Составляющие санитарно эпидемиологического надзора

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор —
деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
включает в себя: контроль за выполнением
санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
Российской Федерации; меры пресечения
нарушений санитарного законодательства,
выдачу предписаний и вынесение
постановлений о фактах нарушения
санитарного законодательства, а также
привлечение к ответственности лиц, их
совершивших; контроль за
санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, профессиональных заболеваний,
массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) в связи с вредным воздействием
факторов среды обитания в целях
формирования государственных
информационных ресурсов.

С категорией
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора тесно связано государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование,
основной задачей которого является
установление санитарно-эпидемиологических
требований, обеспечивающих безопасность
для здоровья человека среды его обитания.

Нормативными
правовыми актами, устанавливающими
санитарно-эпидемиологические требования,
являются государственные
санитарно-эпидемиологические правила
(санитарные правила, санитарные правила
и нормы, санитарные нормы, гигиенические
нормативы), содержащие: гигиенические
и противоэпидемические требования по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, профилактики
заболеваний человека, благоприятных
условий его проживания, труда, быта,
отдыха, обучения и питания, а также
сохранению и укреплению его здоровья;
оптимальные и предельно допустимые
уровни влияния на организм человека
факторов среды его обитания; максимально
или минимально допустимое количественное
и (или) качественное значение показателя,
характеризующего с позиций безопасности
и (или) безвредности для здоровья человека
тот или иной фактор среды его обитания.

В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия в России государственной
санитарно-эпидемиологической службой
Российской Федерации, являющейся единой
федеральной централизованной системой
органов и учреждений, осуществляется
санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
контроль и надзор, является действующая
в системе Министерства здравоохранения
социального развития РФ Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.

Органы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
и их должностные лица, перечисленные в
ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом
привлекать к административной
ответственности физических и юридических
лиц, виновных в совершении административных
правонарушений, предусмотренных
ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.

В
соответствии со статьей 46 Федерального
закона в Российской Федерации действует
единая государственная централизованная
система органов и учреждений, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор (Государственная
санитарно-эпидемиологическая служба
Российской Федерации). В систему службы
входят : федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в стране; органы и учреждения
государственной санитарно-эпидемиологической
службы, созданные в установленном
законодательством порядке для
осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах Российской Федерации,
городах, районах, на воздушном и водном
транспорте; структурные подразделения,
учреждения федеральных органов
исполнительной власти по вопросам
обороны, внутренних дел, безопасности,
пограничной службы, юстиции и налоговой
полиции; государственные
научно-исследовательские и иные
учреждения, осуществляющие свою
деятельность в целях обеспечения
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора. Органы и учреждения государственной
санитарно- эпидемиологической службы
действуют на основе подчинения нижестоящих
вышестоящим и главному государственному
санитарному врачу Российской Федерации.

Служба
разрабатывает и утверждает в установленном
порядке санитарные правила, нормы и
гигиенические нормативы, что составляет
основу для санитарно-эпидемиологического
благополучия населения. Разновидности
этих норм определяет Положение о
Государственной санитарно-эпидемиологической
службе, оно также конкретизирует сферы
действия этих норм, правил и нормативов,
например, они устанавливают гигиенические
и эпидемиологические критерии безопасности
и безвредности для человека
продовольственного сырья, пищевых
продуктов и питьевой воды, товаров
народного потребления и объектов
окружающей природной среды. Они
обязательны для выполнения на всей
территории страны всеми государственными
и негосударственными органами,
организациями, должностными лицами и
гражданами и могут включать в себя
санитарные правила, устанавливающие
гигиенические и противоэпидемические
требования по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, санитарные
нормы, устанавливающие оптимальные и
предельно допустимые уровни влияния
комплекса факторов среды обитания
человека на его организм, гигиенические
нормативы, закрепляющие критерии
безопасности и безвредности отдельных
факторов среды обитания человека для
его здоровья, санитарные правила и
нормы, объединяющие требования отдельных
санитарных правил, норм и гигиенических
нормативов.

Должностные
лица государственной санитарно-эпидемиологической
службы для эффективного выполнения
задач, на них возложенных, имеют широкий
ряд полномочий:

1)
полномочия, обеспечивающие необходимые
условия для осуществления надзора;

2)
беспрепятственно посещать и обследовать
поднадзорные объекты;

3)
получать от организаций и граждан
сведения и документы, необходимые для
выполнения возложенных на них задач;

4)
изымать образцы(пробы) материалов,
веществ, изделий, пищевых продуктов,
воздуха, воды и почвы для лабораторных
исследований и проведения гигиенической
экспертизы;

5)
требовать проведения гигиенических и
противоэпидемических мероприятий;

6)
выявлять и устранять причины и условия
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и др.

Полномочия
по пресечению нарушений санитарного
законодательства могут быть различными.
Это и приостановление либо пресечение
работ по проектированию и строительству,
а также введения в эксплуатацию
законченных объектов; эксплуатация
действующих предприятий, организаций,
транспортных средств и других объектов.

Также
это могут быть решения по применению
административного принуждения в виде
мер пресечения: о временном отстранении
от работы граждан, являющихся носителями
возбудителей инфекционных болезней и
могущих быть источниками их распространения
в связи с особенностями выполняемой
работы или производства, в которых они
заняты; решения об обязательной
госпитализации инфекционных больных;
о проведении дезинфекции, дезинсекции
в очагах инфекционных заболеваний; о
проведении профилактических прививок
населению или отдельным группам граждан
по эпидемиологическим показаниям.

В
отдельную группу следует выделить
полномочия по применению административных
взысканий к лицам, виновным в нарушении
санитарных правил. Главные санитарные
врачи и их заместители имеют право
рассматривать материалы и дела о
нарушениях санитарного законодательства
и налагать за такие правонарушения
административные взыскания в виде
предупреждения и штрафа. Они также
вправе направлять в правоохранительные
органы материалы о нарушениях санитарного
законодательства для решения вопросов
о возбуждении уголовных дел (статья 51
Федерального закона от 30 марта 1999 года).

Также
необходимо выделить полномочия требовать
возмещения вреда, причиненного здоровью
граждан, а также расходов
лечебно-профилактических и
санитарно-профилактических учреждений
на проведение ими гигиенических,
противоэпидемических и медицинских
мероприятий при возникновении массовых
заболеваний и отравлении людей.

(слайд
22) Должностные
лица государственной санитарно-эпидемиологической
службы для эффективного выполнения
задач, на них возложенных, имеют широкий
ряд полномочий:

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:

1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;

2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;

3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;

4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;

5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);

6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.

В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.

Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:

1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;

2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;

3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;

5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;

6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;

7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;

9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;

10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;

11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:

1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;

2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;

3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;

5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);

6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;

7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.

Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.

В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.

Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.

Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.

Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.

В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.

На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:

1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;

2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;

3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;

4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;

5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».

Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.

Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.

Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля