Прокуратура проверка государственный строительный надзор

Прокуратура проверка государственный строительный надзор ЕРВК

Государственный строительный надзор

Прокуратура проверка государственный строительный надзор

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации. Соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее — общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Следовательно, все нормативно — технические документы Ростехнадзора в области строительства подлежат обязательному применению всеми участниками строительства.

Порядок осуществления государственного строительного надзора определен ст. 54 Градостроительного кодекса РФПостановлением Правительства РФ № 54 от 01.02.2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»

РД 11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении ГСН и выдачи заключений о соответствии построенных реконструированных, отремонтированных объектов, капитального строительства требованиям технических регламентов(норм и правил), иных нормативно правовых актов и проектной документации» (с изменениями приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 273 от 14.07.2015г.)

Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5_1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ(РОСТЕХНАДЗОР).  При строительстве, реконструкции иных объектов капитального строительства, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (Инспекция государственного строительного надзора субъекта федерации).

Прокуратура проверка государственный строительный надзор

Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах  (ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ) .

Порядок осуществления государственного строительного надзора.

Прокуратура проверка государственный строительный надзор

Проведение итоговой проверки органом государственного строительного надзора

Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 до выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.

Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Для получения заключения застройщик обращается в орган государственного строительного надзора с соответствующим заявлением, к которому прилагает:

— акт итоговой проверки объекта должностным лицом органа государственного строительного надзора;

— акт сдачи-приемки законченного строительством объекта (Приложение Г СП 68.13330)

Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (часть 5 статьи 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства. Если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.

В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно — либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС.

Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.

Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:

— индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;

— пробные пуски;

— приемка объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.

Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.

Пробные пуски проводятся до комплексного опробования.

При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации. Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки.

При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой. Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается. Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.

В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи – в течение 24 часов.

  • О соблюдение требований энергетической эффективности при осуществлении федерального государственного строительного надзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 2021 г. N 1087 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ»

Библиографическое описание

Якупова, Л. А. прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства / Л. А. Якупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45833/ (дата обращения: 17.03.2023).

Федеральным законом от 17.02.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) установлено, что органы прокуратуры от имени Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Надзор за соблюдением градостроительного законодательства невозможно осуществлять в отсутствие надзора за соблюдением земельного законодательства. Он осуществляется в целях защиты общественных отношений, связанных с охраной земли, её использованием и распоряжением.

Полагаю, что надзор за исполнением законов в сфере землепользования и градостроительства — одни из наиболее сложных направлений деятельности городских и районных прокуроров. Это связано с тем, что рассматриваемая сфера правоотношений широка и многопланова и требует глубоких познаний, как в области земельного законодательства, так и в области гражданского, градостроительного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды и природопользовании и в иных смежных сферах правоотношений.

В качестве наиболее значимых вопросов организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере необходимо выделить законность издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, реализация этими органами полномочий по осуществлению государственного строительного надзора, муниципального земельного контроля, соблюдение ими и иными собственниками и землепользователями участков требований законодательства при их использовании и распоряжении, исполнение требований природоохранного законодательства.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере градостроительства и землепользования прокурор сталкивается с большим количеством проблем, связанных с несовершенством градостроительного, земельного и иного законодательства.

Глобальные процессы национализации и приватизации земли, включение земли в экономический оборот введение платности землепользования имели своим результатом не только позитивные результаты, но и негативные последствия. Неполнота и противоречивость правовой базы, недостатки государственного регулирования земельных отношений, последствием которых стала частая реорганизации органов государственного земельного контроля, повлекли за собой многочисленные нарушения градостроительного и земельного законодательства.

В своей деятельности территориальному прокурору нельзя забывать об установленной действующим законодательством обязанности объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства о градостроительной деятельности по сохранению качества земель, недопущению сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, избеганию создания угрозы загрязнения, захламления и деградации земель, последствиями чего является негативное изменение состояния окружающей среды.

Предметом прокурорского надзора за соблюдением градостроительного законодательства является исполнение федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соблюдения Конституции Российской Федерации и действующих на территории Российской Федерации законов, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, регулирующих земельные градостроительные отношения.

Каждый из вышеуказанных органов наделен полномочиями в сфере градостроительной деятельности.

В информационных письмах Генеральной прокуратуры от 13.10.2015, 13.09.2016 № 76/1–366–2015, говорится о важности принятия уполномоченными в рассматриваемой сфере органами перечней исчерпывающих процедур в сфере жилищного строительства и роли органов прокуратуры в указанной деятельности. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализирована практика принесения протестов на незаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере градостроительства, внесения представлений об устранения нарушений федерального законодательства.

Так, массовый характер носит истребование у заявителей излишних документов, включая те, которые могут быть получены посредством межведомственного взаимодействия, что не предусмотрено федеральным законодательством и является недопустимым, нарушение сроков в сторону увеличения получения разрешительной документации (разрешения на строительства, на ввод объекта в эксплуатацию).

Вышеуказанные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, что определяет задачи, стоящие в рассматриваемой сфере надзорной деятельности прокуратуры. Однако решение указанных задач в настоящее время затруднено несовершенством действующего законодательства.

Согласно Закону о прокуратуре, органы прокуратуры не осуществляют надзор за исполнением законодательства физическими лицами. Во многих случаях и органы, осуществляющие градостроительный надзор, не имеют полномочий предотвратить нарушения ими градостроительного и земельного законодательства. Государственный строительный надзор в соответствии с со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) осуществляет свои полномочия только при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, либо является модифицированной проектной документацией.

Это порождает возведение большого количества незаконных построек, а значит, незаконное использование земельных участков. В указанных случаях прокуроры, не подменяя деятельность органов контроля, обращают их внимание на недопустимость нарушения законов физическими лицами и необходимость применения к ним гражданско-правовой ответственности в виде сноса незаконно возведенных строений.

В то же время, некоторыми гражданами и даже хозяйствующими субъектами такая коллизия действующего законодательства, неисполнение органами надзора и контроля своих обязанностей в сфере градостроительной и земельной сферах, используется для нарушения закона.

Так, гражданин К на земельном участке, который находится в его собственности, в отсутствие разрешительной документации и согласований соответствующих служб, осуществил незаконное строительство трехэтажного жилого дома. Соседи указанного гражданина направляли неоднократные жалобы в прокуратуру, а также в орган государственного строительного надзора, с указанием о наличии нарушений градостроительного законодательства.

Территориальный прокурор не вправе применить меры прокурорского реагирования в отношении физического лица и обязать устранить допущенные нарушения федерального законодательства. Однако, в рассматриваемом случае, прокурор вправе провести проверку исполнения градостроительного, земельного и иного законодательства и при помощи соответствующих мер реагирования (представление об устранении нарушений закона, предостережение и др.) побудить орган местного самоуправления, уполномоченный в области муниципального земельного контроля применить полномочия, предусмотренные ст. 222 ГК РФ и иными нормативными правовыми актами, обеспечив в данном случае законность в рассматриваемой сфере.

Таким образом, надзор за соблюдением градостроительного законодательства требует постоянного внимания и совершенствования, а также имеется необходимость в разработке ряда частных методических и тактических материалов, направленных на его совершенствование с целью повышения эффективности проводимых надзорных мероприятий.

  • Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, градостроительное законодательство, градостроительная деятельность, земельное законодательство, рассматриваемая сфера, государственный строительный надзор, исполнение законодательства, местное самоуправление, прокурорский надзор, федеральное законодательство.

Организация проверок исполнения законодательства в сфере капитального строительства и ремонта включает в себя следующие основные этапы:

— сбор, накопление, обработка, анализ информации о нарушениях законов;

— планирование проверок;

— подготовка и непосредственное проведение надзорных мероприятий;

— осуществление прокурорского реагирования на выявленные нарушения;

— принятие исчерпывающих мер по возмещению причиненного ущерба, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;

Повышение результативности работы по надзору за исполнением законов в сфере капитального строительства и ремонта достигается при надлежаще организованной системе получения информации о нарушениях закона, позволяющей военному прокурору своевременно располагать оперативными данными о состоянии законности, вырабатывать эффективные меры по поддержанию правопорядка и оперативно реагировать на правонарушения.

В этой связи сбор, накопление и анализ данных о нарушениях закона, их причинах и способствующих им условиях в каждой военной прокуратуре осуществляется на постоянной основе. Следовательно, необходимо определять основные направления надзора за исполнением законов в сфере капитального строительства и ремонта, которые включают в себя проверку:

— соблюдения порядка определения подрядчика и исполнения государственного контракта;

— правильности оформления исходно-разрешительной и проектной документации, наличия государственной экспертизы и разрешения

— соответствия предъявляемым требованиям застройщиков (подрядчиков, поставщиков); наличия у них соответствующих лицензий, в том числе на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также необходимых производственных мощностей и обученного персонала;

— соблюдения строительных норм и правил, трудового и миграционного законодательства при выполнении работ;

— законности использования подрядными организациями бюджетных средств, выделяемых на капитальное строительство и ремонт;

Контроль за осуществлением капитального строительства и ремонта возложен на генерального подрядчика и заказчика. Техническим заказчиком

Функции заказчика на местах выполняют его обособленные подразделения (филиалы) в лице Регионального управления заказчика капитального строительства ЗВО (на территории Северо-Западного федерального округа) и территориального управления ФКП «УЗКС МО РФ» (на территории Центрального федерального округа). Филиалы осуществляют свою деятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы не являются юридическими лицами, наделяются предприятием имуществом и действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными генеральным директором предприятия. При изучении государственных контрактов и договоров подряда необходимо исследовать их на предмет соответствия друг другу, проследить «цепочку» заключаемых договоров от генерального подрядчика до фактического исполнителя работ и проверить все необходимые требования. Так как в ряде случаев между Минобороны России заключаются многомиллиардные государственные контракты на капитальный ремонт объектов, однако до конечных исполнителей финансирование доходит в объёмах текущего ремонта.

Поэтому наличие информации о значительном удешевлении работ должно быть поводом для проверки соответствия технического задания к государственному контракту и возможного использования некачественных стройматериалов, неквалифицированной рабочей силы, а также полноты выполнения работ по госконтракту.

Полученные сведения о повышении стоимости работ могут рассматриваться в качестве повода для проведения соответствующих надзорных мероприятий, проверки правильности проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, обоснованности сделанных в экспертном заключении выводов.

Для этого необходимо определить основной круг вопросов, например, установить, кто из должностных лиц и каким образом контролирует исполнение контракта со стороны заказчика и подрядчиков, какие обязанности на них возложены.

К примеру, приказами руководителей филиалов федеральных казенных предприятий «Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ФКП «УЗКС МО РФ») за каждым объектом капитального строительства и ремонта назначены инспекторы технического надзора, обязанности которых закреплены в должностных инструкциях.

От генерального подрядчика назначаются лица, ответственные за осуществление технического сопровождения заключенных договоров и контроля за строительством, выполнением проектно-изыскательских работ на объектах.

На следующем же этапе необходимо обеспечить участие компетентных специалистов надзорных органов. Рекомендуется привлекать специалистов государственного строительного надзора Минобороны России, органов архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации, территориальных подразделений Ростехнадзора, Росфинмониторинга, федеральной антимонопольной службы России, трудовых инспекций.

В случае отсутствия возможности участия специалистов государственного строительного надзора Минобороны России необходимо привлекать специалистов управлений инвестиций и капитального строительства региональных центров МЧС России, дирекций по строительству ФСБ России, преподавателей строительных техникумов и вузов, бывших работников квартирно-эксплуатационных частей и управлений (КЭЧ и КЭУ), имеющих соответствующие специальные познания.

На стадии организации прокурорских проверок в обязательном порядке необходимо наладить взаимодействие с территориальными подразделениями и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Подготовка к проверке завершается составлением ее подробного плана.

Проводящий проверку прокурорский работник должен четко понимать, какие цели необходимо достигнуть по ее результатам.

В ходе проведения проверки следует изучить документацию, находящуюся на объекте строительства, а также проверить наличие, содержание и правильность её ведения.

Практика показывает, что зачастую внутренний контроль качества строительства и соблюдения строительных норм со стороны подрядных организаций формализован или отсутствует вовсе. Для этого необходимо обратиться к судебной практике. Согласно делу № 17АП-1064/2019-АК г. Пермь от 21 февраля 2019 года. По результатам проверки обществу ООО «Солнечное» выдано предписание от 31.08.2018 № 05–30–375, согласно которому обществу необходимо устранить нарушения требований п. 22 ст. 1, ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ.

Надо также учитывать, что административную ответственность за осуществление строительства без разрешения несут не только генеральный подрядчик и привлеченные им исполнители, но и представители государственного заказчика.

Таким образом, эффективная организация взаимодействия прокуроров с должностными лицами уполномоченных органов, контролирующими их правоохранительными органами, своевременное реагирование на выявленные нарушения, позволяет повысить значение прокурорского надзора за исполнением законов о капитальном строительстве и ремонте военной и социальной инфраструктуры.

1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 05.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. N 8. С. 366.

3. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 (ред. от 02.08.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ http://genproc.gov.ru Дата обращения (13.12.2022)

  • Приказ Генерального прокурора РФ от 02.11.2018 N 723 (ред. от 05.05.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса»// Законность. 2018 г. N 1.
  • Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства//Российская газета. 2010 г. N 27.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022) // Российская газета. 2004 г. N 290.

  • Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15 февраля 2010 г. N 7 С. 762.
  • Распоряжение Правительства РФ от 11.03.2008 N 290-р (ред. от 05.07.2022) «Об утверждении устава федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»»// Собрание законодательства Российской Федерации. 17 марта 2008 г. N 1. С.1048.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. 2001 г. N 256.

Основные термины (генерируются автоматически): капитальное строительство, Российская Федерация, РФ, генеральный подрядчик, исполнение законодательства, Минобороны России, прокурорский надзор, ремонт, административная ответственность, военная прокуратура.

В статье исследуются основы взаимодействия правоохранительных органов, таких как прокуратура, органов внутренних дел, с органами строительного надзора на региональном уровне. Особое внимание обращено принципам, признакам и формам взаимодействия правоохранительных органов со службой государственного строительного надзора. Система взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора в Российской Федерации функционирует с помощью правового механизма и организационных форм. На основании анализа дается предложение по организации взаимодействия.

Ключевые слова:

правоохранительные органы, прокуратура, органы внутренних дел, органы исполнительной власти, органы государственного строительного надзора, взаимодействие, строительство, преступление.

The article examines the regulation of interaction between law enforcement agencies and construction supervision authorities. The system of interaction of law enforcement agencies with construction supervision authorities in the Russian Federation functions with the help of the organizational and legal mechanism of state control. Based on the analysis, their values are determined and proposals for organizing interaction are given.

Keywords:

law enforcement agencies, Prosecutor’s offices, internal Affairs bodies, Executive authorities, state construction supervision bodies, interaction, construction, crimes.

Строительная отрасль — это социально-важный вид деятельности, в которую государство и граждане вкладывают значительные финансовые средства. Строительство объектов капитального строительства технологически сложный процесс, при котором трудно полностью отследить расход поступивших и затраченных на строительство денежных средств. Именно это и подталкивает лиц участвующих в процессе строительства к созданию коррупционных схем с целью хищения денежных средств, предназначенных на строительство объекта. В данной отрасли происходит наибольшее количество преступлений связанных с хищением бюджетных средств, а также с обманом граждан в крупном размере. В целях сокрытия хищений денежных средств завышается стоимость строительства, происходит экономия на строительных материалах, замена их на материалы более низкого качества, умышлено допускаются нарушения процесса строительства, и как следствие строящийся объект в итоге не соответствует проектной документации. Правонарушения и преступления могут быть совершены на всех стадиях строительства.

Всё это становится возможным потому, что законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность в строительной отрасли не совершенно, оно нуждается в постоянной доработке, разработке новых нормативно правовых актов гарантирующих защиту прав граждан, обеспечивающих снижение и искоренение коррупции и иных правонарушений в строительной сфере. Правовой механизм, должен быть выстроен таким образом, чтобы не допускать создания преступных схем по хищению денежных средств, устранить любую возможность их организации. Среди новых разрабатываемых норм правового механизма, регулирующих строительную отрасль, обязательно должны быть нормы, регламентирующие правовое взаимодействие между правоохранительными органами и органами исполнительной власти уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, так как их взаимодействие в настоящее время не налажено на должном законодательном уровне. Взаимодействие правоохранительных органов с органами исполнительной власти в сфере строительного надзора позволит эффективно предотвращать и выявлять на ранних стадиях преступные схемы обмана граждан и коррупционные схемы хищения денежных средств, а так же позволит качественно и быстро расследовать выявленные преступления.

О взаимодействии правоохранительных органов, таких как прокуратура, органы внутренних дел, с органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора на уровне субъекта Российской Федерации, мы и будем рассматривать в нашей статье. Рассматривая основы взаимодействия, определим основную цель взаимодействия, признаки, принципы, организационные формы взаимодействия, и основные направления взаимодействия.

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора является как правило инспекция либо служба государственного строительного надзора (в зависимости от того как его назовут в Положении о государственном строительном надзоре субъекта Российской Федерации).

При наличии в органе строительного надзора сведений о совершенном, либо совершаемом преступлении, материалы проверки посредством прокуратуры передаются в органы внутренних дел для установления в поступившей информации признаков преступления.

Таким образом, сотрудникам прокуратуры, органов внутренних дел и инспекции строительного надзора, регулярно приходится взаимодействовать, постоянно решая возникающие в ходе служебной деятельности задачи.

Вопрос взаимодействия правоохранительных органов, с органами строительного надзора в настоящее время очень актуален, так как вопрос борьбы с коррупцией, защиты прав граждан в градостроительной сфере, был поднят в Генеральной прокуратуре Российской Федерации на расширенном заседании коллегии, на которой подводились итоги проведенной работы органов прокуратуры за 2019 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 год, с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

В настоящее время актуальность проблематики исследования так же заключается в том, что ранее учеными и исследователями проводилось изучение, лишь отдельных аспектов взаимодействия правоохранительных органов с государственными органами исполнительной власти, при этом взаимодействие правоохранительных органов с органами строительного надзора исследовано недостаточно.

Следовательно, исследование вопроса развития взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора — перспективное направление, имеющее объективную необходимость научного поиска. Повышение эффективности взаимодействия приводит к большей результативности, своевременному предотвращению и выявлению преступлений, правонарушений, недопущению коррупции.

Рассматривая вопрос взаимодействия, стоит сразу отметить, что любое взаимодействие рассчитано на достижение конечного результата, полученного в результате совместной работы. При этом совместная работа должна организовываться рационально, эффективно, с привлечением квалифицированных специалистов в нужных отраслях деятельности, для более качественного и быстрого выполнения задания, функции. Следовательно, основная цель взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора заключается в достижении результата по более эффективному выполнению возложенных на них функций и задач.

Анализ проведенного изучения научных источников информации в области взаимодействия правоохранительных органов с органами исполнительной власти, позволяет определить основные признаки взаимодействия.

Выделим наиболее значимые из них:

1) взаимодействие осуществляется с помощью правовых механизмов и основывается на законах и подзаконных нормативных правовых актах;

2) это деятельность двух или более подразделений различных ведомств, осуществляемая с учетом оптимального сочетания присущих им сил, средств и методов (формы взаимодействия могут быть реализованы участниками как в двустороннем, так и в многостороннем формате);

3) согласованность действий по целям. Данный признак означает постановку перед взаимодействующими правоохранительными органами и органами строительного надзора таких задач, решение которых обеспечивало бы достижение общей цели — борьбы с правонарушениями и преступностью.

Исходя из изложенного, можно определить основные принципы, на которых должно строиться взаимодействие при раскрытии преступлений в рассматриваемой сфере.

  • Принцип законности. В соответствии с данным принципом, взаимодействие должно строиться только в рамках действующего законодательства, на основании законов и подзаконных нормативных актов, определяющих деятельность как совместную, так и каждого органа взаимодействия по отдельности;
  • Принцип согласованности субъектов взаимодействия. Согласно данного принципа, каждая из сторон, должна четко понимать свою роль, место в процессе, своевременно, слаженно и во взаимодействии в полном объеме выполнять поставленные перед ней задачи, включается без промедления в совместную деятельность;
  • Принцип самостоятельности сторон. Каждый субъект взаимодействия должен действовать только в пределах, своей ответственности регламентированной законодательством Российской Федерации.

Для того, чтобы взаимодействие было эффективным необходимо разработать совокупность средств, методов и способов, с помощью которых будут решены задачи взаимодействия. Данная совокупность средств, методов и способов образуют организационные формы взаимодействия, которые не носят ограниченный характер. Организационные формы взаимодействия могут изменяться, в зависимости от складывающейся обстановки в борьбе с преступлениями в сфере строительства.

Практика взаимодействия между рассматриваемыми органами в субъектах Российской Федерации, складывается не однообразной. В совокупности, среди используемых организационных форм взаимодействия можно выделить следующие:

− совместная деятельность по анализу действующего законодательства, вынесение совместных предложений по совершенствованию правовой базы в сфере строительства, с целью недопущения в данной отрасли коррупции и правонарушений;

− совместный анализ в строительной сфере выявленных преступлений и прогнозирование тенденций совершения новых;

− совместная разработка и реализация региональных программ профилактики правонарушений в строительной отрасли;

− издание совместных приказов, инструкций, соглашений, рекомендаций, указаний, и иных организационно-распорядительных документов;

− проведение рабочих координационных совещаний правоохранительных органов с органом государственного строительного надзора;

− разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности;

− оказание практического содействия правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений;

− обмен информацией и проведение совместных целевых мероприятий в целях выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

− организация постоянно действующих рабочих групп из числа сотрудников правоохранительных органов и службы строительного надзора;

− организация совместных проверок;

− проведение совместных семинаров, конференций, курсов повышения квалификации.

Действительно, так и получается, что взаимодействие между правоохранительными органами и инспекцией государственного строительного надзора сводится к разработке и направлению методических рекомендаций, информационных писем, проведению координационных совещаний, так как большего взаимодействия достичь не возможно без создания нормативно-правовых актов по взаимодействию на федеральном и региональном уровне.

Поэтому, сразу на начальном этапе взаимодействия возникают различные сложности в организации сотрудничества, и достичь общей цели, связанной с эффективным выполнением возникшей задачи, без применения всех организационных форм становится затруднительно.

Взаимодействие между правоохранительными органами и инспекцией государственного строительного надзора может, и должно осуществляться на основании Соглашения о взаимном сотрудничестве (об организации взаимодействия). Разработка и принятие данного соглашения позволит упорядочить и улучшить взаимодействие, осуществлять слаженные совместные действия по пресечению преступлений в строительной отрасли, а так же эффективно выявлять, раскрывать совершенные преступления, и квалифицировано проводить их расследование.

Также следует отметить, что приоритетными направлениями взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора должны быть:

− совместная деятельность, направленная на внесение предложений в совершенствование правовой базы по противодействию нарушениям в сфере строительства;

− совместная профилактическая деятельность;

− совместная деятельность при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений.

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что одной из проблем взаимодействия является отсутствие комплексного организационно-распорядительного документа прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, регулирующего вопросы взаимодействия с органами строительного надзора на федеральном и региональном уровне. Принятие подобного нормативно-правового акта, а на его основе подготовленные методические рекомендаций по использованию различных форм взаимодействия облегчит решение задач взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора.

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время необходимо ввести практику создания межведомственных рабочих групп с целью противодействия правонарушениям в строительстве и урегулировать их путем принятия Соглашения об организации взаимодействия.

  • Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета», № 229, 25.11.1995.
  • Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // «Собрание законодательства РФ». 2011. № 7. Ст. 900.
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // «Российская газета», № 290, 30.12.2004.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// «Российская газета» от 31.12.2001 № 256.
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.
  • Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.02.2006, № 7, ст. 774.
  • Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
  • Расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2019 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 год// https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1809484.
  • Коряченцова С. И. Методика проведения прокурорских проверок соблюдения законодательства о долевом строительстве // БИТ. 2018. № 1 (5).

Основные термины (генерируются автоматически): орган, государственный строительный надзор, строительный надзор, Российская Федерация, взаимодействие, исполнительная власть, строительная отрасль, организационная форма взаимодействия, совместная деятельность, долевое строительство.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля