- Земельный надзор
- Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
- Понятие муниципального земельного контроля
- Управление Росреестра и полномочия его сотрудников
- О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
- Что изменится с 01. 2021
- Составление акта проверки муниципального земельного контроля
- Автор статьи
- Кузнецов Федор Николаевич
- Порядок осуществления муниципального земельного контроля
- Общественный земельный контроль (ст. 1 зк рф)
- Чем занимаются органы земельного надзора?
Земельный надзор
Государственный земельный надзор — это один из видов деятельности уполномоченный органами исполнительной федеральной власти, целью которого является предупреждение, пересечение и выявление нарушений органов гос.власти, местным самоуправлением и его органами, и юридическими лицами, их управляющими, другими лицами при должности, предпринимателями индивидуального характера, гражданами требований, правил земельного законодательства, которые были установлены посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятие определенных мер законодательством Российской Федерации, которые направлены на устранение или пресечение последствий обнаруженных нарушений, и деятельность отдельно-уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за осуществлением земельных требований от законодательства при выполнении органами гос.власти, органами местного самоуправления, лицами юридического характера, предпринимателями индивидуальной направленности и гражданами своей деятельности.
Земельный надзор государственного характера можно разделить на общий, он осуществляется органами общей компетенции такими как: Правительство и Президент РФ и т д.), а также специальный, это надзор осуществляется органами исполнительной власти, которые обладают специальными полномочиями, в основном это Росреестр.
Земельный надзор государственного характера имеет свои элементы механизма по управлению земельными ресурсами, имея при этом целый ряд особенностей. Первая особенность государственных органов по земельному надзору заключается в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывая при этом все категории земель, а также деятельность субъектов хозяйственной сферы вне зависимости от формы собственности.
Вторая особенность государственного земельного контроля основывается на содержании мер административного принуждения, которые используются государственными инспекторами по отношению к нарушителям законодательства в земельной сфере. К этим мерам также относят административную ответственность (это штраф или более мягкая форма, предупреждение), административное пресечение (меры служащие для пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и.т.д.
Стоить отметить, что перечни должностных лиц тоже утверждены, поэтому лица при должности имеют все полномочия на составление протоколов административной направленности.
Земельный контроль в государстве всегда происходит в форме проверок, которые проводятся в четком плане, но есть случаи и внеплановых проверок. Внеплановые проверк проводятся в случае проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений законодательства в земельной сфере, а также в ситуации, когда документы или другие доказательства, служащие свидетельством правонарушительных действий в рамках земельного законодательства, получаем от органов публичной власти, организаций и самих граждан.
Стоит помнить, что государство рассматривает ряд гарантий индивидуальных интересов юридических лиц и предпринимателей от произвола со стороны надзорных органов посредством распределения обязанностей, ответственности и взаимных прав, а также установления процедур правового характера имеющие прямое отношению к надзору.
В основном гарантии такого вида предусматривает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц во время муниципального и государственного контроля». Такой Закон служит для различия планов и внеплановых проверок. Например, основанием для проведения внеплановой проверки являются:
- Окончание временного срока для выполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом ранее выданного предписания свидетельствующего об устранении выявленного нарушения требований обязательного характера и требований, которые установил сам муниципальный правовой акт;
- Поступление в органы муниципального контроля, а также в органы государственного контроля заявлений от граждан, юридических лиц, предпринимателей индивидуального характера, информации от гос.власти, органов местного самоуправления, средств СМИ о следующих фактах:
появление угрозы, которая может причинить вред здоровью и даже жизни граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;нанесение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;Нарушение прав потребителей (в ситуации, когда граждане чьи права были нарушены обращаются в соответствующие органы). - появление угрозы, которая может причинить вред здоровью и даже жизни граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
- нанесение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
- Нарушение прав потребителей (в ситуации, когда граждане чьи права были нарушены обращаются в соответствующие органы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 ЗК РФ порядок проведения федерального земельного контроля определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле». В данном документе можно увидеть перечисление всех федеральных органов исполнительной власти, которая принимает участие в государственном контроле в земельной сфере. В число этих органов входят Росприроднадзор, Росреестр, Россельхознадзор и их территориальные органы.
В постановлении отмечается перечень должностных лиц, которые занимаются надзором за этими органами.
Так, инспекторы государственного Росреестра занимаются государственным земельным надзором, который следит за выполняемыми требованиями земельного законодательства о недопущении символьного занятия земельных участков, а также обмена ими в самовольном характере, использованием земельных участков без документов правоустанавливающей направленности и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; соблюдением порядка переуступки права пользования земель; исполнение требований законодательства в земельной сфере, а также использование земель по целевому назначению, осуществление обязанностей приводящих земельное состояние пригодное для использования по целевому назначению; исполнение требований о сохранности и наличии межевых знаков границ земельных участков; порядок в котором показываются сведения о состоянии земель и.т.д.
Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
Государственный
земельный надзор — это деятельность
уполномоченных федеральных
органовисполнительной
власти,
направленная на:
- предупреждение,
выявление и пресечение нарушений органами
государственной власти, органами
местного самоуправления, а также
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, их уполномоченными
представителями игражданами требований,
установленных земельным законодательством,
посредством организации и проведения
проверок указанных лиц, принятия
предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению
и (или) устранению последствий выявленных
нарушений, и - систематическое
наблюдение за исполнением требований
земельного законодательства, анализ
и прогнозирование состояния
исполнения требований земельного
законодательства при осуществлении
органами государственной власти,
органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей
деятельности.
См.
также Постановление Правительства
РФ от 02.01.2015 N 1 «Об
утверждении Положения о государственном
земельном надзоре».
Органами,
осуществляющими государственный
земельный надзор, являются:
- Федеральная
служба государственной регистрации,
кадастра и картографии и ее территориальные
органы (см. Положение);
Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования
и ее территориальные органы (см.Положение);
Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору и ее территориальные органы
(см.
Административный регламент). - Федеральная
служба государственной регистрации,
кадастра и картографии и ее территориальные
органы (см. Положение); - Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования
и ее территориальные органы (см.Положение); - Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору и ее территориальные органы
(см.
Административный регламент).
Понятие муниципального земельного контроля
Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства.
Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.
Особая роль земельного контроля муниципального уровня заключается в предотвращении случаев злоупотребления при переводе земель из одной административной категории в другую. В максимально внимательно муниципальные органы подходят к учету сельскохозяйственных земель.
Управление Росреестра и полномочия его сотрудников
Осуществление государственного земельного контроля со стороны сотрудников Росреестра заключается:
- в надзоре земельных участков (в том числе того, кто их занимает и использует, проверяют, имеются ли на это основания);
- в требовании с юридических лиц, которые используют землю на правах бессрочного пользования, оформления ее в собственность или заключения договора аренды;
- в требовании, чтобы землепользователь привел участок в соответствие с его первоначальной целевой принадлежностью;
- в том, чтобы требовать и следить за исполнением по сохранению межи земельного участка, его установленных в законном порядке границ;
- в том, чтобы требовать и следить за использованием земли по ее прямому назначению (если она предназначена для сельскохозяйственных нужд, то именно для них; если для промышленных, то для производства и т.п.).
В управлении Росреестра или его территориальном представительстве назначаются уполномоченные лица, которые ответственны за исполнение земельного государственного надзора и контроля. И именно на них возлагаются все полномочия по осуществлению надзора государства за земельными территориями.
В случаях если должностное и ответственное лицо бездействует, не реагируя на заявления и обращения участников земельным правоотношений, чьи права были нарушены, на него вправе подать жалобу руководителю управления Росреестра или исковое заявление в суд.
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2022 N 126)
В соответствии с пунктом 11 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре).
Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 514);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. N 187 «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 12, ст. 1666);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 1369 «О внесении изменения в Положение о государственном земельном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7638);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 28, ст. 4140);
постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2017 г. N 943 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст. 5274);
постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1084 «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 38, ст. 5622);
постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 1330 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 762» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 46, ст. 6794);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2019 г. N 574 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 20, ст. 2444);
постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2019 г. N 1019 «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 32, ст. 4728);
пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 1369 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5742).
Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год в рамках проведения государственного земельного надзора, подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1081
Что изменится с 01. 2021
В перечень органов земельного надзора официально войдут:
- Росреестр;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
- Федеральная служба по надзору в сфере землепользования;
- ФСБ.
Росреестр будет рассматривать жалобы касательно:
- самовольного занятия участков;
- использования земель не по целевому назначению;
- исполнения обязательных требований, связанных с целевым назначением участков (строительство, садоводство, ЛПХ и т.д.);
- выполнения администрациями требований Земельного кодекса РФ;
- проверка ранее выданных предписаний по устранению нарушений.
Россельхознадзор будет рассматривать вопросы:
- уничтожения плодородного слоя;
- охраны и улучшения почв.
Также законом будет установлена:
- категория риска нарушения в использовании земель;
- частота плановых проверок в зависимости от категории установленного риска.
Органы земельного надзора смогут проводить:
- профилактические мероприятия;
- контрольные мероприятия;
- надзорные мероприятия.
В том числе проверка может быть проведена без участия проверяемого лица.
Также в законе будет закреплен срок оформления предостережения, которое органы земельного надзора будут объявлять контролируемому лицу – не позднее 30 дней с даты получения органами сведений о готовящихся или возможных нарушениях лицом установленных требований. Предостережение будет направляться в виде:
- бумажного документа;
- по электронной почте.
О том, что грядет профилактический визит, контролируемого лица уведомят не позднее 5 рабочих дней до даты проверки.
Граждане, желающие поучаствовать в обсуждении законопроекта, смогут подать свои замечания до 01.06.2021 на портале проектов.
Все о проведении земельного контроля есть в системе КонсультантПлюс. Вы можете ознакомиться с ним совершенно бесплатно, получив пробный доступ к К+.
Составление акта проверки муниципального земельного контроля
Результатом проведения земельного контроля муниципального уровня является соответствующий акт, в который вносятся данные о виновности или невиновности лиц, а также привлечении их к административной ответственности.
Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:
- дата, место оформления и учетный номер акта проверки;
- учетный номер муниципального распоряжения;
- инициалы лица, которое составляет документ;
- сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места;
- данные о земельном участке;
- сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения;
- подписи всех участников процесса проверки.
В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Порядок осуществления муниципального земельного контроля
Муниципальный земельный контроль проводится в форме инспекторских проверок, которые проводятся в соответствии с установленными планами работ. Основанием для организации такого процесса является указание руководства органа местного муниципального самоуправления.
Исключением являются случаи непосредственного обнаружения инспектором достаточной информации для составления заключения о нарушениях законодательства земельной сферы.
Все плановые проверки соблюдения физическими и юридическими лицами, предприятиями земельного законодательства соответственно с нормативами проводятся не чаще, чем один раз в два года. Проведение внеплановых проверок осуществляется со следующими целями и при наличии серьезных поводов:
- при обнаружении достаточной информации, которая подтверждает правонарушение земельного законодательства;
- для проверки законности выполнения всех предписаний с целью устранения нарушений земельного законодательства;
- в случае получения от государственных или муниципальных органов, физических или юридических лиц, частных граждан любых доказательств, которые доказывают факты нарушения земельного законодательства.
Общественный земельный контроль (ст. 1 зк рф)
Общественный
земельный контроль — деятельность
граждан, общественных объединений, иных
негосударственных некоммерческих
организаций, осуществляемая в целях
наблюдения за деятельностью органов
государственной власти, органов местного
самоуправления по принятию решений,
предусмотренных настоящим Кодексом и
затрагивающих права и законные интересы
граждан, юридических лиц, а также в целях
общественной проверки, анализа и
общественной оценки издаваемых данными
органами актов и принимаемых ими решений.
Общественный
земельный контроль осуществляется в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В
соответствии с 71 статьей Земельного
кодекса РФ и положением о государственном
земельном контроле, утвержденным
постановлением Правительства РФ от
15.11.2006 г. № 689 установлен порядок
осуществления государственного
земельного контроля Федеральной
службой государственной регистрации,
кадастра и картографии, Федеральной
службой по надзору в сфере природопользования,
Федеральной службой по ветеринарному
и фитосанитарному надзору и
их территориальными органами.
Задачей
государственного земельного контроля
является обеспечение соблюдения
организациями независимо от их
организационно-правовых форм и форм
собственности, их руководителями,
должностными лицами, а также гражданами
земельного законодательства, требований
охраны и использования земель.
Положение
разграничивает компетенцию следующим
образом:
— контроль за
земельными участками как объектами
гражданских прав — исключительная сфера
деятельности Росреестра;
— контроль за землей
как природным объектом (по сути,
экологический контроль) закреплен за
Росприроднадзором и Россельхознадзором.
Государственный
земельный контроль проводят в форме
проверок в соответствии с планами,
утвержденными в установленном порядке,
на основании предписания руководителя
органа, осуществляющего государственный
земельный контроль.
Основой проведения
контроля является деятельность
инспекторских служб соответствующих
органов. Инспекторы госземконтроля и
иные должностные лица, осуществляющие
контроль, наделены достаточно широкими
полномочиями в сфере своей деятельности.
Упомянутым выше
Положением о госземконтроле приведен
исчерпывающий перечень прав и
обязанностей инспекторов разных рангов.
Установлены правовые формы осуществления
госземконтроля и порядок его информационного
обеспечения.
Помимо государственного
земельного контроля законодательством
предусмотрены и иные его формы, такие
как муниципальный, общественный и
производственный.
Федеральная
служба государственной регистрации,
кадастра и картографии и его территориальные
органы осуществляют контроль за
соблюдением:
а) выполнения
требований земельного законодательства
о недопущении самовольного занятия
земельных участков, самовольного обмена
земельными участками и использования
земельных участков без оформленных на
них в установленном порядке
правоустанавливающих документов, а
также без документов, разрешающих
осуществление хозяйственной деятельности;
б) порядка переуступки
права пользования землей;
в) выполнения
требований земельного законодательства
об использовании земель по целевому
назначению и выполнении обязанностей
по приведению земель в состояние,
пригодное для использования по целевому
назначению;
г) выполнения
требований о наличии и сохранности
межевых знаков границ земельных участков;
д) порядка
предоставления сведений о состоянии
земель;
е) исполнения
предписаний по вопросам соблюдения
земельного законодательства и устранения
нарушений в области земельных отношений;
ж) выполнения иных
требований земельного законодательства
по вопросам использования и охраны
земель в пределах установленной сферы
деятельности.
Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования
и ее территориальные органы осуществляют
контроль за соблюдением:
а) выполнения
обязанностей по рекультивации земель
после завершения разработки месторождений
полезных ископаемых (включая
общераспространенные полезные
ископаемые), строительных, мелиоративных,
лесозаготовительных, изыскательских
и иных работ, в том числе работ,
осуществляемых для внутрихозяйственных
или собственных надобностей;
б) выполнения
требований и обязательных мероприятий
по улучшению земель и охране почв от
ветровой, водной эрозии и предотвращению
других процессов, ухудшающих качественное
состояние земель;
в) выполнения
требований законодательства Российской
Федерации о недопущении использования
участков лесного фонда для раскорчевки,
переработки лесных ресурсов, устройства
складов, возведения построек
(строительства), распашки и других целей
без специальных разрешений на использование
указанных участков;
г) режима использования
земельных участков и лесов в водоохранных
зонах и прибрежных полосах водных
объектов;
д) выполнения иных
требований земельного законодательства
по вопросам использования и охраны
земель в пределах установленной сферы
деятельности.
Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору и ее территориальные органы
осуществляют на землях сельскохозяйственного
назначения и земельных участках
сельскохозяйственного использования
в составе земель поселений контроль за
соблюдением:
а) выполнения в
соответствии с Федеральным законом «О
государственном регулировании обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного
назначения» мероприятий по сохранению
и воспроизводству плодородия земель
сельскохозяйственного назначения,
включая мелиорированные земли;
б) выполнения
требований по предотвращению самовольного
снятия, перемещения и уничтожения
плодородного слоя почвы, а также порчи
земель в результате нарушения правил
обращения с пестицидами, агрохимикатами
или иными опасными для здоровья людей
и окружающей среды веществами и отходами
производства и потребления;
в) выполнения иных
требований земельного законодательства
по вопросам использования и охраны
земель в пределах установленной сферы
деятельности.
Государственные
инспекторы по использованию и охране
земель имеют право:
а) запрашивать в
соответствии со своей компетенцией и
безвозмездно получать от федеральных
органов исполнительной власти и их
территориальных органов, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций и граждан
необходимые для осуществления
государственного земельного контроля
сведения и материалы о состоянии,
использовании и охране земель, в том
числе документы, удостоверяющие права
на земельные участки и находящиеся на
них объекты, а также сведения о лицах,
использующих земельные участки, в
отношении которых проводятся проверки,
в части, относящейся к предмету проверки;
б) посещать при
предъявлении служебного удостоверения
организации и объекты, обследовать
земельные участки, находящиеся в
собственности, владении, пользовании
и аренде, а также земельные участки,
занятые военными, оборонными и другими
специальными объектами (в порядке,
установленном для их посещения), для
осуществления государственного
земельного контроля;
в) давать обязательные
для исполнения предписания по вопросам
соблюдения земельного законодательства,
а также предписания об устранении
выявленных в ходе проверок нарушений
земельного законодательства и их
последствий;
г) составлять
протоколы в порядке, установленном
законодательством об административных
правонарушениях, и направлять их
соответствующим должностным лицам для
рассмотрения дел об административных
правонарушениях с целью привлечения
виновных лиц к ответствен мости;
д) обращаться в
органы внутренних дел за содействием
в предотвращении или пресечении действий,
препятствующих осуществлению
государственными инспекторами законной
деятельности, а также в установлении
лиц, виновных в нарушении земельного
законодательства;
е) носить форменную
одежду.
Должностные лица,
осуществляющиеe государственный
земельный контроль, имеют бланки
документов с Государственное гербом
Российской Федерации и наименованием
соответствующего специально уполномоченного
органа, необходимых для осуществления
государственного земельного контроль
и служебные удостоверения, формы которых
устанавливаются соответствующими
специально уполномоченными органами.
Государственный
земельный контроль осуществляется в
форме проверок, проводимых
в соответствии с планами, утверждаемыми
в порядке, установленном специально
уполномоченными органами, а также
внеплановых проверок с соблюдением
прав и законных интересов организаций
и граждан.
для проверки
исполнения предписаний об устранении
ранее выявленных нарушений земельного
законодательства;
в случае получения
от органов государственной власти,
органов местного самоуправления,
организаций и граждан документов и иных
доказательств, свидетельствующих о
наличии признаков нарушений земельного
законодательства.
Мероприятия по
государственному земельному контролю
в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей проводятся в соответствии
с требованиями Федерального закона «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)».
Должностные лица
Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии, и
ее территориальных органов, осуществляющие
государственный земельный контроль,
одновременно по должности являются:
а) руководительФедеральной
службой государственной регистрации,
кадастра и картографии,- главным
государственным инспектором Российской
Федерации по использованию и охране
земель;
б) заместитель
руководителяФедеральной службой
государственной регистрации, кадастра
и картографии, и руководитель структурного
подразделения Росреестра, к сфере
ведения которого отнесено осуществление
государственного земельного контроля,
заместителями главного государственного
инспектора Российской Федерации по
использованию и охране земель;
в) специалисты
структурного подразделения Федеральной
службой государственной регистрации,
кадастра и картографиик сфере ведения
которого отнесено осуществление
государственного земельного контроля,
— государственными инспекторами
Российской Федерации по использованию
и охране земель;
г) руководители
территориальных органов Федеральной
службой государственной регистрации,
кадастра и картографии- главными
государственными инспекторами субъектов
Российской Федерации по использованию
и охране земель;
д) заместители
руководителей территориальных органов
и руководители структурных подразделений
территориальных органов Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости
в субъектах Российской Федерации, к
сфере ведения которых отнесено
осуществление государственного
земельного контроля, — заместителями
главных государственных инспекторов
субъектов Российской Федерации по
использованию и охране земель;
е) специалисты
структурных подразделений территориальных
органов Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии в
субъектах Российской Федерации, к сфере
ведения которых отнесено осуществление
государственного земельного контроля,
-государственными инспекторами субъектов
Российской Федерации по использованию
и охране земель;
ж) руководители
структурных подразделений территориальных
органов Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии в
субъектах Российской Федерации
межрайонного и городского (районного)
уровней, к сфере ведения которых отнесено
осуществление государственного
земельного контроля, — главными
государственными инспекторами городов
и районов по использованию и охране
земель;
Должностные лица
Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования и ее территориальных
органов, являющиеся государственными
инспекторами, осуществляющими
государственный геологический контроль,
контроль и надзор за использованием и
охраной водных объектов, за состоянием,
использованием, охраной, защитой лесного
фонда и воспроизводством лесов,
осуществляют государственный земельный
контроль в соответствии с установленными
пунктом 4 настоящего Положения
полномочиями.
Должностные лица
Федеральной службы по ветеринарному и
фитосанитарному надзору и ее территориальных
органов, осуществляющие государственный
контроль за химизацией и использованием
химических веществ в сельском хозяйстве,
контроль в области мелиорации земель
и защиты растений, осуществляют
государственный земельный контроль в
соответствии с установленными пунктом
5 настоящего Положения полномочиями
Соседние файлы в предмете Земельное право
Чем занимаются органы земельного надзора?
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы подлежат использованию и охране. В системе госуправления в сфере землепользования важным звеном является государственный земельный контроль (надзор). Его проведение предусмотрено ст.71 Земельного кодекса РФ. Цель земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса.
В компетенцию органов земельного надзора входит решение таких проблем, как:
- захват соседями части земельного участка, принадлежащего другому собственнику;
- размещение хозпостроек за границами участка;
- открытие на территории СНТ объектов предпринимательской деятельности (авторазборов, шиномонтажей);
- препятствие доступу спецслужб, проходу и проезду граждан по землям общего пользования;
- нарушение правил благоустройства территорий и т.д
За подобные нарушения органы земельного надзора уполномочены штрафовать нарушителей в соответствии с КоАП РФ.
Так, за самовольное занятие участка или его части предусмотрен штраф (ст. 7.1. КоАП РФ):
- на граждан от 1%-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 000 руб.;
- на должностных лиц от 1,5% до 2% кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб.;
- на юридических лиц от 2% до 3% кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб.
За другие нарушения предусмотрены не менее солидные штрафы.