Порядок проведения государственного экологического мониторинга и вопросы 26. государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Порядок проведения государственного экологического мониторинга и вопросы 26. государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды ЕРВК

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными государственными
органами, которые контролируют соблюдение
экологических требований юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями.
Надзор осуществляется на 2 уровнях:
федеральном и региональном.

Федеральный
государственный экологический надзор
осуществляет Федеральная служба в сфере
природопользования — Росприроднадзор.
Служба проверяет исполнение экологического
законодательства в отношении объектов,
перечень которых утвержден Правительством
РФ. Это объекты, которые обеспечивают
обороноспособность и безопасность
государства, государственные энергетические
системы, охраняемые природные территории.

Ст.65
ФЗ «об охране Ос»

Государственный
экологический надзор включает в себя:

  • государственный надзор за
    геологическим изучением, рациональным
    использованием и охраной недр;
  • государственный надзор в
    области обращения с отходами;
  • государственный надзор в
    области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный надзор в
    области использования и охраны водных
    объектов;
  • государственный
    экологический надзор на
    континентальном шельфе Российской
    Федерации;
  • государственный
    экологический надзор во
    внутренних морских водах и в территориальном
    море Российской Федерации;
  • государственный
    экологический надзор в
    исключительной экономической зоне
    Российской Федерации;
  • государственный
    экологический надзор в
    области охраны озера Байкал;
  • федеральный
    государственный надзор в
    области охраны, воспроизводства и
    использования объектов животного мира
    и среды их обитания;
  • федеральный
    государственный контроль (надзор)
    в области рыболовства и сохранения
    водных биоресурсов;
  • государственный надзор в
    области охраны и использования особо
    охраняемых природных территорий;
  • государственный
    надзор за соблюдением требований к
    обращению озоноразрушающих веществ.

Федеральный
государственный экологический надзор
организуется и осуществляется при
осуществлении хозяйственной и (или)
иной деятельности на объектах, оказывающих
негативное воздействие на окружающую
среду и включенных в утверждаемый
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти перечень.

Перечень
объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому
надзору, определяется на основании
установленных Правительством Российской
Федерации критериев.

Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти (федеральный
государственный экологический надзор)
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
(региональный государственный
экологический надзор) (далее — органы
государственного надзора) согласно
их компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации
в порядке,
установленном соответственном
Правительством Российской Федерации
и высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации.

Объекты надзора – смотри выше ( лесной,
земельный, за недрами, водными объектами
и др).

Должностные
лица органов государственного надзора,
являющиеся государственными инспекторами
в области охраны окружающей среды, в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, имеют право:

  • запрашивать и получать на основании
    мотивированных письменных запросов
    от органов государственной власти,
    органов местного самоуправления,
    юридических лиц, индивидуальных
    предпринимателей и граждан информацию
    и документы, необходимые в ходе проведения
    проверки;
  • беспрепятственно
    по предъявлении служебного удостоверения
    и копии приказа (распоряжения) руководителя
    (заместителя руководителя) органа
    государственного надзора о назначении
    проверки посещать и обследовать
    используемые юридическими лицами,
    индивидуальными предпринимателями и
    гражданами при осуществлении хозяйственной
    и иной деятельности территории, здания,
    помещения, сооружения
  • выдавать
    юридическим лицам, индивидуальным
    предпринимателям и гражданам предписания
    об устранении выявленных нарушений
    обязательных требований
  • составлять
    протоколы об административных
    правонарушениях, связанных с нарушениями
    обязательных требований, рассматривать
    дела об указанных административных
    правонарушениях и принимать меры по
    предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы
    материалы, связанные с нарушениями
    законодательства в области охраны
    окружающей среды, для решения вопросов
    о возбуждении уголовных дел по признакам
    преступлений;
  • предъявлять в установленном законодательством Российской
    Федерации порядке иски о возмещении
    вреда, причиненного окружающей среде
    и ее компонентам вследствие нарушений
    обязательных требований.
  • Иные,
    в зависимости от отрасли (в охотнечем,
    например-право носить оружие, проверять
    документы, изымать незаконно добытых
    животных)

Органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации организуют и
осуществляют региональный государственный
экологический надзор при осуществлении
хозяйственной и (или) иной деятельности
с использованием объектов, подлежащих
государственному экологическому
надзору, за исключением объектов,
указанных для федерального контроля.

Под государственным
экологическим надзором понимаются
деятельность уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение
нарушений органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также юридическими лицами, их
руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями и
гражданами требований закона, посредством
организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных
законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений, и
деятельность уполномоченных органов
государственной власти по систематическому
наблюдению за исполнением обязательных
требований.

-государственный
надзор за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр;

-государственный
надзор в области обращения с отходами;

-государственный
надзор в области охраны атмосферного
воздуха;

-государственный
надзор в области охраны водных объектов;

-федеральный
государственный контроль (надзор) в
области рыболовства и сохранения водных
биоресурсов;

-федеральный
государственный охотничий надзор;

-государственный
надзор в области охраны и использования
особо охраняемых природных территорий.
И тд.

Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти (федеральный
государственный экологический надзор)
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

Производственный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях обеспечения
выполнения в процессе хозяйственной и
иной деятельности мероприятий по охране
окружающей среды, рациональному
использованию и восстановлению природных
ресурсов, а также в целях соблюдения
требований в области охраны окружающей
среды, установленных законодательством
в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной
и иной деятельности обязаны представлять
сведения о лицах, ответственных за
проведение производственного
экологического контроля, об организации
экологических служб на объектах
хозяйственной и иной деятельности, а
также результаты производственного
экологического контроля в соответствующий
орган государственного надзора.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях реализации
права каждого на благоприятную окружающую
среду и предотвращения нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется общественными
объединениями и иными некоммерческими
организациями в соответствии с их
уставами, а также гражданами в соответствии
с законодательством.

Результаты
общественного контроля в области охраны
окружающей среды, представленные в
органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке,
установленном законодательством.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года. Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план. Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  • Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  • Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  • Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  • Составление протоколов при выявлении нарушений.
  • Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  • Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда. Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Автор статьи

Порядок проведения государственного экологического мониторинга и вопросы 26. государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Основная
задача государственного экологического
надзора  — это профилактика, выявление
и пресечение правонарушений в области
экологии, а именно: незаконное использование
природных ресурсов либо негативное
воздействие на окружающую среду.

Государственный
экологический надзор осуществляется
в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые
проверки проходят по заранее утвержденному
графику. Периодичность их проведения
– раз в 3 года. Региональное управление
Росприроднадзора в конце каждого года
формирует план проведения проверок и
согласовывает его с прокуратурой. Затем
сведения направляются в Генеральную
прокуратуру, где составляется сводный
план. Ежегодный план проведения проверок
и результаты их проведения размещаются
на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые
проверки производят, когда есть для
этого основания, например, получена
информация о нарушении экологического
законодательства,  или для того, чтобы
проверить, как выполняются предписания,
вынесенные при плановой проверке.

Проверки
проводят государственные инспекторы
в области охраны окружающей среды,
которые наделены определенными
полномочиями, а именно:

  • Посещение
    организаций и предприятий для проведения
    проверок исполнения требований
    законодательства в области экологии.
  • Проверка
    соблюдения нормативных документов в
    области охраны окружающей среды,
    выполнения мероприятий и планов по
    охране окружающей среды, утвержденных
    хозяйствующим субъектом.
  • Выдача
    предписаний юридическим и физическим
    лицам об устранении выявленных нарушений
    законодательства в области охраны
    окружающей среды и нарушений
    природоохранных требований.
  • Составление
    протоколов при выявлении нарушений.
  • Привлечение
    к административной ответственности
    виновных в нарушениях.
  • Предъявление
    исков о возмещении вреда, нанесенного
    окружающей среде.

Инспектор
привлекает хозяйствующего субъекта к
ответственности в случае выявления
следующих нарушений:

  • Причинение
    вреда окружающей среде;
  • Причинение
    вреда имуществу юридических или
    физических лиц при совершении
    экологического правонарушения;
  • Причинение
    вреда здоровью физических лиц при
    совершении экологического правонарушения.

При
выявлении нарушений инспектор сначала
устанавливает сам факт причинения
ущерба или вреда, а также вину субъекта
в этом правонарушении и причинно-следственные
связи. Далее определяется размер
причиненного ущерба или вреда. Как
правило, за нарушение экологического
законодательства  должностные лица
или руководитель организации привлекаются
к административной ответственности и
на них налагается штраф, либо оформляется
предписание с требованием устранить
выявленные нарушения.

Ст.
64-69 «Об охране окружающей среды».

Экологический
контроль — система мер, направленная на
предотвращение, выявление и пресечение
нарушений законодательства в области
охраны окружающей среды, а также
обеспечение субъектами хозяйственной
и иной деятельности требований в области
охраны окружающей среды.

Ст.
64 Контроль в области охраны окружающей
среды (экологический контроль) проводится
в целях обеспечения органами государственной
власти РФ, органами государственной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, юридическими и физическими
лицами исполнения законодательства в
области охраны окружающей среды,
соблюдения требований, в том числе
нормативов и нормативных документов,
в области охраны окружающей среды, а
также обеспечения экологической
безопасности.

1.
наблюдение за состоянием окружающей
природной среды и ее изменением под
влиянием хозяйственной и иной деятельности;

2.
проверка выполнения планов и мероприятий
по охране природы, рациональному
использованию природных ресурсов,
оздоровлению окружающей природной
среды, соблюдения требований
природоохранительного законодательства
и нормативов качества окружающей
природной среды.

Систему экологического
контроля составляют государственная
служба наблюдения за состоянием
окружающей природной среды, государственный,
производственный, муниципальный и
общественный контроль.

Цели
государственной службы наблюдения за
состоянием окружающей природной среды:

  • наблюдение
    за происходящими в окружающей природной
    среде физическими, химическими,
    биологическими процессами, за уровнем
    загрязнения атмосферного воздуха,
    почв, водных объектов, последствиями
    его влияния на растительный и животный
    мир;
  • обеспечение
    заинтересованных организаций и населения
    текущей и экстренной информацией об
    изменениях в окружающей природной
    среде;
  • составление
    прогнозов ее состояния и своевременных
    предупреждений. Государственная служба
    наблюдения за состоянием окружающей
    природной среды осуществляется
    специально уполномоченными на то
    государственными органами РФ в области
    охраны окружающей природной среды при
    участии министерств и ведомств через
    систему наблюдения в городах, промышленных
    центрах, на водных объектах, в отдельных
    регионах, а также в космическом
    пространстве.

Задачи
производственного экологического
контроля состоят в проверке:

  • выполнения
    планов и мероприятий по охране природы
    и оздоровлению окружающей среды;
  • рационального
    использования и воспроизводства
    природных ресурсов;
  • соблюдения
    нормативов качества окружающей природной
    среды;
  • выполнения
    требований природоохранительного
    законодательства. Предприятия,
    учреждения, организации утверждают
    положения, регулирующие порядок
    проведения производственного
    экологического контроля.

Муниципальный
экологический контроль в области охраны
окружающей среды на территории
муниципального образования осуществляют
органы местного самоуправления или
уполномоченные ими органы.

Общественный
экологический контроль в области охраны
окружающей среды осуществляется в целях
реализации права каждого на благоприятную
окружающую среду и предотвращения
нарушения законодательства в области
охраны окружающей среды. Общественный
контроль осуществляют общественные и
иные некоммерческие объединения в
соответствии с их уставами, а также
граждане в соответствии с законодательством.

Результаты
общественного контроля в области охраны
окружающей среды (общественного
экологического контроля), представленные
в органы государственной власти, органы
местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке,
установленным законодательством.

Соседние файлы в предмете Экологическое право

Виды государственного экологического надзора

  • надзор
    за геологическим изучением, рациональным
    использованием и охраной недр;
  • надзор
    за обращением с отходами;
  • надзор
    в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор
    в области охраны водных объектов;
  • экологический
    надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический
    надзор во внутренних морских водах и
    в территориальном море РФ;
  • надзор
    в области охраны и использования особо
    охраняемых природных территорий
  • надзор
    в области охраны озера Байкал;
  • экологический
    надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор
    в области охраны, воспроизводства и
    использования объектов животного мира
    и среды их обитания;
  • надзор
    в области рыболовства и сохранения
    водных биоресурсов;

Понятие государственного экологического надзора

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор. Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ. Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Запишитесь на консультацию к руководителю практики!

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности-?.

Общие
требования в области охраны окружающей
среды при размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию, эксплуатации, консервации
и ликвидации зданий, строений, сооружений
и иных объектов:

Размещение, проектирование, строительство,
реконструкция, ввод в эксплуатацию,
эксплуатация, консервация и ликвидация
зданий, строений, сооружений и иных
объектов, оказывающих прямое или
косвенное негативное воздействие на
окружающую среду, осуществляются в
соответствии с требованиями в области
охраны окружающей среды.

При этом
должны предусматриваться мероприятия
по охране окружающей среды, восстановлению
природной среды, рациональному
использованию и воспроизводству
природных ресурсов, обеспечению
экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны
окружающей среды влечет за собой
приостановление по решению суда
размещения, проектирования, строительства,
реконструкции, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации, консервации и ликвидации
зданий, строений, сооружений и иных
объектов.

Прекращение
в полном объеме размещения,
проектирования, строительства,
реконструкции, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации, консервации и ликвидации
зданий, строений, сооружений и иных
объектов при нарушении требований в
области охраны окружающей среды
осуществляется на основании решения
суда и (или) арбитражного суда.

Требования
в области охраны окружающей среды при
размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации и выводе из эксплуатации
военных и оборонных объектов, вооружения
и военной техники

Требования в области охраны окружающей
среды, предъявляемые при размещении,
проектировании, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации и выводе из эксплуатации
зданий, строений, сооружений и иных
объектов, в полной мере распространяются
на военные и оборонные объекты, вооружение
и военную технику, за исключением
чрезвычайных ситуаций, препятствующих
соблюдению требований в области охраны
окружающей среды.

Требования в области охраны окружающей
среды при эксплуатации объектов
сельскохозяйственного назначения-При
эксплуатации объектов сельскохозяйственного
назначения должны соблюдаться требования
в области охраны окружающей среды,
проводиться мероприятия по охране
земель, почв, водных объектов, растений,
животных и других организмов от
негативного воздействия хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду.

Требования в области охраны окружающей
среды в сфере водоснабжения и
водоотведения-При эксплуатации
централизованных и нецентрализованных
систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения и системы водоотведения
должны соблюдаться требования в области
охраны окружающей среды. Мероприятия
по охране окружающей среды осуществляются
в соответствии с настоящим Федеральным
законом, Федеральным законом
«О водоснабжении и водоотведении»
и другими федеральными законами.

Требования
в области охраны окружающей среды при
производстве и эксплуатации автомобильных
и иных транспортных средств —
Юридические и физические
лица, осуществляющие эксплуатацию
автомобильных и иных оказывающих
негативное воздействие на окружающую
среду транспортных средств, обязаны
соблюдать нормативы допустимых выбросов
и сбросов веществ и микроорганизмов, а
также принимать меры по обезвреживанию
загрязняющих веществ, в том числе их
нейтрализации, снижению уровня шума и
иного негативного воздействия на
окружающую среду.

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • надзор за обращением с отходами;
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный лесной надзор;
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный охотничий надзор.

Вопросы и ответы юристов

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Порядок проведения государственного экологического мониторинга и вопросы 26. государственный экологический мониторинг. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Куренкова Елена Владимировна

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Имеет ли право гос. экол. надзор посещать частные дачные участки и выписывать постановления за битый кирпич на участке, грунт

Гос.экол.надзор приехал на мой дачный участок без моего ведома, сфотографировали мешки с битым кирпичом, завезенный крунт (док.на него имеются) и выписали протокол , потом постановление по ст. 8.2 (несоблюдение экологических норм) . Имеют ли право они посещать дачный частный участок?

Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля