НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора
Изменения в федеральном законе об охране окружающей среды
Перечень оснований для КНМ: плановых, внеплановых и проводимых на основании программы проверок
Виды и описание КНМ: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование
- Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]
- Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА
- Виды экологического контроля и надзора
- «Контроль и надзор в области охраны окружающей среды».
- Государственный экологический контроль (и надзор).
- Принципы экологического контроля и надзора
Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]
С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.
Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.
Контроль
в области охраны окружающей среды
(экологический контроль) —
система мер, направленная на предотвращение,
выявление и пресечение нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды, обеспечение соблюдения
субъектами хозяйственной и иной
деятельности требований, в том числе
нормативов и нормативных документов,
в области охраны окружающей среды.
с
одной стороны, окружающая среда (ее
компоненты),
с
другой — деятельность органов
государственной власти, предприятий,
организаций, должностных лиц и граждан по
соблюдению экологических правил и
нормативов.
Экологический
контроль — важнейшая правовая
мера обеспечения рационального
природопользования и охраны окружающей
среды от вредных воздействий, функция
государственного управления и правовой
институт экологического права.
Предупредительная
функция заключается
в том, что субъекты экологического
контроля, зная о возможной проверке
исполнения ими правовых экологических
требований, самостоятельно проявляют
активность в исполнении требований
законодательства и предупреждении
нарушений.
Информационная
функция связана
с тем, что в процессе контроля
соответствующие органы и лица собирают
разнообразную информацию о
природоохранительной деятельности
подконтрольных и поднадзорных объектов.
Карательная
функция проявляется
в применении к нарушителям правовых
экологических требований предусмотренных
законодательством санкций.
Виды
экологического контроля (в
зависимости
от субъекта и сферы действия контроля):
Государственный –
самый эффективный, сложный важный. Ст.
65 – осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ
субъектов. Существуют специальные
положения Правительства, которые
регулируют более специфические,
отраслевые виды экологического контроля.
Перечень объектов должен быть сформулирован
Правительством РФ. Такие постановления
существуют. Ст. 66: вводится такая
должностная единица как государственный
инспектор в области охраны ОС. Этот
инспектор наделён следующими правами:
посещать в целях проверки любые объекты
всех форм собственности; знакомиться
с необходимыми документами; обязан
наблюдать соблюдение нормативов,
стандартов и технических регламентов;
вправе проверять работу очистных
сооружений; проверять деятельность
предприятия в целом; вправе предъявлять
требования и предписания об устранении;
вправе привлекать виновного к
административной ответственности.
Установлен
порядок проведения проверок. Все проверки
делятся на плановые (3 года, для источников
повышенной опасности – 2 года) и
внеплановые – могут проводиться по
различным основаниям. При внеплановой
проверке проверяемый должен быть минимум
за 2 недели. Проверки могут быть
фактическими, а могут быть письменными.
Достаточно подробно урегулирован
порядок проведения этих проверок;
проверяемый всегда может присутствовать
при проверке.
Производственный
(ст. 67). Кроме
того, существуют два специальных
стандарта. На любом предприятии создаётся
специальная служба – экологическая
служба. Количество специалистов, которое
в него входит – индивидуально. Контроль
осуществляется работниками самого
предприятия. Если экологические
требования не соблюдается, то экологическая
служба должна проинформировать об этом
руководство; если руководство не
реагирует, то служба должна обратиться
к государственному экологическому
инспектору. Производственный контроль
динамично развивается. Помимо специалистов
на предприятиях, создаются ещё и
специальные лаборатории. Производственный
экологический контроль, собственно,
является содержанием понятия экологический
менеджмент.
Общественный
экологический контроль (ст. 68). Реализуется
самим гражданами индивидуально или
общественными объединениями в области
охраны окружающей среды. Нужно понимать,
что здесь всё зависит от активности
жизненной позиции гражданина.
Принцип
многообразия форм экологического
контроля создан, чтобы наиболее
всестороннее и полно выявлялись нарушение
в сфере охраны окружающей среды.
Деятельность
СПб в области экологического контроля.
Раньше был принят специальный закон,
сейчас от его действия отказались.
Результатом введения этого закона
появилось новое явление: введение
экологического паспорта –
информационно-аналитического программного
комплекса о состоянии окружающей среды
на территории СПб. Это экологический
паспорт способствует реализации
общественного экологического контроля.
Также
экологический контроль можно разделить
по отдельным видам в зависимости от
стадии контроля:
Предупредительный
экологический контроль.
Происходит на стадии подготовки к
осуществлению хозяйственной деятельности
(согласование, проектирование, получение
разрешений на допустимый вред окружающей
среде и т.д.). Позволяет предусмотреть
профилактические меры для недопущения
причинения вреда объектам природного
мира, а также предотвратить потенциально
опасную экологическую деятельность на
стадии согласования.
Текущий
экологический контроль.
Осуществляется в рамках текущей
хозяйственной деятельности и состоит
в контроле за хозяйствующими субъектами.
Такой контроль заключается в запросе
документальной информации, выездных
проверках и инспекциях.
Последующий
экологический контроль.
Заключается в сборе информации по итогам
хозяйственной деятельности, ее обобщении
и систематизации с целью дальнейшего
регулирования природоохранных
мероприятий.
Соседние файлы в предмете Экологическое право
Каждому хозяйствующему субъекту необходимо знать, к какому уровню государственного экологического надзора — федеральному или региональному — относятся эксплуатируемые им объекты. При этом отнесение объектов к одному из уровней надзора требуется не только для определения органа, который уполномочен на проведение проверок в отношении лица, осуществляющего деятельность на данных объектах, но и для решения целого ряда иных вопросов природоохранного характера.
Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:
1) в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (в ред. от 25.06.2014), определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и не распространяется на вопросы выдачи разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
2) в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
3) в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет:
Извлечение
из Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572)
9. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
10. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов.
Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)
- объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Анализ данного Постановления см.: Нельзикова Е.А. Массовая категоризация // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 10–25 (profiz.ru/eco/11_2015/kategorizaciya) (прим. редакции).
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2016.
Государственный экологический контроль (надзор)
1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:
федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;
регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:
1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении:
следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:
поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;
водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;
водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;
внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;
производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:
в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;
в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;
в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;
в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;
производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;
производственных объектов, являющихся:
пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;
морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;
объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);
объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;
объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;
производственных объектов, на которых эксплуатируются:
ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;
радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:
к объектам I категории;
к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;
производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:
вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);
классификации промышленных объектов и производств;
соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).
В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).
4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
5. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).
8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).
9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;
2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.
10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.
11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).
12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА
• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;
• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,
особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).
Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.
Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.
Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):
• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Следовательно, если проверка:
• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;
• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,
она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);
• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
Рассмотрим данное положение на примере Московской области.
На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.
Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.
Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.
Виды экологического контроля и надзора
Виды
экологического контроля (в зависимости
от субъекта и сферы действия контроля):
Производственный
экологический контроль ограничен
рамками конкретного хозяйствующего
субъекта, предприятия, организации и
осуществляется либо его руководителем,
либо руководителями отдельных служб
(главным инженером, главным технологом
и т. п.), либо специально организованными
экологическими службами (отделами) на
основании предоставленных им прав и
обязанностей нормативным актом либо
специальным приказом, уполномочием.
Формы и виды контрольных структур
предприятия зависят от его
организационно-правовой формы.
Производственный экологический контроль
включает проверку выполнения планов
по охране окружающей среды, в том числе
предусматривающих совершенствование
технологий и улучшение качества
продукции, соблюдение экологических
правил, стандартов и нормативов
производственной деятельности,
строительства природоохранных объектов,
проведения работ по рекультивации
нарушенных земель, устранение иных
негативных последствий производственной
деятельности.
Ведомственный
экологический контроль производится
центральными органами управления по
отношению к подчиненным им структурным
образованиям и организациям, учреждениям,
предприятиям в рамках конкретной
отрасли. Министерство природных ресурсов
осуществляет ведомственный контроль
деятельности находящихся в его ведении
федеральных агентств и службы, но не
вправе осуществлять функции государственного
контроля и надзора, государственный —
в области охраны окружающей среды,
использования лесов, недр, вод и т. п. в
отношении всех иных субъектов хозяйственной
и управленческой деятельности возложен
на Федеральные службы по надзору в сфере
природопользования и по экологическому,
технологическому и атомному надзору.
Общественный
экологический контроль в последние
годы получил широкое развитие как в РФ,
так и в других странах. Этот важный
правовой
институт основывается на
многих международных экологических
документах, предусматривающих участие
общественности в принятии решений,
способных повлиять на состояние
окружающей среды, уменьшить экологические
риски и угрозу наступления экологического
вреда. Данные документы, кроме того,
регулируют доступ граждан и их объединений
к экологической информации.
Государственный
экологический надзор имеет следующие
виды:
1. Государственный надзор за
охраной атмосферного воздуха;
2.
государственный надзор за деятельностью
в области обращения с отходами (за
исключением радиоактивных отходов);
3.
государственный надзор за использованием
и охраной водных объектов;
4.
государственный надзор за геологическим
изучением, рациональным использованием
и охраной недр;
5. государственный
земельный надзор;
6. государственный
надзор в области охраны, воспроизводства
и использования объектов животного
мира и среды их обитания;
7. государственный
надзор в области организации и
функционирования особо охраняемых
природных территорий;
8. государственный
экологический надзор во внутренних
морских водах Российской Федерации и
в территориальном море Российской
Федерации;
9. государственный
экологический надзор в исключительной
экономической зоне Российской
Федерации;
10. государственный
экологический надзор на континентальном
шельфе Российской Федерации;
11.
государственный лесной надзор;
12.
государственный экологический надзор
в области охраны озера Байкал.
«Контроль и надзор в области охраны окружающей среды».
1. Государственный экологический контроль
(и надзор).
2. Производственный экологический
контроль.
3. Общественный экологический контроль.
4. Санитарно-эпидемиологический надзор.
5. Экологическая экспертиза.
6. Экологический мониторинг.
7. Понятие и роль экологически значимой
информации.
В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей
среде» выделяют всего три вида:
государственный надзор, производственный
и общественный контроль. Раньше был
ведомственный контроль ещё.
Государственный экологический контроль (и надзор).
Государственный экологический контроль
несколько по-разному обозначается в
разных нормативных актов, но в целом –
функции его направлены скорее на надзор,
на выявление нарушений законодательства.
Основное понятие содержится в статье
1 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В основе проведения государственного
контроля действует постановление
Правительства от 27 января 2009 года №53
«Об осуществлении государственного
контроля в области охраны окружающей
среды (государственного экологического
контроля».
Этим постановлением утверждаются
правила осуществления государственного
экологического контроля.
Основная цель здесь определяется
проведения государственного экологического
контроля – соблюдение требований в
области охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности
со стороны всех органов, физических и
юридических лиц в их деятельности в
области экологических отношений.
1) За охраной атмосферного области;
2) В области обращения с отходами;
3) Охраны области использования и охраны
водных объектов.
4) За геологическим изучением, рациональном
использованием и охраной недр;
5) Земельный контроль;
6) Контроль в области охраны, использования
объектов животного мира и среды их
обитания.
7) В области организации и функционирования
особо охраняемых природных территорий
(ООПТ).
8) Во внутренних морских водах и в
территориальном море и в исключительной
экономической зоне РФ.
9) На континентальном шельфе РФ.
10) Лесной контроль и надзор.
11) Государственный контроль в области
охраны озера Байкал.
Основным органом, наделённым полномочиями
– является росприроднадзор (федеральная
служба по природопользованию), либо
соответствующие его органы в субъектах
РФ.
А в отношении оставшихся видов контроля
– непосредственным органом является
росприроднадзор.
В случае, если при строительстве,
реконструкции и капитальном ремонте
объектов капитального строительства
предусмотрено осуществление
государственного строительного надзора,
то государственный экологический
контроль осуществляется в рамках
строительного надзора («поглощается»,
так скажем). А это всё регулируется
градостроительным законодательством.
Кто и каким образом наделяется полномочиями
по контролю.
Государственный экологический контроль
осуществляется в двух основных формах:
в форме плановых и внеплановых проверок.
При осуществлении государственного
контроля осуществляется защита
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей соответствующим
законом.
Здесь предусмотрен, в этом постановлении,
особый порядок осуществления контрольных
проверок в вооружённых силах. Там
определённая процедура согласования
– только в отношении тех объектов, в
отношении которых они правомочны
проводить проверки, эти инспекторы
допускаются.
При осуществлении государственного
экологического контроля есть объекты,
которые относятся только лишь федерального
экологического контроля.
Перечень объектов, подлежащих федеральному
экологическому контролю закреплён в
Постановлении Правительства от 31 марта
2009 года «О перечне объектов, подлежащих
федеральному государственному
экологическому контролю».
Объекты федерального экологического
контроля:
2) Объекты, способствующие трансграничному
загрязнению окружающей среды (на
территории нескольких субъектов).
3) Водные объекты, где прямо утверждено
постановлением правительства, леса,
земли, контроль в области геологического
изучения, использования и охраны недр
и объекты, отнесённые к категории опасных
производственных объектов.
Всё, что не охватывается федеральным
государственным контролем – является
объектом регионального государственного
контроля.
Свои полномочия федеральные органы и
агентства могут делегировать органам
субъектов РФ.
Приказ Министерства природных ресурсов
и экологии от 26 июля 2010 года №282, он
утверждается административный регламент
в отношении федеральной службы по
надзору в сфере природопользования, по
исполнению государственных функций по
осуществления федерального государственного
экологического контроля.
В соответствии со статьёй 1 даётся
понятие контроля, здесь даётся полный
перечень нормативного материала, на
основании которого осуществляется
контроль.
В большей степени этот регламент
регулирует федеральные процедуры
экологического контроля с учётом прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (и регулирует с точки
зрения защиты субъектов малого и среднего
бизнеса).
Третий раздел регламентов называется
«административные процедуры».
Федеральный государственный экологический
контроль осуществляется в форме плановых
и внеплановых проверок, срок проведения
проверки по общему правилу не должен
превышать 20 рабочих дней (для малых
предпринимателей – 20 часов, для
микро-предпринимателей – 15 часов в
год). В исключительных случаях этот срок
может быть продлён, но это необходимо
согласовывать.
Плановые проверки ежегодно должны
утверждаться. Утверждаются ежегодные
плановые проверки руководителем
росприроднадзора – либо на федеральном
уровне, либо на уровне субъекта.
Основанием для включения в план любой
плановой проверки является:
1) Истечение трёх (3-х) лет со дня
государственной регистрации юридического
лица или ИП.
2) Окончание проведения последней
плановой проверки в отношении юридических
лиц и ИП.
3) Если о начале осуществления
предпринимательской деятельности было
какое-то уведомление со стороны
юридического лица или ИП.
Плановая проверка тоже может осуществляться
в двух формах:
1. Документарная проверка.
Могут истребовать необходимые документы.
2. Выездная проверка.
На месте разбираются.
О проведении любой такой плановой
проверки юридическое лицо или ИП
уведомляются росприроднадзором не
позднее чем за 3 (три) дня до проведения
такой проверки путём направления
подконтрольному объекту приказа
руководителю соответствующей службы.
Основания внеплановой проверки:
1) По истечения срока исполнения выданного
предписания об устранении выявленного
правонарушения.
2) Поступления в росприроднадзор обращений
и заявлений граждан или информации о
следующих фактах: о возникновении угрозы
причинения вреда (жизни, здоровью,
животным или растениями).
3) По фактам причинения вреда жизни и
здоровью граждан, вреда животным,
растениями, окружающей среде в целом.
4) Приказ руководителя этой службы,
изданный в соответствии с поручением
Президента или Правительства РФ,
Если обращения или заявления поступают
анонимно, то это не может служить
основанием для проведения внеплановой
проверки.
Внеплановые также проводятся в двух
формах: документарная и выездная
проверки.
Внеплановая выездная проверка может
осуществляться после согласования её
с органом прокуратуры соответствующего
уровня.
Приказ генпрокуратуры от 29 марта 2009
года №93.
О проведении внеплановой выездной
проверки ИП или юридическое лицо должны
быть предупреждены заранее не позднее
чем за 24 часа.
Когда возникает какая-то угроза – то
можно без уведомления (в случае, если
уже причиняется вред или угроза реальная
причинения вреда).
По результатам проводимой проверки
после её завершения составляется акт
– в двух экземплярах, один предоставляется
подконтрольному субъекту.
За осуществлением этого экологического
контроля тоже осуществляется контроль
– руководители этих ведомств, специальные
должностные лица занимаются контролем
за теми должностными лицами, которые
наделены полномочиями по контролю.
Главный орган, осуществляющий экологический
контроль – от 24 марта 2011 года изменения,
положение посмотреть о росприроднадзоре.
Нужно ещё посмотреть положение о
ростехнадзоре. Есть приказ ростехнадзора
от 28 июля 2011 года №435 «Об утверждении
раздела 1 «Технологический, строительный,
энергетический надзор перечня
нормативно-правовых актов, нормативных
документов, относящихся в сфере действия
ростехнадзора»».
Принципы экологического контроля и надзора
Принципы экологического
контроля можно подразделить на общие
и специальные. Специальные принципы
экологического контроля должны
определяться исходя из общепризнанных
международных руководящих принципов
контроля, с учетом специфики контроля
экологической деятельности. Это принципы:
а)
независимости контрольных органов и
их должностных лиц;
б)
иммунитета хозяйственной деятельности
от незаконного вмешательства органов
контроля;
в)
разграничения контрольных и хозяйственных
функций;
г)
приоритета предупредительного контроля,
д)
приоритета финансового контроля,
е)
принцип контроля результата экологической
деятельности;
ж)
принцип самоконтроля предприятий;
з)
принцип законодательного ограничения
сроков функционирования органов
экологического контроля, действующих
в составе центральных органов
государственного управления;
и)
принцип информационного, научного и
кадрового обеспечения контроля.
Государственный
экологический контроль проводится на
определенных принципах.
Основные
из них — законность, объективность,
разделение хозяйственных и контрольных
функций. Принцип законности проявляется
в том, что такой контроль могут проводить
лишь уполномоченные органы в пределах
компетенции и полномочий, определяемых
нормативными правовыми актами.
Объективность
основывается на достоверных данных о
деятельности контролируемого объекта.
Принцип
разделения хозяйственных и контрольных
функций характерен лишь для специально
уполномоченных органов государственного
экологического контроля. Он носит в
основном доктринальный характер и в
законодательстве прямо не закреплен.
Его суть заключается в том, что функция
проведения специального государственного
экологического контроля не может
возлагаться на органы, эксплуатирующие
природные ресурсы.