Учебный отдел 36. 03. 01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, профиль «Производственный ветеринарный контроль»

2 Порядок организации и осуществления государственного ветеринарного надзора в Российской Федерации

1 Понятие о проверке при осуществлении государственного ветеринарного надзора.

2 Последовательность выполнения мероприятий при организации и проведении проверок

В настоящее время существуют следующие виды ветеринарного надзора:

  • Постоянное наблюдение – главное отличие производственного ветеринарно-санитарного контроля от государственного ветеринарного надзора. 1. Постоянное наблюдение при осуществлении производственного ветеринарно-санитарного контроля является основной формой надзорной деятельности. Это метод, предполагающий сбор первичной информации о поднадзорных объектах путем пассивной регистрации определенных процессов, действий, поступков, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (т. е. метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений). Для этого субъекты надзора – сотрудники предприятия, наделяются полномочиями требовать представления справок, отчетов и иных документов, брать объяснения у работников, осуществляющих подконтрольную им деятельность, проводить проверки, досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев. На объектах повышенной опасности может быть введен режим постоянного государственного надзора. Со стороны органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, такой вид контроля не предусмотрен.
  • Рейд – в значении налёт, облава внезапная проверка, производимая инспекторами государственного надзора в целях выявления и пресечения нарушений.

Проверка – один из видов государственного ветеринарного надзора, совокупность мероприятий по контролю. В нашей стране государственный ветеринарный надзор осуществляет государственная ветеринарная служба.

В Российской Федерации функции по осуществлению ветеринарного надзора посредством проведения проверок возложены на:

  • территориальные управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхохнадзора) через отделы ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте и внутреннего ветеринарного надзора;
  • отделы государственного ветеринарного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственные им учреждения.

При этом федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные управления контролируют соблюдение требований международных и федеральных нормативных правовых актов в области ветеринарии, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственные им учреждения – международных и федеральных нормативных правовых актов в области ветеринарии, а также нормативных правовых актов в области ветеринарии соответствующего субъекта Российской Федерации. Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны и внутренних дел исполняют свои функции только на подведомственной им территории и по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

При осуществлении ветеринарного надзора, должностные лица руководствуются законом Российской Федерации «О ветеринарии», «Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации», «Положением о государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств», «Положением о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках», «Положением о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства» и другими нормативными документами в области ветеринарии.

В Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определены и регламентированы четыре вида проверок:

  • плановая проверка,
  • внеплановая проверка,
  • документарная проверка,
  • выездная проверка.

При этом плановая и внеплановая проверка может проводиться в форме документарной и выездной проверки. Поэтому правильнее следовало бы говорить о следующих видах проверки:

  • плановая документарная проверка;
  • плановая выездная проверка;
  • внеплановая документарная проверка;
  • внеплановая выездная проверка.

Надзор путём проведения проверок предусматривает следующую последовательность выполнения мероприятий – административные процедуры.

1. Планирование проверки.

2. Организация и проведение проверки.

3. Оформление результатов проверки.

4. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

5. Надзор за устранением нарушений требований законодательства.

Вывод. Проверка – один из методов государственного ветеринарного надзора, осуществляется в порядке, регламентированном действующими нормативными правовыми актами.

Административная процедура «Планирование проверки» представляет собой совокупность действий по формированию ежегодного плана проведения проверок.

Основание – необходимость обеспечения исполнения государственной функции путем организации и проведения плановой проверки деятельности; истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Результат – утвержденный план ежегодных плановых проверок.

  • Разработка проекта плана проверок.
  • Представление проекта плана проверок в органы прокуратуры (до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок).
  • Доработка (корректировка) проекта плана с учетом предложений органа прокуратуры.
  • Утверждение проекта плана.
  • Представление утвержденного плана в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти в области ветеринарного надзора (до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок).
  • Размещение утвержденного плана на сайте федеральной службы, осуществляющей государственный ветеринарный надзор.

Административная процедура «Организация и проведение проверки». Проверка является внеплановой, если она проводится на основании юридических фактов, указанных в настоящем пункте, и не включена в ежегодный план проверок. Результат – материал для оформления результатов проверки.

1 Наступление определенного этапа плана проверок в соответствии с ежегодным планом проверок.

2 Наступление оснований для проведения внеплановой проверки:

2.1 Проверка исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений;

2.2 Поступление обращений и заявлений о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2.3 Нарушение прав потребителей.

1 Издание приказа (распоряжения) о проведении проверки.

1.1 При плановой проверке – без согласования с органами прокуратуры. За 25 дней до даты начала проведения плановой проверки, указанной в ежегодном плане проведения плановых проверок, начальник отдела, уполномоченного на проведение проверки, в течение 1 рабочего дня назначает из числа сотрудников отдела ответственного исполнителя по подготовке проекта приказа о проведении проверки. Ответственный исполнитель в течение 15 рабочих дней подготавливает проект приказа о проведении проверки, согласовывает и передает проект приказа о проведении проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на подпись. Должностное лицо в течение 2 рабочих дней подписывает приказ о проведении проверки. В случае несогласия с проектом приказ должностное лицо передает проект приказа ответственному исполнителю для доработки. Ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня дорабатывает проект приказа и передает его должностному лицу.

1.2 При внеплановой проверке – представление в органы прокуратуры заявления о согласовании проведения внеплановой проверки: к заявлению прилагаются копия приказа (распоряжения) и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

В течение 1 рабочего дня начальник отдела, уполномоченного на проведение проверки, назначает из числа сотрудников отдела ответственного исполнителя по подготовке проекта приказа о проведении внеплановой проверки. Ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня подготавливает проект приказа о проведении проверки.

1.3 При внеплановой проверке – извещение органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления заявления о согласовании проведения внеплановой проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения, в случае необходимости принятия неотложных мер и незамедлительного проведения внеплановой проверки.

2 Уведомление о проведении проверки.

2.1 Не менее, чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки – направление копии приказа (распоряжения) о проведении проверки.

2.2 Не менее, чем за 24 часа до начала проведения внеплановой проверки – направление копии приказа (распоряжения) о проведении проверки.

2.3 Без уведомления – в случае необходимости принятия неотложных мер и незамедлительного проведения внеплановой проверки.

3 Привлечение к проведению проверки экспертов, экспертные организации.

4 Проведение проверки.

4.1 Документарная проверка.

4.1.1 Рассмотрение документов, имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор

4.1.2 Направление запроса с требованием представить в течение 10 рабочих дней иные необходимые для рассмотрения документы с приложением заверенной копии приказа (распоряжения) о проведении проверки.

4.1.3 Направление информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органов, осуществляющих земельный надзор и (или) полученных в ходе осуществления документарной проверки, с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

4.1.4 Рассмотрение пояснений и документов, подтверждающих достоверность ранее представленных. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований (неисполнения предписания об устранении нарушения ветеринарного законодательства), возникает необходимость проведения выездной проверки.

4.2 Выездная проверка.

4.2.1 Предъявление служебного удостоверения.

4.2.2 Ознакомление с приказом (распоряжением) о назначении проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, административным регламентом, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

4.2.3 Осуществление мероприятий по контролю.

Срок проведения каждой документарной и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятий.

Срок проведения каждой документарной и выездной проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц Россельхознадзора и его территориальных органов, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен соответствующим руководителем Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Административная процедура «Оформление результатов проверки». Основание – материалы, полученные в результате проведения проверки. Результат – акт проверки.

1 Составление акта проверки в двух экземплярах.

1.1 Непосредственно сразу после завершения проверки.

1.2 В срок, не превышающий трех рабочих дней – в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз.

2 Приложение к акту документов.

2.1 Объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

2.2 Документальные результаты сведений, полученных в результате проведения проверки (протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды).

2.3 Результаты исследований образов материала для исследования, отобранного во время проведения проверки.

3 Внесение записи в журнал учёта проверок, при его отсутствии – внесение в акт проверки соответствующей записи.

4 Ознакомление проверяемого лица с актом проверки.

4.1 Вручение проверяемому лицу под расписку об ознакомлении.

4.2 Направление акта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки – в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении.

5 Направление акта проверки в орган прокуратуры в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки в случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения.

Административная процедура «Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений». Основание – акт проверки. Результат – выдача предписания об устранении выявленных нарушений с установлением обоснованных сроков их устранения.

1 Анализ выявленных нарушений.

2 Определение сроков для устранения нарушений – срок выполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок, устанавливается исходя из обстоятельств выявленного нарушения и разумного срока для его устранения.

3 Оформление предписания.

4 Вручение предписания.

4.1 Под расписку непосредственно после окончания проверки.

4.2 Заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении – в случае отказа от получения предписания об устранении выявленных нарушений, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку о получении указанного предписания предписание об устранении выявленных нарушений не позднее 3-х рабочих дней со дня составления акта проверки проверяемому лицу.

5 В случае немедленного устранения выявленного правонарушения непосредственно при проведении проверки и до момента ее окончания предписание не выносится

Административная процедура «Надзор за устранением нарушений законодательства в области ветеринарии». Основание – проверка исполнения предписания об устранении нарушения законодательства в области ветеринарии с истечением срока, установленного предписанием. Результат – акт проверки соблюдения выполнения предписания.

1 Проверка устранения ранее выявленного нарушения в течение пятнадцати дней с момента истечения срока устранения нарушения законодательства в области ветеринарии.

2 Рассмотрение ходатайства с просьбой о продлении срока устранения нарушения законодательства в области ветеринарии с приложением документов, подтверждающих принятие нарушителем исчерпывающих мер для устранения нарушения в установленный срок.

3 Вынесение решения

3.1 О продлении срока устранения нарушения законодательства в ветеринарии.

3.2 Об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения законодательства в ветеринарии без изменения.

4 Составление акта проверки соблюдения законодательства в области ветеринарии.

5 Приложение документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства в области ветеринарии.

Вывод. Проверка представляет собой комплекс административных процедур, каждая из которых имеет основание, приводит к определенному результату, состоит из этапов, регламентируемых законодательством.

Вопросы и задания для контроля знаний. 1. Дайте определение понятию «государственный контроль (надзор)». 2. Дайте определение понятию «федеральный государственный контроль (надзор)». 3. Дайте определение понятию «региональный государственный контроль (надзор)». 4. Дайте определение понятию «муниципальный контроль». 5. Что такое мероприятие по контролю? 6. Что такое проверка? 7. Что такое экспертные организации, эксперты? 8. Какие существуют виды проверок? 9. Какие административные процедуры предусмотрены при проведении проверок? 10. В чем заключаются сущность, этапы и результат административной процедуры «Планирование проверки»? 11. В чем заключаются сущность, этапы и результат административной процедуры «Организация и проведение проверки»? 12. В чем заключаются сущность, этапы, основание и результат административной процедуры «Оформление результатов проверки»? 13. В чем заключаются сущность, этапы, основание и результат административной процедуры «Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений»? 14. В чем заключаются сущность, этапы, основание и результат административной процедуры «Надзор за устранением нарушений законодательства»?

«Порядок осуществления государственного ветеринарного надзора за соблюдением ветеринарно-санитарных правил на предприятиях агропромышленного комплекса»

1. Ветеринарная служба на предприятиях агропромышленного комплекса, её задачи и особенности.

2. Ветеринарно-санитарные меры.

3. Организация ветеринарного надзора на предприятиях агропромышленного комплекса.

1 Ветеринарная служба на предприятиях агропромышленного       комплекса, её задачи и особенности

Предприятия, занимающиеся разведением продуктивных животных, за счет собственных средств могут создавать ветеринарную службу.

Основными задачами ветеринарной службы являются:

  • организация и осуществление мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями животных;
  • проведение мероприятий, направленных на охрану здоровья людей от зооантропонозов;
  • осуществление ветеринарно-санитарного надзора на фермах и других объектах;
  • охрана территории предприятия от заноса заразных болезней животных.

Ветеринарная деятельность в условиях предприятий агропромышленного комплекса имеет особенности.

Во-первых, осуществляется только в пределах одного предприятия при непрерывном производстве животноводческой продукции (ветеринарные мероприятия включены в технологический цикл производства продукции, поэтому их необходимо выполнять в строго определенные сроки).

Во-вторых, при осуществлении ветеринарных мероприятий следует учитывать разные организационно-технические условия проведения обработок животных – разные условия содержания и кормления животных в зависимости от их возраста, физиологического состояния, назначения.

Ветеринарную службу предприятия агропромышленного комплекса возглавляет главный ветеринарный врач предприятия агропромышленного комплекса, назначаемый на должность и освобождаемый от нее руководителем этого предприятия по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором района или города. В его подчинении находятся старшие ветеринарные врачи, возглавляющие отдельные производственные участки, ветеринарные врачи, операторы по ветеринарным обработкам животных и помещений.

Деятельность специалистов производственной ветеринарной службы ограничена рамками предприятия. Все ветеринарные мероприятия осуществляются за счет средств предприятия. Часть профилактических противоэпизоотических мероприятий может осуществляться за счёт средств федерального и регионального бюджетов.

Вывод. Ветеринарная служба на предприятиях агропромышленного комплекса организуется за счёт средств предприятия, деятельность ограничена рамками предприятия, осуществляется в строгом соответствии с требованиями ветеринарного законодательства.

2 Ветеринарно-санитарные меры

В соответствии со статьёй 13 закона Российской Федерации «О ветеринарии» помещения, предназначенные для содержания животных, должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.

При этом ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства – производители этих продуктов.

Статья 18 этого закона предусматривает, что владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства, выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

В условиях промышленного животноводства с его высокой концентрацией поголовья ветеринарно-санитарные мероприятия, направленные на защиту животноводческих хозяйств от заноса и распространения заразных болезней с целью обеспечения эпизоотического благополучия хозяйств, сохранения поголовья птицы, повышения ее продуктивности и получения высококачественной в санитарном отношении продукции, приобретают особую роль.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», ветеринарно-санитарные меры – обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными или растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

Другими словами, ветеринарно-санитарные меры – это комплекс общих и специальных мер, обеспечивающих сохранение, восстановление здоровья животных, их нормальную продуктивность (работоспособность).

К ним относятся: ветеринарно-санитарные (дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезинвазия), ветеринарные (профилактические и лечебные)и организационно-хозяйственные мероприятия.

Ветеринарно-санитарные мероприятия бывают массовые и индивидуальные.

Ветеринарно-санитарные мероприятия – массовые мероприятия.

Ветеринарные мероприятия – профилактические и лечебные мероприятия.

К массовым ветеринарным мероприятиям относятся диагностические исследования, профилактическую вакцинацию, лечебно-профилактические обработки.

К индивидуальным ветеринарным мероприятиям относят лечебные мероприятия: лечение больных животных, хирургические операции, акушерско-гинекологическая помощь и т.д.

В особую группу объединяются организационные мероприятия, включающие управление ветеринарным делом (ветеринарное снабжение, подготовка ветеринарных кадров, ветеринарная пропаганда), технологическими процессами производства (контроль содержания, кормления).

На главного ветеринарного врача предприятия агропромышленного комплекса возложена задача по организации и проведению комплекса ветеринарно-санитарных мер с наименьшими затратами труда и средств, а также на охрану населения от болезней, общих для человека и животных возложены.

Вывод. Ветеринарно-санитарные меры представляют собой комплекс ветеринарных, ветеринарно-санитарных и организационно-хозяйственных мероприятий, которые делятся на массовые и индивидуальные.

3 Организация ветеринарного надзора на предприятиях                    агропромышленного комплекса

В животноводческих хозяйствах ветеринарный надзор осуществляют:

  • отделы внутреннего ветеринарного надзора территориальных управлений Россельхознадзора (государственный ветеринарный надзор);
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (государственный ветеринарный надзор);
  • ветеринарные специалисты предприятий (производственный ветеринарно-санитарный контроль).

Объектами ветеринарного надзора являются животные всех видов; помещения для животных; территории, расположенные вокруг ферм; пастбища, водоемы; навозохранилища; корма, кормокухни, силосные сооружения, фуражные склады, базы; предметы ухода за животными; продукты и сырье животного происхождения; убойные пункты, утилизационные установки; скотомогильники, биотермические ямы; транспортные средства; базы для передержки скота; скотооткормочные пункты и т.п.

В условиях предприятий агропромышленного комплекса осуществляется следующим образом.

Ветеринарный надзор за строительством животноводческих объектов заключается в участии ветеринарных специалистов в выборе площадки для строительства, дисклокации отдельных построек, контроль за строительством на разных этапах, приемом и вводом объектов в эксплуатацию.

При комплектовании стада главной задачей ветеринарного надзора является обеспечение ветеринарного благополучия животных, недопущение заноса заразных болезней в хозяйства.

В течение одного месяца после приобретения животных их необходимо пронумеровать одним из доступных способов, согласованных с главным государственным ветеринарным инспектором территории.

О приобретении животных необходимо в обязательном порядке информировать государственную ветеринарную службу территории или ветеринарного специалиста, уполномоченного государственной ветеринарной службой района (города) для ведения ветеринарного учета животных  приобретения животных. Порядок информирования о факте приобретения животного устанавливается органами исполнительной власти субъекта в области ветеринарии. Вновь приобретенных животных выдерживают на карантине в течение 30 дней на территории животноводческого хозяйства (подворья) под контролем ветеринарного специалиста, обслуживающего данную территорию. Специалисты осуществляют осмотр скота, обязательные исследования, профилактическую вакцинацию и лечебно-профилактические обработки с целью профилактики инфекционных и инвазионных болезней. Ввод животного в общее стада осуществляют на основании заключения государственной ветеринарной службы территории или ветеринарного специалиста, уполномоченного главным государственным ветеринарным инспектором района (города) о состоянии здоровья животного.

Проверяя технологию содержания животных, ветеринарные специалисты обращают внимание на плотность посадки животных, перегруппировку животных на ферме, исправность механизмов, оборудования. Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Порядок выпаса и перегона скота, согласования места для выпаса, водопоя и маршрутов перегона скота согласовывают с органами государственного ветеринарного надзора соответствующей территории (статья 13 закона РФ «О ветеринарии» — «Содержание, кормление и водопой животных, их перевозка или перегон»).

Контроль за условиями кормления животных подразумевает, что предприятия, учреждения, организации и граждане – владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей природной среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам. Качество кормов проверяют при их осмотре, а также путем исследования в лаборатории. При выявлении недоброкачественных кормов запрещают их использование для кормления животных. Корма, кормовые добавки допускаются к производству и применению только при наличии сертификата или декларации о соответствии. Требования, предъявляемые к ним должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов. Корма, кормовые добавки, не соответствующие установленным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя (статья 13 закона РФ «О ветеринарии» — «Содержание, кормление и водопой животных, их перевозка или перегон»).

Ветеринарный надзор за производством животноводческой продукции включает систематический контроль за соблюдением требований, предусмотренных нормативными правовыми документами. Например, ветеринарный надзор за получением, хранением и переработкой молока сводится к систематическому контролю за выполнением правил за соблюдением чистоты в доильных и молочных залах, защите помещений от мух, регулярной очисткой коровников и территории от навоза и мусора, ежедневной чисткой кожного покрова коров, мойкой и стерилизацией молочной посуды, доильных аппаратов, молокопроводов, доением коров, хранением молока, личной гигиеной обслуживающего персонала, получением молока от больных коров. Ветеринарный надзор за убоем животных заключается в контроле за проведением термометрии и клинического осмотра животных перед убоем, проваркой мяса вынужденно убитых животных под контролем ветеринарных специалистов. В хозяйствах, на бойнях должны быть созданы условия для проведения осмотра животных, экспертизы продуктов и сырья животного происхождения.

Использования продукции, получаемой от животных, больных заразными болезнями, а также в случаях отравлений животных, для реализации на пищевые, технические, кормовые цели или уничтожения такой продукции осуществляется в соответствии с предписанием уполномоченного должностного лица ветеринарной службы района (города). Порядок реализации продуктивных животных определяется нормативными правовыми актами.

Ветеринарные специалисты следят за своевременной уборкой и утилизацией трупов, осуществляют контроль за состоянием мест их захоронения – скотомогильников, биотермических ям, не допускают выпаса животных в этих местах. Захоронение трупов животных, передача их на утилизацию или уничтожение осуществляется по предписанию территориального учреждения государственной ветеринарной службы.

Ветеринарный надзор за соблюдением правил заготовки и хранения сырья включает обязательное исследование шкур на сибирскую язву. Ветеринарному надзору подлежат кожевенное, меховое сырье, овчины, шерсть, волос, щетина, кости, рога, копыта, кишечное сырье, перо и пух птицы, мездра и др. Заготовка сырья осуществляется на основании заключения государственной ветеринарной службы территории или ветеринарного специалиста, уполномоченного главным государственным ветеринарным инспектором района (города).

Надзор за проведением ветеринарных мероприятий включает контроль за их своевременным выполнением на основании планов, определяющих порядок проведения лечебно-профилактических и лабораторно-диагностических мероприятий.

Предоставление животных для проведения лечебно-профилактических и лабораторно-диагностических мероприятий осуществляется только при наличии нумерации животных, что позволяет проводить их идентификацию и выдачу заключения о состоянии здоровья конкретного животного и безопасности получаемой от него продукции.

Для проведения лечебно-профилактических и лабораторно-диагностических мероприятий следует использовать препараты при наличии документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность. Вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов) о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам (статья 16 закона РФ «О ветеринарии» — «Производство, внедрение и применение вакцин, других средств защиты животных от болезней»).

Необходимо выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Необходимо информировать специалистов государственной ветеринарной службы или ветеринарного специалиста, уполномоченного главным государственным ветеринарным инспектором района (города) для проведения необходимых диагностических, профилактических и лечебных мероприятий о случаях необычного поведения, заболевания, гибели продуктивного животного или его покуса другими животными.

Покусанных продуктивных животных следует изолировать от других животных до получения результатов лабораторных исследований покусавшего животного.

О случаях гибели (падежа) животных, обнаружения абортированного или мертворожденного необходимо извещать государственное ветеринарное учреждение или уполномоченного ветеринарного специалиста, обслуживающего территорию в срок не более суток с момента обнаружения.

В случаях выявления особо опасных болезней животных следует выполнять комплекс мероприятий, предписанных государственной ветеринарной службой района (города), в случаях.

Надзор за проведением ветеринарно-санитарных мероприятий включает контроль за: очисткой и дезинфекцией помещений, территорий и других объектов; вывоза сырья, фуража; проведением профилактических и вынужденных ветеринарно-санитарных мероприятий, осуществлением мероприятий по охране природы.

Обязательным элементом ветеринарного надзора является проверка документального подтверждение выполняемых мероприятий.

Вывод. Ветеринарный надзор на предприятиях агропромышленного комплекса представляет собой контроль за выполнением комплекса ветеринарно-санитарных мер.

Вопросы и задания для контроля знаний. 1. Перечислите основные задачи ветеринарной службы предприятий агропромышленного комплекса. 2. Назовите особенности ветеринарной деятельности в условиях предприятий агропромышленного комплекса имеет особенности. 3. Опишите организационную структуру ветеринарной службы предприятия агропромышленного комплекса. 4. Какие статьи закона РФ «О ветеринарии» предусматривает ответственность владельцев животных. Опишите их основанное содержание. 5. Что такое ветеринарно-санитарные меры в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»? 6. Какие мероприятия относят к ветеринарно-санитарным мерам? 7. Перечислите виды ветеринарно-санитарных мероприятий. 8. Перечислите виды ветеринарных мероприятий. 9. На кого возложена функция по организации и проведению комплекса ветеринарно-санитарных мер на предприятиях агропромышленного комплекса? 10. Кто осуществляет надзор в животноводческих хозяйствах? 11. Назовите объекты ветеринарного надзора в животноводческих хозяйствах? 12. Каким образом осуществляется ветеринарный надзор за строительством животноводческих объектов? 13. Назовите особенности ветеринарного надзора за комплектованием стада. Перечислите контролируемые показатели. 14. Каким образом осуществляется ветеринарный надзор за содержанием животных? Перечислите контролируемые показатели. 15. Каким образом осуществляется ветеринарный надзор за условиями кормления животных? Перечислите контролируемые показатели. 16. Каким образом осуществляется ветеринарный надзор за производством животноводческой продукции? 17. Каким образом осуществляется ветеринарный надзор за своевременной уборкой и утилизацией трупов? Каким образом осуществляется ветеринарный надзор за соблюдением правил заготовки и хранения сырья? 18. Каким образом осуществляется ветеринарный надзор за проведением ветеринарных мероприятий? Перечислите контролируемые показатели. 19. Каким образом осуществляется ветеринарный надзор за проведением ветеринарно-санитарных мероприятий?

Оцените статью
Единый реестр видов контроля