Государственный
пожарный надзор (ГПН) —
специальный вид государственной
надзорной деятельности, осуществляемый
должностными лицами органов управления
и подразделений Государственной
противопожарной службы в целях контроля
за соблюдением требований пожарной
безопасности и пресечения их нарушений
Основной
задачей государственного пожарного
надзора
является осуществление в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации, деятельности по
проведению проверки соблюдения
организациями и гражданами требований
пожарной безопасности и принятие мер
по результатам этой проверки.
Органы государственного пожарного надзора
- федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
на решение задач в области пожарной
безопасности, в лице структурного
подразделения его центрального аппарата,
в сферу ведения которого входят вопросы
организации и осуществления
государственного пожарного надзора; - структурные
подразделения региональных центров
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, созданные для
организации и осуществления
государственного пожарного надзора
на территориях федеральных округов; - структурные
подразделения территориальных органов
управления федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области пожарной
безопасности; - подразделения
федеральной противопожарной службы,
созданные в закрытых
административно-территориальных
образованиях.
Государственная
противопожарная служба —
является основным видом пожарной
охраны
и входит в состав Министерства Российской
Федерации по делам гражданской
обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС
РФ)
в качестве единой самостоятельной
оперативной службы.
В
Государственную противопожарную службу
входят:
Федеральный
закон “О
пожарной безопасности”. Статья 6.
Государственный
пожарный надзор.
Должностные
лица органов управления и подразделений
Государственной противопожарной службы
при осуществлении государственного
надзора имеют право:
осуществлять государственный пожарный
надзор за соблюдением требований
пожарной безопасности
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, предприятиями,
а также должностными лицами и гражданами.
155Паспортная система.
Паспортная
система
РФ представляет собой совокупность
правовых норм, устанавливающих паспорт
гражданина РФ в качестве основного
документа, удостоверяющего его личность
на территории РФ, а также определяющая
порядок выдачи, замены паспортов,
регистрации граждан РФ и снятия их с
регистрационного учета по месту
пребывания и месту жительства.
Паспортная
система предназначена для решения
целого ряда задач. Наиболее значимыми
среди них являются: создание необходимых
условий для реализации гражданами их
прав и свобод, а также исполнения
обязанностей перед другими членами
общества и государством; государственный
учет населения; обеспечение общественной
и государственной безопасности. Одна
из основных задач П.с. — охрана правопорядка.
паспортная
система состоит из отдельных элементов
(групп правовых норм:
- правовые
нормы, устанавливающие содержание
паспорта; - нормы,
определяющие порядок его выдачи и
замены; - правовые
нормы, регулирующие порядок регистрации
граждан РФ по месту пребывания и месту
жительства и снятия их с регистрационного
учета.
Правовую
основу паспортной системы в настоящее
время составляет целый ряд нормативных
актов. В Конституции РФ закреплено право
свободно передвигаться, а также выбирать
место пребывания и жительства каждому,
кто законно находится на территории
России. Данное положение детализировано
в Законе РФ. «О праве граждан РФ на
свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах РФ»
. В нем введены понятия места пребывания
и места жительства, указаны цели
осуществления регистрационного учета;
основные правила регистрации и снятия
граждан РФ с регистрационного учета по
месту пребывания и месту жительства, а
также установлены некоторые другие
важные положения.
З-н
«О праве на свободу передвижения,
выбора места жительства и пребывание
в пределах РФ» отменяет институт
прописки и выписки граждан, заменив его
регистрационным учетом. Главное отличие
прописки от регистрации состоит в том.
что прописка носила характер разрешительный,
а регистрация несет чисто уведомительную
функцию.
Постановление
Правительства РФ «Об
утверждении Правил регистрации и снятия
граждан РФ с регистрационного учета
по месту пребывания и по месту жительства
в пределах РФ и перечня должностных
лиц, ответственных за регистрацию».
Настоящие
Правила
регулируют
порядок регистрации и снятия граждан
РФ с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в
пределах РФ .
Регистрационный
учет устанавливается в целях обеспечения
необходимых условий для реализации
гражданами своих прав и свобод, а также
исполнения ими обязанностей перед
другими гражданами, государством и
обществом.
Граждане
обязаны регистрироваться по месту
пребывания и по месту жительства в
органах регистрационного учета и
соблюдать настоящие Правила.
Гр-н,
изменивший место жительства обязан не
позднее 7 дней обратиться к должностному
лицу, ответственному за регистрацию.
Орган регистрации учета обязан
зарегистрировать гр-на не позд. 3-х дней
со дня предъявленных им документов.
Контроль
за соблюдением гражданами и должностными
лицами настоящих Правил возлагается
на Федеральную миграционную службу, ее
территориальные органы и органы
внутренних дел.
Граждане,
прибывшие для временного проживания в
жилых помещениях, не являющихся их
местом жительства, на срок свыше 90 дней,
обязаны по истечении указанного срока
обратиться к должностным лицам,
ответственным за регистрацию.
Регистрация
граждан по месту пребывания в жилых
помещениях, не являющихся местом их
жительства, осуществляется на срок,
определенный по взаимному соглашению.
Соседние файлы в папке Шпоры_и_ТД
Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, призванный поддерживать высокий уровень пожарной безопасности в стране путем проведения обследований и проверок противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий и организаций.
Началом развития государственного пожарного надзора считается «Положение об органах государственного пожарного надзора», утвержденное 18 июля 1927 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР.
Положение стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе — проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, эта структура взяла под надзор всю работу по предупреждению пожаров и соблюдению правил пожарной безопасности.
За 90 лет пожарный надзор претерпел множественные изменения. В начале был в составе НКВД, затем подчинялся МВД, а с 2001 года государственный пожарный надзор в составе пожарной охраны вошел в систему МЧС России.
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций установлены постановлением правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года «О федеральном государственном пожарном надзоре».
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Органами государственного пожарного надзора являются: структурное подразделение центрального аппарата МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора; территориальные органы МЧС, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ; объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы; территориальные подразделения федеральной противопожарной службы.
Сегодня деятельности надзорных органов страны осуществляется в рамках Приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденной президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным направлениям в декабре 2016 года. Основной задачей реформы является принципиальное изменение подходов в осуществлении надзорной деятельности. В первую очередь, это уход от тотального надзора к риск-ориентированному, снижение административной нагрузки и предупреждение нарушений обязательных требований преимущественно профилактическими мерами.
В рамках программы в МЧС разработан и утвержден паспорт «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России», реализация которого предусмотрена в три этапа: первый — 2017 год; второй — 2018 год и третий — 2019-2025 годы. Ключевыми направлениями реформирования определены: внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности; внедрение системы оценки результативности и эффективности; систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований; внедрение системы комплексной профилактики нарушений; внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов; внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений; автоматизация контрольно-надзорной деятельности.
По данным МЧС РФ, ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 миллиона мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, они предлагают к исполнению до 7,5 миллиона противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тысяч пожаров, сохраняется материальных ценностей на 35-45 миллиардов рублей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Государственный пожарный надзор (ГПН) – осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о пожарной безопасности, должностными лицами органов ГПН, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (ПБ). Основной задачей ГПН является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.
Органами ГПН являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ПБ, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН; структурные подразделения региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления ГПН на территориях федеральных округов; структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности; подразделения ФПС, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.
Руководители соответствующих органов ГПН по должности одновременно являются: главными государственными инспекторами субъектов РФ по пожарному надзору; главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению ГПН определяется Правительством РФ. Должностные лица органов ГПН при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством РФ. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов ГПН.
Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по ПБ, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции; осуществлять ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и др. объектов, в т.ч. в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований ПБ, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований ПБ; вызывать в органы управления и в подразделения ГПН должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области ПБ, в т.ч. за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГПН.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов ГПН определяются Положением о государственном пожарном надзоре (с апреля 2012 «О федеральном государственном пожарном надзоре»), утверждаемым в установленном порядке. Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О пожарной безопасности», если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, ГПН осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ с градостроительной деятельности.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
Дата актуализации статьи: 22.07.2021
В этой статье мы постараемся разобраться, что же такое федеральный государственный пожарный надзор (ГПН), какие задачи он решает и какими нормативными правовыми актами руководствуется в своей деятельности.
Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248), Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69) и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.
В соответствии со статьей 1 ФЗ № 248 под государственным контролем (надзором) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Статьей 6 ФЗ № 69 установлено, что предметом федерального государственного пожарного надзора являются:
- соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляют органы государственного пожарного надзора, находящиеся в ведении МЧС России. При этом на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, государственный пожарный надзор осуществляется подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.
В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290, деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.
Органы ГПН
в рамках своей компетенции наделены следующими полномочиями:
- обеспечивать учет объектов надзора, организовывать и проводить контрольные (надзорные) мероприятия, принимать соответствующие решения;
- осуществлять официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
- осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- рассматривать обращения и жалобы контролируемых лиц по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- осуществлять профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;
- рассматривать в установленном порядке жалобы на решения, действия (бездействие) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;
- участвовать в проверках объектов надзора, проводимых органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», давать пояснения и представлять информацию в рамках своей компетенции, готовить мотивированные предложения о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры, а также получать для ознакомления документы, сведения и материалы, касающиеся предмета соответствующей проверки, организованной органом прокуратуры;
- оказывать государственные услуги и осуществлять разрешительные функции в рамках предоставленных полномочий.
Должностными лицами государственного пожарного надзора могут осуществляться следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
Профилактика пожаров осуществляется органами государственного пожарного надзора с использованием таких видов профилактических мероприятий как: информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит и обобщение правоприменительной практики.
Таким образом, проведённый обзор законодательства свидетельствует о том, что органы государственного пожарного надзора
имеют достаточно широкий спектр полномочий, позволяющий им обеспечивать предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Узнать, какие документы по пожарной безопасности нужны на Вашем объекте.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.
Дата актуализации статьи: 13.08.2021
Проведение выездных проверок, инспекционных визитов и иных контрольных (надзорных) мероприятий основано на соблюдении должностными лицами органов государственного пожарного надзора (далее – органов ГПН) и контролируемыми лицами прав, которыми их наделило законодательство РФ. В свете изменений, произошедших в организации надзорной деятельности с вступлением в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248), мы решили напомнить нашим читателям, какие есть права у проверяющего и у проверяемого при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
Но вначале поясним, что под вышеупомянутыми контролируемыми лицами, в соответствии с частью 1 статьи 31 ФЗ № 248, понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Права инспекторов органов ГПН
Основные права инспектора, в том числе должностного лица органа ГПН (далее — инспектора органа ГПН), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия указаны в части 2 статьи 29 ФЗ № 248. Более подробно те же права расписаны в пунктах 12-25 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение).
Прав в указанных пунктах перечислено достаточно много, поскольку они прописаны отдельно для каждой категории инспекторов органов ГПН (начиная от государственного инспектора города (района) субъекта РФ заканчивая главным государственным инспектором по пожарному надзору в РФ). При желании с ними можно ознакомиться по указанной выше ссылке. В данной статье мы отметим именно те права, которыми пользуются инспектора органов ГПН непосредственно при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и взаимодействии с контролируемым лицом.
Инспектора органов ГПН имеют право:
- проводить контрольные (надзорные) мероприятия;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только должностными лицами, указанными в распоряжении (решении) руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
- совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;
- запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;
- составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект надзора либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
- обращаться в соответствии с Федеральным законом «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
- принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
- рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;
- осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.
О том какие действия не вправе осуществлять инспектора органов ГПН при проведении контрольных (надзорных) мероприятий вы можете прочить в статье, ссылка на которую размещена ниже.
Права контролируемых лиц
Права контролируемых лиц указаны в статье 36 ФЗ № 248, на основании которой при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля контролируемое лицо имеет право:
- присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
- получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
- получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
- знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
Так же в соответствии со статьей 38 ФЗ № 248 контролируемое лицо имеет право на возмещение вреда (ущерба), причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Помимо этого, в ФЗ № 248 отдельно прописаны права контролируемого лица при проведении такого контрольного (надзорного) действия как экспертиза. Согласно части 5 статьи 84 при назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право:
- информировать контрольный (надзорный) орган о наличии конфликта интересов у эксперта, экспертной организации;
- предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, экспертной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;
- присутствовать с разрешения должностного лица контрольного (надзорного) органа при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации.
Недопустимость злоупотребления правом
В завершении хотелось бы напомнить нашим читателям, что ФЗ № 248 предусмотрена недопустимость злоупотребления правом. Так в статье 11 ФЗ № 248 сказано, что:
- использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускается.
- не допускается использование контролируемыми лицами прав и гарантий, установленных настоящим Федеральным законом, в целях воспрепятствования осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
- не допускается злоупотребление гражданами и организациями правом на обращение в контрольные (надзорные) органы в целях направления обращений, содержащих заведомо недостоверную информацию о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований.
Надеемся, что данная статья будет полезна при
подготовке к проведению контрольных (надзорных) мероприятий как инспекторами
органов ГПН, так и контролируемыми лицами, и никто из участников этого
мероприятия не допустит нарушений установленных прав.
Рис. Работа инспектора государственного пожарного надзора
·структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
·территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
·структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
· главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;
·главным государственным инспектором территориального, объектового, специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы (см. ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ) по пожарному надзору;
· главным государственным инспектором федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации. Должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством Российской Федерации. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
·беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
·вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
·вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
·осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений;
·производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
· для категории высокого риска — один раз в 3 года;
· для категории значительного риска — один раз в 4 года;
· для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;
· для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет.
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:
· ввода объекта защиты в эксплуатацию;
· окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется:
а) решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
б) решением главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) по месту нахождения объекта защиты — при отнесении к иным категориям риска;
в) решениями главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации и профилактики тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в пределах установленной компетенции по месту нахождения объекта защиты — при отнесении к категории риска: высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого.
В случае пересмотра решения об отнесении объекта защиты к одной из категорий риска, то решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска.
Как узнать о пожарной проверке? — см. статью.
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
3. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007. – 416 с.: ил.
4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 23 сентября 2020 года)
Государственный пожарный надзор – это орган, подчиняющийся МЧС РФ при выполнении своих функций. Датой его образования считают 18 июля 1927 года. Советский Союз появился ранее. Сегодня порядок действий осуществляется, соответствуя законодательству РФ.
Рассмотрим, какими правами обладает орган, выясним обязанности должностного лица.
Что такое государственный пожарный надзор
Это специальная служба, предотвращающая опасные ситуации, связанные с возгоранием в любых городах, населенных пунктах.
Задачи
Кроме прав и обязанностей, этот орган защищает жизнь любого гражданина страны. Оберегает от потери имущества при пожаре доступными способами.
Инспектору требуется вести статистику и составлять отчеты о произошедших возгораниях. Делать записи о последствиях случившегося.
Органы государственного пожарного надзора обязаны рассматривать жалобы от людей и организаций. Задачи каждым сотрудником выполняются беспрекословно.
Функции
Перечислим по порядку:
- контролировать строительные фирмы, чтобы соблюдались требования ПБ на домах разнообразного назначения;
- заниматься проведением экспертиз на объектах, составлять пожарную декларацию;
- участвовать в принятии оборудования;
- проверять службы городов и населенных пунктов. Также субъектов хоздеятельности, независимо от того, какое у них назначение;
- заниматься разработкой проектно-сметных документов, касающихся безопасности. Наблюдать за исполнением ПБ на эксплуатируемых зданиях;
- принимать участие в обследованиях компаний из категорий взрыво- и пожароопасных;
- проверять ведение санитарных и профилактических мероприятий на различных объектах.
Также в функции входит участие в испытаниях новейшего оборудования.
Они бывают следующими:
- Федеральными исполнительной власти, решающими вопросы ПБ. Это структурное подразделение центрального аппарата.
- Региональные, по делам ГО ЧС и ликвидации последствий. Функционируют в Федеральных округах.
- Структурные подразделения. Это территориальная исполнительная власть, решающая задачи, связанные с пожарной безопасностью.
- Служба, созданная при административных образованиях.
Основной вид охраны – государственный орган, подчиняющийся Мин РФ по делам ГО и ЧС, а также стихийных бедствий.
Он состоит из:
- Федеральной службы.
- И противопожарной, субъектов России.
Органы подчиняются законодательству. Сотрудникам выдают жетоны МЧС, шевроны.
Кто такой инспектор ГПН
Специалист ведет надзор за компаниями, предпринимателями, не зависимо от вида деятельности.
Обязанности
У инспектора ОГПН они следующие:
- своевременно выполнять собственные функции, предупреждая возможные нарушения правил пожарной безопасности;
- знать нормативные акты РФ, правильное их применение;
- контролировать мероприятия, чтобы они соответствовали законам России;
- разъяснять информацию по ПБ, посещая объекты;
- давать данные о результатах инспекции в управление;
- проводить мероприятия по фактам найденных нарушений, соответствуя с тяжестью угрозы для жизни и окружающей среды;
- не позволять, чтобы права лица, у которого осуществляется инспекция, были ущемлены;
- доносить данные о том, как пользоваться нормативными актами в сфере ПБ;
- не допускать разглашения коммерческой тайны организации.
Это главные обязанности инспектора пожарного надзора.
Полномочия
Должностное лицо является офицером МЧС. Полномочия специалиста переплетаются с обязанностями.
- инспектор пожарного надзора занимается обследованием любого объекта;
- ему разрешено беспрепятственно заходить в разные постройки, даже если это частные дома ИЖС, имея сведения о нарушениях правил ПБ;
- давать указания руководителям объектов хоздеятельности, исполнительной власти;
- специалист уполномочен остановить производство, если обнаружит несоответствие предписания;
- вызывать начальников, директоров, требовать документы, касающиеся нарушений правил пожарной безопасности;
- налагать штрафы на служащих объектов, применять административные взыскания.
Многие пункты полномочий дублируют обязанности. Прочтя справочную книгу инспектора пожарного надзора, о них можно узнать подробнее.