Проведение итоговой проверки органом государственного строительного надзора

Национальная
политика обеспечения безопасности в
области строительства и эксплуатации
объектов капитального строительства
имеет целью защиту жизненно важных
интересов граждан – их жизни и здоровья,
имущества.

Необходимость особого внимания
государства к проблеме обеспечения
безопасности объектов строительства
вызывают участившиеся случаи обрушений
(разрушений) объектов капитального
строительства и иные аварийные ситуации,
повлекшие за собой причинение вреда
здоровью и жизни граждан.
«Трансвааль-Парк», Басманный рынок,
торговый центр «Ашан» в Подмосковье,
крыша торгового центра в Ярославле и
т.д.

Задачей государственного строительного
надзора является предупреждение, а
также выявление и пресечение допущенных
застройщиком, заказчиком, лицом,
осуществляющим строительство на
основании договора с застройщиком или
заказчиком, нарушений соответствия
выполняемых в процессе строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства
работ требованиям технических регламентов,
иных нормативных правовых актов (далее
— иные нормативные правовые акты) и
проектной документации.

В предмет государственного строительного
надзора входит проверка соответствия
выполняемых работ требованиям технических
регламентов, иных нормативных правовых
актов и проектной документации.

Государственный строительный надзор
осуществляется:

а) при строительстве, реконструкции
объектов капитального строительства;

б) при капитальном ремонте объектов
капитального строительства, если при
его проведении затрагиваются конструктивные
и другие характеристики надежности и
безопасности таких объектов и проектная
документация таких объектов подлежит
государственной экспертизе в соответствии
со статьей 49 Градостроительного кодекса
Российской Федерации либо проектная
документация таких объектов является
типовой проектной документацией или
ее модификацией.

Орган по осуществлению функций
строительного надзора в Орловской
области — Управление по государственному
строительному надзору и жилищной
инспекции Орловской области (г. Орел,
ул. Московская, д. 159).

До 1 февраля 2006 г. строительным надзором
в сфере охраны окружающей среды в части,
касающейся ограничения негативного
техногенного воздействия в регионах
занимались органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации (инспекции
государственного архитектурно-строительного
надзора). Теперь же на решение этих задач
уполномочены отделы государственного
строительного надзора, создаваемые в
составе территориальных управлений
технологического и экологического
надзора (УТЭН) Ростехнадзора.

Управление по технологическому и
экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору по Орловской области:
302010, г. Орел, ул. Авиационная, д. 1

В настоящее время система технического
регулирования в строительстве
разрабатывается в связи с необходимостью
адаптации нормативного обеспечения
строительства и эксплуатации зданий и
сооружений к условиям, сложившимся в
результате введения в действие
Федерального закона «О техническом
регулировании» . Федеральный закон «О
техническом регулировании» (ФЗ №184 от
27 декабря 2002 г.) Этот Федеральный
закон регулирует отношения, возникающие
при:

— разработке, принятии, применении и
исполнении обязательных требований к
продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации;

— разработке, принятии, применении и
исполнении на добровольной основе
требований к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг;

— оценке соответствия.

Федеральный закон «О техническом
регулировании» установил семилетний
переходный период (до 2010 года), в течение
которого должны быть приняты технические
регламенты. До их принятия нормы ГОСТов,
СНиПов действуют только в части,
отвечающей целям технических регламентов,
т.е., только в отношении вопросов
безопасности.

Технический регламент — документ,
который принят международным договором
Российской Федерации, ратифицированным
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, или федеральным
законом, или указом Президента Российской
Федерации, или постановлением Правительства
Российской Федерации и устанавливает
обязательные для применения и исполнения
требования к объектам технического
регулирования (продукции, в том числе
зданиям, строениям и сооружениям,
процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и
утилизации).

Технический регламент, устанавливающий
соответствующие требования применительно
к зданиям, строениям, сооружениям был
принят 30 декабря 2009 г и вступил в силу
1 июля 2010 г. Федеральный закон Российской
Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ
«Технический регламент о безопасности
зданий и сооружений».

Объектом технического регулирования
в Федеральном законе «Технический
регламент о безопасности зданий и
сооружений» являются здания и
сооружения любого назначения (в том
числе входящие в их состав сети
инженерно-технического обеспечения и
системы инженерно-технического
обеспечения), а также связанные со
зданиями и с сооружениями процессы
проектирования (включая изыскания),
строительства, монтажа, наладки,
эксплуатации и утилизации (сноса).

Федеральный закон распространяется на
все этапы жизненного цикла здания или
сооружения и устанавливает минимально
необходимые требования к зданиям и
сооружениям, а также к связанным со
зданиями и с сооружениями процессам
проектирования (включая изыскания),
строительства, монтажа, наладки,
эксплуатации и утилизации (сноса), в том
числе требования: механической
безопасности, пожарной безопасности,
безопасности при опасных природных
процессах и явлениях и (или) техногенных
воздействиях; безопасных для здоровья
человека условий проживания и пребывания
в зданиях и сооружениях; безопасности
для пользователей зданиями и сооружениями;
доступности зданий и сооружений для
инвалидов и других групп населения с
ограниченными возможностями передвижения;
энергетической эффективности зданий
и сооружений; безопасного уровня
воздействия зданий и сооружений на
окружающую среду.

Регламент устанавливает шесть видов
безопасности строительной продукции
— механическую, пожарную, условий
проживания (биологическую, химическую,
радиационную), условий пользования
(электробезопасность, термобезопасность),
безопасность в сложных природных и
техногенных условиях. И даже безопасность
зданий с точки зрения их воздействия
на окружающую среду. Эти комплексные
требования призваны сделать максимально
комфортными условия пребывания людей
в квартирах, школах, клубах, общественных
и производственных помещениях. А в
чрезвычайных обстоятельствах — еще и
сохранить здоровье и жизнь, предотвратить
имущественный ущерб. В частности, правила
пожарной безопасности предусматривают
такое проектирование, строительство и
эксплуатацию зданий, при которых
исключается всякая возможность
возгорания. В случае же катаклизмов
постройки должны устоять ровно столько
времени, сколько это необходимо для
эвакуации людей. Одно из важнейших
требований регламента — обеспечение
доступа пожарных к любым уголкам и
закоулкам в помещениях.

Вопросы планировки и эксплуатации
помещений также «в поле внимания»
технического регламента. Документ
регламентирует также требования к
качеству воды, воздуха, нормы инсоляции,
защиту от шума, максимально допустимый
уровень напряженности электромагнитных
полей и ионизирующих излучений в зданиях.
Там не должны возникать «угрозы
несчастных случаев и нанесения травм»
из-за разного рода скольжений, падений,
столкновений, ожогов, поражений
электрическим током.

Подумали авторы документа и об инвалидах.
Им в техническом регламенте посвящена
отдельная глава. Главное, что отныне
все лестницы, лифты, подъемники, словом,
объекты «транспортной инфраструктуры»
в зданиях должны быть оборудованы
специальными удобными приспособлениями
для людей с ограниченными возможностями.

Еще одна новация документа в том, что
отныне владельцы и пользователи зданий
обязаны будут их идентифицировать по
уровню ответственности — он может быть
повышенный, нормальный и пониженный.
От уровня ответственности будут зависеть
коэффициенты, закладываемые в расчетные
формулы при выполнении проектных работ.

Ответил закон и на вопрос, что дальше
будет с действующими на нынешний момент
строительными нормами и правилами,
оставшимися с советских времен. Согласно
документу СНиПы, СанПиНы и ГОСТы,
конкретизирующие те или иные положения
техрегламента, «перейдут» в
правительственный перечень, будут
называться сводами правил. В дополнение
к ним будут разрабатываться и национальные
строительные стандарты. Своды правил
и национальные стандарты при необходимости
смогут пересматриваться и актуализироваться
государством. Но не реже, чем в пять лет.

На сегодняшний день законодательством
РФ предусмотрены достаточно жесткие
меры наказания за правонарушения в
области строительства. Так в соответствии
с законодательством о государственном
строительном надзоре в десятки раз
увеличились размеры налагаемых штрафов.
С 1 января 2007 года административный
штраф накладывается от 200 руб. – на
граждан и до 1.000.000 рублей на юридических
лиц, так же предусмотрена исключительная
мера наказания – административное
приостановление деятельности на срок
до 90 суток. Кроме того нарушение
Строительных норм и правил и Проектной
Документации требуют проведения
дополнительных обследований, экспертиз
и испытаний, на что могут быть затрачены
значительные средства и время.

Порядок привлечения к административной
ответственности устанавливается
Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.

Порядок составления документации,
при обнаружении нарушения, являющейся
основанием для возбуждения дела об
административном правонарушении
детализирован Руководящим Документом
РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок
при осуществлении государственного
строительного надзора и выдачи заключений
о соответствии построенных,
реконструированных, отремонтированных
объектов капитального строительства
требованиям технических регламентов
(норм и правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации»

Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях
определил полномочия органа Государственного
строительного надзора по рассмотрению
дел об административных правонарушениях
в области строительства. Меры
ответственности по правонарушениям в
области строительства предусмотрены
статьями:

1) Статья 9.4. «Нарушение требований
проектных и нормативных документов в
области строительства»,

2) Статья 9.5. «Нарушение установленного
порядка строительства объектов, приемки,
ввода их в эксплуатацию»

Необходимо отметить, что законодательство
сегодня создает такие условия в отрасли
строительства, что соблюдать требования
норм и правил, иных нормативно-правовых
актов и проектной документации при
строительстве, реконструкции, капитальном
ремонте объектов капитального
строительства становиться материально
выгоднее, чем их нарушать.

Вопросы для самоконтроля

  • Статус заказчика и технический надзор
    заказчика за строительством
  • Организация авторского надзора со
    стороны проектных организаций
  • Виды работ, подлежащие освидетельствовнию
    авторским надзором
  • Система государственного строительного
    надзора
  • Федеральный закон «О техническом
    регулировании»
  • Технический регламент о безопасности
    зданий и сооружений

Система контроля и надзора за строительством
и эксплуатацией объектов недвижимости
заключается во взаимодействии участников
инвестиционно-строительного процесса,
направленном на обеспечение
соблюдения требований проектной
документации и технических регламентов.

Инвестиционно-строительный процесс
сопровождается тремя видами контроля:

Строительный контроль заказчика
(застройщика) и подрядчика;

Государственный строительный надзор;

Строительный
контроль при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального
строительства осуществляется в
соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О
порядке проведения строительного
контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального
строительства».

С утверждением в стране
института саморегулируемых организаций,
СРО разрабатывают стандарты осуществления
работ в области строительного контроля,
обязательные к исполнению всеми
участниками.

Предметом
строительного контроля является проверка
выполнения работ при строительстве
объектов капитального строительства
на соответствие требованиям проектной
и подготовленной
на ее основе рабочей документации,
результатам инженерных изысканий,
требованиям градостроительного плана
земельного участка, требованиям
технических регламентов в целях
обеспечения безопасности зданий и
сооружений. 

Строительный
контроль проводится: 

    лицом,
осуществляющим строительство (далее —
подрядчик); 

    застройщиком,
заказчиком либо организацией,
осуществляющей подготовку проектной
документации и привлеченной заказчиком
(застройщиком) по договору для осуществления
строительного контроля
(в части проверки соответствия выполняемых
работ проектной документации) (далее —
заказчик). 

Функции
строительного контроля вправе осуществлять
работники подрядчика и заказчика, на
которых в установленном порядке
возложена обязанность по осуществлению
такого контроля. 

Строительный
контроль, осуществляемый подрядчиком,
включает проведение следующих контрольных
мероприятий:

а)
проверка качества строительных
материалов, изделий, конструкций
и оборудования, поставленных для
строительства объекта капитального
строительства (далее соответственно —
продукция, входной контроль);

б) проверка
соблюдения установленных норм и правил
складирования и хранения применяемой
продукции;

в) проверка
соблюдения последовательности и состава
технологических операций при осуществлении
строительства объекта капитального
строительства;

г) совместно
с заказчиком освидетельствование работ,
скрываемых последующими работами (далее
— скрытые работы), и промежуточная
приемка возведенных строительных
конструкций, влияющих на безопасность
объекта капитального строительства,
участков сетей инженерно-технического
обеспечения;

д)
приемка законченных видов (этапов)
работ;

е) проверка
совместно с заказчиком соответствия
законченного строительством объекта
требованиям проектной и подготовленной
на ее основе рабочей документации,
результатам инженерных изысканий,
требованиям градостроительного
плана земельного
участка, технических регламентов.

Строительный
контроль, осуществляемый заказчиком,
включает проведение следующих контрольных
мероприятий:

а) проверка
полноты и соблюдения установленных
сроков выполнения подрядчиком входного
контроля и достоверности документирования
его результатов;

б) проверка
выполнения подрядчиком контрольных
мероприятий по соблюдению правил
складирования и хранения применяемой
продукции и достоверности документирования
его результатов;

в) проверка
полноты и соблюдения установленных
сроков выполнения
подрядчиком контроля последовательности
и состава технологических операций по
осуществлению строительства объектов
капитального строительства и достоверности
документирования его результатов;

г) совместно
с подрядчиком освидетельствование
скрытых работ и промежуточная приемка
возведенных строительных конструкций,
влияющих на безопасность объекта
капитального строительства, участков
сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка
совместно с подрядчиком
соответствия законченного
строительством объекта требованиям
проектной и подготовленной на ее основе
рабочей документации, результатам
инженерных изысканий, требованиям
градостроительного плана земельного
участка, требованиям технических
регламентов;

е)
иные мероприятия в целях осуществления
строительного контроля, предусмотренные
законодательством Российской Федерации
и (или) заключенным договором.

Входной
контроль осуществляется до момента
применения продукции
в процессе строительства и включает
проверку наличия и содержания документов
поставщиков, содержащих сведения о
качестве поставленной ими продукции,
ее соответствия требованиям рабочей
документации, технических регламентов,
стандартов и сводов правил.

Подрядчик
вправе при осуществлении входного
контроля провести в установленном
порядке измерения и испытания
соответствующей продукции своими силами
или поручить их проведение аккредитованной
организации.

В случае
выявления при входном контроле продукции,
не соответствующей
установленным требованиям, ее применение
для строительства не допускается. 

В
случае если в ходе проверки соблюдения
правил складирования и хранения выявлены
нарушения установленных норм и правил,
применение продукции, хранившейся с
нарушением, для строительства не
допускается впредь до подтверждения
соответствия показателей ее качества
требованиям рабочей документации,
технических регламентов, стандартов и
сводов правил.

В ходе
контроля последовательности и
состава технологических
операций по строительству объектов
капитального строительства осуществляется
проверка:

соблюдения
последовательности и состава выполняемых
технологических операций и их соответствия
требованиям технических
регламентов, стандартов, сводов правил,
проектной документации, результатам
инженерных изысканий, градостроительному
плану земельного участка;

соответствия
качества выполнения технологических
операций и их результатов требованиям
проектной и подготовленной на ее основе
рабочей документации, а также требованиям
технических регламентов, стандартов и
сводов правил. 

До
завершения процедуры освидетельствования
скрытых работ выполнение последующих
работ запрещается.

В случае
если контрольные мероприятия выполняются
в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего
Положения совместно подрядчиком и
заказчиком, подрядчик обеспечивает
уведомление заказчика о дате и времени
проведения этих мероприятий не позднее чем
за 3 рабочих дня.

В случае
если заказчик был уведомлен в установленном
порядке и не явился для участия в
контрольных мероприятиях, подрядчик
вправе провести их в отсутствие
заказчика. 

Проведение
контрольного мероприятия и его
результаты фиксируются
путем составления акта.

Порядок
осуществления государственного
строительного надзора определен ст.
54 Градостроительного кодекса
РФ и Постановлением
Правительства РФ № 54 от 01.02.2006 «О
государственном строительном надзоре
в Российской Федерации».

РД
11-04-2006 «Порядок проведения проверок
при осуществлении ГСН и выдачи заключений
о соответствии построенных
реконструированных, отремонтированных
объектов, капитального строительства
требованиям технических регламентов(норм
и правил), иных нормативно правовых
актов и проектной документации».

Правительство РФ Постановлением от
03.02.2012 № 80 «О внесении изменений в
постановление Правительства РФ от 1
февраля 2006 г. №54» скорректировало
порядок проведения государственного
строительного надзора. Внесены изменения
в положение о государственном строительном
надзоре в России. Установлено, что
госнадзор не осуществляется при
капитальном ремонте объектов. Срок
надзора за строительством, реконструкцией,
осуществляемыми на территории г. Москвы,
в части уникальных объектов продлен с
1 января 2011 года до 1 января 2013 года.
Надзор за юрлицами и ИП регулируется
законом о защите прав юрлиц и ИП при
осуществлении госконтроля (надзора) с
учетом особенностей организации и
проведения проверок, установленных
Градостроительным кодексом РФ. Федеральные
органы власти осуществляют федеральный
государственный надзор, органы власти
субъектов Федерации — региональный.
Уточнено, какие требования необходимо
соблюдать при реконструкции объектов.

Государственный
строительный надзор осуществляется
при:

1) строительстве объектов капитального
строительства, проектная документация
которых подлежит государственной
экспертизе в соответствии со статьей
49 Градостроительного Кодекса либо
является типовой проектной документацией
или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального
строительства, если проектная документация
на осуществление реконструкции,
капитального ремонта объектов капитального
строительства подлежит государственной
экспертизе в соответствии со статьей
49 Градостроительного Кодекса.

Предметом
государственного строительного надзора
является проверка:

1) соответствия выполнения работ и
применяемых строительных материалов
в процессе строительства, реконструкции
объекта капитального строительства, а
также результатов таких работ требованиям
технических регламентов, проектной
документации, в том числе требованиям
энергетической эффективности и
требованиям оснащенности объекта
капитального строительства приборами
учета используемых энергетических
ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3
статьи 52 Градостроительного Кодекса.

а) соответствия
выполнения работ и применяемых
строительных материалов в процессе
строительства, реконструкции объекта
капитального строительства, а также
результатов таких работ требованиям
технических регламентов, иных нормативных
актов и проектной документации, в том
числе требованиям в отношении
энергетической эффективности и
требованиям в отношении оснащенности
объекта капитального строительства
приборами учета используемых энергетических
ресурсов;

б) наличия разрешения
на строительство;

в) выполнения
требований частей 2 и 3 статьи 52
Градостроительного кодекса Российской
Федерации.

2. Виды
работ по
строительству, реконструкции, капитальному
ремонту объектов капитального
строительства, которые оказывают влияние
на безопасность объектов капитального
строительства, должны выполняться
только индивидуальными предпринимателями
или юридическими лицами, имеющими
выданные саморегулируемой организацией
свидетельства о допуске к таким видам
работ. Иные виды работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту
объектов капитального строительства
могут выполняться любыми физическими
или юридическими лицами.

3.
Лицом, осуществляющим строительство,
реконструкцию, капитальный ремонт
объекта капитального строительства
(далее — лицо, осуществляющее строительство),
может являться застройщик либо
привлекаемое застройщиком или техническим
заказчиком на основании договора
физическое или юридическое лицо. Лицо,
осуществляющее строительство, организует
и координирует работы по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту
объекта капитального строительства,
обеспечивает соблюдение требований
проектной документации, технических
регламентов, техники безопасности в
процессе указанных работ и несет
ответственность за качество выполненных
работ и их соответствие требованиям
проектной документации. Лицо, осуществляющее
строительство, вправе выполнять
определенные виды работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту
объекта капитального строительства
самостоятельно при условии соответствия
такого лица требованиям, предусмотренным частью
2 настоящей
статьи, и (или) с привлечением других
соответствующих этим требованиям лиц.

3.1.
В случае, если работы по организации
строительства, реконструкции, капитального
ремонта объекта капитального строительства
(далее — работы по организации строительства)
включены в указанный в части
4 статьи 55.8 настоящего
Кодекса перечень, лицо, осуществляющее
строительство такого объекта капитального
строительства, должно иметь выданное
саморегулируемой организацией
свидетельство о допуске к работам по
организации строительства.

3.2.
В случае выдачи разрешения на отдельные
этапы строительства, реконструкции
застройщиком или техническим заказчиком
могут привлекаться на основании договора
юридические лица в качестве лиц,
осуществляющих отдельные этапы
строительства, реконструкции объекта
капитального строительства.

В случае отсутствия
технических регламентов предметом
государственного строительного надзора
является проверка соответствия
выполняемых работ, применяемых
строительных материалов и результатов
таких работ строительным нормам и
правилам, федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии,
санитарно-эпидемиологическим правилам
и нормативам, требованиям пожарной
безопасности, требованиям в области
охраны окружающей среды, требованиям
в отношении энергетической эффективности
и требованиям в отношении оснащенности
объекта капитального строительства
приборами учета используемых энергетических
ресурсов, требованиям государственной
охраны объектов культурного наследия
и требованиям к сохранению объектов
культурного наследия, нормам и правилам
инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны, требованиям
промышленной безопасности, нормам и
правилам безопасности гидротехнических
сооружений, иным правилам безопасности
и государственным стандартам, а также
требованиям других нормативных правовых
актов Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, подлежащих
обязательному исполнению при строительстве,
реконструкции объектов капитального
строительства (далее нормы и правила).

Государственный
строительный надзор осуществляется
федеральными органами исполнительной
власти, уполномоченными на осуществление
федерального государственного
строительного надзора, и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, уполномоченными
на осуществление регионального
государственного строительного надзора
(органы государственного строительного
надзора).

Если при
строительстве, реконструкции объектов
капитального строительства предусмотрено
осуществление государственного
строительного надзора, то органом
государственного строительного надзора
в рамках государственного строительного
надзора осуществляется

федеральный
государственный пожарный надзор,

государственный
контроль за соответствием объекта
капитального строительства требованиям
в отношении его энергетической
эффективности и требованиям в отношении
его оснащенности приборами учета
используемых энергетических ресурсов,

а также, за
исключением случаев, предусмотренных
Градостроительным кодексом Российской
Федерации, государственный контроль в
области охраны окружающей среды
(государственный экологический контроль).

Государственный строительный надзор
осуществляется органом государственного
строительного надзора с даты получения
им извещения о начале работ до даты
выдачи заключения о соответствии
построенного, реконструированного
объекта капитального строительства
требованиям технических регламентов
(норм и правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации, в том
числе требованиям в отношении
энергетической эффективности и
требованиям в отношении оснащенности
объекта капитального строительства
приборами учета используемых энергетических
ресурсов (заключение о соответствии).

Все документы, составленные либо
полученные при осуществлении
государственного строительного надзора,
подлежат включению в дело, формируемое
органом государственного строительного
надзора. Порядок формирования и ведения
таких дел, в том числе определение
требований, предъявляемых к включаемым
в такие дела документам, устанавливается
Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору).

Государственный
строительный надзор осуществляется в
форме проверок.

Проверке соответствия
выполняемых работ, применяемых
строительных материалов в процессе
строительства, реконструкции объекта
капитального строительства и результатов
таких работ требованиям технических
регламентов, нормам и правилам, а также
требованиям иных нормативных правовых
актов и проектной документации подлежит
соблюдение:

а) при строительстве
— требований к осуществлению подготовки
земельного участка и выполнению земляных
работ, работ по монтажу фундаментов,
конструкций подземной и надземной
частей, сетей инженерно-технического
обеспечения (в том числе внутренних и
наружных сетей), инженерных систем и
оборудования;

б) при реконструкции
— требований к выполнению работ по
подготовке объекта капитального
строительства для реконструкции в
случае изменения параметров объекта
капитального строительства, его частей,
а также замены и (или) восстановления
несущих строительных конструкций
объекта капитального строительства
(за исключением замены отдельных
элементов таких конструкций на аналогичные
или иные улучшающие показатели таких
конструкций элементы и (или) восстановления
указанных элементов), а также требований
к выполнению работ по изменению параметров
линейных объектов или их участков
(частей), которое влечет за собой изменение
класса, категории и (или) первоначально
установленных показателей функционирования
таких объектов (мощности, грузоподъемности
и других) или при котором требуется
изменение границ полос отвода и (или)
охранных зон таких объектов;

Осуществление
проверки может быть сопряжено с
проведением органом государственного
строительного надзора экспертизы,
обследований, лабораторных и иных
испытаний выполненных работ и применяемых
строительных материалов.

При выявлении в
результате проведенной проверки
нарушений должностным лицом органа
государственного строительного надзора
составляется акт, являющийся основанием
для выдачи заказчику, застройщику или
подрядчику (в зависимости от того, кто
в соответствии с законодательством
Российской Федерации несет ответственность
за допущенные нарушения) предписания
об устранении таких нарушений. В
предписании указываются вид нарушения,
ссылка на технический регламент (нормы
и правила), иной нормативный правовой
акт, проектную документацию, требования
которых нарушены, а также устанавливается
срок устранения нарушений с учетом
конструктивных и других особенностей
объекта капитального строительства.

Иные результаты
проверки заносятся должностным лицом
органа государственного строительного
надзора в общий и (или) специальный
журналы.

После завершения строительства,
реконструкции объекта капитального
строительства органом государственного
строительного надзора проводится
проверка (итоговая), по результатам
которой оцениваются выполненные работы
и принимается решение о выдаче заключения
о соответствии или об отказе в выдаче
такого заключения.

документов,
прилагаемых застройщиком (заказчиком)
к извещению
о начале строительства, реконструкции
объекта капитального строительства в
Западно — Сибирское управление
Ростехнадзора для осуществления
строительного надзора.

Наименование
объекта в соответствии с проектной
документацией и разрешением на
строительство:

Лицо,
осуществляющее подготовку проектной
документации:

1.
Копия разрешения на строительство;

2.
Копия заключения ФГУ «Главгосэкспертиза
России» о соответствии проектной
документации требованиям технических
регламентов и результатам инженерных
изысканий;

3.
Копия заключения государственной
экологической экспертизы проектной
документации объектов, строительство,
реконструкцию, капитальный ремонт
которых предполагается осуществлять
в исключительной экономической зоне
Российской Федерации, на континентальном
шельфе Российской Федерации, во внутренних
морских водах, в территориальном море
Российской Федерации, на землях особо
охраняемых природных территорий, а
также проектной документации объектов,
связанных с размещением и обезвреживанием
отходов I-V класса опасности

4.
Проектная документация в полном объёме
(в том числе на электронном носителе);

5.
Перечень разделов проектной документации
заверенный печатью, подписанный
руководителем в 2-х экземплярах;

6.
Копия документа о вынесении линий
отступа от красных линий (если есть);

7.
Общие и специальные журналы учета
выполненных работ (для регистрации);

8.
Копия приказа о назначении лиц,
ответственных за производство строительных
работ;

9.
Копия приказа о назначении лиц,
ответственных за осуществление
строительного контроля;

10.
Копия приказа об авторском надзоре;

11.
Копии свидетельств саморегулируемой
организации о допуске к работам, которые
оказывают влияние на безопасность
объектов капитального строительства;

12.
Копия свидетельства о внесении изменений
в единый госреестр, о постановке на учет
в налоговом органе.

документов,
прилагаемых застройщиком к извещению
о проведении итоговой проверки и выдаче
заключения о соответствии построенного,
реконструированного, отремонтированного
объекта капитального строительства
требованиям технических регламентов,
иных нормативных правовых актов и
проектной документации,
для предъявления в Отдел по государственному
строительному надзору Западно — Сибирского
управления Ростехнадзора.

2.
Копия извещения в Западно – Сибирское
управление Ростехнадзора о начале работ
с отметкой Управления;

3.
Утвержденная в установленном порядке
проектная документация (с внесенными
изменениями);

4.
Акт приемки объекта капитального
строительства (если строительство,
реконструкция или капитальный ремонт
объекта осуществлялось на основании
договора);

5.
Документы, подтверждающие соответствие
построенного, реконструированного,
отремонтированного объекта капитального
строительства техническим условиям и
подписанные представителями организаций,
осуществляющих эксплуатацию сетей
инженерно – технического обеспечения
(при их наличии);

6.
Документ (свидетельство), подтверждающий
соответствие построенного,
реконструированного, отремонтированного
объекта капитального строительства
требованиям технических регламентов
(норм и правил) и подписанный лицом,
осуществляющим строительство;

7.
Документ (свидетельство), подтверждающий
соответствие параметров построенного,
реконструированного, отремонтированного
объекта капитального строительства
проектной документации и подписанный
лицом, осуществляющим строительство
(и застройщиком или заказчиком в случае
осуществления строительства, реконструкции,
капитального ремонта на основании
договора);

8.
Схема, отображающая расположение
построенного, реконструированного,
отремонтированного объекта капитального
строительства, расположение сетей
инженерно-технического обеспечения в
границах земельного участка и планировочную
организацию земельного участка и
подписанная лицом, осуществляющим
строительство (лицом, осуществляющим
строительство, и застройщиком или
заказчиком в случае осуществления
строительства, реконструкции, капитального
ремонта на основании договора);

9.
Копия паспорта стационарно установленных
грузоподъемных механизмов: эскалаторов,
канатных дорог, фуникулеров с записью,
сделанной представителями Западно –
Сибирского управления Ростехнадзора;

10.
Копия декларации о соответствии лифта
требованиям технического регламента;

11.
Исполнительная документация в полном
объеме;

12.
Разрешения на допуск в эксплуатацию
электроустановки, тепловой энергоустановки,
газовой установки.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА, ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ИЮНЯ 2021 Г. N 1087 И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 «Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5517).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение регионального государственного строительного надзора;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

устанавливает состав и порядок ведения исполнительной документации, форму и порядок ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ;

утверждает требования к формату документов, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора и составляемых в электронной форме;

до истечения срока, установленного частями 9 и 9.1 статьи 98 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами органа регионального государственного строительного надзора и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу органом регионального государственного строительного надзора в соответствии со статьей 21 указанного Федерального закона могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Указанные документы и сведения могут составляться и подписываться на бумажном носителе;

в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждает формы документов, используемых органами регионального государственного строительного надзора при осуществлении регионального государственного строительного надзора.

Признать утратившими силу с 1 января 2022 г.:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774);

подпункт «а» пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744);

постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 204 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 11, ст. 1304);

пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. N 48 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 979);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 18, ст. 2645);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 80 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 7, ст. 864);

пункт 17 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999);

постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. N 387 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст. 2421);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст. 6764);

постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N 1294 «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 45, ст. 6660);

постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 152 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 8, ст. 1222);

пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 10, ст. 1514);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 г. N 152 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст. 780);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 926 «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4311).

Председатель Правительства Российской Федерации М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2161

Оцените статью
Единый реестр видов контроля