- Что такое строительный контроль
- Виды строительного контроля
- Виды строительного надзора и контроля
- Какими видами мероприятий представлен строительный контроль
- Входной контроль
- Операционный контроль
- Приемочный контроль
- Отличие технического надзора от строительного контроля
- Кем проводится и что включает в себя строительный контроль
- Кем проводится и что включает в себя технический надзор
- Библиографическая ссылка
- Нужен ли строительный контроль при капитальном ремонте?
- Функции строительного контроля в строительстве?
- Требования к лицу, проводящему стройконтроль
- Должна ли организация быть членом СРО для осуществления только стройконтроля
- Уровень ответственности организации при проведении только строительного контроля
- Стройконтроль подрядчика
- Комплекс мероприятий стройконтроля заказчика
- Часто задаваемые вопросы
- Строительный контроль генподрядчика
- Регламент проведения строительного контроля
- Может ли генподрядчик осуществлять строительный контроль заказчика
- На кого возлагаются полномочия при оказании услуги
- Контроль исполнительной документации
- Может ли проектная организация осуществлять строительный контроль
- У кого есть разрешение на подписание документов
Что такое строительный контроль
Понятие, цели строительного контроля и осуществляющих его лиц устанавливает ст.53 ГрК РФ. Согласно ей стройконтроль —
комплекс контрольных мероприятий, который проводится при возведении новых, реконструкции, капремонте существующих зданий
и сооружений любого назначения.
Строительный контроль нужен для проверки соответствия технологии выполнения
и качества работ требованиям проектной и рабочей документации, энергоэффективности, техрегламентов, результатам
изысканий, градостроительного плана и правилам землепользования. Он позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию
объекта.
Строительный контроль и государственный строительный надзор
1. Государственный строительный надзор и строительный контроль в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
2. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта проводятся:
1) государственный строительный надзор применительно к объектам, проектная документация которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подлежит государственной экспертизе, а также применительно к объектам, проектная документация которых является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) строительный контроль применительно ко всем объектам капитального строительства.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществившее подготовку проектной документации строящегося, реконструируемого, ремонтируемого объекта капитального строительства, вправе осуществлять авторский надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок проведения строительного контроля и осуществления государственного строительного надзора определен Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Виды строительного контроля
Генеральный директор ООО «Ирбис-инжиниринг»
Строительный контроль — многоуровневая система. Она включает в себя комплекс мероприятий и процедур, проводимых на всех этапах реализации проекта, и формируется, исходя из сложности, масштаба и ответственности объекта.
Виды строительного надзора и контроля
Основные виды строительного контроля следующие:
- входной,
- операционный,
- приемочный,
- промежуточный,
- инспекционный,
- пооперационный.
В соответствии со СП 48.13330.2011 контрольно-проверочные мероприятия могут проводиться в разных формах:
- строительный контроль или технический надзор заказчика (застройщика);
- производственный контроль качества строительства со стороны генподрядчика (подрядных строительно-монтажных организаций);
- авторский надзор компании-разработчика проектной документации по инициативе заказчика или в обязательном порядке при строительстве ОПО;
- государственный строительный контроль в случаях, предусмотренных законодательством.
Основные процедуры — проверки, освидетельствования, мониторинг, выполняемые в рамках строительного контроля, определены нормативной документацией.
Какими видами мероприятий представлен строительный контроль
В зависимости от предмета проверки строительный контроль подразделяется на несколько направлений.
Входной контроль
Включает в себя:
- анализ комплектности и полноты содержащейся информации проектной документации, которая допускается к производству строительно-монтажных работ или отправляет на доработку при наличии недостатков;
- приемку созданной геодезической разбивочной основы, проверку технической документации и соответствия знаков, координат, отметок, мест установки, способов закрепления регламентам и требованиям проекта;
- выборочную или полную проверку поступающих на площадку стройматериалов, конструкций, изделий и сопроводительных документов, а также лабораторные и иные испытания при необходимости.
Входной контроль — важное условие обеспечения безопасности строительства. Он позволяет своевременно устранить недостатки в проектной документации и заменить несоответствующие материалы.
Операционный контроль
Операционный контроль качества строительных и монтажных работ играет ключевую роль. До 80% дефектов здания, негативно влияющих на его конструктивные, физико-механические и эстетические свойства, возникают вследствие ошибок и нарушений технологических карт, требований проекта и СНиП, которые допускают непосредственные исполнители.
Промежуточные проверки при поэтапном производстве работ и контроль в ходе строительных операций дают возможность обнаружить отступления от правил, выявить дефекты и определить причину появления, устранить и предупредить их.
Периодичность мероприятий, проверяемые в обязательном порядке производственные процессы и строительные операции, допускаемые отклонения определяет предварительно разработанная схема контроля.
Приемочный контроль
В ходе реализации проекта многие выполненные работы, готовые конструкции, смонтированные участки сетей становятся недоступны для контроля на последующих этапах строительства. Проверка позволяет выявить дефекты и нарушения требований регламентов и проекта, устранить их без демонтажа и повреждений других конструкций, потери времени и значительных затрат.
Приемочный контроль подразумевает освидетельствование и оценку завершенных скрытых работ для подтверждения их соответствия проектной документации и СНиП с фиксацией результатов в соответствующих актах.
После завершения строительства законченный объект оценивается техническим заказчиком и комиссией, проходит приемку и вводится в эксплуатацию.
Что нужно знать заказчику про геодезический контроль
Авторский надзор: что это такое и кем осуществляется
Ответственность технического заказчика: необходимые документы, СРО, требования
Отличие технического надзора от строительного контроля
Риски ведения строительных работ без разрешения на строительство
Спасибо. Ваше сообщение получено
Отличие технического надзора от строительного контроля
Разница между строительным контролем и техническим надзором в субъекте, который выполняет эту функцию, и предмете.
Стройконтроль проводит застройщик или привлеченная специализированная организация для обеспечения качества строительно-монтажных работ. Государственный строительный надзор осуществляет федеральный орган исполнительной власти для проверки этого качества и соблюдения требований законодательства.
Кем проводится и что включает в себя строительный контроль
Проведение строительного контроля в ходе реализации строительства вне зависимости от источников финансирования и назначения объекта капитального строительства предусмотрено ст.53 ГрК РФ. Он осуществляется в целях проверки соответствия работ проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов и градостроительного плана для обеспечения безопасности здания.
Строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство;
- застройщиком или техническим заказчиком – профессиональной организацией, состоящей в СРО и за счет застройщика;
- сторонней специализированной компанией, привлеченной застройщиком или техзаказчиком для оказания услуги;
- проектной организацией, привлеченной по инициативе застройщика или техзаказчика (в части проверки соответствия работ проектной документации).
Осуществление стройконтроля – функция независимых специалистов. Он проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ №468, СП 48.13330.2011 и обеспечивает качество работ.
Стройконтроль подрядчика включает проверку правильности технологических операций, качества поставляемых материалов, конструкций и оборудования, выполненных видов работ.
Застройщик (технический заказчик) осуществляет стройконтроль в целях проверки выполнения контрольных мероприятий подрядчика и ведения документации, проводит освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных конструкций, контролирует подготовку объекта к сдаче.
Кем проводится и что включает в себя технический надзор
В большинстве случаев на объектах капитального строительства осуществляется стройконтроль заказчика. Государственный надзор проводится только в отношении объектов, перечисленных в ст.54 ГрК РФ, – при реконструкции объектов культурного наследия и строительстве (или реконструкции) капитальных объектов, кроме:
- объектов индивидуального строительства, садовых домов;
- жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из нескольких блоков (не более 10);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства не более двух этажей в высоту и площадью не более 1500 кв. м, которые не предназначены для проживания и производства, а также не являются особо опасными, технически сложными или уникальными, и для которых не нужно согласовывать санитарно-защитные зоны;
- буровые скважины.
Предметом технического надзора является проверка:
- качества выполняемых, сданных работ и используемых материалов проектной документации;
- наличия разрешений на строительство;
- наличия членства в СРО у организаций, с которыми застройщик или технический заказчик заключили договора подряда на выполнение работ по строительству;
- наличия договоров подряда, соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности;
- наличие членства СРО у застройщика, если он осуществляет строительство самостоятельно.
На этапе строительства Застройщик обязан вести строительный контроль за работами генерального подрядчика/подрядчика. Кроме того, за строительством ведется государственный строительный/технический надзор, который включает в себя выездные проверки Объекта государственным инспектором по согласованному с Застройщиком графику выездов.
Стройконтроль заказчика могут называть техническим надзором за строительством. Его проводит служба строительного надзора и экспертизы в виде контроля за выполнением работ по договору строительного подряда. Но в актуальных редакциях ГрК и СП отсутствует понятие технадзора.
Обследование зданий и сооружений: что это и зачем нужно?
Необходимость проведения строительной экспертизы
Внедрение системы менеджмента качества на предприятиях строительной отрасли.
НИУ «Московский государственный строительный университет»
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
3. Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 31.05.2001 года.
4. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ.
5. Постановление правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
6. Постановление правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре».
7. Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. № 346 «Об утверждении методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ».
8. Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. №347 «Об утверждении инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ».
9. Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 14644-1-2002 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 1: Классификация чистоты воздуха».
10. Бутаева Е.М. Государственное регулирование градостроительной деятельности и безопасность // Право и безопасность / 2009. № 4 (33).
11. Монфред Ю.Б. Организация систем управления качеством строительства: учеб. пособие. М., 1986.
Строительный контроль, государственный строительный надзор, судебная экспертиза – это три регламентированных законом вида профессиональной деятельности в области строительства, осуществляемой инженерами-строителями.
Строительный контроль проводится на всех этапах создания строительной продукции и является одной из функций управления качества (внутрифирменной функцией управления). Данный вид деятельности осуществляется в соответствии с положениями ст.53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.706 и 749 Гражданского кодекса Российской Федерации; детализированный порядок осуществления строительного контроля приведен в постановлении правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
Государственный строительный надзор (ГСН) − это специальный вид исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой с целью выявления соответствия деятельности поднадзорного объекта требованиям правовых и технических норм, реализуемой посредством наблюдения и проверки, с правом органов надзора привлечения виновных лиц к административной ответственности (Бутаева Е.М. Государственное регулирование градостроительной деятельности и безопасность // Право и безопасность/ 2009. № 4 (33)). В конечном итоге деятельность ГСН направлена на защиту права граждан и организаций на безопасную эксплуатацию качественной продукции строительного производства. Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с положениями ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, в порядке, установленном постановлением правительства РФ от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре», а так же РД -11-04-2006 (Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006) и РД -11-03-2006 (Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора РД-11-03-2006).
Судебная строительно-техническая экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи экспертом заключения по вопросам, требующим специальных знаний в области строительства, ставящимся судьей, органом дознания, лицом, проводящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказываю по конкретному делу (уголовному, гражданскому, арбитражному либо делу об административном правонарушении). Судебная экспертиза регламентируется отраслевым процессуальным законодательством, федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» №73-ФЗ от 31.05.2001 г., а так же методическими рекомендациями (Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. № 346 «Об утверждении методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ») и инструкцией (Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. №347 «Об утверждении инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ») по производству судебных экспертиз в системе Минюста России. Задача судебно-экспертной деятельности состоит в организации и производстве экспертиз по конкретным судебным делам. Следует отметить, что предмет исследований, проводимых в рамках судебной экспертизы, значительно шире, чем предметы исследования при проведении строительного контроля и государственного надзора. В рамках производства судебных экспертиз решаются не только задачи, направленные на определение соответствия строительного объекта проектной документации, техническим регламентам и строительным нормам, но и устанавливается рыночная стоимости объектов недвижимости, производится расчет стоимости восстановительного ремонта объектов, поврежденных в результате залива (пожара), установление возможности реального раздела объектов недвижимости (домовладения, офисы, производственные комплексы, земельные участи и т.д.).
Основным отличием данных видов деятельности является процедура осуществления и правовая основа, регулирующая проведение строительного контроля, государственного строительного надзора и судебной экспертизы.
Однако данные виды деятельности имеют одну цель – установление соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации и, как следствие, имеют общую методологию при проведении исследований, опирающуюся на три кита качества: 1) соответствие проекту, 2) соответствие нормативной базе строительной отрасли, 3) входной контроль (Монфред Ю.Б. Организация систем управления качеством строительства: учеб. пособие. М., 1986).
Наличие общей методологии порождает и наличие общих проблем, одна из которых — исследование инженерных систем и их элементов. Данные работы требуют от инженера-строителя профессиональных, узкоспециализированных знаний по монтажу и наладке систем вентиляции, кондиционирования, отопления и т.д., позволяющих в пределах его компетенции проводить отвечающие современным требованиям исследования в целях обеспечения качества, безопасности и эффективной эксплуатации.
Ярким примером необходимости наличия узкоспециализированных знаний является строительство (капремонт) объектов системы здравоохранения.
В рамках проведенной модернизации (Модернизация системы здравоохранения производилась в рамках государственной программы в период с 2010 по 2013 г.) основных фондов ориентировочно 10 % от сметной стоимости строительства (капремонт) затрачивается на монтаж системы вентиляции и кондиционирования. Высокая стоимость данного вида работ обусловлена сложностью устройства вентиляционного оборудования в чистых помещениях (ГОСТ ИСО 14644-1 статья 2.1.1 чистое помещение (cleanroom): Помещение, в котором контролируется концентрация взвешенных в воздухе частиц, построенное и используемое так, чтобы свести к минимуму поступление, выделение и удержание частиц внутри помещения, и позволяющее, по мере необходимости, контролировать другие параметры, например, температуру, влажность и давление) первой группы (операционных) с классом чистоты 5 ИСО (Предельно допустимые концентрации частиц в воздухе задаются классами чистоты помещений по Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 14644-1-2002 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 1: Классификация чистоты воздуха»). Высокий класс чистоты достигается благодаря использованию ламинарной системы вентиляции, за счет работы которой в зоне рабочей поверхности хирурга образуются ламинарные однонаправленные потоки воздуха, перемещающиеся со скоростью 0,24-0,3 м/с. Нарушение технологии влечет за собой несоответствие параметров чистоты воздуха (ГОСТ ИСО 14644-1 2.1.4 класс чистоты (classification): Уровень чистоты по взвешенным в воздухе частицам, применимый к чистому помещению или чистой зоне, который определяет максимально допустимые концентрации (частиц/м3) для заданных диапазонов размеров частиц) установленным требованиям, что в свою очередь приводит к увеличению срока реабилитации пациента, увеличивает риск послеоперационных осложнений и возможность летального исхода.
Еще одной проблемой является отсутствие у выпускников инженерных вузов знаний организационных механизмов и правовых основ строительного контроля, государственного строительного надзора и судебной экспертизы. Уделяя большое внимание изучению технологии строительного производства, ВУЗы недостаточно времени отводят на изучение процедурных вопросов.
Добросовестное осуществление строительного контроля, государственного строительного надзора на высоком профессиональном уровне является гарантом исполнения требований ст.1 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а именно:
— защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
— обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
Библиографическая ссылка
Крылова М.И. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ, РАЗЛИЧИЯ И ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-3.
;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12901 (дата обращения: 17.03.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
1. Государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
2. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 настоящей статьи не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);
2) требования наличия разрешения на строительство;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.
4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:
1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.
10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.
12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
13. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.
19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
Нужен ли строительный контроль при капитальном ремонте?
В соответствии с действующими положениями градостроительного законодательства, строительный контроль при капитальном
ремонте требуется и является обязательным. В то же время авторский надзор осуществляется, только если в проекте
предусмотрена архитектурная часть работ.
Функции строительного контроля в строительстве?
Проверка соответствия работ:
- проектной документации
- ребованиям технических регламентов
- результатам инженерных изысканий
- ребованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи
представленного для получения разрешения выполнение работ.
Требования к лицу, проводящему стройконтроль
Обеспечение строительного контроля – обязательная функция застройщика, для выполнения
которой он может привлекать специализированную организацию – технического
заказчика. В соответствии со ст.1 п. 22 ГрК РФ технический заказчик должен быть членом СРО в области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.
Исходя из этого, стройконтроль может выполняться уполномоченной профессиональной организацией, которая состоит в СРО в
области строительства, и за счет застройщика.
Исключение из правил предусмотрено в ч.2.1 ст.52 ГрК РФ. Оно распространяется на юридических лиц и ИП, осуществляющим
стройконтроль по договору подряда с размером обязательств менее 3 млн рублей.
Должна ли организация быть членом СРО для осуществления только стройконтроля
Строительный контроль относится к функциям технического заказчика, которые может выполнять только организация-член СРО в
области строительства. Это требование установлено в п.22 ст.1 ГрК РФ. Поэтому для и осуществления только стройконтроля
юридическое лицо или ИП должно состоять в саморегулируемой организации.
Уровень ответственности организации при проведении только строительного контроля
По мнению Минстроя РФ уровень ответственности техзаказчика должен зависеть от суммы обязательств по договорам на
выполнение изысканий, разработку проектной документации и строительства, которые он заключает от имени застройщика.
Исходя из этого, уровень ответственности организации, осуществляющей только строительный контроль, зависит от размера
обязательств по договору на выполнение этой функции.
Стройконтроль подрядчика
В процессе стройконтроля на объекте инженер:
- принимает и проверяет разбивочную геодезическую основу на соответствие требованиям к точности;
- оценивает качество и соблюдение необходимых условий хранения поступающих материалов, готовых конструкций,
инженерного оборудования; - выполняет операционный контроль строительно-монтажных работ на предмет соблюдения технологий, регламентов, СНиП;
- освидетельствует скрытые работы, конструкции и участки инженерных систем вместе с техническим заказчиком;
- участвует в проверке готового объекта и контролирует, чтобы он соответствовал требованиям проекта и данным
изысканий, ГПЗУ и регламентам.
Комплекс мероприятий стройконтроля заказчика
Строительный контроль заказчика подразумевает надзор и проверку работ, которые осуществляют по договору подряда. В
комплекс мероприятий входит:
- входной контроль всей документации проекта, информирование застройщика о выявленных ошибках;
- проверка правильности хранения и качества используемых материалов, готовых конструкций, инженерного
оборудования; - контроль технологий и уровня качества строительно-монтажных работ, выполняемых генподрядчиком и подрядными
организациями; - оценка своевременности и объема контрольных мероприятий, проводимых генподрядчиком;
- проверка ведения текущей исполнительной документации, устранения дефектов и замечаний службы строительного
контроля и органов Госнадзора; - приемка участков инженерных сетей и конструкций, освидетельствования скрытых работ вместе с генподрядчиком;
- заключительная оценка готового объекта на соответствие требованиям законодательства, пакета документации по
проекту.
Результаты процедур фиксируются в актах и журнале работ. При выявлении нарушений выдаются предписания.
Входной контроль — важное условие обеспечения безопасности. Он позволяет своевременно устранить недостатки в проектной
документации и заменить несоответствующие материалы.
В него входят:
- анализ комплектности и полноты содержащейся информации проектной документации, которая допускается к
производству строительно-монтажных работ или отправляет на доработку при наличии недостатков; - приемку созданной геодезической разбивочной основы, проверку технической документации и соответствия знаков,
координат, отметок, мест установки, способов закрепления регламентам и требованиям проекта; - выборочную или полную проверку поступающих на площадку стройматериалов, конструкций и их спецификаций,
паспортов, сертификатов, а также лабораторные и иные испытания при необходимости.
Операционный контроль качества строительно-монтажных работ играет ключевую роль. До 80% недостатков здания, негативно
влияющих на его конструктивные, физико-механические и эстетические свойства, возникают вследствие ошибок и нарушений
технологических карт, требований проекта и СНиП, которые допускают непосредственные исполнители.
Промежуточные проверки при поэтапном производстве работ и контроль в ходе строительных операций дают возможность
обнаружить отступления от правил, выявить дефекты и определить причину появления, устранить и предупредить их.
Периодичность мероприятий, проверяемые в обязательном порядке производственные процессы и строительные операции,
допускаемые отклонения определяет предварительно разработанная схема контроля.
В ходе реализации проекта многие выполненные работы, готовые конструкции, смонтированные участки сетей недоступны для
контроля на дальнейших этапах. Проверка позволяет выявить дефекты и нарушения требований регламентов и проекта,
устранить их без демонтажа и повреждений других конструкций, потери времени и значительных затрат.
В процессе приемочного контроля инженеры освидетельствуют и оценивают завершенные скрытые работы. Это подтверждает, что
они соответствуют проектной документации и СНиП, а результаты фиксируются в соответствующих актах.
После завершения строительно-монтажных работ законченное здание оценивается техзаказчиком и комиссией, проходит приемку
и вводится в эксплуатацию.
Часто задаваемые вопросы
Строительный контроль — это комплекс экспертно-проверочных мероприятий, которые осуществляются в ходе выполнения строительно-монтажных работ.
Проводить строительный контроль может лицо, выполняющее строительный процесс, застройщик или заказчик (инвестор).
В рамках данной услуги контролируется:
- Соблюдение сроков
- Отсутствие дефектов и нарушений при сдаче объекта
- Соблюдение нормативных требований и проектных решений
- Высокое качество строительно-монтажных работ.
Строительный контроль генподрядчика
Генподрядчик организует процессы возведения объекта и отвечает за выполнение
полного комплекса работ. К его функциям относится стройконтроль лица, осуществляющего строительство – последовательности
и состава технологических операций, качества законченных строительных работ, материалов и изделий.
Регламент проведения строительного контроля
В соответствии с п.8 ст. 53 ГрК правила проведения строительного контроля устанавливает
орган исполнительной власти. Порядок организации и осуществления вне зависимости от источника финансирования проекта
определен постановлением Правительства РФ №468.
До вступления в силу 372-ФЗ работы по стройконтролю относились к предмету саморегулирования и требовали свидетельства о
допуске СРО. С 1.07.2017 года необходимости в его получении нет. В соответствии с п.22 ст.1, ст. 52, 53 ГрК РФ компания,
выполняющая функции стройконтроля, должна быть членом соответствующего СРО и иметь в штате специалистов, включенных в
Национальный реестр.
Это требование распространяется и на сторонние компании, привлеченные застройщиком или техзаказчиком для оказания услуг
в рамках договора подряда.
Строительный контроль регламентируют:
- ст. 53 и ст.55-1 ГрК РФ;
- ст. 748 и ст. 749 ГК РФ;
- Постановление Правительства РФ №468;
- СП 48.13330.2011.
Может ли генподрядчик осуществлять строительный контроль заказчика
В соответствии с п. 5.2 СП 47.13300.2011 застройщик (технический заказчик) назначает ответственного представителя
стройконтроля застройщика (заказчика), а генподрядчик – ответственного производителя работ.
Стройконтроль застройщика (заказчика) проводится в виде контроля и надзора за выполнением работ по договору
строительного подряда. Генподрядчик осуществляет контроль качества работ непосредственных исполнителей, соответствия
строительных материалов и изделий требованиям документации и техрегламентов.
Контрольные проверки, которые проводит в рамках стройконтроля застройщик (заказчик) в отношении генподрядчика, не могут
осуществляться непосредственно генподрядчиком.
Одна специализированная организация может совмещать функции технического заказчика и генерального подрядчика. Однако
совмещение функций ответственного представителя стройконтроля и ответственного производителя работ одним должностным
лицом или подразделением этой организации невозможно.
На кого возлагаются полномочия при оказании услуги
Лица, имеющие право осуществлять строительный контроль при строительстве, реконструкции и капремонте, перечислены в п.2
ст.53 ГрК РФ.
К ним относятся:
- подрядчик (лицо, осуществляющее строительство);
- застройщик, технический заказчик, ответственный эксплуатант, региональный оператор, а также привлеченные по
договору юридические лица и ИП; - разработчик проектной документации, привлеченный по инициативе застройщика или техзаказчика.
Контроль исполнительной документации
Вести исполнительную документацию, специальные и общие журналы работ обязательно на любом объекте. Требования к их
оформлению и составу установлены РД 11-02-2006 и РД 11-05-2007.
При осуществлении стройконтроля заказчик проверяет наличие, правильность ведения, комплектность и полноту пакета
исполнительной документации:
- акты приемки геодезических разбивочных работ;
- акты освидетельствований, подтверждающих, что конструкции, скрытые работы и участки сетей соответствуют
документации проекта; - рабочие чертежи с отметками, удостоверяющими соответствие сделанных работ;
- исполнительные схемы;
- акты испытания инженерных сетей и установленного оборудования;
- данные экспертиз, контрольных замеров, испытаний и проверок материалов, конструкций и работ;
- журналы работ.
Может ли проектная организация осуществлять строительный контроль
В соответствии с ч.2 ст.53 ГрК РФ застройщик или технический заказчик может привлекать к строительному контролю
проектную организацию. Ее специалисты проверяют строительно-монтажные работы на соответствие проектной документации.
Обязательный авторский надзор проектировщика входит в состав стройконтроля при строительстве опасных производственных
объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений.
У кого есть разрешение на подписание документов
В соответствии с ч.4 ст.53 ГрК РФ, а также п.п. 5 и 6 постановления Правительства №468 стройконтроль включает в себя
освидетельствование скрытых работ, промежуточную приемку готовых ответственных конструкций и участков инженерных сетей.
Проведение и результаты контрольных мероприятий фиксируются в журнале работ и соответствующих актах, которые
подписываются представителями заказчика или подрядчика.
Согласно ч.ч.1,5 ст.55.5-1 ГрК РФ организация и проведение строительного контроля относятся к должностным обязанностям
специалиста по организации строительства — главного инженера проекта, сведения о котором включены в национальный реестр.
Таким образом, исполнительную документацию имеет право подписывать специалисты по организации строительства, выполняющие
функции стройконтроля по договору с техническим заказчиком, подрядчиком или подрядчиком (если он самостоятельно
выполняет работы по возведению, реконструкции или капремонту). В соответствии с письмом Ростехнадзора № 09-02-05/15110 к
исполнительной документации относятся и акты приемки ГРО и разбивки осей.