«Тульский государственный университет»
Кафедра геоинженерии и кадастра
на тему: «Земельный
надзор Российской Федерации»
Основные задачи надзора
за соблюдением земельного законодательства,
охраной и использованием земель состоят
в обеспечении исполнения установленных
требований (норм, правил, нормативов)
пользования землей, в проверке выполнения
мероприятий по охране земель органами
государственной власти, местного самоуправления,
юридическими лицами, их должностными
лицами, а также гражданами. Данный контроль
является всеобщим (охватывает все категории
земель и распространяется на всех собственников,
землевладельцев, землепользователей
и арендаторов земельных участков) и постоянным
(не ограничен какими-либо сроками).
ЗК предусматривает проведение
государственного земельного надзора
(контроля), муниципального и общественного
земельного контроля и производственного
земельного контроля.
Контроль за использованием
земель имеют право осуществлять
органы:
Комитета Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству;
Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской
Федерации;
Государственного комитета
Российской Федерации по вопросам архитектуры
и строительства;
Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации, органы и учреждения
государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации.
Выбранная мною тема «Земельный
контроль», является, несомненно, актуальной,
теоретически и практически значимой.
Цель работы – проанализировать
сущность земельного контроля.
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Глава XII Земельного кодекса
РФ (далее — Кодекс) оперирует
понятием земельный контроль, содержание
которого, как следует из названия
этой главы, составляет контроль за соблюдением
земельного законодательства, охраной
и использованием земель. По правилам
ст. 71, 72 и 73 Кодекса должны осуществляться
четыре вида земельного контроля: государственный,
муниципальный, общественный и производственный
контроль.
В соответствии с п. 1 ст. 71
Кодекса специально уполномоченными
государственными органами осуществляется
государственный земельный контроль
за соблюдением земельного законодательства,
требований охраны и использования
земель организациями независимо от
их организационно-правовых форм и
форм собственности, их руководителями,
должностными лицами, а также гражданами.
С учетом того, как определен
в ст. 2 Кодекса состав собственно
земельного законодательства (Кодекс,
федеральные законы и принимаемые
в соответствии с ними законы субъектов
Российской Федерации), можно утверждать,
что не все нормы земельного права
содержатся в актах земельного законодательства.
В то же время должен быть обеспечен
государственный контроль за правильной
реализацией норм земельного права,
содержащихся в федеральных законах
и законах субъектов Российской
Федерации, не входящих в систему
земельного законодательства, а также
в правовых актах Президента и
Правительства РФ, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления.
Предметом государственного
земельного контроля являются проверка
деятельности организаций, их руководителей,
должностных лиц и граждан, участвующих
в отношениях по охране и использованию
земель, с целью определения соответствия
этой деятельности требованиям правовых
норм, регулирующих земельные отношения.
Осуществление государственного
контроля за использованием и охраной
земель до недавнего времени было
возложено на Федеральную службу
земельного кадастра России (Росземкадастра).
Однако данный орган прекратил свое существование
на основании постановления Правительства
РФ от 19.08.2004 г. N 418 «Об утверждении Положения
о Федеральном агентстве кадастра объектов
недвижимости».
Указанным постановлением установлено,
что государственный земельный
контроль за соблюдением земельного
законодательства, требований по охране
и использованию земель осуществляет
Федеральное агентство кадастра
объектов недвижимости (далее —
Агентство).
В соответствии с п. 1, 2, 4 Положения
о Федеральном агентстве кадастра
объектов недвижимости указанное Агентство
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
управлению государственным имуществом
и оказанию государственных услуг
в сфере ведения кадастров
объектов недвижимости, землеустройства,
инвентаризации объектов градостроительной
деятельности, государственной кадастровой
оценки земель и государственного мониторинга
земель, а также по государственному
земельному контролю. Агентство находится
в ведении Минэкономразвития
РФ.
Агентство осуществляет свою
деятельность непосредственно и
через свои территориальные органы
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и
иными организациями.
Кроме того, в соответствии
с постановлениями Правительства
РФ от 30.07.2004 г. N 400 «Об утверждении
Положения о Федеральной службе
по надзору в сфере природопользования
и внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации
от 22 июля 2004 г. N 370» и от 30.06.2004 г. N 327 «Об
утверждении Положения о Федеральной
службе по ветеринарному и фитосанитарному
надзору» соответствующие функции по
осуществлению государственного земельного
контроля возложены также на Федеральную
службу по надзору в сфере природопользования
и Федеральную службу по ветеринарному
и фитосанитарному надзору и их территориальные
органы.
Государственный земельный
контроль осуществляется в соответствии
с законодательством Российской
Федерации в порядке, установленном
Правительством РФ (п. 2 ст. 71 Кодекса). Согласно
буквальному толкованию данного
положения осуществление государственного
земельного контроля подчиняется правилам,
установленным в законодательстве
федерального уровня.
После введения в действие
Кодекса порядок проведения указанного
контроля определялся Положением о
государственном земельном контроле,
утвержденным постановлением Правительства
РФ от 19.11.2002 г. N 833. Однако постановлением
Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 689 было
утверждено новое Положение о
государственном земельном контроле,
а постановление Правительства
РФ от 19.11.2002 г. N 833 признано утратившим
силу.
Положение о государственном
земельном контроле, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 689 (далее
— Положение), устанавливает порядок
осуществления государственного земельного
контроля Федеральным агентством кадастра
объектов недвижимости, Федеральной
службой по надзору в сфере
природопользования, Федеральной службой
по ветеринарному и фитосанитарному
надзору и их территориальными органами
(далее — специально уполномоченные органы).
Специально уполномоченные органы при
осуществлении государственного земельного
контроля взаимодействуют в установленном
порядке с федеральными органами исполнительной
власти и их территориальными органами,
с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, правоохранительными
органами, организациями и гражданами.
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
а) выполнения требований земельного
законодательства о недопущении
самовольного занятия земельных
участков, самовольного обмена земельными
участками и использования земельных
участков без оформленных на них
в установленном порядке правоустанавливающих
документов, а также без документов,
разрешающих осуществление хозяйственной
деятельности;
в) выполнения требований земельного
законодательства об использовании
земель по целевому назначению и выполнении
обязанностей по приведению земель в
состояние, пригодное для использования
по целевому назначению;
г) выполнения требований о
наличии и сохранности межевых
знаков границ земельных участков;
д) порядка предоставления сведений
о состоянии земель;
е) исполнения предписаний
по вопросам соблюдения земельного законодательства
и устранения нарушений в области
земельных отношений;
ж) выполнения иных требований
земельного законодательства по вопросам
использования и охраны земель в
пределах установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по надзору
в сфере природопользования и
ее территориальные органы осуществляют
контроль за соблюдением:
а) выполнения обязанностей
по рекультивации земель после завершения
разработки месторождений полезных
ископаемых (включая общераспространенные
полезные ископаемые), строительных, мелиоративных,
лесозаготовительных, изыскательских
и иных работ, в том числе работ,
осуществляемых для внутрихозяйственных
или собственных надобностей;
б) выполнения требований и
обязательных мероприятий по улучшению
земель и охране почв от ветровой, водной
эрозии и предотвращению других процессов,
ухудшающих качественное состояние
земель;
в) выполнения требований законодательства
Российской Федерации о недопущении
использования участков лесного
фонда для раскорчевки, переработки
лесных ресурсов, устройства складов,
возведения построек (строительства),
распашки и других целей без специальных
разрешений на использование указанных
участков;
г) режима использования
земельных участков и лесов в
водоохранных зонах и прибрежных полосах
водных объектов;
д) выполнения иных требований
земельного законодательства по вопросам
использования и охраны земель в пределах
установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору и
ее территориальные органы осуществляют
на землях сельскохозяйственного назначения
и земельных участках сельскохозяйственного
использования в составе земель
поселений контроль за соблюдением:
а) выполнения в соответствии
с ФЗ от 16.07.1998 г. «О государственном
регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения»
мероприятий по сохранению и воспроизводству
плодородия земель сельскохозяйственного
назначения, включая мелиорированные
земли;
б) выполнения требований по
предотвращению самовольного снятия,
перемещения и уничтожения плодородного
слоя почвы, а также порчи земель
в результате нарушения правил обращения
с пестицидами, агрохимикатами или
иными опасными для здоровья людей и окружающей
среды веществами и отходами производства
и потребления;
в) выполнения иных требований
земельного законодательства по вопросам
использования и охраны земель в
пределах установленной сферы деятельности.
Должностные лица Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости
и его территориальных органов,
осуществляющие государственный земельный
контроль, одновременно по должности
являются:
а) руководитель Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости
— главным государственным инспектором
Российской Федерации по использованию
и охране земель;
б) заместитель руководителя
Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости и руководитель структурного
подразделения Агентства, к сфере
ведения которого отнесено осуществление
государственного земельного контроля,
— заместителями главного государственного
инспектора Российской Федерации по
использованию и охране земель;
Глава 1. Общие
вопросы правового регулирования
2.2. Федеральная служба государственной
регистрации, кадастра
Законодательство
о земельной реформе предоставляет собственникам,
землевладельцам, землепользователям,
арендаторам широкие права по самостоятельному
хозяйствованию на земле. Такая деятельность
не должна, как указано в ст. 36 Конституции
РФ, наносить ущерб окружающей природной
среде и нарушать права и законные интересы
иных лиц.
Углубление земельной реформы и формирование
новых земельных отношений, основанных
на введении частной собственности на
землю, при сохраняющемся потребительском
отношении к ее использованию вызывает
необходимость усиления государственного
контроля за использованием и охраной
земель.
Земельный вопрос
практически во все времена он
требовал повышенного внимания со стороны
государственной власти. Россия, площадь
которой составляет 1,7 млрд. гектаров,
является крупнейшим государством в
мире. Большая часть территории страны занята землями лесного фонда
(около 50 %), а также предприятий, организаций
и граждан, занимающихся сельскохозяйственным
производством (38,5 %)1. Значительные
площади занимают земли городов и других
населенных пунктов, промышленности, транспорта,
природоохранного, оборонного и иного
назначения.
За последние
40 лет из оборота выбыло около 12 млн.
гектаров продуктивных сельскохозяйственных
угодий. В настоящее время
этот процесс продолжается. Во многих
регионах падает плодородие почв, ухудшается
качественное состояние угодий. Огромные
площади пойменных земель и пахотных угодий
затоплены и подтоплены. Это приводит
к подъему уровня грунтовых вод до критических
отметок, вторичному засолению почв, особенно
на территории юго-восточной части России.
1 См.: Громов С.Л. Государственный
контроль за использованием и охраной
земель // Земельный вестник
По данным государственного
земельного кадастра, из 222 млн. гектаров
сельскохозяйственных угодий более 50
млн. гектаров подвержено разрушительным
процессам водной и ветровой эрозии, почти 70 млн.
гектаров относится к категории эрозионно-опасных
земель, около 30 млн. гектаров переувлажнено
и заболочено, более 70 млн. гектаров имеет
повышенную
кислотность почв,
16 млн. гектаров засолено, 23 млн. гектаров
представлено солонцами, солонцеватыми
комплексами1. Во многих регионах
идет истощительное использование почв,
что привело к значительному снижению
их плодородия. За последние десять лет
для нужд промышленности, транспорта и
иных несельскохозяйственных целей в
России изъято 849 тысяч гектаров сельскохозяйственных
угодий, из них почти половина — пашня2.
Таким образом,
деятельность государства, в настоящее
время, должна быть направлена, прежде
всего, на принятие мер по предотвращению
деградации земель, в результате виновных действий хозяйствующих
субъектов, а также, на рациональное использование
земель, как основы жизнеобеспечения граждан
России.
При переходе российского
общества к рыночной экономике государственный
контроль за охраной и использованием
земли приобретает еще большее значение, чем раньше3.
Законодательство о земельной реформе
предоставляет собственникам, землевладельцам,
землепользователям, арендаторам широкие
права по самостоятельному хозяйствованию
на земле. В то же время, такая деятельность
не должна наносить ущерба окружающей
среде и нарушать права и законные интересы
иных лиц. Государственное регулирование состоит не только
в запретах. Оно строится на принципе мировой
практики: «собственность обязывает»,
так как закон накладывает немало требований
в публичных интересах. Все владельцы
земли подотчетны и ответственны за свои
действия перед государством, перед законом»4.
1См.: Громов С.Л. Государственный
контроль за использованием и охраной
земель // Земельный вестник России. 2000.
№ 1С. 41.
2 См.: Волков С. Глазами землемера
// Сельская жизнь. 2002. № 32-33.
4 Аграрное и экологическое законодательство
в России и СНГ (сравнительно-правовой
анализ) / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой.
М.: НОРМА, 1999. С. 91.
В настоящее
время формируются основы земельного
рынка и его инфраструктуры. По
данным землеустроительной службы Российской
Федерации, на 1 января 2000 года насчитывалось
11,9 млн. собственников земельных долей, на которые
приходилось 117,6 млн. гектаров сельскохозяйственных
угодий1. Общее количество зарегистрированных
сделок с землей по стране достигает 730
тыс. в год2. В то же время, отмечается
тот факт, что в России пока не созданы
условия для цивилизованного рынка земли3.
Для государства принципиально важно
избежать ситуации, когда покупателем
земли сможет стать не тот, кто может работать
на ней, а тот, у кого капитал4. Посредством
создания четкой системы органов государственного
земельного контроля, жесткого контроля
государства за охраной и использованием
земель, выработки эффективных мер воздействия
на нарушителей земельного законодательства,
мер экономического стимулирования хозяйствующих
субъектов государство может соединить
интересы частных собственников с всеобщими
интересами, как это сделано во многих
развитых странах.
1 См.: Волков С. Глазами землемера
// Сельская жизнь. 2002. № 32-33.
2 См.: Бюллетень информации «Земля».
2001. № 1. С. 108.
3 См.: Интервью председателя
комитета Госдумы по аграрным вопросам
В. Плотникова // Бюллетень
информации «Земля».
2001. № 3. С. 56. 5 См.: Серков А.В. Правовые
проблемы (материалы «круглого стола»)
// Государство и право. 1998. № 5. С. 34.
4 См.: Серков А.В. Правовые проблемы
рационального использования и охраны
сельскохозяйственных земель
Глава
1. Общие вопросы правового регулирования
государственного земельного контроля
1.1. Понятие
государственного земельного контроля. Виды земельного
контроля.
Государственный
контроль за охраной и использованием
земель является разновидностью земельного
контроля, и относится к одной из важнейших
функций государства. Статья 71 Земельного
кодекса Российской Федерации определяет
понятие государственного земельного
контроля, в которой указано, что специально
уполномоченными государственными органами
осуществляется государственный земельный
контроль за соблюдением земельного законодательства,
требований охраны и использования земель
организациями независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, их руководителями,
должностными лицами, а также гражданами.
Задачами государственного
земельного контроля являются:
- обеспечение исполнения земельного законодательства;
- определение соответствия деятельности организаций, должностных лиц и граждан правовым нормам, регулирующих земельные отношения;
- обеспечение соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов) при использовании земли;
- обеспечение выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, должностными и физическими лицами».
Обеспечению исполнения
земельного законодательства, а также
условий индивидуальных земельно-правовых
документов в части предупреждения
и борьбы с правонарушениями служит
функция государственного контроля
за использованием и охраной земель, или
государственного земельного контроля.
Земельным кодексом
Российской Федерации установлены
следующие виды земельного контроля: государственный,
муниципальный, общественный, производственный.
Контроль за
исполнением и соблюдением земельного
законодательства в широком смысле
включает деятельность, направленную
на оценку соответствия поведения субъектов
требованиям права. В этом смысле
земельный контроль входит в содержание
обязанности собственников, владельцев, пользователей
обеспечить соответствие собственного
поведения требованиям земельного законодательства
и индивидуальных разрешительных документов.
Такая форма контроля, применяемая к юридическим
лицам-землепользователям, получила название производственного
контроля.
Производственный
земельный контроль обеспечивается
путем проведения юридическими лицами
добровольно, собственными силами инициативных
мероприятий по организации проверки
соблюдения земельного законодательства
в процессе землепользования. Он распространяется
только на действия данного юридического
лица и членов его коллектива по отношению
и закрепленному за ним земельному участку
и направлен на обеспечение соблюдения
земельного законодательства и внутренних
правил землепользования.
Производственный
контроль включает организацию внутренних
текущих и периодических проверок,
экспертиз и аудита.
Выявленные
в результате производственного
контроля недостатки служат основанием
для внесения коррективов в организацию
землепользования и хозяйственной деятельности.
В случае квалификации производственных
действий как правонарушений применяются
меры дисциплинарной и материальной ответственности
органами управления производством. Решения
производственных контрольных органов,
вынесенные в законном порядке, имеют
обязательную силу и охраняются законом.
Проведение производственного контроля
регулируется правилами внутреннего распорядка.
В целях организации
производственного контроля на предприятиях
по мере необходимости могут создаваться
специальные службы, либо определенными
полномочиями наделяются соответствующие
сотрудники предприятия. Применительно
к деятельности, связанной с обеспечением
рационального использования и охраны
земель, субъекты хозяйственной и иной
деятельности в соответствии со ст. 67 Федерального
закона «Об охране окружающей среды» и
ст. 73 ЗК обязаны представлять сведения
и отчеты об организации производственного
экологического контроля в органы исполнительной
власти и местного самоуправления, осуществляющие
соответственно государственный и муниципальный
контроль. Организация внутреннего производственного
контроля – важная мера самодисциплины
и повышения эффективности земельного
законодательства.
Вместе с
тем организации производственного
контроля недостаточно для обеспечения
соблюдения земельного законодательства.
В силу психологических причин землепользователи
не способны объективно и в достаточной
степени проконтролировать собственное
поведение и добровольно принять меры
к его исправлению, особенно если это затрагивает
их финансовые и материальные интересы.
С технической, организационной и материальной
сторон отдельные землепользователи не
всегда способны обеспечить собственными
силами организацию некоторых форм современного
контроля, например мониторинга природных
объектов. Без создания специальных внешних
организационных структур невозможно
обеспечить единство контрольных действий,
их координацию, анализ и оценку. Наконец,
борьба с правонарушениями требует внешнего
вмешательства.
Роль необходимого
в этом случае внешнего независимого контроля играет государственный
контроль. Задача и содержание государственного
земельного контроля, система органов,
отвечающих за его осуществление, их полномочия
специально определены в Земельном кодексе,
Федеральном законе «Об охране окружающей
среды», Федеральном законе «О мелиорации
земель», Гражданском, Лесном и Водном
кодексах, а также в подзаконных актах.
Задачей государственного
земельного контроля является обеспечение
соблюдения физическими, должностными
и юридическими лицами требований земельного законодательства
в целях эффективного использования и
охраны земель1.
В зависимости
от целей и времени государственного
контроля относительно контролируемого
действия различают: предупредительный,
текущий и последующий государственный
контроль.
Предупредительный
контроль осуществляется на этапе проектирования
и планирования деятельности, связанной
с использованием земель и воздействием
на состояние земель, и нацелен на предупреждение
возможных нарушений земельного законодательства
в процессе реализации проекта. К видам
предупредительного контроля относятся
различного рода государственные экспертизы,
лицензирование видов деятельности и
сертификация используемых в хозяйственной
деятельности технических средств, технологий
и веществ.
В процессе реализации деятельности, связанной
с землепользованием и воздействием на
состояние земель, осуществляется текущий контроль.
Его задача – регулярные проверки хозяйственной
и иной деятельности на предмет ее соответствия
требованиям земельного законодательства
и условиям индивидуальных разрешительных
документов. Текущий контроль осуществляется
при помощи инспектирования объектов
землепользования и хозяйственной деятельности,
а также мониторинга земель.
1 См. п. 2 Положения о порядке
осуществления государственного контроля
за использованием и охраной земель в
Российской Федерации, утв. постановлением
Совета Министров – Правительства РФ
от 23 декабря 1993 г. № 1362 (с изм.) // САПП РФ.
1994. № 2. Ст. 78; СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1345.
Последующий
государственный контроль подразумевает действия государственных
контрольных органов и уполномоченных
лиц по оформлению правонарушений и привлечению
совершивших их лиц к юридической ответственности.
Последующий контроль – логическое продолжение
инспекционных проверок и мониторинга
земель в том случае, если в процессе их
осуществления обнаружены нарушения земельного
законодательства и условий индивидуальных
разрешительных документов. Последующий
контроль направлен на прекращение правонарушения
и восстановление правопорядка. Последующий
государственный контроль прямо связан
с применением к правонарушителям мер
юридической ответственности. Соотношение
обнаруженных правонарушений и примененных
к правонарушителям мер юридической ответственности
служит одним из критериев определения
эффективности законодательства.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академикаД. Н. Прянишникова»Факультет заочного обученияКафедра земельного кадастра КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему
«Государственный земельный контроль»
Выполнил студент Гкв-09-55 гр.
Вечтомова Е. С
Проверил ст. преподаватель
Тамилова Л. А
3. Муниципальный и общественный земельный контроль
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Основные задачи контроля за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель состоят в обеспечении исполнения установленных требований (норм, правил, нормативов) пользования землей, в проверке выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. Данный контроль является всеобщим (охватывает все категории земель и распространяется на всех собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков) и постоянным (не ограничен какими-либо сроками).
ЗК предусматривает проведение государственного земельного контроля, муниципального и общественного земельного контроля и производственного земельного контроля.
Контроль за использованием земель имеют право осуществлять органы:
Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства;
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Выбранная мною тема «Земельный контроль», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – проанализировать сущность земельного контроля.
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Глава XII Земельного кодекса РФ (далее — Кодекс) оперирует понятием земельный контроль, содержание которого, как следует из названия этой главы, составляет контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель. По правилам ст. 71, 72 и 73 Кодекса должны осуществляться четыре вида земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Кодекса специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
С учетом того, как определен в ст. 2 Кодекса состав собственно земельного законодательства (Кодекс, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации), можно утверждать, что не все нормы земельного права содержатся в актах земельного законодательства. В то же время должен быть обеспечен государственный контроль за правильной реализацией норм земельного права, содержащихся в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, не входящих в систему земельного законодательства, а также в правовых актах Президента и Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Предметом государственного земельного контроля являются проверка деятельности организаций, их руководителей, должностных лиц и граждан, участвующих в отношениях по охране и использованию земель, с целью определения соответствия этой деятельности требованиям правовых норм, регулирующих земельные отношения.
Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель до недавнего времени было возложено на Федеральную службу земельного кадастра России (Росземкадастра). Однако данный орган прекратил свое существование на основании постановления Правительства РФ от 19. 08. 2004 г. N 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости».
Указанным постановлением установлено, что государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее — Агентство).
В соответствии с п. 1, 2, 4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости указанное Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Агентство находится в ведении Минэкономразвития РФ.
Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
«Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» и от 30. 06. 2004 г. N 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» соответствующие функции по осуществлению государственного земельного контроля возложены также на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.
Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2 ст. 71 Кодекса). Согласно буквальному толкованию данного положения осуществление государственного земельного контроля подчиняется правилам, установленным в законодательстве федерального уровня.
После введения в действие Кодекса порядок проведения указанного контроля определялся Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19. 11. 2002 г. N 833. Однако постановлением Правительства РФ от 15. 11. 2006 г. N 689 было утверждено новое Положение о государственном земельном контроле, а постановление Правительства РФ от 19. 11. 2002 г. N 833 признано утратившим силу.
Положение о государственном земельном контроле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15. 11. 2006 г. N 689 (далее — Положение), устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами (далее — специально уполномоченные органы). Специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
б) порядка переуступки права пользования землей;
в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;
е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
д) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
в составе земель поселений контроль за соблюдением:
«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
а) руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости — главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;
контроля, — заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;
в) специалисты структурного подразделения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного контроля, — государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;
д) заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и руководители структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, — заместителями главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;
е) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, — государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;
ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, — главными государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель;
з) заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней или специалисты соответствующих структурных подразделений (в случае отсутствия заместителей руководителей), к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, — заместителями главных государственных инспекторов городов и районов по использованию и охране земель;
и) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, — государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель.
Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами, осуществляющими государственный геологический контроль, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, осуществляют государственный земельный контроль в соответствии с полномочиями, установленными в п. 4 Положения.
Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений, осуществляют государственный земельный контроль в соответствии с полномочиями, установленными в п. 5 Положения.
Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;
в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;
г) составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
виновных в нарушении земельного законодательства;
е) носить форменную одежду.
а) в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы;
в) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
г) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.
«Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» указано на то, что постановление органа земельного контроля о наложении штрафа за нарушение земельного законодательства признается судом недействительным, если оно принято по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами, осуществляющими государственный геологический контроль, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, а также должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений, обладают перечисленными выше правами, установленными в п. 9 и 10 Положения.
Должностные лица, осуществляющие государственный земельный контроль, имеют бланки документов с Государственном гербом Российской Федерации и наименованием соответствующего специально уполномоченного органа, необходимых для осуществления государственного земельного контроля, и служебные удостоверения, формы которых устанавливаются соответствующими специально уполномоченными органами.
проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Внеплановые проверки проводятся: для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства; в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.
Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями ФЗ от 8. 08. 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки. Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Должностные лица специально уполномоченных органов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного контроля.