Градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением не только архитектурных и строительных регламентов, но и установленных законодательных норм. С целью предупреждения, выявления и предотвращения нарушений со стороны застройщиков, заказчиков, подрядчиков функционирует государственный строительный надзор. Органы стройнадзора контролируют процедуры строительства и реконструкции зданий и сооружений, регулируют исполнение застройщиками возложенных на них обязательств и законодательных требований.
- Органы надзора за строительством
- РОСТЕХНАДЗОР — направления деятельности
- Департамент недвижимости.
- Организации выдающие тех. условия для строительства и согласующие строительную документацию.
- Функции и задачи государственного стройнадзора
- Органы, осуществляющие государственный стройнадзор
- Предмет государственного строительного надзора
- Уточнения в отношении экспертизы и стройнадзора
- Дополнения по поводу предмета строительного надзора
- Категории рисков объектов капитального строительства
- Программа проверок строительного надзора
- Объекты, не подлежащие экспертизе
Органы надзора за строительством
Осуществляет проверку качества строительной продукции с целью защиты прав и интересов потребителей, посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества, безопасности и надежности возводимых объектов.
Государственный строительный надзор осуществляется на основании положений:
Государственный строительный надзор ведется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация подлежит государственной экспертизе, либо является типовой проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы (28 ноября 2011 года N 337-ФЗ);
В случае если государственный строительный надзор предусмотрен, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но, не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале работ, к которому прилагаются следующие документы:
- Копия разрешения на строительство;
- Проектная документация в полном объеме;
- Копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- Общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;П
- оложительное заключение экспертизы проектной документации.
По организации, осуществляющей ГСН, приказом назначается инспектор (инспектора) на объект капитального строительства и составляется график проверок, который передается заказчику.
ГСН ведет как плановые, так и неплановые проверки.
В рамках государственного строительного надзора осуществляются:
- Государственный строительный надзор;
- Государственный пожарный надзор;
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- Контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).
В зависимости от назначения, расположения и сложности объекта капитального строительства государственный строительный надзор могут осуществлять:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
- Министерство обороны РФ;
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба охраны РФ;
- Органы исполнительной власти субъектов РФ, Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
РОСТЕХНАДЗОР — направления деятельности
- Промышленная безопасность;
- Ядерная и радиационная безопасность;
- Энергетическая безопасность;
- Государственный строительный надзор;
- Ведение реестра саморегулируемых организаций в области строительства (СРО);
- Надзор за деятельностью СРО;
- Выдача атомных лицензий.
Для определения соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов работ требованиям технических регламентов и проекта должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
- при строительстве – соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- при реконструкции – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
- при капитальном ремонте – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
- соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.
Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
- беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
- требуют от заказчика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
- требуют от заказчика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
- составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
- вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
- составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Департамент недвижимости.
- Ведение карты города;
- Выдача архитектурно планировочного задания;
- Работа градостроительного совета;
- Согласование проектной документации.
Организации выдающие тех. условия для строительства и согласующие строительную документацию.
1. Государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
2. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 настоящей статьи не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);
2) требования наличия разрешения на строительство;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.
4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:
1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.
10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.
12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
13. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.
19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
Функции и задачи государственного стройнадзора
Государственный стройнадзор представляет собой комплекс мероприятий по инспектированию, аудиту, проверке разрешительной документации на строительство и реконструкцию капитальных объектов.
В сферу деятельности органов государственного строительного надзора входит осуществление контроля процедуры строительства и реконструкции зданий и сооружений. Надзорные функции возложены на федеральные и региональные органы исполнительной власти. Мероприятия по инспектированию и контролю осуществляются в следующих случаях:
- Возведение объектов капитального строительства, проектная документация которых требует проведения экспертизы согласно ГрК Российской Федерации (кроме отдельных случаев).
- Реконструкция ОКС, включая работы по восстановлению объектов культурного наследия, проведение которых оказывает воздействие на конструктивные характеристики, влияет на надежность и безопасность.
- Строительно-восстановительные работы в отношении других объектов, если для этого есть основания, утвержденные в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
https://youtube.com/watch?v=XG9OkagrOgw%3Ffeature%3Doembed
Проведение строительного надзора позволяет решать важные задачи:
- предотвращать нарушения законодательных требований о градостроительной деятельности;
- выявлять несоблюдение технических регламентов и проектной документации;
- пресекать нарушения, допускаемые компаниями-застройщиками, подрядчиками, заказчиками строительных работ и т.д.
Выполнять строительные работы в отношении ОКС и ОКН разрешается после проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, осуществленных для разработки такой документации. Экспертизу проводят в форме государственной или негосударственной проверки. Если в законе не указано, что заказчик обязан инициировать только государственную экспертизу проектной документации и результатов допроекнтых изысканий, он вправе выбирать организацию для проведения экспертизы. В противном случае необходимо направить запрос в соответствующий государственный орган. Процедура, порядок, правила назначения и проведения госэкспертизы закреплены в Постановлении №145 (ред. от 22.10.2018 г.) Правительства Российской Федерации.
За негосударственной экспертизой обращайтесь в компанию «Независимое Экспертное Партнерство». Наши эксперты имеют все необходимые допуски и компетенция для оказания данной услуги.
Органы, осуществляющие государственный стройнадзор
Полномочия по выполнению надзорных и контролирующих функций в области строительства и реконструкции ОКС и ОКН возложены на следующие органы:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому, атомному надзору при проведении работ в отношении объектов, перечисленных в п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ;
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба охраны;
- Министерство обороны;
- иные федеральные исполнительные органы с соответствующими полномочиями.
Основным критерием для разграничения сферы поднадзоных объектов выступает специфика самого ОКС. Так, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение стройнадзора в России. Контроль на объектах ядерных организаций федерального значения вправе осуществлять государственная корпорация «Росатом». На территории г. Москвы надзор за строительными и восстановительными работами на уникальных объектах выполняет орган исполнительной власти субъекта РФ – Комитет государственного строительного надзора. Также контрольно-надзорные функции исполняют:
- Главное управление государственного строительного надзора в Московской области;
- Служба государственного строительного надзора и экспертизы в Санкт-Петербурге;
- Главное управление государственного стройнадзора и госэкспертизы в Омской области;
- Департамент строительного контроля при Министерстве регионального контроля в Калининграде.
На объектах военной инфраструктуры контроль осуществляет Министерство обороны РФ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует процессы строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов использования атомной энергии, линий связи, включая линейно-кабельные сооружения, опасных производственных объектов и т.д. Работы на ОКС, которые не попадают в ведение Минобороны и Ростехнадзора, контролируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разграничение полномочий в части осуществления контрольно-надзорных функций соответствующими органами (федеральными по горизонтали власти и региональными по вертикали власти) происходит с учетом специфики ОКС. Принимается во внимание стратегическая важность объекта для оборонных целей, промышленной безопасности страны. Учитывается техническая сложность, уникальность, культурная ценность здания или сооружения.
Предметом надзорной деятельности федеральных и региональных исполнительных органов выступает проверка законности действий поднадзорного объекта. Это достигается путем наблюдения, проверки соблюдения норм, выявления и пресечения правонарушений с применением в случае необходимости принуждения в качестве меры наказания в рамках административной ответственности.
Предмет государственного строительного надзора
В августе 2018 года в градостроительное законодательство был внесен ряд изменений. Согласно данным изменениям предметом государственного строительного надзора выступает проверка на предмет отсутствия нарушений по следующим пунктам:
- соблюдение проводимых работ и стройматериалов, используемых в ходе строительства или реконструкции, результатов строительных мероприятий требованиям проектной документации, включая соответствие требованиям энергоэффективности (кроме ОКС, на которые такие требования не распространяются) и оснащенности приборами учета расходуемых энергоресурсов;
- проверка наличия разрешительной документации на проведение строительных и работ по реконструкции;
- соблюдение выполнения требований, зафиксированных в положениях ст. 52 ГрК РФ.
В ходе проверки на соответствие законодательным требованиям надзорные органы устанавливают следующие моменты:
- кто выступает контрагентом застройщика, технического заказчика, регионального оператора или ответственного за эксплуатацию объекта лица – с кем заключен договор;
- имеет ли право компания или индивидуальный предприниматель вести работы по договорам строительного подряда – вести такие работы разрешается членам СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС;
- может ли ИП или компания, не состоящая в СРО, на законных основаниях выполнять работы по договору строительного подряда – разрешено осуществлять такую деятельность, если сумма каждого контракта не превышает 3 млн. руб.
Застройщик имеет право самостоятельно выполнять строительные работы, если закон не предусматривает иное, а сам застройщик является членом СРО. В противном случае компании-застройщику необходимо привлекать стороннюю организацию – соответствующих контрагентов для выполнения договоров строительного подряда.
Стоит заметить, что наличие декларации промышленной безопасности не является предметом государственного строительного контроля.
Уточнения в отношении экспертизы и стройнадзора
21.03.2019 г. Правительство РФ внесло Постановление №296, которое расширяет состав сведений, включаемых в ЕГРЗ в отношении объектов капитального строительства. Это связано с тем, что в судебной практике увеличилось количество случаев судебных разбирательств в отношении правовой природы земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости. Подраздел реестра, отражающий заключение экспертизы, теперь дополняют следующими сведениями:
- кадастровый номер земельного участка или участков, на территории которых находится объект, или запланировано строительство нового здания;
- номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка, а также номер и дата документа, утверждающего документацию по планировке территорий, при подготовке проектной документации по линейному объекту;
- дата включения в реестр данных о заключении экспертизы.
В связи с внесенными изменениями, дополнительную информацию также указывают в подразделе о документации, предоставленной для проведения экспертизы. Фиксируют данные о сметной стоимости строительства объекта – стоимость на дату начала экспертизы и стоимость на дату утверждения заключения. Дополнительно вносят сведения о проверке достоверности рассчитанной стоимости, если сметная стоимость объекта такой проверке подлежит по закону.
Законодательные нюансы и разнообразные регламенты усложняют взаимодействие с государственного строительного надзора для застройщика. Чтобы максимально упростить процедуру, нужно заранее проверить правовой статус земельного участка, его границы и координаты, а также разрешенный вид использования. Проведение строительных работ без соответствующего заключения экспертизы запрещено по закону.
Дополнения по поводу предмета строительного надзора
Постановлением №54 в ред. от 19.02.2019 г. Правительство Российской Федерации внесло ряд дополнений. Они затронули следующие вопросы в части соблюдения на предмет соответствия строительных работ, строительных материалов и результатов работ определенным нормам и правилам:
- требованиям охраны окружающей среды, пожарной безопасности, энергетической эффективности, оснащенности приборам учета использования энергоресурсов;
- нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, инженерно-технических мероприятий ГО, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии;
- требованиям государственной охраны ОКН и сохранения таких объектов;
- требованиям промышленной безопасности, надежности и безопасности в электроэнергетике;
- другим правилам безопасности и государственным стандартам, требованиям прочих НПА РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти.
Перечисленные требования являются обязательными для исполнения в случае проведения строительных работ или реконструкции объектов капитального строительства.
Категории рисков объектов капитального строительства
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. №806, при организации государственного стройнадзора объектам, которые строят или реконструируют, присваивают определенные категории риска. Присвоение категории происходит после поступления извещения о начале работ на ОКС. Во внимание принимают сведения проектной документации с положительным экспертным заключением. Категорию риска присваивают на основе приказа или распоряжения руководителя контролирующего органа или его заместителя. В программе проверок фиксируют сведения о присвоении категории риска.
Ведением реестра подконтрольных объектов и размещением информации об ОКС и присвоенных категориях занимаются органы регионального строительного надзора. Данные размещают в информационных системах регионального государственного стройнадзора и на сайтах этих органов. Публикации на официальных интернет-ресурсах подлежат следующие сведения:
- наименование, адрес, этап работ на объекте;
- дату и номер (реквизиты) разрешения на строительство;
- сведения о застройщике (наименование юрлица или ФИО ИП);
- информацию о категории риска по объекту капитального строительства.
Программу проверок в сфере регионального государственного строительного надзора составляют с учетом категории риска и устанавливают количество проверок:
- не более 12 проверок для категории высокого риска;
- не более 10 проверок для категории значительного риска;
- не более 7 проверок для категории умеренного риска (Постановление №806 в ред. от 25.10.2017 г.).
Если работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений проводят в условиях стесненной городской застройки, на объектах с площадью больше 20000 кв. м или при работах в сложных инженерно-геологических условиях, количество проверок может быть увеличено на две. Проверку проводит должностное лицо надзорного органа согласно утвержденной программе или в случае получения специальных извещений (ч. 6 ст. 52, ч. 3 ст. 53 ГрК РФ).
Проверка может быть инициирована на основании обращений физических и юридических лиц, а также по запросам, поступившим от государственных и органов местного самоуправления. Застройщик имеет право оспорить постановление проверяющего органа при наличии объективных оснований для судебного разбирательства. В судебной практике существуют случаи, когда требования компании к службе надзора были удовлетворены. В частности суд признал:
- недействительность акта проверки, предписания об устранении нарушений;
- незаконность постановления о привлечении общества к административной ответственности.
В спорном распоряжении была указана внеплановая проверка организационно-правового порядка. Суд указал, что контролирующий орган имеет право провести проверку на основании обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также по запросам госорганов и органов местного самоуправления. В этом случае выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры и без предварительного уведомления компании. Но в рассматриваемом случае не было достаточных оснований и требуемой информации для приведения внеплановой проверки. Судебное разбирательство было решено в пользу компании.
Программа проверок строительного надзора
В компетенцию органов по государственному строительному надзору входит составление программы проверки и право привлечения компаний-нарушителей к административной ответственности. Разработкой программы занимается должностное лицо контролирующего органа. Составление программы происходит с учетом следующих нюансов:
- конструктивных особенностей ОКС;
- характера работ по строительству и реконструкции;
- условий дальнейшей эксплуатации объекта;
- прочих факторов, которые должны быть учтены согласно требованиям технических регламентов, правил и нормативов.
При разработке программы проверки принимают во внимание нормативно-правовые акты и проектную документацию.
В процессе проведения проверки должностное лицо органа контроля проверяет:
- соблюдение требований по выполнению строительных, ремонтных, восстановительных работ;
- устранение ранее выявленных нарушений в области соответствия работ требованиям техрегламентов;
- соблюдение запрета на выполнение каких-либо работ до получения компанией акта об устранении обнаруженных нарушений.
В зависимости от конкретного случая проверку могут проводить с экспертизой, лабораторными исследованиями, обследованиями объекта, испытаниями работ и строительных материалов. Если контролирующий орган выявляет нарушения, должностное лицо составляет соответствующий акт. На основании данного документа застройщик, заказчик или подрядчик получает предписание о необходимости устранить обнаруженные нарушения.
Документы составляют в двух экземплярах. Дополнительно к акту прилагают документы, составленные или полученные в результате проверки, если они имеются. Первый экземпляр акта и предписания и копии этих бумаг передают ответственному за выявленные нарушения лицу. Вторые экземпляры документов остаются в деле контролирующего органа стройнадзора.
За нарушение требований технической и проектной документации при проектировании, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрена административная ответственность. Это же касается нарушений, выявленных относительно используемых строительных материалов. Административная ответственность может применяться в виде предупреждения, денежного штрафа в размере 20-30 тыс. руб. для должностных лиц, денежного штрафа в размере 100-300 тыс. руб. для юридических лиц.
Чаще всего причиной привлечения застройщика к административной ответственности становится начало строительных работ до получения необходимых разрешений. Застройщик, заказчик или подрядчик обязаны получить заключение о соответствии (ЗОС), а потом начинать строительные работы на ОКС. Ненадлежащее выполнение данного требования влечет административную ответственность.
Чтобы избежать проблем при взаимодействии с органами контроля и надзора, важно предварительно подготовить необходимую документацию. У компании могут возникнуть сложности с получением заключения о соответствии из-за отсутствия исполнительной документации, а также в результате отсутствия ведения надзора. Если застройщик, заказчик или подрядческая организация приступили к работам раньше времени, до получения разрешения или не уведомили соответствующие органы, могут возникнуть серьезные осложнения со стройнадзором. В этой ситуации спасти положение поможет наше Заключение о соответствии фактически выполненных работ требованиям проектной и нормативно-технической документации по ГОСТ 31937-2011.
Объекты, не подлежащие экспертизе
В ряде случаев экспертиза проектной документации и результатов изысканий не проводится. К ним относятся работы в отношении следующих объектов:
- здания и сооружения, отнесенные к объектам индивидуального жилищного строительства;
- отдельно стоящие ОКС не выше двух этажей, занимающие общую площадь не более 1500 кв.м., если объекты не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (исключение – особо опасные, уникальные, технически сложные ОКС);
- садовые дома;
- жилые дома, этажность которых не превышает трех этажей, состоящие из 10 и менее блоков и отвечающие другим установленным требованиям, если строительные работы или реконструкцию осуществляют без привлечения бюджетных средств;
- объекты, в отношении которых не нужно получать разрешительную документацию на выполнение строительства или реконструкции;
- экспертиза не проводится в отношении разделов, разработанных для проведения капитального ремонта объектов.
Проведение государственного стройнадзора не инициируется, если конкретный случай относится к исключениям из законодательно установленных требований.