Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан. Нормативное регулирование и реализация на практике
Кнутов Александр Владимирович
- Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Государственный ветеринарный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и государственный надзор в области семеноводства
- Федеральный государственный пожарный надзор
- Статья 23. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней
- Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
- СТАТЬЯ 44. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- СТАТЬЯ 49. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- СТАТЬЯ 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- СТАТЬЯ 52. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Аудиоверсия этой статьи
- Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале
- Какие виды бизнеса проверяет Роспотребнадзор
- Плановая выездная проверка
- Какие возможны штрафы за нарушения
- Что делать, если не согласен с результатами
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
А. Предмет проверок
Предметом проверок в отношении граждан при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора является выполнение гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
На практике существует правовая неопределенность по вопросу о том, в каком объеме требования санитарных правил (СанПиН) распространяются на деятельность граждан, не являющуюся хозяйственной. Один из таких споров рассмотрен Ольхонским районным судом Иркутской области.
Решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 17.10.2012 № 12-20/2012
Постановлением ГР/м-1766/12-09 от 26.06.2012 заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области гражданин Б. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 руб.
Нарушение гражданина Б. выразилось в том, что он провел детский палаточный лагерь на озере Байкал с нарушением Санитарных норм и правил. При этом гражданин не оказывал туристических услуг, а только сопровождал детей, которых ему доверили знакомые гражданину родители детей. Гражданин Б. был для детей сопровождающим взрослым и обеспечивал их проживание в палаточном лагере.
Тем не менее Управление Роспотребнадзора по Иркутской области квалифицировало действия гражданина как проведение детского туристического лагеря палаточного типа в период летних каникул и посчитало, что гражданин обязан был соблюдать СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству лагерей палаточного типа в период летних каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Устроенная гражданином Б. стоянка на берегу озера Байкал для порученных ему детей грубо нарушала требования указанного СанПиНа. В частности, гражданин предварительно за 1 месяц до открытия или за 2 недели до заезда не поставил в известность Управление Роспотребнадзора по Иркутской области или органы местного самоуправления п. Хужир Ольхонского района, что является нарушением п. 1.6 СанПиН 2.4.4.2605-10. Б. не предъявил личную медицинскую книжку, что является нарушением п. 1.9 СанПиН2.4.4.2605-10, у детей отсутствуют справки от врача о состоянии здоровья и о принадлежности к группам здоровья, отсутствуют условия для проведения банных дней, в лагере отсутствует медицинское обслуживание детей, что является нарушением п. 1.13 СанПиН 2.4.4.2605-10, отсутствуют данные о доброкачественности воды, о соответствии ее требованиям безопасности на питьевую воду, что является нарушением п. 3.1 СанПиН 2.4.4.2605-10, вокруг палаток отсутствуют канавки с уклоном для стока дождевых вод, что является нарушением п. 4.2 СанПиН 2.4.4.2605-10, пол палаток не приподнят с помощью деревянного настила, что является нарушением п. 4.3 СанПиН
2.4.4.2605– 10. В лагере отсутствует медицинский пункт, что является нарушением п. 4.9 СанПиН2.4.4.2605-10. На территории пищеблока отсутствуют моечная для мытья столовой и кухонной посуды, столовая для приема пищи, что является нарушением п. 6.3 СанПиН2.4.4.2605-10, дети принимают пищу, сидя на земле или в палатках, столов обеденных и лавочек нет, кружки, тарелки стоят на земле, возле лавочки, посреди песка, что является нарушением п. 9.8 СанПиН 2.4.4.2605-10, в кладовой палатке хранятся продукты питания на земле, что является нарушением п. 6.3 СанПиН2.4.4.2605-10, в санитарно-бытовой зоне отсутствуют место для мытья ног, стирки белья, мыльные воды от умывальника не проходят через мылоуловитель, что является нарушением п. 1.2 СанПиН 2.4.4.2605– 10, отсутствует постирочная с оборудованными скамейками, что является нарушением п. 7.3 СанПиН2.4.4.2605-10, пищу готовят без фартуков, косынок, халатов, что является нарушением п. 9.6 СанПиН 2.4.4.2605– 10. Для приготовления пищи отсутствует квалифицированный повар, что является нарушением п. 9.10 СанПиН 2.4.4.2605-10, отсутствуют условия для раздельного мытья кухонной и столовой посуды, что является нарушением п. 9.11 СанПиН 2.4.4.2605-10, для обеспечения здорового питания не составлено 10-дневное меню, что является нарушением п. 9.13 СанПиН2.4.4.2605-10, отсутствуют журналы бракеража готовой продукции, что является нарушением таблицы 2 СанПиН 2.4.4.2605-10.
Гражданин Б. обжаловал постановление о назначении ему административного наказания в суд, сочтя, что им не был организован детский туристический лагерь, и он не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Суд согласился с доводами жалобы, сочтя, что физическое лицо не обязано соблюдать требования СанПиН 2.4.4.2605-10.
Б. Формы контроля
Процедура осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора аналогична процедуре осуществления контроля в отношении хозяйствующих субъектов.
Таблица 8. Административные процедуры федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении граждан
Плановые проверки в отношении граждан в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора не проводятся. Уведомления граждан о проведении в отношении них проверки не требуется. При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора имеют право:
1) беспрепятственно проверять выполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, если такие требования относятся к полномочиям Роспотребнадзора;
2) требовать от лиц, подлежащих проверке, представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они являются объектами проверки или относятся к предмету проверки;
3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений, проводить измерения факторов среды обитания;
4) привлекать к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации;
5) посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
6) проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам.
По результатам проверки гражданину может быть выдано предписание, в том числе:
– об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
– о прекращении реализации не соответствующей санитарноэпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
– о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
Постановление Белинского районного суда Пензенской области от 22.12.2014 по делу № 5-38/2014
Судом на основании материалов Управления Роспотребнадзора по Пензенской области установлено, что на территории частного домовладения, принадлежащего гражданину, содержатся животные – свиньи, при этом расстояние от домовладения гражданина до жилого дома соседа (на основании обращения которого была инициирована проверка) составляет 37 м 40 см. Факт наличия хозяйства с содержанием животных (свиней) до 50 голов на расстоянии менее 50 м до частных домовладений соседей является нарушением п. 3 класса 5 раздела 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007№ 74).
Своими действиями гражданин совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ, т.е. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Гражданину назначено наказание в виде штрафа в размере 300 руб.
Помимо собственно надзорных функций, направленных на выявление, фиксацию нарушений обязательных требований и назначение предусмотренного законом наказания, в рамках санитарно-эпидемиологического надзора следует отметить функцию выявления очагов инфекционных и паразитарных болезней, проведение эпидемиологических расследований, а также госпитализацию и изоляцию больных болезнями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания. В понимании настоящего исследования данные функции не относятся к осуществлению государственного контроля, так как не связаны с выявлением нарушений обязательных требований. Однако на такие противоэпидемиологические мероприятия необходимо кратко указать, в том числе потому, что Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» они отнесены к санитарно-эпидемиологическому надзору.
За период с 01.08.2014 по 01.10.2014 в аэропортах Российской Федерации специалистами Роспотребнадзора осмотрено более 3 млн пассажиров, прибывших из различных стран, в том числе из стран Африки. Лиц с признаками инфекционных заболеваний не выявлено.
В. Ответственность по результатам контроля
По результатам осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора гражданам может быть выдано предписание, а также они могут быть привлечены к административной ответственности.
В табл. 9 приведены сведения об общем количестве лиц, привлеченных к административной ответственности федеральными органами исполнительной власти по ст. 6.3 КоАП РФ. В отличие от ветеринарного и фитосанитарного надзора, количество привлеченных к ответственности граждан значительно меньше числа юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их должностных лиц.
Статистика правонарушений, выявленных в 2013 г федеральными органами исполнительной власти в части нарушения законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (на основании данных федерального статистического наблюдения по форме 1-АЭ «Сведения об административных правонарушениях в сфере экономики» (Приказ Росстата от 15.08.2014 № 523))
Кроме того, в случае если нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ.
Г. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок контроля
Нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются:
– Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемилогическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
– Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров»;
– Приказ Роспотребнадзора от 17.07.2012 № 767 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава VII
ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ,
ЗДОРОВЬЕ ЛИЦА, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Статья 75. Разглашение конфиденциальной
информации о медицинском осмотре по выявлению инфицирования вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ), вызывающего
Государственный ветеринарный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и государственный надзор в области семеноводства
Государственный ветеринарный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и государственный надзор в области семеноводства
Деятельность граждан может попадать в поле зрения ветеринарных врачей Россельхознадзора или региональных органов
Федеральный государственный пожарный надзор
2.12. Федеральный государственный пожарный надзор
Федеральный государственный пожарный надзор является типичным примером контроля, осуществляемого по объектному принципу. Все мероприятия по контролю направлены на объект защиты безотносительно того, кто является
Статья 23. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней
Статья 23.54. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней
1. Органы, осуществляющие федеральный
Статья 23.58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов
1. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области
Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом
Статья 23.
54. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней
1. Органы, осуществляющие федеральный
Статья 23.
58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов
1. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области
Статья 23.54. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней
1. Органы, осуществляющие федеральный
Статья 23.58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов
1. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области
Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)1. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной
СТАТЬЯ 44. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
СТАТЬЯ 44. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и
СТАТЬЯ 49. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
СТАТЬЯ 49. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Должностными лицами, уполномоченными
СТАТЬЯ 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
СТАТЬЯ 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
1. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного
СТАТЬЯ 52. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
СТАТЬЯ 52. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны:своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:
1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;
2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;
3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;
4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;
5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);
6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.
В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.
Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:
1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;
2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;
3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;
5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;
6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;
7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;
9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;
10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;
11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:
1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;
2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;
3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;
5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.
Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.
В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.
Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.
В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.
На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:
1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;
2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;
4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;
5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.
Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.
Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.
Аудиоверсия этой статьи
Роспотребнадзор проверяет все, что связано с защитой прав потребителей, качеством товаров, санитарно-эпидемиологических правил. Как правило в поле зрения Роспотребнадзора розничные точки, кафе и рестораны, салоны красоты и парикмахерские
Какие виды бизнеса проверяет РоспотребнадзорКакие бывают проверки и контрольные мероприятияКак подготовитьсяКак проходит проверка РоспотребнадзораКакие возможны штрафы за нарушенияЧто делать, если не согласен с результатами
Telegram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале
Полное название этой организации говорит о ее функциях – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Деятельность Роспотребнадзора регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в июле 2021 года в него были внесены изменения).
Роспотребнадзор выполняет несколько задач:
- разрабатывает и утверждает государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормы;
- контролирует выполнение требований СанПиН, наличие санкнижек, допусков и т.п.;
- осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- защищает права потребителей – покупателей или получателей услуг;
- участвует в формировании политики государства в подведомственной области.
Какие виды бизнеса проверяет Роспотребнадзор
Чаще всего проверке Роспотребнадзором подвергаются следующие организации:
- Гостиницы, хостелы, кемпинги.
- Организации по оказанию бытовых услуг: например, ремонт обуви, ателье, автомастерские и т.п.
- Парикмахерские и салоны красоты.
- Организации общественного питания: рестораны, кафе, кондитерские.
- Торговые точки по продаже продуктов, косметики, игрушек, одежды, стройматериалов.
- Транспортные компании по перевозке пассажиров и грузов.
- Предприятия по пошиву одежды.
- Организации по производству обуви, изделий из кожи.
- Фирмы по изготовлению изделий из дерева, изготовлению мебели.
- Компании по ремонту и обслуживанию газового оборудования, лифтов.
Полный перечень бизнесов, подлежащих проверке Роспотребнадзором, указан в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
Роспотребнадзор вправе проводить:
В этом случае Роспотребнадзор проводит проверку юридической основы работы компании: наличие устава, разрешительных бумаг, обязательных свидетельств, соответствующего оборудования и т.п.
❗ ВниманиеОб открытии определенных видов деятельности нужно уведомлять Роспотребнадзор. Например, при открытии ресторана, пекарни, гостиницы. Полный перечень видов деятельности вы найдете в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.
В течение 10 дней с момента получения уведомления о документарной проверке Роспотребнадзором нужно направить затребованные бумаги в региональное отделение Службы по охране прав потребителей. Нотариально заверять копии не требуется; достаточно подписи лица, ответственного за ревизию.
Проверка органами Роспотребнадзора происходит в течение 20 рабочих дней. Инспектирующие лица не имеют права требовать сведения, находящиеся в государственных реестрах. Они могут получить эти данные самостоятельно (см. статью 11 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Плановая выездная проверка
Периодичность проверок. Выездную плановую проверку Роспотребнадзор вправе проводить не чаще одного раза в года. При этом о проверке можно узнать заранее – список организаций, которых проверяет Роспотребнадзор в ближайшем периоде, находится на официальном сайте службы. Нужно зайти по этой ссылке и выбрать соответствующий год. Далее в открывшемся окне забить ОГРН или ИНН, вы увидите:
❗ ВниманиеНекоторые виды бизнеса проверяют чаще, чем один раз в 3 года. Например, это касается сферы образования и сферы здравоохранения – тут проверки возможно более двух раз за 3 года. В целом к бизнесу применяют риск-ориентированный подход. Те из них, к которым предъявляются более высокие санитарно-гигиенические требования, контролируются чаще. Иными словами, чем выше риски, тем часе контролируют. Узнать периодичность проверок Роспотребнадзором в зависимости от вида деятельности можно в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
Руководителя проверяемой организации предупреждают за 3 рабочих дня до начала плановой проверки.
Анализ деятельности юридических лиц в части соблюдения требований Роспотребнадзора проводят в течение 20 дней. Ревизию представителей малого бизнеса допускается производить каждый год, но не более 50 часов в общей сложности. ИП и компании с численностью работников 15 человек и менее, проверяют не более 15 часов.
❗ ВниманиеРоспотребнадзор вправе продлить проверку еще на 20 часов, а малых и микропредприятий – на 15 часов. Это требуется для выполнения экспертизы, замеров и т.п.Если результатом документарной проверки Роспотребнадзора стала внеплановая выездная инспекция, то срок ее проведения тоже увеличивается на 20 суток.Когда фирма имеет филиалы в других населенных пунктах, для ревизии каждого из них отводится 60 рабочих дней.
Для отдельных видов деятельности установлены свои сроки плановых проверок. Наиболее пристальное внимание оказывается организациям общественного питания, детским и оздоровительным учреждениям.
В связи с коронавирусом Федеральным законом № 480-ФЗ от 25.12.2018 объявлен мораторий на проведение плановых проверок Роспотребнадзора. Он распространяется на большинство категорий малых предприятий. Действие закона продлено до окончания 2021 года. Он не касается организаций, занимающихся особо опасной деятельностью, а также лиц, совершивших преступления. В тексте закона можно посмотреть полный список исключений.
Внеплановая проверка происходит, если поступила жалоба от потребителей, нанесен вреда здоровью людей, окружающей природе или безопасности государства. О проведении такой инспекции предупреждают не позднее чем за сутки.
В случаях, представляющих опасность населению, проверку осуществляют внезапно, не предупреждая заранее. Инспектирование согласуют с прокуратурой.
Часто Роспотребнадзор проверяет вне утвержденного плана ранее проинспектированные предприятия. Тогда основной задачей службы является анализ выполнения предыдущего предписания. В акте обследования указаны сроки для устранения обнаруженных недостатков. По истечении установленного промежутка времени выполнение предписания может быть проверено.
Иногда внеплановая проверка бывает обусловлена требованием прокуратуры. Чаще всего она вызвана ревизией деятельности предприятия правоохранительными органами.
1 июля 2021 года вступил в действие Закон о государственном и муниципальном контроле от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который ввел такие виды контрольных мероприятий:
Если контрольные закупки проводили и ранее, то три других вида являются новыми. В рамках выполнения этих действий представители Роспотребнадзора могут приобрести товар, не предупреждая продавца, отдать продукцию на экспертизу, провести внезапный осмотр, запросить документы.
Контрольная закупка. Суть в том, что инспектор под видом покупателя, что-то приобретает (онлайн или офлайн). Покупку совершают в присутствии двух свидетелей или записывают на видео. После покупки инспектор предъявляет удостоверение. Если контроль происходит через интернет, то решение по результатам закупки и акт нужно будет искать в Едином реестре контрольных мероприятий. В обоих случаях после совершения покупки нужно будет вернуть деньги контроллеру.
Выборочный контроль. Цель – проверка условий хранения товара. В ходе такой проверки могут брать товары на экспертизу. Саму проверку должны проводить в присутствии представителя компании, также ведется запись видео.
Инспекционный визит. В ходе такого визита проводят осмотр, опрос, получают письменные объяснения.
Рейдовый осмотр. Цель – проверка соблюдения обязательных требований по использованию производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории.
Чтобы быть готовым к проверке сотрудниками Роспотребнадзора, в первую очередь нужно иметь наготове все основные бумаги: уведомление Роспотребнадзора о создании бизнеса, устав, лицензии, допуски, санитарные книжки т.п.
Лучше всего воспользоваться проверочными листами, утвержденными приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860. Они находятся на сайте rospotrebnadzor.ru в разделе «Приказы». Там можно найти список контрольных вопросов и нормативные акты, которые требуют выполнения требований.
Чтобы в соответствии с законодательством удовлетворительно ответить на все вопросы, задаваемые Роспотребнадзором, нужно:
- расположить организацию согласно установленным нормам;
- решить вопросы водоснабжения и канализации;
- обеспечить соблюдение условий труда;
- удостовериться в наличии тары и оборудования;
- организовать правильные хранение, транспортировку и реализацию сырья;
- проверить наличие разрешительных бумаг как у фирмы, так и у сотрудников (лицензий, санкнижек, допусков) и сроки их действия.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами РПН. Руководителя проверяемой организации знакомят с приказом о проведении ревизии и полномочиями должностных лиц.
Представители Роспотребнадзора должны объяснить цели и задачи выездной проверки Роспотребнадзора, основания для ее проведения. Они определяют вид и объем мероприятий по контролю, состав экспертов, привлекаемых к выездной ревизии. Инспекторы сообщают о сроках и условиях анализа работы на предприятии. Если возникают сомнения в правомерности проводимого мероприятия, нужно обращаться на горячую линию Роспотребнадзора по телефону 8 (800) 555-49-43.
Представители инспектируемой организации предоставляют должностным лицам Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с бумагами.
Необходимо обеспечить доступ должностным лицам Роспотребнадзора и представителям экспертных организаций к предмету анализа: на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, а также к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. Создание препятствий инспекторам для посещения каких-либо мест может повлечь за собой наложение взыскания.
При проведении ревизии учитывают режим работы лиц, подлежащих проверке.
По результатам анализа представители Роспотребнадзора составляют акт, в котором изложены выявленные факты и указано предписание для устранения замечаний. Его подписывают представители обеих сторон. Если предприниматель не согласен с актом проверки, при формировании предписания нужно это указать.
Для фиксации ревизий заводят отдельный журнал, в котором указывают, когда и каким органом осуществлялся анализ деятельности предприятия.
Информация о проверке Роспотребнадзором появляется на официальном сайте Службы по защите прав потребителей в течение 5 дней со дня подписания акта.
Чем может закончиться проверка При обнаружении нарушений контролер вправе провести следующие действия:1. Оштрафовать бизнес.2. Приостановить работу бизнеса до устранения недостатков.3. Передать заключение в суд для принятия мер правоохранительными органами.4. Выдать предписание об устранении нарушений.Если инспекторы не нашли никаких недостатков, они указывают это в акте.
Какие возможны штрафы за нарушения
Перечень штрафов можно найти в главе 6 и главе 14 КоАП РФ. Для каждого нарушения предусмотрена своя статья. В таблице перечислены некоторые виды нарушений и штрафов.
Что делать, если не согласен с результатами
Если вы не согласны с актом, составленным Роспотребнадзором, его можно обжаловать. Даже если штраф не отменят, то его могут значительно снизить. Всегда можно аппелировать к тому, что нарушение было совершено впервые или что нарушение не повлекло каких-либо серьезных последствий.
Жалобу на действия инспекторов или претензию к полученному предписанию подают в региональный орган Роспотребнадзора в течение 15 дней с момента получения акта проверки. К обращению прикладывают подтверждающие бумаги.
Претензию можно подать лично, по почте или дистанционно. В электронном виде возражения направляют на портале Госуслуг. На странице knd.gosuslugi.ru находятся формы заявления для жалоб по различным поводам.
Срок рассмотрения претензий в Роспотребнадзоре составляет 30 дней. Если проверка в отношении заявителя была проведена не по правилам, указанные факты не соответствуют действительности, может быть принято решение об отмене ее результатов.
Грубые нарушения в работе Роспотребнадзора могут служить основанием для обращения в прокуратуру. При этом обязательно нужно приложить свидетельства, подтверждающие указанные факты.
Если разногласия не разрешаются после обращения в территориальный орган РПН, можно обратиться в суд.