Правительство Российской Федерации доработало Постановление от 30 июня 2021 г. N 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»

Правительство Российской Федерации доработало Постановление от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" ЕРВК

В прошлую пятницу вышло постановление Правительства РФ № которым были установлены особые условия проведения экологических проверокОграничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в и без того сложных экономических условиях

Подобные меры государственной поддержки мы уже наблюдали вгодуво время пандемииони были распространены нагодНо действительно ли они позволяли и позволят теперь бизнесувыдохнутьхотя бы в части административного воздействияПредлагаю посмотретькакие послабления были введены постановлением нагода затем поговорить о данных статистики заигоды и сделать свои выводы

Условия экологического контроля вгоду можно свести к шести ключевым пунктам

Вгоду по общему правилу плановые проверки не проводятсяНо есть исключениядля некоторых видов контролянадзорасопряженных с экологическим

Плановые проверки проводятся в рамках

санитарноэпидемиологического надзора в сфере водоподготовки и водоснабженияппа п

федерального государственного надзора в области промышленной безопасности для объектовкласса опасности

Результаты контрольных мероприятий в рамках этих видов надзора нередко влияют на результаты экологических споровНапримерфакты нарушений при эксплуатации опасных объектов могут стать доказательством вины в споре о возмещении вредапричиненного окружающей среде

Это создает определенные риски для природопользователейсоответственноадминистративное воздействие сохраняется и может быть даже очень чувствительным для предприятийНо здесь важно отметитьчто у контрольного органаКНОесть право заменить проверку на профилактический визитот которого контролируемое лицо не вправе отказатьсяНасколько часто КНО будут пользоваться этой возможностью – покажет время

Основания для внеплановых проверок строго ограничены

Ряд проверок проводится только по согласованию с прокуратурой

проверки ввиду угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью гражданего причиненияугрозы возникновения ЧС природноготехногенного характераугрозы обороны страны и безопасности государствапричинения им вреда

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении чрезвычайно высокого и высокого рисков на опасных объектахикласса опасностина гидротехнических сооруженияхикласса опасности или индикаторов рискавлекущих непосредственную угрозу вышеуказанным в ппценностям

при проверке исполнения предписания об устранении нарушенийпосле истечения срокасоздающих угрозу причинения вреда вышеуказанным ценностямпри этом внеплановая выездная проверка проводится только если исполнениенеисполнение нельзя установить на основании документов и иной информации в распоряжении государственного органа

Часть проверок может проводиться без согласования с прокуратуройСреди них КНМпроводимые по таким основаниям

по поручению Президента РФ

по поручению председателя Правительства РФ

по поручению ЗамПредседателя Правительства РФ при согласовании с руководителем Аппарата Правительства РФ

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законасоблюдением прав и свобод человека и гражданина

при наступлении события из программы проверок федерального государственного экологического надзора при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания

Все эти основания оставляют широкое поле для маневраФактически внеплановые проверки могут проводиться по целым отраслямгруппам предприятийесли это будет соответствовать государственной политикеПоэтому риск тогочто предприятие может оказаться под интенсивным административным воздействиемвгоду сохраняется – предприятиям необходимо активно отслеживать государственную повестку

КНМзапланированные на дату после вступления в силу постановленияи не подпадающие под ограниченияподлежат отмене КНО единым решением в течениерабочих дней со дня вступления в силу постановленияппостановленияАналогичная ситуация с не завершенными КНМ – они подлежат прекращению в течениерабочих дней со дня вступления в силу постановления

При этом предписание в рамках таких КНМ может быть выдано в одном случае –  если в ходе КНМ были обнаружены факты нарушенийкоторые влекут угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровьювозникновения ЧС природноготехногенного характераущерба обороне страны и безопасности государства

Срок исполнения предписанийвыданных до вступления в силу постановленияпродлевается накалендарных дней со дня истечения срока исполнения и может быть дополнительно продлен по ходатайству контролируемого лицаппостановления

В рамках таких КНМ лицо может быть привлечено к административной ответственности – если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требованийкоторые являются предметом государственного контроляпри этом признаки состава были выявлены в рамках КНМНельзя применить только временный запрет деятельностиппостановления

Что касается мерпринимаемых прямо сейчаспрекращение незавершенных КНМотмена запланированных КНМ и продление срока исполнения предписаний– этоконечносущественное послабление для бизнеса в настоящий моментИ этой возможностью необходимо пользоватьсяв том числе и максимально продлить срок исполнения предписанияВ то же время мы видимчтобезнаказаннымпредприятие не останетсяесли выявлены факты нарушений – и предписание будет вынесенонесмотря на ограниченияи к административной ответственности лицо привлекут

Но насколько вышеобозначенные ограничения снизят нагрузку на бизнес в течениегода – вопросТакнапримерпо поручению Виктории Абрамченконесмотря на мораторийвгоду были проверены почтинедропользователейИсследователи из Института проблем правоприменения при Европейском университете отмечаютчто в действительности у ограничений довольно много исключений и тех самыхвозможностей для маневрао которых я говорила вышеМораторий на проверки не носил абсолютного характера ни вни вгодуОграничения контрольнонадзорных органов по проверке субъектов малого и среднего предпринимательствавключая установленныи? моратории? на проверкине носят абсолютного характераболеевсех планово проверенных организации? и свышевсех внепланово проверенных организации? вгбыли малыми и средними предприятиямиПодробнее смКучаков РККузнецова ДАСкугаревскии? ДАКонтроль и надзор вгЖизнь без проверок в период пандемиианалитическии? отчет

И хотя вгчисло проверок значительно снизилось — враза по сравнению сг– несмотря на точто мораторий был распространен нагвколичество проверок увеличилось враза по сравнению сгПодробнее смКучаков РКСкугаревский ДАКонтроль и надзор вгВозврат к норме или новая парадигмааналитический отчетВгоду количество плановых проверок Росприроднадзора по отношению кгоду уменьшилось незначительновсего напо сравнению с другими ведомствами – Ростехнадзор наРоспотребнадзор наи тдАналогичная статистика и по внеплановым проверкамнав то время как Ростехнадзор – наРоструд –  наи тд

На основе этих данныхя предполагаючто вгодудаже в условиях кризисапроверочная деятельность не будет полностью замороженахотя поддержка бизнесу уже оказанаОперативные меры приняты сейчасна время острого шокано это состояние будет постепенно развеиватьсяНа значительное снижение экологического контроля я бы не рассчитывалаучитывая статистические данные поигодамПоэтому именно сейчас важно воспользоваться предоставленным перерывом и навести порядок в экологической деятельности предприятияперестроить внутренние процессыпровести качественный аудит и тд

Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро».

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2022 года № 1743 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ «Об особых условиях контроля» (от 10 марта 2022 года), продлевающие мораторий плановых контрольно-надзорных мероприятий на 2023 год. Обсудим предусмотренные постановлением особенности контрольной деятельности в 2023 году, а также новый правовой облик профилактического визита подробнее в колонке.

В силу п. 11(3), на 2023 год были оставлены только плановые контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ), регулируемые Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле) и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проводятся (и, соответственно, вносятся в планы проведения плановых КНМ и планы проведения плановых проверок) плановые КНМ и плановые проверки в отношении объектов контроля:

1) отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска,

2) опасных производственных объектов II класса опасности,

3) гидротехнических сооружений II класса.

Однако для этих ограничений предусмотрели исключения – положения абз. 1 п. 11(3) не распространяются на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.

К таким видам контроля/надзора относятся, например, лицензионный контроль за деятельностью по обращению с отходами I-IV класса опасности, федеральный государственный ветеринарный надзор и пр.

В постановлении предусмотрели не только возможность контролирующего органа провести профилактический визит, но и право контролируемого лица, в отношении которого сохраняются плановые проверки, обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении такого визита (абз. 3 п. 11(3)).

Если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.

Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

С учетом установленных сроков проведения визита (не позднее, чем за один месяц до планового мероприятия), фактически введение этих положений дает «второй шанс» субъектам, в отношении которых плановые КНМ проводятся, – достаточный временной промежуток до планового мероприятия позволяет устранить некоторые нарушения.

Профилактический визит отнесен к одному из видов профилактических мероприятий, осуществляемых при проведении государственного экологического контроля (надзора) (п. 16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)».

Профилактический визит – это профилактическая беседа инспектора очно (по месту осуществления деятельности контролируемого лица) либо с использованием видео-конференц-связи. От проведения профилактического визита контролируемое лицо вправе отказаться (ч. 6 ст. 52 Закона о государственном контроле).

Так как это мера предупреждения рисков, то в рамках такого визита лицо может только быть проинформировано либо проконсультировано по вопросам ведения деятельности.

Это включает в себя информирование:

1) об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля,

2) их соответствии критериям риска,

3) основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска,

4) о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Именно поэтому по итогам такого визита, по общему правилу, предписание выдано быть не может (ч. 8 ст. 52 Закона о государственном контроле). Если инспектор в ходе визита выявил явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контролирующего органа для принятия решения о проведении КНМ (ч. 9 ст. 52 Закона о государственном контроле).

Однако для государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска обсуждаемым постановлением была предусмотрена возможность выявления нарушений обязательных требований и выдача предписания в процедуре профилактического визита (абз. 5 п. 11(4)). К счастью, для объектов экологического контроля (надзора) такое исключение предусмотрено не было.

Введение такого условия фактически нивелирует «профилактический характер» визита и сближает его с инспекционным визитом или внеплановой проверкой.

Резюмируя, отметим важное: мораторий на плановые проверки в 2023 году действительно дает существенные послабления в части административной нагрузки, однако необходимо помнить, что у контролирующих органов остается возможность провести внеплановые мероприятия и прокурорские проверки. Соответственно, посредством этих форм контролирующие органы могут выявлять нарушения в деятельности природопользователей как и ранее.

Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Петербурге, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора

Изменения в федеральном законе об охране окружающей среды

Перечень оснований для КНМ: плановых, внеплановых и проводимых на основании программы проверок

Виды и описание КНМ: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование

Содержание
  1. Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА
  2. Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]
  3. Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами
  4. Виды проверок и основания их проведения
  5. Плановые проверки
  6. Внеплановые проверки
  7. Нормативно-правовая база к статье
  8. Экологическая проверка организации
  9. Ошибки госоргана – повод обжаловать результаты проверки Знание закона «О проверках» — уверенность руководителя предприятия
  10. Форма уведомления о проведении проверки
  11. Лица, привлекаемые к проверке
  12. Срок проведения проверки
  13. Остались вопросы по статье?
  14. Плановые и внеплановые мероприятия
  15. Плановая
  16. Внеплановая
  17. Сроки
  18. Что именно проверяет Росприроднадзор
  19. Проверяемые документы
  20. Правильная подготовка к проверке
  21. Итоги проверки
  22. Дополнительные рекомендации

Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА

• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;

• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,

особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).

Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.

Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.

Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):

• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следовательно, если проверка:

• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;

• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,

она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);

• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

Рассмотрим данное положение на примере Московской области.

На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.

Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.

Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.

Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]

С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.

Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Плановые проверки

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

При этом ежегодные планы «экологических» проверок после утверждения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования должны быть согласованы с органами прокуратуры до окончания года, предшествующего году проведения проверок, (т.е. не позднее 31 декабря) размещены на:

  • официальных сайтах соответствующих органов государственного надзора;
  • официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (сводный план проверок по всем видам надзора).

Отсутствие объектов юридического лица, индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок по состоянию на 31 декабря текущего года исключает возможность проведения в отношении его объектов плановых проверок в течение будущего года.

Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

Таким образом, законные основания проведения плановой проверки одновременно составляют:

  • наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
  • издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
  • своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой на основании следующих пунктов:

  • нарушение прав потребителей;
  • истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
  • по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

Как и в случае с правильной организацией плановых проверок, проведение внеплановых проверок должно сопровождаться доведением до сведения хозяйствующего субъекта намерения органа государственного экологического надзора о проведении проверки.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Исключение составляют случаи, когда в результате деятельности проверяемого лица причинен или причиняется вред:

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • безопасности государства.

Предварительное уведомление не требуется, если в результате деятельности проверяемого лица:

  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).

Таким образом, законность внеплановой проверки зависит от соблюдения следующих условий:

  • наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  • предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
  • своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).

Подводя итог, отметим, что рассмотренные особенности организации плановых и внеплановых проверок являются необходимыми формальными условиями их законности.

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Нормативно-правовая база к статье

  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  • Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора».

СПб, Бухарестская ул, дом № 24

  • 5 поводов
  • Экологическая проверка организации: что следует знать руководителю?

Экологическая проверка организации

Правительство Российской Федерации доработало Постановление от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"

Ошибки госоргана – повод обжаловать результаты проверки

Знание закона «О проверках» — уверенность руководителя предприятия

Цель любой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя – определить соблюдение (или несоблюдение) ими требований законодательства на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.

Проверка должна носить предметный характер (к примеру, экология, пожарная безопасность, налогообложение) и ограничиваться строго кругом вопросов, заявленных в распорядительном документе о проведении проверки (Приказе или распоряжении руководителя/заместителя руководителя надзорного органа).

Руководителей предприятий, (особенно тех, кто сталкивается с экологическими проверками организаций впервые), часто волнуют следующие вопросы:

  • В каком порядке и за какой период времени компанию уведомляют о проверке?
  • Какую документацию будет проверять инспектор?
  • Каков состав проверки; кто из сторонних лиц может привлекаться к проведению проверки?
  • Как долго продлится проверка или каков законный срок ее проведения?
  • Какие меры реагирования обязан применить инспектор при выявлении нарушения требований?
  • Как должны оформляться результаты проверки?
  • В каком порядке и в какой срок оспариваются результаты проверки?
  • Завершается ли взаимодействие с инспектором после проверки?

В этой статье мы рассмотрим некоторые из этих вопросов и надеемся, что ответы помогут руководителям предприятий с большей готовностью проходить проверки соблюдения экологических требований.

Форма уведомления о проведении проверки

Форма уведомления о намечаемой проверке одинакова во всех случаях: в компанию направляется копия приказа или распоряжения о начале проведения проверки от руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа. Для придания ей законного статуса самого факта направления копии приказа о назначении проверки недостаточно. Документ доставляется проверяемому лицу способом, позволяющим подтвердить его получение. Как правило, копия приказа отправляется письмом с уведомлением о вручении.

Уведомлять о визите по закону N 294-ФЗ проверяющий орган обязан за три рабочих дня (при плановой проверке) или за 24 часа (при внеплановой проверке). Исключение составляют случаи, если в результате деятельности компании:

  • причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

    (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В указанных случаях внеплановая выездная проверка может быть проведена без предварительного уведомления проверяемого лица.

Именно содержание приказа о назначении проверки, копия которого направляется в организацию, определяет: кто будет проводить проверку; что будет проверять инспектор; когда начнется и закончится проверка; какие сторонние лица будут привлечены к проведению проверки (например, эксперты или экспертные организации).

Единственным источником сведений для определения перечня документации, которую вправе потребовать и проверить инспектор во время проверки, является приказ о назначении проверки.

Следует обратить внимание, что проведение проверки с выходом за пределы соответствующего приказа является грубым нарушением со стороны органа надзора (контроля) и может быть использовано проверяемым лицом в качестве повода для признания результатов проверки недействительными как во внесудебном (административном – через вышестоящий орган надзора), так и в судебном порядке.

Однако имейте в виду, что ограниченный предмет проверки не исключает риска случайного обнаружения инспектором фактов нарушения требований законодательства, которые не охватываются приказом о назначении проверки.

Например, в отношении лица проводится проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в рамках которой, перемещаясь по территории предприятия, инспектор обнаруживает разлив нефтепродуктов на почву.

К обязанностям инспектора в рассматриваемом случае относится принятие мер административного реагирования: вынесение протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания или же возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования.

При этом право на совершение указанных действий, не взирая на предмет проверки, предоставлено инспектору с учетом сферы его полномочий пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лица, привлекаемые к проверке

Инспектор, который уполномочен на проведение проверки, а значит, указан в приказе о назначении проверки, может не обладать специальными знаниями для определения соответствия (несоответствия) деятельности лица некоторым обязательным требованиям законодательства.

Например, должностное лицо, осуществляющее проверку деятельности лица на предмет соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, не станет самостоятельно производить отбор проб атмосферного воздуха и проводить анализ отобранных проб для цели выявления нарушений разрешения на выброс.

Для проведения указанных мероприятий к проверке, как правило, привлекаются эксперты территориальных подразделений ФБУ «ЦЛАТИ».

При выборе привлекаемых к проверке экспертов и экспертных учреждений органу государственного надзора стоит проконтролировать, чтобы указанные лица на момент проверки:

  • Были аккредитованы на предмет проведения исследований (измерений) в соответствующей области аккредитации.
  • Не должны состоять на момент проведения проверки в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией.

Нарушение указанных условий влечет признание результатов проверки недействительными.

Обратите внимание, что привлекаемые к проверке лица должны быть указаны в приказе о назначении проверки; привлечение органом надзора (контроля) экспертов и экспертных организаций, не упомянутых в документе, не допускается.

Срок проведения проверки

Ограничения по сроку проведения проверки установлены вне зависимости от того, является ли проверка документарной или выездной. Срок проведения проверки согласно ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» не может превышать 20 рабочих дней.

Особый срок установлен для проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства – не более 50 часов в год; и для микропредприятий – не более 15 часов в год.

Однако срок проведения плановой выездной проверки может быть увеличен при наличии исключительных обстоятельств (например, необходимость проведения длительных экспертиз, исследований).

Возможность увеличения срока проверки ограничена 20 рабочими днями (по общему правилу), 15 часами – при проведении проверки субъектов малого предпринимательства и микропредприятий.

В настоящем материале рассмотрены общие вопросы, связанные с организацией и началом проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Несоблюдение перечисленных требований к организации и проведению проверок в большинстве случаев является поводом для признания результатов проверки недействительными, что исключает возможность их использования для привлечения лица к ответственности за выявленные нарушения.

Для большей уверенности руководителю предприятия следует внимательно изучить ФЗ №294, чтобы знать свои права и обязанности до, во время и после проверки соблюдения экологических требований.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями)

Остались вопросы по статье?

Правительство Российской Федерации доработало Постановление от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"

Получайте ежемесячно свежие новости в области экологического законодательства!

Росприроднадзор – это орган, который ответственен за контроль в сфере охраны окружающей среды. То есть это структура, обеспечивающая экологический контроль. Ее основные функции: обнаружение и пресечение нарушений экологических норм.

Плановые и внеплановые мероприятия

Проверки Росприроднадзора регламентируются ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении надзорных мероприятий» от 26 декабря 2008 года. Проверка подразделяется на два вида.

Плановая

Плановые мероприятия осуществляются не чаще раза в 3 года. План формируется за несколько месяцев до завершения года. Затем он согласуется с региональной прокуратурой. Сведения о плане проведения проверок можно найти в открытом доступе. Они размещены на сайтах Прокуратуры и Росприроднадзора. Основания для осуществления проверок:

  • Государственная регистрация ЮЛ.
  • Окончание действия результатов последней проверки.
  • Начало деятельности ЮЛ.

Предприниматель имеет возможность заблаговременно подготовиться к проверке.

Внеплановая

Внеплановая проверка проводится по конкретным фактам. Для ее осуществления нужны основания:

  • Ранее лицу было выдано предписание об исправлении ошибок. Срок, отпущенный на эти исправления, закончился.
  • Есть приказ или распоряжение вышестоящего органа надзора.
  • На фирму поступила жалоба, предметом которой являются эти правонарушения: создание угрозы людям, окружающей среде, объектам культурного значения, нарушение прав потребителей.

Жалоба может поступать от любых лиц. Внеплановая проверка предполагает более узкий комплекс действий. В частности, проверяется сфера, в которой предположительно произошло нарушение.

Сроки

Максимальный срок плановой проверки – 20 рабочих дней. Касательно выездных мероприятий действуют эти сроки:

  • 50 часов для малых предприятий.
  • 15 часов для микропредприятий.

Срок в 20 дней может продлеваться в исключительных случаях. Обычно это связано с необходимостью проведения длительных экспертиз и исследований.

Что именно проверяет Росприроднадзор

Росприроднадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:

  • Геологические исследования, охрана недр и их разумное использование.
  • Слежение за отходами и охрана атмосферы.
  • Охрана озер, морских вод.

Проверка осуществляется в отношении организаций, которые так или иначе контактируют с перечисленными природными объектами.

Проверяемые документы

Обычно в рамках проверочных мероприятий рассматриваются эти документы:

Все документы предоставляются в оригинале. На них должны стоять подпись руководителя и печать фирмы.

Правильная подготовка к проверке

К плановому мероприятию следует готовиться заблаговременно. Рекомендуется заказать независимый экологический аудит. Он нужен для проверки наличия всех необходимых документов. Аудитор также проверяет, соответствует ли деятельность организации всем экологическим нормам. Аудит фирма может провести с помощью собственных ресурсов. Если же этих ресурсов недостаточно, имеет смысл обратиться к профессиональным аудиторам.

К внеплановому мероприятию подготовиться сложнее. Уведомление о нем предприниматель получает за сутки до проведения. То есть у фирмы остается минимальное время на подготовку. Однако и в этом случае можно предпринять эти действия:

  • Все документы инспекторов должны быть тщательно проверены. В частности, запросить следует удостоверение, приказ о проверке.
  • Рекомендуется известить о мероприятии своего юриста.
  • Работа инспектора должна проводиться в сопровождении представителя фирмы.

Не обязательно предоставлять документы моментально. Следует проверить их на ошибки.

Итоги проверки

Если Росприроднадзор найдет правонарушения, оформляется акт. Составляются предписания по исправлению нарушений. Дальнейшие меры зависят от серьезности экологического преступления. Предпринимателю может быть выписан штраф. В крайнем случае работа организации приостанавливается. Повторные нарушения предполагают административную ответственность.

Рассмотрим правонарушения и ответственность за них:

  • Отсутствие разрешения на выброс отходов, проекта ПДВ. Штраф для ИП составит 40 000-50 000 рублей, для ЮЛ – 80 000-250 000 с приостановкой работы на срок до 3 месяцев.
  • Выбросы свыше нормативов. Штраф для ИП составит 40 000-50 000 рублей, для ЮЛ – 80 000-250 000 рублей.
  • Неисправные газоочистные установки. Штраф для ИП равен 1 000-2 000 рублей, для ЮЛ – 10 000-20 000 рублей, остановка работы на срок до 3 месяцев.
  • Отсутствует план-расчет выбросов. Штраф для ИП составляет 10 000-30 000 рублей, для ЮЛ – 100 000-250 000 рублей.
  • Отсутствуют бумаги о формировании отходов, журнал учета отходов. Для ИП – 10 000-30 000 рублей, для ЮЛ – 100 000-250 000 рублей.
  • Нарушения в сфере обращения с группой опасных отходов. Штраф для ЮЛ составляет 100 000-250 000 рублей. В некоторых случаях практикуется остановка работы на 3 месяца.
  • Искажение сведений о нарушениях в области экологии. Штраф равен 10 000-20 000 рублей.
  • Нарушены правила безопасности при сбросе стоков. Назначается штраф 80 000-100 000 рублей и остановка деятельности на 3 месяца.
  • Выброс опасных элементов. Назначается штраф 180 000-250 000 рублей, а также приостановка работы на срок до 3 месяцев.
  • Не вовремя оплачен штраф, назначенный ранее. Штраф размером 50 000-100 000 рублей.

Штрафы, касающиеся экологии, уплачиваются до 20 числа месяца, последующего за отчетным кварталом.

ВАЖНО! Заключение Росприроднадзора можно оспорить. Для этого нужно на протяжении 15 дней направить обоснованное возражение в региональный надзорный орган. В суде штраф можно обжаловать на протяжении 10 дней. В суд направляется иск с обоснованными возражениями. К нему прилагаются документы, подтверждающие позицию истца.

Дополнительные рекомендации

Больше всего проблем у предпринимателя возникает при внеплановой проверке. Всего за 24 часа ему нужно подготовиться к мероприятию. Сделать это не всегда возможно. Для предупреждения проблем рекомендуется общаться с инспекторами максимально вежливо. Не стоит лгать, так как при проверке быстро обнаружится правда. Рекомендуется оперативно подготовить имеющиеся документы, проверить их на предмет ошибок. После этого пакет бумаг направляется инспектору. Если проводится плановая проверка, а нарушений много, рекомендуется обратиться за аудитом в стороннюю фирму. Смотреть график проверки нужно на официальном сайте.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля