Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096 «О федеральном государственном контроле и надзоре в сфере окружающей среды» с изменениями и дополнениями

Экологический
контроль — важнейшая правовая
мера обеспечения рационального
природопользования и охраны окружающей
среды от вредных воздействий, функция
государственного управления и правовой
институт экологического права. Именно
посредством экологического контроля
в основном обеспечивается принуждение
соответствующих субъектов экологического
права к исполнению экологических
требований.

Ранее
подчеркивалось, что функция экологического
контроля выполняется и при осуществлении
иных правовых мер обеспечения рационального
природопользования и охраны окружающей
среды — экологического нормирования,
экологической экспертизы, экологического
лицензирования, экологической
сертификации. Но в рамках всех этих
направлений деятельности экологический
контроль, то есть обеспечение исполнения
эколого-правовых требований, осуществляется
объективно, попутно, применительно к
каждому из названных видов деятельности.
Реализация любой из таких мер, как и
проведение экологического контроля,
представляет собой самостоятельную,
целенаправленную деятельность специально
уполномоченных государственных органов,
осуществляемую в рамках установленной
для процедуры, на основе специальных правовых
норм и
направленную на решение своих задач.

Российское
административное право выделяет два
вида контрольной деятельности — контроль
и надзор.

Контроль
в области охраны окружающей среды
(экологический контроль) —
система мер, направленная на предотвращение,
выявление и пресечение нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды, обеспечение соблюдения
субъектами хозяйственной и иной
деятельности требований, в том числе
нормативов и нормативных документов,
в области охраны окружающей среды.

Объектом
экологического контроля является,
с одной стороны, окружающая среда
(ее компоненты), с другой — деятельность органов
государственной власти, предприятий,
организаций, должностных лиц и граждан по
соблюдению экологических правил и
нормативов.

Административный
надзор представляет собой специфическую
разновидность государственного контроля.
Суть его состоит в постоянном и
систематическом наблюдении специальных
государственных органов за деятельностью
неподчиненных им органов лиц с целью
выявления и пресечения нарушений
экологического законодательства. Надзор
проводится в отношении органов исполнительной
власти,
предприятий, общественных формирований
и граждан.

Предупредительная
функция заключается
в том, что субъекты экологического
контроля, зная о возможной проверке
исполнения ими правовых экологических
требований, самостоятельно проявляют
активность в исполнении требований
законодательства и предупреждении
нарушений. 
Информационная
функция связана
с тем, что в процессе контроля
соответствующие органы и лица собирают
разнообразную информацию о
природоохранительной деятельности
подконтрольных и поднадзорных
объектов. 
Карательная
функция проявляется
в применении к нарушителям правовых
экологических требований предусмотренных
законодательством санкций.

Виды
экологического контроля (в зависимости
от субъекта и сферы действия контроля):

  • контроль
    выполнения правовых требований,
    планов и мероприятий по рациональному
    использованию природных ресурсов и
    охране окружающей среды;
  • контроль
    соблюдения нормативов предельно
    допустимых воздействий на природу;
  • контроль
    выполнения иных требований законодательства
    об окружающей среде и др.

Иначе,
задачами экологического контроля
являются обеспечение органами
государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами
исполнения законодательства в области
охраны окружающей среды, соблюдения
требований, в том числе нормативов и
нормативных документов, в области охраны
окружающей среды, а также обеспечение
экологической безопасности.

Понятие, формы, виды и система экологического контроля.

Экологические права и обязанности граждан.

Функции организационно-правового механизма охраны окружающей среды.

Экологический контроль — это определенный вид управленческой деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности.

Экологический контроль — составная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды, одно из проявлений экологической функции Российского государства. Кроме того, он является и составной частью механизма реализации эколого-правовых предписаний

Основная задача экологического контроля — обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Что касается государственного экологического контроля, то он носит надведомственный характер.

По своим формам экологический контроль с определенной долей условности можно подразделить на:

— предупредительный и карательный.

Информационная форма контроля выражается преимущественно в сборе и анализе соответствующей экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области природопользования и охраны окружающей среды.

Предупредительная форма контроля, направлена на предупреждение экологических правонарушений и, следовательно, на недопущение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть.

Карательная форма контроля выражается в применении мер государственного принуждения, как к физическим, так и юридическим лицам, нарушающим экологическое законодательство.

В ст. 64 Закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Различаются следующие видыэкологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный контрольв области охраны окружающей среды.

Государственный контроль. Статья 65 вышеназванного закона закрепляет, что государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

— посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

— проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

— проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

— проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

— предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

— приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

— привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей среды».

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача — проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Контроль как особая форма регулирования общественных отношений заключается в наблюдении за деятельностью подконтрольного объекта, в выявлении отклонений от нормативных правовых норм, невыполнений предписаний органов государственной власти, местного самоуправления и экологического контроля и иных правонарушений, а также в предупреждении возможных правонарушений.

Экологический надзор (контроль) по субъектам, осуществляющим э. н., подразделяется на:

Экологический надзор (контроль) регулируется:

ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ;

ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ

Государственный экологический контроль подразделяется на:

— федеральный государственный экологический контроль

— государственный экологический контроль, осуществляемый субъектами Российской Федерации.

4) муниципальный контроль — деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

Ст. 67 Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

1. Производственный экологический контроль осуществляется в целях:

— обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

— в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять:

— сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности;

— результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях:

— реализации права каждого на благоприятную окружающую среду

— предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2. Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, а также гражданами.

3. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Классификация контроля проводится по объектам контроля.

Ст. 65 ФЗ ч. 2 ФЗ Государственный экологический надзор включает в себя:

— государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

— гос. земельный надзор;

— гос. надзор в области обращения с отходами;

— в области охраны атмосферного воздуха;

— в области использования и охраны водных объектов;

— на континентальном шельфе Российской Федерации;

— во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

— в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— в области охраны озера Байкал;

— федеральный государственный лесной надзор;

— ф. г. н. в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

— ф. г. контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

— ф. г. охотничий надзор;

— г. н. в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Цель экологического контроля – обеспечение правомерного поведения субъектов экологических отношений, экологического правопорядка, которая достигается наблюдением за их деятельностью и устранением, предупреждением правонарушений, применением к правонарушителям мер воздействия.

Функции экологического контроля заключаются:

— в выявлении, предупреждении, пресечении экологических правонарушений и устранении их последствий,

— сборе и накоплении информации о деятельности субъектов экологических отношений,

— привлечении к ответственности правонарушителей.

В отличие от правового регулирования, управления регулятивные функции контроля заключаются в направлении деятельности субъектов общественных отношений путем выявления, устранения отклонений от правомерного поведения и предупреждения их в будущем.

Поиск по сайту:

mydocx.ru — 2015-2023 year. (0.011 sec.)

Оцените статью
Единый реестр видов контроля