Сроки осуществления государственный строительный надзор

23 мая 2017

Порядок проведения итоговой проверки органом государственного строительного надзора

Предметом государственного строительного надзора, согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции

объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

В соответствии с требованиями РД 11-04-2006 п. 25. Итоговая проверка назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, составляемого по образцу, приведенному в приложении № 10 к настоящему Порядку. Указанное извещение направляется застройщиком или заказчиком после фактического окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий).

При проведении итоговый проверки особое внимание уделяется следующему:

— объект капитального строительства подлежит визуальному осмотру в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия));

— проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

Для итоговой проверки и сдачи объекта в эксплуатацию, застройщик (генеральный подрядчик) должен завершить следующие работы на объекте:

— строительно-монтажные работы.

— проверку функционирования инженерных коммуникаций, пусконаладочные работы.

— заключение договоров на обслуживание и эксплуатацию инженерных коммуникаций (лифтовое хозяйство, водоснабжение, канализация, газоснабжение, отопление, электроснабжение).

— благоустройство придомовой территории (асфальтирование дорог, подъездов для автомобилей, освещение, стоянки для автомобилей, пр.).

— проведение кадастровых работ.

Все перечисленное подтверждает полную готовность объекта капитального строительства. Любой недочет может стать препятствием для получения ЗОС и, соответственно, выдачи Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Следует также отдельное внимание уделить полномочиям должностных лиц органов государственного строительного надзора. Так, указанные лица уполномочены:

— беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

— требовать от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

— требовать от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

— составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;

— вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

— составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 27. РД 11-04-2006 результат проведенной итоговой проверки оформляется актом, который является основанием для обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения о соответствии. На основании п. 28. в течение 10 дней после получения обращения застройщика или заказчика Департамент выдает заключение о соответствии,  а при отсутствии оснований для выдачи заключения о соответствии принимает решение об отказе в выдаче такого заключения с соблюдением требований пунктов 17-20 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, главой V настоящего Порядка.

Назад к списку

20 августа 2018

Новые правила строительства объектов индивидуального жилищного строительства, порядок осуществления государственного строительного надзора при их строительстве

04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), направленный, в том числе, на совершенствование законодательства в сфере строительства объектов индивидуального жилищного строительства.

Законом определено понятие «объект индивидуального жилищного строительства», которым признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Законом устанавливается, что осуществление подготовки проектной документации, выдача разрешения на строительство и в дальнейшем получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства (далее – объект ИЖС) в эксплуатацию с 04.08.2018 не требуются. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к такому объекту.

В целях строительства или реконструкции объекта ИЖС необходимо подать в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее – уполномоченный орган), уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС (далее – уведомление о планируемом строительстве), форма которого будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Перечень сведений, которые должны содержатся в уведомлении о планируемом строительстве установлен законом, включает в себя сведения о застройщике, земельном участке, на котором планируется осуществить строительство или реконструкцию, а также о планируемых параметрах объекта ИЖС, в том числе об отступах от границ земельного участка. К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, документы, подтверждающие полномочия представителя лица, направляющего уведомление, а в случае, если строительство или реконструкция объекта ИЖС планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения – описание внешнего облика объекта ИЖС либо указание на использование типового архитектурного решения. Уведомление о планируемом строительстве можно направить в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством личного обращения либо через многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг. Форма такого уведомления будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В течение семи рабочих дней с момента поступления уведомления о планируемом строительстве уполномоченным органом принимается решение о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке либо об их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, о чем уведомляется заявитель. Решение о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке может быть принято только в случаях, строго определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Получение уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, ненаправление никакого уведомления в адрес заявителя уполномоченным органом, считается согласованием указанным органом строительства или реконструкции объекта ИЖС и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве. По общему правилу, данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС.

В случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик подает уведомление об этом в уполномоченный орган с указанием изменяемых параметров.

В срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС в порядке, аналогичном описанному выше, в уполномоченный орган подается уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС, к которому прилагаются технический план объекта ИЖС, заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. Форма уведомления также будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства принимается решение о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о его несоответствии таким требованиям с указанием всех оснований для направления такого уведомления, строго определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В случае принятия решения о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности на уполномоченный орган возлагается обязанность направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект ИЖС и прилагаемые к нему документы, о чем уведомляется застройщик.

В случае принятия решения о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности информация об этом направляется в органы, уполномоченные на осуществления государственного строительного надзора, земельного надзора в целях принятия мер реагирования.

Аналогичные правила распространяются на садовые дома, до 01.01.2019 – на жилые дома, жилые строения, строительство, реконструкция которых осуществляется на дачном земельном участке. Параметры жилого дома или жилого строения, возводимых на дачном или садовом земельном участке до 01.01.2019, должны соответствовать параметрам объекта ИЖС.

В случае, если до 04.08.2018 подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в ранее действовавшем порядке и направление уведомления о планируемом строительстве не требуется. В указанном случае, а также в случае, если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 04.08.2018, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, действует уведомительный порядок окончания строительства объекта.

Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до 04.08.2018 начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве в порядке, указанном выше. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Стоит также отметить, что Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент), как орган регионального государственного строительного надзора, наделяется полномочиями по проведению выездных проверок объектов ИЖС на основании обращений и жалоб заявителей. Предметом таких проверок будет являться проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлен факт несоответствия объекта ИЖС выше указанным требованиям, Департамент в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления по месту нахождения такого объекта уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Орган местного самоуправления в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от Департамента указанного уведомления, принимает одно из следующих решений:

1) о сносе самовольной постройки либо о ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) об обращении в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

3) о направлении в Департамент уведомления о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается.

3 апреля 2020

О проведении строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства

Проведение строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства является одной из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в соответствии со статьей 39 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство должно проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации — в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

В силу части 8 статьи 53 Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

«Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468) — устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации — работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства. При этом специалист по организации строительства должен быть включен в национальный реестр специалистов в области строительства.

Согласно пункту 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к должностным обязанностям специалистов по организации строительства в том числе относятся: организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов.

В силу пункта 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей. При этом ответственными за строительный контроль могут быть назначены лица, не включенные в национальный реестр специалистов.

Также в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с «иными» лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства. Таким образом, если работы осуществляются не по прямым договорам с застройщиком или техническим заказчиком (например – по договору между генподрядчиком и субподрядчиком), также отсутствует требование о включении ответственного за строительный контроль в национальный реестр специалистов.

Функции технического заказчика (в том числе строительный контроль от заказчика) могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что функции заказчика по контролю за строительством не могут быть переданы подрядчику (генеральному подрядчику) по договору строительного подряда. Заказчик (застройщик) обязан обеспечить строительный контроль либо путем личного его осуществления, либо путем возложения данной обязанности на лицо, не выполняющее работы по договору строительного подряда.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля