Дорогие читатели, на блоге «Строймир наизнанку» много статей по оформлению исполнительной документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. Сегодня начнем новую рубрику по вопросам осуществления строительного контроля. Все мы на стройке сталкивались с представителями технадзоров, но не многие представляют кто они такие и даже как правильно они называются.
- Технадзор или строительный контроль
- Что это такое
- Нормативные документы
- Постановление Правительства от 21. 2010 №468
- Статья 53 ГрК РФ «Строительный контроль»
- Кто должен осуществлять СК
- Отличие строительного контроля от государственного строительного надзора
- СК заказчика и СК подрядчика
- Требования к специалисту СК
- Пример уведомления о включении в реестр Нострой
- Что должен знать инженер по строительному контролю
- Организации осуществляющие строительный контроль
- Нужно ли СРО для осуществления СК
- Библиографическая ссылка
- История ГСН
- Кто осуществляет ГСН
- Предмет проверки ГСН
- Стоит ли боятся ГСН
- Отличие контроля от надзора
- Виды технического надзора
- Кто проводит технический надзор?
- Новые правила ведения строительного надзора
- Строительный контроль vs технический надзор?
Технадзор или строительный контроль
По сути это одно и тоже. Раньше было понятие технадзор, которое до сих пор осталось в обиходе строителей. Но сейчас технадзоры это инженера по вопросам строительного контроля. Сейчас это четко установлено в градостроительном законодательстве. Поэтому будет правильно называть именно инженер по строительному контролю, а не технадзор.
Что это такое
Строительный контроль — это проверка выполненных работ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Нормативные документы
Основной документ, который регламентирует необходимость осуществления строительного контроля, это Градостроительный кодекс Российской Федерации, а именно ст. 53 ГрК РФ. Порядок осуществления СК установлено Правительством РФ и утверждено постановлением от 21 июня 2010 года №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Также необходимость проведения строительного контроля прослеживается и в сводах правил, в национальных стандартах и технических регламентах в области строительства.
Постановление Правительства от 21. 2010 №468
Порядок осуществления строительного контроля в РФ
Статья 53 ГрК РФ «Строительный контроль»
Статья 53 ГрК РФ
Кто должен осуществлять СК
Согласно ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль должен проводить: лицо, осуществляющее строительство; застройщик, либо технический заказчик; лицо, ответственное за эксплуатацию здания или региональный оператор. Но основной СК осуществляет лицо, осуществляющее строительство. Более подробно ниже на скрине:
Отличие строительного контроля от государственного строительного надзора
Строительный контроль осуществляется самими строителями и застройщиком объекта. Регламентируется 53 статьей ГрК РФ. Представители строительного контроля подписывают акты скрытых работ, акты ответственных конструкций, исполнительные схемы, акты приемки объекта, акты выполненных работ и т.д. То есть они постоянно присутствуют на объекте. Строительный контроль осуществляется на всех объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Государственный строительный надзор осуществляется независимым органом исполнительной власти. Фактически государственный надзор следит за порядком осуществления строительного контроля, но только на тех объектах, которые подлежат надзору согласно ст. 54 ГрК РФ. ГСН не участвует в подписании исполнительной документации, но проверяет его оформление. На объекте бывает редко, в основном на приемке ответственных работ согласно программе проверок. О государственном строительном надзоре я писал в статье «Государственный строительный надзор: что это такое и стоит ли его бояться«.
СК заказчика и СК подрядчика
Строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. В случае осуществления строительства по договору, то есть генподрядчик и застройщик разные лица, то строительный контроль также осуществляет и застройщик.
В СП 48.13330.2019 установлены требования к строительному контролю застройщика и лица, осуществляющего строительство:
в. п. 9.3 СП указаны требования (функции) СК лица, осуществляющего строительство:
в п. 9.4 и 9.5 СП указаны требования (функции) к СК застройщика:
Как я и писал выше строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. А застройщик лишь проверяет порядок осуществления строительного контроля лицом, осуществляющим строительство.
Требования к специалисту СК
Есть определенные требования к специалисту строительного контроля. Не все строители имеют право проводить контроль. Представители лица, осуществляющего строительство и застройщика по вопросам строительного контроля должны состоять в национальном реестре специалистов . Чтобы вступить в этот реестр есть установленные требования, которые указаны в ч.6 ст. 55.5-1:
По результатам вступления в реестр специалистов присваивается идентификационный номер специалиста, который указывается в актах АОСР, АООК и т.д.
Пример уведомления о включении в реестр Нострой
Что должен знать инженер по строительному контролю
Данная должность очень ответственная. На первый взгляд инженера строительного контроля (технадзоры) ничем не занимаются, лишь ходят и докапываются до честных прорабов. Но это совсем не так. Строительный контроль отвечает за качество выполненных работ и безопасность построенного объекта всю жизнь. В том числе и за освоение бюджета строительства. Ведь представители строительного контроля подписывают не только в исполнительной документации, но и в актах выполненных работ.
При аварийных или иных ситуациях на объекте в процессе строительства или в процессе эксплуатации в первую очередь допрашивают инженеров по вопросам строительного контроля. Это надо иметь ввиду если вы собираетесь идти работать инженером СК.
Инженер по вопросам строительного контроля должен знать все нормативные документы в области строительства, разбираться в технологии строительства, уметь читать проектную и рабочую документацию, разбираться в составлении исполнительной документации, быть жестким и настойчивым, ответственным. Главное инженер строительного контроля должен иметь большой опыт строительства и видеть скрытые и возможные дефекты строительных конструкций и материалов. Держать всех подрядчиков в «ежовых» рукавицах задачка не из легких.
Организации осуществляющие строительный контроль
СК можно осуществлять собственными силами при наличии соответствующих специалистов и всех иных документов. Но также можно передать функции по осуществлению строительного контроля сторонней организации по договору. Практически на все стройки, финансируемые из государственного бюджета, нанимают в качестве СК стороннюю организацию. Ведь не все имеют возможность и опыт проведения строительного контроля.
Нужно ли СРО для осуществления СК
Кому необходимо вступить в СРО установлено в ч. 3.1 ст.52 ГрК РФ. Для иных лиц вступление в членство СРО не установлено. Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, с 01.07.2017 не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации.
НИУ «Московский государственный строительный университет»
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
3. Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 31.05.2001 года.
4. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ.
5. Постановление правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
6. Постановление правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре».
7. Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. № 346 «Об утверждении методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ».
8. Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. №347 «Об утверждении инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ».
9. Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 14644-1-2002 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 1: Классификация чистоты воздуха».
10. Бутаева Е.М. Государственное регулирование градостроительной деятельности и безопасность // Право и безопасность / 2009. № 4 (33).
11. Монфред Ю.Б. Организация систем управления качеством строительства: учеб. пособие. М., 1986.
Строительный контроль, государственный строительный надзор, судебная экспертиза – это три регламентированных законом вида профессиональной деятельности в области строительства, осуществляемой инженерами-строителями.
Строительный контроль проводится на всех этапах создания строительной продукции и является одной из функций управления качества (внутрифирменной функцией управления). Данный вид деятельности осуществляется в соответствии с положениями ст.53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.706 и 749 Гражданского кодекса Российской Федерации; детализированный порядок осуществления строительного контроля приведен в постановлении правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
Государственный строительный надзор (ГСН) − это специальный вид исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой с целью выявления соответствия деятельности поднадзорного объекта требованиям правовых и технических норм, реализуемой посредством наблюдения и проверки, с правом органов надзора привлечения виновных лиц к административной ответственности (Бутаева Е.М. Государственное регулирование градостроительной деятельности и безопасность // Право и безопасность/ 2009. № 4 (33)). В конечном итоге деятельность ГСН направлена на защиту права граждан и организаций на безопасную эксплуатацию качественной продукции строительного производства. Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с положениями ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, в порядке, установленном постановлением правительства РФ от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре», а так же РД -11-04-2006 (Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006) и РД -11-03-2006 (Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора РД-11-03-2006).
Судебная строительно-техническая экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи экспертом заключения по вопросам, требующим специальных знаний в области строительства, ставящимся судьей, органом дознания, лицом, проводящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказываю по конкретному делу (уголовному, гражданскому, арбитражному либо делу об административном правонарушении). Судебная экспертиза регламентируется отраслевым процессуальным законодательством, федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» №73-ФЗ от 31.05.2001 г., а так же методическими рекомендациями (Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. № 346 «Об утверждении методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ») и инструкцией (Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. №347 «Об утверждении инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ») по производству судебных экспертиз в системе Минюста России. Задача судебно-экспертной деятельности состоит в организации и производстве экспертиз по конкретным судебным делам. Следует отметить, что предмет исследований, проводимых в рамках судебной экспертизы, значительно шире, чем предметы исследования при проведении строительного контроля и государственного надзора. В рамках производства судебных экспертиз решаются не только задачи, направленные на определение соответствия строительного объекта проектной документации, техническим регламентам и строительным нормам, но и устанавливается рыночная стоимости объектов недвижимости, производится расчет стоимости восстановительного ремонта объектов, поврежденных в результате залива (пожара), установление возможности реального раздела объектов недвижимости (домовладения, офисы, производственные комплексы, земельные участи и т.д.).
Основным отличием данных видов деятельности является процедура осуществления и правовая основа, регулирующая проведение строительного контроля, государственного строительного надзора и судебной экспертизы.
Однако данные виды деятельности имеют одну цель – установление соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации и, как следствие, имеют общую методологию при проведении исследований, опирающуюся на три кита качества: 1) соответствие проекту, 2) соответствие нормативной базе строительной отрасли, 3) входной контроль (Монфред Ю.Б. Организация систем управления качеством строительства: учеб. пособие. М., 1986).
Наличие общей методологии порождает и наличие общих проблем, одна из которых — исследование инженерных систем и их элементов. Данные работы требуют от инженера-строителя профессиональных, узкоспециализированных знаний по монтажу и наладке систем вентиляции, кондиционирования, отопления и т.д., позволяющих в пределах его компетенции проводить отвечающие современным требованиям исследования в целях обеспечения качества, безопасности и эффективной эксплуатации.
Ярким примером необходимости наличия узкоспециализированных знаний является строительство (капремонт) объектов системы здравоохранения.
В рамках проведенной модернизации (Модернизация системы здравоохранения производилась в рамках государственной программы в период с 2010 по 2013 г.) основных фондов ориентировочно 10 % от сметной стоимости строительства (капремонт) затрачивается на монтаж системы вентиляции и кондиционирования. Высокая стоимость данного вида работ обусловлена сложностью устройства вентиляционного оборудования в чистых помещениях (ГОСТ ИСО 14644-1 статья 2.1.1 чистое помещение (cleanroom): Помещение, в котором контролируется концентрация взвешенных в воздухе частиц, построенное и используемое так, чтобы свести к минимуму поступление, выделение и удержание частиц внутри помещения, и позволяющее, по мере необходимости, контролировать другие параметры, например, температуру, влажность и давление) первой группы (операционных) с классом чистоты 5 ИСО (Предельно допустимые концентрации частиц в воздухе задаются классами чистоты помещений по Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 14644-1-2002 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 1: Классификация чистоты воздуха»). Высокий класс чистоты достигается благодаря использованию ламинарной системы вентиляции, за счет работы которой в зоне рабочей поверхности хирурга образуются ламинарные однонаправленные потоки воздуха, перемещающиеся со скоростью 0,24-0,3 м/с. Нарушение технологии влечет за собой несоответствие параметров чистоты воздуха (ГОСТ ИСО 14644-1 2.1.4 класс чистоты (classification): Уровень чистоты по взвешенным в воздухе частицам, применимый к чистому помещению или чистой зоне, который определяет максимально допустимые концентрации (частиц/м3) для заданных диапазонов размеров частиц) установленным требованиям, что в свою очередь приводит к увеличению срока реабилитации пациента, увеличивает риск послеоперационных осложнений и возможность летального исхода.
Еще одной проблемой является отсутствие у выпускников инженерных вузов знаний организационных механизмов и правовых основ строительного контроля, государственного строительного надзора и судебной экспертизы. Уделяя большое внимание изучению технологии строительного производства, ВУЗы недостаточно времени отводят на изучение процедурных вопросов.
Добросовестное осуществление строительного контроля, государственного строительного надзора на высоком профессиональном уровне является гарантом исполнения требований ст.1 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а именно:
— защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
— обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
Библиографическая ссылка
Крылова М.И. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ, РАЗЛИЧИЯ И ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-3.
;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12901 (дата обращения: 17.03.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Приветствую вас, друзья! Кто работает в сфере строительства наверняка слышали про государственный строительный надзор, про неких инспекторов, которые периодически выписывают всем строителям штрафы.
Я сам много лет работал инспектором ГСН и в сегодняшней статье хочу поделиться с Вами свои опытом и рассказать поподробнее о государственном строительном надзоре в России.
История ГСН
Еще в дореволюционные времена были приказы и распоряжения о создании строительного надзора, но все они носили временный характер.
В 1960 году впервые был создан контрольный орган в строительстве (Госархстройконтроль).
13 декабря 1991 года была создана инспекция Государственного архитектурного строительного контроля (Госархстройнадзор).
С 1 февраля 2006 года было принято постановление №54 «О государственном строительном надзоре в РФ». Создан орган государственного строительного надзора (ГСН).
Кто осуществляет ГСН
Инспекция ГСН это не коммерческая структура, а государственный орган надзора за строительством.
Федеральный государственный строительный надзор и надзор за особо опасными и уникальными объектами осуществляют органы Ростехнадзора.
Региональный государственный строительный надзор осуществляют региональные исполнительные органы. Это может быть отдельная инспекция ГСН, либо отдел или управление при министерстве строительства, как было у нас.
Есть, конечно же тонкости, по распределению объектов для осуществления ГСН, например, для объектов культурного наследия, объектов атомной энергии и так далее, но это для отдельной статьи.
Коротко можно объяснить так. Если проектная документация подлежит прохождению экспертизы в органах ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ, то при строительстве, реконструкции данного объекта капитального строительства ГСН будут осуществлять структуры Ростехнадзора.
Если проектная документация подлежит прохождению экспертизы в органах негосударственной экспертизы (частные конторы), либо в региональных органах государственной экспертизы (в каждом регионе есть такие органы, раньше они все были при министерствах строительства, теперь выведены в автономные учреждения), то при строительстве, реконструкции данного объекта капитального строительства ГСН будут осуществлять региональные инспекции ГСН.
Если проектная документация не подлежит обязательной экспертизе, то и ГСН не осуществляется.
Какая проектная документация не подлежит экспертизе указано в статье 49 ГрК РФ.
Предмет проверки ГСН
Инспектор государственного строительного надзора при проверке имеет право проверять только то, что является предметом его проверки. Данное требование установлено в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ и в постановлении правительства №54 «О государственном строительном надзоре».
Но если инспектор усмотрит не входящие в предмет его проверки нарушения, то он обязан уведомить об этом иные компетентные органы.
В основном государственный строительный надор проверяет:
- наличие разрешения на строительство;
- соответствие выполняемых работ и применяемых материалов требованиям проектной документации;
- наличие членства в СРО;
Стоит ли боятся ГСН
Многие строители очень переживают и боятся проверки ГСН. Но тот кто понимает в строительстве знает, что чем больше вас проверили тем меньше ошибок вы допустите. Лучше поэтапно все предоставлять проверке органам ГСН, чтобы при итоговой проверке не выскочили пропущенные ошибки и недостатки, которые уже тяжелее будет устранить. Боятся точно не стоит.
К тому же по итогам осуществления ГСН выдается заключение о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации. Данный документ говорит о том, что построенный объект капитального строительства соответствует установленным требованиям.
Данным документом всегда можно прикрыться в случае чего. Все же его выдает компетентный орган в сфере строительного надзора.
А вы когда-нибудь сталкивались с органами государственного строительного надзора, что можете сказать об этом опыте? Может вы сами когда там работали, поделитесь в комментариях. Будет весьма интересно почитать. Благодарю!
Несмотря на то, что строительство — та сфера деятельности, где терминология и языковые стандарты являются обязательными и достаточно однозначными, тем не менее, такие понятия как «строительный контроль» и «строительный надзор», «технический контроль», в силу особенностей русского языка, даже сами строители часто взаимозаменяют.
Отличие контроля от надзора
Однако термин «технический надзор», например, с 2004 года в Градостроительном Кодексе РФ уже отсутствует. Теперь смысловую нагрузку этого понятия получил термин «строительный надзор«. Технический надзор (или контроль) получил узкую направленность в рамках строительного контроля — то есть обеспечение качества инженерных узлов и конструкций, их монтажа на соответствие техническим параметрам.
А технадзор в старой редакции теперь соответствует понятию «строительный надзор», то есть — комплекс мер по экспертизе и инспекций, выявляющих соответствие заявленного качества строительства согласно всем нормативам, стандартам, а также контроль материалов, документов, сроков и стоимости.
Казалось бы, а что, разве строительный контроль не отслеживает соответствие качества строительных процессов, соблюдение графиков и бюджета? Да, мониторит, но разница в том, КТО именно выполняет этот контроль и на КАКОМ ЭТАПЕ. Но чем, все же, отличается контроль от надзора?
Фактически, надзор — это проверка качества работ по итогу, а контроль — это инспекции процессов строительства. Строительный контроль должен обеспечить качество работ и строительного объекта, а строительный надзор — проверить это качество и сделать заключение о результатах проверки.
Кроме того, строительный надзор — это прерогатива государственных органов, в то время как строительный контроль может проводиться независимыми организациями, заказчиком, самим генподрядчиком, разными профильными специалистами по разным видам работ. Поэтому строительный контроль и надзор — это два разных по смыслу термина.
Виды технического надзора
- внешний: инспекция строительства со стороны главного инженера или других надзорных органов, инвестором
- внутренний: по ходу строительства представитель технадхора со стороны заказчика примает работы- скрытые в том чиле, инспектирует качество работ, материалов и соблюдение нормативов и стандратов, технологийв строительстве. После внутреннего технического надзора составляются акты выполненных работ.
Кто проводит технический надзор?
Проводить может непосредственно сам заказчик, но если у него нет соответствующих компетенций, он нанимает экспертов для независимой оценки. Это ключевой фактор, который гарантирует соблюдение качества работ и соотвествие заявленному проекту и регламенту.
- выявить все дефекты и контролирует их своевременное и правильное устранение
- обеспечивает соблюдение проектной документации
- дает оценку соотвествия проекта, насколько реально он укладывается в заявленный график,
- контролирует соблюдение техники безопасности и сооответствия технологиями
Эти мероприятия призваны минимизировать возможные потери из-за нарушений и сохранить рентабельность проекта. Поэтому специалист технического надзора будет выполнять такие функции:
- Контроль качества материалов, инструментов, техники. Проверка сертификатов на них.
- Мониторинг нарушений по эксплуатации и хранении.
- Проверка и анализ смет,бюджетов, проектой документации, всех отчетов по каждому из этапов, сверка с реальными результатами.
- Регулярный контакт с заказчиком и исполнителями: информировать о нарушених, дефектах и последующий контроль исправления выявленных проблем.
Новые правила ведения строительного надзора
В целом, эти два вида проверок являются принципиальными для строительства, гарантируя безопасность и качество объекта, а соблюдение бюджета и сроков. И несмотря на то, что строительный надзор назначается в обязательном порядке в определенных случаях, предусмотренных в Градостроительном Кодексе (равно как и авторский надзор не является обязательным) однако большой процент объектов капитального строительства требуют его.
В РФ структура и схема надзорно-контролирующей деятельности была несколько раздута, поэтому нововведения, начавшиеся с 2020 года по сокращению нормативных актов, касаемых надзора в строительстве, чтобы упростить процедуры госпроверок, начали внедрять в жизнь. И с 1 января 2022 года и в регионах России теперь действуют новые правила проверок в строительной сфере.
Безусловно, далеко не все строительные компании занимаются объектам капитального строительства, требующими обязательного государственного строительного надзора, однако в целом, в строительном секторе достаточно объектов, которым требуется получение от госстройнадзора разрешение на строительство, не говоря уже о строительстве объектов повышенной опасности — разные промышленные объекты, или проекты по госсзаказам. Именно для таких объектов было решено применить «регуляторную гильотину»- нужно было сократить бюрократическую волокиту с получением разрешений по итогам нескольких проверок.
1.В ряде случаев новшества в государственном строительном надзоре действительно облегчают застройщикам жизнь. Среди них:
- в строительном надзоре за строящимся или реконструируемым объектом теперь нет федерального пожарного надзора;
- нет федерального государственного санитарно-эпидемиологический контроля;
- нет государственного экологического контроля, за исключением объектов, которые находятся вблизи моря, природных территорий и т.д.
То есть все эти узкие надзоры входят в рамки одного строительного надзора — теперь не нужно отдельной документации в каждую из организаций.
2.Плюс, недопустимо проводить инспекцию объекта строительства на предмет одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами.
3.Также изменились правила о плановых проверках строительного надзора: теперь план инспекций должен формироваться «не позднее чем через десять рабочих дней после поступления от застройщика извещения о начале работ по строительству».
4.Кроме того, из нового — строительный надзор проводится в случае, если требуется разрешение на строительство/реконструкцию и контролирует соответствие строительного объекта параметрам, которые указаны в разрешении.
5.Помимо того, введены так называемые профилактические визиты: то есть мероприятия, предупреждающие нарушения и ошибки в строительстве. Это могут быть информирование, консультирование, предостережения/предупреждения. Впрочем, это не означает, что плановых инспекций строительного надзора не будет в дальнейшем и профилактические меры будут касаться незначительных нарушений.
6.Органы государственного строительного надзора обязали вести списки объектов строительства, и застройщики будут иметь доступ к такой информации: какие проверки его ждут и результаты. Это должно обеспечить прозрачность всех процессов и права застройщика, которого контролируют. Цифровизация контрольно-надзорной службы будет служить разгрузке бюрократической системы. Информационная система теперь будет содержать все контрольно-надзорных мероприятия и их график.
7.В то же время, новая редакция добавила дополнительные основания на проведение строительного надзора, в частности, например, в случае, если надзорный орган обладает сведениями о вреде (или угрозе) ценностям, охраняемым законом, или если срок устранения нарушения обязательных требования уже истек.
8.Кроме того, строительный надзор длится до тех пор, пока генподрядчик не получит разрешение на ввод в эксплуатацию.
9.Строительный надзор теперь обязательно контролирует строительство самовольных объектов и объектов, строящихся с нарушениями.
10.Зато внеплановые проверки строительства на основании жалоб или обращений граждан о фактах ведения строительства уже нельзя просто так провести — только после заключения прокуратуры.
Это лишь некоторые изменения в отношении государственного строительного надзора.
Строительный контроль vs технический надзор?
Строительный контроль и строительный надзор — эти инспекции связаны между собой, несмотря на разные функции. Если строительный контроль будет проводиться халатно, то вряд ли удастся получить от строительного надзора разрешение на ввод в эксплуатацию, а это значит — будет перерасход бюджета, нарушение графика, и штрафы, и претензии со стороны заказчиков. Поэтому первоочередной задачей перед застройщиком, генподрядчиком и всех участников строительного проекта стоит обеспечение качества строительства, а это значит, контроль строительства на каждом из этапов работ строительного объекта.
И, учитывая нововведения в регуляцию деятельности надзорных органов, например, уменьшение объема обязательных требований к застройщику и некоторое ограничение самого предмета госнадзора, плюс, снятие ответственности за безопасность стройобъекта с государственного строительного надзора и возможность выдачи заключения законченного объекта строительства на основании визуального осмотра, действительно можно согласиться с мнением специалистов в области контроля качества строительства, что под угрозу попала безопасность зданий и сооружений.
Выходит, что основной груз за соответствие объекта согласно заявленному проекту и его безопасность ложится в основном на строительный контроль.
*кликните на изображение,чтобы его увеличить
Связать эффективность работ надзорных органов и лиц, обеспечивающих строительный контроль и тем самым упростить взаимодействие, согласование и приемку работ или объектов по итогам инспекций, сократить время на отчеты и ведение различной документации может программное решение — такое, как PlanRadar.
Используя цифровой инструмент, можно перевести всю документацию в цифровой вид, а также объединить команду субподрядчиков, спецов на проекте, напрямую работать с проверяющими надзорными органами.
Узнайте детальнее, как приложение может быть полезно генподрядчикам
Функционал PlanRadar достаточно широк и гибок, чтобы выполнять задачи по строительному контролю, повышая эффективность процессов и сокращая на это время.
Среди основных функций стройконтроля:
- мониторинг всех запланированных работ
- оценка качества стройматериалов и монтажных работ
- проверка соответствия объемов работ
- контроль расхода стройматериалов
- анализ проектной документации на предмет изменений
- ведение документации
- управление субподрядчиками
Детально о строительном контроле с помощью PlanRarar
- Создание задач по выявленным дефектам с точной пометкой на чертеже, незамедлительно оповещение системой, что задача создана на определенного исполнителя с указанием сроков и приоритетности.
К задаче прикрепляются медиафайлы (с возможностью редактировать) — аудио, видео, текст, фотографии, в ней ведется журнал действий по задаче. Есть чат, где напрямую можно общаться с участникам проекта. - Создание дефектных ведомостей или любой другой приемочной документации (акты, чек-листы, предписания, журнал объекта) автоматизировано до нескольких кликов.
Нужно лишь выбрать форму для отчета (ее можно скомпоновать заранее при помощи компоновщика шаблонов или выбрать заготовки) и система подтянет данные из задачи в отчет.Заполнение сводится к нескольким кликам. Готовый отчет в PDF-формате можно экспортировать на почту или загружать на компьютер. - Возможность работать прямо с мобильных девайсов с цифровыми чертежами, сравнивать изменения и вносить свои замечания — никакой потери информации, как в бумажных версиях.
Все участники проекта обладают одинаковой актуальной информацией. - На один аккаунт можно добавить неограниченное число подрядчиков, пользователей, среди которых могут быть надзорные органы. Используя возможность определять права доступа к проекту каждому пользователю с назначенной ролью, можно держать в курсе событий по проекту выбранных людей и предоставлять им избранную информацию.
Таким образом, у органов строительного надзора будет оперативная информация об устранении какого-то обнаруженного дефекта, либо нужная документация, и в целом получать актуальные данные по контролю качества объекта. - Соединив команду на одной цифровой площадке PlanRadar, контролировать качество и последовательность работ, а также управлять ресурсами, эффективно распределяя их, исходя из автоматически собранной в диаграммы статистики, намного легче и продуктивнее.
Программа не даст пропустить приближающиеся сроки проверки или окончания этапов работ, выполнения или невыполнения задачи: автоматически пришлет уведомления, плюс, информационные панели с цветными маркерами всегда дадут быстрый срез по незавершенным задачам.
В целом, PlanRadar заточен на управление дефектами и контроль строительных задач, поэтому его часто выбирают специалисты в области технического надзора, проджект-менеджмента, управляющие проектами и генподрядчики.
Используя наше ПО, все наши клиенты отмечают сокращение времени на рутинные, но важные задачи по составлению и оформлению отчетов, упрощение работы инженеров, ответственных за контроль выполнения и качества строительно-монтажных работ, технический надзор. Так как сбор доказательств проходит прямо на объекте при помощи смартфона, равно как и создание отчетов. Бесшовная коммуникация между всеми участниками проекта в режиме реального времени — сотрудниками в офисе и на стройплощадке — дает оперативность принятия решений, эффективность распределения рабочего времени и органичное взаимодействие без разночтений.
Попробуйте наше приложение бесплатно в течение 30 дней для строительного контроля или дефект-менеджмента на вашем проекте — вы убедитесь, насколько просто с ним работать, и сколько времени вы сможете сэкономить на инспекциях и отчетах!
Протестируйте PlanRadar бесплатно