Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ наименование
статьи 46 настоящего Федерального закона
изложено в новой редакции, вступающей
в силу
с 1 августа 2011 г.
См.
текст наименования в предыдущей редакции
Статья
46.
Организация федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 1 статьи
46 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
См.
текст пункта в предыдущей редакции
1.
Федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор
осуществляют органы и учреждения,
представляющие собой единую федеральную
централизованную систему.
Федеральным
законом
от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 2 статьи
46 настоящего Федерального закона внесены
изменения
2.
Система федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
включает в себя:
уполномоченный
федеральный
орган исполнительной власти,
осуществляющий федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
уполномоченный
федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в организациях отдельных отраслей
промышленности с особо опасными условиями
труда и на отдельных территориях
Российской Федерации по перечню,
утверждаемому Правительством Российской
Федерации;
территориальные
органы указанных федеральных органов
исполнительной власти, созданные в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке для
осуществления федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах Российской Федерации,
муниципальных образованиях, на транспорте,
а также в организациях отдельных отраслей
промышленности с особо опасными условиями
труда и на отдельных территориях
Российской Федерации по перечню,
утверждаемому Правительством Российской
Федерации;
структурные
подразделения федеральных органов
исполнительной власти по вопросам
обороны, внутренних дел, безопасности,
юстиции, контроля за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ,
осуществляющие федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
соответственно в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках,
воинских формированиях, на объектах
обороны и оборонного производства,
безопасности и иного специального
назначения (далее — объекты обороны и
иного специального назначения);
федеральные
государственные учреждения и федеральные
государственные унитарные предприятия,
подведомственные федеральным
органам исполнительной власти,
осуществляющим федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
и осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения указанного надзора.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 3 статьи
46 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
3.
Организацию федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
осуществляет руководитель федерального
органа исполнительной власти,
осуществляющего федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
— Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации, а также
руководители его территориальных
органов — главные государственные
санитарные врачи по субъектам Российской
Федерации, городам, районам и на
транспорте, главные государственные
санитарные врачи федеральных органов
исполнительной власти, указанных в
абзаце
четвертом пункта 2
настоящей статьи.
4.
Главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти, указанных в абзаце
четвертом пункта 2
настоящей статьи, по своим функциональным
обязанностям являются заместителями
Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации по вопросам,
входящим в их компетенцию.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ пункт 5 статьи
46 настоящего Федерального закона изложен
в новой редакции, вступающей
в силу
с 1 августа 2011 г.
5.
Структура, полномочия, функции федеральных
органов исполнительной власти,
осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
и порядок
осуществления указанного надзора
устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ пункт 6 статьи
46 настоящего Федерального закона изложен
в новой редакции, вступающей
в силу
с 1 августа 2011 г.
6.
Структура, полномочия, функции и порядок
деятельности федеральных государственных
учреждений, федеральных государственных
унитарных предприятий, созданных в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке, в целях
обеспечения федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
устанавливаются уполномоченными
федеральными органами исполнительной
власти, в ведении которых находятся
указанные учреждения и предприятия.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ статья 46 настоящего
Федерального закона дополнена пунктом
7, вступающим
в силу
с 1 августа 2011 г.
7. К
отношениям, связанным с осуществлением
федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора,
организацией и проведением проверок
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, применяются положения
Федерального
закона
от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля».
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 47
настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
См.
текст статьи в предыдущей редакции
Статья
47.
Финансовое обеспечение органов,
осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
Финансовое
обеспечение органов, осуществляющих
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
является расходным обязательством
Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 47.1
настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
Статья
47.1.
Финансовое обеспечение федеральных
государственных учреждений, обеспечивающих
деятельность органов, осуществляющих
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
Финансовое
обеспечение федеральных государственных
учреждений, обеспечивающих деятельность
органов, осуществляющих федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, является расходным обязательством
Российской Федерации и осуществляется
за счет федерального бюджета, а также
за счет:
средств,
поступающих за выполнение работ и
оказание услуг по договорам с гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами;
средств,
получаемых от граждан, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц в
порядке возмещения дополнительно
понесенных расходов на проведение
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
средств,
получаемых от издательской деятельности;
добровольных
взносов и пожертвований граждан и
юридических лиц;
других
не запрещенных законодательством
Российской Федерации источников.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в наименование
статьи 48 настоящего Федерального закона
внесены изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
Статья
48.
Право органов, осуществляющих федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, и учреждений, обеспечивающих
их деятельность, на пользование имуществом
и земельными участками
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 1 статьи
48 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
1.
Помещения, здания, сооружения, оборудование,
транспортные средства и другое имущество,
используемые органами, осуществляющими
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
и учреждениями, обеспечивающими их
деятельность, для выполнения возложенных
на них задач, находятся в федеральной
собственности и передаются указанным
органам и учреждениям в пользование на
праве хозяйственного ведения или
оперативного управления в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 2 статьи
48 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
2.
Земельные участки, на которых размещаются
здания и сооружения органов, осуществляющих
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
и учреждений, обеспечивающих их
деятельность, предоставляются им в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в наименование
статьи 49 настоящего Федерального закона
внесены изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
Статья
49.
Должностные лица, уполномоченные
осуществлять федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 1 статьи
49 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
1.
Должностными лицами, уполномоченными
в соответствии с настоящим Федеральным
законом осуществлять федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор
(далее — должностные лица,
осуществляющие федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор),
являются главные государственные
санитарные врачи и их заместители,
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты органов,
осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор.
Перечень
специалистов, уполномоченных осуществлять
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
устанавливается положением,
утвержденным Правительством Российской
Федерации.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 2 статьи
49 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
2.
Воздействие на должностных лиц,
осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
в какой-либо форме с целью повлиять на
принимаемые ими решения или
воспрепятствование в какой-либо форме
их деятельности не допускается и влечет
за собой установленную законодательством
Российской Федерации ответственность.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 3 статьи
49 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
3.
Должностные лица, осуществляющие
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
находятся под особой защитой государства
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 4 статьи
49 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
4.
Должностные лица, осуществляющие
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
имеют право на ношение форменной одежды
установленного образца.
О
форменной одежде для должностных лиц
Роспотребнадзора, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, см. постановление
Правительства РФ от 24 декабря 2008 г.
N 1013
См.
Правила
ношения форменной одежды для руководства,
иных должностных лиц центрального
аппарата Роспотребнадзора и территориальных
органов Роспотребнадзора, утвержденные
приказом
Роспотребнадзора от 31 января 2007 г.
N 23
5.
Право на замещение должностей главных
государственных санитарных врачей и
их заместителей имеют граждане Российской
Федерации, получившие высшее медицинское
образование и имеющие сертификаты по
специальности «медико-профилактическое
дело».
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в наименование
статьи 50 настоящего Федерального закона
внесены изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
Статья
50.
Права должностных лиц, осуществляющих
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 1 статьи
50 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
1.
Должностные лица, осуществляющие
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
при исполнении своих служебных
обязанностей и по предъявлении служебного
удостоверения в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
имеют право:
получать
от федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц на
основании письменных мотивированных
запросов документированную информацию
по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
проводить
санитарно-эпидемиологические экспертизы,
расследования, обследования, исследования,
испытания и иные виды оценок;
беспрепятственно
посещать и обследовать территории,
здания, строения, сооружения, помещения,
оборудование и другие объекты в целях
проверки соблюдения индивидуальными
предпринимателями, лицами, осуществляющими
управленческие функции в коммерческих
или иных организациях, и должностными
лицами санитарного законодательства
и выполнения на указанных объектах
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
посещать
с согласия граждан их жилые помещения
в целях обследования их жилищных условий;
проводить
отбор для исследований проб и образцов
продукции, в том числе продовольственного
сырья и пищевых продуктов;
проводить
досмотр транспортных средств и перевозимых
ими грузов, в том числе продовольственного
сырья и пищевых продуктов, в целях
установления соответствия транспортных
средств и перевозимых ими грузов
санитарным правилам;
проводить
отбор для исследований проб воздуха,
воды и почвы;
проводить
измерения факторов
среды обитания
в целях установления соответствия таких
факторов санитарным правилам;
составлять
протокол о нарушении санитарного
законодательства.
Федеральным
законом
от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в пункт 2
статьи 50 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие
в силу
по истечении девяноста дней после дня
официального
опубликования
названного Федерального закона
2.
При выявлении нарушения санитарного
законодательства, а также при угрозе
возникновения и распространения
инфекционных
заболеваний
и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) должностные лица,
осуществляющие федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
имеют право давать гражданам и юридическим
лицам предписания, обязательные для
исполнения ими в установленные сроки:
об
устранении выявленных нарушений
санитарно-эпидемиологических требований;
о
прекращении реализации не соответствующей
санитарно-эпидемиологическим
требованиям
продукции, в том числе продовольственного
сырья и пищевых продуктов;
о
проведении дополнительных
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
о
проведении лабораторного обследования
граждан, контактировавших с больными
инфекционными заболеваниями, и
медицинского наблюдения за такими
гражданами;
о
выполнении работ по дезинфекции,
дезинсекции и дератизации в очагах
инфекционных заболеваний, а также на
территориях и в помещениях, где имеются
и сохраняются условия для возникновения
или распространения инфекционных
заболеваний.
Статья
51.
Полномочия главных государственных
санитарных врачей и их заместителей
1.
Главные государственные санитарные
врачи и их заместители наряду с правами,
предусмотренными статьей
50
настоящего Федерального закона,
наделяются следующими полномочиями:
1)
рассматривать материалы и дела о
нарушениях санитарного законодательства;
2)
предъявлять иски в суд и арбитражный
суд в случае нарушения санитарного
законодательства;
3)
давать гражданам, индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам
санитарно-эпидемиологические
заключения,
предусмотренные статьей
42
настоящего Федерального закона;
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в подпункт 4
пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
См.
текст подпункта в предыдущей редакции
4)
давать гражданам, индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам
предписания, обязательные для исполнения
в установленные предписаниями сроки,
о:
вызове
в органы, осуществляющие федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, граждан, индивидуальных
предпринимателей, должностных лиц для
рассмотрения материалов и дел о нарушениях
санитарного законодательства;
проведении
в соответствии с осуществляемой ими
деятельностью санитарно-эпидемиологических
экспертиз, обследований, исследований,
испытаний и токсикологических,
гигиенических и иных видов оценок,
предусмотренных статьей
42
настоящего Федерального закона;
Федеральным
законом
от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в подпункт 5
пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие
в силу
по истечении девяноста дней после дня
официального
опубликования
названного Федерального закона
5)
при выявлении нарушения санитарного
законодательства, которое создает
угрозу возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений),
принимать в установленном законом
порядке меры по приостановлению:
проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода их в
эксплуатацию;
эксплуатации
объектов, производственных цехов и
участков, помещений, зданий, сооружений,
оборудования, транспортных средств,
выполнения отдельных видов работ и
оказания услуг;
разработки,
производства, реализации и применения
(использования) продукции;
производства,
хранения, транспортировки и реализации
продовольственного сырья, пищевых
добавок, пищевых продуктов, питьевой
воды и контактирующих с ними материалов
и изделий;
использования
водных объектов в целях питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения,
а также в лечебных, оздоровительных и
рекреационных целях;
ввоза
на территорию Российской Федерации
продукции, не соответствующей
санитарно-эпидемиологическим
требованиям,
или не зарегистрированных в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке потенциально опасных для
человека химических, биологических,
радиоактивных веществ, отдельных видов
продукции, отходов, товаров, грузов;
6)
при угрозе возникновения и распространения
инфекционных
заболеваний, представляющих опасность
для окружающих,
выносить мотивированные постановления
о:
госпитализации
для обследования или об изоляции больных
инфекционными заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих,
и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении
обязательного медицинского осмотра,
госпитализации или об изоляции граждан,
находившихся в контакте с больными
инфекционными заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих;
временном
отстранении от работы лиц, которые
являются носителями возбудителей
инфекционных заболеваний и могут
являться источниками распространения
инфекционных заболеваний в связи с
особенностями выполняемых ими работ
или производства;
проведении
профилактических прививок гражданам
или отдельным группам граждан по
эпидемическим показаниям;
введении
(отмене) ограничительных
мероприятий (карантина)
в организациях и на объектах;
7)
за нарушение санитарного законодательства
выносить мотивированные постановления
о:
наложении
административных взысканий в виде
предупреждений или штрафов;
направлении
в правоохранительные органы материалов
о нарушении санитарного законодательства
для решения вопросов о возбуждении
уголовных дел;
Федеральным
законом
от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в подпункт 8
пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие
в силу
по истечении девяноста дней после дня
официального
опубликования
названного Федерального закона
в
федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления о реализации
мер по улучшению санитарно-эпидемиологической
обстановки и выполнению требований
санитарного законодательства, а также
предложения, касающиеся развития
территорий, обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения,
охраны и укрепления здоровья населения,
охраны окружающей среды;
в
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления о введении (отмене)
ограничительных мероприятий (карантина);
в
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления о приведении в соответствие
с санитарным законодательством принятых
ими нормативных правовых актов в части,
касающейся вопросов обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
в
организации о приведении в соответствие
с санитарным законодательством принятых
ими решений, приказов, распоряжений и
инструкций в части, касающейся вопросов
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
абзац
шестой утратил
силу
по истечении девяноста дней после дня
официального
опубликования
Федерального закона от 9 мая 2005 г.
N 45-ФЗ;
См.
текст абзаца шестого подпункта 8 пункта
1 статьи 51
в
органы по сертификации о приостановлении
или прекращении действия выданных ими
сертификатов соответствия на продукцию,
не соответствующую санитарно-эпидемиологическим
требованиям;
работодателям
о применении дисциплинарных взысканий
к работникам, допустившим нарушение
санитарных правил;
индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам
о возмещении вреда, причиненного
гражданину вследствие допущенного ими
нарушения санитарного законодательства,
а также о возмещении дополнительно
понесенных расходов федеральными
государственными учреждениями,
обеспечивающими деятельность органов,
осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
на проведение мероприятий по ликвидации
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений),
связанных с указанным нарушением
санитарного законодательства.
Федеральным
законом
от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 2 статьи
51 настоящего Федерального закона внесены
изменения
2.
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации наряду с
правами и полномочиями, предусмотренными
статьей
50
настоящего Федерального закона и пунктом
1
настоящей статьи, наделяется дополнительными
полномочиями:
выдавать
санитарно-эпидемиологические
заключения
о соответствии утверждаемых федеральными
органами исполнительной власти проектов
правил охраны труда, правил охраны
окружающей среды, проектов федеральных
государственных образовательных
стандартов и федеральных государственных
требований, проектов других нормативных
актов и федеральных целевых программ,
содержащих мероприятия по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения (далее — документы),
санитарным правилам;
принимать
постановления, издавать распоряжения,
указания, утверждать методические,
инструктивные и другие документы по
вопросам организации федерального
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора и обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, а также вносить
в федеральный
орган
исполнительной власти, осуществляющий
нормативно-правовое регулирование в
сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, предложения о
разработке, об утверждении санитарных
правил, о внесении в них изменений и
признании утратившими силу таких
санитарных правил;
вносить
в федеральные органы исполнительной
власти предложения о приведении в
соответствие с санитарным законодательством
утвержденных указанными органами
документов, предусмотренных абзацем
вторым
настоящего пункта;
вносить
в Правительство Российской Федерации
предложения о введении (отмене)
ограничительных
мероприятий (карантина)
на территории Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 3 статьи
51 настоящего Федерального закона внесены
изменения
3.
Главные государственные санитарные
врачи, указанные в пункте
4 статьи 46
настоящего Федерального закона, наряду
с правами и полномочиями, предусмотренными
статьей
50
настоящего Федерального закона и
подпунктами
1 — 7 пункта 1
настоящей статьи, наделяются дополнительными
полномочиями:
вносить
в федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий нормативно-правовое
регулирование в сфере
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, предложения о
разработке, об утверждении санитарных
правил по вопросам, отнесенным к
компетенции указанных должностных лиц,
о внесении в них изменений и признании
утратившими силу таких санитарных
правил;
утверждать
инструкции и иные документы, регламентирующие
порядок осуществления федерального
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора на объектах обороны и иного
специального назначения.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 52
настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
Статья
52.
Обязанности должностных лиц, осуществляющих
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
Должностные
лица, осуществляющие федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, обязаны:
своевременно
и в полной мере исполнять предусмотренные
статьями
50,
51
настоящего Федерального закона полномочия
на предупреждение, обнаружение и
пресечение нарушения санитарного
законодательства, обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
устанавливать
причины и выявлять условия возникновения
и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений);
рассматривать
обращения граждан и юридических лиц по
вопросам санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и принимать
соответствующие меры;
информировать
органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления и
население о санитарно-эпидемиологической
обстановке
и о принимаемых мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
осуществлять
свою деятельность по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения во взаимодействии
с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и общественными
объединениями;
соблюдать
государственную, врачебную и иную
охраняемую законом тайну в отношении
информации, ставшей им известной при
выполнении своих служебных обязанностей;
оказывать
содействие общественным объединениям
в вопросах обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и исполнения
санитарного законодательства;
соблюдать
законодательство Российской Федерации,
права и законные интересы граждан,
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей при проведении в
отношении их проверок и мероприятий по
контролю.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 53
настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
Статья
53.
Ответственность должностных лиц,
осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
Должностные
лица, осуществляющие федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор,
за ненадлежащее исполнение своих
служебных обязанностей, а также за
сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, несут
ответственность в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в наименование
статьи 54 настоящего Федерального закона
внесены изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
Статья
54.
Обжалование действий (бездействия)
должностных лиц, осуществляющих
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
Федеральным
законом
от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 1 статьи
54 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 августа 2011 г.
1.
Действия (бездействие) должностных лиц,
осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
могут быть обжалованы в вышестоящий
орган государственного
санитарно-эпидемиологического надзора,
главному государственному санитарному
врачу или в суд.
2.
Жалоба рассматривается в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.
3.
Подача жалобы не приостанавливает
обжалуемых действий, если исполнение
обжалуемых действий не приостанавливается
решением суда.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:
1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;
2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;
3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;
4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;
5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);
6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.
В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.
Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:
1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;
2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;
3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;
5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;
6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;
7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;
9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;
10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;
11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:
1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;
2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;
3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;
5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.
Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.
В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.
Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.
В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.
На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:
1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;
2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;
4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;
5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.
Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.
Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.
В
соответствии с Положением о государственном
санитарном надзоре на органы и
учреждения санитарно-эпидемиологической
службы возложен надзор за проведением
санитарно-противоэпидемических
мероприятий и соблюдением учреждениями
и руководителями учреждений
санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических
правил и норм.
Органы и учреждения
санитарно-эпидемиологической службы
руководствуются настоящей Инструкцией
для осуществления государственного
санитарного надзора за соблюдением
лечебно-профилактическими учреждениями
санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических
правил и норм при:
а) проведении
санитарных обследований конкретных
объектов лечебно-профилактических
учреждений (больница, поликлиника,
диспансер, родильный дом, клиника,
институт и другие лечпрофучреждения);
б)
разработке планов мероприятий,
направленных на улучшение санитарного
состояния лечебно-профилактических
учреждений;
в) участии в комиссиях
по проведению общесоюзных (республиканских)
смотров работы лечебно-профилактических
учреждений, а также в комиссиях по
проверке готовности этих учреждений
к осенне-зимнему сезону.
Органы
и учреждения санитарноэпидемиологической
службы:
а) проводят строгий учет
контролируемых лечебно-профилактических
учреждений (с паспортизацией объектов);
б)
составляют планы обследования конкретных
лечебно-профилактических учреждений
(учитывая их санитарное состояние и
Значимость);
в) предъявляют
обязательные для руководителей
лечебно-профилактических учреждений
требования об улучшении санитарного
состояния в соответствии с действующими
санитарно-гигиеническими и
санитарно-противоэпидемическими
правилами и нормами.
Основными
вопросами, на которые следует обратить
внимание при осуществлении
государственного санитарного надзора
за санитарным состоянием
лечебно-профилактических учреждений
являются:
— общее
санитарное состояние зданий учреждения
и его благоустройство (правильная
эксплуатация вентиляционных систем,
система сбора и удаления мусора с
территории учреждения, своевременность
удаления мусора и пр.);
— состояние
бельевого хозяйства, организация стирки
постельного и нательного белья,
своевременность смены белья;
— санитарно-техническое
состояние пищеблока лечебно-профилактического
учреждения, оснащение его холодильным
и технологическим оборудованием,
инвентарем, посудой;
— соблюдение
поточности технологического процесса
и санитарных требований при приготовлении
пищи;
— состояние транспорта,
предназначенного для перевозки
пищевых продуктов и хлеба, наличие
санитарного паспорта, а также соблюдение
санитарных требований при хранении
пищевых продуктов;
— наличие
термосов, тележек-термосов, мармитных
тележек для доставки готовой пищи в
буфетные отделений больниц, условия
для их мытья и хранения;
— сроки
реализации пищи (с момента окончания
технологического процесса до раздачи
больным в отделениях), система раздачи
пищи
— наличие
моющих и Дезинфицирующих средств,
уборочного инвентаря;
— соблюдение
санитарных требований при мытье и
дезинфекции посуды, инвентаря и
оборудования
Соседние файлы в предмете Гигиена