще- ствлением текущей и профилактической дезинфекции.
Дезинфекцию
проводят учреждения дезинфекционного профиля — дезинфекционные станции
и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля. С
1991 по 2005 г.
их число изменилось незначительно — с 80 до 70. Большинство
дезинфекционных станций преобразовано в государственные унитарные
предприятия дезинфекционного профиля. Это самостоятельные коммерческие
организации, учреждаемые центрами Госсанэпиднадзора в субъектах
Российской Федерации и работающие под их руковод- ством и контролем.
Эти учреждения проводят профилактические дезинфекционные мероприятия —
дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию как по заявкам предприятий, так и
для населения.
Предупреждением
возникновения и распространения особо опасных инфекционных заболеваний —
чумы, холеры, сибирской язвы занимаются противочумные станции. Их
число и дислокация соответствуют в основном ареалам наиболее вероятного
возникновения особо опасных инфекционных заболеваний. Противочумные
станции наблюдают за циркуляцией возбудителей особо опасных
инфекционных заболеваний в природных очагах, участвуют в неотложных
мероприятиях при появлении случаев особо опасных за- болеваний людей,
проводят специальные противоэпидемические мероприятия в зонах
чрезвычайных ситуаций, готовят специалистов по вопросам эпидемиологии и
лабораторной диагностики особо опасных инфекционных заболеваний и др.
Под системой информационного обеспечения в
государственной санитарно-эпидемиологической службе подразумевается
разветв- ленная, многоуровневая автоматизированная информационная
система «Санэпид» (АИС Санэпид), созданная и функционирующая с целью:
— сбора,
обработки, анализа информации о состоянии здоровья населения и среды
его обитания; прогнозирования и модели- рования ситуаций, связанных с
изменением в показателях здоровья в зависимости от изменения факторов
среды обитания;
— сбора, обработки, анализа информации о деятельности учреждений службы.
Информационно-аналитические
центры госсанэпиднадзора обеспечивают сбор, обработку и анализ
информации, поступаю- щей из подчиненных центров, а также от других
организаций, располагающих данными, необходимыми для анализа состояния
здоровья населения и среды его обитания. На этом уровне осуществляются
сбор и хранение данных из многих источников информации, создание и
ведение баз данных, решение функциональных задач. Основной целью
деятельности информационно-аналитических центров являются анализ
информации, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия,
предоставление информации вышестоящему уровню управления.
Абонентские
пункты в центрах Госсанэпиднадзора 1-го уровня осуществляют сбор,
статистическую обработку информации для последующего ее использования
при организации и проведении санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий и передачи обобщенных данных на более
высокий уровень управления.
В настоящее
время разработаны специализированные прикладные программы для
информационно-аналитических центров в центрах Госсанэпиднадзора 2-го
уровня. Это программы анализа неинфекционной заболеваемости, состояния
среды обитания (воздуха, питьевой воды, физических факторов и др.),
поиска и расчета связи отдельных факторов среды обитания, а также их
комплекса и состояния здоровья населения. Организована также разработка
геоинформационных систем.
Тема 1. Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарное законодательство.
(Количество часов — 1)
I. Понятия санитарно-эпидемиологической службы. Структура системы и ее функции.
II. Основные направления и средства по обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
III. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Его виды и задачи.
IV. Cтруктура органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
V. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Ее фукции.
VI. Правовые основы деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Санитарное законодательство.
Цель — дать студентам первичные знания о санитарно-эпидемиологической службы и ее роли в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Задачи — научить студентов владеть знаниями об основных понятиях, категориях, предмете, задачах и основных законодательных актах санитарно-эпидемиологической службы.
Студент должен знать:
Основные понятия и их значения по теме лекции. Охарактеризовать санитарно-эпидемиологическую службу и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Их цель, задачи, категории, структуру, и функции. Санитарное законодательство.
— составление краткого конспекта по теме лекции на основании рекомендуемых учебных пособий;
— ведение глоссария.
С 1933 г., санитарно-эпидемическая деятельность в стране возглавлялась Государственной санитарной инспекцией (с 1935 г. Всесоюзная государственная санитарная инспекция), функции которой в 1951 г. были переданы санитарно-эпидемической службе.
Cанитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
Cреда обитания человека (далее — среда обитания) — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
Факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
Вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
Благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
Безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
Санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
Санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
Ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
Инфекционные заболевания — инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;
Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);
Массовые неинфекционные заболевания (отравления) — заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.
1.1. В систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации входят:
— Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России);
— центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, районах и городах, на транспорте (водном и воздушном);
— научно-исследовательские учреждения;
— дезинфекционные станции;
— другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.
1.2. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации выполняет следующие основные функции:
1) подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
3) разрабатывает и утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
4) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации;
5) организует и проводит санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую экспертизу и представляет по ее результатам заключения.
6) предоставляет органам государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественными объединениям, предприятиям, учреждения, организациям и гражданам информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, действующих нормативных актах санитарного законодательства Российской Федерации;
7) координирует деятельность предприятий, организаций, учреждений в организации и проведении производственного и общественного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам;
8) осуществляет методическое руководство работой по гигиеническому воспитанию и образованию граждан, участвует в пропаганде гигиенических знаний;
9) проводит научные исследования в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и среды его обитания.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Целью государственного санитарно-эпидемиологического надзора является получение объективной информации в объеме, достаточном для обеспечения рационального планирования, осуществления и корректировки мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными (паразитарными) болезнями.
Санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
- контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
- контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
- проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
Основными принципами системы санитарно-эпидемиологического надзора являются:
- активный и систематический сбор, анализ и оценка необходимой информации;
- разграничение задач и функций различных уровней надзора;
- использование единых методических подходов, сертифицированных критериев и методов оценки влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический процесс наблюдаемой инфекции;
- унификация способов сбора, накопления, обработки, анализа, передачи и хранения информации, в частности, унификация соответствующих нормативно-методических документов;
- открытость информации для широкого круга пользователей и широкий обмен ею со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в результатах эпиднадзора, а также информирование пострадавшего населения;
- осуществление санэпиднадзора за инфекционными (паразитарными) болезнями во взаимодействии с другими службами и ведомствами.