- ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КНМ РОСПОТРЕБНАДЗОРА?
- ОТКУДА ЖДАТЬ КОНТРОЛЕРОВ?
- ЧТО ПРОВЕРЯТ КОНТРОЛЕРЫ ПО НОВЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ?
- Узнать больше
- Краткие сведения
- Структура службы
- Компетенция
- История создания
- Проверки Роспотребнадзора
- РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
- САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
- РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ
- КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КНМ РОСПОТРЕБНАДЗОРА?
ОТКУДА ЖДАТЬ КОНТРОЛЕРОВ?
Как и раньше, часть контролирующих функций выполняет Роспотребнадзор, а часть —другие контролеры:
Поэтому, если у вас частный бьюти-салон или барбер-шоп, то с проверкой придут из Роспотребнадзора, а если ваше предприятие занимается обогащением урана, то с проверкой ждите специалистов ФМБА. В этой части нет никаких сюрпризов.
ЧТО ПРОВЕРЯТ КОНТРОЛЕРЫ ПО НОВЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ?
Итак, мы ответили на вопросы по новому порядку проведения проверок и профилактических мероприятий в области санэпиднадзора и защиты прав потребителей. Ждем ваших вопросов в редакцию через форму обращения на сайте нашего журнала и до встречи на сентябрьском вебинаре, где можно будет пообщаться в интерактивном режиме.
Е. В. Ермолаева, специалист-эксперт отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
А. В. Чудинова, специалист-эксперт отдела юридического обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
Т. Ю. Шулешова, начальник отдела защиты прав потребителей на рынке услуг и непродовольственных товаров Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
С. Г. Подберезина, эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2021.
Узнать больше
Новые положения по санэпидконтролю и надзору за соблюдением прав потребителей: 16 вопросов и ответов
Полное наименование:Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
В соответствии с данным Постановлением Роспотребнадзор рассматривается, как орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит, во-первых, претворение в жизнь положений закона о защите прав потребителей с соответствующими функциями надзора, а во-вторых — разработка и утверждение правил и нормативов в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Официальный сайт — https://rospotrebnadzor.ru
Телефон горячей линии: 8-800-555-49-43
Единый консультационный центр Роспотребнадзора: https://rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline.php
Приём обращений граждан: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/
Краткие сведения
Попова Анна Юрьевна
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Структура службы
Роспотребнадзор — одна из самых разветвленных иерархических структур в Российской Федерации.
Центральный аппарат Роспотребнадзора находится в Москве и возглавляется главным государственным санитарным врачом РФ. В настоящее время этот пост занимает А.Ю. Попова.
В состав центрального аппарата входят:
- руководство и помощники;
- пресс-служба Роспотребнадзора;
- управления санитарного и эпидемиологического надзора, управление защиты прав потребителей, управления организации деятельности, управления научного обеспечения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, управление по международным связям, управление кадров, управление правового обеспечения, управления по субъектам РФ, управление по ЖД-транспорту и иные административные структуры;
- центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Федерации;
- НИИ и иные научные организации;
- противочумные учреждения;
- санитарно-эпидемиологические службы различных министерств и ведомств.
Территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам РФ в целом повторяют структуру центрального аппарата.
Компетенция
Функции и полномочия Роспотребнадзора определены в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
К полномочиям Роспотребнадзора относится осуществление надзора и контроля:
- за исполнением закона в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
- за исполнением закона по защите прав потребителей.
Во исполнение надзорных и контрольных функций Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный надзор и контроль:
- за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- за соблюдением требований по правилам продажи некоторых видов товаров;
- за качеством муки и изделий из нее при осуществлении закупок указанной продукции для нужд государства;
- за качеством муки и изделий из нее, ввозимых и вывозимых на территорию или с территории РФ;
- за соблюдением положений закона об информировании потребителя о классе энергоэффективности товара, а также о внесении в техдокументацию на товар иной обязательной информации;
- за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям закона в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Кроме того, Роспотребнадзор наделен полномочиями:
- по лицензированию определенных законом отдельных видов деятельности;
- по приему и учету уведомлений о начале деятельности юридических лиц и ИП, связанной с некоторыми видами работ и услуг;
- по установке критериев для определения существенного ухудшения качества питьевой и горячей воды, а равно установке показателей, по которым проводится проверка и отбор проб питьевой и горячей воды;
- по регистрации внедряемых в производство новых химических и биологических веществ и препаратов (кроме лекарственных средств), приготовляемых на их основе, которые могут быть потенциально опасны для населения;
- по регистрации отдельных видов продукции (кроме лекарств), которые могут быть потенциально опасны для человека;
- по регистрации пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ;
- по регистрации лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф и инцидентов;
- по выявлению причин возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- по подготовке и внесению предложений о введении карантина или об его отмене на территории РФ или любого из ее субъектов;
- иные полномочия, перечисленные в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
История создания
Закон РФ «О защите прав потребителей» был одним из первых законом, принятых Российской Федерацией, как вновь созданным государством.
Аналогичного закона в СССР и на ранних этапах развития Российской Федерации не существовало, хотя в середине 80-х годов была попытка разработать проект закона, который регламентировал бы право потребителей на получение качественных товаров и услуг.
Несмотря на отсутствие прямого закона, который защищал бы права потребителей, органами, которые de facto осуществляли функции защиты, являлись:
- санитарно-эпидемиологический надзор, действовавший в рамках Положения о Госсаннадзоре в СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР в 1963 году, Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1991 года и одноименного Закона РФ, принятого в 1999 году;
- Госинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, образованная в 1993 году при Комитете по торговле. Одной из задач инспекции являлось недопущение в оборот некачественных товаров.
С принятием в 1993 году Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были впервые установлены на законодательном уровне:
- принципы и понятие санитарного и эпидемиологического благополучия населения;
- права и обязанности предприятий и граждан в рамках, относящихся к сфере потребления и санитарно-эпидемиологического благополучия;
- ответственность за неисполнение норм, относящихся к социально-эпидемиологическому благополучию населения.
Таким образом сложилась ситуация, при которой были, по сути, разобщены полномочия государственных органов в сфере санэпидемиологии и в сфере контроля за соблюдением правил торговли и общепита, ценообразования, качеством и безопасностью товаров и т.д.
По сути санитарно-эпидемиологический надзор и Госинспекция по торговле и качеству товаров действовали раздельно.
Унификация произошла в 2004 году на основании Указа № 314 Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», во исполнение которого была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то есть Роспотребнадзор.
Проверки Роспотребнадзора
Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)»
Сроки проведения публичного обсуждения проекта акта: с 6 по 27 мая
Проект Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) разрабтан в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступит в силу 1 июля.
Он заменит действующее на сегодняшний день Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2020 года).
Новым Положением устанавливается шесть категорий риска вместо пяти:
- чрезвычайно высокий риск;
- высокий риск;
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск (в действующем законодательстве такой категории нет).
Изменятся виды и периодичность плановых контрольных надзорных мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска.
Это далеко не все изменения. Как только документ будет утвержден Правительством и опубликован, мы обязательно дадим его подробный анализ в сравнении с действующими нормами.
Реформа контрольно-надзорной системы в России
Профилактика нарушений в санитарно-эпидемиологическом надзоре
Категория риска: как ее узнать и можно ли изменить
РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
В настоящее время в нашей стране осуществляется реформа контрольной и надзорной деятельности (далее — реформа). Основные положения данной реформы определены приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам), срок реализации которой — до 2025 года. В перечень проектов и мероприятий программы входят:
- внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
- внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
- систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований;
- внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
- внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;
- внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;
- автоматизация контрольно-надзорной деятельности;
- повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.
Каждое из программных мероприятий находится в тесном взаимодействии с другими, реализация которых происходит параллельно и комплексно.
Основным результатом реформы должно стать снижение количества смертельных случаев, числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных, снижение материального ущерба и административной нагрузки на организации и граждан, оптимизация трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении контроля и надзора.
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — один из старейших видов надзора: в 2017 г. ему исполнилось 95 лет — Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» был подписан 15 сентября 1922 г.
Основные направления деятельности в области санитарно-эпидемиологического надзора определены:
- Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.07.2017);
- Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.13 № 476 (в ред. от 17.08.2016).
Требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия, которые обязаны соблюдать юридические лица и индивидуальные предприниматели, определены санитарными правилами и техническими регламентами.
Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (Роспотребнадзор);
- Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы (ФМБА России);
- структурные подразделения Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента РФ и Управления делами Президента РФ.
Каждый из перечисленных органов и его структурные подразделения осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в полном объеме, предусмотренном федеральным законом. Различия заключаются в территориальной и ведомственной принадлежности объектов надзора, т. е. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- структурные подразделения министерств и ведомств осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения;
- ФМБА России и его территориальные органы — в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, в который входит более 700 организаций с особо опасными условиями труда, 22 закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО), 21 город и 8 поселков.
На всех остальных территориях и организациях (предприятиях) иной ведомственной принадлежности государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы Роспотребнадзора.
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ
В настоящей статье представлены результаты реализации отдельных программных мероприятий реформы контрольно-надзорной деятельности в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора в части осуществления риск-ориентированного надзора и профилактики нарушений.
КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
К сожалению, при проверках органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора ежегодно выявляют нарушения действующих санитарных норм и правил и технических регламентов. Большинство этих нарушений связаны не с халатностью и злостным нарушением предприятием или организацией обязательных требований, а с незнанием ими законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
Чтобы устранить эти недостатки до того, как они будут выявлены органами госсанэпиднадзора, реализуется комплекс мероприятий по профилактике нарушений.
Необходимость проведения профилактических мероприятий определена Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.11.2017).
Каждый орган государственного контроля (надзора) обязан ежегодно разрабатывать программу профилактики нарушений, в которую должны быть включены три блока обязательных мероприятий.
1. Размещать на официальных сайтах в сети «Интернет» перечни и тексты нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом контроля.
Например, на сайте Роспотребнадзора перечень нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей можно изучить, пройдя по ссылке http://www.rospotrebnadzor.ru/region/perecen_ob.php (рис. 2). После чего выбрать тематический раздел, например, «Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» и открыть текст интересующего вас документа.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2018.
Зарегистрировано в Минюсте России 3 июня 2021 г. N 63788
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; 2020, N 6, ст. 677), пунктом 1.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2020, N 6, ст. 677), приказываю:
Утвердить Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приложение).
Признать утратившим силу приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 762 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2012, регистрационный N 25420).
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель А.Ю. ПОПОВА
УТВЕРЖДЕН приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.01.2021 N 11