Структура санитарно эпидемиологической надзора россии

Законом предусмотрена новая структура санитарно-эпидемиологической службы и её место в системе здравоохранения.

Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры санитарно-эпидемиологической экспертизы представляют единую службу, деятельность которых направлена на совместное выполнение задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О здоровье народа» Министерство здравоохранения Республики Казахстан является исполнительным органом, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан, Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора является уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического надзора.

Территориальным органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Костанайской области является Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора, имеющий в своем составе 4 городских и 16 районных управлений государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющие деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях.

К государственному учреждению относится Костанайский областной Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы, располагающий 4 городскими и 16 районными филиалами санитарно-эпидемиологической экспертизы, которые осуществляют лабораторный контроль.

Взаимодействие учреждений, осуществляющих деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливается по принципу подотчетности и подчинения центров санитарно-эпидемиологической экспертизы органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в свою очередь, координируют деятельность филиалов санитарно-эпидемиологической экспертизы, определяют объемы и целенаправленность лабораторных исследований, оказывают организационно-методическую помощь.

Центр и филиалы санитарно-эпидемиологической экспертизы обеспечивают исполнение утвержденных объемов исследований, принимают меры по развитию материально-технической базы лабораторий, участвуют в ликвидации санитарно-эпидемиологических осложнений.

К функциям органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора относится:

— организация мероприятий по санитарной охране территории от заноса и распространения инфекционных, паразитарных заболеваний;

— организация и осуществление в пределах своей компетенции комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при пищевых отравлениях, инфекционных, паразитарных и других заболеваниях;

— внесение на рассмотрение государственных органов предложения по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

— участие в разработке программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— осуществление санитарно-эпидемиологического мониторинга;

— организация обучения декретированной группы населения санитарным правилам и гигиеническим нормативам и участвуют в пропаганде здорового образа жизни;

— организация дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

— организация государственного закупа, хранения, транспортировки и использования профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

— проведение аттестации лабораторий организаций санитарно-эпидемиологической службы и аккредитации испытательных центров и лабораторий на соответствие санитарным правилам с выдачей соответствующего документа и осуществляют контроль за деятельностью ведомственных производственных лабораторий;

— осуществление проверки транспортных средств, используемых для перевозки людей, пищевых продуктов, продовольственного сырья, хозяйственно-питьевой воды, химических, токсических и радиационных веществ на соответствие санитарным правилам и гигиеническим нормативам, а также дают согласие на их эксплуатацию;

— соответствие транспортного средства санитарным требованиям подтверждается санитарным паспортом, порядок выдачи, учета и ведения которого определяется уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— взаимодействие с другими государственными органами и учреждениями в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— осуществление мероприятий по своевременному информированию населения о заболеваниях, состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.

Проведенная в 2004 году в рамках административной реформы реорганизация службы определила качественно новый исторический период ее развития, с новым организационным построением, с новыми задачами и полномочиями, с новыми условиями работы. В стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), первым руководителем которой стал Геннадий Григорьевич Онищенко.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека передана часть функций Министерств здравоохранения, экономического развития и торговли, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

В Федеральной службе Роспотребнадзора образовано 84 территориальных управления и 84 центра гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации. Помимо них в подведомственности Федеральной службы находится 29 научно-исследовательских институтов, 12 противочумных станций, более 100 организаций дезинфекционного профиля.

Всего в органах и организациях Федеральной службы работает около 110 тысяч специалистов.

В настоящее времянормативно- правовой базой обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, наряду с ФЗ – 52,являются еще целый ряддругих федеральных законов и более 20 постановлений Правительства Российской Федерации. Создана система государственного санитарно- эпидемиологического нормирования, в рамках которой действует более 12 тысяч норм, правил и нормативов.

Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий и б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами. Роспотребназор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения.

(слайд 21) Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, также посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, также путем создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Важную роль играют государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование и государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Также необходимо упомянуть о лицензировании видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека, государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции, проведении социально-гигиенического мониторинга. Также в целях поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводятся научные исследования в данной области, принимаются меры по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, также меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни и меры по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Необходимо обратить внимание на то, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством Российской Федерации.

Тема 1. Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарное законодательство.

(Количество часов — 1)

I. Понятия санитарно-эпидемиологической службы. Структура системы и ее функции.

II. Основные направления и средства по обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

III. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Его виды и задачи.

IV. Cтруктура органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

V. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Ее фукции.

VI. Правовые основы деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Санитарное законодательство.

Цель — дать студентам первичные знания о санитарно-эпидемиологической службы и ее роли в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Задачи — научить студентов владеть знаниями об основных понятиях, категориях, предмете, задачах и основных законодательных актах санитарно-эпидемиологической службы.

Студент должен знать:

Основные понятия и их значения по теме лекции. Охарактеризовать санитарно-эпидемиологическую службу и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Их цель, задачи, категории, структуру, и функции. Санитарное законодательство.

— составление краткого конспекта по теме лекции на основании рекомендуемых учебных пособий;

— ведение глоссария.

С 1933 г., санитарно-эпидемическая деятельность в стране возглавлялась Государственной санитарной инспекцией (с 1935 г. Всесоюзная государственная санитарная инспекция), функции которой в 1951 г. были переданы санитарно-эпидемической службе.

Cанитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

Cреда обитания человека (далее — среда обитания) — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

Факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

Вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

Благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

Безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

Санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;

Санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

Ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

Инфекционные заболевания — инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);

Массовые неинфекционные заболевания (отравления) — заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

1.1. В систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации входят:

— Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России);

— центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, районах и городах, на транспорте (водном и воздушном);

— научно-исследовательские учреждения;

— дезинфекционные станции;

— другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

1.2. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации выполняет следующие основные функции:

1) подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

3) разрабатывает и утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

4) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации;

5) организует и проводит санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую экспертизу и представляет по ее результатам заключения.

6) предоставляет органам государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественными объединениям, предприятиям, учреждения, организациям и гражданам информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, действующих нормативных актах санитарного законодательства Российской Федерации;

7) координирует деятельность предприятий, организаций, учреждений в организации и проведении производственного и общественного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам;

8) осуществляет методическое руководство работой по гигиеническому воспитанию и образованию граждан, участвует в пропаганде гигиенических знаний;

9) проводит научные исследования в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и среды его обитания.

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

справки, россия, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Первые управления, которые занимались поиском причин и предупреждением болезней, возникли в начале XIX века. Они наблюдали за соблюдением чистоты в городах, количеством и качеством съестных запасов, а также условиями работы на заводах, фабриках. В 1882 году была сформирована концепция гигиены как отдельной науки.

С первых лет существования Советской России предпринимались попытки создания сети санэпидслужбы. С 1919 года на всей территории страны в составе отделов здравоохранения исполкомов местных Советов образовывались санитарно-эпидемиологические подотделы, методическое руководство которыми осуществляла санитарно-эпидемиологическая секция Наркомздрава РСФСР.

15 сентября 1922 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», которым была узаконена система государственного санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных органов. Эта дата считается днем основания санитарно-эпидемиологической службы. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений – санитарно-эпидемиологических станций.

Первые шаги санитарно-эпидемиологической службы были нелегки. Важнейшими задачами, поставленными реальной действительностью перед службой в условиях последствий гражданской войны, были борьба с небывалыми эпидемиями холеры и брюшного тифа, широким распространением сыпного тифа, малярии, кишечных инфекций, с тяжелейшими антисанитарными условиями жизни населения, и без того страдавшего от голода и холода. Именно в эти годы были определены и сформулированы основные принципы построения санитарной организации.

К началу 1930-х годов санитарная служба перешла от интенсивной борьбы с эпидемиями к плановой оздоровительной деятельности условий жизни населения. Рост промышленности, развитие сельского хозяйства требовали расширения санитарно-оздоровительных мероприятий. Была увеличена сеть санитарных учреждений и количество санитарных врачей-гигиенистов, эпидемиологов, расширены их права и обязанности.

Постановлениями СНК РСФСР от 19 февраля 1927 года «О санитарных органах Республики» и от 8 октября 1927 года «Об утверждении Положения о санитарных органах Республики» были установлены дифференцированные нормы санитарного обслуживания районов и городов с учетом их промышленного значения и определены функции санитарных органов, права и обязанности санитарных врачей.

Успешному решению ряда организационных вопросов строительства санитарного дела способствовало их детальное рассмотрение на десятом Всероссийском съезде санитарных врачей, бактериологов и эпидемиологов в 1926 году и на седьмом Всероссийском съезде здравотделов в 1930 году.

Были приняты меры по улучшению подготовки врачей по гигиене. В учебный план медицинских факультетов введены социальная гигиена, гигиена труда и гигиена воспитания. Для подготовки санитарных врачей с начала 1930/31 учебного года в ряде медицинских институтов были организованы санитарно-профилактические факультеты; в 1930 году был открыт санитарно-профилактический факультет (в настоящее время – медико-профилактический) Первого Московского медицинского института (ныне университет) имени И.М. Сеченова.

К 1940 году в стране уже действовало около двух тысяч санитарно-эпидемиологических станций, из них в 1150 функционировали санитарно-бактериологические лаборатории; 787 дезинфекционных и 1929 малярийных станций, пунктов и отрядов; 47 бруцеллезных станций и 49 противочумных учреждений. В санитарно-эпидемиологической службе работало более 11 тысяч врачей.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) государственная санитарная служба выполняла свой долг и в тылу, и на фронте, сдерживая, а нередко и предупреждая, развитие эпидемий тифа, кишечных инфекций. В первые послевоенные годы деятельность санитарных врачей была брошена на ликвидацию последствий войны и нормализацию санитарно-эпидемической обстановки.

Развитие службы в период 1946-1976 годов характеризовалось регламентацией организационных форм санитарно-эпидемиологического обслуживания населения.

Важную роль в охране здоровья населения страны сыграли законы о здравоохранении, принятые Верховным Советом СССР и союзных республик в 1971 году, в которых было определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и системой государственного санитарного надзора, а нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и(или) уголовную ответственность.

В 1980-е годы санитарно-противоэпидемическая служба принимала участие в разработке и оценке генеральных схем размещения отраслей народного хозяйства, проектов районной планировки и крупных промышленных комплексов. В этот период в стране была создана эффективная система вакцинопрофилактики, разработаны и внедрены в практику здравоохранения вакцины против дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, гриппа.

В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.

С 9 марта 2004 года в составе санитарно-эпидемиологической службы произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Служба, помимо санитарно-эпидемиологического надзора, была наделена надзором на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Изначально Роспотребнадзор был в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития, а с мая 2012 года указом президента был передан в непосредственное ведение правительства России.

Согласно действующему Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (2004), федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образовано 85 территориальных управлений и 85 центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации. Помимо территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, в составе Роспотребнадзора находятся 21 научно-исследовательский институт, 18 противочумных станций, организации дезинфекционного профиля.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Российской Федерации.

С октября 2013 года в статусе исполняющей обязанности, с апреля 2014 года – в статусе руководителя эту должность занимает Анна Попова.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля