Организация проверок исполнения законодательства в сфере капитального строительства и ремонта включает в себя следующие основные этапы:
— сбор, накопление, обработка, анализ информации о нарушениях законов;
— планирование проверок;
— подготовка и непосредственное проведение надзорных мероприятий;
— осуществление прокурорского реагирования на выявленные нарушения;
— принятие исчерпывающих мер по возмещению причиненного ущерба, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
Повышение результативности работы по надзору за исполнением законов в сфере капитального строительства и ремонта достигается при надлежаще организованной системе получения информации о нарушениях закона, позволяющей военному прокурору своевременно располагать оперативными данными о состоянии законности, вырабатывать эффективные меры по поддержанию правопорядка и оперативно реагировать на правонарушения.
В этой связи сбор, накопление и анализ данных о нарушениях закона, их причинах и способствующих им условиях в каждой военной прокуратуре осуществляется на постоянной основе. Следовательно, необходимо определять основные направления надзора за исполнением законов в сфере капитального строительства и ремонта, которые включают в себя проверку:
— соблюдения порядка определения подрядчика и исполнения государственного контракта;
— правильности оформления исходно-разрешительной и проектной документации, наличия государственной экспертизы и разрешения
— соответствия предъявляемым требованиям застройщиков (подрядчиков, поставщиков); наличия у них соответствующих лицензий, в том числе на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также необходимых производственных мощностей и обученного персонала;
— соблюдения строительных норм и правил, трудового и миграционного законодательства при выполнении работ;
— законности использования подрядными организациями бюджетных средств, выделяемых на капитальное строительство и ремонт;
Контроль за осуществлением капитального строительства и ремонта возложен на генерального подрядчика и заказчика. Техническим заказчиком
Функции заказчика на местах выполняют его обособленные подразделения (филиалы) в лице Регионального управления заказчика капитального строительства ЗВО (на территории Северо-Западного федерального округа) и территориального управления ФКП «УЗКС МО РФ» (на территории Центрального федерального округа). Филиалы осуществляют свою деятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы не являются юридическими лицами, наделяются предприятием имуществом и действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными генеральным директором предприятия. При изучении государственных контрактов и договоров подряда необходимо исследовать их на предмет соответствия друг другу, проследить «цепочку» заключаемых договоров от генерального подрядчика до фактического исполнителя работ и проверить все необходимые требования. Так как в ряде случаев между Минобороны России заключаются многомиллиардные государственные контракты на капитальный ремонт объектов, однако до конечных исполнителей финансирование доходит в объёмах текущего ремонта.
Поэтому наличие информации о значительном удешевлении работ должно быть поводом для проверки соответствия технического задания к государственному контракту и возможного использования некачественных стройматериалов, неквалифицированной рабочей силы, а также полноты выполнения работ по госконтракту.
Полученные сведения о повышении стоимости работ могут рассматриваться в качестве повода для проведения соответствующих надзорных мероприятий, проверки правильности проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, обоснованности сделанных в экспертном заключении выводов.
Для этого необходимо определить основной круг вопросов, например, установить, кто из должностных лиц и каким образом контролирует исполнение контракта со стороны заказчика и подрядчиков, какие обязанности на них возложены.
К примеру, приказами руководителей филиалов федеральных казенных предприятий «Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ФКП «УЗКС МО РФ») за каждым объектом капитального строительства и ремонта назначены инспекторы технического надзора, обязанности которых закреплены в должностных инструкциях.
От генерального подрядчика назначаются лица, ответственные за осуществление технического сопровождения заключенных договоров и контроля за строительством, выполнением проектно-изыскательских работ на объектах.
На следующем же этапе необходимо обеспечить участие компетентных специалистов надзорных органов. Рекомендуется привлекать специалистов государственного строительного надзора Минобороны России, органов архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации, территориальных подразделений Ростехнадзора, Росфинмониторинга, федеральной антимонопольной службы России, трудовых инспекций.
В случае отсутствия возможности участия специалистов государственного строительного надзора Минобороны России необходимо привлекать специалистов управлений инвестиций и капитального строительства региональных центров МЧС России, дирекций по строительству ФСБ России, преподавателей строительных техникумов и вузов, бывших работников квартирно-эксплуатационных частей и управлений (КЭЧ и КЭУ), имеющих соответствующие специальные познания.
На стадии организации прокурорских проверок в обязательном порядке необходимо наладить взаимодействие с территориальными подразделениями и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Подготовка к проверке завершается составлением ее подробного плана.
Проводящий проверку прокурорский работник должен четко понимать, какие цели необходимо достигнуть по ее результатам.
В ходе проведения проверки следует изучить документацию, находящуюся на объекте строительства, а также проверить наличие, содержание и правильность её ведения.
Практика показывает, что зачастую внутренний контроль качества строительства и соблюдения строительных норм со стороны подрядных организаций формализован или отсутствует вовсе. Для этого необходимо обратиться к судебной практике. Согласно делу № 17АП-1064/2019-АК г. Пермь от 21 февраля 2019 года. По результатам проверки обществу ООО «Солнечное» выдано предписание от 31.08.2018 № 05–30–375, согласно которому обществу необходимо устранить нарушения требований п. 22 ст. 1, ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ.
Надо также учитывать, что административную ответственность за осуществление строительства без разрешения несут не только генеральный подрядчик и привлеченные им исполнители, но и представители государственного заказчика.
Таким образом, эффективная организация взаимодействия прокуроров с должностными лицами уполномоченных органов, контролирующими их правоохранительными органами, своевременное реагирование на выявленные нарушения, позволяет повысить значение прокурорского надзора за исполнением законов о капитальном строительстве и ремонте военной и социальной инфраструктуры.
1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 05.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. N 8. С. 366.
3. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 (ред. от 02.08.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ http://genproc.gov.ru Дата обращения (13.12.2022)
- Приказ Генерального прокурора РФ от 02.11.2018 N 723 (ред. от 05.05.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса»// Законность. 2018 г. N 1.
- Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства//Российская газета. 2010 г. N 27.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022) // Российская газета. 2004 г. N 290.
- Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15 февраля 2010 г. N 7 С. 762.
- Распоряжение Правительства РФ от 11.03.2008 N 290-р (ред. от 05.07.2022) «Об утверждении устава федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»»// Собрание законодательства Российской Федерации. 17 марта 2008 г. N 1. С.1048.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. 2001 г. N 256.
Основные термины (генерируются автоматически): капитальное строительство, Российская Федерация, РФ, генеральный подрядчик, исполнение законодательства, Минобороны России, прокурорский надзор, ремонт, административная ответственность, военная прокуратура.
В статье исследуются основы взаимодействия правоохранительных органов, таких как прокуратура, органов внутренних дел, с органами строительного надзора на региональном уровне. Особое внимание обращено принципам, признакам и формам взаимодействия правоохранительных органов со службой государственного строительного надзора. Система взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора в Российской Федерации функционирует с помощью правового механизма и организационных форм. На основании анализа дается предложение по организации взаимодействия.
Ключевые слова:
правоохранительные органы, прокуратура, органы внутренних дел, органы исполнительной власти, органы государственного строительного надзора, взаимодействие, строительство, преступление.
The article examines the regulation of interaction between law enforcement agencies and construction supervision authorities. The system of interaction of law enforcement agencies with construction supervision authorities in the Russian Federation functions with the help of the organizational and legal mechanism of state control. Based on the analysis, their values are determined and proposals for organizing interaction are given.
Keywords:
law enforcement agencies, Prosecutor’s offices, internal Affairs bodies, Executive authorities, state construction supervision bodies, interaction, construction, crimes.
Строительная отрасль — это социально-важный вид деятельности, в которую государство и граждане вкладывают значительные финансовые средства. Строительство объектов капитального строительства технологически сложный процесс, при котором трудно полностью отследить расход поступивших и затраченных на строительство денежных средств. Именно это и подталкивает лиц участвующих в процессе строительства к созданию коррупционных схем с целью хищения денежных средств, предназначенных на строительство объекта. В данной отрасли происходит наибольшее количество преступлений связанных с хищением бюджетных средств, а также с обманом граждан в крупном размере. В целях сокрытия хищений денежных средств завышается стоимость строительства, происходит экономия на строительных материалах, замена их на материалы более низкого качества, умышлено допускаются нарушения процесса строительства, и как следствие строящийся объект в итоге не соответствует проектной документации. Правонарушения и преступления могут быть совершены на всех стадиях строительства.
Всё это становится возможным потому, что законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность в строительной отрасли не совершенно, оно нуждается в постоянной доработке, разработке новых нормативно правовых актов гарантирующих защиту прав граждан, обеспечивающих снижение и искоренение коррупции и иных правонарушений в строительной сфере. Правовой механизм, должен быть выстроен таким образом, чтобы не допускать создания преступных схем по хищению денежных средств, устранить любую возможность их организации. Среди новых разрабатываемых норм правового механизма, регулирующих строительную отрасль, обязательно должны быть нормы, регламентирующие правовое взаимодействие между правоохранительными органами и органами исполнительной власти уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, так как их взаимодействие в настоящее время не налажено на должном законодательном уровне. Взаимодействие правоохранительных органов с органами исполнительной власти в сфере строительного надзора позволит эффективно предотвращать и выявлять на ранних стадиях преступные схемы обмана граждан и коррупционные схемы хищения денежных средств, а так же позволит качественно и быстро расследовать выявленные преступления.
О взаимодействии правоохранительных органов, таких как прокуратура, органы внутренних дел, с органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора на уровне субъекта Российской Федерации, мы и будем рассматривать в нашей статье. Рассматривая основы взаимодействия, определим основную цель взаимодействия, признаки, принципы, организационные формы взаимодействия, и основные направления взаимодействия.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора является как правило инспекция либо служба государственного строительного надзора (в зависимости от того как его назовут в Положении о государственном строительном надзоре субъекта Российской Федерации).
При наличии в органе строительного надзора сведений о совершенном, либо совершаемом преступлении, материалы проверки посредством прокуратуры передаются в органы внутренних дел для установления в поступившей информации признаков преступления.
Таким образом, сотрудникам прокуратуры, органов внутренних дел и инспекции строительного надзора, регулярно приходится взаимодействовать, постоянно решая возникающие в ходе служебной деятельности задачи.
Вопрос взаимодействия правоохранительных органов, с органами строительного надзора в настоящее время очень актуален, так как вопрос борьбы с коррупцией, защиты прав граждан в градостроительной сфере, был поднят в Генеральной прокуратуре Российской Федерации на расширенном заседании коллегии, на которой подводились итоги проведенной работы органов прокуратуры за 2019 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 год, с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
В настоящее время актуальность проблематики исследования так же заключается в том, что ранее учеными и исследователями проводилось изучение, лишь отдельных аспектов взаимодействия правоохранительных органов с государственными органами исполнительной власти, при этом взаимодействие правоохранительных органов с органами строительного надзора исследовано недостаточно.
Следовательно, исследование вопроса развития взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора — перспективное направление, имеющее объективную необходимость научного поиска. Повышение эффективности взаимодействия приводит к большей результативности, своевременному предотвращению и выявлению преступлений, правонарушений, недопущению коррупции.
Рассматривая вопрос взаимодействия, стоит сразу отметить, что любое взаимодействие рассчитано на достижение конечного результата, полученного в результате совместной работы. При этом совместная работа должна организовываться рационально, эффективно, с привлечением квалифицированных специалистов в нужных отраслях деятельности, для более качественного и быстрого выполнения задания, функции. Следовательно, основная цель взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора заключается в достижении результата по более эффективному выполнению возложенных на них функций и задач.
Анализ проведенного изучения научных источников информации в области взаимодействия правоохранительных органов с органами исполнительной власти, позволяет определить основные признаки взаимодействия.
Выделим наиболее значимые из них:
1) взаимодействие осуществляется с помощью правовых механизмов и основывается на законах и подзаконных нормативных правовых актах;
2) это деятельность двух или более подразделений различных ведомств, осуществляемая с учетом оптимального сочетания присущих им сил, средств и методов (формы взаимодействия могут быть реализованы участниками как в двустороннем, так и в многостороннем формате);
3) согласованность действий по целям. Данный признак означает постановку перед взаимодействующими правоохранительными органами и органами строительного надзора таких задач, решение которых обеспечивало бы достижение общей цели — борьбы с правонарушениями и преступностью.
Исходя из изложенного, можно определить основные принципы, на которых должно строиться взаимодействие при раскрытии преступлений в рассматриваемой сфере.
- Принцип законности. В соответствии с данным принципом, взаимодействие должно строиться только в рамках действующего законодательства, на основании законов и подзаконных нормативных актов, определяющих деятельность как совместную, так и каждого органа взаимодействия по отдельности;
- Принцип согласованности субъектов взаимодействия. Согласно данного принципа, каждая из сторон, должна четко понимать свою роль, место в процессе, своевременно, слаженно и во взаимодействии в полном объеме выполнять поставленные перед ней задачи, включается без промедления в совместную деятельность;
- Принцип самостоятельности сторон. Каждый субъект взаимодействия должен действовать только в пределах, своей ответственности регламентированной законодательством Российской Федерации.
Для того, чтобы взаимодействие было эффективным необходимо разработать совокупность средств, методов и способов, с помощью которых будут решены задачи взаимодействия. Данная совокупность средств, методов и способов образуют организационные формы взаимодействия, которые не носят ограниченный характер. Организационные формы взаимодействия могут изменяться, в зависимости от складывающейся обстановки в борьбе с преступлениями в сфере строительства.
Практика взаимодействия между рассматриваемыми органами в субъектах Российской Федерации, складывается не однообразной. В совокупности, среди используемых организационных форм взаимодействия можно выделить следующие:
− совместная деятельность по анализу действующего законодательства, вынесение совместных предложений по совершенствованию правовой базы в сфере строительства, с целью недопущения в данной отрасли коррупции и правонарушений;
− совместный анализ в строительной сфере выявленных преступлений и прогнозирование тенденций совершения новых;
− совместная разработка и реализация региональных программ профилактики правонарушений в строительной отрасли;
− издание совместных приказов, инструкций, соглашений, рекомендаций, указаний, и иных организационно-распорядительных документов;
− проведение рабочих координационных совещаний правоохранительных органов с органом государственного строительного надзора;
− разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности;
− оказание практического содействия правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений;
− обмен информацией и проведение совместных целевых мероприятий в целях выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;
− организация постоянно действующих рабочих групп из числа сотрудников правоохранительных органов и службы строительного надзора;
− организация совместных проверок;
− проведение совместных семинаров, конференций, курсов повышения квалификации.
Действительно, так и получается, что взаимодействие между правоохранительными органами и инспекцией государственного строительного надзора сводится к разработке и направлению методических рекомендаций, информационных писем, проведению координационных совещаний, так как большего взаимодействия достичь не возможно без создания нормативно-правовых актов по взаимодействию на федеральном и региональном уровне.
Поэтому, сразу на начальном этапе взаимодействия возникают различные сложности в организации сотрудничества, и достичь общей цели, связанной с эффективным выполнением возникшей задачи, без применения всех организационных форм становится затруднительно.
Взаимодействие между правоохранительными органами и инспекцией государственного строительного надзора может, и должно осуществляться на основании Соглашения о взаимном сотрудничестве (об организации взаимодействия). Разработка и принятие данного соглашения позволит упорядочить и улучшить взаимодействие, осуществлять слаженные совместные действия по пресечению преступлений в строительной отрасли, а так же эффективно выявлять, раскрывать совершенные преступления, и квалифицировано проводить их расследование.
Также следует отметить, что приоритетными направлениями взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора должны быть:
− совместная деятельность, направленная на внесение предложений в совершенствование правовой базы по противодействию нарушениям в сфере строительства;
− совместная профилактическая деятельность;
− совместная деятельность при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений.
Подводя итог, стоит подчеркнуть, что одной из проблем взаимодействия является отсутствие комплексного организационно-распорядительного документа прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, регулирующего вопросы взаимодействия с органами строительного надзора на федеральном и региональном уровне. Принятие подобного нормативно-правового акта, а на его основе подготовленные методические рекомендаций по использованию различных форм взаимодействия облегчит решение задач взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора.
Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время необходимо ввести практику создания межведомственных рабочих групп с целью противодействия правонарушениям в строительстве и урегулировать их путем принятия Соглашения об организации взаимодействия.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета», № 229, 25.11.1995.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // «Собрание законодательства РФ». 2011. № 7. Ст. 900.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // «Российская газета», № 290, 30.12.2004.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// «Российская газета» от 31.12.2001 № 256.
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.
- Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.02.2006, № 7, ст. 774.
- Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
- Расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2019 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 год// https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1809484.
- Коряченцова С. И. Методика проведения прокурорских проверок соблюдения законодательства о долевом строительстве // БИТ. 2018. № 1 (5).
Основные термины (генерируются автоматически): орган, государственный строительный надзор, строительный надзор, Российская Федерация, взаимодействие, исполнительная власть, строительная отрасль, организационная форма взаимодействия, совместная деятельность, долевое строительство.
1. Государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
2. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 настоящей статьи не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.
4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:
1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.
10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.
12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
13. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.
19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.