Экологический
контроль — важнейшая правовая
мера обеспечения рационального
природопользования и охраны окружающей
среды от вредных воздействий, функция
государственного управления и правовой
институт экологического права. Именно
посредством экологического контроля
в основном обеспечивается принуждение
соответствующих субъектов экологического
права к исполнению экологических
требований.
Ранее
подчеркивалось, что функция экологического
контроля выполняется и при осуществлении
иных правовых мер обеспечения рационального
природопользования и охраны окружающей
среды — экологического нормирования,
экологической экспертизы, экологического
лицензирования, экологической
сертификации. Но в рамках всех этих
направлений деятельности экологический
контроль, то есть обеспечение исполнения
эколого-правовых требований, осуществляется
объективно, попутно, применительно к
каждому из названных видов деятельности.
Реализация любой из таких мер, как и
проведение экологического контроля,
представляет собой самостоятельную,
целенаправленную деятельность специально
уполномоченных государственных органов,
осуществляемую в рамках установленной
для процедуры, на основе специальных правовых
норм и
направленную на решение своих задач.
Российское
административное право выделяет два
вида контрольной деятельности — контроль
и надзор.
Контроль
в области охраны окружающей среды
(экологический контроль) —
система мер, направленная на предотвращение,
выявление и пресечение нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды, обеспечение соблюдения
субъектами хозяйственной и иной
деятельности требований, в том числе
нормативов и нормативных документов,
в области охраны окружающей среды.
Объектом
экологического контроля является,
с одной стороны, окружающая среда
(ее компоненты), с другой — деятельность органов
государственной власти, предприятий,
организаций, должностных лиц и граждан по
соблюдению экологических правил и
нормативов.
Административный
надзор представляет собой специфическую
разновидность государственного контроля.
Суть его состоит в постоянном и
систематическом наблюдении специальных
государственных органов за деятельностью
неподчиненных им органов лиц с целью
выявления и пресечения нарушений
экологического законодательства. Надзор
проводится в отношении органов исполнительной
власти,
предприятий, общественных формирований
и граждан.
Предупредительная
функция заключается
в том, что субъекты экологического
контроля, зная о возможной проверке
исполнения ими правовых экологических
требований, самостоятельно проявляют
активность в исполнении требований
законодательства и предупреждении
нарушений.
Информационная
функция связана
с тем, что в процессе контроля
соответствующие органы и лица собирают
разнообразную информацию о
природоохранительной деятельности
подконтрольных и поднадзорных
объектов.
Карательная
функция проявляется
в применении к нарушителям правовых
экологических требований предусмотренных
законодательством санкций.
Виды
экологического контроля (в зависимости
от субъекта и сферы действия контроля):
- контроль
выполнения правовых требований,
планов и мероприятий по рациональному
использованию природных ресурсов и
охране окружающей среды; - контроль
соблюдения нормативов предельно
допустимых воздействий на природу; - контроль
выполнения иных требований законодательства
об окружающей среде и др.
Иначе,
задачами экологического контроля
являются обеспечение органами
государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами
исполнения законодательства в области
охраны окружающей среды, соблюдения
требований, в том числе нормативов и
нормативных документов, в области охраны
окружающей среды, а также обеспечение
экологической безопасности.
Понятие, формы, виды и система экологического контроля.
Экологические права и обязанности граждан.
Функции организационно-правового механизма охраны окружающей среды.
Экологический контроль — это определенный вид управленческой деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности.
Экологический контроль — составная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды, одно из проявлений экологической функции Российского государства. Кроме того, он является и составной частью механизма реализации эколого-правовых предписаний
Основная задача экологического контроля — обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Что касается государственного экологического контроля, то он носит надведомственный характер.
По своим формам экологический контроль с определенной долей условности можно подразделить на:
— предупредительный и карательный.
Информационная форма контроля выражается преимущественно в сборе и анализе соответствующей экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области природопользования и охраны окружающей среды.
Предупредительная форма контроля, направлена на предупреждение экологических правонарушений и, следовательно, на недопущение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть.
Карательная форма контроля выражается в применении мер государственного принуждения, как к физическим, так и юридическим лицам, нарушающим экологическое законодательство.
В ст. 64 Закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Различаются следующие видыэкологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный контрольв области охраны окружающей среды.
Государственный контроль. Статья 65 вышеназванного закона закрепляет, что государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
— посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
— проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
— проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
— проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
— предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
— приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
— привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Производственный экологический контроль имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей среды».
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача — проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.
Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Контроль как особая форма регулирования общественных отношений заключается в наблюдении за деятельностью подконтрольного объекта, в выявлении отклонений от нормативных правовых норм, невыполнений предписаний органов государственной власти, местного самоуправления и экологического контроля и иных правонарушений, а также в предупреждении возможных правонарушений.
Экологический надзор (контроль) по субъектам, осуществляющим э. н., подразделяется на:
Экологический надзор (контроль) регулируется:
ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ;
ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ
Государственный экологический контроль подразделяется на:
— федеральный государственный экологический контроль
— государственный экологический контроль, осуществляемый субъектами Российской Федерации.
4) муниципальный контроль — деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Ст. 67 Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
1. Производственный экологический контроль осуществляется в целях:
— обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
— в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять:
— сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности;
— результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях:
— реализации права каждого на благоприятную окружающую среду
— предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, а также гражданами.
3. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
Классификация контроля проводится по объектам контроля.
Ст. 65 ФЗ ч. 2 ФЗ Государственный экологический надзор включает в себя:
— государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
— гос. земельный надзор;
— гос. надзор в области обращения с отходами;
— в области охраны атмосферного воздуха;
— в области использования и охраны водных объектов;
— на континентальном шельфе Российской Федерации;
— во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
— в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
— в области охраны озера Байкал;
— федеральный государственный лесной надзор;
— ф. г. н. в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
— ф. г. контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
— ф. г. охотничий надзор;
— г. н. в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Цель экологического контроля – обеспечение правомерного поведения субъектов экологических отношений, экологического правопорядка, которая достигается наблюдением за их деятельностью и устранением, предупреждением правонарушений, применением к правонарушителям мер воздействия.
Функции экологического контроля заключаются:
— в выявлении, предупреждении, пресечении экологических правонарушений и устранении их последствий,
— сборе и накоплении информации о деятельности субъектов экологических отношений,
— привлечении к ответственности правонарушителей.
В отличие от правового регулирования, управления регулятивные функции контроля заключаются в направлении деятельности субъектов общественных отношений путем выявления, устранения отклонений от правомерного поведения и предупреждения их в будущем.
Поиск по сайту:
mydocx.ru — 2015-2023 year. (0.011 sec.)