Санитарно эпидемиологического и ветеринарного надзора

Статья
8. Государственный ветеринарный надзор

Государственный
ветеринарный надзор — это деятельность
органов управления, учреждений и
организаций Государственной ветеринарной
службы Российской Федерации, направленная
на профилактику болезней животных и
обеспечение безопасности в ветеринарном
отношении продуктов животноводства
путем предупреждения, обнаружения и
пресечения нарушений ветеринарного
законодательства Российской Федерации.

Государственный
ветеринарный надзор включает:

  • выявление
    и установление причин и условий
    возникновения и распространения
    заразных и массовых незаразных болезней
    животных;
  • организацию
    противоэпизоотических мероприятий,
    включая мероприятия по предупреждению
    и ликвидации очагов болезней, общих
    для человека и животных, мероприятий
    по охране территории Российской
    Федерации от заноса заразных болезней
    животных из иностранных государств и
    контроль за их выполнением;
  • разработку
    ветеринарных правил, других нормативных
    актов, обязательных для выполнения при
    ведении животноводства, содержании
    животных, производстве, хранении,
    перевозке и реализации продуктов
    животноводства;
  • контроль
    за проведением предприятиями,
    учреждениями, организациями и гражданами
    организационно-производственных и
    ветеринарно-профилактических мероприятий,
    за соблюдением ими действующих
    ветеринарных правил;
  • установление
    порядка производства и применения в
    ветеринарии биологических, химических
    и других препаратов, осуществление
    специальных мероприятий по защите
    животных от поражающего воздействия
    экстремальных факторов, природных и
    техногенных катастроф;
  • осуществление
    мер по пресечению нарушений ветеринарного
    законодательства Российской Федерации
    и применение санкций, установленных
    настоящим Законом.

Государственный
ветеринарный надзор осуществляется
должностными лицами, указанными в пункте
3 статьи 5 настоящего Закона, а также
другими должностными лицами Государственной
ветеринарной службы Российской Федерации
в порядке, определяемом положением о
государственном ветеринарном надзоре
в Российской Федерации, утверждаемым
Советом Министров — Правительством
Российской Федерации.

Статья
9. Права главного государственного
ветеринарного инспектора РФ, главных
государственных ветеринарных

инспекторов
национально-государственных
административно-территориальных
образований и их заместителей

Главный
государственный ветеринарный инспектор
Российской Федерации, главные
государственные ветеринарные инспекторы
республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, районов, городов и их
заместители имеют право:

  • беспрепятственно
    посещать и обследовать предприятия,
    учреждения и организации с целью
    проверки исполнения ими ветеринарного
    законодательства Российской Федерации,
    проведения противоэпизоотических и
    других ветеринарных мероприятий и
    соблюдения действующих ветеринарных
    правил;
  • предъявлять
    предприятиям, учреждениям, организациям
    и гражданам требования о проведении
    противоэпизоотических и других
    ветеринарных мероприятий, об устранении
    нарушений ветеринарного законодательства
    Российской Федерации, а также осуществлять
    контроль за выполнением этих требований;
  • устанавливать
    причины, условия возникновения и
    распространения заразных болезней
    животных и небезопасных в
    ветеринарно-санитарном отношении
    продуктов животноводства;
  • вносить
    предложения в органы государственного
    управления и местного самоуправления:

а)
о создании в установленном законодательством
Российской Федерации

б)
о введении на отдельных территориях
Российской Федерации карантина, других

ограничений,
направленных на предотвращение
распространения и

ликвидацию
очагов заразных и массовых незаразных
болезней животных;

в)
о приостановлении хозяйственной
деятельности предприятий, учреждений,
организаций и граждан в случаях нарушения
ими ветеринарного законодательства
Российской Федерации, невыполнения
решений соответствующих органов
государственного ветеринарного надзора
о приостановлении или прекращении
этой деятельности;

г)
об отчуждении животных или изъятии
продуктов животноводства при ликвидации
очагов особо опасных болезней животных;

  • принимать
    решения о проведении диагностических
    исследований и вакцинации животных
    по эпизоотическим показаниям ;
  • приостанавливать
    или запрещать впредь до проведения
    необходимых мероприятий и устранения
    имеющихся нарушений ветеринарного
    законодательства Российской Федерации
    производство, хранение, перевозку и
    реализацию продуктов животноводства;
  • привлекать
    к ответственности должностных лиц
    предприятий, учреждений, организаций
    и граждан за нарушение ветеринарного
    законодательства Российской Федерации
    в соответствии с настоящим Законом.

Главный
государственный ветеринарный инспектор
Российской Федерации имеет право
участвовать в подготовке и подписании
международных договоров по вопросам
ветеринарии с участием Российской
Федерации.

Статья
10. Гарантии деятельности должностных
лиц, учреждений и организаций
Государственной ветеринарной службы
РФ, осуществляющих государственный
ветеринарный надзор

Главные
государственные ветеринарные инспекторы,
другие должностные

лица
Государственной ветеринарной службы
Российской Федерации, осуществляющие
государственный ветеринарный надзор,
являются представителями органов
федеральной исполнительной власти и
находятся под защитой государства.

В
своей деятельности они независимы и
руководствуются ветеринарным
законодательством Российской Федерации.

Органы
исполнительной власти, органы местного
самоуправления, предприятия, учреждения
и организации, деятельность которых
связана с производством, хранением,
перевозкой и реализацией животных,
продуктов животноводства и кормов,
обязаны предоставлять безвозмездно в
пользование учреждениям и организациям
Государственной ветеринарной службы
(в том числе зональным управлениям
государственного ветеринарного надзора
на Государственной границе Российской
Федерации и транспорте, пограничным и
транспортным ветеринарным контрольным
пунктам, лабораториям ветеринарно-санитарной
экспертизы на рынках) служебные помещения,
необходимое оборудование и средства
связи, а также компенсировать затраты
на их эксплуатацию.

Статья
11. Ведомственный ветеринарно-санитарный
надзор

Ведомственный
ветеринарно-санитарный надзор на
объектах Министерства обороны Российской
Федерации, Министерства внутренних
дел Российской Федерации, Министерства
безопасности Российской Федерации, а
также на объектах Объединенных
вооруженных сил Содружества Независимых
Государств, расположенных на территории
Российской Федерации, осуществляется
ведомственными ветеринарно-санитарными
службами, действующими согласно
положению о ветеринарно-санитарном
надзоре, разрабатываемому в соответствии
с настоящим Законом и утверждаемому
указанными министерствами по согласованию
с главным государственным ветеринарным
инспектором Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 ноября 2020 года; проверки требуют 56 правок.

Руководитель Роспотребнадзора имеет равнозначное специальное название должности — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

ИсторияПравить

1933 — Государ­ственная санитарная инспекция (ГСИ) РСФСР;
1935 — Всесоюзная Государственная санитарная инспекция (ВГСИ) при Совнаркоме СССР;
1936 — в составе Наркомздрава СССР;

  • 1963—1991 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба СССР (воссоздаётся отдельная независимая от лечебных учреждений централизованная структура);
  • 1991—2004 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпиднадзор);
  • 1993—2004 — Государственная инспекция по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).

XIX — начало XX века

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.

В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.

Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.

Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.

Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.

Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.

15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы. В СССР первая санэпидстанция была создана в Гомеле (Белорусская ССР) 27 октября 1922 года. Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года, а 27 октября 1927 года были приняты положения, согласно которым значительно расширились права и функции санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.

В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

В начале 1990-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прежде всего, было, наконец, узаконено само понятие санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные требования, определены права и обязанности юридических лиц и граждан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.

Параллельно с санэпиднадзором развивалась и сфера защиты прав потребителей. В 1993 году при Комитете РФ по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, контроле качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Инспекция многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

ФункцииПравить

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службыПравить

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • Научно-исследовательские институты и центры гигиенического и эпидемиологического профиля
  • Противочумные учреждения
  • Санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины и форменная одеждаПравить

  • Грузинское вино, 2008 г. — Конфликт в Южной Осетии
  • Молдавское вино и коньяк, 2013 — переговоры Молдовы о вступлении в ЕС
  • Шоколадные конфеты с Украины, 2013 г. — конфликт в Донбассе
  • Вино из Черногории, 2017 — вступление Черногории в НАТО

Ведомственные наградыПравить

  • Памятные медали «90 лет Госсанэпидслужбе России». «95 лет Госсанэпидслужбе России»
  • Почётная грамота Роспотребнадзора
  • Благодарность руководителя Роспотребнадзора
  • Нагрудный знак «Почётный работник Роспотребнадзора»

Интересные фактыПравить

  • Профилактическая медицина
  • Гигиена
  • Эпидемиология
  • Centers for Disease Control and Prevention (CDC) — структура в Министерстве здравоохранения и социальных служб США, родственная Роспотребнадзору
  • Chinese Center for Disease Control and Prevention (CCDC) — схожая структура в Национальной комиссии здравоохранения КНР
  • Inspectie Gezondheidszorg en Jeugd (IGJ) — Инспекция по охране здоровья и молодёжи Министерства здравоохранения, социального обеспечения и спорта Нидерландов
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Закон о защите прав потребителей
  • Санитарно-эпидемиологические правила
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
  • День работников санитарно-эпидемиологической службы

ЛитератураПравить

  • Ковшило В. Е., Зайченко А. И., Кошелев Н. Ф., Стан В. В. Санитарный надзор // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
  • Бургасов П. Н., Сумароков А. А. Санитарно-эпидемиологическая служба // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
  • Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
  • Приказ Роспотребнадзора от 31.01.2007 г. № 23 «Об утверждении Правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора».

СсылкиПравить

  • — официальный сайт Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Официальный сайт ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
  • Официальный сайт ФБУН Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора
  • История образования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
  • Официальный сайт Санитарно-Эпидемиологической Службы г Москвы
  • «Санкционный смотритель» о запретах на ОНТ

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 декабря 2020 года; проверки требуют 29 правок.

Находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Образован 30 июня 2004 года в результате реорганизации «Государственной ветеринарной службы России», «Государственной службы по карантину растений (Госкарантин)», имеет свой флаг Россельхознадзора.

Руководитель службы — Данкверт Сергей Алексеевич.

Служба осуществляет функции по контролю в селекционных достижений; в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Государственная инспекция ветеринарного надзора

В структуру Россельхознадзора входят три научно-исследовательских института и научно-методическая лаборатория, располагающиеся в Центральном федеральном округе:

  • Федеральный центр охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ», г. Владимир)
  • Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (ФГБУ «ВГНКИ», г. Москва)

Федеральные казённые предприятия

  • ФГБУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория»
  • ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория»

Южный федеральный округ

  • ФГБУ «Национальный центр безопасности продукции водного промысла и аквакультуры»
  • ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки»
  • ФГБУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора»

Уральский федеральный округ

  • ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Забайкальский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Хабаровский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Амурский референтный центр Россельхознадзора»

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований испытаний, и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений

График приема заявителей

Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения

Порядок переоформления санитарно-эпидемиологического заключения

Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств

Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации

Заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений,сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств; проектной документации

О выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на образовательную деятельность, фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, и в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения (за исключением фармацевтических складов с правом работы с иммунобиологическими препаратами) на объекты надзора территориальных отделов

Заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения в связи с допущенными опечатками и (или) ошибками

Оцените статью
Единый реестр видов контроля