Система санитарно эпидемиологического надзора россии

Система санитарно эпидемиологического надзора россии ЕРВК

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба

федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

справки, россия, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Первые управления, которые занимались поиском причин и предупреждением болезней, возникли в начале XIX века. Они наблюдали за соблюдением чистоты в городах, количеством и качеством съестных запасов, а также условиями работы на заводах, фабриках. В 1882 году была сформирована концепция гигиены как отдельной науки.

С первых лет существования Советской России предпринимались попытки создания сети санэпидслужбы. С 1919 года на всей территории страны в составе отделов здравоохранения исполкомов местных Советов образовывались санитарно-эпидемиологические подотделы, методическое руководство которыми осуществляла санитарно-эпидемиологическая секция Наркомздрава РСФСР.

15 сентября 1922 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», которым была узаконена система государственного санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных органов. Эта дата считается днем основания санитарно-эпидемиологической службы. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений – санитарно-эпидемиологических станций.

Первые шаги санитарно-эпидемиологической службы были нелегки. Важнейшими задачами, поставленными реальной действительностью перед службой в условиях последствий гражданской войны, были борьба с небывалыми эпидемиями холеры и брюшного тифа, широким распространением сыпного тифа, малярии, кишечных инфекций, с тяжелейшими антисанитарными условиями жизни населения, и без того страдавшего от голода и холода. Именно в эти годы были определены и сформулированы основные принципы построения санитарной организации.

К началу 1930-х годов санитарная служба перешла от интенсивной борьбы с эпидемиями к плановой оздоровительной деятельности условий жизни населения. Рост промышленности, развитие сельского хозяйства требовали расширения санитарно-оздоровительных мероприятий. Была увеличена сеть санитарных учреждений и количество санитарных врачей-гигиенистов, эпидемиологов, расширены их права и обязанности.

Постановлениями СНК РСФСР от 19 февраля 1927 года «О санитарных органах Республики» и от 8 октября 1927 года «Об утверждении Положения о санитарных органах Республики» были установлены дифференцированные нормы санитарного обслуживания районов и городов с учетом их промышленного значения и определены функции санитарных органов, права и обязанности санитарных врачей.

Успешному решению ряда организационных вопросов строительства санитарного дела способствовало их детальное рассмотрение на десятом Всероссийском съезде санитарных врачей, бактериологов и эпидемиологов в 1926 году и на седьмом Всероссийском съезде здравотделов в 1930 году.

Были приняты меры по улучшению подготовки врачей по гигиене. В учебный план медицинских факультетов введены социальная гигиена, гигиена труда и гигиена воспитания. Для подготовки санитарных врачей с начала 1930/31 учебного года в ряде медицинских институтов были организованы санитарно-профилактические факультеты; в 1930 году был открыт санитарно-профилактический факультет (в настоящее время – медико-профилактический) Первого Московского медицинского института (ныне университет) имени И.М. Сеченова.

К 1940 году в стране уже действовало около двух тысяч санитарно-эпидемиологических станций, из них в 1150 функционировали санитарно-бактериологические лаборатории; 787 дезинфекционных и 1929 малярийных станций, пунктов и отрядов; 47 бруцеллезных станций и 49 противочумных учреждений. В санитарно-эпидемиологической службе работало более 11 тысяч врачей.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) государственная санитарная служба выполняла свой долг и в тылу, и на фронте, сдерживая, а нередко и предупреждая, развитие эпидемий тифа, кишечных инфекций. В первые послевоенные годы деятельность санитарных врачей была брошена на ликвидацию последствий войны и нормализацию санитарно-эпидемической обстановки.

Развитие службы в период 1946-1976 годов характеризовалось регламентацией организационных форм санитарно-эпидемиологического обслуживания населения.

Важную роль в охране здоровья населения страны сыграли законы о здравоохранении, принятые Верховным Советом СССР и союзных республик в 1971 году, в которых было определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и системой государственного санитарного надзора, а нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и(или) уголовную ответственность.

В 1980-е годы санитарно-противоэпидемическая служба принимала участие в разработке и оценке генеральных схем размещения отраслей народного хозяйства, проектов районной планировки и крупных промышленных комплексов. В этот период в стране была создана эффективная система вакцинопрофилактики, разработаны и внедрены в практику здравоохранения вакцины против дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, гриппа.

В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.

С 9 марта 2004 года в составе санитарно-эпидемиологической службы произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Служба, помимо санитарно-эпидемиологического надзора, была наделена надзором на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Изначально Роспотребнадзор был в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития, а с мая 2012 года указом президента был передан в непосредственное ведение правительства России.

Согласно действующему Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (2004), федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образовано 85 территориальных управлений и 85 центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации. Помимо территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, в составе Роспотребнадзора находятся 21 научно-исследовательский институт, 18 противочумных станций, организации дезинфекционного профиля.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Российской Федерации.

С октября 2013 года в статусе исполняющей обязанности, с апреля 2014 года – в статусе руководителя эту должность занимает Анна Попова.

Безопасность всегда стоит на первом месте для человека. Это касается прежде всего санитарно-эпидемиологической обстановки. Особенно в период эпидемий, обострения инфекционных заболеваний. Для того чтобы чрезвычайная обстановка не угрожала безопасности населения, созданы специальные контролирующие органы. Именно эти инстанции отвечают за предупреждение распространения эпидемий. Массовые отравления также в зоне особого внимания. Далее рассмотрим особенности и требования Санитарно-эпидемиологического надзора.

Определение контролирующих служб

Государственная служба по контролю утверждена постановлением Правительства РФ.

Санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность, направленная на предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью охраны здоровья и среды обитания человека.

Контроль проводится органами государственной эпидемиологической службы РФ. Существует специальный закон, который регламентирует действия этого органа.

В каждой области есть центр санитарно-эпидемиологического надзора. Он может быть ведомственным или государственным. Рассмотрим, кто руководит этой структурой.

Система санитарно эпидемиологического надзора россии

Руководящий состав государственного контролирующего органа

За организацию санитарно-эпидемиологического надзора отвечают:

  • Главный государственный доктор России.
  • Руководители лечебных учреждений субъектов РФ в районах и городах.
  • Директора служб, защищающих права потребителей.
  • Главврач федеральной медико-биологической службы.
  • Главный врач Минобороны РФ.
  • Главврач МВД РФ.
  • Главврач ФСИН.
  • Главный медик ГУСПП РФ.
  • Руководитель управления делами президента РФ.
  • Главврач врач ФСБ РФ.
  • Главный врач ФС охраны РФ.
  • Врач ФСВНГ Российской Федерации.

Работу всех руководителей контролирует главный врач РФ. Они же могут выступать в роли заместителей. Рассмотрим, кто является руководителем центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Эта должность назначается вышестоящим органом по согласованию с учреждением Госсанэпидслужбы России.

Обязанности главврача Госсанэпидслужбы

Его должностные обязанности заключаются в следующем:

  • Организует работу по изучению санитарно-эпидемиологической обстановки.
  • Изучает действие и влияние негативных факторов на состояние здоровья населения.
  • Осуществляет контроль и принимает меры для улучшения состояния санитарной обстановки.
  • Налаживает совместную работу с общественными организациями и государственными органами в связи с гарантиями санитарно-эпидемиологического обеспечения граждан.
  • Предлагает новые пути по реализации улучшению и обеспечению санитарной обстановки.
  • Улучшает организацию и управление, а также планирование форм и методов работы контролирующих органов.
  • Контролирует подбор персонала с учетом их специальности, а также создает условия для повышения квалификации.
  • Следит за исполнением сотрудникам своих обязанностей и за соблюдением внутреннего режима работы.

В городах и крупных населенных пунктах существуют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Их главные врачи являются руководителями.

Службы госнадзора

Следует указать, какие службы относятся к органам санитарно-эпидемиологического надзора.

Система санитарно эпидемиологического надзора россии

  • Центры санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Дезинфекционные станции и лаборатории.
  • НИИ и лаборатории по эпидемиологии.
  • Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток.
  • Дома санитарного просвещения.

Все эти службы носят характер и выполняют функции контроля и надзора. Далее рассмотрим, какие стоят перед ними задачи.

Задачи государственного надзора

Рассмотрим направление работы государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

  • Мониторинг состояния здоровья населения и оценивание ситуации на будущее время с учетом состояния окружающей среды.
  • Установление причин и обстоятельств массовых заболеваний.
  • Создание обязательств к исполнению, которые будут гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность для жителей.
  • Осуществление контроля за населением по поводу соблюдения всех норм и правил законодательства.
  • Проведение и контроль мероприятий, направленных на борьбу и профилактику эпидемий.

Система санитарно эпидемиологического надзора россии

  • Принятие мер по прекращению санитарных нарушений.
  • Имеют право привлечь к ответственности за несоблюдение санитарных норм.

Ведомственный надзор

Это один из видов государственного органа. Направление деятельности следующее: осуществлять контроль за соблюдением санитарных норм на объектах отдельных министерств и ведомств.

К таким объектам относятся:

  • Войска.
  • Объекты Министерства обороны РФ.
  • МВД РФ.
  • ФСБ.
  • Министерство путей сообщения.

В задачи таких ведомств входит:

  • Организация профилактических мероприятий, которые преследуют цель предупредить массовые отравления, инфекционные и неинфекционные заболевания в коллективах, их семьях, а также среди уволенных в запас, на пенсию, среди курсантов, служащих в системе Министерства внутренних дел России.
  • Предотвращение негативного воздействия опасных факторов окружающей среды.
  • Обучение и контроль за соблюдением гигиенических санитарных норм.
  • Проведение профилактических мероприятий, предупреждающих массовые отравления и распространения различного генеза заболеваний среди лиц, которые содержатся в специальных условиях.

Федеральный госсанэпиднадзор

Рассмотрим, какие службы относятся к этому виду надзора.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют такие органы:

  • ФС по надзору соблюдения прав потребителей, а также территориальные органы.
  • ФМБА и ее местные подразделения.
  • Структурные подразделения специального назначения.

Госорганы контроля и подчиняющиеся им ведомственные и федеральные учреждения проводят работу по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на государственном уровне и образовывают глобальную федеральную централизованную систему Госнадзора.

Направления работы Госнадзора

Выделим основные направления работы Центра санэпидемконтроля. Его специалисты:

  • Создают систему норм санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Регулируют создание нормативной базы.
  • Разрабатывают нормативы для федеральных санитарных и гигиенических служб. Утверждает и издает их.
  • Занимаются созданием форм отчетности.
  • Осуществляют проведение противоэпидемиологических мероприятий.
  • Проводят санитарное обучение.
  • Выявляют причины распространения и появления инфекционных, профессиональных, массовых заболеваний и отравлений.
  • Учитывают и анализируют выявленные нарушения.

Категории риска

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере защиты прав потребителей при выполнении проверки деятельности физических и юридических лиц, а также производственных объектов относит последние к определенной группе риска. Воплощается в жизнь это согласно существующему законодательству.

Решение о том, к какой группе риска отнести объект, принимают:

  • Главный врач РФ. Если объект чрезвычайно высокого риска.
  • Главврач субъектов РФ или руководителями местных органов. Если объект относят к группе высокого или значительного риска.
  • Руководитель по месту расположения объекта госнадзора. Объект среднего или умеренного риска.

Плановые проверки в этом случае зависят от того, к какой категории риска относится объект:

  • Чрезвычайно высокого риска. Проверка 1 раз в году.
  • Высокого риска. 1 раз в 2 года.
  • Группа значительного риска. 1 раз в 3 года.
  • При установлении среднего уровня риска проверка рекомендуется один раз в 4 года.
  • При умеренном риске через каждые 6 лет.

На предприятиях, входящих в группу объектов с низким риском, не совершаются плановые проверки.

Какие решения могут принимать

Очень важно знать, какими полномочиями наделены органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Они:

  • Имеют право отстранить от выполнения своих обязанностей временно работника, который является носителем или источником возбудителя инфекционного заболевания.
  • Имеют право обследовать лабораторным путем граждан, которые имели контакт с инфицированным больным, и устанавливать за ними медицинское наблюдение.
  • В случае если гражданин является инфекционным больным и представляет угрозу для населения, могут провести обязательную госпитализацию.

Также они проводят:

  • Комплекс мер по уничтожению инфекционных возбудителей заболеваний человека и животных на территориях, где существует риск распространения и возникновения инфекционных патологий.
  • Профилактические меры по дезинсекции и дератизации в местах инфекционных болезней.
  • Профилактическое прививание граждан.
  • Осуществление предварительного контроля.

Система санитарно эпидемиологического надзора россии

  • Систематическое обследование граждан, торговли и пищевых предприятий с целью предупредить появление и распространение различных, в том числе инфекционных заболеваний.
  • Работы по устранению санитарных нарушений.
  • Санитарная служба может привлечь к ответственности нарушителя санитарных норм (как физическое лицо, так и юридическое).
  • При выполнении проверки госслужащие имеют право на проведение: обследований, санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, испытаний, могут давать оценку соблюдений норм и требований.

Для проведения проверки Госсанэпиднадзор имеет право привлекать экспертные организации и экспертов. Проведение проверок устанавливается административными регламентами, которые соответствуют постановлению Правительства РФ.

Заключения, сделанные в результате проверки, а также поведение лиц, которые проводили проверку, могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Государственного надзора

Перечислим, в чем еще заключается деятельность Госнадзора:

  • Организовывать проверки и осуществлять их по поводу выполнения норм санитарного законодательства и противоэпидемиологических требований.
  • Контролировать деятельность, проводить проверки юридических и физических по поводу соблюдения технических и санитарных норм в сфере прав защиты потребителей и благополучия человека.
  • Осуществлять санитарный контроль в пунктах пропуска через границу РФ.

Система санитарно эпидемиологического надзора россии

  • Пресекать выявленные нарушения и устранять их, а также выдавать предписания об устранении нарушений. Осуществлять наказание ответственных лиц.
  • Имеют право проводить контрольную закупку в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля».
  • Издают распоряжения о проведении противоэпидемиологических мероприятий.
  • Ведут наблюдение за исполнением норм, за анализом и прогнозом, за выполнением требований санитарного законодательства.
  • Способствуют формированию общедоступных информационных источников в сфере эпидемиологической безопасности для населения страны или отдельного региона.
  • Ежегодно проводят оценку и анализ эффективности Госнадзора.

Требования надзора

Правила, которые установлены и утверждены правовыми актами, можно назвать требованиями Санитарно-гигиенического и эпидемиологического надзора. Сюда относятся:

  • Санитарные нормы и правила.
  • Гигиенические нормативы.
  • Противоэпидемиологические требования.
  • Оптимальные и допустимые нормы состояния окружающей среды, влияющей на организм человека.
  • Показатели экологической безопасности для человека среды его проживания.
  • Необходимые качественные и количественные показатели нормы для безопасности граждан.
  • Гигиенические требования.
  • Профилактические мероприятия по укреплению здоровья населения.
  • Правила питания и ведения быта с целью сбережения и укрепления здоровья.

Как осуществляется контроль

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется путем выполнения следующих действий:

1. Проводятся проверки физических, юридических, а также гражданских лиц по:

  • Производству и обороту пищевых продуктов.
  • Оказанию услуг в торговли.
  • Сферы общественного питания.

2. Служба санитарно-эпидемиологического надзора выполняет следующие действия:

  • Осмотр территорий, транспорта, помещений, зданий.
  • Лабораторные исследования продукции.
  • Экспертиза продукции: санитарно-эпидемиологическая, токсикологическая, ветеринарно-санитарная.
  • Анализ документации об оценки безопасности продукции и ее качества. А также об условиях ее изготовления и оборота.
  • Экспертиза нормативной и технической документации по изготовлению новых товаров.

3. Проводятся расследования по поводу нарушения законодательства РФ, по фактам нарушения качества и безопасности пищевых продуктов.

4. Пресекаются любые нарушения санитарно-эпидемиологических законов.

5. Проводится анализ причин и условий появления заболеваний.

6. Проводятся мероприятия по ликвидации и профилактике заболеваний.

Руководящие лица и специалисты санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют проверки и ведут следующие расследования:

  • Проводятся плановые проверки по качеству и безопасности продуктов питания.
  • Внеплановые проверки в аварийных ситуациях при изменении или нарушении технологического процесса, хранения, транспортировки или изготовления, при заболеваниях или отравлениях людей, а также при иных нарушениях законодательства.
  • Работники надзорных органов имеют право обследовать и проводить контроль только во время выполнения служебных обязанностей. При этом обязаны предъявить служебное удостоверение.
  • Итоги проверки оформляются документально. Оригинал передается проверяемому.
  • При обнаружении нарушений принимаются административные меры по их пресечению.
  • При взятии образцов продукции для оценки качества или безопасности оформляется соответствующая документация.
  • Анализ продукции производится в лабораториях органов государственного надзора и контроля.
  • О результатах анализа своевременно оповещают граждан.

Все действия проверяющих лиц могут быть обжалованы в суде согласно законодательству Российской Федерации.

Защита потребителей

Права и безопасность потребителей защищены на законодательном уровне. Осуществляет это Роспотребнадзор. Находится он в ведении правительства.

Федеральный орган организовывает и реализует государственную политику и регулирует соблюдение норм и правил в сфере прав потребителей. Также Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет очень важную деятельность, которая заключается в следующем:

  • Надсмотр и контроль выполнения требований законодательства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
  • Защита прав в сфере потребительского рынка.
  • Отвечает за соответствие информации о реализуемой продукции.
  • Защита детей от информации, которая может оказать негативное влияние на их развитие и здоровье.
  • Указание информации о классификации продукции и соблюдение технических требований, а также ее соответствие.
  • Выдача лицензий на право заниматься определенными видами деятельности.

Санитарные требования к товарам

Перечислим некоторые общие санитарно-эпидемиологические требования безопасности товаров:

  • Не должны причинять вред здоровью граждан, а также имуществу.
  • На товаре должна содержаться информация, которая позволит идентифицировать товар, его изготовителя. Соответствовать маркировке и требованиям, указанным в нормативных правовых документах.

Стоит отметить, что санитарно-эпидемиологические требования существуют к различным видам товаров. К пищевой продукции и к промышленным товарам, а также к строительной продукции и многим другим объектам. Об этом — далее.

Список продукции, подлежащей Госсанэпидемнадзору

Перечислим товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору:

  • Продукты питания. Переработанные и натуральные.
  • Товары для детей. Школьные принадлежности, игрушки, игры, одежда, обувь, постельное белье, канцелярия, а также материалы, используемые для изготовления детской продукции.
  • Товары для хозяйственного и питьевого водоснабжения. Оборудование, материалы для плавательных бассейнов.
  • Продукты нефтепереработки и химическая продукция, лакокрасочные изделия, товары бытовой химии.
  • Товары и материалы для строительства, для изготовления мебели. Материалы из искусственной и синтетической кожи для изготовления мебели и одежды. Трикотажные и текстильные материалы.
  • Продукция медицинского и бытового назначения, а также приборостроения и машиностроения.
  • Учебные издания, общеобразовательная и вспомогательная литература, книжная продукция для детей и подростков.
  • Продукция, выполненная из натурального сырья, которая подвергалась обработке химическими продуктами.
  • Сырье для изделий, которые имеют контакт с кожей человека.
  • Продукция, содержащая радиоактивные вещества или являющаяся источником ионизирующего излучения.
  • Строительная продукция или отходы, в составе которых присутствуют радиоактивные вещества.
  • Табачное сырье и табачные изделия.

Система санитарно эпидемиологического надзора россии

  • Индивидуальные средства защиты.
  • Оборудование, предметы, которые имеют контакт с пищевой продукцией.
  • Материалы и оборудование для очистки воздуха и для воздухоподготовки.
  • Антигололедные вещества.
  • Иные товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору в обязательном порядке.

От работников, служащих в таком серьезном государственно органе, требуется серьезный подход к выполнению своих обязанностей и ответственность. От их исполнительности и профессионализма может зависеть жизнь людей.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Целью государственного санитарно-эпидемиологического надзора является получение объективной информации в объеме, достаточном для обеспечения рационального планирования, осуществления и корректировки мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными (паразитарными) болезнями.

Санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

  • контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
  • проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  • разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Основными принципами системы санитарно-эпидемиологического надзора являются:

  • активный и систематический сбор, анализ и оценка необходимой информации;
  • разграничение задач и функций различных уровней надзора;
  • использование единых методических подходов, сертифицированных критериев и методов оценки влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический процесс наблюдаемой инфекции;
  • унификация способов сбора, накопления, обработки, анализа, передачи и хранения информации, в частности, унификация соответствующих нормативно-методических документов;
  • открытость информации для широкого круга пользователей и широкий обмен ею со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в результатах эпиднадзора, а также информирование пострадавшего населения;
  • осуществление санэпиднадзора за инфекционными (паразитарными) болезнями во взаимодействии с другими службами и ведомствами.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, он же руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации являются руководителями Территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.

Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;
  • органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном);
  • структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее — объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения);
  • государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля