Росприроднадзор утвердил административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Важное из приказа
- Обозначен круг заявителей.
- Перечислены Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги.
- Услуга предоставляется центральным аппаратом Росприроднадзора и территориальными органами.
- Дано описание результата предоставления услуги, сроки.
- Указан перечень документов, необходимых для предоставления услуги.
- Указан перечень документов, которые запрещено требовать от Заявителя.
- Перечислены основания для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления услуги.
- Описан порядок, размер и основания взимания государственной пошлины.
- Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
- Перечислены основания для продления срока проведения государственной экспертизы.
Подписан: 31 июля 2020 г.Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации: № 59 990 от 23 сентября 2020 г.
Вступает в силу: со дня признания утратившим силу приказа Минприроды России № 204 от 06 мая 2004 г.
Сколько стресса испытывает природопользователь, когда видит свое предприятие в ежегодном плане проверок? А сколько теряет нервных окончаний, когда внезапно получает извещение о том, что через три дня, а то и завтра состоится внеплановая проверка? Знание своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей надзорного органа поможет сохранить спокойствие, а в некоторых случаях даже упростит прохождение проверки.
Целых восемь лет мы жили по административному регламенту Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее — ФГЭН), утвержденному Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, однако настало время перемен и обсуждения усовершенствованного издания данного регламента.
Так, 06.04.2021 вступил в силу Приказ Минприроды России от 06.07.2020 № 783 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора» (далее — Регламент).
В статье будем использовать следующие сокращенные понятия:
• проверяемое лицо — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, в отношении которого осуществляется проверка, включая руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица;
• обязательные требования — требования в области охраны окружающей среды, установленные международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, проверка соблюдения проверяемыми лицами которых является предметом ФГЭН;
• Росприроднадзор — центральный аппарат Росприроднадзора и его территориальные органы, а также исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в случае передачи им части полномочий по ФГЭН на основании соглашения.
Регламент представляет собой актуализированную версию сразу четырех регламентов Росприроднадзора, утративших силу с 06.04.2021:
Снижение нормативной нагрузки на природопользователей и надзорные органы за счет сокращения числа нормативных правовых актов (далее — НПА) очень ценно, т.к. вся информация, последовательность действий и требования собраны в едином документе.
• общие положения;
• требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора);
• состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
• порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора);
• досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц.
В большей части Регламент дублирует информацию из Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 08.12.2020; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), а также из подзаконных НПА, например:
• Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (правила подготовки ежегодных планов проверок) — из выдержек данного документа состоит целый блок «Разработка ежегодного плана проведения плановых проверок» (пп. 43–61 Регламента);
• Приказа Минприроды России от 28.06.2019 № 347 (методические рекомендации по выдаче Росприроднадзором заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства) — содержание документа полностью уложилось в блоках «Проведение внеплановых проверок» (пп. 94–106) и «Оформление результатов проверок» (пп. 132–139).
Применение Регламента распространяется на осуществление Росприроднадзором следующих видов ФГЭН (см. рисунок).
В статье рассмотрим права и обязанности инспектора и проверяемого лица при осуществлении ФГЭН, а также приведем примеры из практики промышленного эколога при участии в проверках Росприроднадзора.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2021.
Необходимые документы и способы их подачи
Отказ в приеме документов и предоставлении госуслуги
Прием и регистрация документов
Постановка объекта НВОС на государственный учет
Актуализация сведений об объекте НВОС
Снятие объекта НВОС с государственного учета
Выдача дубликата свидетельства
Исправление ошибок, допущенных при внесении сведений
Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), — важнейший этап регулирования и контроля воздействия хозяйствующих субъектов. Объекты НВОС ставятся на учет в органах Росприроднадзора или уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — ОИВС РФ) в зависимости от уровня надзора — федерального или регионального.
Реестры объектов НВОС ведутся отдельно — на федеральном и региональном уровнях. При этом объекты федерального уровня надзора вносятся в федеральный реестр силами Росприроднадзора, но могут вноситься и другими уполномоченными органами, если в регионе существует такая договоренность о передаче полномочий. Объекты регионального уровня надзора вносятся в региональный реестр только уполномоченными ОИВС РФ.
Функция ведения федерального реестра объектов НВОС закреплена за Росприроднадзором подп. 5.5(10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 27.07.2019).
Кроме того, в п. 10 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила № 572), также указано, что данную функцию осуществляет Росприроднадзор. Однако соответствующий административный регламент, согласно которому Росприроднадзор обязан работать в данном направлении, появился только сейчас, когда практически все объекты НВОС уже три-четыре года как поставлены на учет.
Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее — Административный регламент), утвержден Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2020).
В настоящей статье кратко рассмотрим административные процедуры постановки на учет объектов НВОС федерального уровня надзора, актуализации сведений о таких объектах, снятия их с учета и другие процедуры, регламентированные новым документом.
Общие положения
Административный регламент определяет:
• порядок взаимодействия между территориальными органами Росприроднадзора, уполномоченными ОИВС РФ, их должностными лицами, а также порядок взаимодействия Росприроднадзора и его территориальных органов с органами государственной власти и иными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Заявителями при предоставлении госуслуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, а также лица, действующие от их имени по доверенности, обратившиеся с заявкой или заявлением о предоставлении госуслуги.
Информирование по вопросам предоставления госуслуги осуществляется в обычном порядке:
• по телефону;
• письменным обращениям;
• электронной почте;
• путем размещения информации на стендах и на сайте территориальных органов Росприроднадзора и уполномоченных ОИВС РФ, а также на портале госуслуг.
Извлечение
из Административного регламента
Согласно Административному регламенту возможны следующие результаты предоставления госуслуги:
Сроки предоставления госуслуги (п. 12 Административного регламента):
• постановка объекта НВОС на государственный учет — 10 дней со дня подачи заявки;
• актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр, снятие объекта НВОС с государственного учета, выдача дубликата свидетельства — 10 рабочих дней со дня поступления заявления;
• отказ в постановке объекта НВОС на учет, актуализации сведений об объекте НВОС, снятии объекта НВОС с государственного учета, отказ в выдаче дубликата свидетельства — 5 рабочих дней со дня поступления заявки, заявления и документов, необходимых для предоставления госуслуги.
Как видим, постановка на учет займет 10 календарных дней, а остальные процедуры — несколько больше времени, т.к. счет идет в рабочих днях. Возможно, это опечатка.
Необходимые документы и способы их подачи
М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2020.
В Административный регламент по осуществлению регионального государственного экологического надзора в Московской области внесены изменения
14 октября 2020 13:40
Информируем об опубликовании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.09.2020 г. № 1244-РМ «О внесении изменений в Административный регламент Министерства
экологии и природопользования Московской области по исполнению государственной
функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением
деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому надзору».
В соответствии с данным Распоряжением в новой
редакции изложен Административный регламент, которым установлены сроки и
последовательность административных процедур Министерства экологии и
природопользования Московской области по осуществлению регионального
государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих
федеральному государственному экологическому надзору, а также порядок
взаимодействия с органами государственной власти, органами местного управления,
государственными учреждениями и предприятиями, юридическими лицами и гражданами
при исполнении государственной функции.
Предметом госнадзора является соблюдение
юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, их
уполномоченными представителями, органами государственной власти а также
гражданами требований, установленных законодательством РФ, требований,
установленных международными договорами, федеральными законами, принимаемыми в
соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными
нормативными правовыми актами Московской области в области охраны окружающей
среды.