(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В Государственную противопожарную службу входят:
федеральная противопожарная служба;
противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 110-ФЗ)
органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее — органы государственного пожарного надзора);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.03.2015 N 37-ФЗ)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 234-ФЗ, от 14.07.2022 N 274-ФЗ)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
116. Контроль за организацией и осуществлением государственной функции производится в ходе инспекторских, контрольных и целевых проверок деятельности органов ГПН территориальных органов.
117. Контроль за организацией и осуществлением государственной функции производится посредством проверки исполнения требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Административного регламента.
118. Контроль осуществляется комиссиями с учетом специализации и направления деятельности должностных лиц органов ГПН или индивидуально. В состав комиссии при необходимости могут быть включены представители пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.
Основанием осуществления контроля является приказ (распоряжение) вышестоящего органа МЧС России.
Приказом (распоряжением) органа МЧС России председателем комиссии назначается должностное лицо органа ГПН. Данным приказом (распоряжением) определяется также состав комиссии.
Контроль осуществляется в соответствии со служебным заданием, утверждаемым начальником органа ГПН, осуществляющего контроль.
- Порядок и периодичность осуществления проверок полноты и качества исполнения государственной функции
- Ответственность должностных лиц органов ГПН за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции
- Требование к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
Порядок и периодичность осуществления проверок полноты и качества исполнения государственной функции
119. Инспекторские проверки органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальных отделов (отделений, инспекций) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, органов ГПН объектовых, специальных и воинских подразделений, территориальных подразделений федеральной противопожарной службы, их структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, а также их территориальных отделов (отделений, инспекций), по организации и осуществлению ГПН планируются вышестоящими органами ГПН и проводятся не реже чем один раз в пять лет.
120. В ходе инспекторских проверок проверяется и оценивается весь комплекс вопросов, касающихся организации и осуществления государственной функции, в том числе:
полнота и законность исполнения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению государственной функции;
проведение предварительного расследования по фактам пожаров;
полнота и качество осуществления мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
полнота и качество осуществления сезонных профилактических мероприятий;
качество планирования работы с учетом анализа результатов надзорной деятельности в области пожарной безопасности, степень и своевременность исполнения запланированных проверок;
качество документов, оформляемых по результатам проверок;
состояние контроля за выполнением выданных предписаний;
правильность и обоснованность отнесения объектов защиты и (или) территории (земельного участка) к определенной категории риска;
обеспеченность законодательными, иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов ГПН, а также законодательными, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности и методической документацией;
качество анализа результатов деятельности по осуществлению государственной функции и противопожарного состояния объектов защиты на обслуживаемой территории, эффективность принимаемых мер по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты;
полнота использования полномочий, предоставленных органам ГПН;
принципиальность и требовательность руководства органов ГПН и должностных лиц органов ГПН при осуществлении проверок;
качество проверок деятельности должностных лиц органов ГПН и эффективность принимаемых мер по улучшению их работы;
осуществление взаимодействия и проведение совместных мероприятий с другими надзорными и контрольными органами;
использование в служебной деятельности компьютерной техники и новых информационных технологий;
использование средств массовой информации для противопожарной пропаганды;
организация и проведение служебной подготовки должностных лиц органа ГПН.
121. По результатам проверки составляется акт, который представляется на утверждение должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение), являющийся основанием осуществления контроля, и регистрируется в установленном порядке. Органом ГПН, в отношении которого проводилась проверка, в 10-дневный срок с момента утверждения акта проверки разрабатывается и согласовывается с должностным лицом, издавшим данный приказ (распоряжение), план мероприятий по устранению выявленных недостатков, а также назначаются ответственные лица по контролю за их устранением.
122. Контрольная проверка проводится по решению вышестоящего органа ГПН с учетом сроков выполнения плана устранения недостатков, выявленных в ходе инспекторской проверки.
123. Целевая проверка назначается:
при осложнении обстановки с пожарами на обслуживаемой органом ГПН территории;
для оценки результатов работы по отдельным направлениям деятельности органа ГПН;
для проверки жалоб на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, принимаемые в ходе осуществления государственного пожарного надзора.
В ходе целевых проверок проверяется и оценивается комплекс вопросов, указанных в пункте 120 настоящего Административного регламента, касающихся организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, явившихся основанием для назначения специальной проверки.
124. Должностные лица органа ГПН при проверках обязаны оказывать практическую помощь подчиненным органам ГПН по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора.
Ответственность должностных лиц органов ГПН за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции
125. Должностные лица органов ГПН несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка исполнения административных процедур, правильность и обоснованность принятых решений, законность применяемых мер, соблюдение порядка их применения и соответствие применяемых мер совершенным нарушениям, соблюдение прав проверяемых лиц.
Должностные лица органов ГПН в случае ненадлежащего исполнения соответственно государственной функции, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требование к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
126. Лица, в отношении которых исполняется государственная функция, имеют право на любые предусмотренные законодательством Российской Федерации формы контроля за деятельностью должностных лиц органов ГПН при исполнении ими государственной функции.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется:
органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;
на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, — подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.
Заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор, координирует деятельность органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 01.04.2022 N 80-ФЗ)
Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:
соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В положении о федеральном государственном пожарном надзоре указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного пожарного надзора.
Оценка соблюдения требований пожарной безопасности, а также требований, предусмотренных абзацем третьим части третьей настоящей статьи, в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.
В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках федерального государственного строительного надзора Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы федерального государственного пожарного надзора осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, — нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Должностные лица уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора органов и учреждений наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории.
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Полномочия органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении государственной функции
Наименование государственной функции — осуществление государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности.
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими основными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. приказом МЧС РФ от 28 июня 2012 г. N 375).
Исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) и его территориальными органами.
Органами государственного пожарного надзора являются:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации;
структурные подразделения специальных и воинских подразделений.
Государственная функция исполняется органами ГПН бесплатно. Взимание платы за исполнение государственной функции полностью либо на отдельных этапах не допускается.
Предмет государственного надзора
Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:
соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;
выполнение предписаний органов ГПН;
проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
Органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:
1) организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;
2) принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении:
руководителей органов власти;
лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностных лиц в пределах их компетенции;
Организация и проведение проверок, а также принятие мер по результатам проведения проверок осуществляется в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности.
Права и обязанности должностных лиц органов ГПН при осуществлении государственного надзора
Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
вносить в органы власти предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
вызывать в органы ГПН должностных лиц органов власти, организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН делам, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, права и законные интересы органов власти, организаций и граждан;
проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и копии документа о согласовании проведения проверки;
не препятствовать руководителям органов власти; собственникам имущества; лицам, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лицам, в установленном порядке назначенным ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностным лицам в пределах их компетенции; гражданам, либо их уполномоченным представителям (далее — уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка), присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
в установленном порядке предоставлять уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
в установленном порядке знакомить уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка с результатами проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов органов власти, организаций и граждан;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами власти, организациями и гражданами;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;
не требовать от органов власти, организаций и граждан документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения проверки, по просьбе уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, ознакомить их с положениями Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Срок исполнения государственной функции
Общий срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
В отношении объекта защиты, в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект (организация и гражданин), отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малым предприятиям либо к микропредприятиям, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год, срок проведения проверки в часах и даты начала и окончания проведения проверки указываются в распоряжении о проведении проверки.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен изданием нового распоряжения начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
ведение учета объектов защиты, органов власти и планирование проверок в органах ГПН;
оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам;
регистрация и учет проверок;
рассмотрение письменных заявлений организаций и граждан, являющихся соискателями лицензий либо лицензиатами в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
рассмотрение межведомственных запросов из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляющих государственные услуги;
проведение консультаций по исполнению государственной функции и вопросам, входящим в компетенцию органов ГПН.
Выполнение административных процедур исполнения государственной функции заканчивается:
по абзацу второму пункта 1 — включением объектов защиты, органов власти в журнал учета объектов защиты, органов власти и контрольно-наблюдательных дел, опубликованием и размещением в порядке, установленном Административным регламентом, разрабатываемых планов проверок;
по абзацам третьему и четвертому пункта 1 — составлением и вручением органом ГПН акта проверки или акта проверки органа власти, акта проверки физического лица-правообладателя, а также процедурой или совокупностью следующих процедур:
выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее — предписание об устранении нарушений) и о проведении мероприятий в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее — предписание по устранению несоответствия);
возбуждением дела об административном правонарушении; вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении;
внесением представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам;
подготовкой и направлением ответа по результатам рассмотренных обращений физического или юридического лица, информации от органов власти;
подготовкой и направлением, при необходимости, информации в органы внутренних дел, прокуратуры и другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
по абзацу пятому пункта 1 — докладом начальнику органа ГПН или его заместителю о проведении проверки и регистрации проверки в журнале органа ГПН по учету проверок;
по абзацу шестому пункта 1 — составлением акта обследования по результатам рассмотрения заявления, на основании которого органом ГПН выдается заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
по абзацу седьмому пункта 1 — направлением в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, сведений из заключения о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
по абзацу восьмому пункта 1 — устным ответом, разъяснением или направлением письменного разъяснения.
Проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки объекта защиты (далее — распоряжение о проведении проверки) органа ГПН установленной формы, а в отношении органов власти и физических лиц-правообладателей проводится на основании распоряжения, в котором указываются:
1) наименование органа ГПН;
2) фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование органов власти или физических лиц-правообладателей, проверка которых проводится, место их нахождения;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) сроки проведения проверки;
7) перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
8) даты начала и окончания проведения проверки.
Копии распоряжения о проведении проверки, представляемые или направляемые уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, заверяются печатью издавшего его органа ГПН.
Проверка проводится только в форме выездной проверки.
Проверка может проводиться только тем должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, который (которые) указан (указаны) в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни должностного лица органа ГПН, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки, отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки в порядке, установленном Административным регламентом. В случае издания нового распоряжения начальника органа ГПН в связи с продлением срока проведения плановой проверки на основании мотивированного рапорта должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, решение о продлении срока проверки оформляется визой начальника органа ГПН на данном мотивированном рапорте. Распоряжение о продлении срока проведения проверки должно быть подписано до окончания ранее установленного срока проверки. О продлении срока плановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН любым доступным способом.
Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под роспись должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.
По требованию участвующих в проверке лиц, должностное лицо (должностные лица) органа ГПН обязано (обязаны) представить информацию об органе ГПН, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
При проведении проверки должностное лицо (должностные лица) органа ГПН не вправе:
1) проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа ГПН;
2) осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, за исключением случая проведения такой проверки по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.