В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)
- Нормативные правовые акты в Российской Федерации
- Виды проверок и основания их проведения
- Плановые проверки
- Внеплановые проверки
- Нормативно-правовая база к статье
- Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами
- Виды государственного экологического надзора
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными государственными
органами, которые контролируют соблюдение
экологических требований юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями.
Надзор осуществляется на 2 уровнях:
федеральном и региональном.
Федеральный
государственный экологический надзор
осуществляет Федеральная служба в сфере
природопользования — Росприроднадзор.
Служба проверяет исполнение экологического
законодательства в отношении объектов,
перечень которых утвержден Правительством
РФ. Это объекты, которые обеспечивают
обороноспособность и безопасность
государства, государственные энергетические
системы, охраняемые природные территории.
Ст.65
ФЗ «об охране Ос»
Государственный
экологический надзор включает в себя:
- государственный надзор за
геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр; - государственный надзор в
области обращения с отходами; - государственный надзор в
области охраны атмосферного воздуха; - государственный надзор в
области использования и охраны водных
объектов; - государственный
экологический надзор на
континентальном шельфе Российской
Федерации; - государственный
экологический надзор во
внутренних морских водах и в территориальном
море Российской Федерации; - государственный
экологический надзор в
исключительной экономической зоне
Российской Федерации; - государственный
экологический надзор в
области охраны озера Байкал; - федеральный
государственный надзор в
области охраны, воспроизводства и
использования объектов животного мира
и среды их обитания; - федеральный
государственный контроль (надзор)
в области рыболовства и сохранения
водных биоресурсов; - государственный надзор в
области охраны и использования особо
охраняемых природных территорий; - государственный
надзор за соблюдением требований к
обращению озоноразрушающих веществ.
Федеральный
государственный экологический надзор
организуется и осуществляется при
осуществлении хозяйственной и (или)
иной деятельности на объектах, оказывающих
негативное воздействие на окружающую
среду и включенных в утверждаемый
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти перечень.
Перечень
объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому
надзору, определяется на основании
установленных Правительством Российской
Федерации критериев.
Контроль
в области охраны окружающей среды
(экологический контроль) —
система мер, направленная на предотвращение,
выявление и пресечение нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды, обеспечение соблюдения
субъектами хозяйственной и иной
деятельности требований, в том числе
нормативов и нормативных документов,
в области охраны окружающей среды.
с
одной стороны, окружающая среда (ее
компоненты),
с
другой — деятельность органов
государственной власти, предприятий,
организаций, должностных лиц и граждан по
соблюдению экологических правил и
нормативов.
Экологический
контроль — важнейшая правовая
мера обеспечения рационального
природопользования и охраны окружающей
среды от вредных воздействий, функция
государственного управления и правовой
институт экологического права.
Предупредительная
функция заключается
в том, что субъекты экологического
контроля, зная о возможной проверке
исполнения ими правовых экологических
требований, самостоятельно проявляют
активность в исполнении требований
законодательства и предупреждении
нарушений.
Информационная
функция связана
с тем, что в процессе контроля
соответствующие органы и лица собирают
разнообразную информацию о
природоохранительной деятельности
подконтрольных и поднадзорных объектов.
Карательная
функция проявляется
в применении к нарушителям правовых
экологических требований предусмотренных
законодательством санкций.
Виды
экологического контроля (в
зависимости
от субъекта и сферы действия контроля):
Государственный –
самый эффективный, сложный важный. Ст.
65 – осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ
субъектов. Существуют специальные
положения Правительства, которые
регулируют более специфические,
отраслевые виды экологического контроля.
Перечень объектов должен быть сформулирован
Правительством РФ. Такие постановления
существуют. Ст. 66: вводится такая
должностная единица как государственный
инспектор в области охраны ОС. Этот
инспектор наделён следующими правами:
посещать в целях проверки любые объекты
всех форм собственности; знакомиться
с необходимыми документами; обязан
наблюдать соблюдение нормативов,
стандартов и технических регламентов;
вправе проверять работу очистных
сооружений; проверять деятельность
предприятия в целом; вправе предъявлять
требования и предписания об устранении;
вправе привлекать виновного к
административной ответственности.
Установлен
порядок проведения проверок. Все проверки
делятся на плановые (3 года, для источников
повышенной опасности – 2 года) и
внеплановые – могут проводиться по
различным основаниям. При внеплановой
проверке проверяемый должен быть минимум
за 2 недели. Проверки могут быть
фактическими, а могут быть письменными.
Достаточно подробно урегулирован
порядок проведения этих проверок;
проверяемый всегда может присутствовать
при проверке.
Производственный
(ст. 67). Кроме
того, существуют два специальных
стандарта. На любом предприятии создаётся
специальная служба – экологическая
служба. Количество специалистов, которое
в него входит – индивидуально. Контроль
осуществляется работниками самого
предприятия. Если экологические
требования не соблюдается, то экологическая
служба должна проинформировать об этом
руководство; если руководство не
реагирует, то служба должна обратиться
к государственному экологическому
инспектору. Производственный контроль
динамично развивается. Помимо специалистов
на предприятиях, создаются ещё и
специальные лаборатории. Производственный
экологический контроль, собственно,
является содержанием понятия экологический
менеджмент.
Общественный
экологический контроль (ст. 68). Реализуется
самим гражданами индивидуально или
общественными объединениями в области
охраны окружающей среды. Нужно понимать,
что здесь всё зависит от активности
жизненной позиции гражданина.
Принцип
многообразия форм экологического
контроля создан, чтобы наиболее
всестороннее и полно выявлялись нарушение
в сфере охраны окружающей среды.
Деятельность
СПб в области экологического контроля.
Раньше был принят специальный закон,
сейчас от его действия отказались.
Результатом введения этого закона
появилось новое явление: введение
экологического паспорта –
информационно-аналитического программного
комплекса о состоянии окружающей среды
на территории СПб. Это экологический
паспорт способствует реализации
общественного экологического контроля.
Также
экологический контроль можно разделить
по отдельным видам в зависимости от
стадии контроля:
Предупредительный
экологический контроль.
Происходит на стадии подготовки к
осуществлению хозяйственной деятельности
(согласование, проектирование, получение
разрешений на допустимый вред окружающей
среде и т.д.). Позволяет предусмотреть
профилактические меры для недопущения
причинения вреда объектам природного
мира, а также предотвратить потенциально
опасную экологическую деятельность на
стадии согласования.
Текущий
экологический контроль.
Осуществляется в рамках текущей
хозяйственной деятельности и состоит
в контроле за хозяйствующими субъектами.
Такой контроль заключается в запросе
документальной информации, выездных
проверках и инспекциях.
Последующий
экологический контроль.
Заключается в сборе информации по итогам
хозяйственной деятельности, ее обобщении
и систематизации с целью дальнейшего
регулирования природоохранных
мероприятий.
Соседние файлы в предмете Экологическое право
Виды проверок и основания их проведения
В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.
Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.
Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.
Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.
Плановые проверки
Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.
План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
При этом ежегодные планы «экологических» проверок после утверждения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования должны быть согласованы с органами прокуратуры до окончания года, предшествующего году проведения проверок, (т.е. не позднее 31 декабря) размещены на:
- официальных сайтах соответствующих органов государственного надзора;
- официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (сводный план проверок по всем видам надзора).
Отсутствие объектов юридического лица, индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок по состоянию на 31 декабря текущего года исключает возможность проведения в отношении его объектов плановых проверок в течение будущего года.
Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.
По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.
Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.
Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.
Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.
Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.
Таким образом, законные основания проведения плановой проверки одновременно составляют:
- наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
- издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
- своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.
Внеплановые проверки
Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).
При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.
Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой на основании следующих пунктов:
- нарушение прав потребителей;
- истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
- по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.
Как и в случае с правильной организацией плановых проверок, проведение внеплановых проверок должно сопровождаться доведением до сведения хозяйствующего субъекта намерения органа государственного экологического надзора о проведении проверки.
При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.
О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Исключение составляют случаи, когда в результате деятельности проверяемого лица причинен или причиняется вред:
- жизни, здоровью граждан;
- животным, растениям, окружающей среде;
- объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
- безопасности государства.
Предварительное уведомление не требуется, если в результате деятельности проверяемого лица:
- возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
- нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).
Таким образом, законность внеплановой проверки зависит от соблюдения следующих условий:
- наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
- предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
- своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).
Подводя итог, отметим, что рассмотренные особенности организации плановых и внеплановых проверок являются необходимыми формальными условиями их законности.
Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.
Нормативно-правовая база к статье
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
- Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора».
tt1. Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:2. Государственный экологический надзор включает в себя:федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.государственный земельный надзор;2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:государственный надзор в области обращения с отходами;1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении:государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;федеральный государственный охотничий надзор;внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;3. Утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ.в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;6. Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.производственных объектов, являющихся:7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи.пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;производственных объектов, на которых эксплуатируются:ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:к объектам I категории;к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);классификации промышленных объектов и производств;соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).8. В случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.5. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.контрольные (надзорные) мероприятия не10. Особенности организации и проведения внеплановых выездных проверок осуществления юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами
Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).
Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.
Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.
Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).
При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.
Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.
Виды государственного экологического надзора
- надзор
за геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр; - надзор
за обращением с отходами; - надзор
в области охраны атмосферного воздуха; - надзор
в области охраны водных объектов; - экологический
надзор на континентальном шельфе РФ; - экологический
надзор во внутренних морских водах и
в территориальном море РФ; - надзор
в области охраны и использования особо
охраняемых природных территорий - надзор
в области охраны озера Байкал; - экологический
надзор в особой экономической зоне РФ; - надзор
в области охраны, воспроизводства и
использования объектов животного мира
и среды их обитания; - надзор
в области рыболовства и сохранения
водных биоресурсов;