1. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8, статьей 10.9, статьей 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители;
2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители;
3) главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители;
4) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;
5) главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по субъектам Российской Федерации, их заместители;
6) главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды по городам, районам, их заместители.
1. Земельный кодекс РФ устанавливает, что государственный земельный контроль (в том числе контроль за охраной и использованием земель) осуществляют специально уполномоченные государственные органы в отношении: организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителей, иных должностных лиц, а также граждан. Земельный контроль осуществляется в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 (с изм. и доп.). Государственный контроль за использованием земель возложен на Росприроднадзор и Россельхознадзор (в пределах их компетенции), а до 1 марта 2009 г. — также на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Ныне функции указанного Агентства возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, находящуюся в ведении Минэкономразвития России (см. Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).
2. Согласно Положению об указанной Службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457, она осуществляет государственный земельный контроль, контроль за проведением землеустройства и ряд других контрольных функций в сфере пользования и охраны земель, являясь правопреемником функций упраздненного Агентства кадастра недвижимости. Имеются в виду контроль за выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков (ст. 7.1); о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков (ч. 1 ст. 7.2); о недопущении самовольной уступки права пользования землей и самовольной мены земельного участка (ст. 7.1); за использованием земель по нецелевому назначению (ст. 8.8) (см. п. 3 Положения о земельном контроле).
3. На Росприроднадзор и его территориальные органы возложен контроль за соблюдением обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель, за соблюдением режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также некоторые другие функции (см. п. 4 указанного выше Положения).
4. На Россельхознадзор возложен контроль за соблюдением на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселения, за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорирование земли; за выполнением требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, а также иных требований земельного законодательства (см. п. 5 указанного Положения).
26 мая 2020 года
Отличие государственного земельного надзора от муниципального земельного контроля
На сегодняшний день у участников земельных отношений имеется весьма широкий объем прав по владению и пользованию землей. Чтобы их деятельность не была бесконтрольной необходимо со стороны государственных органов и органов местного самоуправления осуществление систематического контроля и надзора. Следовательно, у государства должен быть механизм регулирования и обеспечения рационального использования и охраны земель. Для этого существует государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, которые представляют собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации в отношении объектов земельных отношений и имеют своей целью сохранение земли как природного ресурса, предупреждение, выявление, пресечение правонарушений.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1.
Согласно п. 2 Положения государственный земельный надзор в пределах своей компетенции осуществляют: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Вышеназванные федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный земельный контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. п. 1, 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется на землях сельских поселений, межселенных территорий, а также на землях городских округов.
Муниципальный земельный контроль осуществляется на территории соответствующего муниципального образования в форме плановых и внеплановых проверок, согласованных в установленном законодательством порядке с органами прокуратуры и фиксирования выявленных нарушений в соответствующем акте (акт выявления земельного правонарушения) с последующей передачей материалов в органы государственного земельного надзора для возбуждения дела об административном правонарушении.
Таким образом, органы муниципального земельного контроля не вправе осуществлять административное производство по выявленным правонарушениям в сфере земельного законодательства, в связи с чем нарушитель земельного законодательства не может быть привлечен к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.