- Основные направления деятельности медицинских организаций, клторые контролируются Роспотребнадзором в ходе плановых проверок
- Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
- Нормативные основы производственного контроля
- Область и объекты производственного контроля
- План производственного контроля
- Санитарно-эпидемиологическое сопровождение
- Подготовка к плановой проверке
- Организация и порядок проведения санитарно-эпидемиологического надзора в лечебно-профилактических учреждениях
Основные направления деятельности медицинских организаций, клторые контролируются Роспотребнадзором в ходе плановых проверок
В любой медицинской организации должен быть план профилактических и противоэпидемических мероприятий, который утверждается руководителем учреждения. В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» данный документ должен включать разделы по профилактике заноса и распространения различных инфекционных заболеваний.
Реализация плана оценивается в ходе анализа медицинской документации, в частности медицинских карт амбулаторного (форма 025/у) или стационарного (форма 003/у) больного, журналов учета инфекционных заболеваний (форма 060/у).
Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
Специалисты Роспотребнадзора анализируют информацию о случаях внутрибольничных инфекций, зарегистрированных в учреждении, оценивают эффективность мероприятий, направленных на предотвращение их распространения.
Проверяющие вправе ознакомиться с протоколами заседаний комиссии по профилактике ИСМП, созданной в медицинской организации, оценить качество работы данной структуры.
Во время проверки анализируются мероприятия, предусмотренные СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции», СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита B», СП 3.1.3112-13 «Профилактика вирусного гепатита C» для защиты медицинских работников от профессионального инфицирования при работе с кровью и другими биологическими жидкостями.
Е. В. ДУБЕЛЬ, заведующий эпидемиологическим отделом — врач-эпидемиолог БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2018.
От чего зависит кратность проверок медицинских организаций?
Как узнать, к какой категории риска отнесено учреждение?
В какие сроки Роспотребнадзор уведомляет о плановой проверке?
Как к ней подготовиться?
Контроль за соблюдением требований санитарного законодательства в медицинских организациях осуществляет Роспотребнадзор в рамках проведения плановых и внеплановых проверок на основании Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.11.2017). В соответствии со ст. 9 данного Закона периодичность плановых проверок медицинских организаций может составлять два и более раза в 3 года.
Кратность проверок зависит от того, какая категория риска и класс опасности присвоены конкретной медицинской организации.
Категория риска и класс опасности при осуществлении санитарно-эпидемиологического государственного надзора устанавливаются в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». При расчете категории риска Роспотребнадзор учитывает численность населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора, т. е. количество пациентов, обслуживаемых медицинской организацией, и работающего персонала.
Кроме того, категория риска зависит от числа нарушений, выявленных во время предыдущих проверок, осуществлявшихся в отношении данного объекта. Чтобы узнать, к какой категории риска отнесена медицинская организация, можно направить официальный запрос в Роспотребнадзор.
В зависимости от класса опасности и категории риска устанавливается следующая периодичность плановых проверок:
1 класс опасности (чрезвычайно высокий риск) — один раз в календарном году;
2 класс опасности (высокий риск) — один раз в 2 года;
3 класс опасности (значительный риск) — один раз в 3 года;
4 класс опасности (средний риск) — не чаще чем один раз в 4 года;
5 класс опасности (умеренный риск) — не чаще чем один раз в 6 лет;
6 класс опасности (низкий) — объект освобождается от планового контроля.
Какие мероприятия включает санитарно-эпидемиологический надзор?
По каким критериям объекты надзора относят к категориям риска?
Как оформляются результаты проверки?
Как их оспорить?
Санитарно-эпидемиологический надзор медицинских организаций направлен на обеспечение контроля качества и безопасности медицинской деятельности, контроль обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Государственный санитарно-эпидемиологическом надзор включает:
- организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор;
- организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами требований технических регламентов;
- принятие в порядке, установленном законодательством РФ, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и устранению последствий таких нарушений, а также выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
- выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических или профилактических мероприятий;
- систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами своей деятельности;
- федеральное статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в установленном порядке, в том числе наблюдение за состоянием заболеваемости инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на человека, включая сбор данных о случаях заболеваний (отравлений) в связи с использованием продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении проверок пользуются правами, установленными ст. 50–51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ), соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. 15–18 Федерального закона № 294-ФЗ (в ред. от 22.02.2017) и ст. 52 Федерального закона № 52-ФЗ, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в соответствии с законодательством РФ.
При осуществлении государственного надзора уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также привлекать к участию в их проведении экспертов и экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке.
В Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)» (в ред. от 30.03.2017) представлен перечень видов государственного контроля (надзора), критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности. В перечень включен в том числе федеральный государственный санитарно–эпидемиологический надзор за медицинскими организациями, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико–биологическим агентством.
Отнесение объектов государственного надзора к категориям риска осуществляется:
- решением главного государственного санитарного врача Российской Федерации или главного государственного санитарного врача Федерального медико-биологического агентства — при отнесении объектов государственного надзора к категории чрезвычайно высокого риска;
- решениями главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации или руководителей территориальных органов Федерального медико-биологического агентства, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, — при отнесении объектов государственного надзора к категориям высокого и значительного риска;
- решениями должностных лиц по месту нахождения объекта государственного надзора, определенных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или главным государственным санитарным врачом Федерального медико-биологического агентства, — при отнесении объектов государственного надзора к категориям среднего и умеренного риска.
Для отдельного вида государственного контроля применяются категории риска либо классы опасности. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля, включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности.
Критерии отнесения объектов государственного контроля к классам опасности учитывают тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Для определения категории риска объекта используются:
- классификация зданий и сооружений по функциональной пожарной опасности, пожарной и взрывопожарной опасности, а также наружных установок по пожарной опасности в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- классификация опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- классификация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Для деятельности лечебно–профилактических организаций установлены показатель потенциального вреда для здоровья человека из за возможного несоблюдения обязательных требований 0,0077 и показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку 4,9.
Вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований оценивается исходя из информации о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.
В соответствии со ст. 9, 10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2017.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от
28.07.2012) ограничивает кратность проведения планового государственного
надзора для лечебно-профилактических организаций (ЛПО), занимающихся
медицинской деятельностью, до двух раз в три года. При этом огромная ответственность
ложится на плечи индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по
организации самостоятельного производственного контроля, целью которого в ЛПО
является обеспечение безопасных условий осуществления лечебно-диагностического
процесса для пациентов и медицинского персонала.
Нормативные основы производственного контроля
Существуют два вида контроля за соблюдением санитарных
правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий: внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется территориальными
управлениями, территориальными органами Роспотребнадзора как плановый ― два раза
в три года либо как внеочередной (внеплановый) ― по эпидемиологическим
показаниям, по жалобам, по чрезвычайным ситуациям, по проверке предписаний, по
постановлениям судебных органов и органов прокуратуры. Внутренний контроль (производственный)
может быть как визуальным, так и лабораторно-инструментальным.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от
25.06.2012; далее ― Федеральный закон № 52-ФЗ) юридическое лицо и
индивидуальный предприниматель обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также
постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический надзор; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека
выполняемых работ и оказываемых услуг; - осуществлять производственный контроль за соблюдением
санитарных правил, в том числе посредством проведения лабораторных исследований
и испытаний; - своевременно информировать учреждения государственной
санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, нарушении
технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения; - осуществлять гигиеническое обучение работников.
Практически все положения ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ
предусмотрены планом производственного контроля. В Письме Роспотребнадзора от 13.04.2009
№ 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» был предложен
план лабораторно-инструментальных исследований по производственному контролю
для многопрофильного стационара — так называемый базовый план. На его
основе можно разработать планы лабораторно-инструментальных исследований по производственному
контролю для ЛПО практически любого профиля.
В указанном Письме перечислены организации, в которых не
требуется выполнение лабораторно-инструментальных исследований в рамках программы
производственного контроля. Это медицинские и фармацевтические организации без
парентеральных вмешательств, без использования медицинского инструментария и
оборудования, без применения лечебно-диагностических приборов, являющихся
источниками ионизирующего и неионизирующего излучения, и, наконец, не
осуществляющие работы с микроорганизмами 1−4 групп патогенности.
Область и объекты производственного контроля
Производственный контроль в ЛПО стационарного типа
охватывает все области жизнедеятельности учреждения, включая его
санитарно-техническое состояние и содержание, правильность
объемно-планировочных решений, организацию питания пациентов и персонала,
соблюдение противоэпидемического, в том числе дезинфекционно-стерилизационного,
режима, дератизационные и дезинсекционные работы, утилизацию медицинских
отходов и благоустройство территории ЛПО, условия труда медицинского персонала,
защиту его от вредных физических, химических и биологических факторов
внутрибольничной среды. В план производственного контроля по предложениям госпитальных
эпидемиологов также был включен раздел о противоэпидемических мероприятиях на
случай заноса инфекционных заболеваний, в первую очередь острых кишечных,
капельных инфекций, включая дифтерию, корь, грипп, менингит, туберкулез,
парентеральных вирусных гепатитов, а также о профилактике большой группы
гнойно-септических инфекционных болезней, вызываемых условно патогенными
микроорганизмами.
Производственный контроль основывается на объективных
оценках перечисленных факторов, следовательно, для его обеспечения необходимо
предусматривать различные лабораторные и инструментальные исследования.
Организация необходимых лабораторных исследований и испытаний осуществляется
юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) самостоятельно либо с
привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Основными объектами лабораторного и инструментального контроля
являются:
- изучение объектов внутрибольничной среды посредством смывов,
забора материала (изделия медицинского назначения, лекарственные формы) на санитарно-бактериологические
исследования и стерильность; - исследование воздуха,
воды водопроводной и воды для изготовления инъекционных растворов; - бактериологическое тестирование стерилизующего оборудования;
- замеры искусственной освещенности, параметров микроклимата,
уровней шума от вентиляционных и лечебно-диагностических установок, уровней
неионизирующих и ионизирующих излучений от лечебно-диагностического
оборудования.
Все эти исследования проводятся с кратностью,
регламентированной соответствующими нормативными документами, ссылка на которые
указывается в плане производственного контроля в специальной графе.
Юридическое лицо обязано сформировать на объекте
инструктивно-методическую базу. Поэтому к плану производственного контроля прилагается
перечень всей необходимой нормативной документации (законодательство Российской
Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия,
государственные стандарты, официально изданные санитарные нормы и правила,
инструкции и другие инструктивно-методические документы).
Ответственность за разработку, организацию и соблюдение
производственного контроля возлагается на руководителя ЛПО. Он приказом
назначает ответственных за осуществление санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и ведение производственного контроля. Номер
этого приказа вносится в титульный лист.
Ответственность за проведение производственного контроля указывается
в должностных инструкциях работников. Руководитель ЛПО организует проведение специальной
профессиональной подготовки должностных лиц, осуществляющих производственный
контроль. Составляются списки сотрудников на обучение и аттестацию.
Ответственное лицо контролирует соблюдение сроков переаттестации.
План производственного контроля
План производственного контроля включает титульную часть, в
которой содержится полная информацияо юридическом лице, включая:
- свидетельство о государственной регистрации;
- договор аренды;
- информацию о количестве работающих, в том числе относящихся
к декретированному контингенту; - наличие лицензии, санитарно-эпидемиологического заключения на
виды медицинской или фармацевтической деятельности; - перечисление договоров на обращение бытовых и медицинских
отходов, стирку белья и спецодежды; - информацию о периодических осмотрах медицинского персонала, проведении
дезинсекции и дератизации, дезинфекции и очистки системы вентиляции и пр.
В плане указываются: наименование мероприятий, ответственный
исполнитель, ссылки на действующие нормативные документы, срок исполнения и
отметка о выполнении.
Разделы плана включают гигиеническую оценку следующих вредных
факторов производственной среды ЛПО физической, химической и биологической природы:
- строительные материалы, используемые при строительстве,
ремонте и реконструкции ЛПО; - соблюдение в ЛПО
дезинфекционно-стерилизационного режима; - состояние прачечной ЛПО, обеззараживания и стирки белья;
- профессиональная заболеваемость персонала с назначением
комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий; - соответствие санитарным правилам питьевой воды, воздушной
среды ЛПО и источников ионизирующих и неионизирующих излучений (генерирующих, негенерирующих); - качество проведения
дезинфекционных мероприятий; - содержание территории ЛПО в соответствии с требованиями
санитарных правил.
При выявлении на объекте нарушений санитарных правил планом
производственного контроля предусмотрены мероприятия, направленные на их
устранение, в том числе:
- приостановление либо прекращение деятельности объекта;
- информирование территориального отдела Роспотребнадзора о
случившемся, в том числе о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил; - другие мероприятия, проведение которых необходимо для
осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и
гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий в зависимости от специфики осуществляемой
деятельности, выполняемой работы и оказываемой услуги.
Итак, производственный контроль охватывает все направления обеспечения
деятельности ЛПО. Кратность контроля по различным вопросам, в зависимости от
эпидемиологической значимости, колеблется от ежедневного до ежемесячного и
годового.
Санитарно-эпидемиологическое сопровождение
В современных условиях возрастает роль собственного контроля
и заинтересованности ЛПО в соблюдении противоэпидемического режима,
оказывающего непосредственное влияние на качество медицинской помощи. Однако руководство
ЛПО не всегда имеет возможность заниматься повседневным контролем за
соблюдением противоэпидемического режима. В связи с этим становится
востребованным санитарно-эпидемиологическое сопровождение объекта.
Под санитарно-эпидемиологическим сопровождением следует
понимать способ организации внутреннего контроля соблюдения санитарных правил,
в ходе которого используется широкий спектр методов, в том числе применение
лабораторно-инструментальных исследований. Целью такого сопровождения является
содействие созданию эффективной системы профилактических и противоэпидемических
мероприятий, обеспечивающей безопасные условия проведения
лечебно-диагностического процесса в интересах юридического лица и
индивидуального предпринимателя.
В ходе санитарно-эпидемиологического сопровождения осуществляются:
- проверка соответствия ЛПО действующим санитарным нормам;
- проверка соблюдения противоэпидемического, в том числе
дезинфекционно-стерилизационного, режима; - информирование руководителя ЛПО о санитарно-техническом состоянии
и содержании объекта, нарушениях противоэпидемического режима; - разработка предложений и рекомендаций по приведению ЛПО в
соответствие с санитарными нормами и контроль их выполнения; - консультирование руководителей подразделений, специалистов и
работников ЛПО по вопросам санитарии, гигиены и эпидемиологии, в том числе по
организации профилактики внутрибольничных инфекций, изменению функционального
назначения помещений, планировочным решениям, организации воздухообмена, обращению
с медицинскими отходами, дезинфекционно-стерилизационному режиму, организации
противоэпидемических мероприятий на случай заноса инфекции в ЛПО, иммунизации
сотрудников и другим направлениям деятельности; - гигиеническое
обучение сотрудников; - организация подготовки к проверкам Роспотребнадзора, сопровождение
проверок; - представление
интересов юридического лица и индивидуального предпринимателя в суде в рамках
своей компетенции и др.
Разница между проверками в ходе
санитарно-эпидемиологического сопровождения и контроля надзорных органов
состоит в том, что специалист, осуществляющий сопровождение, защищает интересы
юридического лица и индивидуального предпринимателя. Его цель ― помочь
юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю наладить
противоэпидемический режим в учреждении, выявить нарушения, предложить способы
их устранения и проконтролировать выполнение. Это позволяет руководителю,
используя опыт и квалификацию специалиста, наладить эффективный контроль за
выполнением санитарных норм и правил в отдельных подразделениях и в учреждении
в целом. Используя информацию санитарно-эпидемиологического сопровождения,
руководство может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения
внутри учреждения, т. е. принимать управленческие решения.
Санитарно-эпидемиологическое сопровождение осуществляется по
договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В
настоящее время наиболее подготовлены к этой деятельности федеральные государственные
учреждения ― центры гигиены и эпидемиологии. Договор может быть разовым (составленным
на каждое обследование) или долгосрочным (на год, с определением количества
посещений, объема и кратности лабораторно-инструментальных исследований).
Сопровождающий специалист не только выявляет ошибки в
системе профилактических и противоэпидемических мероприятий и дает квалифицированную
консультацию по данным вопросам, но может также организовать соответствующие
консультации узкопрофильных специалистов.
Специалист санитарно-эпидемиологического сопровождения несет
ответственность за выполнение своих обязанностей перед юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем, при этом он обязан, как и врач любой другой
специальности, сохранять конфиденциальность информации.
Санитарно-эпидемиологическое сопровождение может осуществляться
в рамках программы производственного контроля. Вместе с тем план санитарно-эпидемиологического
сопровождения может быть разработан исходя из запросов заявителя.
Программа санитарно-эпидемиологического сопровождения может
включать:
- обследование ЛПО;
- разработку программы производственного контроля;
- гигиеническую оценку ЛПО для подготовки инструментальных и
других видов обследований; - лабораторные исследования и инструментальные измерения;
- гигиеническое обучение и воспитание работников;
- письменные и устные консультации по вопросам
противоэпидемических и профилактических мероприятий (в случае заноса
инфекционных заболеваний, инфицирования сотрудника, составления различных
документов и др.).
Таким образом, специалист, осуществляющий
санитарно-эпидемиологическое сопровождение, фактически выполняет функции
госпитального эпидемиолога на объекте, но в отличие от госпитального
эпидемиолога специалист (санитарный врач или эпидемиолог) административно не
подчиняется руководителю учреждения.
ХРАПУНОВА И. А., зав. отделом гигиены ЛПУ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», доцент кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, д-р мед. наук
Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 6, 2012.
Подготовка к плановой проверке
Роспотребнадзор обязан уведомить руководителя медицинской организации о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала, направив копию соответствующего распоряжения.
Ежегодный сводный план проведения проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 31 декабря текущего календарного года. Поэтому подготовку к визиту проверяющих можно начать заблаговременно.
Прежде всего следует проанализировать, какие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены в ходе предшествующих проверок. Это позволит устранить существующие недочеты в работе учреждения и не повторить совершенных ошибок.
Итак, перед предстоящей плановой проверкой необходимо:
Самые распространенные замечания — по дефектам отделки стен, пола, потолков, мебели, что не позволяет проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию.
Зонирование помещений при выполнении отдельных видов медицинской деятельности должно соответствовать санитарным нормам и разграничивать потоки пациентов с различной степенью эпидемиологической значимости, движения стерильных и нестерильных изделий медицинского назначения.
- подготовить программу производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил в медицинской организации (должна быть утверждена руководителем), а также акты и протоколы исследований и испытаний, которые подтверждают ее выполнение и свидетельствуют об эффективности дезинфекционно-стерилизационных мероприятий, качестве предоставляемых медицинских услуг, безопасности условий труда на рабочих местах медицинского персонала;
- оценить полноту прохождения сотрудниками медицинской организации предварительных и периодических медицинских осмотров, охват персонала профилактическими прививками, своевременность профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работников пищеблоков и буфетов, прачечных цехов, бельевых складов и т. д.;
- особое внимание обратить на то, соблюдают ли медицинские работники санитарно-эпидемиологический режим;
- проконтролировать выполнение всех обязательных требований по дезинфекции помещений и изделий медицинского назначения, стерилизации медицинских инструментов, обработке рук медицинского персонала, соблюдение эпидемиологически безопасных алгоритмов проведения медицинских манипуляций и вмешательств;
- проверить наличие комплекта официально изданных санитарных правил, приказов, методических указаний, согласно которым реализуются профилактические и санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Нормативные правовые акты должны быть актуальными на момент проведения проверки, среди них не должно быть документов в недействующей редакции или утративших юридическую силу.
Еще одно условие успешного прохождения плановой проверки — распределение зон ответственности между должностными лицами и специалистами медицинской организации. Сделать это надо заранее. С персоналом учреждения необходимо провести беседу о правилах поведения при общении со специалистами Роспотребнадзора. Медицинские работники должны четко и грамотно отвечать на вопросы проверяющих в пределах своей профессиональной компетенции, знать свои должностные инструкции и основы санитарного законодательства.
Во время проверок представители Роспотребнадзора, как правило, запрашивают у медицинской организации следующие документы:
- копии устава медицинской организации;
- лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность;
- санитарно-эпидемиологические заключения, паспорта и инструкции по эксплуатации медицинской техники, изделий медицинского назначения;
- копии договоров на вывоз и утилизацию медицинских отходов, стирку белья и спецодежды, дезинсекцию, дератизацию и другие виды услуг, предоставляемые сторонними учреждениями.
Перечень документов, необходимых для проверки, зависит от видов и характера медицинской деятельности подконтрольной организации.
Организация и порядок проведения санитарно-эпидемиологического надзора в лечебно-профилактических учреждениях
357. Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, улучшения организации и повышения эффективности проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ЛПУ, направленных на сохранение здоровья и предупреждение внутригоспитальных заболеваний среди больных и персонала, а также выявления и пресечения нарушений санитарных правил и гигиенических нормативов за указанными учреждениями МО РФ устанавливается санитарно-эпидемиологический надзор.
358. Санитарно-эпидемиологический надзор в ЛПУ осуществляется должностными лицами санитарно-эпидемиологических учреждений МО в соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.).
359. Целью санитарно-эпидемиологического надзора является контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов устройства и эксплуатации ЛПУ, предусматривающих обеспечение благоприятных условий для более полного и быстрого восстановления здоровья больных и его сохранения в процессе труда у медицинского и обслуживающего персонала.
360. Должностные лица санитарно-эпидемиологических учреждений обязаны своевременно и в полной мере использовать предоставленные им полномочия по предупреждению и пресечению санитарных нарушений, координировать свою деятельность с начальниками ЛПУ в интересах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия больных и медицинского персонала, содействовать им в выполнении санитарных правил оказанием консультативно-методической помощи, планировать и проводить систематический контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических требований по обеспечению благоприятных условий пребывания больных и труда медицинского персонала, давать предписания руководству ЛПУ о проведении дополнительных профилактических оздоровительных мероприятий и устранению санитарных правонарушений, а также осуществлять санитарно-эпидемиологические расследования.
361. При проведении санитарно-эпидемиологического надзора специалисты санитарно-эпидемиологических учреждений имеют право беспрепятственно посещать ЛПУ (по предъявлению служебного удостоверения) и проводить обследования в целях проверки выполнения санитарных правил и гигиенических нормативов, выявлять и устанавливать причины возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди больных и персонала, получать без ограничений от должностных лиц сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на санитарно-эпидемиологические учреждения задач, составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства.
362. Для более полного объективного обследования и всесторонней оценки санитарно-эпидемиологической обстановки, соблюдения противоэпидемического режима, выполнения санитарных правил и гигиенических нормативов устройства и эксплуатации ЛПУ и разработки целенаправленных профилактических оздоровительных мероприятий работа специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений должна осуществляться комплексно с участием врачей-гигиенистов, эпидемиологов, бактериологов и дезинфекционистов с обязательным проведением инструментальных, лабораторных и аналитических исследований в необходимом объеме. При необходимости, для проведения комплексного обследования должны привлекаться врачи по гигиене труда, иммунологи, инфекционисты и другие специалисты.
363. Комплексные обследования проводятся не реже 1 раза в год с оценкой санитарно-эпидемиологической обстановки во всех ЛПУ, находящихся в зоне ответственности санитарно-эпидемиологического учреждения.
364. Работа по контролю за выполнением санитарных правил и соблюдением противоэпидемического режима в ЛПУ специалистами санитарно-эпидемиологических учреждений проводится в соответствии с Перечнем санитарно-гигиенических и противоэпидемических вопросов проверки военного госпиталя (Указания ГВМУ, 1991 г.). Обобщенные результаты обследования за год отражаются в санитарном паспорте ЛПУ (приложение 53) и акте комплексной проверки. Результаты проведенного обследования с выводами и предложениями по устранению санитарных правонарушений и улучшению профилактических оздоровительных мероприятий специалистами санитарно-эпидемиологических учреждений обсуждаются с начальниками и должностными лицами ЛПУ и докладываются командованию.
365. Последующие плановые санитарно-эпидемиологические обследования объектов ЛПУ с анализом внутригоспитальной заболеваемости осуществляются специалистами санитарно-эпидемиологических учреждений не реже 1 раза в квартал, а также по показаниям с анализом объема, качества и своевременности устранения выявленных прежде санитарных правонарушений, выполнения данных ранее предписаний по улучшению профилактических оздоровительных мероприятий. Плановые обследования отдельных медицинских батальонов, военных лазаретов, поликлиник, медицинских пунктов войсковых частей проводятся 1 раз в год, а также по показаниям.
366. Для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора за ЛПУ, обеспечения его последовательности и преемственности в санитарно-эпидемиологическом учреждении назначаются ответственные должностные лица: врач-гигиенист, эпидемиолог, бактериолог и дезинфекционист.
367. Комплексные обследования ЛПУ проводятся в плановом порядке или по эпидемическим показаниям. На период их проведения командирами санитарно-эпидемиологических учреждений формируются группы из числа врачей-специалистов и средних медицинских работников.
368. При осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора за ЛПУ врачами-специалистами санитарно-эпидемиологических учреждений проверяется: санитарное состояние и благоустройство территории; соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов в устройстве и оборудовании зданий и помещений; санитарно-техническое состояние и правильность эксплуатации инженерного оборудования, систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции; организация работы централизованных стерилизационных, прачечных, дезинфекционных камер; оснащение оборудованием, мебелью, инвентарем, бельем и т.п.; состояние микроклимата и чистота воздушной среды помещений; организация питания больных и персонала; санитарное состояние объектов продовольственной службы; наличие условий для выполнения и соблюдения правил госпитальной и личной гигиены; организация сбора, хранения, удаления и утилизации отходов; состояние очистки и обеззараживания сточных вод из специализированных отделений; выполнение мероприятий по предупреждению загрязнения окружающей среды; выполнение санитарно-эпидемиологических требований; объем и качество выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; организация и выполнение мероприятий по предупреждению инфекционных и неинфекционных заболеваний среди больных и персонала, организация санитарно-бактериологического контроля за эффективностью проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; организация подготовки, знание и выполнение персоналом санитарных правил устройства и эксплуатации ЛПУ и требований противоэпидемического режима; организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров персонала; наличие и ведение санитарных паспортов отделений и кабинетов, медицинских и санитарных книжек, документации по охране труда персонала; готовность ЛПУ к работе в условиях строгого противоэпидемического режима.
369. Контроль за условиями труда медицинского и обслуживающего персонала осуществляется профильными специалистами в соответствии с распределением функциональных обязанностей и объектов между ними.
370. Под особым контролем специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений должны находиться акушерские, гинекологические, детские, инфекционные, кожно-венерологические, туберкулезные и другие специализированные отделения, к которым предъявляются специальные санитарные правила устройства и эксплуатации и повышенные противоэпидемические требования.
Регламентируемая площадь палат в отделениях лечебно-профилактического учреждения
Расчетная температура воздуха и кратность воздухообмена в помещениях лечебно-профилактических учреждений