Энциклопедия судебной практикиГосударственный строительный надзор(Ст. 54 ГрК)
1. Общие вопросы государственного строительного надзора
1.4. Заключение эксперта не может подменить собой заключение органа государственного строительного надзора
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2015 г. N Ф08-497/15 по делу N А53-19037/2014
Довод предпринимателя о наличии заключения эксперта, проведенного в рамках судебного разбирательства районного суда, согласно которому работы по пристройке к жилому многоквартирному дому помещений выполнены в соответствии с рабочим проектом, с учетом внесенных изменений в соответствии с требованиями действующих правил и норм по смыслу части 4 статьи 54 Кодекса не может заменить заключение органа государственного строительного надзора.
1.6. Непредставление заинтересованным лицом совместно с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию имеющегося у него заключения органа государственного строительного надзора не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2016 г. N Ф06-5856/16 по делу N А55-12016/2015
Орган местного самоуправления не вправе отказать застройщику в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только в том случае, если заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации имеет место, однако в силу каких-либо причин не было представлено с заявлением о выдаче соответствующего разрешения.
1.7. Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора само по себе не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2015 г. N Ф06-38/15 по делу N А55-26899/2014
Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод построенного им объекта капитального строительства в эксплуатацию в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 55 ГрК РФ орган, выдавший разрешение на строительство объекта капитального строительства, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан не только проверить наличие и правильность оформления документов, перечисленных в части 3 названной статьи, но и произвести осмотр вводимого в эксплуатацию объекта, который не проводится только в случае, если при строительстве или реконструкции объекта осуществлялся государственный строительный надзор.
Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало Мэрии, выдавшей обществу разрешение на строительство, самостоятельно в пределах предоставленной ему частью 5 указанной статьи компетенции, осуществить осмотр названного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации. Однако такой осмотр заинтересованное лицо не проводило.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 декабря 2014 г. N Ф02-4966/14 по делу N А19-987/2014
Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении реконструированного заявителем объекта, не препятствовало администрации, выдавшей ОАО разрешение на строительство (реконструкцию) указанного объекта, самостоятельно в пределах предоставленной ей частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации компетенции, осуществить осмотр спорного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации.
2. Процедура государственного строительного надзора
2.2. О проведении внеплановой проверки в рамках государственного строительного надзора проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено не менее чем за 24 часа до ее начала
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2016 г. N Ф09-485/16 по делу N А76-8376/2015
Суды правильно указали, что поскольку п. 1 ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проверки в области осуществления государственного строительного надзора проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок (что связано с необходимостью систематического контроля над строительством и реконструкцией объектов капитального строительства), проводимые инспекцией при осуществлении государственного строительного надзора проверки по смыслу Закона N 294-ФЗ являются внеплановыми.
Частью 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
2.3. Органы государственного строительного надзора приступают к исполнению своих полномочий только после оформления всей необходимой документации
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 16-Г06-8
Органы государственного строительного надзора приступают к исполнению своих полномочий после оформления всей необходимой документации, в том числе органом местного самоуправления, заказчиком (застройщиком).
3. Объекты государственного строительного надзора
3.5. Станции базовой сотовой связи не являются объектами капитального строительства, вследствие чего не подлежат государственному строительному надзору
Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 марта 2015 г. по делу N 11-2439/2015
В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Из экспертного заключения следует, что базовое оборудование размещается в контейнере-аппаратной ОАО, расположенном на земле, в основании антенной опоры (железобетонный столб), антенны размещаются на указанной антенной опоре высотой 30 м. Согласно рабочей документации опора представляет собой стойку железобетонную центрифугированную, с оголовком и трубостойками для установки антенн, внешнюю форму в виде усеченного конуса до отметки 23,0 м. Антенная опора является временным сооружением и может быть демонтирована и вновь смонтирована на другом месте. Высота антенной опоры 31 м, заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли 3 м. Фундамент запроектирован на основании серии 3.407-108 в1. Тип фундаментов — на искусственном основании. Устойчивость фундаментов при действии опрокидывающих нагрузок обеспечивается за счет упора в грунт вертикальной железобетонной стойки и горизонтальных железобетонных ригелей, закрепленных в вертикальной стойке.
Спорная станция базовой сотовой связи обладает признаками временных сооружений, которые не входят в перечень объектов капитального строительства, предусмотренных ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Вышка базовой станции сотовой связи не является особо опасным и технически сложным сооружением связи исходя из проектного решения исследуемой базовой станции, элементами которой являются антенная опора и бетонная платформа в соответствии с требованиями п. 14.1 ст. 2 ФЗ «О связи». Спорный объект в соответствии с основными понятиями, приведенными в пп. 27 ст. 2 Федерального закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи» относится к сооружениям связи.
4. Предписание, выдаваемое по результатам государственного строительного надзора
4.1. Предписание, выдаваемое по результатам государственного строительного надзора, должно быть реально исполнимым и содержать только законные требования
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2016 г. N Ф03-733/16 по делу N А16-755/2015
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2016 г. N Ф04-1483/16 по делу N А70-10351/2015
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2016 г. N Ф05-4206/16 по делу N А40-59729/2015
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2016 г. N Ф06-7216/16 по делу N А49-8817/2015
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2016 г. N Ф10-304/16 по делу N А08-4265/2015
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 декабря 2015 г. N Ф01-5247/15 по делу N А29-8461/2014
Предписание должно содержать только законные требования, подлежащие выполнению для устранения допущенного нарушения законодательства.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2015 г. N Ф09-7018/15 по делу N А60-54185/2014
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 августа 2015 г. N Ф08-5396/15 по делу N А32-26421/2014
Предписание должно содержать законные требования, на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июля 2015 г. N Ф02-2723/15 по делу N А33-18889/2014
Апелляционное определение СК по административным делам Кемеровского областного суда от 21 октября 2015 г. по делу N 33а-11194/2015
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
4.2. Неисполнение предписаний, выданных по результатам государственного строительного надзора, влечет административную ответственность
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2016 г. N Ф02-7345/15 по делу N А19-10567/2015
Частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена выдача по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства дела с учетом приведенных норм материального права, суд апелляционной инстанции обоснованно признал соответствующими закону предписания службы.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что вышеуказанные предписания обществом не исполнены. Следовательно, обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 сентября 2014 г. N Ф03-3783/14 по делу N А73-2584/2014
В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Поскольку предписание управления обществом не исполнено, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях учреждения состава вменяемого правонарушения, в связи с чем правомерно привлек его к административной ответственности.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2015 г. N Ф01-3378/15 по делу N А43-5393/2015
Суды установили, что Общество имело возможность исполнить надлежащим образом предписание Инспекции, но не приняло всех зависящих от него мер для исполнения данного документа.
Доказательств того, что Общество не имело объективной возможности для исполнения законного предписания Инспекции, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.
I. Общие положения
1. Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее — Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственный строительный надзор, выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее — установленная сфера деятельности).
2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.
3. Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.
II. Полномочия Комитета
4. Комитет осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:
4.2.1. О выдаче или об отказе в выдаче разрешений на строительство.
4.2.2. О выдаче или об отказе в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
4.2.3. О выдаче или об отказе в выдаче заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
4.2.4. О выдаче или об отказе в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала в городе Москве.
4.2.5. Об осуществлении административного производства по делам об административных правонарушениях в области строительства.
4.2.6. Об образовании или об отказе в образовании технической комиссии для установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на объектах капитального строительства, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях причинения вреда жизни или здоровью физических или юридических лиц, имуществу физических или юридических лиц на указанных объектах капитального строительства в установленном порядке.
4.2.7. О проведении осмотра объекта капитального строительства (в случае, если при строительстве и реконструкции такого объекта государственный строительный надзор не осуществлялся) и проверки его соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
4.2.8. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Комитета, в случаях, установленных Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
4.3. Осуществляет региональный государственный строительный надзор на территории города Москвы при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением объектов, определенных частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Информация об изменениях
Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2012 г. N 735-ПП настоящее приложение дополнено пунктом 4.4
4.4. Осуществляет полномочия по предметам ведения Российской Федерации и полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области государственного строительного надзора и иных видов государственного контроля (надзора) при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов Московского метрополитена, переданные в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правительством Москвы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2013 г. N 284-ПП настоящее приложение дополнено пунктом 4.5, вступающим в силу с 1 июля 2013 г.
4.5. Осуществляет контроль на территории города Москвы за реализацией утвержденного архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства в соответствии со свидетельством об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства при оформлении разрешения на строительство, во время проведения строительных работ на объектах капитального строительства, при вводе объектов капитального строительства в эксплуатацию.
III. Права, организация деятельности и руководство Комитета
5. В целях осуществления своих полномочий Комитет имеет право:
5.1. Запрашивать в установленном порядке от органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам в установленной сфере деятельности.
5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.
5.4. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности.
5.5. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных на Комитет полномочий.
5.6. Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
5.7. Проводить мониторинг и анализ его результатов по деятельности Комитета.
6. Осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, оптимизации предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.
7. Выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
8. Выступает в установленном порядке государственным заказчиком при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности Комитета.
9. Принимает меры по реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности.
10. Осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.
11. Организует и осуществляет в пределах компетенции Комитета мобилизационную подготовку и мобилизацию в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2014 г. N 512-ПП настоящее приложение дополнено пунктом 11(1)
11(1). Осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Контролирует состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций.
12. Выполняет иные предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы полномочия в установленной сфере деятельности.
13. Осуществляет прием населения, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан.
14. Сотрудники Комитета: председатель, первые заместители председателя, заместители председателя, должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, должностные лица, наделенные правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, специалисты, непосредственно осуществляющие прием и выдачу документов в режиме «одного окна», имеют право ношения форменной одежды.
15. Комитет возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром Москвы.
16. Председатель Комитета имеет восемь заместителей, в том числе двух первых, назначаемых Мэром Москвы.
17. Председатель Комитета:
17.1. Руководит деятельностью Комитета, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Комитетом установленных полномочий.
17.2. Распределяет обязанности между заместителями председателя.
17.3. Утверждает структуру и штатное расписание Комитета в пределах утвержденной предельной численности и фонда оплаты труда, а также утверждает положения о структурных подразделениях Комитета.
17.4. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности Комитета, в том числе по оптимизации подведомственной бюджетной сети.
17.5. Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Комитета и реализацию возложенных на него полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.
17.6. Подписывает в пределах своей компетенции правовые акты (приказы, распоряжения) Комитета, осуществляет контроль за их исполнением.
17.7. Обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества города Москвы, закрепленного за Комитетом.
17.8. Организует прохождение государственной гражданской службы в Комитете.
17.9. Действует без доверенности от имени Комитета, заключает от имени Комитета договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.
17.10. Представляет Комитет в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, общественных объединениях граждан.
17.11. Исполняет полномочия представителя нанимателя государственных гражданских служащих Комитета и работодателя для работников Комитета, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством.
17.12. Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил служебного распорядка, должностных регламентов.
17.13. Несет ответственность за соблюдение установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы режима защиты конфиденциальной информации, а также информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной, иной тайне.
17.14. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Комитете и подведомственных ему организациях.
17.15. Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Комитета, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, порядке представления статистической отчетности.
17.16. По согласованию с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства назначает на должность руководителей и заместителей руководителей подведомственных государственных учреждений, заключает трудовые договоры с ними.
18. В Комитете может быть образована коллегия в составе председателя (председатель коллегии), его заместителей, являющихся членами коллегии по должности. Состав коллегии и положение о ней утверждаются правовым актом Комитета.
19. Комитет является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением герба города Москвы и со своим наименованием, иные служебные печати и штампы, геральдический знак и флаг, утверждаемые правовым актом Правительства Москвы, лицевые счета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета города Москвы, открываемые в порядке, определенном бюджетным законодательством Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
20. Расходы на содержание Комитета осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на функционирование исполнительных органов государственной власти.
21. Реорганизация и ликвидация Комитета осуществляются Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
22. В случае ликвидации Комитета его документы передаются в установленном порядке в Главное архивное управление города Москвы или определенный им орган.
23. Сокращенное наименование Комитета — Мосгосстройнадзор.
24. Юридический адрес Комитета: 121059, Москва, ул. Брянская, д. 9.
Арбитражный суд подтвердил правомочность действий комитета государственного строительного надзора
07 февраля 2014
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу ООО «Фирма ОПС» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области в предоставлении ООО «Фирма ОПС» возможности ознакомления с материалами дела Ж-18-08/07 по объекту:«Многоквартирный жилой дом в городе Никольское, Советский проспект, дом 194 (поз.19, мкр. В1)»
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 октября 2013 года по делу № А56-20355/2013 ООО «Фирма ОПС» (далее – Общество) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее – Комитет) в предоставлении Обществу возможности ознакомления с материалами дела Ж-18-08/07 по объекту:«Многоквартирный жилой дом в городе Никольское, Советский проспект, дом 194 (поз.19, мкр. В1)» и снятия с них фотокопий с помощью своих технических средств, а также об обязанииКомитета предоставить Обществу возможность ознакомления с материалами указанного дела и снятия с них фотокопий с помощью своих технических средств.
Указанное решение обжаловано Обществом в суд апелляционной инстанции.
Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного Сударешение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2013 по делу № А56-20355/2013 оставлено без изменения, а апелляционная жалобаООО «Фирма ОПС» – без удовлетворения.
Судами установлено следующее:
— Общество не подтвердило своего отношения к строительству данного многоквартирного дома;
— Комитетом не нарушен закон или иной нормативный правовойакт при выдаче Обществу отказа в предоставлении возможности ознакомления с материалами дела по вышеуказанному объекту капитального строительства;
— данный отказ не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 180 АПК РФ в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФвступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
О комитете
Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, а также контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий.
Комитет находится по адресу: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А
Телефон: 8 (812) 539-43-77
Рабочий день в Комитете установлен:
понедельник – четверг: с 09-00 час. до 18-00 час.
пятница: с 09-00 час. до 17-00 час.
суббота, воскресенье – выходные дни,
обеденный перерыв: с 13-00 час. до 13-48 час.
Прием корреспонденции осуществляется:
ежедневно по рабочим дням с 10-00 до 12-00 и с 14-00 до 16-00
по адресу: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А
Аккаунты Комитета в социальных сетях:
Работу Комитета курирует:
Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Барановский Евгений Петрович
В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.
В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.
Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.
В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.
Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.
В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.
Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.
Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.
После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.
Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:
- наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
- президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
- прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.
Из положительного для застройщиков хотелось бы отметить, что еще недавно служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и тому подобное. После вступления в силу ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой.
Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.
В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).
Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.
Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).
По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.
Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.
В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.
Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.