Проблемы санитарно эпидемиологического надзора

Для
достижения поставленной цели необходимо:

  • знать
    исторический путь развития служб
    санитарно-эпидемиологического надзора
    (до реформирования) и Роспотребнадзора
    (после реформирования);
  • знать
    цели и задачи Роспотребнадзора в сфере
    защиты прав потребителей;
  • знать
    основные различия в задачах, организации,
    финансировании органов и учреждений
    Роспотребнадзора;
  • знать
    перечень основных законов и подзаконных
    актов, регулирующих вопросы реформирования
    и деятельности Федеральной службы по
    защите прав потребителей и благополучия
    человека;
  • освоить
    методику критического анализа
    преобразований в системе
    санитарно-эпидемиологического надзора.
  • При
    подготовке к занятию необходимо изучить
    соответствующий раздел пособия,
    лекционные вопросы и перечень учебных
    материалов.
  • Проверьте
    свой исходный уровень знаний по следующим
    вопросам:
  • Каков
    исторический путь развития службы
    санитарно-эпидемиологического надзора
    до реформирования?
  • В
    чем суть преобразований, каковы
    предпосылки к реформированию?
  • Каковы
    основные различия надзорной и
    организационной деятельности служб
    Санэпиднадзора и Роспотребнадзора?
  • Каковы
    различия в финансировании центров
    Санэпиднадзора (до реформирования) и
    территориальных органов и учреждений
    Роспотребнадзора (после реформирования)?

Логико-дидактическая
структура темы (учебные вопросы).

  • Исторический
    путь развития служб санитарно-эпидемиологического
    надзора (до реформирования) и
    Роспотребнадзора (после реформирования).
  • Основные
    различия в задачах, организации,
    финансировании органов и учреждений
    Роспотребнадзора.
  • Перечень
    основных законов и подзаконных актов,
    регулирующих вопросы реформирования
    и деятельности Федеральной службы по
    надзору в сфере защиты прав потребителей
    и благополучия человека.
  • Кадровое
    обеспечение органов и учреждений
    Роспотребнадзора.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор)

1. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется:

2) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации — уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пределах компетенции, определенной Правительством Российской Федерации;

3) на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, — подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

2. Предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) являются:

1) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

2) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами;

3) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

4) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

6) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. Организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), за исключением случаев расследования причин профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

4. При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) контролируемое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий и (или) оказанием услуг общественного питания, не уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки.

5. Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) утверждается Правительством Российской Федерации.

6. В положении о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

7. Консультирование, профилактический визит (за исключением профилактического визита на объекты федерального государственного контроля (надзора), отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска), наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование могут проводиться федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора).

8. В случае, если при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

2. Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее — объекты обороны и иного специального назначения);

федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление санитарно-карантинного контроля за ввозом на территорию Российской Федерации опасных грузов и товаров в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона;

Абзац не применяется с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ

3. Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов — главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.

В случае передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.

5. Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Структура, полномочия, функции и порядок деятельности федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения и предприятия.

7. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Основными проблемами, решение которых
необходимо обеспечить в Магаданской
области в 2019 году являются:

  • высокий удельный вес проб питьевой
    воды, подаваемой населению области, не
    соответствующих санитарно-эпидемиологическим
    требованиям по органолептическим
    показателям (цветности);
  • разработка и реализация комплекса мер
    по улучшению показателей световой
    среды в образовательных организациях,
    проведению санитарно-просветительной
    работы среди детей и их родителей для
    снижения удельного веса детей с
    патологией органов (острота) зрения
    (от числа осмотренных).

В 2020 году на заседании
санитарно-противоэпидемической комиссии
Правительства Магаданской области
планируется рассмотреть вопрос «Об
обеспечении жителей Магаданской области
доброкачественной питьевой водой».

В 2020 году Управлению Роспотребнадзора
по Магаданской области и ФБУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Магаданской
области» необходимо продолжать работу
по совершенствованию деятельности по
осуществлению федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
(контроля) в рамках реализации Соглашения
таможенного союза по санитарным мерам,
для чего на коллегии Управления
Роспотребнадзора по Магаданской области
в апреле 2020 года планируется рассмотрение
вопроса с повесткой дня: «Об организации
государственного надзора (контроля) за
реализацией технических регламентов
Таможенного союза и Евразийского
экономического союза».

Помимо этого, на коллегии Управления
Роспотребнадзора по Магаданской области
планируется рассмотрение следующего
актуального вопроса обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Магаданской
области:

Также необходимо обеспечить взаимодействие
с руководителями органов управления
образованием, дошкольных образовательных
организаций по применению отдельных
норм СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» и СанПиН
2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к дошкольным группам,
размещенным в жилых помещениях жилищного
фонда» с разъяснением их требований.

В связи с реализацией законодательства
об ограничении курения табака в рамках
Всемирного дня без табака (31 мая) будет
проведен комплекс профилактических,
организационных и разъяснительных
мероприятий, а в течение года –
соответствующие проверки юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
согласно плану проведения проверок на
2020 год.

Вопросам соответствия
санитарно-эпидемиологическим требованиям
условий отдыха, воспитания и обучения
детей и подростков Магаданской области
будут посвящены рассматриваемые в 2020
году следующие вопросы:

О ходе проведения летней оздоровительной
кампании среди детей и подростков
области в 2020 году (на заседании
межведомственной комиссии Магаданской
области по вопросам организации отдыха
и оздоровления детей);

С целью оценки выполнения
санитарно-эпидемиологических требований
к качеству и безопасности пищевых
продуктов в течение года будут проводиться
проверки юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей согласно плану
проведения проверок на 2020
год.

Вместе
с тем, существует ряд проблем, которые
необходимо решать для сохранения и
поддержания стабильного эпидемиологического
благополучия населения области.

Имеются
административные территории, на которых
не выполняется нормируемый уровень (95
%) охвата профилактическими прививками
детей в декретированные сроки. Актуальной
проблемой остается наличие «отказников»
от профилактических прививок. Это
приводит к накоплению лиц, не защищенных
от инфекционных заболеваний, против
которых имеются средства специфической
профилактики, и представляет угрозу
возникновения и распространения этих
инфекций.

По-прежнему
в области отсутствует единая
автоматизированная система учета
профилактических прививок у взрослого
населения, что не позволяет достоверно
оценить уровень охвата профилактическими
прививками не только неорганизованного
населения, но и организованного, т.к.
прививки проводятся в поликлиниках по
месту жительства, а также на предприятиях
и в учреждениях. Аналогичная проблема
остается и с учетом и планированием
флюорографического обследования
населения.

Не налажен
учет и регистрация внутрибольничных
инфекций в городских округах области.

Не во всех
случаях соблюдаются кратность и объемы
обследования больных хроническими
вирусными гепатитами и контактных в
очагах, детей, рожденных у женщин, больных
острым и хроническим ГВ и ГС, а также
бессимптомной инфекцией.

В диагностических
лабораториях медицинских организаций
медленно внедряются современные методы
диагностики инфекционных и паразитарных
заболеваний.

С учетом продолжающей регистрации
острой ВИЧ-инфекции сохраняется угроза
реализации вертикального пути передачи
инфекции, возникновения внутрибольничного
инфицирования пациентов. В городских
округах области остается низкой
настороженность медицинских работников
в отношении ВИЧ-инфекции, в результате
чего подлежащие контингенты обследуются
не в полном объеме, не во всех медицинских
организациях области организована
регистрация аварийных ситуаций и, как
следствие – непринятие мер по профилактике
профессиональных заражений.

Данные проблемы требуют проведения
мероприятий по обеспечению
эпидемиологического благополучия на
всех уровнях исполнительной власти и
всеми заинтересованными ведомствами,
и службами, том числе:

  • осуществление
    полного комплекса мероприятий, включая
    организационные, надзорные, по
    информированию населения о преимуществах
    вакцинопрофилактики, с целью выполнения
    индикативных показателей охвата
    прививками – 95% в нормативные сроки;
  • осуществление
    мероприятий по поддержанию статуса
    территории свободной от полиомиелита,
    включая надзор за ходом иммунизации
    детей против полиомиелита в рамках
    Национального календаря профилактических
    прививок с оценкой необходимости
    проведения кампании по дополнительной
    иммунизации;
  • реализация
    мероприятий по подтверждению статуса
    Магаданской области, как территории
    свободной от эндемичной кори, организация
    и проведение мероприятий по недопущению
    распространения кори в случае завоза
    на территорию области. Контроль за
    проведением иммунизации против кори
    в рамках Национального календаря
    профилактических прививок и календаря
    прививок по эпидемическим показаниям,
    достоверностью представляемых данных.
    Продолжить контроль за фактическим
    состоянием иммунитета против кори и
    краснухи в индикаторных возрастных
    группах и среди медицинских работников;
  • усиление
    контроля за осуществлением мероприятий
    по выявлению и лечению больных ВИЧ,
    профилактики вертикальной передачи
    ВИЧ от матери к ребенку, эпиднадзора
    за медицинскими организациями,
    выполнением мероприятий по предотвращению
    внутрибольничного инфицирования
    пациентов;
  • внедрение
    в систему эпидемиологического надзора
    современных методов диагностики и
    профилактики инфекционных и паразитарных
    болезней;
  • совершенствование
    эпидемиологического надзора и контроля
    за кишечными инфекциями (острые кишечные
    инфекции, вирусный гепатит А и т.д.);
  • проведение
    мероприятий в соответствии с областными
    Комплексными планами мероприятий по
    профилактике кишечных инфекций и
    паразитарных болезней, контроль
    эффективности оздоровительных
    мероприятий при паразитарных заболеваниях;
  • повышение
    эффективности мероприятий по санитарной
    охране территории области, в том числе
    в пунктах пропуска через государственную
    границу, реализация мер по недопущению
    завоза опасных инфекционных заболеваний
    на территорию области.

Соседние файлы в предмете Экология

Предпосылки проведения реформ в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей и проблемы их проведения

Изменение
социально-экономических и политических
ориентиров государства не могло не
коснуться всей службы
санитарно-эпидемиологического надзора.
Осуществление государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
перестало соответствовать задачам и
функциям рыночных отношений, что
обусловило необходимость его
структурно-функционального реформирования.

Указом Президента
РФ от 23 июля 2003 г. №824 «О мерах по
проведению административной реформы
в 2003—2004 гг.» одним из приоритетных
направлений административной реформы
было определено исключение дублирования
функций и полномочий федеральных органов
исполнительной власти. Постановлением
Правительства РФ «Вопросы Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека»
от 6 апреля 2004 г. №154 установлено, что
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека (Роспотребнадзор) является
главным органом исполнительной власти,
выполняющим функции по контролю и
надзору в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав
потребителей и осуществляющим свою
деятельность непосредственно и через
свои территориальные органы. Полномочия
и организация деятельности Федеральной
службы определены «Положением о
Федеральной службе по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» (Постановление Правительства
РФ от 30.06.2004 г. №322). Одним из направлений
оптимизации функционирования службы
является совершенствование ее
многоаспектных видов деятельности —
от контроля за средой обитания человека
и его здоровьем до управления
санитарно-эпидемиологической ситуацией.
В деятельности системы, созданной в
рамках Роспотребнадзора, решающее
значение принадлежит вопросам правового
регулирования, т.е. санитарному
законодательству.

Одним
из основополагающих нормативных
документов стал Бюджетный кодекс,
который потребовал
нормирования тех действий, на которые
затрачиваются
денежные средства государства. Согласно
Бюджетному кодексу, Госсанэпиднадзор
— это государственная услуга населению
в области обеспечения СЭБ населения со
всеми вытекающими отсюда последствиями:
госсанэпиднадзор для каждого жителя
страны должен осуществляться на
бесплатной и безвозвратной основе и на
минимально допустимом количественном
уровне с учетом санитарно-эпидемиологической
ситуации. Госсанэпиднадзор должен
обеспечиваться минимально допустимым
финансированием за счет средств
федерального бюджета из всех, не
запрещенных законодательством источников.
Внебюджетные источники финансирования
органов и учреждений,
уполномоченных
осуществлять Госсанэпиднадзор, являются
частью средств формирования бюджетной
обеспеченности, так как формируются за
счет использования
имущества федеральной собственности
и
не могут быть направлены ни на какие
другие цели, кроме финансирования этих
учреждений с целью обеспечения СЭБ
населения. Иная деятельность органов
и учреждений, уполномоченных осуществлять
санитарно-эпидемиологический надзор
(деятельность вне рамок Госсанэпиднадзора),
осуществляется только на возмездной и
возвратной основе (в рамках
предпринимательской или иной приносящей
доход деятельности).

В
последний десятилетний период в РФ были
предприняты меры по развитию и
совершенствованию законодательной и
нормативной базы, осуществлен ряд
организационных
практических мероприятий по улучшению
питания населения: «Концепция
государственной политики в области
здорового
питания населения Российской Федерации
на период до 2005 г.» (от 10.08.1998 г. №917),
Федеральные законы «О защите прав
потребителей» (от 17.12.1999 г. №212-ФЗ) и
др.

Было
предусмотрено увеличение числа
законодательных и нормативно-распорядительных
документов, которыми регулируются
правовые отношения с органами власти,
иными государственными контролирующими
органами, предприятиями и населением
по вопросам соблюдения санитарного
законодательства в сфере защиты прав
потребителей и окружающей среды.

Одним
из важных направлений в области реализации
СЭБ населению является обеспечение
контроля и надзора за организациями и
учреждениями, связанными в своей
деятельности с использованием возбудителей
инфекционных заболеваний посредством
лицензирования данного вида деятельности.
Государственная политика в этой области
определяется Федеральным законом «О
лицензировании отдельных видов
деятельности» (от 8.08.2001 г. №128) и
постановлением Правительства РФ
«Положение о лицензировании
деятельности, связанной с использованием
возбудителей инфекционных заболеваний»
(от 04.07.2002 г. №501).

В
условиях недостаточно стабильного
социального и экономического положения
приоритет принадлежит проблемам,
связанным с обеспечением медико-экологических
аспектов профилактики и ликвидация
инфекционных и массовых неинфекционных
заболеваний и отравлений населения.

С
вступлением в силу с 01.01.2005 г. ФЗ «О
внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов
Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
и «Об общих
принципах организации местного
самоуправления
в Российской Федерации» (от 22.08.2004 г.
№122-ФЗ) были внесены изменения в 196
законодательных актах, в т.ч. в 10
федеральных законов в сфере охраны
здоровья граждан. Основная масса поправок
касается разграничения полномочий
между
федеральными органами государственной
власти, органами
государственной власти субъектов РФ и
органами
местного самоуправления, что изменило
систему межбюджетных финансовых
отношений, в том
числе по финансированию здравоохранения.
В соответствии с указанным Законом в
Федеральном законе «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» были заново сформулированы
понятие
о госсанэпиднадзоре в сфере обеспечения
СЭБ
и основные принципы организации и
деятельности
государственного надзора в этой сфере,
полномочия
в которой закреплены, только за РФ.

Таким
образом, осуществление мер по предупреждению
эпидемий и их последствий, а также по
охране окружающей среды возложено на
субъекты
РФ и является их расходным обязательством.

Совершенствование
и развитие системы госсанэпиднадзора
и госконтроля может быть достигнуто
только при координации и реализации
комплекса стратегий политического,
экономического, социального и
организационно-управленческого
характера. Взаимоотношения социальной
политики и госсанэпиднадзора развиваются
по двум основным аспектам:


социально-экономическая обстановка в
стране определяет приоритеты деятельности
службы Роспотребнадзора в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, формируя стимулы
развития и ограничения материального
и финансового плана;


Роспотребнадзор на основании результатов
своей деятельности по анализу
медико-экологической ситуации ставит
задачи перед законодательной и
исполнительной властью по формированию
основных направлений решения
медико-социальных проблем в области
охраны общественного здоровья и
безопасности среды обитания.

В
предшествующих реформированию 2003-2004
годах исследований по обоснованию
целесообразности изменений деятельности
всей санитарно-эпидемиологической
службы не проводилось. С введением
новых законов, а главное, административной
реформы, касающейся всех отраслей
экономики, и разделением трех ветвей
власти формирование Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека потребовало
глубокого понимания всех процессов по
изменению целей, задач, функций,
взаимодействия, а, главное, правового
статуса органов и учреждений единой
централизованной системы Роспотребнадзора.
В задачи Роспотребнадзора дополнительно
включены, кроме санитарно-эпидемиологического
надзора, надзор на потребительском
рынке и защита прав потребителей. В то
же время Роспотребнадзору были переданы
функции подготовки законодательной и
нормативно-правовой базы, а не только
надзорной (контролирующей). Однако, для
осуществления этих видов надзора
необходима специальная подготовка
кадров по юридическим и экономическим
вопросам.

Сравнительная
характеристика отдельных положений
организации и деятельности службы
санэпиднадзора до реформирования и
Роспотребнадзора после реформирования
представлена в таблице №1.

Сравнительная
характеристика службы санэпиднадзора
(до реформирования) и Роспотребнадзора
(после реформирования).

Концепция
развития Федеральной службы Роспотребнадзора
на 2007-2008 годы и на период до 2010 года
предполагает совершенствование
государственного санитарного надзора
и организации и ведения социально-
гигиенического мониторинга, в связи с
чем значительно возрастает роль и
значение объективных, основанных на
инструментальных измерениях методов
качественной и количественной оценки
неблагоприятных факторов (химических,
биологических и физических) среды
обитания, оказывающей влияние на организм
человека и состояние здоровья населения.
В практической деятельности результаты
лабораторного контроля являются одним
из ведущих элементов в обосновании
предложений по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, в выявлении
причинно-следственных связей в изменении
состояния здоровья под влиянием
неблагоприятных факторов среды обитания.
Лабораторные исследования и испытания
проводятся в Испытательном лабораторном
центре ЦГиЭ.

В
связи с изменением законодательства в
настоящее время
продолжается
реорганизация службы Роспотребнадзора.
Утвержден план подготовки нормативно-правовых
актов, направленных на совершенствование
контрольно- надзорных и разрешительных
функций.

Внесение
дополнений и изменений по совершенствованию
контроля и надзора в связи с новыми
последними Постановлениями Правительства
будут рассмотрены в последующих
методических материалах.

  • Какими
    законодательными и административно-правовыми
    актами обусловлено реформирование
    службы санэпиднадзора?
  • Каковы
    основные отличия службы санэпиднадзора
    и Роспотребнадзора?
  • В
    чем различия в финансировании службы
    санэпиднадзора и Роспотребнадзора?
  • Каковы
    основные направления подготовки кадров
    для Роспотребнадзора?

001.Предпосылками
для проведения реформ в службе
санитарно-эпидемиологического надзора
явились:

а)
экономический кризис в стране;

б)
проведение административно-политических
реформ, направленных на разделение
законодательной, судебной и исполнительной
властей;

в)
слабая нормативно-правовая основа
организации надзора;

г)
низкая эффективность деятельности
службы санитарно-эпидемиологического
надзора;

д)
недостаточное финансирование центров
санэпиднадзора.

002.
Основными направлениями реформы
санитарно-эпидемиологической службы
явились:

а)
укрупнение и централизация имеющихся
учреждений;

б)
разделение функций на надзорную и
исполнительную

в)
решение вопросов правового регулирования;

д)
сокращение кадров в службе надзора.

003.
Основное направление деятельности
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека:

б)
непосредственное осуществление надзора
на территории;

в)
административно-хозяйственное обеспечение
деятельности центров;

004.
В структуре Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека имеются следующие
управления:

в)
контроля за особо опасными инфекциями;

г)
защиты прав потребителей;

д)
организации проведения гигиенического
воспитания населения.

005.Основными
задачами центров санитарно-эпидемиологического
надзора (до реформирования) были:

а)
обеспечение надзора за соблюдением
санитарного законодательства;

б)
организация и проведение производственного
контроля;

в)
обеспечение надзора на потребительском
рынке;

г)
представление информационно-аналитических
материалов по вопросам санэпидблагополучия
в органы исполнительной власти;

д)
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний.

006.
Основными задачами территориальных
отделов управлений Роспотребнадзора
являются:

в)
организация и проведение производственного
контроля;

г)
организация социально-гигиенического
мониторинга на территории;

007.
Установите соответствие в финансировании
органов и учреждений Роспотребнадзора:

001
– б, в

002
– б, в, г

003
– а, г

004
– а, б, г

005
– а, г, д

006
– а, г

007
– 1 а, 2 а, б

  • Беляев
    Е.Н., Куценко Г.И., Мельникова Л.С., Волков
    С.Д., Подольский В.М. Санитарное
    законодательство Российской Федерации
    в новых условиях деятельности. Санитарно-
    эпидемиологическая служба Российской
    федерации в условиях реформирования.
    Москва, 2001 г.
  • Оценка
    эффективности и качества деятельности
    специалистов учреждений госсанэпиднадзора
    в современных условиях /Г. И. Куценко,
    Е. Н. Беляев, О. Е. Петручук. 2001, 319 с.
  • Указ
    Президента РФ от 23 июля 2003 г. №824 «О
    мерах по проведению административной
    реформы в 2003—2004 гг.»
  • Федеральный
    Закон «О внесении изменений в
    законодательные акты Российской
    Федерации и признании
    утратившими силу некоторых законодательных
    актов
    Российской Федерации в связи с принятием
    федеральных законов «О внесении
    изменений и дополнений в Федеральный
    закон «Об общих принципах организации
    законодательных (представительных) и
    исполнительных органов государственной
    власти субъектов Российской Федерации»
    и «Об общих
    принципах организации местного
    самоуправления
    в Российской Федерации» (от 22.08.2004 г.
    №122-ФЗ) от 01.01.2005 г.

1.
Основы оценки риска для здоровья
населения при воздействии химических
веществ, загрязняющих окружающую среду
— Под ред. Рахманина Ю.А., Онищенко
Г.Г.
– Соавт.
Рахманин Ю.А., Новиков С.М. – М.- ГУ НИИ
ЭЧиГОС им. А.Н.Сысина РАМН — 2002.

2.
Постановление Правительства РФ «Вопросы
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» от 6 апреля 2004 г. №154

3.
Куценко Г.И.. Полесский В.А.. Петручук
О.Е.. Подольский В.М. Правовое обеспечение
федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека в профилактике рисков
общественному здоровью. Ж. Общественное
здоровье и профилактика заболеваний.
М. 2006 г. № 2

Оцените статью
Единый реестр видов контроля