- Кто проводит строительный контроль и какие работы он включает? Предупреждая риски
- Цели и задачи строительного контроля
- Требования к подрядчикам и специалистам стройнадзора
- Порядок проведения строительного контроля
- Перечень работ по строительному контролю
- Проверка проектной документации
- Приемка геодезической сети, закрепленной на местности
- Контроль строительных материалов
- Контроль качества работ в процессе их выполнения
- Контроль качества работ, результаты которых невозможно оценить после осуществления дальнейших операций
- Библиографическое описание
Кто проводит строительный контроль и какие работы он включает? Предупреждая риски
Необходимость строительного контроля возникает при возведении объектов любого типа. Благодаря ему заказчик может удостовериться, что все работы выполнены надлежащим образом и с соблюдением заявленных сроков, качество стройматериалов отвечает стандартам, а расходы соответствуют реальной смете. Данная статья поможет читателям узнать, что включает в себя контроль строительных объектов и какие организации его проводят.
Цели и задачи строительного контроля
Строительный контроль представляет собой комплекс проверок, назначение которых — подтвердить, что проводимые работы
- соответствуют требованиям нормативных документов — проекта, технических регламентов, правил безопасности (в том числе экологической);
- осуществляются с соблюдением сроков строительства и расходов, установленных сметой.
Наряду с определением «строительный контроль» встречаются синонимичные термины «строительный надзор», «технический надзор», «технический контроль». Однако между ними есть некоторые различия. Под техническим контролем обычно подразумевают проверку, которая проводится только заказчиком. Следовательно, это более узкое определение. Кроме того, можно встретить термин «авторский контроль», или «авторский надзор». Это вид оценки соответствия работ проектной документации. Авторский контроль обычно осуществляется разработчиком проекта, термин входит в понятие строительного контроля.
Основные цели надзора за строительными работами:
- Обеспечение надлежащего качества строительных работ. К сожалению, компетентность и добросовестность исполнителя не всегда удается оценить заранее. Нередки случаи, когда подрядчик нарушает технологию, упрощает инженерные решения, установленные проектом, в результате чего неизбежно возникают проблемы при эксплуатации готового объекта.
- Гарантия использования предусмотренных проектом строительных материалов и конструкций. Недобросовестный исполнитель работ может в корыстных целях заменить материалы более дешевыми, менее качественными. Вследствие этого снижаются эксплуатационные свойства здания, нарушаются экологические нормы, не говоря о том, что обманутый застройщик теряет средства.
- Контроль бюджета, отсутствие неоправданных расходов в связи с некорректно составленной сметой подрядчика. Этот пункт особенно важен, если учесть, как часто встречаются в практике строительства случаи обмана заказчиков путем преднамеренного завышения цены материалов и преувеличения объемов работ.
Справедливо будет отметить, что не всегда нарушения являются следствием махинаций со стороны подрядчика: причинами ошибки могут стать некомпетентность, невнимательность составителя сметы.
Итак, строительно-технический контроль:
- Обеспечивает своевременную реализацию проекта. Благодаря строительному контролю удается избежать расходов, обусловленных нарушением сроков ввода здания в эксплуатацию.
- Дает подтверждение безопасности строительных работ и последующей эксплуатации объекта.
- Подтверждает соблюдение закона. Другими словами, заказчик услуг строительного контроля может быть уверен в отсутствии будущих проблем с Ростехнадзором и другими проверяющими организациями.
Требования к подрядчикам и специалистам стройнадзора
Поскольку порядок проведения строительного контроля определяется законодательством, специалисты и компании, осуществляющие технический надзор, подчиняются строгим требованиям.
На заметкуТехнический заказчик должен обладать специальными техническими, юридическими и другими знаниями, необходимыми для грамотного ведения дел с подрядчиком. Обычно технический заказчик берет на себя все функции контроля над строительством.
В свою очередь, и технический заказчик может перепоручать действия по строительному надзору сторонним профессионалам.
Поскольку строительный контроль напрямую связан с безопасностью эксплуатации объектов, получить допуск СРО к этому виду деятельности может далеко не любая фирма. К юридическим лицам, заинтересованным в получении разрешения, предъявляются строгие требования.
Штат сотрудников такой фирмы должен включать в себя инженеров-проектировщиков, специалистов по электротехническим, сантехническим, вентиляционным системам, сметчиков, архитекторов, геодезистов и т.д.
Чтобы получить допуск СРО, фирма предоставляет обширный пакет документов, в том числе подтверждающих, что в компании действует система проверки качества выполняемых работ.
Порядок проведения строительного контроля
Процесс технического надзора состоит из нескольких этапов в соответствии с порядком реализации проекта. Обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг строительного контроля, можно в любой момент, но чем раньше заказчик приступит к проверке, тем меньше расходов он понесет в итоге. Нарушения, допущенные исполнителями на ранних этапах строительства и не выявленные вовремя, нередко влекут за собой серьезный финансовый ущерб.
Исходя из этого, рекомендуется приступать к контролю качества строительно-монтажных работ на стадии планирования, а заканчивать проверочные мероприятия после сдачи объекта в эксплуатацию.
При обращении клиента в компанию, предоставляющую услуги строительного надзора, после изучения всех нюансов предстоящего сотрудничества между сторонами заключается соглашение. В нем указывают права и обязанности заказчика и организации, осуществляющей контроль, оговаривают сроки выполнения работ.
Действия по контролю производятся экспертной группой или одним инженером — это зависит от масштабов строительства.
По условиям договора контролирующий специалист (или группа), как правило, принимает на себя следующие обязанности:
- проверять проектную документацию на предмет наличия всех требуемых документов и их соответствия нормативам;
- контролировать правильность составления сметы подрядчиком, в том числе корректное применение расценок;
- следить за соблюдением графика строительных работ;
- контролировать качество применяемых материалов, оценивать их соответствие проекту, проверять наличие сертификатов и другой документации;
- следить за тем, чтобы работы выполнялись согласно проектным решениям и действующим градостроительным нормативам;
- контролировать соблюдение правил хранения материалов;
- обеспечивать оперативное выявление и устранение нарушений;
- осуществлять приемку произведенных работ с подписанием надлежащих актов на отдельных стадиях строительства;
- обеспечивать соблюдение объемов строительно-монтажных работ, установленных проектом;
- следить за правильностью исполнительной документации и т.д.
В процессе осуществления строительного контроля ответственный специалист регулярно предоставляет заказчику отчеты о результатах проверки. Благодаря этому клиент получает возможность в режиме реального времени следить за ходом работ на объекте, не беспокоясь при этом о должном их исполнении.
Перечень работ по строительному контролю
Контроль строительно-монтажных работ ведется по нескольким направлениям. Перечислим основные мероприятия в рамках каждого из них.
Проверка проектной документации
Эксперты по строительному контролю проверяют:
- все ли необходимые документы предоставлены заказчиком;
- соответствуют ли осевые размеры здания, обозначенные в проекте, разбивочным геодезическим сетям;
- согласована ли проектная документация во всех государственных органах, утвержден ли проект должным образом;
- не нарушают ли границы строительной площадки, обозначенные на генеральном плане, существующих земельных сервитутов;
- содержится ли в документации по проекту список работ и материалов, от качества которых зависит безопасность строительства и эксплуатации объекта и т.д.
Если в предоставленной заказчиком документации обнаруживаются нарушения или недоработки, специалисты по контролю дают рекомендации по внесению необходимых исправлений.
Приемка геодезической сети, закрепленной на местности
Эксперты контролируют, насколько точно указанные в проекте координаты перенесены на местность, надежно ли зафиксированы геодезические знаки. По окончании проверки составляется и подписывается акт.
Контроль строительных материалов
Мероприятия в рамках данного направления включают:
- оценку соответствия поставленных стройматериалов, изделий, конструкций требованиям ГОСТов, ТУ и технических свидетельств, обозначенных в проекте;
- контроль наличия, комплектности и правильности оформления документов на эти материалы и изделия.
При необходимости могут быть проведены контрольные испытания. При этом таковые должна проводить аккредитованная лаборатория.
Результаты проверки оформляются в письменном виде.
Если в ходе проверки обнаруживаются материалы ненадлежащего качества, проблема решается одним из трех способов:
- производится замена некачественных материалов качественными;
- параметры материалов/изделий доводятся до требуемых;
- применяются материалы с выявленными несоответствиями, но только после согласования с заказчиком, проектировщиками и госорганами.
До тех пор, пока данный вопрос не будет решен тем или иным способом, строительные работы с использованием этих материалов не производятся.
Контроль качества работ в процессе их выполнения
Специалисты уполномоченной организации контролируют каждый этап строительных работ на предмет их соответствия действующим техническим, проектным и законодательным нормативам. Оценке подлежит качество выполнения работ и их результатов.
По итогам проверки составляется акт.
Контроль качества работ, результаты которых невозможно оценить после осуществления дальнейших операций
Типичная ситуация в строительстве — сокрытие результатов проведенных работ последующими операциями. Несвоевременное выявление нарушений может потребовать разбора конструкций или негативно повлиять на показатели безопасности возводимого объекта. Поэтому представители контролирующей организации в обязательном порядке осуществляют приемку скрываемых работ с составлением акта освидетельствования.
Строительный контроль позволяет не только соблюсти нормы законодательства, но и обеспечить спокойствие и финансовую безопасность заказчика. Регулярно проводить проверку выполняемых работ и их результатов гораздо выгоднее и эффективнее, чем исправлять несвоевременно выявленные нарушения. Поскольку заказчик далеко не всегда имеет нужную компетенцию, для осуществления строительного надзора часто прибегают к услугам сторонних экспертных организаций.
Если строительный контроль выполняется силами заказчика или застройщика, вступление последних в СРО, как и получение допуска на выполнение строительного контроля, не требуются.
В данной статье раскрываются проблемы государственного управления в области строительства, путем надзора (контроля) за строительством.
Ключевые слова: пожарный надзор, градостроительство, контроль, надзор.
Социальное, экономическое, экологическое значение строительства трудно переоценить. В результате строительной или градостроительной деятельности создается особая, специфическая среда жизнедеятельности. Это — место, где человек постоянно проживает и работает, т. е., как правило, территория поселений. От состояния этой среды, от того, насколько она комфортна, благоприятна и безопасна, зависят условия проживания миллионов людей.
Строительство представляет для нас интерес не как род хозяйственной деятельности, а как сфера государственного регулирования, а вопросы государственного управления в любой области являются предметом регулирования административного права.
В настоящее время статус государственного органа, его правовое положение и наименование определяется исходя из возложенных на него государственно-управленческих функций. Именно таким образом выстроена современная система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. Любые функции определяются, исходя из компетенции и государственно-властных полномочий
Обеспечение законности в сфере строительства служит определенный набор административно-правовых инструментов, среди которых в качестве важнейших можно выделить государственный строительный надзор, государственную экспертизу проектной документации, процедуры выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. К данному функциональному блоку относятся и осуществление органами государственной исполнительной власти юрисдикционных полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений в сфере строительства.
С помощью строительных норм государство устанавливает обязательные требования к продукции и процессам производства, соблюдение которых обеспечивает безопасность и качественные характеристики объектов строительной деятельности. Особым направлением деятельности органов государственной (муниципальной) исполнительной власти является градостроительная политика, осуществляемая посредством разработки, проведения экспертизы и принятия предусмотренной законом градостроительной документации.
Для того чтобы понять механизмы реализации государственного контрольно-надзорного воздействия непосредственно в области строительства, нам необходимо остановиться на рассмотрении понятий государственного контроля и государственного надзора.
Что касается соотношения контроля и надзора, то в качестве основной Р. В. Кононовым принята позиция, согласно которой надзор, осуществляемый органами государственной власти есть разновидность государственного контроля.
Контроль, по мнению Е. В. Захарова, включает в себя три обязательных элемента:
− проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;
− проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;
− принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).
Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. Таким образом, «различие между административным надзором и контролем проявляется в широте охвата обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия. Надзор — это своего рода суженный контроль. Контроль осуществляется не только за законностью, но и целесообразностью действий подконтрольных субъектов, при надзоре проверяется только соответствие действий поднадзорных субъектов установленным правилам»
Если обратится к Федеральному закону от № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В частности, в статье 2 указано, что в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В контексте отношений, регулируемых данным нормативно-правовым актом, государственный контроль и государственный надзор рассматриваются как равнозначные понятия.
Согласимся с мнением тех исследователей, которые считают необходимым принятие специального закона, закрепляющего легальные дефиниции государственного контроля и надзора. Кроме того, необходимо закрепление системы общих организационных принципов осуществления этих функций, состава и статуса субъектов этих правоотношений.
Очевидно, что строительство необходимо относить к объекту реализации надзорной функции государства, которая присуща органам исполнительной власти и местного самоуправления и заключается в оценке деятельности неподчиненных им организаций или лиц с точки зрения законности». Строительство является чрезвычайно сложной и широкой сферой общественных отношений. Эти отношения включают огромное количество разнообразных управленческих, технологических, общесоциальных и иных аспектов. Мнение о том, что строительство является сферой реализации надзорной функции, справедливо лишь в силу нынешней структуры строительного комплекса, характеризующего преобладанием частного сектора. Этот сектор строительного комплекса является сферой сосредоточения частных экономических интересов и интересов безопасности и благоприятного развития с позиции общества. Непосредственные государственные интересы в данной сфере проявляются незначительно. Однако, говорить о том, что государственный контроль в области строительства отсутствует некорректно. Так, можно выделить следующие виды такого контроля: контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляющих функции административно-правового регулирования в области строительства; контроль за деятельностью государственных предприятий и учреждений; контроль за ходом реализации государственных программ, а также за строительством, осуществляемым за государственный счет и (или) для государственных нужд и другие функции.
Тем не менее, следует сделать вывод, что в соответствии с характером и структурой современных экономических отношений в РФ, в качестве основного средства обеспечения законности в области строительства выступает именно надзор
- Мартынов А. В. Административный надзор в России: теоретические основы построения: монография / А. В. Мартынов; под ред. Ю. Н. Старилова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. С.17
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ) // Российская газета. 1994. 24 декабря.
- О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 27-ФЗ) // Российская газета. 1995. 05 января.
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 02 июля 2013 г. № 185-ФЗ) // Российская газета. 2008. 01 августа.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, надзор, область строительства, государственная власть, государственное управление, исполнительная власть, контроль, государственный надзор, административный надзор, государственная дисциплина.
Библиографическое описание
Синельникова, Ю. А. Проблемы государственного регулирования строительной отрасли / Ю. А. Синельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 186-190. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84466/ (дата обращения: 16.03.2023).
Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важную практическую роль, как при формировании валового внутреннего продукта российской экономики, так и при стимулировании развития рыночной инфраструктуры и строительного комплекса. В рамках статьи проанализированы тенденции развития строительной сферы в экономике России. Проанализированы негативные процессы, влияющие на коммерческую деятельность строительных предприятий. Рассмотрен механизм государственного регулирования строительной отрасли Российской Федерации. Перечислены актуальные проблемы государственного регулирования строительной сферы.
Ключевые слова:
строительная отрасль, строительный комплекс, строительные предприятия, государственное регулирование, государственное управление.
The scientific article is devoted to conducting a research analysis of topical problems of state regulation of the construction industry in Russia. The relevance of the study is due to the fact that the commercial activity of construction companies plays an important practical role, both in the formation of the gross domestic product of the Russian economy, and in stimulating the development of market infrastructure and the construction complex. Within the framework of the article, the trends in the development of the construction sector in the Russian economy are analyzed. Analyzed the negative processes affecting the commercial activities of construction companies. The mechanism of state regulation of the construction industry of the Russian Federation is considered. The topical problems of state regulation of the construction sector are listed.
На сегодняшний день строительная сфера экономики Российской Федерации переживает трудный период своего функционирования, связанного с распространением пандемии коронавируса COVID-19. Строительным предприятиям необходимо оптимизировать свою деятельность, совершенствовать инструменты привлечения клиентов и снизить размеры своих затрат, с целью возможности обеспечения обязательств перед контрагентами и поставщиками.
На развитие строительной отрасли в экономике страны оказывают влияние целый ряд экономических, природно-географических, политических и социально-культурных факторов. Одним из направлений влияния на развитие строительного сектора в России является влияние мировой экономики, в частности тенденций развития строительного бизнеса на зарубежных рынках.
Кроме того, на тенденции развития строительной сферы в российской экономике высокую роль играет пандемия коронавируса, из-за которой степень проявления негативных факторов внешней среды повышается в разы.
- Высокий уровень процентных ставок на коммерческое кредитование и ипотеку (первые ставки приводят к трудностям привлечения заемного финансирования строительными предприятиями, вторые ставки приводят к нереализованному потенциалу продаж строительных объектов недвижимости населению, которому недоступна ипотека).
- Тенденция увеличения стоимости строительных материалов, сырья и оборудования, используемых при выполнении строительных работ.
- Высокие уровень налоговой нагрузки на коммерческую деятельность строительных предприятий, снижая размер чистой прибыли, которая распределяется в пользу увеличения собственного капитала.
- Дефицит высококвалифицированных специалистов и сотрудник технических профессий, используемых при проведении строительных работ.
- Частые случаи, когда заказчики становятся неплатежеспособными субъектами, что нарушает цепочку формирования финансовых потоков. Тем самым, строительные организации нарушают свои обязательства перед контрагентами и поставщиками.
- Высокий уровень насыщенности строительной отрасли конкурентами (см. рисунок 1). Из-за того, что динамика числа строительных предприятий в российской экономике увеличивается из года в год, степень насыщенности рынка конкуренцией только повышается.
В 2015 году был достигнут исторический максимум, когда показатель составил 139,4 млн квадратных метров. Далее с 2016 по 2018 гг. значения постепенно снижались, пока объем ввода новой площади недвижимости составил 132,7 млн квадратных метров.
Стоит отметить, что значительную роль при формировании тенденций и вышеперечисленных проблем является режим экономический санкций между Россией и странами Запада, из-за чего и наблюдается негативное воздействие макроэкономической неустойчивости. В 2020 году угрозы активизировались, причиной чему выступает кризис пандемии коронавируса.
Тем не менее, перспективы развития строительного комплекса Российской Федерации можно назвать положительными и, в первую очередь, они связаны с реализацией Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года, выступающей фундаментом государственного регулирования данной сферы деятельности.
Задачами Стратегии инновационного развития строительной отрасли России выступают:
– инновационное перевооружение строительной отрасли;
– совершенствование регулирования рынка строительной продукции и услуг;
– совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности строительных организаций;
– развитие кадрового потенциала сферы строительства;
– интеграция российского рынка строительства с международными площадками по обмену интеллектуальным капиталом и инновационными ресурсами;
– совершенствование нормативно-правовой и технической базы в сфере строительства.
В целом же государственное регулирование строительной отрасли Российской Федерации схематически можно изобразить на рисунке 3, где отображены три ключевых уровня регуляторной деятельности.
При этом в рамках регуляторной функции применяются следующие механизмы и инструменты государственного контроля строительной отрасли, как:
– техническое регулирование;
– государственный стройнадзор;
– выдача официальных разрешений на возведение объектов недвижимости;
– образование цены и сметная документация.
– федеральные министерства;
– федеральные службы;
– федеральные агентства.
- Неэффективность мероприятий, согласно которому происходит страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче объекта долевого строительства.
- Инструменты и механизмы, которые применяются в рамках государственного управления рынка долевого строительства выступают неэффективными в предупреждении рисков, угроз и негативных случаев.
- Низкий объем охвата государственной поддержки категории инвесторов долевого строительства, которые оказались обманутыми.
- С целью защиты прав потребителей и инвесторов, органы государственной власти принимают решения об ужесточении нормативов к финансовой устойчивости и состояния строительных компаний. Однако это не приводит к эффективным изменениям. И наоборот, происходит удорожание квадратных метров объектов недвижимости, что делает покупательную способность потребителей слабее.
Для того, чтобы данные проблемы имели минимальный уровень негативного воздействия на тенденции развития строительной отрасли и устойчивость коммерческой деятельности строительных предприятий, можно предложить следующие пути совершенствования системы государственного регулирования:
- Установить плановые проверки застройщиков чаще, чем 1 раз за календарный год.
- После первой выдачи разрешения на строительство важно проводить проверку сразу не старше, чем через 3 календарных месяца.
- Ввести термин «внешняя среда застройщика», которая будет состоять из организаций, которые периодически взаимодействуют со строительной компанией.
- Ужесточить выпуск на рынок новых застройщиков на стадии выдачи разрешения на строительство.
Таким образом, в заключении научной работы, можно подытожить следующее:
- Современными проблемами развития строительной отрасли в экономике России выступают высокий уровень процентных ставок на коммерческое кредитование и ипотеку, тенденция увеличения стоимости строительных материалов, сырья и оборудования, используемых при выполнении строительных работ, высокий уровень налоговой нагрузки на коммерческую деятельность строительных предприятий, дефицит высококвалифицированных специалистов и сотрудник технических профессий, высокий уровень насыщенности строительной отрасли конкурентами.
- В рамках государственного регулирования строительной отрасли принимаются правовые, административные и экономические методы.
- Основными проблемами государственного регулирования строительной отрасли в экономике России являются неэффективность мероприятий, согласно которым происходит страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче объекта долевого строительства, неэффективность инструментов управления рынком долевого строительства, низкий объем охвата государственной поддержки категории инвесторов долевого строительства, которые оказались обманутыми, принятие решений об ужесточении нормативов к финансовой устойчивости и состояния строительных компаний.
- Карякина И. Е., Потапкина Е. К. Анализ современного состояния строительной отрасли РФ, проблемы и перспективы ее развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5–2.
- Строительство в России // Официальный сайт «Росстат». URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/stroit-2018.pdf (дата обращения: 12.05.2021).
- Регионы России 2019 // Официальный сайт «Росстат». URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2019.pdf (дата обращения: 12.05.2021).
- Хашаева О. Ш. Государственное регулирование строительной отрасли // Научный вестник ЮИМ. 2017. № 1.
- Соловьева Е. А., Абакумов Р. Г., Наумов А. Е. Правовые аспекты государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30).
- Запевалова А. Ю. Проблемы и перспективы государственного регулирования строительной отрасли России // Инновации в науке и практике. 2018. С. 94–100.
- Негашев Д. С. Развитие инновационного потенциала строительной отрасли: проблемы и роль государственного регулирования // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2018. С. 59–61.
Основные термины (генерируются автоматически): строительная отрасль, государственное регулирование, долевое строительство, коммерческая деятельность, Российская Федерация, высокий уровень, негативное воздействие, российская экономика, строительная сфера, строительный комплекс.
В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование строительного надзора в Российской Федерации. Рассмотрена надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного строительного надзора.
Ключевые слова: строительство, государственный строительный надзор, контроль, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Стратегии развития строительной отрасли на период до 2030 года разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, строительная отрасль, как и российская экономика в целом находятся перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненный процесс населения. Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики. Вместе с тем в строительной отрасли требуются количественные и качественные преобразования, способствующие более эффективному решению задач наращивания объемов строительства жилья, реализации масштабных инфраструктурных проектов, открывающие возможности для развития промышленно-экономического потенциала Российской Федерации в целом. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как система управления данным видом деятельности при обязательном регулирующем воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления. Государственный строительный надзор является единственным из государственных институтов, в названии которого содержится непосредственное указание на его контрольно-надзорную природу.
Регулирование строительной деятельности в РФ осуществляется на трех уровнях:
‒ государственное регулирование;
‒ региональное регулирование;
‒ регулирование строительной деятельности на уровне СРО.
Государственное регулирование строительной деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, действия которых направлены на упорядочение экономических отношений в сфере строительства.
По действующему законодательству государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.
Следующим уровнем регулирования строительной отрасли является региональный.
В соответствии с федеральными законодательными актами, центр тяжести по управлению экономическими процессами в строительстве, в настоящее время осуществляется на уровне субъектов, образуя региональный строительный комплекс.
Региональный строительный комплекс (РСК) — это территориально-производственная совокупность строительных предприятий, предприятий строительных материалов и объективно интегрированных с ними устойчивыми хозяйственными связями других объектов материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих ее сбалансированность и эффективное функционирование комплекса в целом, а также региональных органов управления и общественных организаций.
На уровне региона управляющей подсистемой строительного комплекса является региональный орган управления (министерство или комитет), который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Перейдем к регулированию строительной деятельности на уровне СРО. Как было сказано выше, после отмены лицензирования законодатель перешел на саморегулирование строительной деятельности. Саморегулирование — самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности, содержанием которой является разработка и утверждение стандартов, правил деятельности, контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. За деятельностью саморегулируемой организации осуществляется государственный контроль (надзор). Саморегулируемые организации ориентированы на решение управленческих задач, защиту законных интересов организаций, охрану окружающей среды, выполняют государственные задачи в интересах государства и организаций — участников за счет средств участников рынка и являются социально-ориентированными некоммерческими организациями. Как у каждого нововведения, у саморегулирования есть свои плюсы и минусы. ввод СРО значительно сократил — до 90 тысяч — число организаций, которые получили право заниматься строительством. Можно сделать вывод, что институт саморегулирования в строительстве состоялся, несмотря на все трудности, сопротивление, непонимание со стороны консервативно настроенных участников рынка. Допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.
‒ при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
‒ реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.
Из этого можно сделать вывод о критерии отнесения процессов создания объектов капитального строительства к ведению государственного строительного надзора. Таковым критерием является установленная законом в отношении соответствующих объектов необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации. Таким образом, наблюдаем первый элемент органической взаимосвязи институтов экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора. Эти институты представляют собой поэтапно сменяющие друг друга, организационно обособленные процедуры единого надзорного механизма.
Часть 2 ст. 54 ГрК РФ четко закрепляет предмет государственного строительного надзора, а именно, проверку:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;
2) наличия разрешения на строительство;
При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в главе 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике», а именно в статьях 9.4 и 9.5 определяет составы правонарушений в области нарушения обязательных требований в сфере строительства и применения строительных материалов (изделий) и нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, и закрепляет ответственность за совершение данных административных правонарушений.
В статье 19.6.1 КоАП РФ устанавливается ответственность для должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» принят в следующих целях:
‒ защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
‒ охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
‒ предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
‒ обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
Таким образом, правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:
‒ к подготовке и утверждению территориального планирования;
‒ утверждению документации по планировке территории;
‒ техническому регулированию в области градостроительной деятельности;
‒ ведению государственного реестра СРО и осуществлению надзора за их деятельностью;
‒ другим полномочиям согласно ст. 6–8 ГрК РФ.
Регулирование строительной отрасли государством гарантирует защиту интересов субъектов подобных правоотношений на законодательном уровне.
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: ФЗ от 26.12.2008 г. № 294 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52. — Ст. 6249.
- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: ФЗ от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ // Российская газета. — 2009. — 31 дек.
- О государственном строительном надзоре в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. № 54 (ред. от 29.04.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 7. — Ст. 774.
- Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 30.12.2004 г. № 214 — ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. — 2004. — 31 дек.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный строительный надзор, Российская Федерация, капитальное строительство, РФ, строительная деятельность, проектная документация, капитальный ремонт, строительная отрасль, государственная экспертиза, государственный контроль.