- Кто проверяет
- Когда приходит
- Что взять у инспектора
- Кого проверяют чаще, кого — реже
- Узнать категорию риска
- На что обращают внимание
- Кто отвечает за нарушения
- Что бывает за нарушения
- Что делать, если не согласны с проверкой
- Проверьте, может ли ваш дом считаться образцовым с точки зрения пожарной безопасности!
- В помещениях технического назначения (чердаки, подвалы, цокольные этажи)
- III. В местах общего пользования в подъезде, жилом блоке
- Важно, чтобы была правильно установлена входная дверь.
- Внутри квартир
- Подведем итог
- Что произошло?
- Что такое риск-ориентированный подход?
- Зачем понадобились эти изменения?
- Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?
- Как будет определяться класс риска?
- Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?
- Как долго может продолжаться проверка?
- С изменениями и дополнениями от
Кто проверяет
Всё о пожарной безопасности — в 69-ФЗ
Предприниматели должны соблюдать правила пожарной безопасности — защищать сотрудников, клиентов и имущество от пожаров. В законе прописано, как это сделать, и его нужно знать чуть ли не наизусть.
Все полномочия МЧС — в постановлении «О пожарном надзоре»
За соблюдением правил следит МЧС. Специалисты проверяют всё: торговые и офисные центры, небольшие магазинчики, кафе, клубы, причем не только помещения, но и территорию вокруг.
Когда приходит
План пожарных проверок на 2019 год в Москве
Проверки бывают плановые и внеплановые. Для плановых проверок МЧС составляет график, его можно посмотреть заранее. В каждом регионе план проверок свой.
Плановые проверки обычно проходят раз в три года. О них предупреждают не менее чем за три дня. О внеплановых — за сутки.
Иногда МЧС может и не предупредить. Так бывает, если:
- есть информация об угрозе жизни людей или животных;
- когда уже причинили вред людям, животным или окружающему миру.
Внеплановая проверка приходит и чтобы посмотреть, как предприниматель исправил нарушения, которые нашли на плановой. Или в МЧС кто-то нажаловался, что компания нарушает правила пожарной безопасности. Или сам руководитель пожарного надзора вдруг решил проверить те или иные компании. Такое тоже бывает.
И плановая, и внеплановая проверка длится 20 дней.
Что взять у инспектора
Во время проверки у инспектора МЧС с собой должен быть приказ или уведомление. Вот как оно выглядит:
- название и реквизиты компании, которую проверяют;
- информацию о том, кто проверяет;
- цели и сроки проверки;
- какие документы нужно предоставить;
- на основании каких законов проходит проверка.
Предприниматель получает в руки копию этого приказа и расписывается в нем. Без приказа проверка считается незаконной.
Кого проверяют чаще, кого — реже
Плановые проверки не всегда проходят раз в три года: иногда чаще, иногда реже. Кого-то вообще не будут проверять до 2020 года, пока действуют надзорные каникулы.
Это зависит от категории риска, к которой относится работа предпринимателя или здание. Чем выше категория, тем чаще проверяют. Если категорию риска присвоили, надзорные каникулы отменяются.
Категорию риска определяет МЧС. Она просчитывает, насколько тяжелыми могут быть последствия, если правила нарушат — например, сколько человек могут погибнуть. Детский лагерь в этом списке будет в первых строчках, а небольшое кафе — уже не настолько опасное предприятие.
Мы собрали таблицу, что проверяют чаще всего:
Сфера деятельности
Поликлиники, больницы, санатории
Раз в два года
Детские сады и школы
Один раз перед началом летних каникул
Социальные учреждения с проживанием. Например, пансионаты для пожилых людей
Всех остальных плановые проверки будут беспокоить реже:
Категория
Высокий риск. Это социальные учреждения из предыдущей таблицы
Раз в период из предыдущей таблицы
Значительный риск. Это кафе и рестораны, здания культурного наследия, вокзалы
Раз в четыре года
Средний риск. Это многоэтажные дома, магазины, мастерские
Раз в семь лет
Умеренный риск. Кафе и магазины, в которых умещается не более 50 человек; небольшие по площади банки, офисы
Раз в десять лет
Узнать категорию риска
Теперь о главном — как узнать свою категорию риска. В этом поможет калькулятор на сайте МЧС. Указываете высоту здания, его назначение и сколько в нем бывает людей — и калькулятор выдаст категорию риска, к которой относится бизнес.
Если снимаете офис в торговом или бизнес-центре, узнать информацию о здании можно у ответственного за пожарную безопасность. Его именем подписан план эвакуации на каждом этаже.
На что обращают внимание
Первое, на что обращают внимание инспекторы, — есть ли инструкция о пожарной безопасности. В ней пишут:
- по какой схеме будут эвакуировать людей;
- какие меры предпринимают, чтобы пожар не случился. Например, не разрешают зажигать спички рядом с горючими материалами. Список мер можно составить самостоятельно или ориентироваться на закон;
- как хранить и куда выкидывать пожароопасные вещества. Например, как хранить машинное масло на заправке. Поможет система стандартов безопасности труда;
- где курить;
- как вызывать пожарную охрану;
- как включать и выключать технику и пользоваться огнетушителем.
Журнал инструктажа по пожарной безопасности
Сотрудники должны расписаться в журнале инструктажа по пожарной безопасности. Такой журнал нужен в каждой компании. Инспектор может проверить, что в нем стоят подписи всех сотрудников.
Также инспекторы проверяют, чтобы на стенах висел план эвакуации и работал сигнал тревоги.
Если в здании работают больше 50 человек, инспектор проверит инструкцию для сотрудников по безопасной эвакуации.
Еще инспектор проверяет:
- есть ли таблички с номерами телефонов пожарной охраны;
- свободны ли двери на пути выхода из здания;
- работают ли огнетушители;
- свободны ли дороги и подъезды к зданиям, пожарным лестницам, источникам воды для пожаротушения, а зимой — очищены ли от снега.
Инспектор проверит всё это и даст заключение. Об этом дальше.
Кто отвечает за нарушения
После проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах. Один отдает предпринимателю. В акте указывает:
- информацию о компании, которую проверяли;
- когда и где проводилась проверка;
- кто проводил и на основании чего;
- что выяснили во время проверки;
- информацию, что предприниматель или ответственный за пожарную безопасность сотрудник видел акт проверки или отказался его признавать.
Если нашли нарушения, отвечает за них руководитель компании или ответственный за пожарную безопасность. Один из них пишет объяснительную, в которой поясняет, что пошло не так.
Что бывает за нарушения
О штрафах — в статье 20.4 Кодекса об административных правонарушениях
Если во время проверки инспектор нашел нарушения, он может:
- вынести предписание с требованием устранить нарушения и дать срок на это;
- выписать штраф до 500 тысяч рублей, если затем предписание не выполнили;
- приостановить работу до трех месяцев, если не исправили нарушения.
По моему опыту, предписания и штрафы выписывают чуть ли не на каждой проверке, а закрывают очень редко.
Нарушение требований пожарной безопасности — статья 219 Уголовного кодекса
Но это не так страшно, как случаи, когда предприниматель нарушил правила пожарной безопасности и из-за этого пострадали или даже погибли люди. Это уже уголовное преступление, за которое предусмотрен срок до семи лет.
Что делать, если не согласны с проверкой
После проверки предприниматель может решить, что инспектор слишком придирался, или не согласиться с размером штрафа. В таком случае молчать не стоит, а нужно обжаловать решение инспектора.
Для этого в свободной форме пишут жалобу в суд. В ней указывают, что пошло не так: инспектор пришел без приказа о проверке, составил акт с ошибками или написал то, с чем предприниматель не согласен.
Бывают случаи, когда предприниматель не согласен, но решил не обжаловать, а просто молча не выполнять решение инспектора. В таком случае его могут привлечь к административной ответственности за невыполнение предписания.
Новые правила пожарной безопасности
вступили в силу с 1 января 2021 года. По сравнению с предыдущими в них есть ряд нововведений, остальные требования актуализированы. Многие пункты касаются жильцов многоквартирных домов. Нарушители не только подвергают опасности себя и соседей, но и могут получить штраф за несоблюдение правил.
Проверьте, может ли ваш дом считаться образцовым с точки зрения пожарной безопасности!
I. На придомовых территориях:
- Устраивать свалки горючих и иных отходов.
- Использовать открытый огонь для приготовления пищи, в том числе для жарки шашлыка. Делать это можно только в специально оборудованных местах.
В помещениях технического назначения (чердаки, подвалы, цокольные этажи)
- Хранить (а тем более применять по назначению) легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке.
- Использовать чердаки, подвальные и цокольные этажи, вентиляционные камеры, другие технические помещения для организации мастерских, хранения оборудования, мебели, других вещей. Кроме тех случаев, когда в подвалах сразу предусмотрены места для кладовых. Что же касается старых домов, их подвалы тоже можно переоборудовать, но необходимо заранее согласовать перепланировку со всеми контролирующими службами, и сделать это жильцам придется, скорее всего, за свой счет.
- Устраивать в складских помещениях антресоли из горючих материалов.
III. В местах общего пользования в подъезде, жилом блоке
- Размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки. Также нельзя хранить там горючие материалы.
- Устанавливать решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Исключение из правила: решетки устанавливаются в тех случаях, когда нормативные акты РФ и документы по пожарной безопасности это разрешают.
- Снимать двери эвакуационных выходов из коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток. Нельзя убирать и те двери, которые по типовому плану дома призваны препятствовать распространению опасных факторов пожара.
- Менять планировку и размещение инженерных коммуникаций, если это ограничит доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожаротушения.
- Размещать крупные предметы (мебель, оборудование, спортивный инвентарь, коляски) у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, крышу.
Нельзя заваривать люки на балконах и лоджиях!
- Закрывать жалюзи, остеклять балконы, лоджии, галереи, которые ведут к незадымляемым лестничным клеткам.
- Устраивать на лестничных клетках кладовые, хранить на лестничных клетках, в тамбурах, под лестничными маршами крупные вещи: мебель, спортивный инвентарь, детские коляски и так далее.
- Размещать на лестничных площадках, в коридорах подъезда, на открытых переходах наружных воздушных зон внешние блоки кондиционеров.
Важно, чтобы была правильно установлена входная дверь.
Условия для правильной установки входной двери:
- Дверь должна открываться наружу, а не в квартиру.
- Ширина входной двери – не меньше 80 см.
- При открывании двери остается пространство между дверью и стеной не менее 1 метра.
- Открытая дверь не блокирует двери соседей.
Внутри квартир
- Использовать бензин, керосин, другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для уборки и чистки одежды.
- Пользоваться неисправными газовыми приборами – сломанными, устаревшими, не прошедшими проверку, вышедшими за границы срока эксплуатации, установленного производителем. Нельзя размещать газовые приборы слишком близко к стенам или предметам мебели.
Почему это касается каждого жильца?
Первая же «газовая проверка» выявит нарушение. Владелец квартиры будет вынужден заплатить штраф и устранить все нарушения. А до этого времени пользоваться газовым прибором будет нельзя.
- При использовании вентиляций – оставлять двери вентиляционных камер открытыми, закрывать вентиляционные отверстия, решетки, хранить внутри оборудование, вещи.
- Жарить шашлык на балконе и вообще разводить открытый огонь.
Подведем итог
Жители многоквартирных домов не имеют права загромождать любые места общего пользования или использовать их не по прямому назначению. Нарушение может привести к возникновению пожара и затруднениям при эвакуации. Внутри квартир нельзя делать ничего, что повлияет на систему вентиляции или эвакуации, может спровоцировать пожар.
Болезненная тема – размещение колясок, лыж, самокатов вне квартир. Да, соседи договариваются друг с другом, что оставляют эти предметы в тамбурах или на лестничных клетках. Но таким образом они нарушают закон! После проверки виновников оштрафуют. Предметы, которые не хочется держать в квартире, складывайте в специально предназначенных для этого местах или кладовых специализированных сервисов, которые предоставляют пространство в аренду.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Что произошло?
27 января 2017 года вступил в силу Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в котором представлен новый Административный регламент исполнения МЧС функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.
Каково главное нововведение в порядке «пожарных» проверок? Главное нововведение заключается в том, что государственный пожарный надзор в России теперь будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода.
Что такое риск-ориентированный подход?
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность юрлица (ИП) или используемые этим лицом производственные объекты. Проще говоря, чем рискованнее, опаснее деятельность организации (ИП), тем чаще ее будут проверять в плановом порядке.
Зачем понадобились эти изменения?
Предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит уменьшить затраты госструктур на контрольные мероприятия. Проверяемые лица также смогут сократить соответствующие издержки, и кроме того будут избавлены от избыточного давления со стороны государственного аппарата. Процесс перехода системы госконтроля на риск-ориентированный подход был запущен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Этим документом установлены правила отнесения деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности, приведены виды проверок, которые необходимо осуществлять с применением риск-ориентированного подхода. В перечень попали и проверки, проводимые Госпожнадзором.
Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?
Действительно, на трехлетний период (с 2016 по 2018 гг.) установлен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Интересно, что «надзорные каникулы» были введены Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ, который ввел и такое понятие, как риск-ориентированный подход. Согласно этому закону риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля в обязательном порядке применяется с начала 2018 года. Однако Правительству РФ дано право досрочно определить те виды деятельности, в которых указанный подход может применяться раньше установленной даты. Правительство воспользовалось этим правом и «запустило» риск-ориентированный подход в систему «пожарных» проверок.
Как часто будут проходить «пожарные» проверки по новым правилам? Периодичность плановых проверок зависит от присвоенного класса риска, например:
- для категории высокого риска — один раз в 3 года;
- для категории значительного риска — один раз в 4 года;
- для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;
- для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет;
- для категории низкого риска — плановые проверки не проводятся.
Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.
Как будет определяться класс риска?
При присвоении объектам различных категорий риска учитываются тяжесть возможных негативных последствий несоблюдения на объекте противопожарных требований. Так, например, объекты дошкольного, начального и среднего образования, детские лагери считаются объектами высокой категории риска, а офисные здания высотой менее 15 метров или кафе, рассчитанные на 50 человек – объектами умеренного риска. Порядок ведения перечней таких объектов установлен п. 28-30 регламента МЧС.
Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?
О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала (п. 59 регламента МЧС). Копию документа могут направить либо по почте заказным отправлением, либо с помощью электронной почты, причем отправлен должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как долго может продолжаться проверка?
По общему правилу, срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 26 регламента МЧС). По результатам проверок должен быть составлен акт.
Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности? За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора – на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).
Приложение N 2к приказу МЧС РФот 16 января 2003 г. N 20
Квалификационные требованиядля сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора
С изменениями и дополнениями от
15 февраля 2005 г., 22 июня 2010 г.
I. Общие положения
1. Квалификационные требования для сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий*, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора**, распространяются на должностных лиц органов управления и подразделений ГПС МЧС России, которые наделены правами по осуществлению государственного пожарного надзора***.
2. Квалификационные требования для сотрудников, выполняющих функции по осуществлению ГПН, являются неотъемлемой частью системы аттестации личного состава ГПС МЧС России.
3. Квалификационные требования служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень обязанностей сотрудников с учетом особенностей организации ГПН на обслуживаемой территории (объекте).
4. Квалификационные требования состоят из трех разделов.
В разделе «Должен уметь» установлены основные положения, которые позволяют обеспечить оптимальную специализацию сотрудников.
В разделе «Должен знать» отражены основные требования, предъявляемые к сотруднику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, инструкций и иных документов, содержащих требования пожарной безопасности.
В разделе «Требования к квалификации» приведены положения, позволяющие определить уровень профессиональной подготовки сотрудника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы.
5. Сотрудники, профиль образования и стаж работы которых не соответствует установленным требованиям, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, в порядке исключения, могут быть допущены к самостоятельной работе по соответствующим должностям.
IV. Квалификационные требования для сотрудников ГПС МЧС России, по должности являющихся главными (заместителями главного) государственными инспекторами субъекта Российской Федерации по пожарному надзору
12. Должен уметь:
осуществлять общее руководство по обеспечению деятельности ГПН на территории субъекта Российской Федерации, выполнения требований установленных законами и иными нормативными правовыми актами;
организовывать и контролировать проведение ГПН на обслуживаемой территории;
организовывать работу по созданию и эффективному взаимодействию структурных подразделений по направлениям деятельности ГПН;
использовать в практической деятельности передовые формы и методы работы в области осуществления государственного пожарного надзора;
организовывать деятельность ГПН на основе применения методов обоснованного планирования;
обеспечивать подбор, подготовку и поддержание квалификации сотрудников;
обеспечивать внедрение системы организационных мероприятий по осуществлению деятельности государственного пожарного надзора;
организовывать и осуществлять правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
организовывать разработку и утверждение должностных инструкций;
обеспечивать и контролировать выполнение сотрудниками законодательства и иных правовых актов, регламентирующих деятельность ГПН;
обеспечивать регулярный анализ деятельности по осуществлению ГПН;
обеспечивать государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности в органах местного самоуправления, предприятиями и иными юридическими лицами, а также должностными лицами и гражданами;
организовывать работу по проведению дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
организовывать и проводить работу по рассмотрению жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам, связанным с осуществлением государственного пожарного надзора;
использовать в практической деятельности современные информационные технологии, владеть навыками работы на персональной электронной вычислительной технике.
13. Должен знать:
законы и иные нормативные правовые акты в области государственного пожарного надзора и правоприменительной деятельности по пресечению нарушений требований пожарной безопасности, производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
организационно-распорядительные и нормативные документы, регламентирующие осуществление ГПН;
перспективы развития ГПН;
требования, предъявляемые к сотрудникам, осуществляющим ГПН;
нормативные документы по пожарной безопасности в объеме предоставленных полномочий, необходимых для осуществления государственного пожарного надзора.
14. Требования к квалификации:
высшее профессиональное образование пожарно-технического профиля, стаж работы в Государственной противопожарной службе не менее 3 лет;
высшее профессиональное образование, стаж работы в Государственной противопожарной службе не менее 5 лет.
V. Квалификационные требования для сотрудников ГПС МЧС России, по должности являющихся государственными инспекторами Российской Федерации по пожарному надзору
15. Должен уметь:
организовать и руководить работой должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы по осуществлению государственного пожарного надзора;
обеспечивать государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, юридическими лицами и гражданами;
рассматривать проекты стандартов, норм, правил, других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, или в которых эти требования должны быть установлены;
организовывать и проводить проверки на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
рассматривать в части учета требований пожарной безопасности градостроительную, проектно-сметную документацию, а также типовые и индивидуальные проекты наиболее важных объектов промышленности и гражданского строительства;
16. Должен знать:
законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, в части предупреждения пожаров;
организационную структуру, полномочия, функции и порядок деятельности органов управления и подразделений ГПС МЧС России при осуществлении государственного пожарного надзора в Российской Федерации;
17. Требования к квалификации:
* Далее — ГПС МЧС России.
** Далее — Квалификационные требования.
*** Далее — ГПН.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Полномочия органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении государственной функции
Наименование государственной функции — осуществление государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности.
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими основными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. приказом МЧС РФ от 28 июня 2012 г. N 375).
Исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) и его территориальными органами.
Органами государственного пожарного надзора являются:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации;
структурные подразделения специальных и воинских подразделений.
Государственная функция исполняется органами ГПН бесплатно. Взимание платы за исполнение государственной функции полностью либо на отдельных этапах не допускается.
Предмет государственного надзора
Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:
соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;
выполнение предписаний органов ГПН;
проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
Органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:
1) организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;
2) принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении:
руководителей органов власти;
лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностных лиц в пределах их компетенции;
Организация и проведение проверок, а также принятие мер по результатам проведения проверок осуществляется в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности.
Права и обязанности должностных лиц органов ГПН при осуществлении государственного надзора
Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
вносить в органы власти предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
вызывать в органы ГПН должностных лиц органов власти, организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН делам, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, права и законные интересы органов власти, организаций и граждан;
проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и копии документа о согласовании проведения проверки;
не препятствовать руководителям органов власти; собственникам имущества; лицам, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лицам, в установленном порядке назначенным ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностным лицам в пределах их компетенции; гражданам, либо их уполномоченным представителям (далее — уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка), присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
в установленном порядке предоставлять уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
в установленном порядке знакомить уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка с результатами проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов органов власти, организаций и граждан;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами власти, организациями и гражданами;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;
не требовать от органов власти, организаций и граждан документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения проверки, по просьбе уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, ознакомить их с положениями Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Срок исполнения государственной функции
Общий срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
В отношении объекта защиты, в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект (организация и гражданин), отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малым предприятиям либо к микропредприятиям, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год, срок проведения проверки в часах и даты начала и окончания проведения проверки указываются в распоряжении о проведении проверки.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен изданием нового распоряжения начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
ведение учета объектов защиты, органов власти и планирование проверок в органах ГПН;
оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам;
регистрация и учет проверок;
рассмотрение письменных заявлений организаций и граждан, являющихся соискателями лицензий либо лицензиатами в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
рассмотрение межведомственных запросов из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляющих государственные услуги;
проведение консультаций по исполнению государственной функции и вопросам, входящим в компетенцию органов ГПН.
Выполнение административных процедур исполнения государственной функции заканчивается:
по абзацу второму пункта 1 — включением объектов защиты, органов власти в журнал учета объектов защиты, органов власти и контрольно-наблюдательных дел, опубликованием и размещением в порядке, установленном Административным регламентом, разрабатываемых планов проверок;
по абзацам третьему и четвертому пункта 1 — составлением и вручением органом ГПН акта проверки или акта проверки органа власти, акта проверки физического лица-правообладателя, а также процедурой или совокупностью следующих процедур:
выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее — предписание об устранении нарушений) и о проведении мероприятий в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее — предписание по устранению несоответствия);
возбуждением дела об административном правонарушении; вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении;
внесением представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам;
подготовкой и направлением ответа по результатам рассмотренных обращений физического или юридического лица, информации от органов власти;
подготовкой и направлением, при необходимости, информации в органы внутренних дел, прокуратуры и другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
по абзацу пятому пункта 1 — докладом начальнику органа ГПН или его заместителю о проведении проверки и регистрации проверки в журнале органа ГПН по учету проверок;
по абзацу шестому пункта 1 — составлением акта обследования по результатам рассмотрения заявления, на основании которого органом ГПН выдается заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
по абзацу седьмому пункта 1 — направлением в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, сведений из заключения о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
по абзацу восьмому пункта 1 — устным ответом, разъяснением или направлением письменного разъяснения.
Проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки объекта защиты (далее — распоряжение о проведении проверки) органа ГПН установленной формы, а в отношении органов власти и физических лиц-правообладателей проводится на основании распоряжения, в котором указываются:
1) наименование органа ГПН;
2) фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование органов власти или физических лиц-правообладателей, проверка которых проводится, место их нахождения;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) сроки проведения проверки;
7) перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
8) даты начала и окончания проведения проверки.
Копии распоряжения о проведении проверки, представляемые или направляемые уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, заверяются печатью издавшего его органа ГПН.
Проверка проводится только в форме выездной проверки.
Проверка может проводиться только тем должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, который (которые) указан (указаны) в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни должностного лица органа ГПН, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки, отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки в порядке, установленном Административным регламентом. В случае издания нового распоряжения начальника органа ГПН в связи с продлением срока проведения плановой проверки на основании мотивированного рапорта должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, решение о продлении срока проверки оформляется визой начальника органа ГПН на данном мотивированном рапорте. Распоряжение о продлении срока проведения проверки должно быть подписано до окончания ранее установленного срока проверки. О продлении срока плановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН любым доступным способом.
Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под роспись должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.
По требованию участвующих в проверке лиц, должностное лицо (должностные лица) органа ГПН обязано (обязаны) представить информацию об органе ГПН, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
При проведении проверки должностное лицо (должностные лица) органа ГПН не вправе:
1) проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа ГПН;
2) осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, за исключением случая проведения такой проверки по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.