Структура национальных органов пожарного надзора и 2. пожарные следователи регулируют деятельность пожарных органов

При
осуществлении уголовно – процессуальной
деятельности по делам о пожарах
дознаватель руководствуется:

4.
Законом о Пожарной безопасности ФЗ 69
от 21. 12. 94.

(с изменениями от
22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января
1998г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа,
30 декабря 2001 г., 25 июля 2002г., 10 января 2003
г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря
2004 г., 1апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25
октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля,18
октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта, 19
июля, 9, 25 ноября 2009 г.,23 июля, 28 сентября,
29 декабря 2010 г.)

Принят
Государственной Думой 18 ноября 1994 года

Настоящий
Федеральный закон определяет общие
правовые, экономические и социальные
основы обеспечения пожарной безопасности
в Российской Федерации, регулирует в
этой области отношения между органами
государственной власти, органами
местного самоуправления, учреждениями,
организациями, крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами, иными юридическими лицами
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, а также между
общественными объединениями, должностными
лицами, гражданами Российской Федерации,
иностранными гражданами, лицами без
гражданства.

5.
Постановление Правительства РФ от 12
апреля 2012 г. N 290 «О федеральном
государственном пожарном надзоре»

Ранее
Положение «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ
НАДЗОРЕ», утвержденном Постановлением
Правительства РФ от 21. 12. 2004 года № 820.

6.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности» (с изменениями
и дополнениями).

В настоящем
Федеральном законе применяются следующие
понятия:

пожарная
безопасность
— состояние защищенности личности,
имущества, общества и государства от
пожаров;

пожар

неконтролируемое горение, причиняющее
материальный ущерб, вред жизни и здоровью
граждан, интересам общества и государства;

требования
пожарной безопасности
— специальные условия
социального
и (или) технического характера,
установленные в целях обеспечения
пожарной безопасности законодательством
Российской Федерации, нормативными
документами или уполномоченным
государственным органом;

нарушение
требований пожарной безопасности —
невыполнение
или ненадлежащее выполнение требований
пожарной безопасности;

противопожарный
режим —
правила поведения людей, порядок
организации производства и (или)
содержания помещений (территорий),
обеспечивающие предупреждение нарушений
требований пожарной безопасности и
тушение пожаров;

меры
пожарной безопасности

действия
по обеспечению пожарной безопасности,
в том числе по выполнению требований
пожарной безопасности;

государственный
пожарный надзор

осуществляемая
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, деятельность по
проверке соблюдения организациями и
гражданами требований пожарной
безопасности и принятие мер по результатам
проверки;

нормативные
документы по пожарной безопасности

технические
регламенты и стандарты, а также действующие
до вступления в силу технических
регламентов и вновь разрабатываемые
нормы пожарной безопасности, правила
пожарной безопасности, стандарты,
инструкции и иные документы, содержащие
соответственно обязательные и
рекомендательные требования пожарной
безопасности;

профилактика
пожаров

совокупность
превентивных мер, направленных на
исключение возможности возникновения
пожаров и ограничение их последствий;

Статья
6. Государственный пожарный надзор

Государственный
пожарный надзор в Российской Федерации
осуществляется должностными лицами
органов государственного пожарного
надзора, находящихся в ведении федерального
органа исполнительной власти,
уполномоченного на решение задач в
области пожарной безопасности.

Руководители
соответствующих органов государственного
пожарного надзора по должности
одновременно являются:

главными
государственными инспекторами
субъектов Российской Федерации по
пожарному надзору;

главными
государственными инспекторами
закрытых административно-территориальных
образований по пожарному надзору.

Главный
государственный инспектор Российской
Федерации по пожарному надзору и
должностные лица органов пожарного
надзора при осуществлении надзорной
деятельности имеют право:

производить
в соответствии с действующим
законодательством дознание по делам о
пожарах и по делам о нарушениях требований
пожарной безопасности;

вызывать
в органы управления и в подразделения
государственного пожарного надзора
должностных лиц и граждан по находящимся
в производстве делам и материалам о
пожарах, получать от них необходимые
объяснения, справки, документы и копии
с них;

Контроль
за обеспечением пожарной безопасности
дипломатических и консульских учреждений
Российской Федерации, а также
представительств Российской Федерации
за рубежом осуществляется в соответствии
с положениями настоящего Федерального
закона, если иное не предусмотрено
международными договорами Российской
Федерации

Статья
27.
Учет пожаров и их последствий

В Российской
Федерации действует единая государственная
система статистического учета пожаров
и их последствий.

Официальный
статистический учет и государственную
статистическую отчетность по пожарам
и их последствиям ведет Государственная
противопожарная служба.

Порядок
учета пожаров и их последствий определяется
органом исполнительной власти,
уполномоченным на решение задач в
области пожарной безопасности, по
согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
межотраслевую координацию и функциональное
регулирование в сфере государственной
статистики, и другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти.

Статья
38.
Ответственность за нарушение требований
пожарной безопасности

Ответственность
за нарушение требований пожарной
безопасности в соответствии с действующим
законодательством несут:

  • руководители
    федеральных органов исполнительной
    власти;
  • руководители
    органов местного самоуправления;
  • лица,
    уполномоченные владеть, пользоваться
    или распоряжаться имуществом, в том
    числе руководители организаций;
  • лица,
    в установленном порядке назначенные
    ответственными за обеспечение пожарной
    безопасности;
  • должностные
    лица в пределах их компетенции.

Ответственность
за нарушение требований пожарной
безопасности для квартир (комнат) в
домах государственного, муниципального
и ведомственного жилищного фонда
возлагается на ответственных
квартиросъемщиков или арендаторов,
если иное не предусмотрено соответствующим
договором.

Лица, указанные в
части первой настоящей статьи, иные
граждане за нарушение требований
пожарной безопасности, а также за иные
правонарушения в области пожарной
безопасности могут быть привлечены к
дисциплинарной, административной или
уголовной ответственности в соответствии
с действующим законодательством.

Как мы уже сообщали ранее в наших новостях, 1 июля 2021 года на интернет-портале
правовой информации официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».

Настоящий нормативный акт разработан с целью приведения Положения ‎о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), в соответствие с нормами нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248).

Новое Положение вступило в силу с 1 июля 2021 года и направлено на урегулирование отношений, связанных ‎с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора, в основу которого положены принципы соразмерности вмешательства ‎в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Далее рассмотрим основные новеллы нового Положения, которые вносят изменения в порядок организации и осуществления ГПН.

1. Введено понятие «предмета федерального государственного пожарного надзора»

Данное изменение полностью соотносится со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ).

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

  • соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
  • соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

2. Вводится новый термин

В целях реализации настоящего Положения вводится новый термин — «контролируемое лицо», под которым понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых, либо объекты надзора, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат федеральному государственному пожарному надзору.

3. Конкретизируется перечень органов государственного пожарного надзора

Конкретизировали перечень органов государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН), имеющихся в федеральных органах исполнительной власти, в сфере обороны, обеспечения безопасности, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации и в войсках национальной гвардии РФ.

4. В Положении обновлены компетенции органов ГПН

Органам ГПН добавлены компетенции, которые ранее не были отражены в Положении, в том числе:

  • по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;
  • по рассмотрению в установленном порядке жалоб на решения, действия (бездействия) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;
  • по даче мотивированных предложений о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры;
  • по осуществлению профилактических мероприятий в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

Все права должностных лиц органов ГПН в зависимости от вида противопожарной службы удобно разделены по соответствующим пунктам Положения.

5. Уточнены и расширены обязанности должностных лиц органов ГПН

В отношении должностных лиц органов ГПН и их подразделений уточнены и добавлены новые обязанности при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Добавились некоторые специфические обязанности, такие как:

  • не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
  • не препятствовать с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Некоторые обязанности убрали из старой редакции Положения, а именно:

  • перед началом проведения проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, гражданина, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

6. В органах ГПН будут по-новому вести учет объектов надзора

Обязательный учет объектов надзора будет осуществляться посредством сбора сведений об объектах и их включения в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России (knd.igps.ru).

Органы ГПН ежегодно к 15 августа обеспечивают актуализацию сведений об объектах надзора и их закрепление за соответствующими должностными лицами по территориальному либо функциональному признаку.

Структура национальных органов пожарного надзора и 2. пожарные следователи регулируют деятельность пожарных органов

7. В Положении появились новые виды контрольных (надзорных) мероприятий

Все виды контрольных (надзорных) мероприятий, которые нашли свое отражение в главе 12 ФЗ № 248, упорядочены в Положении в зависимости от формы их проведения на следующие:

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия:

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

В ходе проведения указанных контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом ГПН также могут проводиться иные контрольно-надзорные действия, например, такие как: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, отбор проб (образцов), испытание, экспертиза.

8. Закреплена возможность отсрочки проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Возможность отсрочить проведение контрольного (надзорного) мероприятия появляется в случаях предоставления контролируемым лицом информации о невозможности его присутствия в связи с временной нетрудоспособностью и (или) наступления обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующими доказательствами (п. 38 Положения).

9. Доказательства нарушений требований пожарной безопасности могут быть зафиксированы средствами фотосъемки, аудио- и видеозаписи

Для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности должностными лицами органов ГПН могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований пожарной безопасности осуществляется в следующих случаях:

  • при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, где ранее собственником объекта создавались или создаются препятствия в их проведении;
  • в случае если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности или проводится осмотр;
  • при отборе проб (образцов) продукции (товаров), в ходе проведения выборочного контроля исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется непрерывно с обязательным уведомлением контролируемого лица.

10. Появилась зависимость видов контрольных (надзорных) мероприятий от категорий риска объектов защиты

Теперь в Положении отражены виды и периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска. Например:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — выездная проверка один раз в год;
  • для категории высокого риска — выездная проверка один раз в два года;
  • для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в пять лет.

Например, о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала (ст. 73 ФЗ № 248).

Напомним, что некоторые виды контроля могут проводиться без предварительного уведомления контролируемого лица. Речь идет об инспекционном визите, выборочном контроле, мониторинговой закупке, контрольной закупке.

Уведомления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляются контролируемому лицу в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Допускаются иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование вручения уведомления контролируемому лицу.

11. Закреплен приоритет профилактической работы перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями

В Положении отражена концепция нового ФЗ № 248, показывающая приоритет профилактической работы органов ГПН перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями.

К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит и обобщение правоприменительной практики.

12. Положение частично дополнено функционалом приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644

В связи с утратой силы с 12.07.2021 Приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644 некоторая часть пунктов указанного приказа с учетом изменений действующего законодательства перекочевала в настоящее Положение.

Например, это касается порядка проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае предоставления в органы ГПН расчета по оценке пожарного риска (п. 43, 44 Положения).

13. Отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН

В Положении отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН, который полностью соотносится с нормами главы 9 ФЗ № 248.

Напомним, что досудебное обжалование будет обеспечиваться с помощью ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (knd.gov.ru).

При этом общая норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступит в силу с 1 января 2023 года (ч. 2 ст. 39 ФЗ № 248).

Таким образом, мы рассмотрели основные изменения в Положении ‎о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».

В целом, указанные изменения видятся нам важным и своевременным шагом в области регулирования обеспечения на объектах защиты.

В дальнейшем мы планируем более подробно осветить все
аспекты организации и осуществления ГПН в обновленных условиях. Следите за
нашими публикациями.

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.

В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.

С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.

Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.

на тему: НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Одной из важных составляющих
обеспечения национальной безопасности
современной России является пожарная
безопасность, под которой понимается
состояние защищенности личности, имущества,
общества и государства от пожаров.

В настоящее время можно констатировать,
что пожары в России оказывают существенное
влияние на социально-экономическую обстановку
в стране. Так, по данным Управления Государственного
пожарного надзора МЧС России за пять
месяцев 2005 года в городах России зарегистрировано
64114 пожаров, погибли 4937 человек, получили
травмы — 4011 человек, прямой материальный
ущерб причинен в размере 1297,0 миллионов
рублей11. Количество пожаров на 1 млн.
населения в 1999 году составило — 1200, в 2000
году — 1500, в 2001 году — 1800, в 2002 году — 2100, в
2003 году — 240022. По данным Международного
технического комитета по предупреждению
и тушению пожаров каждый четвертый погибший
при пожаре в мире -россиянин. Относительные
показатели числа погибших и доля материальных
потерь от пожаров в Российской Федерации
по отношению к валовому внутреннему продукту,
примерно, в три раза превышают показатели,
которые регистрировались в СССР в 1985
году.

Выше приведенные статистические
данные показывают устойчивую тенденцию
роста напряженности оперативной обстановки
с пожарами. Это обстоятельство выдвигает
в повестку дня задачи их предупреждения
и дальнейшего укрепления законности
в данной сфере. Представляется, что наиболее
перспективный путь решения указанных
задач состоит в дальнейшем развитии и
совершенствовании такого вида государственно-управленческой
деятельности как государственный пожарный
надзор. Данный вывод обусловлен важностью
функций, выполняемых системой органов
государственного пожарного надзора.

По данным МЧС России, ежегодно
при осуществлении государственного пожарного
надзора проводится более 4 миллионов
проверок по различным его направлениям;
предлагается к исполнению до 12 миллионов
противопожарных мероприятий; приостанавливается
полностью или частично эксплуатация
450 тысяч объектов, находящихся в пожароугрожаемом
состоянии; рассматривается до 600 тысяч
административных дел о нарушениях правил
пожарной безопасности; общая сумма налагаемых
штрафов превышает 80 миллионов рублей.
Кроме того, по материалам проверок возбуждается
до 2,5 тысяч уголовных дел. В результате
этой работы ежегодно предотвращается
до 900 тысяч пожаров с возможными суммарными
материальными потерями в размере 75-85
млрд.рублей.

Вместе с тем, подразделения
МЧС России, осуществляющие государственный
пожарный надзор, к сожалению, недостаточно
эффективно влияют на складывающуюся
обстановку с пожарами, не в полной мере
реализует имеющиеся надзорные полномочия.
Продуктивность деятельности органов
государственного пожарного надзора заметно
снизилась в последнее десятилетие. По
мнению автора, связано это, прежде всего,
с тем, что указанные органы не смогли
в полной мере адаптироваться к произошедшим
в нашей стране социально—экономическим
преобразованиям. В результате появления
различных форм собственности, количество
и видовой состав поднадзорных объектов
изменились настолько, что органы государственного
пожарного надзора перестали справляться
с возложенными на них функциями. Потребовалось
серьезное реформирование деятельности
по осуществлению государственного пожарного
надзора.

В целях решения указанных проблем
и повышения эффективности деятельности
по предупреждению и сокращению количества
пожаров в 2002 году Государственная противопожарная
служба была переведена из системы МВД
России в ведение МЧС России. Однако, как
показала история, проведенное реформирование
не существенно повлияли на обстановку
с пожарами в стране.

Представляется, что количественные
показатели эффективности деятельности
органов государственного пожарного надзора
невозможно улучшить лишь путем организационных
преобразований. Помимо этого, необходимы
качественные изменения самой надзорной
деятельности. Новые социально-экономические
условия требуют значительной корректировки
форм и методов осуществления государственного
пожарного надзора, который в настоящее
время не должен создавать избыточных
барьеров при развитии предпринимательства,
предоставляя собственникам право рисковать
своим имуществом. Однако, при этом, нельзя
игнорировать необходимость соблюдения
цивилизованных мер противопожарной защиты.

Такие нововведения не возможны
без внесения изменений в административно-правовое
регулирование организации государственного
пожарного надзора. Следовательно, исследование
организационно-правовых аспектов государственного
надзора в сфере пожарной безопасности
приобретает существенное значение. Обозначение
и разработка новых форм его осуществления,
решение правовых и организационных проблем
в данной сфере позволит более эффективно
функционировать системе органов государственного
пожарного надзора, придаст большую защищенность
законным правам и интересам граждан и
юридических лиц, и как следствие, повысит
уровень пожарной безопасности в Российской
Федерации.

1. Государственный пожарный 
надзор — это вид государственно-управленческой 
деятельности уполномоченных должностных 
лиц ГПС МЧС России, направленный 
на обеспечение пожарной безопасности 
и включающий:

• проверку органов исполнительной
власти всех уровней, органов местного
самоуправления на предмет организации
деятельности по обеспечению пожарной
безопасности;

• наблюдение и проверку соблюдения
требований пожарной безопасности организациями,
предпринимателями, должностными и физическими
лицами;

• принятие решений по результатам
проверки и издание индивидуально-правовых
актов;

• лицензирование соответствующих
видов деятельности;

• деятельность по выдаче разрешений
на совершение конкретных действий в подведомственной
сфере.

2. Законодательство, регулирующее 
осуществление государственного 
пожарного надзора, является внутренне 
противоречивым. В соответствии 
с Федеральным законом от 27 декабря
2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
объектом надзора служат только 
продукция и связанные с нею 
процессы3. В связи с этим, нормы Закона
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)», а также положения
некоторых ведомственных нормативно-правовых
актов МЧС, устанавливающие в качестве
объектов надзора работы и услуги4, следует привести в соответствие
с законом «О техническом регулировании».
Работы и услуги должны быть исключены
из числа объектов государственного пожарного
надзора.

3. Существенное влияние 
на эффективность государственного 
пожарного надзора оказывает 
состояние нормативной базы в 
сфере пожарной безопасности. В 
настоящее время требования пожарной 
безопасности рассредоточены в 
многочисленных нормативно-технических 
актах. Многие из них не учитывают 
современную концепцию «допустимого 
риска»5, которая, применительно к пожарной
безопасности, означает установление
минимально необходимых требований к
поднадзорным объектам и предоставление
собственникам возможности рисковать
своим имуществом при безусловном обеспечении
безопасности людей, а также имущества
третьих лиц.

Поэтому важной задачей органов
государственного пожарного надзора является
участие в работе по созданию технических
регламентов, что позволит: упорядочить
и систематизировать существующие нормативные
документы в сфере пожарной безопасности;
изменить те из них, которые не соответствуют
требованиям новой концепции; ограничить
излишнее государственное вмешательство
в реализацию собственниками своих прав.

4. В области осуществления 
государственного пожарного надзора 
существует ряд проблем, организационно-правового 
характера. Система и структура 
органов исполнительной власти,
осуществляющих государственный 
пожарный надзор, не соответствует 
концепции Указа Президента РФ 
от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и 
структуре федеральных органов 
исполнительной власти». Наделение 
надзорными полномочиями в сфере 
пожарной безопасности структурных 
подразделений МЧС и лишение 
ГПС статуса самостоятельного 
оперативного подразделения, значительно 
усложнили организационную структуру 
обоих ведомств и привели к 
дублированию контрольных и надзорных 
полномочий МЧС и ГПС. Необходимо 
законодательное разграничение 
полномочий МЧС и ГПС с наделением 
ГПС статусом самостоятельной 
оперативной службы с полномочиями 
органа федерального надзора в сфере
пожарной безопасности МЧС, в этом случае,
являлось бы федеральным органом власти,
уполномоченным осуществлять государственную
политику и нормативно-правовое регулирование
в сфере обеспечения пожарной безопасности.

5. Представляется целесообразным 
введение обязательного страхования 
гражданской ответственности собственников 
и нанимателей жилых помещений 
на случай пожара. При этом 
органы государственного пожарного 
надзора должны быть наделены 
полномочиями по разработке обязательных 
для страховщиков руководящих 
документов по экспертной оценке
противопожарного состояния, методике
оценки риска, разработке рекомендаций
по противопожарной защите страхуемых
объектов; а также надзорными полномочиями
по отношению к страховым компаниям.

6. Формы и методы осуществления 
государственного пожарного надзора 
должны соответствовать современным 
социально-экономическим условиям,
и сочетать интересы собственников 
имущества и государства. В этой 
связи государственный пожарный 
надзор за объектами предпринимательской 
деятельности может осуществляться 
посредством декларирования объектов
надзора, на которых выполнены необходимые
противопожарные мероприятия, а также
через систему организаций, занимающихся
аудитом в сфере пожарной безопасности.
В этих случаях государственный пожарный
надзор будет осуществляться в порядке
выборочных проверок достоверности представленных
деклараций и аудиторских заключений,
а также надзора за деятельностью аудиторских
организаций.

Государственный пожарный надзор
как вид государственно-управленческой
деятельности

Государственное управление
включает в себя две важные составляющие
части: организационную и контрольно-надзорную.
И та, и другая реализуются в виде конкретных
организационных и контрольно-надзорных
функций, которые распределяются между
соответствующими органами государства
и образуют организационную (управленческую)
и контрольно-надзорную деятельность.
Эти виды деятельности тесно взаимосвязаны.
Организационная — является главной, потому
как именно она обеспечивает решение стоящих
перед государством задач. Однако, контрольно-надзорная
деятельность является необходимым условием
осуществления эффективной управленческой
деятельности.

В связи с этим, данная работа
посвящена контрольно-надзорной составляющей
государственно-управленческой деятельности,
а именно государственному надзору, который
будет исследован на примере государственного
пожарного надзора.

Рассмотрение указанного вида
государственно-управленческой деятельности
необходимо начать с его определения и
выявления характерных свойств. Однако,
прежде следует уяснить сущность категории
«надзор», а также соотношение понятий
«надзор» и «контроль», поскольку в юридической
литературе и действующем законодательстве
они не редко отождествляются.

Однако, представляется, что
контроль и надзор отличаются друг от
друга своими специфическими особенностями.

Государственный контроль есть
форма государственной власти, обеспечивающая
проверку выполнения органами государства
законов и иных нормативных актов с целью
недопущения отклонений от установленных
законодательством норм и обеспечения
соблюдения на основе государственных
интересов наиболее целесообразной деятельности
подконтрольных объектов6.

В юридической литературе высказывались
различные точки зрения на понятие надзора.

Ф.С.Разаренов предлагал такое
определение: «надзор — самостоятельный
организационно-правовой способ обеспечения
законности в советском государственном
управлении, представляющий систематическое
наблюдение за точным и неуклонным соблюдением
законов и актов, основанных на законе,
осуществляемое органами управления по
подведомственным им вопросам и направленное
на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений, а также привлечение нарушителей
к ответственности»7.

В.П.Беляев дает следующее определение
понятию «надзор»: «это автономная правовая
форма государственной деятельности управомоченных
субъектов, выражающаяся в совершении
юридически значимых действий по разрешению
в строгом соответствии с предписанием
закона конкретных юридических дел на
поднадзорных объектах в целях введения
в режим законности деятельности государственных
органов и должностных лиц»8.

По мнению А.А.Кармолицкого,
надзор представляет собой деятельность
специально уполномоченных органов государства
(государственных инспекций), осуществляемую
независимо от ведомственных границ, направленную
на обеспечение, с использованием мер
административного принуждения, единообразного
исполнения специальных правовых норм
органами государственного управления,
предприятиями, учреждениями, должностными
лицами и гражданами9.

Б.Н.Габричидзе, Б.П.Елисеев
по отношению к административному надзору
используют формулировку «государственный
(административный) надзор, полагая, что
в данном случае термины «государственный»
и «административный» в основном идентичны.
«Однако, — пишут они, — в юридической литературе
укрепился термин «административный надзор»,
хотя по своему характеру и государственный
надзор, и административный надзор представляют
собой одно и то же — разновидность государственного
контроля». Авторы определяют государственный
(административный) надзор как «значительный
институт государственного контроля,
являющий собой совокупность специализированных
органов, осуществляющих независимо от
ведомственной подчиненности существенный
объем контрольно-надзорных функций и
полномочий»10.

1.
Технические средства обучения:
учебно-мультимедийный комплекс,
компьютер.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Основные принципы
организации и планирования расследования.

2. Построение и
проверка следственных версий по причинам
пожара, виновникам.

Вопросы для самоконтроля

  • ГПН и его
    структура.
  • Дознаватель и
    его компетенция.
  • Начальник
    подразделения дознания и его
    компетенция.
  • Нормативные
    документы, регламентирующие деятельность
    дознавателя по пожарам.
  • Контроль за
    административно-правовой деятельностью.
  • Взаимодействие
    с другими органами.
  • Порядок приема
    информации о пожарах.
  • Учетная
    документация и отчетность.

Текст лекции Вводная часть

В своей работе
дознаватели руководствуются требованиями
конституции, уголовного,
уголовно-процессуального, гражданского,
административного законодательства,
нормативными указами президента,
постановлениями Пленума Верховного
Суда, законами о пожарной безопасности,
о прокуратуре, соответствующих приказов
МЧС, Правил пожарной безопасности и др.
Однако, при проверке деятельности
отделов надзорной деятельности ГПН в
части соблюдения действующего
законодательства при производстве по
пожарам выявляются факты нарушений в
различных подразделениях, но они сходны
по своей сути. Не рассматривая преступные
и халатные действия сотрудников, тем
не менее, можно констатировать, что эти
нарушения аналогичны в самых разных
регионах России. Чем могут быть обусловлены
эти недостатки?

Во-первых, юридическое
образование имеют буквально единицы,
специальное, техническое образование
также имеется далеко не у каждого
дознавателя. Система повышения
квалификации дознавателей желает
лучшего.

Во-вторых, на низком
уровне находится обеспечение дознавателей
нормативными актами. Подразделения
практически не обеспечиваются
нормативно-технической литературой,
не имеют справочников, комментариев,
методических рекомендаций, нет новых
методических рекомендаций по расследованию
преступлений, связанных с пожарами, а
ведь законом к компетенции ГПН отнесено
и производство дознания в полном объеме
(ст.168 ,219 ч.1,261 ч. 1,2 УК РФ).

Гпн как орган дознания.

В
ПОЛОЖЕНИИ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ
говорится о том,

1. В целях обеспечения
пожарной безопасности в Российской
Федерации должностные лица органов
государственного пожарного надзора
федеральной противопожарной службы
(далее — органы государственного пожарного
надзора), являющиеся государственными
инспекторами по пожарному надзору, в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, осуществляют
деятельность по проверке соблюдения
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
(далее — организации), гражданами
Российской Федерации, иностранными
гражданами и лицами без гражданства
(далее — граждане), а также должностными
лицами требований пожарной безопасности.

Таким
образом: Государственный
пожарный надзор
(далее — ГПН) — осуществляемая в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации, деятельность по
проверке соблюдения организациями и
гражданами требований пожарной
безопасности и принятие мер по результатам
проверки;

2.
Основной
задачей государственного пожарного
надзора является
защита жизни и здоровья граждан, их
имущества, государственного и
муниципального имущества, а также
имущества организаций от пожаров и
ограничение их последствий.

3.
К органам
государственного пожарного надзора
относятся:

1) структурное
подразделение центрального аппарата
Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, в сферу ведения
которого входят вопросы организации и
осуществления государственного пожарного
надзора;

2) управления
государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий — региональных центров по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;

3) управления
(отделы, отделения) государственного
пожарного надзора территориальных
органов Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий — органов,
специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской
Федерации, и их территориальные отделы
(отделения, инспекции);

4)
отделы (отделения, инспекции, группы)
государственного пожарного надзора
подразделений федеральной противопожарной
службы, созданных в целях организации
профилактики и тушения пожаров в закрытых
административно-территориальных
образованиях (ЗАТО).

4. Деятельность
органов государственного пожарного
надзора осуществляется на основе
подчинения нижестоящих органов
государственного пожарного надзора
вышестоящим.

5.
Органы государственного пожарного
надзора руководствуются в своей
деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской
Федерации, нормативными правовыми
актами Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.

6.
Органы государственного пожарного
надзора в рамках своей компетенции (в
том числе):

2) проводят в
соответствии с законодательством
Российской Федерации дознание по делам
о пожарах и по делам о нарушениях
требований пожарной безопасности;

3) ведут в установленном
порядке производство по делам об
административных правонарушениях в
области пожарной безопасности;

4) осуществляют
официальный статистический учет и
ведение государственной статистической
отчетности по пожарам и их последствиям;

Управления (отделы,
отделения) государственного пожарного
надзора главных управлений МЧС России:

° организуют
работу по проведению проверок по делам
о пожарах и по делам о нарушениях
требований пожарной безопасности;

° координируют
и контролируют производство по делам
об административных правонарушениях;

Территориальные
отделы (отделения, инспекции)
государственного пожарного надзора
управлений (отделов, отделений)
государственного пожарного надзора
главных управлений МЧС России по
субъектам Российской Федерации, отделы
(отделения, инспекции, группы)
государственного пожарного надзора
подразделений федеральной противопожарной
службы, созданных в целях организации
профилактики и тушения пожаров в ЗАТО:

° обеспечивают
проведение расследований по делам о
пожарах и по делам о нарушениях требований
пожарной безопасности;

° ведут
учет пожаров и их последствий на
обслуживаемой территории, а также другие
виды учетов.

Под
дознанием в
российском уголовном процессе
подразумевается форма
предварительного расследования,
осуществляемого дознавателем, по
уголовному делу, по которому производство
предварительного следствия необязательно.
Оно, как и предварительное следствие,
призвано решать задачи уголовного
судопроизводства, и носит процессуальный
характер.
Это означает, что порядок производства
расследования органами дознания строго
и четко регламентируется
уголовно-процессуальным законом, а
фактические данные, полученные в ходе
дознания, имеют доказательное значение
по уголовному делу.

На
основании п.
4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ
органы
Государственного пожарного надзора
федеральной противопожарной службы
относятся к органам дознания.
Полномочия по проведению дознания по
делам, связанным с пожарами возлагаются
на дознавателя начальником органа
дознания или его заместителем. От имени
органа дознания выступает его руководитель.
Руководитель принимает решения по
принципиальным вопросам — о продлении
сроков проверки, утверждении постановления
о возбуждении уголовного дела (в случае,
если предварительное следствие
обязательно), утверждении обвинительного
акта, постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела. Уголовно-процессуальные
действия, направленные на собирание
доказательств, применение мер
уголовно-процессуального принуждения,
осуществляет дознаватель.

Статья 40.1.
Начальник подразделения дознания

1.
Начальник подразделения дознания по
отношению к находящимся в его подчинении
дознавателям уполномочен:

1) поручать
дознавателю проверку сообщения о
преступлении, принятие по нему решения
в порядке, установленном статьей 145
настоящего Кодекса, выполнение неотложных
следственных действий либо производство
дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное
дело у дознавателя и передавать его
другому дознавателю с обязательным
указанием оснований такой передачи;

3) отменять
необоснованные постановления дознавателя
о приостановлении производства дознания
по уголовному делу;

4) вносить прокурору
ходатайство об отмене незаконных или
необоснованных постановлений дознавателя
об отказе в возбуждении уголовного
дела.

2. Начальник
подразделения дознания вправе возбудить
уголовное дело в порядке, установленном
настоящим Кодексом, принять уголовное
дело к своему производству и произвести
дознание в полном объеме, обладая при
этом полномочиями дознавателя, а в
случаях, если для расследования уголовного
дела была создана группа дознавателей,
— полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении
полномочий, предусмотренных настоящей
статьей, начальник подразделения
дознания вправе:

1) проверять
материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю
указания о направлении расследования,
производстве отдельных следственных
действий, об избрании в отношении
подозреваемого меры пресечения, о
квалификации преступления и об объеме
обвинения.

4. Указания начальника
подразделения дознания по уголовному
делу даются в письменном виде и обязательны
для исполнения дознавателем, но могут
быть обжалованы им начальнику органа
дознания или прокурору. Обжалование
указаний не приостанавливает их
исполнения. При этом дознаватель вправе
представить начальнику органа дознания
или прокурору материалы уголовного
дела и письменные возражения на указания
начальника подразделения дознания.

1. Полномочия органа
дознания, предусмотренные пунктом 1
части второй статьи 40 настоящего Кодекса,
возлагаются на дознавателя начальником
органа дознания или его заместителем.

2. Не допускается
возложение полномочий по проведению
дознания на то лицо, которое проводило
или проводит по данному уголовному делу
оперативно-розыскные мероприятия.

1) самостоятельно
производить следственные и иные
процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, за исключением
случаев, когда в соответствии с настоящим
Кодексом на это требуются согласие
начальника органа дознания, согласие
прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять
иные полномочия, предусмотренные
настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора
и начальника органа дознания, данные в
соответствии с настоящим Кодексом,
обязательны для дознавателя. При этом
дознаватель вправе обжаловать указания
начальника органа дознания прокурору,
а указания прокурора — вышестоящему
прокурору. Обжалование данных указаний
не приостанавливает их исполнения.

Принимая
сообщение о пожаре, либо получив
соответствующее распоряжение вышестоящего
руководителя, сотрудник ГПН приступает
к осуществлению деятельности,
регламентируемой УПК.

До возбуждения
уголовного дела такой сотрудник обладает
правовым статусом должностного лица
органа дознания. В связи с чем (ст.144 УПК
РФ) правомочен лишь на: принятие сообщения;
предварительную их проверку; принятие
мер к предотвращению и пресечению
преступлений: производство осмотра
места происшествия (на момент осмотра
он обладает правами лица, производящего
дознание). В ст.144 УПК РФ установлена
обязательность рассмотрения всех
заявлений и сообщений в трехдневный
срок; начальник органа дознания, по
ходатайству дознавателя вправе продлить
срок до 10 суток, а при необходимости
проведения документальных проверок
или ревизий прокурор вправе по ходатайству
дознавателя продлить этот срок до 30
суток.

По результатам
рассмотрения сообщения о преступлении
в соответствии с ч.1 ст.145 УПК РФ орган
дознания, дознаватель в зависимости от
этих результатов принимает одно из
следующих решений:

— о возбуждении
уголовного дела в порядке, установленном
ст.146 УПК РФ;

— об отказе в
возбуждении уголовного дела (ст.148 УПК
РФ);

— о передаче
сообщения по подследственности в
соответствии со ст.151 УПК РФ.

Основные понятия

Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Ландшафтный (природный) пожар – это неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;

Лесной пожар – это разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.

Пожарная охрана – это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Профилактика пожаров – это совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Организация тушения пожаров – это совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Система обеспечения пожарной безопасности – это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Система обеспечения пожарной безопасности

Структура национальных органов пожарного надзора и 2. пожарные следователи регулируют деятельность пожарных органов

Обеспечение пожарной безопасности на объекте

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  • систему предотвращения пожара;
  • систему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля