Принимая во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редька от 22.06.2019) «О федеральном государственном экологическом надзоре» и настоящего Постановления

Принимая во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редька от 22.06.2019) "О федеральном государственном экологическом надзоре" и настоящего Постановления ЕРВК

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора

Изменения в федеральном законе об охране окружающей среды

Перечень оснований для КНМ: плановых, внеплановых и проводимых на основании программы проверок

Виды и описание КНМ: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование

Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]

С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.

Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.

В прошлую пятницу вышло постановление Правительства РФ № которым были установлены особые условия проведения экологических проверокОграничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в и без того сложных экономических условиях

Подобные меры государственной поддержки мы уже наблюдали вгодуво время пандемииони были распространены нагодНо действительно ли они позволяли и позволят теперь бизнесувыдохнутьхотя бы в части административного воздействияПредлагаю посмотретькакие послабления были введены постановлением нагода затем поговорить о данных статистики заигоды и сделать свои выводы

Условия экологического контроля вгоду можно свести к шести ключевым пунктам

Вгоду по общему правилу плановые проверки не проводятсяНо есть исключениядля некоторых видов контролянадзорасопряженных с экологическим

Плановые проверки проводятся в рамках

санитарноэпидемиологического надзора в сфере водоподготовки и водоснабженияппа п

федерального государственного надзора в области промышленной безопасности для объектовкласса опасности

Результаты контрольных мероприятий в рамках этих видов надзора нередко влияют на результаты экологических споровНапримерфакты нарушений при эксплуатации опасных объектов могут стать доказательством вины в споре о возмещении вредапричиненного окружающей среде

Это создает определенные риски для природопользователейсоответственноадминистративное воздействие сохраняется и может быть даже очень чувствительным для предприятийНо здесь важно отметитьчто у контрольного органаКНОесть право заменить проверку на профилактический визитот которого контролируемое лицо не вправе отказатьсяНасколько часто КНО будут пользоваться этой возможностью – покажет время

Основания для внеплановых проверок строго ограничены

Ряд проверок проводится только по согласованию с прокуратурой

проверки ввиду угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью гражданего причиненияугрозы возникновения ЧС природноготехногенного характераугрозы обороны страны и безопасности государствапричинения им вреда

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении чрезвычайно высокого и высокого рисков на опасных объектахикласса опасностина гидротехнических сооруженияхикласса опасности или индикаторов рискавлекущих непосредственную угрозу вышеуказанным в ппценностям

при проверке исполнения предписания об устранении нарушенийпосле истечения срокасоздающих угрозу причинения вреда вышеуказанным ценностямпри этом внеплановая выездная проверка проводится только если исполнениенеисполнение нельзя установить на основании документов и иной информации в распоряжении государственного органа

Часть проверок может проводиться без согласования с прокуратуройСреди них КНМпроводимые по таким основаниям

по поручению Президента РФ

по поручению председателя Правительства РФ

по поручению ЗамПредседателя Правительства РФ при согласовании с руководителем Аппарата Правительства РФ

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законасоблюдением прав и свобод человека и гражданина

при наступлении события из программы проверок федерального государственного экологического надзора при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания

Все эти основания оставляют широкое поле для маневраФактически внеплановые проверки могут проводиться по целым отраслямгруппам предприятийесли это будет соответствовать государственной политикеПоэтому риск тогочто предприятие может оказаться под интенсивным административным воздействиемвгоду сохраняется – предприятиям необходимо активно отслеживать государственную повестку

КНМзапланированные на дату после вступления в силу постановленияи не подпадающие под ограниченияподлежат отмене КНО единым решением в течениерабочих дней со дня вступления в силу постановленияппостановленияАналогичная ситуация с не завершенными КНМ – они подлежат прекращению в течениерабочих дней со дня вступления в силу постановления

При этом предписание в рамках таких КНМ может быть выдано в одном случае –  если в ходе КНМ были обнаружены факты нарушенийкоторые влекут угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровьювозникновения ЧС природноготехногенного характераущерба обороне страны и безопасности государства

Срок исполнения предписанийвыданных до вступления в силу постановленияпродлевается накалендарных дней со дня истечения срока исполнения и может быть дополнительно продлен по ходатайству контролируемого лицаппостановления

В рамках таких КНМ лицо может быть привлечено к административной ответственности – если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требованийкоторые являются предметом государственного контроляпри этом признаки состава были выявлены в рамках КНМНельзя применить только временный запрет деятельностиппостановления

Что касается мерпринимаемых прямо сейчаспрекращение незавершенных КНМотмена запланированных КНМ и продление срока исполнения предписаний– этоконечносущественное послабление для бизнеса в настоящий моментИ этой возможностью необходимо пользоватьсяв том числе и максимально продлить срок исполнения предписанияВ то же время мы видимчтобезнаказаннымпредприятие не останетсяесли выявлены факты нарушений – и предписание будет вынесенонесмотря на ограниченияи к административной ответственности лицо привлекут

Но насколько вышеобозначенные ограничения снизят нагрузку на бизнес в течениегода – вопросТакнапримерпо поручению Виктории Абрамченконесмотря на мораторийвгоду были проверены почтинедропользователейИсследователи из Института проблем правоприменения при Европейском университете отмечаютчто в действительности у ограничений довольно много исключений и тех самыхвозможностей для маневрао которых я говорила вышеМораторий на проверки не носил абсолютного характера ни вни вгодуОграничения контрольнонадзорных органов по проверке субъектов малого и среднего предпринимательствавключая установленныи? моратории? на проверкине носят абсолютного характераболеевсех планово проверенных организации? и свышевсех внепланово проверенных организации? вгбыли малыми и средними предприятиямиПодробнее смКучаков РККузнецова ДАСкугаревскии? ДАКонтроль и надзор вгЖизнь без проверок в период пандемиианалитическии? отчет

И хотя вгчисло проверок значительно снизилось — враза по сравнению сг– несмотря на точто мораторий был распространен нагвколичество проверок увеличилось враза по сравнению сгПодробнее смКучаков РКСкугаревский ДАКонтроль и надзор вгВозврат к норме или новая парадигмааналитический отчетВгоду количество плановых проверок Росприроднадзора по отношению кгоду уменьшилось незначительновсего напо сравнению с другими ведомствами – Ростехнадзор наРоспотребнадзор наи тдАналогичная статистика и по внеплановым проверкамнав то время как Ростехнадзор – наРоструд –  наи тд

На основе этих данныхя предполагаючто вгодудаже в условиях кризисапроверочная деятельность не будет полностью замороженахотя поддержка бизнесу уже оказанаОперативные меры приняты сейчасна время острого шокано это состояние будет постепенно развеиватьсяНа значительное снижение экологического контроля я бы не рассчитывалаучитывая статистические данные поигодамПоэтому именно сейчас важно воспользоваться предоставленным перерывом и навести порядок в экологической деятельности предприятияперестроить внутренние процессыпровести качественный аудит и тд

Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро».

1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;

регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:

1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении:

следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;

внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;

производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;

в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

производственных объектов, являющихся:

пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;

морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;

объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);

объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;

объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

производственных объектов, на которых эксплуатируются:

ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:

к объектам I категории;

к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;

производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:

вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);

классификации промышленных объектов и производств;

соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).

В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).

4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

5. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).

8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:

1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;

2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.

10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.

11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

РуководствоПравить

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Принимая во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редька от 22.06.2019) "О федеральном государственном экологическом надзоре" и настоящего Постановления

Куренкова Елена Владимировна

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Имеет ли право гос. экол. надзор посещать частные дачные участки и выписывать постановления за битый кирпич на участке, грунт

Гос.экол.надзор приехал на мой дачный участок без моего ведома, сфотографировали мешки с битым кирпичом, завезенный крунт (док.на него имеются) и выписали протокол , потом постановление по ст. 8.2 (несоблюдение экологических норм) . Имеют ли право они посещать дачный частный участок?

ПолномочияПравить

  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • земельный надзор;
  • надзор в области обращения с отходами;
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • лесной надзор;
  • охрана и использование объектов животного и растительного мира;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 октября 2022 года; проверки требуют 5 правок.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года. Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план. Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  • Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  • Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  • Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  • Составление протоколов при выявлении нарушений.
  • Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  • Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда. Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Автор статьи

Принимая во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (редька от 22.06.2019) "О федеральном государственном экологическом надзоре" и настоящего Постановления

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

СсылкиПравить

  • rpn.gov.ru — официальный сайт Росприроднадзора
  • Страница Росприроднадзора в социальной сети «ВКонтакте»
  • Росприроднадзор в мессенджере Telegram

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • надзор за обращением с отходами;
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный лесной надзор;
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный охотничий надзор.

Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

КритикаПравить

  • Правовая основа о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Дата обращения: 2 мая 2016. Архивировано из оригинала 27 августа 2019 года.
  • Замглавы Ростехнадзора Радионова назначена главой Росприроднадзора, Интерфакс (25 декабря 2018). Архивировано 26 декабря 2018 года. Дата обращения: 26 декабря 2018.
  • Амирханов, Амирхан Магомедович. tass.ru. Дата обращения: 13 апреля 2022. Архивировано 13 апреля 2022 года.
  • Сидоров, Артем Георгиевич. tass.ru. Дата обращения: 13 апреля 2022. Архивировано 13 апреля 2022 года.
  • Кириллов, Владимир Владимирович. tass.ru. Дата обращения: 13 апреля 2022. Архивировано 13 апреля 2022 года.
  • II Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» утвёрждённого Постановлением Правительства РФ от 30.04.2004 № 400. Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  • Приказ Росприроднадзор от 6.07.2020 г. N 783 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора». Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 11 июля 2021 года.
  • Об утверждении образцов форменной одежды, знаков различия и отличия должностных лиц федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения и являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, и порядка ношения форменной одежды указанными должностными лицами от 24 июля 2019 — docs.cntd.ru. docs.cntd.ru. Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
  • Форменная одежда и знаки различия государственных гражданских служащих и работников Росприроднадзор (2007 −2014 г.г.). Дата обращения: 29 июля 2016. Архивировано 16 августа 2016 года.
  • Приказ и Положение руководителя Росприроднадзор от 05.03.2014 № 126 «О форменной одежде». Дата обращения: 29 июля 2016. Архивировано из оригинала 14 июля 2016 года.
  • Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113 (ред. от 30.09.2013) О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим. Дата обращения: 29 июля 2016. Архивировано 27 июня 2016 года.
  • Блоков, 2018, с. 144.

Классные чины и форменная одежда РосприроднадзорПравить

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы (к которой относится и служба в Росприроднадзоре):

Наплечные знаки различия сотрудниками Росприроднадзора носятся не по классным чинам (как у других госслужащих), а по категориям, от 1 до 7:

  • 1 категория — главный государственный инспектор Российской Федерации.
  • 2 категория — заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации.
  • 3 категория — старший государственный инспектор Российской Федерации, главный государственный инспектор Российской Федерации на территории федерального округа, главный государственный инспектор Российской Федерации на территории субъекта.
  • 4 категория — заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации на территории федерального округа, заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации на территории субъекта.
  • 5 категория — старший государственный инспектор Российской Федерации, старший государственный инспектор Российской Федерации на территории федерального округа, старший государственный инспектор Российской Федерации на территории субъекта.
  • 6 категория — государственный инспектор Российской Федерации, государственный инспектор Российской Федерации на территории федерального округа, государственный инспектор на территории субъекта.
  • 7 категория — государственный инспектор Российской Федерации, государственный инспектор Российской Федерации на территории федерального округа, государственный инспектор на территории субъекта.

Понятие государственного экологического надзора

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор. Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ. Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Запишитесь на консультацию к руководителю практики!

Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА

• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;

• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,

особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).

Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.

Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.

Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):

• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следовательно, если проверка:

• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;

• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,

она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);

• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

Рассмотрим данное положение на примере Московской области.

На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.

Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.

Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля