Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор

Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор ЕРВК

На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Ростехнадзора «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой ‎по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальными органами федерального государственного строительного надзора».

Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 23 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается для вида федерального контроля — федеральным органом исполнительной власти осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований необходимы для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор

Проектом приказа предлагается установить пять индикаторов риска:

получение извещения лица, осуществляющего строительство, ‎о возникновении аварийной ситуации при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, повлекшей за собой причинение вреда;

осуществление строительства, реконструкции объекта капитального строительства в случае непоступления извещения о начале работ

истечение 90 календарных дней со дня поступления копии разрешения на строительство в случае, если от застройщика (технического заказчика) не поступило извещение о начале работ;

Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор

истечение 90 календарных дней со дня предполагаемого, согласно проекту организации строительства, завершения работ, подлежащих проверке, в случае непоступления от лица, осуществляющего строительство, извещения о сроках завершения таких работ;

получение уведомления о консервации объекта капитального строительства.

Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор

Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет» в числе прочего перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска.

Напомним, что, как ранее рассказывал портал ЕРЗ.РФ, 30.06.2021 Постановлением Правительства РФ №1087 было утверждено «Положения о федеральном государственном строительном надзоре».

Общественное обсуждение продлится до 4 ноября 2021 года.

Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор

Другие публикации по теме:

Ключевые показатели федерального государственного строительного надзора

На госстройках внедрен автоматизированный цифровой мониторинг

Проверки московских застройщиков сократятся вдвое — с 20 до 10 рабочих дней

Как изменится порядок проверки достоверности сметной стоимости

В Москве сформирована единая цифровая платформа градостроительной деятельности

В новом году Москомстройинвест возобновил практику проверок столичных застройщиков

Как изменится государственный строительный надзор

Минстрой подготовил требования к проведению проверок застройщиков

Анастасия Пятова (Москомстройинвест): Нам не удается контролировать проекты с эскроу

Основа для «регуляторной гильотины» принята Госдумой

Московские власти не ослабят контроль деятельности застройщиков в период кризиса

Нюансы нового Положения о федеральном государственном строительном надзоре

Руководителей региональных стройнадзоров будут назначать по-новому

Александр Трембицкий назначен главой Ростехнадзора

Новый перечень НПА, обязательных для госнадзора

Подготовлено новое положение о строительном надзоре

Установлены требования, соблюдения которых оценивается в рамках государственного жилищного надзора

Утверждены обязательные требования для осуществления государственного строительного надзора

2 июля 2021 года вступило в силу новое «Положение о федеральном государственном строительном надзоре» (новое Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1087.

Согласно новому документу, региональный государственный строительный надзор руководствуется положениями, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», до утверждения высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ региональных положений.

При этом Ростехнадзор должен разработать и утвердить:

формы документов, используемых им при осуществлении федерального государственного строительного надзора (ФГСН);

состав и порядок ведения исполнительной документации;

форму и порядок ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ.

Территориальные органы Ростехнадзора на своем официальном сайте размещают реестр объектов капитального строительства, который актуализируется ежемесячно до 5 числа. В данном реестре размещается следующая информация:

наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося или реконструируемого объекта капитального строительства;

реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;

полное наименование застройщика — юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) застройщика — индивидуального предпринимателя.

Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор

В соответствии с требованиями федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в новом Положении установлено, что при осуществлении ФГСН проводятся:

профилактические мероприятия, следующих видов:

— обобщение правоприменительной практики;

— объявление предостережения;

— профилактический визит.

контрольные (надзорные) мероприятия.

Организации проведения данных мероприятий подробно раскрыта в новом Положении.

Как и ранее, контрольные (надзорные) мероприятия (проверки) проводятся на основании программы проверок, которая формируется не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ОКС).

Программа формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции ОКС их частей, а также сроков выполнения работ по строительству и должна содержать:

вид проверки и его предмет;

событие, чье наступление является основанием для проведения проверки, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства; срок (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого Ростехнадзором должна быть начата проверка и срок ее проведения;

перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении проверки;

должности представителей контролируемого лица, присутствие которых при проведении проверки является необходимым.

Изменение в программу проверок вносится Ростехнадзорм в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения проверок.

Программа проверок и изменения в нее направляются (вручаются) застройщику или техническому заказчику почтовым отправлением или в виде электронного документа посредством:

информационной системы Ростехнадзора.

Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается периоды:

с момента направления Ростехнадзорм требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Ростехнадзор;

с момента направления контролируемому лицу информации Ростехнадзора о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, информации, содержащейся в имеющихся у Ростехнадзора документах и (или) полученным при осуществлении ФГСН, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

отбор проб (образцов);

По окончании проведения проверки составляется акт. В случае если по результатам проведения проверки выявлено нарушение, составляется предписание.

После завершения строительства, реконструкции ОКС проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в ч.16 ст.54 ГрК РФ, либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.

Постановление 1087 федеральный государственный строительный надзор

Игорь Войстратенко возглавил Мосгосстройнадзор

Надзорных органов, участвующих в эксперименте по досудебному обжалованию решений, стало больше

Застройщики смогут взаимодействовать с Госстройнадзором через портал госуслуг

В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.

В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.

Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.

В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.

Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.

В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.

Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.

Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.

После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.

Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:

  • наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
  • президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.

Из положительного для застройщиков хотелось бы отметить, что еще недавно служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и тому подобное. После вступления в силу ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой.

Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.

В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как  государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).

Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.

Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).

По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.

Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.

В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.

Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля