Ответ на представление Роспотребнадзора — действенный и необходимый способ избежать более существенных санкций за нарушения, выявленные во время проведения проверочных мероприятий в отношении предприятия. О том, как составить грамотный и обоснованный ответ в Роспотребнадзор, и пойдет речь в нашей статье.
А.И. Иванов, руководитель Экспертного совета Ассоциации поддержки
предпринимателей Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
Предприниматель без образования
юридического лица
Санитарно-эпидемиологический контроль осуществляется органами
и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации.Ревизоры вправе проверить любую организацию и любого
индивидуального предпринимателя, поскольку все они должны соблюдать санитарное
законодательство.
Органы санитарно-эпидемиологической службы действуют
на основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Положения
о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, Санитарных
правил «Организация и проведение производственного контроля
за соблюдением санитарных правил и выполнением
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
СП 1.1.1058–01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации 10.07.2001 и других нормативных документов.
- Что такое представление Роспотребнадзора
- Основания и сроки проверки
- Об обязательности исполнения предписаний должностных лиц
- Предмет проверки
- Представление и предписание — в чем различия
- Как ответить на представление Роспотребнадзора
- Пример ответа на представление Роспотребнадзора
- Оформление результатов проверки
Что такое представление Роспотребнадзора
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является органом исполнительной власти, к функциям которого отнесены:
1. Разработка и реализация госполитики в области защиты прав потребителей.
2. Нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере.
3. Формирование и утверждение СанПиНов и гигиенических нормативов.
4. Проведение санитарного надзора и госконтроля в области защиты интересов потребителей.
В рамках указанных функций Роспотребнадзор реализует полномочия, определенные положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства от 30.06.2004 № 322. В число таких полномочий входит проведение проверочных мероприятий:
- плановых;
- внеплановых;
- документарных;
- выездных.
По результатам проверочных мероприятий при выявлении каких-либо нарушений или недочетов выносится представление или предписание. Представление является документальной формой реагирования на выявленные нарушения. Согласно требованиям ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях сотрудники Роспотребнадзора, проводившие проверку, обязаны вынести представление при наличии оснований.
Основания и сроки проверки
В настоящее время соблюдение санитарных норм и правил
контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее
территориальные органы. Эта служба действует на основании Положения
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от
30.06.2004 № 322).
Когда же и на какой срок ревизоры вправе прийти
с проверкой?
По общему правилу периодичность проверки не может
превышать одного раза в два года (п. 4 ст. 7 Федерального закона
от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)»).
Но это касается только плановых проверок. Есть еще
и внеплановые проверки. И вот с ними контролеры могут посетить
организацию когда угодно. Например, когда необходимо проверить, как организация
выполняет предписание об устранении нарушений санитарного законодательства.
Или когда контролирующий орган получил заявление (жалобу) любого лица,
организации.
Причиной внеплановой проверки может стать, к примеру,
массовое отравление населения. В таких случаях органы Санэпиднадзора вправе
проверить не только организацию, которая виновна в распространении
инфекции, но и другие организации и учреждения, занимающиеся
аналогичной деятельностью.
И те и другие проверки не могут длиться более
одного месяца. При необходимости (для длительных исследований) руководитель (его
заместитель) органа Роспотребнадзора вправе увеличить этот срок на один
месяц. Если время проверки истекло, а у проверяющих нет мотивированного
распоряжения о продлении срока, то организация вправе не впускать
контролеров на свою территорию.
Об обязательности исполнения предписаний должностных лиц
Об обязательности исполнения предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил.В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на основании статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 года № 3 имеют право требовать и давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинского наблюдения, медицинского обследования, изоляции и (или) госпитализации, а также о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.Неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В случае же выявления нарушения санитарного законодательства и 2 невыполнения в установленный срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений санитарного законодательства, ответственность предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание Роспотребнадзора можно обжаловать в судебном порядке.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя в том числе выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов; а также выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (ст. 70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Предписание об устранении выявленных нарушений и мероприятиях, которые необходимо предпринять для их устранения, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, вместе с актом проверки.
Согласно п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 82 Административного регламента лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с выданным предписанием в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие органы Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении предписания или его отдельных положений.
Предписания Роспотребнадзора являются ненормативными правовыми актами и могут быть оспорены также в судебном порядке.
Например, предписание, выданное при осуществлении государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству суда исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления решения суда в законную силу (п. 5.1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Суды расценивают предписание именно как властно-распорядительный акт, вынесенный уполномоченными органами в рамках их законных полномочий по контролю за осуществлением какой-либо деятельности, который может быть обжалован по правилам гл. 24 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.09.2017 N Ф03-3292/2017 по делу N А59-5598/2016). Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 N 09АП-70568/2017 по делу N А40-151333/17.
Отметим, что имеется иная позиция судов относительно возможности обжалования предписания Роспотребнадзора, согласно которой предписание не является ненормативным правовым актом, не содержит властно-распорядительных повелений и запретов и вообще носит информативный характер (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2014 N Ф01-4833/2014 по делу N А43-26850/2013).
Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется АПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 189 АПК РФ заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в настоящем разделе не установлено иное.
Глава 24 АПК РФ, регулирующая порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, особый порядок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными, не предусматривает.
Дела об оспаривании предписаний Роспотребнадзора рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства (ст. 197 АПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 199 АПК РФ заявление о признании предписания Роспотребнадзора недействительным (незаконным) должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, в т.ч. должно содержать наименование суда, наименование и адрес заявителя и органа, предписание которого обжалуется, ссылка на нормативные акты, которым предписание не соответствует и т.д.
К заявлению прилагается общий комплект документов для обращения в суд (ст. 126 АПК РФ), в т.ч. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, а также текст оспариваемого предписания (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
Одновременно при обжаловании предписания заявитель вправе ходатайствовать о приостановлении исполнения оспариваемого предписания.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение о признании оспариваемого предписания незаконным и о его отмене полностью или в части либо об изменении предписания. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое предписание соответствует закону, либо имеются основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое предписание принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий (ст. 201 АПК РФ).
За неисполнение в установленный срок законного предписания контролирующего органа предусмотрена административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ).
Заказать иск онлайн
Тамбов, Советская 112
Время работы 9:00-18:00 (пн-пт)
Внимание клиентов ООО «Юридический кабинет»
Внимание клиентов ООО «Юридический кабинет»!
Внимание действующих клиентов по банкротству!
Внимание действующих клиентов по банкротству ООО «Юридический кабин
Есть ли отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору?
Поскольку трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений, признаки, отличающие его от гражданско-правового договора, следуют из определения таких отношений и основных принципов их правового регулирования.
Является ли уведомление юридического лица телеграммой надлежащим извещением с точки зрения судопроизводства?
В силу норм гл. 12 АПК РФ, гл. 9 КАС РФ, гл. 10 ГПК РФ, ст. 231 УПК РФ о надлежащем извещении лица о начавшемся процессе свидетельствуют имеющиеся в распоряжении суда сведения о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу.
Какой порядок ликвидации автономной некоммерческой организации?
Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Схожее определение содержится и в ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон об НКО).
Предмет проверки
Первое, что начнут проверять контролеры, —
санитарно-эпидемиологические заключения на продукты питания, товары,
реализуемые через торговую сеть. Весь перечень продукции, которая должна пройти
санитарно-эпидемиологическую экспертизу, можно найти в Приказе Минздрава
России от 15.08.2001 № 325.
Потом ревизоры перейдут к проверке того, как организация
соблюдает санитарные нормы и правила (СанПиН). Заметим, что их очень
много и они весьма разнообразны. При этом каждая организация обязана иметь
у себя полный текст СанПиН по своему роду деятельности.
Не забудут ревизоры и о личной гигиене работников.
Они обязательно должны иметь медицинские книжки с отметками
о медосмотрах. Такое требование распространяется и на практикантов.
Кроме того, продавцы продуктов не должны курить на рабочем месте
и в подсобных помещениях, хранить сигареты и предметы личной гигиены
в карманах спецодежды.
Но и это еще не все, на что вправе обратить свой
взор орган санэпиднадзора. Предметом проверки может стать воздух в рабочей
зоне (гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313–03), работа и расположение
копировально-множительной техники (СанПиН 2.2.2.1332–03). И, конечно же,
организация труда на ЭВМ (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03).
Наконец, итогом проверки станет производственный контроль
в организации (СП 1.1.1058–01). Он включает в себя такие
мероприятия, как медицинские осмотры работников, их гигиеническое
воспитание и аттестация. Также сюда входит внутренний контроль
за наличием сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений
на товары, дератизация, дезинфекция, дезинсекция. Эти и другие
мероприятия, сроки их проведения и ответственных лиц организация
должна закрепить в программе производственного контроля. Ее примерную
форму можно найти в Постановлении Главного государственного санитарного
врача РФ от 30.07.2002 № 26.
Представление и предписание — в чем различия
Представление является официальным документом и составляется на официальном бланке Роспотребнадзора, имеет регистрационный номер и дату составления. В содержательной части представления указываются:
1. Выявленные нарушения.
2. Ссылки на соответствующие нормативные документы.
3. Перечень мер, необходимых для устранения указанных нарушений.
4. Срок, выделенный для устранения недочетов.
- представление направлено на устранение условий, которые могут явиться причинами возникновения нарушения (то есть определяется как предупреждающая мера);
- предписание имеет целью устранение последствий нарушений (то есть является мерой восстановительной).
Как ответить на представление Роспотребнадзора
Согласно п. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организация обязана в месячный срок с момента получения представления рассмотреть его и дать на ответ. Прежде чем сформировать ответ на представление, предприятие должно:
1. Предпринять все необходимые меры по нивелированию всех поименованных в представлении нарушений и причин, их породивших.
2. Выявить и привлечь к ответственности сотрудников, чье ненадлежащее исполнение должностных обязанностей способствовало возникновению нарушений.
3. Провести мероприятия по предотвращению возникновения выявленных нарушений в будущем.
Отзыв на представление Роспотребнадзора оформляется в произвольной форме — как правило, на бланке компании либо с угловым квадратным штампом, где содержаться реквизиты организации. Помимо идентификационных данных фирмы отзыв на представление должен содержать:
1. Данные адресата (территориального отделения Роспотребнадзора, который вынес представление, а также Ф. И. О. начальника).
2. Название письма («Ответ на представление»).
3. Реквизиты представления, на которое осуществляется ответ (дата, номер, срок исполнения, основные претензии).
4. Содержательную часть. Здесь следует пошагово, от нарушения к нарушению, дать пояснения:
- какие мероприятия проведены для устранения отмеченного недочета,
- какие действия осуществлены для недопущения выявленного нарушения впредь,
- какое наказание понесли виновные сотрудники.
Пояснительная часть письма-ответа может быть оформлена списком либо таблицей. В любом случае не допускается хаотичное и сумбурное изложение, а также игнорирование каких-либо из отмеченных нарушений.
5. Подпись руководителя и печать организации (при ее наличии).
Пример ответа на представление Роспотребнадзора
Образец ответа на представление Роспотребнадзора может выглядеть следующим образом:
ООО «Семейный центр „Мама“»
Руководителю Управления Роспотребнадзора по Воронежской области
Главному государственному санитарному врачу по Воронежской области
От директора ООО «Семейный центр „Мама“»
На ваше представление № 203-18 от __ __ ____ года об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований со сроком исполнения до __ __ ____ года сообщаю, что по предписанию № 203-18 от __ __ ____ года были выполнены мероприятия следующего содержания:
Кроме того, сообщаю Вам, что с трудовым коллективом ООО «Семейный центр «Мама» «проведена профилактическая беседа о недопустимости нарушения санитарно-эпидемиологических требований в работе.
Директор ООО „«Семейный центр „Мама“» Бучнева Ю. И.: (подпись)
Таким образом, ответ на представление — это документ с минимальным количеством информации, и составить его не займет много времени. Предварительно же проведенная работа по устранению недочетов только упростит эту задачу.
Оформление результатов проверки
При выявлении нарушения санитарного законодательства,
а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные
лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют
право, в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999
№ 52-ФЗ, давать индивидуальным предпринимателям предписания, обязательные
для исполнения ими в установленные в данном документе сроки:
— об устранении выявленных нарушений санитарных
правил;
— о прекращении реализации не соответствующей
санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения
продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых
продуктов;
— о проведении дополнительных
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
— о проведении лабораторного обследования граждан,
контактировавших с больными инфекционными заболеваниями,
и медицинского наблюдения за такими гражданами;
— о выполнении работ по дезинфекции,
дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний,
а также на территориях и в помещениях, где имеются
и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных
заболеваний.
В случае наложения штрафа процедура привлечения
предпринимателя к административной ответственности производится
по правилам, установленным КоАП РФ. При отступлении от этих правил
решение о привлечении к ответственности может быть признано судом
недействительным — такая возможность прямо предусмотрена КоАП РФ.
Предприниматели вправе обжаловать неправомерные решения органов
санитарно-эпидемиологического контроля в суд.
Статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях,
на основании которых проверяющие могут привлечь индивидуального
предпринимателя* к ответственности:
Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических
требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений,
зданий, сооружений
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований
к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий,
сооружений, —
влечет наложение административного штрафа на должностных
лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц —
от 100 до 200 МРОТ или административное приостановление деятельности
на срок до девяноста суток.
Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических
требований к организации питания населения
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований
к организации питания населения в специально оборудованных местах
(столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при
приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации
населению, —
влечет наложение административного штрафа на должностных
лиц — от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц —
от 200 до 300 МРОТ или административное приостановление деятельности
на срок до девяноста суток.
Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических
требований к условиям воспитания и обучения
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований
к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе
аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной
мебели, а также к учебникам и иной издательской
продукции, —
влечет наложение административного штрафа на должностных
лиц — от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц —
от 200 до 300 МРОТ.
* Для целей применения КоАП РФ индивидуальные
предприниматели приравниваются к должностным лицам, если иное прямо
не установлено какой-либо статьей Кодекса.