- Погоны к специальным званиям внутренней службы МЧС РоссииПравить
- Научно-исследовательские учрежденияПравить
- Деятельность в области чрезвычайных ситуацийПравить
- Мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
- Предупреждение и тушение пожаров
- Как стать инспектором
- Государственный пожарный надзор (ГПН)
- ПризнательностьПравить
- ИсторияПравить
- СсылкиПравить
- Техническое регулирование и надзор
- Противопожарная служба субъектов Российской ФедерацииПравить
- Государственная противопожарная служба Российской Федерации
- Коммерческие услугиПравить
- Гражданская оборонаПравить
- Государственная противопожарная служба МЧС России
- Высшие учебные заведенияПравить
- РуководствоПравить
- Первые заместители министра
Погоны к специальным званиям внутренней службы МЧС РоссииПравить
Андрей: В должностные обязанности инспектора входит ряд функций:
- своевременное исполнение предоставленных полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
- знание и соблюдение законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности. Необходимо досконально знать требования нормативных актов и уметь их применять;
- проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на закрепленном участке на основании и в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Посещать объекты инспектор обязан только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и соответствующих распоряжений;
- при проведении мероприятий по контролю давать разъяснения по возникающим вопросам и всю необходимую информацию представителям проверяемых объектов;
- ознакомление руководителей проверяемых объектов либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
- принятие мер по фактам выявленных нарушений с учетом:соответствия указанных мер тяжести нарушений и потенциальной опасности нарушений для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
- недопущение необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
- проведение в ходе мероприятий по контролю разъяснительной работы по применению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
- соблюдение коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Борис: Но помимо обязанностей, у инспектора как у должностного лица, существуют еще и права.
Заключаются они в следующем:
- организация разработки, утверждение совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;
- осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
- внесение предложений о выполнении мер пожарной безопасности в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
- проведение обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения нарушений вышеуказанных требований;
- при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, инспектор имеет право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан;
- выдача обязательных для исполнения предписаний руководителям организаций, должностным лицам и гражданам по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности;
- производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;
- наложение административных взысканий на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.
С таким перечнем прав и обязанностей вам, скорее всего, не приходится рассчитывать на любовь и благодарность ваших подопечных?
Ну почему же? Я понимаю, о чем вы, но не соглашусь. Да, напрямую связать нашу деятельность со спасением человеческой жизни обычно никому в голову не приходит, между тем, это ведь и есть наша основная задача пожарной профилактики. Здесь как в медицине – болезнь легче предупредить, чем лечить.
Пожар тем более – легче предупредить, чем тушить. И вы знаете, мне приходилось слышать в свой адрес слова: «Спасибо, капитан. Хана бы нам, если б не твоя дотошность». Это было, когда я не дал разрешение на сварочные работы из-за неисправного состояния сварочного аппарата. Неисправность на первый взгляд была пустяковая, как они ругались и уговаривали, что всегда так работают и все было нормально, что времени у них мало, что техника простаивает. А когда принялись за устранение неисправности, оказалось, что несерьезные с виду нарушения могли обернуться бедой.
Видим мы и благодарность за нашу работу. Возможно, реже, чем представители других профессий в системе МЧС, но видим. Особенно при проведении мероприятий пропаганды в школах и детских садах. Дети – благодарные слушатели, им все интересно, задают массу вопросов, порой недетских и каверзных, но я радуюсь этим вопросам – это значит, что не зря мы проводим эти беседы, значит есть в них смысл и толк.
Есть в пожарной охране профессии сугубо мужские. Инспектор к ним относится?
Борис: Пожалуй, нет. Руководство не любит брать представительниц прекрасного пола в инспекцию, женщин здесь существенно меньше, чем мужчин, но все же есть. На заводе им, конечно, сложнее. Каждый день, в любую погоду идешь на участок. Порой приходится лезть на крышу, порой спускаться в подвал, ну и контингент, с которым приходится общаться, очень разный. Но ничего, справляются. За всех не скажу, но у нас в части давно принято – участки, которые полегче, поспокойнее, считаются женскими. Однако взаимозаменяемость никто не отменял, поэтому приходится им изредка брать на себя и наши участки, повышенной сложности. Ничего, справляются, не жалуются.
Андрей: Соглашусь, чисто мужской профессию инспектора считать, наверное, не стоит. Есть женщины, которые лучше мужчин справляются со своими обязанностями именно в силу того, что они женщины. Иногда очень важны чисто женские качества – умение найти общий язык с собеседником, избегать конфликтных ситуаций обходя «острые углы», эмоциональная гибкость, способность быстро расположить к себе человека. Есть аспекты, в которых мужчине легче, и намного, но считать должность инспектора сугубо мужской – неправильно.
Научно-исследовательские учрежденияПравить
- Центр стратегических исследований гражданской защиты (ЦСИ ГЗ)
- Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС)
- Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИ ПО)
- Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия»)
- Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А. М. Никифорова (ВЦЭРМ им. А. М. Никифорова)
Деятельность в области чрезвычайных ситуацийПравить
Мы не собирались создавать министерство в том виде, в котором оно существует сейчас. Планировали отряд численностью примерно в пятьсот человек, состоящий из очень хорошо образованных, подготовленных и оснащённых профессионалов, которые могли бы реагировать на серьёзные чрезвычайные ситуации вроде Чернобыля или землетрясения в Спитаке.
В ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной со взрывом на шахте «Северная» 26.02.2016 г. (г. Воркута, Республика Коми), в результате которой погибло 35 и пострадало 14 человек, установлено, что действующая организационная структура органов управления и сил местного пожарно-спасательного гарнизона многоступенчатая, имеет многочисленные избыточные звенья управления, необоснованно завышенную численность управленческого персонала и контрольно-надзорных подразделений, что не обеспечивает эффективное решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций занимается:
- мониторингом, лабораторным контролем и прогнозированием чрезвычайных ситуаций;
- предупреждением и тушением пожаров;
- предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;
Военнослужащих в МЧС России — 7230 человек (по состоянию на 1 июля 2014 г.), сотрудников ФПС — 151 000 человек.
Мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Распоряжением Президента Российской Федерации от 20 марта 2000 г. № 86-рп была поддержана инициатива МЧС России по созданию системы мониторинга и прогнозирования ЧС и определён порядок ее создания. Она получила название «Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (СМП ЧС). Положение о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера одобрено Межведомственной комиссией по ликвидации чрезвычайных ситуаций и утверждено Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (Приказ МЧС России от 12.11.2001 № 483). В соответствии с Положением цель СМП ЧС — своевременное выявление причин возникновения чрезвычайных ситуаций, определение возможных масштабов и характера развития чрезвычайных ситуаций, выработка рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий. Головным учреждением в части методического руководства системой был определён Центр «Антистихия».
Предупреждение и тушение пожаров
- Национальный центр управления в кризисных ситуациях (ФКУ НЦУКС) (орган повседневного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в г. Москве;
- Центральный аэромобильный спасательный отряд в г. Жуковском (Московская область);
- поисково-спасательные службы;
- центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» в г. Москве;
- отдельные вертолётные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи;
В составе МЧС России находятся Головные главные управления МЧС России (ГУ МЧС по Москве, Санкт-Петербургу, Нижегородской, Ростовской, Новосибирской, Свердловской областям, Приморскому и Ставропольскому краям) и главные управления для каждого субъекта федерации.
- Государственная противопожарная служба//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. I (А — И) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
- Указ Президента РФ от 09.11.2001 N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». base.garant.ru. Дата обращения: 24 апреля 2020. Архивировано 19 февраля 2020 года.
- Наказ о Градском благочинии. www.mchs.gov.ru. Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано из оригинала 21 августа 2019 года.
- Постановление Совета Министров РСФСР от 16 августа 1991 г. N 433 «Вопросы организации службы противопожарных и аварийно- спасательных работ Министерства внутренних дел РСФСР»
- СОВЕТ МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 августа 1993 г. N 849 г. Москва Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации
- Ъ-Деньги — Советская власть плюс сертификация всей страны. www.kommersant.ru. Дата обращения: 12 января 2019. Архивировано 23 июня 2018 года.
- Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О
- Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 N 789 О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании
- Горим синим пламенем//Совершенно секретно № 12/223 2007 год. www.webcitation.org. Дата обращения: 12 января 2019.
- Моя хата с краю//Версия. versia.ru. Дата обращения: 12 января 2019. Архивировано 4 декабря 2014 года.
- МЧС: Во всех субъектах России созданы гарнизоны пожарной охраны : Новости.0-1.ru. www.0-1.ru. Дата обращения: 12 января 2019. Архивировано 5 января 2019 года.
- ↑ 1 2 3 4 От спасения России к новым горизонтам развития. С. К. Шойгу: 21 год во главе Чрезвычайной службы России. В 4-х т. Т. III: Национальная система пожарной безопасности —М.:ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012
- Поборы и смерть: как система создала условия для пожара в Кемерово. www.rbc.ru. Дата обращения: 12 января 2019. Архивировано 12 января 2019 года., РБК (27 марта 2018 года)
Как стать инспектором
Инспектор Государственного пожарного надзора МЧС России
Традиционно первый вопрос – как Вы стали инспектором ГПН?
Борис: Не буду говорить, что мечтал быть инспектором с детства. Нет, тут скорее случай. Я родом из маленького городка. Отучился в Новосибирске, но оставаться там не захотел – вернулся к себе. А работу найти не мог довольно долго. Не очень ждут работодатели вчерашнего студента, пусть и с новеньким дипломом, но без опыта работы. Походил пару месяцев по собеседованиям, пооббивал пороги разных организаций и понял, что диплом можно положить на полку вместе со своими амбициями до лучших времен. Пошел и устроился на завод, обычным работягой, на конвейер. Не сидеть же дома здоровому лбу на шее родителей. Включили в состав добровольной пожарной дружины, а тут как раз соревнования.
В процессе подготовки к ним приходилось часто обращаться в пожарную часть, она прямо на территории завода находится. Разговорились с тамошним инспектором, он и посоветовал попробовать устроиться к ним, народу не хватает, а у меня образование высшее – главное комиссию пройти.
Тогда не было настолько строгих требований к образованию, как сейчас, с любым высшим брали. Устроился, не зная толком, куда иду и имея очень смутные представления о профессии, но оказалось, что попал в точку – это оказалось мое дело.
Проверка соблюдения требований пожарной безопасности в организации
Так чем все-таки отличаются ваши должности?
Андрей: основная функция у нас одна – это профилактика и предотвращение возникновения пожаров на объекте, но методы и способы достижения этой цели несколько отличаются. У надзорных органов больше полномочий было до недавнего времени, а сейчас начался процесс передачи полномочий ГПН профилактикам, поэтому различия будут нивелированы.
Ну и инспектор отделения профилактики пожаров – это чаще всего объектовые подразделения, в основном части по охране отдельного объекта – заводов, фабрик и прочее. Инспектор государственного пожарного надзора инспектирует объекты на территории населенного пункта. Магазины, школы, различные учреждения и здания, находящиеся на территории курируемого района. В обоих случаях своя специфика, свои тонкости и сложности.
Государственный пожарный надзор (ГПН)
Государственный пожарный надзор (ГПН) — осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о пожарной безопасности, должностными лицами органов ГПН, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Основной задачей ГПН является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.
Органами ГПН являются:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН;
- структурные подразделения региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления ГПН на территориях федеральных округов;
- структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в обл. пожарной безопасности; подразделения ФПС, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.
Руководители соответствующих органов ГПН по должности одновременно являются:
- главными государственными инспекторами субъектов РФ по пожарному надзору;
- главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению ГПН определяется Правительством РФ. Должностные лица органов ГПН при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством РФ. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов ГПН.
Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:
- организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
- осуществлять ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в т. ч. в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; вызывать в органы управления и в подразделения ГПН должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
- налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в т. ч. за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГПН.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов ГПН определяются Положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке. Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О пожарной безопасности», если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, ГПН осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ с градостроительной деятельности.
Лит.: Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре».
ПризнательностьПравить
- Поисково-спасательная служба МЧС России
- Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации (ЦУКСы)
- Федеральная противопожарная служба
- Спасательные воинские формирования МЧС России (бывшие войска гражданской обороны МЧС России)
- Государственная инспекция по маломерным судам
- Центр экстренной психологической помощи МЧС России
- Военизированные горноспасательные части
Авиация МЧС имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме «Раменское» и региональные подразделения.
ИсторияПравить
Органы власти СССР прекратили существование 25—26 декабря 1991 года.
Монета, Банка России посвященная МЧС России
СсылкиПравить
Территориальное подразделение — пожарная часть МЧС России
В состав федеральной противопожарной службы входят:
- структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;
- Главные управления МЧС России по субъектам РФ;
- органы государственного пожарного надзора;
- пожарно-технические научно-исследовательские учреждения;
- подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;
- объектовые подразделения;
- специальные и воинские подразделения;
- территориальные подразделения;
Техническое регулирование и надзор
Чтобы сократить нарушения, надо как минимум иметь в собранном, обозримом и исполнимом виде саму систему требований. Сейчас они разбросаны по десяткам и сотням тысяч нормативных документов, в изобилии содержащих нормы избыточные, взаимоисключающие, абсурдные и заведомо невыполнимые. Собрать исчерпывающий перечень требований для условной «Зимней вишни», хотя бы только по эксплуатации объекта, сейчас не в состоянии даже доктор технических наук. Надзор тем более в этом не помощник; наоборот, в его интересах держать массив норм в запутанном и непрозрачном состоянии.
Противопожарная служба субъектов Российской ФедерацииПравить
Эмблема противопожарной службы Архангельской области
Государственная противопожарная служба Российской Федерации
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 ноября 2021 года; проверки требуют 4 правки.
Борис: Кому как. Мне очень сложно было первое время наказывать нарушителей, ибо на моем участке оказался цех, в котором я начинал работать. Ну как – я с ним за одним станком стоял, а теперь ловить и наказывать. Было сложно поначалу, но ничего, привыкли потом к своим новым отношениям – и они, и я.
Сложно бывает вникнуть в особенности объекта, если речь о производственном объекте – нужно знать технологический процесс, особенности используемых веществ и материалов, требования всех нормативных документов. Поначалу сложно всем, но со временем все постигаешь. У нас новый сотрудник – девушка, звонит недавно мне: «Боря, я очень глупый вопрос задам – а как пахнет при сварочных работах?» Объяснила – зашла в помещение, где работают сварщики, а там накурено. Никто не курит, никаких следов, но запах очень сильный. Сварщики принялись уверять, что это сварка так пахнет. Инспектор растерялась – может правда? Объяснил, конечно, что запах сигарет и сварки никак нельзя спутать, но вот свидетельство того, какие неожиданные вопросы могут возникать в процессе работы.
Оформление результатов проверки после его обследования
Андрей: Сложно бороться с таким явлением, которое у нас условно называются «звонками сверху». Я объясню. Я выявил нарушение, принял соответствующие меры. Меры эти, конечно, означают определенные неудобства для тех, к кому я их применяю. И эти нарушители порой применяют по отношению ко мне контрмеры – просто-напросто поступает указание «не трогать» данный объект или ограничиться менее серьезными мерами, которые должного результата все равно не приносят. Получается, что на какие-то нарушения мне нужно просто «закрыть глаза», не заметить их и не реагировать.
Получается, с одной стороны наносится определенный урон моему авторитету на охраняемом объекте, когда я вынужден менять свои решения. А с другой – я беру на себя немалую ответственность. Случись что – моментально выяснится, что было нарушение, работу по которому я не провел и кроме меня нести ответственность за это никто не будет. Поэтому приходится искать компромиссы, быть абсолютно беспристрастным не удается, постоянно необходимо оценивать степень тяжести нарушения с точки зрения возможных последствий. Вот это балансирование для меня, пожалуй, и есть самое сложное в профессии.
Коммерческие услугиПравить
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 февраля 2023 года; проверки требуют 5 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС.
В МЧС входит федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы.
Гражданская оборонаПравить
Ведомость взносов членов ГСК за апрель 1997 года с отчислениями государственному пожарному надзору
30 апреля 1999 года Указом Президента Российской Федерации установлен профессиональный праздник — «День пожарной охраны России».
Государственная противопожарная служба МЧС России
В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную.
Высшие учебные заведенияПравить
- Академия гражданской защиты МЧС России
- Академия Государственной противопожарной службы МЧС России (АГПС МЧС России)
- Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
- Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
- Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
- Сибирская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
- Воронежский институт повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России
- Дальневосточная пожарно-спасательная академия МЧС России (филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России)
В составе АГПС МЧС России находился Институт культуры МЧС России, включавший в себя:
- отдел кинематографического искусства;
- отдел культурно досуговой-деятельности;
- отдел литературного творчества;
- отдел театрального искусства;
- отдел телевидения и кино;
РуководствоПравить
После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации (отмечены в примечаниях), указа или распоряжения Президента Российской Федерации.
- генерал армии Шойгу Сергей Кужугетович (20 января 1994 г., № 171 — 11 мая 2012 г., № 616);
- генерал-лейтенант Пучков Владимир Андреевич (и. о., с 17 мая 2012 г.) (с 21 мая 2012 г., № 647 — 18 мая 2018 г.);
- генерал армии Зиничев Евгений Николаевич (18 мая 2018 г., № 231 — 8 сентября 2021 г.,† погиб);
- генерал-полковник внутренней службы Чуприян Александр Петрович (и. о., с 10 сентября 2021 г., — 24 мая 2022 г.№ 250-рп).
- генерал-лейтенант Куренков Александр Вячеславович (c 25 мая 2022 г., № 305)
Первые заместители министра
- генерал-полковник Степанов Владимир Викторович (5 ноября 2015 г., № 552 — 4 июня 2018 г., № 288)
- действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса Цаликов, Руслан Хаджисмелович (2007—2012)
- генерал-лейтенант Серко, Алексей Михайлович (с 24 июля 2018 г., № 450) — статс-секретарь.
- генерал-полковник Гречушкин, Николай Николаевич (с 24 июля 2018 г., № 450)
- генерал-полковник Яцуценко, Виктор Николаевич (с августа 2018 г.)
- генерал-полковник внутренней службы Денисов, Илья Павлович (с 3 июля 2019 г., № 310)
- действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Антропова, Валентина Викторовна (с 29 июля 2022 г., № 505)
- генерал-лейтенант внутренней службы Баженов Олег Валерьевич (7 июля 2016 г., № 323 — 6 июля 2017 г., № 310) (с 6 июля 2017 г., № 310 — статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)
- генерал-лейтенант внутренней службы Аксёнов Владлен Владимирович (с 2 февраля 2017 г., № 47 — август 2018 г.)
- генерал-майор внутренней службы Кададов Сергей Александрович (с августа 2017 года)
- генерал-полковник внутренней службы Чуприян Александр Петрович (13 ноября 2006 г., № 1269 — 4 июня 2018 г., № 288)
- действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса Цаликов, Руслан Хаджисмелович (2000—2007)
- действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса Артамонов Владимир Сергеевич (статс-секретарь-заместитель Министра 2012 — 2017 г.г.)
- действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Ничипорчук Виктор Михайлович (4 июня 2020 г., № 310 — 11 апреля 2022 г., № 197)
- действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса Гурович Андрей Михайлович (4 июня 2018 г., № 288 — 25 мая 2022 г. № 306)